ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19.06.95 г.Тула N 318
О размещении инвестицион-
ных ресурсов на конкурсной
основе
В целях повышения эффективности использования капитальных
вложений, направляемых на строительство объектов и создание
производственных мощностей,а также обеспечения своевременного
ввода их в действие и во исполнение постановления Правительст-
ва Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N 744 "О порядке
размещения централизованных инвестиционных ресурсов на кон-
курсной основе", ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Осуществлять, начиная с 1995 года размещение инвестици-
онных ресурсов, выделяемых из федерального и областного бюдже-
тов, по вновь начинаемым, в целях реализации федеральных и ре-
гиональных целевых программ, стройкам и объектам производс-
твенного назначения, независимо от их сметной стоимости на
конкурсной основе.
В конкурсах в качестве претендентов могут выступать юри-
дические и физические лица в соответствии с действующим зако-
нодательством.
2.Определить,что основным условием конкурса является
обеспечение ввода в действие производственных мощностей и
объектов в установленный срок при минимальном привлечении в
финансирование проекта денежных ресурсов из федерального и об-
ластного бюджетов.
При этом конкурсы проводить по двум вариантам:
- на ввод в действие определенного объекта при заданных
объемах капиталовложений и сроке ввода в действие производс-
твенных мощностей при основном критерии определения победителя
- максимальном объеме привлекаемых инвестором средств;
- на развитие мощностей действующих предприятий под за-
данный объем продукции и срок ввода их в действие при основном
критерии определения победителя конкурса - минимальном объеме
централизованных капитальных вложений, запрашиваемый претен-
дентом для решения данной проблемы.
3. Для организации и проведения конкурсов образовать при
областной инвестиционной комиссии, созданной постановлением
губернатора Тульской области от 14.03.95г. N 143 "О совершенс-
твовании организации инновационно-инвестиционнной деятельности
администрации Тульской области", комиссию по инвестиционным
конкурсам в составе согласно приложению 1 к настоящему поста-
новлению.
4. Комиссии по инвестиционным конкурсам осуществлять :
- конкурсный отбор объектов для конкурса;
- подготовительные работы по проведению конкурса;
- организацию квалификационного отбора претендентов;
- проведение конкурса и подведение его результатов;
- определение победителя конкурса.
5. Утвердить "Порядок организации и проведения конкурсов
по размещению централизованных инвестиционных ресурсов" и ма-
кет бизнес-плана согласно приложениям 2 и 3 к настоящему пос-
тановлению.
6. Принять в качестве основного правового документа, рег-
ламентирующего взаимоотношения государственного заказчика и
инвестора-победителя конкурса контракт, методические рекомен-
дации по составу и оформлению которого приведены в приложении
4 к настоящему постановлению.
7.Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на департамент экономики (Фадеев В.И.).
8. Данное постановление вступает в силу с момента его
опубликования.
И.о.Губернатора Тульской области -
главы администрации области Н.К.Попов
Приложение 1
к постановлению губернатора
Тульской области - главы
администрации
от 19.06.95____ N 318______
К О М И С С И Я
по инвестиционным конкурсам
Фадеев В.И. - директор департамента экономики -
председатель комиссии
Быба В.Н. - директор департамента строительства и
ЖКХ - заместитель председателя ко-
миссии
Сафронов В.И. - консультант комитета экономического
анализа и прогнозирования - секретарь
комиссии
Члены комиссии:
Козлов Л.М. - председатель областного инновационно-ин-
вестиционного центра
Фердман Э.Б. - заместитель директора департамента
промышленности
Курилов А.М. - заместитель директора департамента по
топливно-энергетическому комплексу
Бабанов В.Н. - председатель комитета экономического
анализа и прогнозирования
Меркулов В.П. - председатель комитета по инвестициям
целевых программ, финансированию,бух-
галтерскому учету и отчетности в отр-
аслях АПК департамента АПК и продово-
льствия
Морковина К.П. - заместитель начальника областного фи-
нансового управления
Сомов Н.В. - председатель комитета по строитель-
ству и стройиндустрии департамента
строительства и ЖКХ
Большаков В.А. - заместитель начальника ГУ Центрально-
го банка РФ по Тульской области ( по
согласованию)
Сергеев О.В. - заведующий отделом государственной
экологической экспертизы при областном
комитете охраны природы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к постановлению губернатора
Тульской области - главы
администрации
от 19.06.95____ N 318______
П О Р Я Д О К
организации и проведения конкурсов
по размещению централизованных инвестиционных ресурсов.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928
" О частных инвестициях в Российской Федерации" и постановле-
ния Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N
744 " О порядке размещения централизованных инвестиционных ре-
сурсов на конкурсной основе".
