ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1
Общие положения
Статья 1. Реализация государственной политики по вопросам
образования в Тульской области.
Статья 2. Система образования.
Статья 3. Учредитель (учредители) образовательного учреждения.
Статья 4. Статус образовательного учреждения.
Статья 5. Статус обучающегося, воспитанника.
Статья 6. Статус работника образовательного учреждения.
Раздел 2. Некоторые вопросы правового регулирования
образования
Статья 7. Дошкольное образование.
Статья 8. Общее образование.
Раздел 3. Компетенция органов государственной власти области
по вопросам образования.
Статья 9. Компетенция областной Думы.
Статья 10. Компетенция государственной исполнительной власти.
Раздел 4. Управление системой образования
Статья 11. Компетенция органов местного самоуправления.
Статья 12. Компетенция государственного органа управления
образованием - комитета по образованию и высшей школе
администрации Тульской области.
Статья 13. Компетенция муниципальных органов управления
образованием.
Раздел 5. Гарантии приоритетности образования
Статья 14. Финансовое обеспечение региональной программы
"Развития системы образования Тульской области"
Статья 15. Социальные гарантии работников образовательных
учреждений, учащихся и студентов
ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Задачами правового регулирования вопросов образования в
Тульской области являются:
- обеспечение и защита конституционного права граждан
Российской Федерации, проживающих в Тульской области, на
образование;
- создание правовых гарантий для свободного функционирования и
развития системы образования в рамках федеральной и региональной
программ;
- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности
физических и юридических лиц с целью создания необходимых условий
для получения полноценного общего и профессионального образования;
- принятие правовых актов по разработке механизмов реализации
федеральных законов в рамках компетенции субъекта федерации.
Раздел 1: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Реализация государственной политики по вопросам
образования в Тульской области.
1. Органы законодательной и исполнительной государственной
власти Тульской области провозглашают сферу образования
приоритетной в соответствии с конституционным правом граждан.
2. Образование в Тульской области осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, Типовым
положением об образовательном учреждении, настоящим Законом и
решениями соответствующего органа управления образованием.
3. Гарантируется бесплатность:
- дошкольного;
- общего начального, основного среднего (полного) образования;
- начального профессионального образования, среднего и высшего
профессионального образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях на конкурсной основе в пределах
государственных образовательных стандартов и контрольных цифр
приема, утвержденных, исходя из нужд Тульской области;
- послевузовского профессионального образования, получаемого
впервые;
- повышения квалификации в соответствии с областным положением
об аттестации.
Статья 2. Система образования.
Система образования Тульской области представляет собой
совокупность сети образовательных учреждений различных
организационно - правовых форм, типов и видов, реализующих
образовательные программы и государственные образовательные
стандарты:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего,
среднего общего образования);
- начального профессионального, среднего профессионального и
высшего профессионального образования;
- специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся
воспитанников с отклонениями в развитии;
- учреждений дополнительного образования;
- учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- учреждений переподготовки и повышения квалификации. К ней
относятся также органы управления образованием и подведомственные
им учреждения и предприятия.
Статья 3. Учредитель (учредители) образовательного
учреждения.
1. Учредителями образовательного учреждения (муниципального,
государственного) являются органы государственной власти и
соответствующие органы управления образованием.
2. Отношения между учредителем и образовательным учреждением
определяются договором, заключенным между ними в соответствии с
законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Статья 4. Статус образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении
образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной,
финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах,
определенных законодательством Российской Федерации, настоящим
Законом и уставом учреждения.
Статья 5. Статус обучающегося, воспитанника.
Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательных
учреждений определяются Законом Российской Федерации
"Об образовании", настоящим Законом, Типовым положением об
образовательном учреждении и его уставом.
Дополнительно на территории Тульской области обучающиеся,
воспитанники имеют право пользоваться льготным или бесплатным
проездом на общественном транспорте, а учащиеся и воспитанники
муниципальных учреждений - на бесплатное или льготное питание,
иными видами льгот и материальной помощи, предусмотренными
нормативными актами органов государственной власти и местного
самоуправления.
Статья 6. Статус работника образовательного учреждения.
Работники образовательного учреждения имеют право на участие в
управлении образовательным учреждением, на защиту своей
профессиональной чести и достоинства.
Педагогические работники имеют право:
- на свободу выбора и использования методик обучения и
воспитания;
- на нормированный шестичасовой рабочий день и сокращенную
рабочую неделю;
- на удлиненный оплачиваемый отпуск, не реже, чем через каждые
10 лет непрерывной преподавательской деятельности, на длительный
отпуск до одного года;
- на получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного
возраста;
- на ежегодное бесплатное медицинское обследование в рамках
Программы обязательного медицинского страхования.
