ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
1-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 1994 г. N 14/286
14-е заседание
О ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЯХ "ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
СИТУАЦИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО
РАЗВИТИЯ СЕМЬИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с решением пленарного заседания комитетов Думы
по депутатским слушаниям "Демографическая ситуация и проблемы
семьи в Тульской области"
Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Считать оценку, выводы, рекомендации, содержащиеся в
заключении по депутатским слушаниям "Демографическая ситуация и
проблемы семьи в Тульской области" (прилагается) официальной
позицией областной Думы.
2. Направить указанное заключение губернатору Тульской области
- главе администрации и главам местного самоуправления городов и
районов области.
Председатель Тульской
областной Думы
В.В.ДЕРЕВЯНКО
Приложение
к постановлению Тульской
областной Думы
от 29 декабря 1994 г. N 14/286
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по депутатским слушаниям "Демографическая
ситуация и проблемы семьи в Тульской области"
Комплексное рассмотрение вопросов демографической ситуации и
социально-экономического положения семей в Тульской области
позволяет выделить наиболее острые проблемы, требующие принятия
конкретных мер со стороны органов государственной власти и
местного самоуправления всех уровней.
Как показали выступления участников депутатских слушаний, в
настоящее время в Тульской области, как и по России в целом, резко
ухудшилась демографическая обстановка. Так, устойчивая
естественная убыль населения наблюдается в 69 регионах России.
Что касается Тульской области, то этот процесс протекает
особенно остро.
На начало текущего года в области проживало 1832 тысячи
человек, что на 35 тысяч (1,9%) меньше, чем на дату последней
переписи населения 1989 года.
С этого времени ежегодно происходит снижение рождаемости в
области. В 1993 году была зафиксирована самая низкая рождаемость
за весь послевоенный период - 14 тысяч детей, что на 10,5 тысячи
человек, или на 43% меньше по сравнению с 1987 годом (годом
наибольшей рождаемости в 80-е годы).
Число родившихся на 1000 человек населения, т.е. коэффициент
рождаемости, снизился с 13,2 в 1987 году до 10,2 в 1990 и 7,7 в
1993 году (в среднем по стране он равен 9 промилле). За 9 месяцев
1994 года в области родилось 10,7 тысячи младенцев, что на 0,7
процента меньше, чем за этот период прошлого года.
Медленное снижение рождаемости сменилось ее резким падением в
90-е годы, отмечен рост показателей смертности населения.
В 1993 году умерло наибольшее число жителей области - 33680
человек, что на 4,8 тысячи (16,4%) больше, чем в 1992 году. За
период с 1989 по 1993 годы в среднем за год уходило из жизни 28
тысяч человек, а рождалось за этот период - 17 тысяч детей. Общий
показатель смертности возрос с 13,7 на тысячу населения в 1989
году до 18,4 - в 1993 году, являясь самым высоким за весь
послевоенный период.
Такой уровень смертности отчасти объясняется старым возрастным
составом населения, в 1995 году жители области пенсионного
возраста составили 27 процентов. Одновременно растет число умерших
в трудоспособном возрасте, особенно среди мужчин. Коэффициент
смертности населения в трудоспособном возрасте в 1993 году
составил 7,7 промилле против 6,4 в 1992 году, что на 21 процент
выше.
Возрастающий уровень смертности в трудоспособном возрасте при
низком уровне рождаемости отражается на снижении ожидаемой
продолжительности жизни населения, которая за последние три года
уменьшилась на 4 года.
Тенденция демографических процессов свидетельствует о том, что
численность населения в Тульской области и в последующие годы
будет уменьшаться: за период 1996-2000 г. г. - в среднем за год на
12 тысяч человек. Коэффициент естественной убыли будет превышать
среднероссийский почти в два раза.
В Тульской области растет число разводов при сокращении
браков, что оказывает негативное влияние на демографическую
ситуацию. К уровню 1990 года уменьшение браков составило 7,4%,
увеличение разводов - 76%. Эти процессы влияют на социальное
здоровье семьи. В области растет число неполных семей, в которых
воспитываются сегодня 7,2 тысячи несовершеннолетних детей.
Анализ экономического положения семей показывает: происходит
резкое снижение реальных доходов большинства семей. Семьи с
несовершеннолетними детьми являются наименее обеспеченной частью
населения. Ухудшается питание большинства детей, ограничивается их
доступ к внешкольному образованию, культуре, полноценному отдыху.
Пособия для детей индексируются в меньшей степени, чем пенсии и
стипендии, и от одной индексации к другой сокращаются в реальном
выражении.
Есть основания для нарастания застойной бедности и
воспроизводства ее в новых поколениях. Снижение стартовых
возможностей детей из бедных семей обязательно повлечет к потере
части интеллектуального потенциала области.
Наиболее уязвимы неполные, многодетные, имеющие в своем
составе инвалидов семьи, семьи с малолетними детьми, родители
которых безработные или имеют низкие доходы. Сорок одна тысяча
семей в области состоит на учете в органах социальной защиты
населения. 19 тысяч семей особо нуждаются в социальной защите, их
среднедушевой доход ниже минимальной зарплаты.
Кризисные явления в обществе сказались и на состоянии здоровья
всех членов семьи. Серьезной проблемой остается обеспечение охраны
здоровья матери и ребенка. Неблагоприятные условия труда,
психологические и физические нагрузки, экологическая обстановка
негативно отражаются на здоровье женщин. 70% беременных женщин
имеют различные отклонения в состоянии здоровья, что приводит к
патологии новорожденных.