1.2. Основными целями конкурсного размещения централизо-
ванных инвестиционных ресурсов являются :
- повышение эффективности использования капитальных вло-
жений, направляемых на строительство объектов и создание про-
изводственных мощностей;
- повышение инвестиционной активности и привлечение
средств отечественных и иностранных частных инвесторов по клю-
чевым направлениям развития экономики Тульской области;
- рост общеэкономической и коммерческой эффективности ин-
вестиций по всем видам собственности, включая государственную.
1.3. Настоящий порядок регламентирует конкурсное размеще-
ние централизованных ресурсов по инвестиционным проектам и оп-
ределяет этапы и условия организации проведения конкурса, со-
ответствующие функции Комиссии по инвестиционным конкурсам,
права и обязанности организаторов и участников конкурса,основ-
ные требования к тендерной документации и тендеру участни-
ков,процедуру рассмотрения этих тендеров, а также оформление
результатов конкурса.
1.4. Инвестиционные конкурсы проводятся при размещении
инвестиционных ресурсов, выделяемых из федерального и област-
ного бюджетов на :
- ввод в действие определенных объектов при заданных объ-
емах капиталовложений и сроках ввода производственных мощнос-
тей;
- развитие мощностей на действующих предприятиях при за-
данных объемах продукции и сроках ввода их в действие;
- реализацию крупных инвестиционных программ.
1.5. Объем размещаемых инвестиционных ресурсов определя-
ется инвестиционными программами и проектами администрации
Тульской области, утвержденными областной инвестиционной ком-
миссией
1.6. Основным критерием для определения победителя кон-
курса является в случае :
- ввода в действие объекта при гарантированных государс-
твом централизованных капитальных вложениях и соблюдении за-
данного срока ввода в действие производственных мощностей -
максимум объема привлекаемых претендентом средств;
- развитие мощностей действующих предприятий под заданный
объем продукции и срок ввода их в действие - минимум объема
централизованных капитальных вложений,запрашиваемого для реше-
ния данной проблемы.
2. Основные определения
2.1. Организатор - администрация Тульской области, осу-
ществляющая свою деятельность по организации и проведению кон-
курсов.
2.2. Претендент - юридическое или физическое лицо, предс-
тавившее необходимые документы и выразившее согласие заключить
сделку на предложенных конкурсных условиях.
2.3. Предварительная квалификация - отбор претендентов
для допуска к участию в конкурсе.
2.4. Тендерная документация - комплект документов, содер-
жащий приглашение к конкурсу, информацию о предмете и условиях
конкурса, инструкцию участникам конкурса, предложения органи-
затора об условиях передачи победителю конкурса заказа на ввод
объекта или на развитие мощностей на действующих предприятиях.
2.5. Тендер - заполненная участниками конкурса тендерная
документация, подкрепленная гарантиями по обеспечению выполне-
ния условий конкурса и содержащая согласие претендента на
участие в конкурсе, заключение контракта на условиях, предло-
женных организатором, а также согласие нести финансовую от-
ветственность в случае невыполнения им условий конкурса.