На территории Тульской области работники образования имеют
право на другие льготы, предусмотренные законодательством
Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными актами
органов государственной власти и местного самоуправления.
Раздел 2: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 7. Дошкольное образование.
1. Родители (лица, их заменяющие) имеют право выбора
дошкольного образовательного учреждения с учетом индивидуальных
особенностей ребенка, его возможностей и потребностей семьи.
2. Ежемесячная плата родителей за содержание ребенка в
муниципальном дошкольном учреждении не должна превышать 50
процентов минимальной заработной платы.
3. Предприятия и организации, являющиеся собственниками
дошкольных учреждений и не имеющие возможности их содержать, могут
обращаться в органы местного самоуправления с просьбой о принятии
этих учреждений в муниципальную собственность.
4. Органы государственной власти принимают решение о
разграничении собственности на дошкольные учреждения и передаче их
в систему государственного образования.
Статья 8. Общее образование.
1. Формы получения образования.
Каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на
территории Тульской области, может получить образование с учетом
потребностей и возможностей личности в следующих формах:
- с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства;
- в форме семейного образования, самообразования;
- экстерната на основе федеральных или региональных положений.
Для всех форм получения образования в рамках основной
общеобразовательной или основной профессиональной программы
действует единый государственный образовательный стандарт.
2. Военная подготовка.
Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях
области проводится как в форме занятий, предусмотренных учебным
планом, так и на факультативной основе с согласия обучающихся или
их родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств бюджетного
финансирования.
3. Прием и отчисление обучающихся.
Прием граждан в государственные и муниципальные
общеобразовательные учреждения для получения среднего (полного)
общего образования проводится на конкурсной основе только в новые
типы учреждений (лицеи, гимназии и т. п.).
Отчисление обучающихся, достигших пятнадцатилетнего возраста,
из общеобразовательных учреждений допускается в исключительных
случаях за совершение противоправных действий, грубые и
неоднократные нарушения Устава по решению органа управления
образовательного учреждения и по согласованию с органами местного
самоуправления.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и
попечительства.
Органы местного самоуправления совместно с родителями (лицами,
их заменяющими) в месячный срок принимают решение о направлении
исключенного в другие образовательные учреждения для продолжения
обучения или его трудоустройстве.
Раздел 3: КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 9. Компетенция областной Думы.
1. Принятие правовых актов в области образования.
2. Утверждение региональной Программы развития образования в
части финансирования из областного бюджета.
3. Финансовое подкрепление государственных гарантий
доступности и обязательности основного общего образования путем
выделения субвенций местным бюджетом.
4. Установление, дополнительно к федеральным, налоговых льгот:
4.1. Освобождение образовательных учреждений от
налогообложения прибыли, направленной на их уставную деятельность.
4.2. Введение налоговых льгот предприятиям, учреждениям и
организациям независимо от их организационно-правовых форм, при
направлении ими средств в развитие системы образования Тульской
области.
4.3. Освобождение от уплаты налогов в областной бюджет
собственников, безвозмездно сдающих свое имущество в аренду
образовательным учреждениям.
5. Введение однопроцентного целевого сбора на нужды
образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц.
6. Осуществление контроля за исполнением федеральных и
областных нормативно-правовых актов в области образования.
Статья 10. Компетенция государственной исполнительной власти.
1. Определение и осуществление политики в области образования,
не противоречащей политике Российской Федерации.
2. Установление национально-региональных компонентов
государственных образовательных стандартов.
3. Определение региональных особенностей порядка создания,
реорганизации, ликвидации образовательных учреждений
соответствующего подчинения.
4. Формирование областного бюджета в части расходов на
образование, областного фонда развития образования.
5. Установление областных нормативов финансирования
образования обучающихся, воспитанников всех типов образовательных
учреждений.
6. Разработка и реализация республиканских региональных
программ развития образования (включая международные) с учетом
социально-экономических, экологических, культурных,
демографических и других особенностей.
7. Формирование государственных органов управления
образованием и руководство ими, реализация Соглашения между
Министерством образования Российской Федерации и администрацией
Тульской области "О сотрудничестве в сфере развития образования".
8. Установление порядка лицензирования, аттестации и
государственной аккредитации образовательных учреждений.
9. Установление дополнительных к федеральным требований к
образовательным учреждениям в части строительных санитарных норм и
правил, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности
учебного процесса и оборудования учебных помещений.
10. Материальное обеспечение и поощрение обучающихся,
воспитанников, а также педагогических работников образовательных
учреждений.
