ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09.06.95 г.Тула N 295
О мерах по выполнению пос-
тановления Правительства РФ
от 01.02.95 N 96 "О порядке
осуществления прав собс-
твенников земельных долей и
имущественных паев"
В целях повышения эффективности сельскохозяйственного про-
изводства, усиления хозяйственной мотивации, приведения органи-
зационно-правовых форм хозяйствования в соответствие с Граж-
данским кодексом РФ, а также во исполнение постановления Прави-
тельства РФ от 01.02.95 N 96 "О порядке осуществления прав
собственников земельных долей и имущественных паев" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить "Положение о реформировании коллективных
сельскохозяйственных предприятий" и принять его к руководству
на территории Тульской области (Приложение 1).
2. Утвердить областную комиссию по реформированию коллек-
тивных сельскохозяйственных предприятий (Приложение 2). Указан-
ной комиссии:
- организовать разработку типовых учредительных договоров
всех хозяйственных обществ и товариществ применительно к усло-
виям Тульской области;
- разработать процедуру банкротства коллективных сельско-
хозяйственных предприятий, выработать механизмы социальной за-
щиты их работников;
- провести экспериментальную реформацию опытных хозяйств с
последующим распространением отработанной технологии;
- совместно с главами районных администраций сформировать
районные комиссии по реформированию коллективных сельскохозяйс-
твенных предприятий;
- осуществлять контроль за деятельностью районных комиссий
по банкротству в части соблюдения ими "Положения о реформирова-
нии коллективных сельскохозяйственных предприятий".
3. Главам районных администраций совместно с областным ко-
митетом по банкротству создать районные комиссии по банкротс-
тву сельскохозяйственных предприятий.
4. Департаменту по агропромышленному комплексу и продо-
вольствию (Быков Г.Т.) провести анализ финансового положения
коллективных сельскохозяйственных предприятий, оценить перспек-
тивы и условия их финансового оздоровления и в необходимых слу-
чаях дать рекомендации по возбуждению дел о несостоятельности
(банкротстве).
5. В качестве опытных сельскохозяйственных предприятий,
подлежащих первоочередному реформированию, установить с согла-
сия коллективов АО открытого типа "Лазаревское", АО закрытого
типа "Заря" Щекинского и Киреевского районов.
6. Департаменту по агропромышленному комплексу и продо-
вольствию (Быков Г.Т.), финансовому управлению (Погудин А.А.)
выделить средства для покрытия затрат по реформированию опытных
хозяйств.
7. Постановление главы администрации области от 22.01.92 N
39 "О формировании комиссии по приватизации земель и реоргани-
зации колхозов и совхозов области" считать утратившим силу.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на заместителя главы администрации области по управлению
АПК, сферой обращения, услуг и экологии Королева Н.В.
9. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор Тульской области -
глава администрации Н.В.Севрюгин
Приложение 1
к постановлению губернатора
Тульской области - главы
администрации
от_09.06.95_______N_295__
П О Л О Ж Е Н И Е
о реформировании коллективных сельскохозяйственных
предприятий
Становление рыночных отношений предполагает развитие и ук-
репление мотивации, повышения ответственности за результаты хо-
зяйствования, а соответственно, развития инициативы и предпри-
имчивости.
В процессе реорганизации колхозов и совхозов были сущест-
венно расширены права и полномочия сельскохозяйственных това-
ропроизводителей. Тем не менее, став владельцами земельных до-
лей и имущественных паев крестьяне так и не стали подлинными
хозяевами земли и имущества. Колхозы и совхозы в основном сме-
нили вывески, сохранив прежнюю систему управления и оплаты тру-
да. Бывшие колхозники и рабочие, а ныне учредители новых хо-
зяйственных структур, формально став совладельцами собственнос-
ти, работают в режиме наемных рабочих, что в условиях многоу-
ровневой системы управления и фактической отстраненности от
собственности привело даже к ухудшению отношения к труду и к
произведенной продукции.