2.6. Депозит - денежный залоговый взнос, свидетельствующий
о серьезности намерений участия в конкурсе и гарантирующий вы-
полнение условий, объявленных организатором конкурса.
2.7. Банковская гарантия - обязательство, выданное банком
в письменной форме по просьбе клиента банка бенефициару - ор-
ганизатору конкурса, согласно которому банк обязуется в случае
ненадлежащего исполнения клиентом условий конкурса произвести
в пользу бенефициара платеж в пределах суммы и сроков, указан-
ных в гарантийном обязательстве.
2.8. Комиссия по инвестиционным конкурсам - коллегиальный
орган, созданный организатором конкурса из своих представите-
лей, а также экспертных и консультационных организаций. Комис-
сия по инвестиционным конкурсам принимает решение об объявле-
нии и предмете конкурса, по отбору участников конкурса, поряд-
ку и условиям конкурса, осуществляет прием, вскрытие и оценку
представленных тендеров, определяет победителя конкурса.
2.9. Консультант - организация, привлекаемая Комиссией по
инвестиционным конкурсам для методического обеспечения конкур-
са, подготовки тендерной документации, проведения систематиза-
ции и предварительного анализа тендеров.
3. Состав участников инвестиционного конкурса
и виды конкурсов
3.1. Конкурсы различаются по составу участников и по фор-
ме их проведения.
3.2. В зависимости от состава участников и формы проведе-
ния конкурсы могут быть: открытыми или закрытыми (специализи-
рованными).
В открытых конкурсах могут принять участие все желающие
юридические и физические лица, подающие заявки в установленном
порядке.
По решению конкурсной комиссии открытые конкурсы могут
проводиться с предварительной квалификацией претендентов.
К участию в закрытых конкурсах привлекается определенный
организатором инвестиционного конкурса круг юридических и фи-
зических лиц, отвечающих особым условиям, которые им определе-
ны для конкретных объектов (работ) и получивших официальное
приглашение Комиссией по инвестиционным конкурсам.
3.3. Вид конкурса определяется Комиссией по инвестицион-
ным конкурсам по представлению организатора конкурса.
3.4. Организатор инвестиционных конкурсов :
- принимает решение о проведении конкурса;
- разрабатывает необходимую документацию для объявления
конкурса;
- привлекает в случае необходимости на договорной основе
консультантов и экспертов;
- организует и контролирует деятельность Комиссии по ин-
вестиционным конкурсам ;
- содействует техническому обеспечению деятельности Ко-
миссии по инвестиционным конкурсам ;
- финансирует расходы по подготовке и проведению конкур-
сов;
- заключает контракты и годовые договоры с победителями
конкурса в соответствии с решениями Комиссии по инвестиционным
конкурсам.
3.5. Претендент получает статус участника конкурса с мо-
мента регистрации заявки, прохождения квалификационного отбора
и оплаты задатка на участие в конкурсе.
3.6. Претендент имеет право отозвать свою заявку до уста-
новленного срока окончания приема заявок, сообщив об этом
письменно или по факсу Комиссии по инвестиционным конкурсам.
3.7. Участник конкурса имеет право :
- осматривать местоположение объекта;
- пользоваться услугами посредников и других юридических
и физических лиц, представляющих ( по доверенности) интересы
участника на конкурсе;
- отказываться от участия в конкурсе;
- обращаться с апелляцией к организатору конкурса, в слу-
чае нарушения его прав и интересов.
3.8. Участник конкурса обязан соблюдать правила проведе-
ния конкурса, нормативные и законодательные акты, данный поря-
док проведения инвестиционных конкурсов.
3.9. Секретариат комиссии по инвестиционным конкурсам по
согласованию с организатором конкурса формирует для проведения
намечаемого конкурса персональный состав Комиссии по инвести-
ционным конкурсам и утверждает постановлением губернатора
Тульской области-главы администрации.
