24 ноября 1994 года N 4-ЗТО
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
О ЗАКОНАХ ОБЛАСТИ
(в ред. Законов Тульской области
от 12.11.1996 N 34-ЗТО, от 16.09.1999 N 149-ЗТО,
от 26.01.2001 N 226-ЗТО, от 09.06.2003 N 387-ЗТО,
от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
Настоящий Закон на основе и во исполнение Конституции
Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Тульской области
устанавливает единые требования к законам области и
законодательному процессу.
Настоящий Закон распространяется на порядок разработки,
внесения, рассмотрения, принятия, подписания и опубликования
Устава (Основного Закона) Тульской области и закона области о
бюджете на очередной финансовый год в части, не противоречащей
законам области, устанавливающим особенности законодательного
процесса для указанных законов.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
1. Основной закон области - Устав области, который имеет высшую
юридическую силу и является правовой основой законодательства
области.
2. Закон области - нормативный правовой акт, принятый в
пределах его компетенции законодательным (представительным)
органом государственной власти области (областной Думой) или
референдумом по наиболее важным вопросам государственной и
общественной жизни области, требующим устойчивого регулирования на
областном уровне.
3. Проект закона области (законопроект) - предварительный текст
закона области, внесенный в областную Думу субъектом права
законодательной инициативы в установленном настоящим Законом
порядке.
4. Законодательный процесс - деятельность по внесению,
рассмотрению, принятию, подписанию, опубликованию законов области.
5. Законодательная инициатива - внесение законопроекта
субъектом права законодательной инициативы на рассмотрение в
областную Думу.
6. Экспертиза законопроекта - специальное исследование,
проводимое с целью оценки качества законопроекта, выявления
возможных последствий его принятия и разработки предложений по его
совершенствованию.
Статья 2. Планирование законодательной деятельности
1. В целях обеспечения эффективности законодательной
деятельности, совершенствования процесса подготовки законов
области используется перспективное и текущее планирование.
2. Перспективное планирование включает в себя основные
направления законодательной деятельности, определяемые на срок
полномочий депутатов областной Думы, и программу законопроектных
работ, формируемую областной Думой на очередной год.
Текущее планирование включает в себя план работы областной Думы
на квартал и план мероприятий областной Думы на месяц.
3. Основные направления законодательной деятельности
определяются областной Думой в начале работы областной Думы нового
созыва на основе предложений комитетов областной Думы и
губернатора области.
4. Программа законопроектных работ на очередной год формируется
на основе предложений субъектов права законодательной инициативы и
утверждается областной Думой.
5. Субъекты права законодательной инициативы представляют в
областную Думу не позднее чем за один месяц до начала календарного
года перечень законопроектов, которые они намереваются внести в
областную Думу.
6. Решение об исключении законопроекта из программы
законопроектных работ принимается областной Думой.
7. Утвержденные областной Думой программа и планы
законопроектных работ направляются губернатору области.
(в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
Статья 3. Право законодательной инициативы
1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам
областной Думы, депутатским комитетам, губернатору области, лицу,
официально его замещающему, прокурору области, представительным
органам местного самоуправления муниципальных образований области,
а также избирательной комиссии Тульской области, Тульскому
областному суду и Арбитражному суду Тульской области по вопросам
их ведения, общественной организации "Тульская федерация
профсоюзов" по вопросам, касающимся социально-трудовой сферы.
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
2. Законопроекты, исходящие от граждан, организаций,
объединений, других органов, не обладающих правом законодательной
инициативы, могут быть внесены в областную Думу субъектами права
законодательной инициативы.
3. Законопроекты, внесенные в областную Думу губернатором
Тульской области, рассматриваются по его предложению в
первоочередном порядке.
(в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
Статья 4. Рабочая группа по разработке законопроекта
Для разработки законопроекта постановлением областной Думы либо
распоряжением ее председателя может создаваться рабочая группа из
представителей областной Думы, губернатора области и
заинтересованных организаций.
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
Глава II. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА
Статья 5. Условия внесения законопроекта
1. При внесении законопроекта в областную Думу субъектом права
законодательной инициативы должны быть представлены:
1) сопроводительное письмо, в котором указывается официальное
лицо, представляющее законопроект, за исключением случаев, когда
субъект права законодательной инициативы представляет законопроект
лично;
2) текст законопроекта;
3) пояснительная записка к законопроекту с обоснованием
необходимости его принятия, раскрывающая предмет законодательного
регулирования и содержащая изложение концепции предлагаемого
законопроекта;
4) справка о состоянии законодательства по вопросам правового
регулирования законопроекта, с указанием перечня нормативно-
правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с
принятием данного закона.
