ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20.04.95 N 226
г.Тула
О практике организации
оздоровления и отдыха
детей и подростков в
области и мерах по
совершенствованию этой
работы
Заслушав и обсудив содоклады председателя Комитета по делам моло-
дежи администрации области Савко А.О. и директора департамента образо-
вания и высшей школы Петровичева В.М. "О практике организации оздоров-
ления и отдыха детей и подростков в области и мерах по совершенствова-
нию этой работы", отмечая особую стабилизирующую роль и социальное
значение результатов и качества деятельности структур исполнительной
власти в данном направлении, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить "Концепцию деятельности структур исполнительной
власти Тульской области по организации оздоровления и отдыха детей и
подростков в 1995 году" как программный документ, определяющий на дан-
ный период направления и механизмы работы в данной сфере (Приложение).
2. Заместителю Главы администрации области по приватизации и уп-
равлению имуществом Шаповалову Б.Н. в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 10.01.93 г. N 8 "Об использовании объектов со-
циально- культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых
предприятий" не допускать случаев включения в уставные капиталы прива-
тизируемых предприятий загородных оздоровительных лагерей.
3. Рекомендовать главам администраций городов и районов:
- создавать условия для сохранения сети загородных оздоровитель-
ных лагерей, не допускать случаев использования их не по назначению;
- для нормального функционирования базы детского оздоровительного
отдыха практиковать заключение на добровольной основе договоров между
предприятиями-собственниками базы и местной администрацией о совмест-
ном использовании и финансировании этих объектов. Исключить случаи
расходования бюджетных средств на поддержание базы загородных оздоро-
вительных лагерей без установления договорных отношений с ее собствен-
ником. Рассматривать передачу загородных лагерей в муниципальную собс-
твенность как особые случаи, обусловленные необходимостью сохранить и
поддержать действующую базу для работы с детьми;
- совместно со службой занятости осуществить меры, позволяющие
привлечь учащихся образовательных учреждений к выполнению необходимых
работ через создание временных рабочих мест.
4. Финансовому управлению администрации области (Погудин А.А.)
предусмотреть выделение отдельной строкой в бюджете области на 1995
год расходов на отдых и оздоровление детей и подростков в круглогодич-
ном режиме.
5. Комитету по делам молодежи администрации области (Савко А.О.)
принять необходимые меры по координации действий заинтересованных ор-
ганов и структур исполнительной власти для обеспечения отдыха и оздо-
ровления детей и подростков в 1995 году, реализуя в возможно полном
объеме триединую задачу "Отдых, оздоровление, занятость".
6. Департаменту образования и высшей школы (Петровичев В.М.) до 1
апреля с.г. внести предложения и необходимые расчеты по изменению фи-
нансирования лагерей дневного пребывания и других типов детских объ-
единений, работающих в таком же режиме.
7. Департаменту социальной защиты населения (Самойлов В.Б.) внес-
ти предложения по оздоровлению детей-инвалидов в круглогодичном режи-
ме, определив потребности по районам, профилям заболеваний детей, воз-
можным источникам финансирования.
8. Региональному управлению фонда социального страхования (Семе-
нов Ю.П.) принять меры к изысканию средств на финансирование оздоров-
ления и отдыха детей и подростков в 1995 году.
9. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
главы администрации по управлению социальной сферой Харитонова С.А.
10. Данное постановление вступает в силу с момента его подписа-
ния.
Губернатор Тульской области -
глава администрации Н.В.Севрюгин
Приложение
к постановлению губернатора
Тульской области -
- главы администрации
N 226 от 20.04.95
КОНЦЕПЦИЯ
деятельности структур исполнительной власти
Тульской области по организации оздоровления
и отдыха детей и подростков в 1995 году
1. Областная межведомственная комиссия по организации оздо-
ровления и отдыха детей и подростков отмечает следующие основные
особенности "Лета-94":
-Особая острота вопросов финансирования практически всех
форм детского оздоровления и отдыха, что связано с недостаточным
и несвоевременным поступлением в области средств федерального
бюджета на Чернобыльские программы, с значительным дефицитом об-
ластного и местных бюджетов, с уменьшением средств, поступающих
в региональное управление фонда социального страхования, с серь-
езными финансовыми трудностями большинства предприятий-собствен-
ников базы отдыха всех видов.