Коллективные сельскохозяйственные предприятия стремятся к
сохранению колхозной структуры и противодействуют глубокому ре-
формированию не в силу ее эффективности, а в силу привычности
и, главным образом, ради взаимной поддержки людей в период лом-
ки социально-экономических отношений и неопределенности даже
ближайшего будущего.
Главная цель аграрной реформы - создание реальных собс-
твенников земли и средств производства - не достигнута.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, как направление фор-
мирования товаропроизводителей-собственников, в нынешних усло-
виях, характеризующихся отсутствием развитого агросервиса, сис-
тем сбыта продукции, монопольным положением промпереработки, не
оправдывают себя. Темпы образования крестьянских хозяйств за
последние годы значительно снизились, многие крестьянские хо-
зяйства прекратили свое существование. Остаются либо преданные
земле люди, настоящие хозяева, либо люди, для которых крестьян-
ское хозяйство является прикрытием для другой деятельности.
Никак не оправдывает себя и разрушение сложившихся произ-
водственно-технологических комплесов в существующих коллектив-
ных сельскохояйственных предприятиях в виде ферм и кормоцехов,
машинного парка и ремонтной базы, хранилищ и цехов по перера-
ботке. Их развал означает разрушение современного индустриаль-
ного сельскохозяйственного производства и переход к примитивно-
му земледелию.
Стратегическим направлением аграрной реформы должно быть
сохранение целостности производственно-технологических комплек-
сов с одновременным развитием отношений собственности. В насто-
ящее время созданы минимально необходимые правовые нормы для
подлинной реформации сельскохозяйственного производства, форми-
рования класса собственников, подлинных хозяев, предпринимате-
лей, которые обеспечат эффективное развитие сельского хозяйс-
тва. Определенный опыт у нас в стране и за рубежом, особенно в
бывшей ГДР, где реформация была подлинной и высоко эффективной.
Все это позволяет скорректировать и активизировать процесс ре-
формации, вдохнуть в него новую жизнь.
Основные принципы реформирования коллективных
сельскохозяйственных предприятий
При реформировании коллективных сельскохозяйственных
предприятий целесообразно придерживаться следующих принципов:
- предоставление максимальных возможностей выбора каждым
работником наилучшей для себя организационно-правовой формы,
меры ответственности за конечные результаты и меры хозяйствен-
ного риска, степени участия в управлении производством;
- выявление на конкурентной основе наиболее энергичных,
грамотных хозяев, способных организовать производство и сбыт
продукции в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции;
- сохранение накопленного производственного потенциала,
целостности производственно-технологического комплекса, внутри-
хозяйственных производственных связей;
- повышение гибкости управления, максимальное расширение
хозрасчетной самостоятельности отдельных структурных подразде-
лений при сохранении единого стратегического управления всем
сельскохозяйственным предприятием;
- доступность совместного пользования объектами, имеющими
общехозяйственное значение, для всех обособившихся индивидуаль-
ных и коллективных товаропроизводителей;
- сохранение профиля сельскохозяйственного и обслуживающе-
го производства не менее 3 лет;
- социальная справедливость и защищенность работников ре-
организуемых хозяйств и населения его территории.
Рекомендуемые организационно-правовые формы
в сельском хозяйстве
В настоящее время Гражданский кодекс РФ и действующее зако-
нодательство предоставляет широкий спектр типовых организацион-
но-правовых форм для разного уровня собственности, степени кол-
лективизации производства и участия в управлении, меры ответс-
твенности за результаты хозяйственной деятельности. Условиям
сельского хозяйства в наибольшей степени соответствуют следующие:
1. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей индивидуа-
листического склада характера оптимальным является крестьянское
(фермерское) хозяйства, хотя эффективность его на небольших пло-
щадях с малым уровнем механизации низка, а трудности ведения хо-
зяйства чрезмерны. Фермерское хозяйство может брать дополнитель-
ные земли сельскохозяйственного назначения в аренду, а также ис-
пользовать наемных рабочих, тогда эффективность его может быть
существенно повышена. Однако для этого необходим высокий уровень
организации, широкие профессиональные знания хозяина, разветв-
ленные хозяйственные контакты, что встречается весьма редко.