(в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
5) финансово-экономические расчеты, если его реализация
потребует материальных затрат;
(в ред. Закона Тульской области от 09.06.2003 N 387-ЗТО)
6) решение представительного органа местного самоуправления
муниципального образования (в случае осуществления им права
законодательной инициативы);
7) иные материалы, необходимые по усмотрению субъекта права
законодательной инициативы для обоснования внесения законопроекта.
2. Утратил силу. - Закон Тульской области от 31.05.2005 N 579-
ЗТО.
3. Законопроект должен иметь на каждой странице
идентифицирующие признаки (подписи субъекта права законодательной
инициативы, оттиски печатей, штампов или иное), определяемые
субъектами права законодательной инициативы самостоятельно.
4. Текст законопроекта и прилагаемые к нему документы
представляются на бумажном и магнитном носителях.
5. Утратил силу. - Закон Тульской области от 31.05.2005 N 579-
ЗТО.
Статья 6. Требования к законопроекту
1. Текст законопроекта излагается простым и ясным языком. Не
допускается употребление устаревших, многозначных и оценочных слов
и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
Наименование законопроекта должно быть точным и четким,
правильно отражать предмет правового регулирования.
(абзац введен Законом Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
2. В законопроект может включаться преамбула, содержащая
разъяснение целей и задач его принятия. Нормативные предписания в
преамбулу не включаются.
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
3. В законопроекте в случае необходимости даются определения
используемых юридических, технических и других специальных
терминов.
4. В законопроекте нормативные предписания излагаются в виде
статей, имеющих порядковый номер. Статьи могут иметь заголовки.
Статьи законопроекта могут подразделяться на части. В частях
статей могут содержаться пункты и подпункты. В исключительных
случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на
абзацы.
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
Статьи близкого содержания значительного по объему
законопроекта объединяются в главы. В необходимых случаях главы
могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и
нумерацию.
Разделы, главы и отдельные статьи законопроекта располагаются в
последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы
законопроекта, переход от более общих положений к более
конкретным.
5. Положения об отмене, признании утратившими силу, изменениях
и дополнениях ранее принятых областной Думой нормативных правовых
актов, их отдельных частей включаются непосредственно в текст
законопроекта.
Статья 7. Реквизиты законопроекта
Законопроект должен иметь следующие реквизиты:
1) в верхнем правом углу первой страницы текста законопроекта -
слово "проект";
2) под словом "проект" - наименование субъекта права
законодательной инициативы;
3) ниже - наименование правового акта: "Закон Тульской
области", наименование закона;
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
4) под текстом законопроекта - наименование должностей:
слева - "Председатель областной Думы", справа - "Губернатор
Тульской области".
Статья 7-1. Подготовка законопроекта к рассмотрению
(введена Законом Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
1. Законопроект, внесенный с соблюдением условий,
предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, в течение пяти дней
со дня его поступления направляется председателем областной Думы:
в ответственный комитет областной Думы для рассмотрения;
в комитеты областной Думы для предложений и замечаний;
в правовую службу областной Думы для подготовки правового
заключения;
губернатору области (за исключением законопроектов, внесенных
им самим).
В случае необходимости законопроект может быть направлен
избирательной комиссии Тульской области, Тульскому областному суду
и Арбитражному суду Тульской области, общественной организации
"Тульская федерация профсоюзов" для представления отзыва.
Правовое заключение, предложения, замечания и отзывы от
субъектов права законодательной инициативы представляются в
областную Думу в течение 30 календарных дней со дня направления
законопроекта председателем областной Думы.
2. При внесении в областную Думу законопроекта с нарушением
требований, установленных статьей 5 настоящего Закона,
председатель Думы возвращает законопроект субъекту права
законодательной инициативы с обоснованием своего решения.
Статья 8. Право субъекта законодательной инициативы на отзыв
внесенного им законопроекта
Субъект права законодательной инициативы может в письменной
форме отозвать внесенный им законопроект до принятия его в первом
чтении.
Глава III. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА И
ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА ОБЛАСТИ
Статья 9. Предварительное рассмотрение законопроекта
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
1. Законопроект вносится для рассмотрения на заседание
областной Думы только после его рассмотрения ответственным
комитетом. Законопроект рассматривается ответственным комитетом не
позднее 90 дней со дня его поступления в комитет.