3.10. Комиссия по инвестиционным конкурсам утверждает сле-
дующие основные условия конкурса: срок реализации инвестицион-
ного проекта, его стартовую стоимость и максимальную сумму
бюджетных средств, выделяемую на реализацию проекта.
3.11. Комиссия по инвестиционным конкурсам самостоятельно
разрабатывает и утверждает регламент своей работы, решение
принимается простым большинством голосов от числа членов ко-
миссии. Заседание комиссии по инвестиционным конкурсам дейс-
твительны, если из ее состава присутствует более половины чле-
нов.
3.12. Основными функциями Комиссии по инвестиционным кон-
курсам являются :
- утверждение конкурсной документации;
- принятие решений о корректировке содержания документов
и процедур;
- публикация объявления о проведении конкурса;
- прием и регистрация заявок и документации от претенден-
тов и участников конкурса;
- организация квалификационного отбора претендентов;
- письменное уведомление претендента о признании его
участником конкурса либо об отказе в этом признании;
- проведение конкурса, подведение его результатов, оформ-
ление и подписание протокола о результатах конкурса;
- сбор и хранение представленных заявок и тендерной доку-
ментации претендентов и участников конкурсов;
- распространение конкурсной документации;
- подготовка материалов для принятия решения о победителе
конкурса;
- конкурсный отбор объектов для конкурса;
- определение победителя или принятие иного решения по
результатам конкурса;
- извещение участников об итогах конкурса.
При наличии нескольких альтернативных проектов,обеспечи-
вающих достижение разными средствами одинаковых результа-
тов,Комиссия по инвестиционным конкурсам или по согласованию с
ней отраслевые органы управления организуют экспертизу,в ре-
зультате которой определяется наиболее перспективный вариант.
3.13. Требования,предъявляемые к организатору и всем дру-
гим участникам конкурса,являются тождественными.
4. Этапы организации и проведения конкурса.
Организация и проведение конкурса включают в себя следую-
щие этапы:
- определение предмета конкурса;
- определение формы конкурса (открытый, закрытый);
- определение потенциальных участников закрытого конкурса
и направление им приглашений к участию в конкурсе;
- подготовка и публикация объявления о конкурсе;
- составление инструктивных материалов для предваритель-
ного квалификационного отбора претендентов для участия в отк-
рытых конкурсах;
- подготовка (с привлечением технических и коммерческих
консультантов) тендерной документации;
- проведение предварительного квалификационного отбора;
- прием тендеров от участников конкурса;
- оценка поступивших тендеров и выявление победителя кон-
курса;
- подписание соглашения с победителем конкурса.
5. Определение предмета конкурса
Предметом конкурса являются согласно Постановлению Прави-
тельства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N 744 "О по-
рядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на
конкурсной основе" и данному постановлению губернатора Туль-
ской области - главы администрации размещение централизованных
инвестиционных ресурсов на :
- на ввод в действие определенного объекта при заданных
объемах капиталовложений и сроке ввода в действие производс-
твенных мощностей;
- развитие мощностей на действующих предприятиях под за-
данный объем продукции и срок ввода их в действие.
График проведения конкурса, объекты и размер выделяемых
централизованных инвестиционных средств определяются Комиссией
по инвестиционным конкурсам.
_6 .. Объявление конкурса.
6.1. Комиссия по инвестиционным конкурсам доводит до по-
тенциальных претендентов на участие в конкурсном распределении
централизованных инвестиционных ресурсов следующие сведения о
предстоящем конкурсе:
- наименование и адрес организатора конкурса;
- предмет конкурса;
- условия конкурса и критерий (критерии) выбора победите-
ля;
- сведения о порядке проведения конкурса;
- сроки предварительного квалификационного отбора претен-
дентов для участия в конкурсе;
- адрес, телефон и телефакс Комиссии по инвестиционным
конкурсам;
- адрес, телефон и телефакс Консультанта Комиссии по ин-
вестиционным конкурсам, где можно получить тендерную докумен-
тацию;
- стоимость тендерной документации;
- сумма депозита для участника конкурса при подаче тен-
деров;
- последний срок (с указанием дня и часа) приема предло-
жений Комиссии по инвестиционным конкурсам;
- порядок оформления конкурсной заявки;
- требования к процедуре передачи заявок в Комиссию по
инвестиционным конкурсам;
- процедура и срок определения Конкурсной комиссией побе-
дителя конкурса;
- указание сроков подписания контракта победителем кон-
курса с уполномоченным представителем администрации области.
