ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
1-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 марта 1995 г. N 16/328
16-е заседание
О ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЯХ ПО ПРОГРАММЕ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1995 ГОД
Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Направить заключение депутатских слушаний по Программе
занятости населения Тульской области на 1995 год (прилагается)
губернатору Тульской области - главе администрации и главам
администраций районов и городов области для сведения и
руководства.
2. Опубликовать указанное заключение в Вестнике Тульской
областной Думы.
Председатель Тульской
областной Думы
В.В.ДЕРЕВЯНКО
Приложение
к постановлению Тульской
областной Думы
от 02 марта 1995 г. N 16/328
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
депутатских слушаний по Программе занятости
населения Тульской области на 1995 год
Рассмотрение на депутатских слушаниях Программы занятости
населения Тульской области на 1995 год по докладу директора
областного Центра занятости населения Бондаренко А. Н.,
выступлениям ряда руководителей департаментов и служб
администрации области и хозяйствующих субъектов показало
необходимость конкретизации действий созданных органов занятости
населения и отраслевых департаментов по профилактике безработицы и
поддержке граждан, попавших на рынок труда.
Участники депутатских слушаний отмечают, что в Тульской
области безработица развивается умеренно, но с тенденцией
устойчивого роста. Ее уровень увеличился с 0,5% в 1993 году до
0,88% в 1994 году. В некоторых районах области уровень безработицы
значительно превышает средне областной и составил в 1994 году в
Алексинском - 3,04%, Богородицком - 2,85%, Киреевском -1,66%,
Щекинском - 1,39%, Заокском - 1,21%. При этом настораживает
"скрытая безработица", которая может перечеркнуть все прогнозы.
В 1994 году в отпусках по инициативе администрации находилось
более 132 тыс. человек и почти 57 тысяч человек работали в режиме
неполного рабочего времени. Наибольшая "скрытая безработица"
сохраняется на тульских заводах: комбайновом, "Штампе", оружейном,
машиностроительном заводе, Щекинском АО "Химволокно", Кимовском
радиоэлектромеханическом заводе и ряде других.
Регионами повышенной социальной напряженности, связанной с
ростом вынужденной не занятости, являются Богородицкий, Кимовский,
Ясногорский, Щекинский районы, где на промышленных предприятиях
"скрытая безработица" составляет от 50 до 100%.
С учетом "скрытой безработицы" ее общий уровень по области
составляет 13-15%. Увеличивает напряженность на рынке труда и
реструктуризация бесперспективных шахт.
Программой занятости населения Тульской области на 1995 год
ставится цель обеспечить практическую реализацию комплекса мер по
содействию полной и свободно избранной занятости.
В обобщенном виде областной рынок труда в 1995 году будет
характеризоваться: нарастанием количества безработных граждан и их
доли в общей численности экономически активного населения; ростом
"скрытой безработицы"; увеличением фактов массового высвобождения
граждан с предприятий и организаций; снижением спроса на рабочую
силу.
На основе этого прогнозируется увеличение почти на четверть по
сравнению с прошлым годом числа обратившихся в службу занятости
граждан, и оно составит 39 тысяч человек, причем только 35% из них
будут трудоустроены. Им будет оказана помощь в профориентации,
переобучении, повышении квалификации. Остальные 24,5 тыс. человек
будут получать пособие по безработице.
Уровень безработицы на конец 1995 года составит 1,61%, или
почти в 2 раза выше, чем в 1994 году. При этом экономическая
ситуация может сложиться еще менее благоприятной.
Все это потребует объединенных усилий работодателей,
администрации, профсоюзов в снижении напряженности на рынке труда,
а от службы занятости - проведения активной политики занятости.
Главными направлениями достижения поставленной в Программе
цели являются:
преодоление неблагоприятных тенденций падения инвестиционной
активности, инфляции и уменьшения количества рабочих мест;
предупреждение массового высвобождения работающих, прежде
всего на градообразующих предприятиях, в т. ч. на угледобывающих;
создание условий для занятости в альтернативных,
негосударственных секторах экономики;
обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан,
вынужденно потерявших работу или находящихся под риском
увольнения, дополнительное содействие занятости групп населения,
испытывающих особые сложности в трудоустройстве;
смягчение последствий долговременной безработицы;
создание условий для подготовки и переподготовки безработных
граждан на пользующиеся спросом профессии и специальности.
Все разделы Программы содержат мероприятия по реализации и
смету затрат.
Реализация Программы невозможна прежде всего без нормального
финансового обеспечения. Как и прежде, формирование бюджета фонда
занятости в основном предусматривается за счет 2% отчислений от
фонда оплаты труда предприятий и организаций.