2. В случае, если при рассмотрении в ответственном комитете
законопроект не набрал необходимого количества голосов для
рекомендации его областной Думе по принятию в первом чтении либо
отклонению, оформляются два проекта постановлений областной Думы:
о принятии и об отклонении законопроекта.
Статья 10. Рассмотрение законопроекта областной Думой
1. Рассмотрение законопроекта осуществляется в трех чтениях,
если областная Дума в соответствии с пунктом 1 статьи 11
настоящего Закона не примет решения о рассмотрении его в двух
чтениях.
(в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
2. Процедура рассмотрения законопроекта на заседании областной
Думы определяется настоящим Законом и Регламентом Тульской
областной Думы.
2-1. Законопроекты о введении или об отмене налогов, об
освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств
области, другие законопроекты, предусматривающие расходы,
покрываемые за счет средств бюджета области, рассматриваются
областной Думой по представлению губернатора области либо при
наличии его заключения. Данное заключение представляется
губернатором области в областную Думу не позднее 30 календарных
дней со дня поступления проекта закона губернатору области.
(введен Законом Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
3. Законопроекты, законы Тульской области принимаются
большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное
не предусмотрено федеральными законами, Уставом (Основным Законом)
Тульской области, настоящим Законом. Решение о принятии либо
отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется
постановлением областной Думы.
(в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
4. Если до первого чтения в областную Думу от других субъектов
права законодательной инициативы поступили законопроекты,
направленные на регулирование той же области общественных
отношений (далее - альтернативные законопроекты), то после
соблюдения требований, предусмотренных статьей 9 настоящего
Закона, все указанные альтернативные законопроекты вносятся на
первое чтение одновременно.
В случае принятия в первом чтении одного из альтернативных
законопроектов другие законопроекты считаются отклоненными, о чем
сообщается внесшему их субъекту права законодательной инициативы.
Статья 11. Рассмотрение законопроекта в двух чтениях и принятие
Закона
1. Законопроекты о внесении изменений, дополнений в действующие
законы, если при этом не предлагается новая редакция всего текста
закона, а также об отмене или о признании действующих законов
области утратившими силу могут быть рассмотрены в двух чтениях,
если областная Дума применительно к конкретному законопроекту
примет такое решение.
2. Рассмотрение законопроекта в двух чтениях производится с
соблюдением требований пунктов 1, 2, 3, 4, 7, 8 статьи 12
настоящего Закона.
3. Принятый в первом чтении законопроект направляется
ответственным комитетом на лингвистическую экспертизу.
4. Ответственный комитет не позднее одного месяца со дня
принятия законопроекта в первом чтении представляет законопроект
для рассмотрения во втором чтении:
текст законопроекта с учетом лингвистической экспертизы;
проект постановления областной Думы.
5. При рассмотрении законопроекта во втором чтении с докладом
выступает представитель ответственного комитета.
6. По результатам рассмотрения законопроекта во втором чтении
областная Дума вправе:
принять закон;
отклонить законопроект.
7. Законопроект, рассмотренный во втором чтении и не получивший
необходимого для его принятия либо отклонения количества голосов
депутатов областной Думы, считается непринятым. О данном решении
уведомляется субъект права законодательной инициативы, внесший
законопроект.
(в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
Статья 12. Рассмотрение законопроекта в первом чтении
1. Для рассмотрения законопроекта в первом чтении ответственный
комитет дополнительно к материалам, внесенным субъектом права
законодательной инициативы, представляет:
проект постановления областной Думы;
правовое заключение.
2. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждаются
основные положения законопроекта и решается вопрос о его принятии
или отклонении.
3. Доклад по законопроекту делает субъект права законодательной
инициативы либо его официальный представитель.
Содоклад по законопроекту делает представитель ответственного
комитета.
4. По результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении
областная Дума вправе:
принять законопроект в первом чтении;
отклонить законопроект.
5. Принятый в первом чтении законопроект направляется субъектам
права законодательной инициативы для подготовки поправок. В случае
необходимости законопроект направляется по решению комитета для
рассмотрения в иные органы, а также для проведения экспертизы в
соответствующие учреждения.
Областная Дума после принятия законопроекта в первом чтении
может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта на
территории области.