Фермерским хозяйствам рекомендуется объединяться в ассоциа-
ции для защиты своих интересов и организации выполнения работ и
услуг для них. В рамках ассоциации фермерами могут создаваться
на кооперативной или акционерной основе подразделения производс-
твенно-технического назначения, а также по переработке сельско-
хозяйственного сырья, сбыту продукции. Жизнеспособность и эффек-
тивность фермерских хозяйств существенным образом зависит от ор-
ганизации таких подразделений. Создание последних сдерживается
отсутствием денежных средств, а также необходимой массы кресть-
янских хозяйств на компактной территории.
2. Для людей с высоким уровнем организаторских способностей
и профессионализма, с лидерским характером и стремлением к приу-
множению собственности, основанном на убеждении, что они сумеют
ею разумно и эффективно распорядиться, адекватными формами явля-
ются полные товарищества и товарищества на вере.
2.1. Полные товарищества - его члены в соответствии с зак-
люченным договором занимаются предпринимательской деятельностью
от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества
своим личным имуществом . Управление товариществом осу-
ществляется по общему согласию всех учредителей, хотя учреди-
тельным договором могут предусматриваться случаи, когда решение
принимается большинством голосов. Каждый участник товарищества
имеет один голос, хотя по общему согласию, зафиксированному в
учредительном договоре, голоса могут устанавливаться пропорцио-
нально доле в складочном капитале. Каждый участник может высту-
пать от имени товарищества, если учредительным договором не ус-
тановлено, кому поручено вести дела товарищества.
2.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) отли-
чается от полного товарищества тем, что в нем помимо полных то-
варищей, отвечающих по обязательствам товарищества своим личным
имуществом, существуют участники-вкладчики, которые не участвуют
в предпринимательской деятельности товарищества и несут риск
убытков только в пределах сумм их вкладов. Управление деятель-
ностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами.
Вкладчики не участвуют в управлении, однако имеют право знако-
миться с годовыми отчетами и балансами товарищества. Распределе-
ние прибыли между полными товарищами и вкладчиками осуществляет-
ся пропорционально доле в складочном капитале. Если распределе-
ние прибыли не устраивают вкладчиков, они могут по окончании фи-
нансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в по-
рядке, предусмотренном учредительным договором.
Комментарий к пункту 2:
Во-первых, каждое из перечисленных хозяйственных образова-
ний может иметь наемных рабочих без ограничения численности.
Во-вторых, первые три организационно-правовые формы допус-
кают возможность голосования капиталом (т.е. иметь голос, про-
порциональный вкладу в уставный (складочный) капитал), а также
концентрацию капитала в одних руках путем выкупа долей других
учредителей. Если у одного из учредителей окажется 51% капита-
ла, он станет практически единственным хозяином предприятия.
Производственный кооператив не допускает такой возможности из-
начально. Там равенство членов гарантируется законом. Следует
иметь в виду, что в хозяйственных товариществах и обществах в
учредительных договорах могут быть оговорены иные правила уп-
равления, например, записано, что каждый учредитель имеет один
голос, или определены предельные размеры долей у одного участ-
ника.
В-третьих, хозяйственные товарищества и общества отличают-
ся мерой своей ответственности. Общества с ограниченной ответс-
твенностью имеют минимальное доверие как со стороны кредиторов,
так и со стороны коммерческих компаньонов. Полные товарищества
и товарищества на вере по своей природе и общественному статусу
приближаются к полноценной собственности. Эти формы в наиболь-
шей степени подходят грамотным, энергичным хозяйственникам, хо-
рошим организаторам, уверенным в своих силах и в долгосрочности
своего дела.