6.2. Доведение информации до претендента производится :
- при открытых конкурсах - публикацией объявления об ин-
вестиционном конкурсе в газете "Тульские известия", а также в
других изданиях по усмотрению Комиссии по инвестиционным кон-
курсам;
- при закрытых конкурсах - посредством рассылки по почте,
телефаксу или в другой форме официальных приглашений в адрес
конкретных потенциальных претендентов.
7. Основные требования к тендерной документации.
7.1. Тендерная документация включает:
- инструкцию участникам конкурса;
- техническую часть тендера;
- коммерческую часть тендера;
- проформу соглашения (контракта).
7.2. Инструкция участникам конкурса содержит:
- адрес для связи с членом (представителем) Комиссии по
инвестиционным конкурсам, у которого можно получить разъясне-
ния относительно условий проведения конкурса;
- указание о количестве экземпляров тендерного предложе-
ния, направляемого в адрес Комиссии по инвестиционным конкур-
сам;
- порядок внесения и оформления изменений в тендер после
его представления участником в Комиссию по инвестиционным кон-
курсам;
- порядок оформления тендера, требования по составу его
документации и к его визированию;
- требования к процедуре передачи предложения в Комиссию
по инвестиционным конкурсам;
- указание о том, кто и в какие сроки подписывает согла-
шение (контракт) с победителем конкурса;
- размер, порядок внесения и срок возврата денежного де-
позита, гарантирующего безотзывность предложения участника
конкурса в течение оговоренного периода времени;
- информация о возможности представления участниками кон-
курса встречных предложений наряду с предложением, основанным
на требованиях тендерной документации;
- указание на возможность переноса даты закрытия конкурса
при аргументированной просьбе участника конкурса;
- ссылка на конфиденциальность любой документации, сос-
тавляемой в рамках проводимого конкурса;
- условия и порядок проведения конкурса;
- критерий (критерии) выбора победителя конкурса;
- порядок предварительного ознакомления претендентов с
объектом или документацией;
- сведения об объекте и предмете конкурса;
- описание процедуры вскрытия конвертов с предложениями и
срок определения победителя конкурсов Комиссией по инвестици-
онным конкурсам.
- любая другая информация по решению организатора конкур-
са.
7.3. Техническая часть тендерной документации включает :
- проектную документацию.
7.4. Коммерческая часть тендерной документации включает
требования в отношении:
- доли централизованных инвестиционных ресурсов в затра-
тах на реализацию проекта;
- доли собственных средств частного инвестора ( акционер-
ный капитал,прибыль,амортизация ) в затратах на реализацию
проекта;
- условий централизованного финансирования и графика пре-
доставления финансовых средств;
- источников централизованного финансирования проекта.
8. Предварительная квалификация конкурса.
8.1. Предварительная квалификация проводится при открытых
конкурсах. Предварительный квалификационный отбор претендентов
для участия в конкурсе проводит Комиссия по инвестиционным
конкурсам.
8.2. Допускается прием заявок на участие в предваритель-
ной квалификации по телефаксу. Инструкция для участников пред-
варительной квалификации при необходимости направляется заяви-
телю Комиссией по инвестиционным конкурсам по почте.