Раздел 4: УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 11. Компетенция органов местного самоуправления.
1. Реализация права граждан на установленное настоящим Законом
и Законом Российской Федерации "Об образовании" обязательное общее
и доступное среднее (полное) образование.
2. Формирование местного бюджета и фонда развития образования,
разработка и принятие местных нормативов финансирования
образования.
3. Создание и сохранение муниципальных органов управления
образованием, назначение руководителей органов управления
образования по согласованию с областным комитетом по образованию и
высшей школе.
Статья 12. Компетенция государственного органа управления
образованием - комитета по образованию и высшей
школе администрации Тульской области.
1. Разработка нормативов финансирования образовательных
учреждений всех типов.
2. Разработка региональных Положений об аттестации
педагогических и руководящих кадров учреждений образования, по
лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных
учреждений; установление порядка их реализации.
3. Контроль исполнения законодательства Российской Федерации,
настоящего Закона и других нормативных актов органов
государственной власти в области образования, государственных
образовательных стандартов, бюджетов и финансовой дисциплины в
учреждениях образования области.
4. Координация деятельности учреждений начального, среднего и
высшего профессионального образования.
5. Определение, совместно с заинтересованными департаментами и
комитетами, программ подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров, необходимых для функционирования
социально-экономического комплекса области.
6. Сохранение и развитие системы дошкольного, дополнительного
образования, социальной реабилитации детей и юношества.
7. Создание условий для развития психологической и
социологической служб в рамках системы образования области.
Статья 13. Компетенция муниципальных органов управления
образованием.
1. Ответственность за реализацию региональной и местных
программ развития образования в подведомственных учреждениях
образования, исполнение настоящего Закона и Закона Российской
Федерации "Об образовании".
2. Назначение руководителей муниципальных образовательных
учреждений, если иное не предусмотрено Типовым положением и
Уставом образовательного учреждения.
3. Осуществление контроля исполнения законодательства по
вопросам образования в образовательных учреждениях на
подведомственной территории в соответствии со своими полномочиями,
а также условий аренды зданий, помещений и иных объектов
собственности, механизма введения и реализации дополнительных
платных образовательных услуг.
Раздел 5: ГАРАНТИИ ПРИОРИТЕТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 14. Финансовое обеспечение системы народного
образования
1. Финансовое обеспечение системы образования гарантируется
выделением средств из бюджета области на функционирование,
развитие и стабилизацию образовательных учреждений и социальных
гарантий по поддержке учащейся молодежи в пределах доходов,
поступающих в бюджет области по нормативам, утвержденным
Государственной Думой.
2. Дополнительно предусматривать за счет местных бюджетов
дотации на питание студентов высших, учащихся средних специальных
и общеобразовательных учебных заведений в размере 0.5 процента от
минимального уровня оплаты труда, установленного Правительством
Российской Федерации за каждый учебный день.
(Действие пункта приостановлено Законом Тульской области от 22
января 1998 года N 71-ЗТО)
3. Предоставление профессиональным образовательным учреждениям
в первоочередном порядке земельных участков под строительство
своих объектов, студенческих общежитий, спортивно-оздоровительных
комплексов, жилых домов для сотрудников.
4. Выделение целевым назначением средств из федерального
бюджета, направляемых в Тульскую область на ликвидацию последствий
аварии на ЧАЭС по долгосрочным и ежегодным программам:
- на подготовку специалистов для загрязненных районов (по
контракту с обучаемым и предприятием, организацией) в
профессиональных учебных заведениях (ВУЗах, ССУЗах и ПТУ) Тульской
области;
- для проведения НИР по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
силами профессорско-преподавательского состава ВУЗов области;
- на развитие материально-технической базы и капитальное
строительство профессиональных учебных заведений, готовящих кадры
для территорий, подвергшихся загрязнению.
Статья 15. Социальные гарантии работников образовательных
учреждений, учащихся и студентов
1. Учебные заведения самостоятельно в пределах имеющихся
бюджетных и внебюджетных средств разрабатывают и реализуют меры по
социальной поддержке студентов, обучающихся и воспитанников,
включая установление в зависимости от социального положения и
академических успехов конкретных студентов стипендий и социальных
пособий, других пособий и льгот в части оплаты проживания в
общежитиях, питания, проезда к месту постоянного проживания,
расходов на одежду и учебные принадлежности, оздоровительные
мероприятия, бытовые услуги и другие, но не ниже установленных
Правительством Российской Федерации.