6. Одновременно с принятием законопроекта в первом чтении
областная Дума устанавливает срок внесения поправок к
законопроекту.
7. Если законопроект, рассмотренный в первом чтении, не получил
необходимого для его принятия количества голосов депутатов
областной Думы, ставится на голосование предложение о его
отклонении.
8. Законопроект, рассмотренный в первом чтении и не получивший
необходимого для его принятия либо отклонения количества голосов
депутатов областной Думы, возвращается субъекту права
законодательной инициативы.
Статья 13. Подготовка законопроекта ко второму чтению
1. Принятый в первом чтении законопроект передается в
ответственный комитет, который обеспечивает его всесторонний
анализ, систематизацию поступающих к законопроекту поправок, а
также в необходимых случаях обеспечивает проведение
соответствующей экспертизы законопроекта.
2. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении,
вносятся в областную Думу в виде текста новых статей
законопроекта, изменений или дополнений в конкретные статьи.
3. Для доработки законопроекта, принятого в первом чтении,
постановлением областной Думы либо распоряжением ее председателя
может создаваться рабочая группа из представителей областной Думы,
органов исполнительной власти области и заинтересованных
организаций.
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
Статья 14. Рассмотрение законопроекта во втором чтении
1. Ответственный комитет не позднее трех месяцев со дня
принятия законопроекта в первом чтении, если иное не установлено
областной Думой, представляет для рассмотрения законопроекта во
втором чтении:
проект постановления областной Думы,
таблицы поправок, рекомендованных к принятию, отклонению и по
которым не было принято решений.
2. При рассмотрении законопроекта во втором чтении с докладом
выступает представитель ответственного комитета, проводится
обсуждение и голосование по поправкам.
3. По результатам рассмотрения законопроекта во втором чтении
областная Дума вправе:
принять законопроект во втором чтении;
отклонить законопроект.
Одновременно с принятием законопроекта во втором чтении
областная Дума может принять решение о направлении законопроекта
для проведения экспертизы.
4. В случае, если по итогам рассмотрения во втором чтении
областная Дума не приняла решения, законопроект возвращается на
доработку в ответственный комитет. Законопроект должен быть
рассмотрен ответственным комитетом в течение 60 дней.
5. Законопроект, рассмотренный повторно во втором чтении и не
получивший необходимого для его принятия либо отклонения
количества голосов депутатов областной Думы, считается непринятым.
О данном решении уведомляется субъект права законодательной
инициативы, внесший законопроект.
Статья 15. Подготовка законопроекта к третьему чтению
Принятый во втором чтении законопроект направляется
ответственным комитетом на лингвистическую экспертизу.
Статья 16. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
1. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении проводится не
позднее трех месяцев со дня принятия законопроекта во втором
чтении.
2. Доклад о предлагаемых к внесению в законопроект изменениях
делает представитель ответственного комитета.
3. По результатам рассмотрения законопроекта в третьем чтении
областная Дума вправе:
принять закон;
отклонить законопроект.
4. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении допускается
внесение в него поправок только по результатам экспертизы.
5. В исключительных случаях областная Дума может принять
решение о возвращении законопроекта к процедуре рассмотрения во
втором чтении.
6. Законопроект, рассмотренный в третьем чтении и не получивший
необходимого для его принятия либо отклонения количества голосов
депутатов областной Думы, считается непринятым. О данном решении
уведомляется субъект права законодательной инициативы, внесший
законопроект.
Глава IV. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКОНА ОБЛАСТИ,
ЕГО ПОДПИСАНИЯ, ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ,
И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
Статья 17. Реквизиты закона
Закон должен иметь следующие реквизиты:
1) наименование правового акта: "Закон Тульской области";
2) название закона;
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
3) дата принятия Думой и номер постановления Думы;
4) наименования должностей и подписи председателя областной
Думы и губернатора области;
5) место принятия закона;
6) регистрационный номер;
7) дата подписания закона губернатором области (дата закона);
(в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
8) гербовые печати областной Думы и губернатора области,
удостоверяющие подписи должностных лиц.
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
Статья 18. Порядок подписания закона области
1. Председатель областной Думы в десятидневный срок со дня
принятия областной Думой подписывает закон области и направляет
его для подписания и официального опубликования губернатору
области.
Губернатор области подписывает и официально опубликовывает
закон области в течение двадцати дней со дня его поступления.