Прогнозируется рост средней зарплаты в 1,7 раза, фонд оплаты
труда 3 триллиона рублей. Исходя из этого с учетом льготируемых и
неплатежеспособных предприятий страховые платежи могут составить
70% от возможных поступлений в размере 42 млрд. рублей.
В доход фонда поступят возвратные средства от выданных в 1994
году кредитов и проценты за их пользование в сумме 4 млрд. рублей.
Однако указанные суммы не покрывают потребностей, и следовало бы
изыскать нетрадиционные источники пополнения бюджета фонда
занятости.
Расходование средств фонда занятости предусматривается по
следующим направлениям:
обеспечение активной политики занятости - 46% от общих затрат
(по России в 1994 году они составили 30,3%);
материальная поддержка безработных граждан - 20,8% (по России
- 15,5%);
расходы на содержание органов службы занятости - 13,2% (по
России - 29,7%).
Программой занятости предусмотрен баланс доходов и расходов с
дефицитом около 5 млрд. рублей.
Анализ причин безработицы показывает, что в период коренных
социально-экономических преобразований и реформ невозможно успешно
решить проблему занятости населения без существенного подъема
экономики, правового регулирования вопросов создания рабочих мест.
В соответствии со ст.74 Регламента Тульской областной Думы
участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Одобрить Программу занятости населения Тульской области на
1995 год и предложить главам администраций городов и районов
разработать и реализовать районные (городские) Программы занятости
населения с учетом основных положений областной Программы
занятости.
2. Департаментам администрации области и администрациям
районов (городов) проводить работу по прогнозированию
социально-экономического развития отраслей и территорий,
рассматривая эти прогнозы как надежную экономическую базу для
преодоления безработицы.
3. Руководителям хозяйствующих субъектов всех форм
собственности и государственных учреждений всех уровней:
3.1. Изыскивать дополнительные внутренние, внешние,
спонсорские, меценатские и другие нетрадиционные источники для
финансирования мероприятий по Программе занятости населения.
3.2. Разработать программу выхода из кризиса предприятий в
г. Туле и других промышленных районах.
3.3. Рассмотреть вопрос о направлении банковских кредитов на
оздоровление ситуации в сфере товарного производства.
4. Считать целесообразным внести совместные предложения в
законодательные и исполнительные органы Российской Федерации по
включению в счет перечисляемых взносов в областной фонд занятости
населения средств, выплачиваемых предприятиями работникам за время
нахождения в отпусках в связи с приостановкой производства,
списанию этих средств на себестоимость.
5. В целях более эффективного использования средств областного
фонда занятости и концентрации внимания на укреплении производства
выработать механизм регулирования цен, тарифов, зарплаты, имея
ввиду ликвидацию резких перепадов этих экономических рычагов в
одинаковых структурах.
6. В каждой из разработанных отраслевых областных программ
предусмотреть разделы по сокращению безработицы и методологически
увязать их в Программе занятости населения.
В Программах сделать районный разрез и четко проработать
сопоставимость цен.
7. В сфере содействия занятости населения, развития рынка
труда:
7.1. Предприятиям всех форм собственности создавать
дополнительные рабочие места путем их ежегодного квотирования для
граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих
трудности в поиске работы.
7.2. Производить ликвидацию рабочих мест, созданных в рамках
квот, сокращение численности работников, трудоустроенных в счет
квот, только по согласованию с местной администрацией, службой
занятости и профсоюзами.
7.3. Выделять из областного фонда занятости населения льготные
кредиты работодателям, создающим рабочие места для трудоустройства
слабозащищенных категорий населения; поддерживать средствами фонда
малый бизнес.
8. Рассмотреть вопрос уменьшения процента выплат пособий из
областного фонда занятости для лиц, уволенных по собственному
желанию, как правило, с большей средней заработной платой по
сравнению с сокращенными.
9. Не работающим более 3-х лет не устанавливать статус
безработного.
Решить вопрос выплаты пособия органами социальной защиты
длительное время не работающим и выпускникам учебных заведений.
10. Рассмотреть вопрос увеличения срока переобучения с 6
месяцев до 2-х лет в связи с высокими требованиями работодателей к
профессиональной подготовке.
11. С учетом потребностей рынка труда рассмотреть вопрос
перепрофилирования техникумов (колледжей), поддержки Иваньковского
техникума механизации сельского хозяйства, возобновления
профессиональной подготовки в школах, изыскания средств на ремонт
и поддержание существующей базы указанных учебных заведений.
12. Внести совместные предложения в федеральные органы о
пересмотре подходов к финансовой поддержке женщин-матерей,
предоставив им благоприятные условия для умеренной работы,
воспитания детей, участия в социально-культурной жизни.
Председатель комитета по
социально-культурному
законодательству
В.Н.ЗУБАРЕВ
|