-Сохранение высокого потребительского спроса населения на
все формы летней работы с детьми с предоставлением льгот по оп-
лате путевок детям из социально незащищенных семей (в этом году
льготы распространялись в полном объеме на семьи работников бюд-
жетной сферы и агропромышленного комплекса),повышение требований
к условиям оздоровления и отдыха детей, проживающих на террито-
риях, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС.
-Изменение правового статуса и принципов работы региональ-
ного управления фонда социального страхования, которая все более
концентрируется на территориальных интересах.
-Экономически и социально обусловленная работа в течение
летнего периода баз отдыха всех типов (дома и базы отдыха, тур-
комплексы, санатории-профилактории и т.д.) в основном с детьми
или использование форм семейного отдыха.
Главным итогом оздоровительной кампании 1994 года является
сохранение в основном позитивных тенденций в организаторской ра-
боте по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, что
обеспечивалось координацией усилий всех заинтересованных струк-
тур на уровне области и повышением активности работников адми-
нистрации городов и районов в решении этих вопросов.
II. В 1995 году областная межведомственная комиссия по ор-
ганизации оздоровления и отдыха детей и подростков сосредоточит
внимание и конкретные действия на обеспечении теснейшего взаимо-
действия, высокого уровня координации, повышении результативнос-
ти всех мероприятий органов исполнительной власти различных
уровней, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций
для успешного решения в изменяющихся социально-экономических ус-
ловиях следующих основных задач:
- максимальное количественное и качественное сохранение
всех форм летней и круглогодичной работы с детьми с привлечением
всей имеющейся материальной базы отдыха и оздоровления области,
удовлетворение потребительского спроса населения в этой сфере;
- при сохранении основных приоритетов в организации оздо-
ровления и отдыха детей и подростков за обеспечением социальной
защиты подрастающего поколения и, в первую очередь, детей-сирот,
детей, лишившихся попечения родителей, из многодетных, малообес-
печенных семей и т.п., усиление внимания к использованию летних
форм работы с детьми для удовлетворения их интересов, интеллек-
туального, эстетического, физического развития через организацию
профильных лагерей, смен, фестивалей, спартакиад и т.д.;
- выполнение в круглогодичном режиме льгот, предоставленных
законодательством Российской Федерации в части организации оздо-
ровления детей и подростков, проживающих в территориях, постра-
давших в результате катастрофы на ЧАЭС.
III. При практической реализации задач "Лета-95" организа-
торам и работникам заинтересованных органов и организаций необ-
ходимо учитывать возникающие и развивающиеся тенденции и измене-
ния в традиционных подходах к тем или иным формам детского отды-
ха.
1. Устойчиво растет доля лагерей с дневным пребыванием в
общем объеме количественных показателей организованного отдыха
детей. Это связано с экономичностью данной формы летней работы,
фактическим переходом деятельности лагерей труда и отдыха, боль-
шей части профильных лагерей для учащихся среднего школьного
возраста на этот режим функционирования. Определяющим фактором
является привлекательность лагерей с дневным пребыванием для
весьма значительной части семей, что обусловлено социальными и
экономическими причинами: невозможностью экипировать ребенка для
отдыха в загородном лагере, необходимостью в дополнительном ре-
гулярном питании и присмотре взрослых, что обеспечивает социаль-
ную поддержку и уменьшает негативные последствия безнадзорности.
При формировании городских, районных программ организации
отдыха и оздоровления детей летом 1995 года следует предусмот-
реть максимальное использование возможностей создания лагерей с
дневным пребыванием детей на базе школ, учреждений культуры,
спорта, дополнительного образования, детских садов в течение
всего летнего периода.
Важно найти оптимальные пути решения двух основных проб-
лем: эффективного и полного использования средств, выделяемых на
питание детей, и обогащения содержательной стороны отдыха. Лаге-
ря труда и отдыха, профильные группы, работающие в режиме лаге-
рей дневного пребывания, организуются с обязательным двухразовым
питанием.
2. Рациональное использование имеющейся в области загород-
ной базы отдыха и оздоровления всех форм собственности для рабо-
ты в летнее время с детьми или для развития различных форм се-
мейного отдыха.