8.3. Не допускаются к конкурсам претенденты:
- структуры которых находятся в состоянии реорганизации,
ликвидации или банкротства, либо ограничиваемые в правовом от-
ношении действующим законодательством;
- имеющие недостаточную квалификацию и опыт работы;
- которые сообщили о себе ложные сведения;
- не представившие необходимые для прохождения предквали-
фикационные документы, а также надлежащие гарантии в отношении
выполнения финансовых обязательств;
- не соответствующие требованиям Комиссии по инвестицион-
ным конкурсам по финансовым, производственным или коммерческим
показателям.
8.4. Решение об отказе в допуске на участие в конкурсе
принимается Комиссией по инвестиционным конкурсам.
9. Прием тендеров от участников
конкурса
9.1. Тендеры, помимо заполненной участником конкурса тен-
дерной документации, должны включать следующие документы и ин-
формацию об участнике конкурса:
- реквизиты участника конкурса (наименование, адрес, те-
лефон, телекс, телефакс, банк);
- копии уставных и регистрационных документов;
- подтверждение (при необходимости) наличия лицензии на
право соответствующей деятельности;
- заключение государственной экологической экспертизы,
государственной вневедомственной или независимой экспертизы
(постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня
1993 г. N 585 "О государственной экспертизе градостроительной
и проектно-сметной документации и утверждении проектов строи-
тельства");
- справку-презентацию участника конкурса, включающую ин-
формацию о производственных мощностях, внешнеторговом обороте,
структуре организации и т.п.;
- письмо уполномоченного банка о платежеспособности
участника конкурса;
- фамилии лиц, уполномоченных действовать от имени участ-
ника конкурса и обладающих правом подписи юридических докумен-
тов;
- утвержденный претендентом и прошедший экспертизу биз-
нес-план ( постановление Правительства Российской Федерации от
20 июня 1993 года N 585 "О государственной экспертизе градост-
роительной и проектно-сметной документации и утверждении про-
ектов строительства" ) согласно приложению 3 (макет биз-
нес-плана рассчитан на полный проект, начинающийся со строи-
тельства предприятия. Поскольку проекты со сроком окупаемости
до двух лет, как правило, не предусматривают строительства,
разрабатываются разделы и подразделы 1; 2; 3(3.3; 3.4; 3.5);
4(4.4); 5; 6(6.1; 6.4; 6.5; 6.8); 7; 8.). Показатели биз-
нес-плана основываются на технологических и технико-экономи-
ческих расчетах,проработке инженерных решений и показателей
эффективности,ликвидности и финансовой устойчивости по данному
объекту инвестирования.
Форма бизнес-плана устанавливается Комиссией по инвести-
ционным конкурсам и может меняться к конкретному конкурсу.
- бухгалтерский баланс (формы 1,2 с приложениями, 5) за
предыдущий год и истекший квартал текущего года (формы 1,2 с
приложениями), заверенный налоговой инспекцией;
- справка о заключенных контрактах с указанием основных
условий контрактов;
- справка о структуре предприятия (организации), числен-
ности работников и квалификации управленческого персонала.
Указанные документы скрепляются подписью и печатью пре-
тендента.
9.2. К тендеру прилагается банковская гарантия или доку-
мент, подтверждающий внесение участником конкурса безусловного
и безотзывного денежного депозита, сумма которого устанавлива-
ется Комиссией по инвестиционным конкурсам.
10. Порядок проведения конкурсов
10.1. Датой открытия конкурса является дата официальной
публикации объявления Комиссии по инвестиционным конкурсам в
средствах массовой информации (для открытых конкурсов), либо
дата рассылки официальных приглашений участникам конкурсов по
почте или телефаксу (для закрытых конкурсов).
10.2. Срок подготовки тендеров в рамках проводимых кон-
курсов устанавливается Комиссией по инвестиционным конкурсам и
указывается в объявлении об открытии конкурса. Комиссия по ин-
вестиционным конкурсам может принимать решение о продлении
срока представления тендеров, который распространяется на всех
участников конкурса.