3. Крупные хозяйственные системы целесообразно реорганизо-
вать в акционерное общество холдингового типа. Это предполага-
ет, что акционерное общество, являющееся коллективным собствен-
никам всех средств производства, создает на базе этой собствен-
ности отдельные хозрасчетные подразделения в виде дочерних хо-
зяйственных обществ, обладающих юридической самостоятельностью,
ведущих самостоятельную предпринимательскую деятельностью, в
рамках, определенных учредительным договором. Дочернее хозяйс-
твенное общество руководствуется стратегическими решениями ос-
новного общества в части выбора сферы деятельности, прироста
основного капитала, направлений инвестиций, взаимоотношений с
другими подразделениями основного общества и т.д. Если налагае-
мые ограничения не позволяют обеспечить нормальную прибыль или
влекут за собой убытки, участники дочернего общества вправе
требовать возмещения основным обществом этих убытков. Дочернее
общество не вправе увеличить свою долю акций и тем более обосо-
биться от основного общества без его согласия.
Учитывая зависимый характер дочернего общества, наиболее
адекватной организационно-правовой формой его можно считать об-
щество с ограниченной ответственностью.
Комментарий к пункту 3:
Бывшие крупные колхозы и совхозы, преобразованные в акцио-
нерные общества, имеют, как правило, слабую управляемость,
низкую заинтересованность рядовых работников в высоких хозяйс-
твенных результатах. Сохраняется также угроза выделения отдель-
ных структурных подразделений, которых не всегда устраивает по-
литика руководства. Акционерное общество холдингового типа поз-
воляет, с одной стороны, обеспечить целостность производствен-
но-технологического комплекса, с другой стороны, относительную
самостоятельность структурных подразделений АО при общей скоор-
динированности хозяйственной, финансовой и инвестиционной поли-
тики.
Порядок реформирования коллективных
сельскохозяйственных предприятий
Правовой основой углубленного реформирования коллективных
сельскохозяйственных предприятий являются Гражданский кодекс РФ
и постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля
1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников зе-
мельных долей и имущественных паев". Земельные доли и имущест-
венные паи, рассчитанные ранее в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года N 708
"О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организа-
ций агропромышленного комплекса" и утвержденные в установленном
порядке, не пересчитываются, кроме случаев, рассмотренных далее.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации
N 96 собственники земельных долей и имущественных паев имеют
право:
- получить земельный участок и (или) имущество в натуре
для организации самостоятельного крестьянского хозяйства или
ведения приусадебного хозяйства;
- продать земельную долю и (или) имущественный пай в виде
права или в натуре другим работникам данного хозяйства, сдать в
аренду, обменять земельную долю на имущественный пай и наоборот;
- передать земельную долю или имущественный пай по нас-
ледству, отдавать в залог, выполнять другие операции в соот-
ветствии с законодательством РФ;
- объединять земельные доли и (или) имущественные паи с
другими владельцами для совместного хозяйствования в той или
иной организационно-правовой форме и получать земельные участки
в натуре с учетом требования компактного размещения земельных
участков и рациональной организации территории;
- внести земельные доли и имущественные паи в уставный
(складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества.
Решение о выборе или изменении организационно-правовой
формы принимается высшим органом управления существующих хо-
зяйственных образований.
Реорганизацию осуществляют внутрихозяйственные комиссии,
образованные в соответствии с постановлением Правительства РФ
от 29 декабря 1991 года "О порядке реорганизации колхозов и
совхозов".
Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры реор-
ганизуемого хозяйства по решению собственников передаются на
баланс местной администрации. В перечень передаваемых объектов
могут включаться: клубы, дома культуры, медпункты, библиотеки,
детские сады, школы, спортивные площадки, пожарные депо, систе-
мы электро-, водо-, газоснабжения, теплосети, дороги, телефон-
ные сети и другие объекты.