С этой целью:
а) До 1 февраля 1995 года создание в каждом районе полной
карты имеющихся баз отдыха, санаториев-профилакториев, пансиона-
тов предприятий, детских санаториев и т.д., выяснение возможнос-
тей их работы и планов на летний период (количество мест и смен,
условия отдыха и оздоровления только детей или смен "Мать и ди-
тя", семейного отдыха.
б) Данные о базах отдыха всех типов, готовых принимать де-
тей из районов, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, до
15 февраля 1995 года передаются в рабочую группу областной меж-
ведомственной комиссии для участия в ярмарке путевок "Лето-95".
Базы отдыха, входящие в объединения "Тулакурорт", "Тулату-
рист", представляют свои предложения организованно, сразу в об-
ластную межведомственную комиссию.
в) Все загородные базы, заявившие о работе с детьми летом
1995 года, в начале мая должны быть предъявлены районным органам
санэпиднадзора и до начала сезона получить их разрешение и зак-
лючение районных, городских межведомственных комиссий на право
ведения этой деятельности. Отдых детей и взрослых на одной базе
допускается только при проведении смен "Мать и дитя", других
форм семейного отдыха.
г) Организаторы летней кампании в районах и городах оказы-
вают коллективам, имеющим небольшой опыт работы с детьми (базы
отдыха, санатории-профилактории и т.д.), методическую помощь с
целью обогащения содержательной стороны отдыха.
д) При организации отдыха детей из районов, пострадавших в
результате катастрофы на ЧАЭС, в домах отдыха, санаториях-профи-
лакториях, туркомплексах формируются группы и смены с учетом
возраста: в июне -11-13 лет, в июле - августе -от 13 лет и стар-
ше. Условия формирования смен на базах отдыха всех типов, рабо-
тающих только с детьми данного района, определяются районными,
городскими межведомственными комиссиями с учетом рекомендаций
педагогов и врачей.
е) С целью наиболее полного и результативного использова-
ния базы загородных оздоровительных лагерей чистой зоны в авгус-
те месяце:
- всемерно инициировать и поддерживать деятельность струк-
тур детского здравоохранения области, городов и районов по уве-
личению количества санаторных смен для оздоровления детей с оп-
ределенным профилем заболевания, привлекая для финансирования
дополнительных расходов по опыту ряда территорий средства фонда
обязательного медицинского страхования;
- комитетам по делам молодежи совместно с заинтересованными
органами предусмотреть проведение в загородных лагерях профиль-
ных смен с учетом запросов и потребностей детских общественных
организаций, творческих и других, объединенных общественно зна-
чимыми интересами коллективов, клубов, музыкальных, художествен-
ных школ и т.д., заложив необходимые для этого средства при фор-
мировании бюджета на 1995 год.
ж) Упорядочить и своевременно, не позже 1 апреля, сплани-
ровать работу комитетов социальной зашиты населения по проведе-
нию специализированных смен для матерей с детьми-инвалидами на
базе наиболее оснащенных санаториев-профилакториев.
3. Положительно оценивая работу областного Центра занятости
населения и его структурных подразделений на местах по созданию
и финансированию дополнительных рабочих мест для подростков в
летний период, предложить районным, городским межведомственным
комиссиям изучить и широко использовать опыт этой работы в
гг.Туле, Суворове, Донском, Куркинском, Дубенском районах при
разработке программ "Лета-95", обеспечивая поддержку и заня-
тость, в первую очередь, подростков из неблагополучных и нуждаю-
щихся семей и привлекая к этой деятельности комиссии по делам
несовершеннолетних.
4. Требует большого внимания со стороны межведомственных
комиссий традиционная во многих районах организация турист-
ско-краеведческой работы в летнее время со школьниками. Значи-
мость ее возрастает с усилением интереса к экологическим пробле-
мам истории Отечества, в связи с празднованием 50-летия Победы в
Великой Отечественной войне.
5. При недостаточном финансировании ПТУ, техникумов и ву-
зов остается актуальным весь комплекс вопросов организации лет-
него отдыха несовершеннолетних сирот - учащихся этих учебных за-
ведений.