Практически здоровыми могут считаться в области лишь 10-14%
детей, остальные имеют те или иные аномалии.
Растет число семей с социальной патологией, проявляющейся в
алкоголизации населения. Бесконтрольная торговля алкогольными
напитками привела к увеличению числа алкогольных отравлений и
алкогольных психозов.
Ухудшается моральный климат в семье, растет насилие, детская
безнадзорность, преступность. Семья перестает быть основой жизни
ее членов, очагом добра, тепла и света.
Отсюда вытекает и еще одна важная проблема - проблема
"социального сиротства" детей, детской безнадзорности и как
следствие, рост числа правонарушений среди несовершеннолетних. На
1 сентября 1994 года выявлено 1267 детей-сирот, большинство среди
них - социальные сироты, что является следствием личностной
деградации родителей, уклонения их от выполнения прямых
родительских обязанностей.
И так как все большее количество детей оказываются фактически
брошенными своими родителями, все больше возрастает потребность в
учреждениях государственной защиты и социальной реабилитации
детей.
Участники депутатских слушаний обращают внимание на то, что в
складывающихся социально-экономических условиях наиболее
правильным было бы создание мини-детских домов на 10-12 детей,
семейных детских домов, в том числе на основе крестьянских
(фермерских) хозяйств в каждой территории, активное решение
вопросов усыновления детей, установления опеки и попечительства,
поддержка семей, взявших на себя ответственность за детские
судьбы.
Далее делался акцент на необходимость стабилизации
демографической обстановки на основе разработки и реализации
региональной демографической и семейной политики, цель которой в
соответствии с Конституцией Российской Федерации - создание
каждому трудоспособному гражданину условий, позволяющих своим
трудом и предприимчивостью поддержать его собственное
благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресной
социальной поддержки со стороны государства и благотворительных
организаций слабо защищенных категорий семей, а также семей, где
воспитываются одаренные дети - интеллектуальный потенциал области.
Участники депутатских слушаний были единодушны во мнении, что
демографическая политика ближайшего будущего должна быть
направлена на снижение младенческой смертности, уровня
заболеваемости и инвалидности детей, на обеспечение населения
детским питанием, лекарствами, ужесточение государственного
контроля за состоянием окружающей среды, за качеством
продовольствия, включая алкоголь.
Как благоприятные возможности для улучшения демографической
ситуации в области следует рассматривать миграционные процессы,
так как возрастная структура переселенцев достаточно благоприятна:
19,4% приходится на долю детей до 16 лет, более 60% - лица
трудоспособного возраста, 47,7% среди переселенцев старше 16 лет
составляют лица, имеющие высшее и среднеспециальное образование. В
связи с этим возникает насущная необходимость создания в области
условия наибольшего благоприятствования для прибывающих
вынужденных переселенцев.
Таким образом, анализ состояния и причин демографической
ситуации в области, социально-экономического положения семьи
свидетельствует о невозможности полной стабилизации
демографической обстановки в период коренных
социально-экономических преобразований и реформ в стране без
последующего подъема экономики, повышения уровня жизни населения,
правового регулирования обозначенных проблем.
На основании статьи 74 Регламента Тульской областной Думы
участники депутатских слушаний считают необходимым:
1. Сформировать региональную политику по вопросам демографии и
семьи.
2. Обеспечить квалифицированную экспертизу всех
законопроектов, федеральных и региональных программ с целью
определения места в них семьи, детей, демографии и обеспечения
социальных гарантий их стабилизации.
3. Сохранить действующие социальные гарантии для граждан с
семейными обязанностями (защита материнства и родительства,
приоритет детства, семейные пособия, доступные детские учреждения,
организованный отдых).
4. Органам государственной власти:
а) разработать программу по стабилизации демографической
ситуации и социального положения семьи в Тульской области;
б) обеспечить законодательно охрану прав несовершеннолетних:
трудоустройство, усыновление, закрепление жилья, имущества в
случаях раздела, размены и лишения родительских прав;
в) предусмотреть в комплексной региональной Программе "По
усилению борьбы с преступностью на 1995 год мероприятия по
профилактике борьбы с преступностью среди несовершеннолетних.
5. Распространить на всей территории области положительный
опыт организации центров социального обслуживания семей с детьми.
6. При разработке закона Тульской области "О бюджете на 1995
год" предусмотреть финансирование программы по семейной политике,
сохранение объемов финансирования программы социальной защиты
населения, выделение отдельной строкой финансирования мероприятий,
направленных на охрану материнства и детства.
7. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации с предложениями ускорить принятие федеральных
законов:
"О детском пособии";
"О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье
Российской Федерации";
"О прожиточном минимуме";
"О правах ребенка";
"Об охране семьи, материнства, отцовства и детства";
"О планировании семьи".
Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация в области
и положение с семьей усиливает потребность переориентации сознания
значительной части населения на ценность семьи как среды обитания,
развития и жизнедеятельности. Осуществление этой переориентации -
важнейшая задача всех средств массовой информации, учреждений
культуры, образования и воспитания.
Председатель комитета
по социально-культурному
законодательству
В.Н.ЗУБАРЕВ
|