(в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
2. Губернатор области вправе отклонить закон в течение
четырнадцати календарных дней со дня его поступления. При этом
закон возвращается в областную Думу с мотивированным обоснованием
его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и
дополнений. Губернатор области может внести предложение по
созданию согласительной комиссии для преодоления возникших
разногласий.
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
3. Исключен - Закон Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
Статья 19. Согласительная комиссия
1. Согласительная комиссия создается на паритетной основе
областной Думой на основании предложений ответственного комитета и
губернатора области, с указанием сопредседателей от каждой
стороны.
2. Согласительная комиссия при принятии решения действует по
принципу "одна сторона - один голос", при этом члены комиссии от
областной Думы и от губернатора области принимают решение
большинством голосов (от своего общего числа). По окончании работы
согласительная комиссия составляет протокол и, в случае
необходимости, таблицу поправок, которые подписываются
сопредседателями согласительной комиссии от областной Думы и
губернатора области.
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
3. Согласительная комиссия не позднее двух месяцев со дня
создания представляет на заседание Думы для повторного
рассмотрения закона:
проект постановления областной Думы;
закон области в согласованной редакции;
протокол;
заключение правовой службы областной Думы;
в случае необходимости - таблицу поправок.
Статья 20. Повторное рассмотрение закона области
1. При повторном рассмотрении закона области сопредседатели
согласительной комиссии докладывают о результатах своей работы.
В случае, если согласительная комиссия не создавалась, с
докладом о решении ответственного комитета относительно повторного
рассмотрения закона выступает представитель данного комитета.
(в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
2. По результатам повторного рассмотрения областная Дума
вправе:
принять закон с поправками согласительной комиссии;
одобрить закон в ранее принятой редакции большинством не менее
двух третей голосов от установленного числа депутатов областной
Думы;
(в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
принять закон в редакции, предложенной губернатором области;
принять решение возвратить закон к процедуре рассмотрения во
втором чтении и направить его в ответственный комитет для
продолжения работы над ним.
3. Закон области, одобренный в ранее принятой редакции, не
может быть повторно отклонен губернатором области и подлежит
подписанию и опубликованию в срок, установленный абзацем вторым
пункта 1 статьи 18 настоящего Закона.
(в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
4. (в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
Повторно принятый закон области в течение десяти дней
направляется председателем областной Думы губернатору области для
подписания и официального опубликования.
5. (в ред. Закона Тульской области от 26.01.2001 N 226-ЗТО)
Если ни одно из предложений, указанных в пункте 2 настоящей
статьи, при голосовании не получило необходимого числа голосов, то
рассматриваемый закон считается непринятым.
Статья 21. Регистрация закона области
Закон для регистрации вносится в "Реестр законов Тульской
области".
Статья 22. Вступление в силу закона области
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
1. Закон области вступает в силу со дня его официального
опубликования, если иной, более поздний, срок не указан в тексте
закона.
Закон области по вопросам защиты прав и свобод человека и
гражданина вступает в силу по истечении десяти дней после дня его
официального опубликования.
Закон области о бюджете области на финансовый год или о
внесении в него изменений вступает в силу со дня подписания его
губернатором области.
Законы области о налогах и сборах вступают в силу в
соответствии с федеральным законодательством.
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
2. Официальным опубликованием закона считается первая
публикация его полного текста, оформленная грифом "официальное
опубликование", в газете "Тульские известия" или "Вестнике
Тульской областной Думы".
3. Для официального опубликования выдается копия подлинного
текста Закона, заверенная печатью органа государственной власти
Тульской области, осуществляющего публикацию закона.
Статья 23. Изменение закона области
Изменения и дополнения в закон вносятся законом области в
порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 24. Действие закона области
Закон области действует на ее территории постоянно, если иное
не установлено в самом законе.
Статья 25. Прекращение действия закона области
Закон области или его отдельные положения прекращают свое
действие в следующих случаях:
истечение срока действия;
принятие закона области об отмене ранее принятого закона
области либо о признании его утратившим силу;
вступление в силу решения суда о признании закона области или
его отдельных положений недействующими.
(в ред. Закона Тульской области от 31.05.2005 N 579-ЗТО)
И.о. председателя Губернатор - глава
Тульской исполнительного органа
областной государственной власти
Думы Тульской области
В.Ю.ШАМОТА В.А.СТАРОДУБЦЕВ
14 декабря 1994 г.
г. Тула
24 ноября 1994 года
N 4-ЗТО
-------------------------------------------------------------------
|