6. В связи с трудностями исполнения бюджетов области, ра-
йонов и городов, сокращением поступлений средств по Чернобыль-
ским программам на оздоровление населения через региональное уп-
равление фонда социального страхования особенно остро стоит за-
дача сохранения форм круглогодичного оздоровления младших школь-
ников на стационарных базах отдыха области при всемерном повыше-
нии требований к качеству предоставляемых ими услуг, укрепления
прямых связей межведомственных комиссий районов, городов с кол-
лективами баз отдыха на основе двухсторонних договоров и высокой
ответственности за их выполнение.
IY. Районным, городским межведомственным комиссиям по ор-
ганизации оздоровления и отдыха детей и подростков предстоит
сосредоточить свои действия на:
- изучении потребительского спроса на различные формы
детского оздоровления и отдыха, уточнении количественных показа-
телей в этой сфере, которые реализованы в 1995 году, своевремен-
ным доведении их до областной межведомственной комиссии: по лету
первоначальный вариант - до 15 января, уточненный - до 15 марта;
по круглогодичному оздоровлению: на 1 полугодие - до 1995 года -
до 1 декабря 1994 года, на II полугодие 1995 года - до 1 сентяб-
ря;
- формирование банка данных о базах отдыха всех форм собс-
твенности, планирующих работу с детьми или использующие различ-
ные формы семейного отдыха летом 1995 года.Заявки на участие в
ярмарке путевок "Лето-95" для заключения договоров на оздоровле-
ние детей из районов Чернобыльской зоны передаются в рабочую
группу областной комиссии до 15 февраля;
- активном участии представителей администрации городов и
районов, имеющих потребность вывозить детей на отдых и оздоров-
ление на базы отдыха всех типов (в т.ч. и детей-сирот из детских
домов и школ-интернатов, детей работников отдельных отраслей), в
областной ярмарке путевок;
- максимальном использовании и развитии управленческого
опыта городских и районных структур, обеспечивающих координацию
деятельности заинтересованных предприятий, организаций и инф-
раструктур детского и подросткового оздоровления и отдыха, осу-
ществлении деятельности региональных комиссий в круглогодичном
режиме при комплексном ее планировании, четком определении функ-
ций структур исполнительной власти на местах, исключающем дубли-
рование в работе, учитывающем сложившуюся практику и возможности
кадрового обеспечения;
- повышении ответственности должностных лиц к вопросам ис-
полнительской дисциплины, своевременного и полного информирова-
ния о результатах работы в данной сфере.
Y. Областная межведомственная комиссия по организации оздо-
ровления детей и подростков, ее рабочая группа в 1995 году:
- продолжит совершенствование своей деятельности в кругло-
годичном режиме работы в соответствии с Положением, утвержденном
постановлением главы администрации области N 191 от 28.044.94
года,
добиваясь повышения результативности ее организаторских, конт-
рольных и координирующих мероприятий на основе всестороннего укрепле-
ния связей с районными городскими межведомственными комиссиями, со
всеми заинтересованными органами и организациями;
- последовательно и настойчиво будет обеспечивать программно-це-
левой подход к организации всех форм оздоровления и отдыха детей и
подростков, корректируя свои действия с учетом изменяющихся социаль-
но-экономических условий;
- укрепит деловые связи с рабочей группой по организации отдыха и
оздоровления детей и подростков правительственной Комиссии по коорди-
нации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и
Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей
в России, для решения вопросов инвентаризации, лицензирования баз от-
дыха, стабилизации их работы при изменении форм собственности, разра-
ботки стандарта деятельности оздоровительного учреждения;
- предпримет систему мер для возможно более своевременного привле-
чения средств федерального, областного бюджетов, регионального управ-
ления фонда социального страхования, других источников для финансиро-
вания отдыха и оздоровления детей и подростков в 1995 году;
- продолжит оказание методической помощи в обогащении содержа-
тельной стороны различных форм отдыха через систему конференций, семи-
наров, конкурсов и т.д.;
- обеспечит постоянное сотрудничество с работниками областных
средств массовой информации с целью всестороннего информирования насе-
ления области о деятельности органов исполнительной власти, предприя-
тий и организаций в сфере организации оздоровления и отдыха детей и
подростков.
|