2. Учителям, проживающим в городах, районных центрах,
работающим в сельских и поселковых (кроме поселков, находящихся в
черте города) школах, оплачивается проезд до места работы и
обратно.
3. Предоставить право органам местного самоуправления
устанавливать льготы педагогическим работникам на первоочередное
получение жилья, на уплату не свыше 50 процентов за коммунальные
услуги и другие льготы, предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
4. Жилищные расходы педагогических работников учреждений
образования, расположенных в сельской местности и рабочих
поселках, проживающих на частных квартирах, ведомственных
общежитиях, возмещаются из местных бюджетов в случае невозможности
предоставления жилой площади в муниципальном жилом фонде и в
домах, принадлежащих учреждениям (школам, детским садам и т. д.).
5. Педагогическим работникам образовательных учреждений,
работающим в школах, дошкольных, учреждениях дополнительного
образования, расположенных в рабочих поселках, поселках городского
типа, установить 15-процентную надбавку к тарифной ставке в
соответствии с перечнем, утвержденным губернатором области.
(Действие пункта приостановлено Законом Тульской области от 22
января 1998 года N 71-ЗТО)
6. При выезде на педагогическую работу по контракту в другую
местность жилая площадь педагогических и научно-педагогических
работников бронируется.
7. При переводе в образовательные учреждения, расположенные в
населенных пунктах, отдаленных от городских центров, учителям и их
семьям выплачиваются подъемные и путевые расходы.
8. На выпускников педагогических вузов и училищ (колледжей),
других специалистов, прибывших на работу в сельские
образовательные учреждения, распространяются порядок и условия
выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение,
установленные для специалистов, окончивших сельскохозяйственные
вузы и техникумы.
9. Молодые специалисты, окончившие высшие, средние специальные
педагогические учебные заведения и направленные на работу в
установленном порядке по запросам учреждений образования,
пользуются правом заключения трудового договора на срок не менее
3-х лет. Заключение договора на меньший срок допустимо только с
согласия молодого специалиста.
10. Педагогические работники имеют право на получение в
течение года лечебного пособия в размере должностного оклада
(тарифной ставки).
11. В целях развития творческого потенциала педагогов,
поощрения талантливых работников образовательных учреждений,
высших учебных заведений, педагогических училищ (колледжей),
одаренных молодых людей, проявивших выдающиеся способности,
учредить грамоты, премии администрации области:
- педагогическим работникам - лауреатам областных конкурсов
"Учитель года", "Воспитатель года", работникам педучилищ
(педколледжей), вузов, из числа профессорско-преподавательского
состава за достижения в науке на уровне высших категорий ЕТС;
- учащимся и студентам образовательных учреждений
- победителям международных, республиканских олимпиад;
- окончившим учебные заведения с золотой медалью и с отличием.
12. Администрация области устанавливает не менее 10 стипендий
одаренным студентам высших и средних профессиональных учебных
заведений величиной в две минимальные заработные платы.
13. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
являющиеся выпускниками школ-интернатов, детских домов, учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образования,
обеспечиваются в первоочередном порядке жильем, рабочими местами
на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Раздел 6: РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Статья 16. Единое образовательное пространство
1. Единое образовательное пространство Тульской области - это
совокупность сети образовательных учреждений различных
организационно-правовых форм, типов и видов, реализующих
образовательные программы, государственные образовательные
стандарты, подготовку специалистов во взаимодействии с
заинтересованными службами и ведомствами региона.
2. Администрация Тульской области в лице департамента
образования и высшей школы в пределах своей компетенции
осуществляет управление учреждениями профессионального
образования, независимо от их ведомственной подчиненности, в
соответствии с соглашениями между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти области.
Статья 17. Условия подготовки высококвалифицированных
специалистов, адаптированных к рынку, в рамках
единого образовательного пространства
1. Учебные заведения общего и профессионального образования
осуществляют подготовку школьников, специалистов к активной
деятельности в новых социально-экономических условиях, владеющих
основами экономических знаний, маркетинга и менеджмента,
конкурентоспособных в профессиональном плане.
2. Создание межведомственной региональной службы по
прогнозированию потребности в специалистах, обеспечивающих
народнохозяйственный комплекс.
3. Реализация учебно-производственных, программно-методических
возможностей учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования по подготовке и переподготовке
безработного и незанятого населения.
4. Формирование областного фонда развития образования для
создания условий по подготовке специалистов.
Принят Тульской областной Думой 29.12.94 г.
Председатель Тульской Губернатор Тульской области -
областной Думы глава администрации
В.В.Деревянко Н.В.Севрюгин
г. Тула
29 декабря 1994 года
N 8-ЗТО
|