10.3. Для участия в конкурсе претендент должен внести ор-
ганизатору конкурса депозит, величина и порядок внесения кото-
рого определяется Комиссией по инвестиционным конкурсам.
10.4. Депозит вносится в безналичной денежной форме или
путем предоставления безусловной и безотзывной банковской га-
рантии, действующей на срок проведения конкурса или на срок,
определяемый Комиссией по инвестиционным конкурсам.
10.5. Тендеры принимаются только в опечатанных двойных
конвертах. Во внешнем конверте содержится сопроводительное
письмо с приложением банковской гарантии или документа, подт-
верждающего внесение участником конкурса депозита. Во внутрен-
нем конверте - тендер. На внешнем конверте указывается наиме-
нование и адрес организатора конкурса.
10.6. Регламент процедуры вскрытия конвертов, порядок их
рассмотрения и хранения с соблюдением мер конфиденциальности
принимается Комиссией по инвестиционным конкурсам.
10.7. Тендеры направляются в Комиссию по инвестиционным
конкурсам заказным письмом или сдаются под расписку секретари-
ату Комиссии по инвестиционным конкурсам, который хранит их в
специальном сейфе. Внешний конверт регистрируется Комиссией по
инвестиционным конкурсам с указанием даты и времени получения.
10.8. Комиссия по инвестиционным конкурсам определяет да-
ту закрытия конкурса, час и место вскрытия конвертов. Вскрытие
конвертов производится на заседании Комиссии по инвестиционным
конкурсам. Полученные после закрытия конкурсов тендеры не
рассматриваются и возвращаются участникам конкурса без вскры-
тия конвертов. Участники конкурса не могут вносить изменения
по своей инициативе или отзывать свой тендер до окончания ра-
боты Комиссии по инвестиционным конкурсам. В противном случае
залоговый депозит участнику конкурсов не возвращается.
10.9. Срок рассмотрения тендеров определяется Комиссией по
инвестиционным конкурсам с момента вскрытия конвертов. При
рассмотрении предложений устанавливается их соответствие тре-
бованиям тендерной документации, проверяется наличие необходи-
мых документов и правильность их оформления.
10.10. Если в ходе переговоров Комиссии по инвестиционным
конкурсам с победителем конкурса последний выдвигает неприем-
лемые условия, Комиссия по инвестиционным конкурсам вправе на-
чать переговоры с участником, занявшим последующее место.
10.11. После проведения конкурса организатор конкурса
возвращает депозиты их участникам (за исключением победителя).
Депозит возвращается в течение установленного срока с момента
объявления победителя конкурса, но этот срок не может превы-
шать 5 банковских дней. Депозит победителя конкурса может на-
ходиться в распоряжении организатора конкурса до момента под-
писания соглашения, либо до начала его исполнения в качестве
гарантии надлежащего выполнения победителем конкурса условий
такого соглашения.
10.12. Организатор конкурса не возвращает участнику депо-
зит в случае, если последний :
- отзовет свой тендер или изменит его условия в процессе
проведения конкурса (после окончания срока приема тендеров );
- откажется заключить контракт на условиях, изложенных в
тендере.
10.13. Издержки по организации и проведению конкурса, а
также услуги экспертных организаций оплачиваются из средств,
внесенных участниками конкурса за приобретенную тендерную до-
кументацию.
10.14. Конкурс может быть объявлен Комиссией по инвестици-
онным конкурсам несостоявшимися, если:
- до момента окончания срока закрытия конкурса не поступи-
ло ни одного тендера;
- все представленные тендеры не содержат банковских гаран-
тий или документов, подтверждающих внесение депозита;
10.15. В случае, если все представленные тендеры не соот-
ветствуют условиям тендерной документации, конкурс считается
состоявшимся, но имеющим отрицательный результат.