Передача и прием указанных объектов осуществляется в по-
рядке, предусмотренном законодательством РФ и постановлением
главы администрации области от 25 июля 1994 года N 361 "О пере-
даче объектов социальной инфраструктуры предприятий агропромыш-
ленного комплекса в муниципальную собственность".
Реорганизация коллективных хозяйств может идти по двум
возможным схемам.
Во-первых, существующее коллективное сельскохозяйственное
предприятие целиком трансформируется в новую организацион-
но-правовую форму. В этом случае владельцы земельных долей и
имущественных паев, непосредственно принимающие участие в про-
изводственном процессе, подписывают учредительный договор, а
свои доли и паи вносят в установный (складочный) капитал.
Владельцы земельных долей и имущественных паев, не принима-
ющие участие в производстве или не стремящиеся принимать участие
в управлении хозяйством и разделять ответственность за его судь-
бу, сдают свои доли и паи в аренду или продают по договорной це-
не отдельным учредителям.
Во-вторых, на месте существующего коллективного сельскохо-
зяйственного предприятия создается несколько самостоятельных
хозяйственных образований меньших размеров. Это может происхо-
дить в том случае, когда стремление к обособлению или несовмес-
тимость людей довлеют над соображениями экономической эффектив-
ности целостного производственно-технологического комплекса. В
этом случае земля и имущество должны распределяться между собс-
твенниками долей и паев в натуре, для чего может использоваться
Нижегородская модель проведения аукционов.
В последнем случае отдельные владельцы земельных долей и
имущественных паев или группы владельцев подают заявки во внут-
рихозяйственную комиссию на участие в аукционе, в которых ука-
зывается количество принадлежащих им долей и паев, а также зе-
мельные участки и имущество в натуре, которые они хотели бы
приобрести для организации хозяйственного общества или товари-
щества.
В аукционе принимают участие только учредители создаваемых
хозяйственных образований, включая и крестьянские хозяйства.
Единственным средством платежа при конкурсном распределении
земли и имущества являются земельные доли и имущественные паи.
Каждый владелец долей и паев или их любая группа имеют
право свободного выбора организационно-правовой формы и состава
учредителей. Однако, если группа людей хочет выйти из состава
крупного хозяйства с таким имуществом и элементами производс-
твенной инфраструктуры, без которых в остающемся хозяйстве на-
рушается производственно-технологическая целостность, учредите-
ли остающегося хозяйственного образования могут обратиться в
областную комиссию по реформированию коллективных сельскохо-
зяйственных предприятий. Последняя наделяется правом третейско-
го судьи в решении спорных вопросов и в качестве крайнего
средства, после того, как все средства поиска взаимоприемлемого
решения исчерпаны, может принять решение, руководствуясь сооб-
ражениями приоритета интересов большинства.
Особые условия реорганизации
Особые условия реорганизации применяются в отношении хо-
зяйств-банкротов, установленных в судебном порядке, а также хо-
зяйств, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве.
Все имущество и земля хозяйственных обществ и товариществ,
официально признанных банкротами, делится на две части. Одна,
включающая установленное количество земли и скота, распределя-
ется между работниками хозяйства в объеме, достаточном для ве-
дения приусадебного хозяйства.
Оставшаяся часть, включая здания, оборудование, технику,
скот, продается с аукциона. Из вырученных денег погашаются дол-
ги хозяйства, расходы по проведению аукциона, а оставшаяся
часть распределяется между работниками хозяйства.
Имущество и земля могут продаваться как целиком, так и по
частям.
Участвовать в аукционе могут как работники данного хозяйс-
тва, так и другие лица, доказавшие свои способности вести эф-
фективную сельскохозяйственную деятельность.
При предложении одной цены двумя претендентами приоритет
отдается работнику данного хозяйства.
При отсутствии претендентов на покупку имущества может
быть принято решение о бесплатной передаче земли и имущества
лицу или группе лиц по конкурсу при представлении им (ими) гра-
мотного бизнес-плана по поднятию хозяйства. Бывшие работники
лишаются прав на проданное (переданное) имущество и землю.
Вопросы организации аукциона и связанных с ним действий
решаются районной комиссией по банкротству, утверждаемой главой
районной администрации. Комиссия:
- определяет долю земли и имущества, передаваемую в собс-
твенность работникам хозяйства - банкрота для ведения приуса-
дебного хозяйства;
- определяет нижнюю границу цен;
- проверяет дееспособность претендентов на покупку земли и
имущества;
- осуществляет расчеты по задолженности хозяйства из выру-
ченных на аукционе сумм;
- при отсутствии претендентов на покупку организует кон-
курс на лучшее предложение по развитию хозяйства.
Комиссия по банкротству готовит предложения по указанным
вопросам и представляет их в областную комиссию по реформирова-
нию коллективных сельскохозяйственных предприятий. Последняя
имеет право отменять или корректировать указанные предложения.
Хозяйство, против которого возбуждено дело о банкротстве,
может осуществить реорганизацию, не дожидаясь официального
признания банкротом. Если реорганизация в таких случаях приво-
дит к созданию полных товариществ или товариществ на вере, дру-
гими словами, если в хозяйстве находятся люди, готовые отвечать
за последующую судьбу хозяйства собственным имуществом, и если
они представляют грамотную программу повышения эффективности
хозяйства, то областная комиссия по реформированию коллективных
сельскохозяйственных предприятий может временно прекратить дело
о банкротстве, предоставить отсрочку по задолженностям в об-
ластной бюджет, оказать содействие в реформировании, понизить
оценочную стоимость основных фондов и земли, уменьшив тем самым
стоимость имущественных паев.
Количество полных товарищей в полных товариществах и това-
риществах на вере не может быть больше 5 человек. Все остальные
должны стать наемными рабочими и свои земельные доли и имущест-
венные паи продать или сдать в аренду полным товарищам или же
(при создании товарищества на вере) стать участниками-вкладчи-
ками (коммандистами).
Приложение 2
к постановлению губернатора
Тульской области - главы
администрации
от 09.06.95 _N _295_
ОБЛАСТНАЯ КОМИССИЯ
по реформированию коллективных
сельскохозяйственных предприятий
Королев Н.В. - заместитель главы администрации
области по управлению АПК, сферой
обращения, услуг и экологии,
председатель комиссии
Шаповалов Б.Н. - председатель областного фонда
имущества, заместитель предсе-
дателя комиссии
Члены комиссии:
Антонов В.В. - начальник государственно-правового
управления администрации области
Бабанов В.Н. - председатель комитета по экономи-
ческому анализу и прогнозированию
департамента по экономике
Быков Г.Т. - директор департамента по АПК и
продовольствию
Бобков Г.П. - заведующий отделом областного
фонда имущества
Васильев В.М. - председатель комитета по земель-
ным ресурсам и землеустройству
Гурджибек Б.Г. - заместитель начальника террито-
риального управления ГК России по
антимонопольной политике и поддерж-
ке новых экономических структур
(по согласованию)
Дмитриева Ю.П. - начальник отдела налогообложения
предприятий АПК областной налого-
вой инспекции (по согласованию)
Коровин В.И. - заместитель директора департамента
по АПК и продовольствию
Королев И.Ф. - начальник отдела финансирования
АПК областного финансового управ-
ления
Николаев Е.Н. - начальник юридического отдела
департамента по АПК и продоволь-
ствию
Новокщенов Г.И. - первый заместитель директора
департамента по АПК и продовольст-
вию
Ткаченко А.П. - председатель правления Тульского
регионального филиала "Агропром-
банка" (по согласованию)
Фадеев В.И. - директор департамента по экономике
|