10.16. Комиссия по инвестиционным конкурсам не принимает
претензий участников конкурса и не несет имущественной или
иной юридической ответственности перед ними при объявлении
конкурса несостоявшимся не по вине комиссии или имеющим отри-
цательный результат. В этих случаях только депозит подлежит
возврату участникам конкурса.
11. Особенности конкурсного размещения цен-
трализованных ресурсов по коммерческим
инвестиционным проектам
11.1. В соответствие с Указом Президента Российской Феде-
рации " О частных инвестициях в Российской Федерации" от 17
сентября 1994 г. N 1928 для коммерческих проектов,конкурс по
которым проводится согласно предложениям частных инвесто-
ров,обязательными условиями являются:
- доля централизованных инвестиционных ресурсов в затра-
тах на реализацию проекта не должна превышать 20 процентов
и,соответственно,доля собственных и заемных средств,включая
иностранные,частного инвестора не может быть менее 80 процен-
тов:
- доля собственных средств частного инвестора ( акционер-
ный капитал,прибыль,амортизация ) в указанных затратах должна
составлять не менее 20 процентов.
11.2. Срок окупаемости проектов,рассчитанный на основе
Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестицион-
ных проектов и их отбору для финансирования,утвержденных Госс-
троем России,Министерством экономики Российской Федерации,Ми-
нистерством финансов Российской Федерации,Госкомпромом России
31 марта 1994 г. N 7-12/47,не должен,как правило,превышать два
года.
11.3. Инвестор имеет право выбора следующих форм участия
государства в финансовом обеспечении победившего по конкурсу
проекта:
- предоставление по решению Правительства Российской Фе-
дерации валютно-номинированного государственного кредита на
срок не более 24 месяцев по ставке "ЛИБОР" плюс 1-7 процентов
(фиксируемых до проведения конкурса) в зависимости от народно-
хозяйственной значимости проекта.Величина "ЛИБОРА" зафиксиро-
ванная на время реализации проекта,сообщается инвесторам перед
проведением конкурса;
- предоставление государственных инвестиционных ресурсов
на условиях закрепления в государственной собственности части
акций создаваемых акционерных обществ,которые реализуются на
рынке по истечение двух лет с начала получения прибыли от реа-
лизации проекта.Размер пакета акций,закрепляемых в собствен-
ности государства,а также год их реализации определяются в со-
ответствии с бизнес-планом проекта.
11.4. Частные инвесторы,вложившие свои средства в реали-
зацию коммерческого проекта,включенного в федеральную инвести-
ционную программу,приобретают право собственности на созданные
(или реконструированные) объекты и производство в соответствии
с долей вложенных средств.
12. Порядок оценки тендеров
12.1. Оценка тендеров проводится в течение определенного
срока, установленного Комиссией по инвестиционным конкурсам.
Участники конкурса или их представители не вправе присутство-
вать при оценке тендеров. В ходе оценки Комиссия по инвестици-
онным конкурсам имеет право вызвать претендентов для дачи по-
яснений, запрашивать у них дополнительные сведения и подтверж-
дения.
12.2. Комиссия по инвестиционным конкурсам может привле-
кать для оценки тендеров представителей экспертных и консуль-
тационных организаций, помимо Консультанта.
12.3. Информация о рассмотрении и оценке тендеров не сооб-
щается лицам, официально не имеющим отношение к процедуре
оценки. Члены Комиссии по инвестиционным конкурсам и привле-
ченные эксперты несут ответственность за разглашение данной
информации.
12.4. При обнаружении арифметических ошибок в расчетах Ко-
миссия по инвестиционным конкурсам считает правильной итоговую
сумму, даже если она не является результатом сложения входящих
в нее элементов.
12.5. При наличии иных ошибок Комиссия по инвестиционным
конкурсам вправе отклонить тендер целиком либо определить ус-
ловия дальнейшего рассмотрения тендера в конкурсе, известив об
этом участника конкурса.
12.6. Оценка тендеров и определение победителя конкурса
производится на основании критериев, изложенных в тендерной
документации. Во внимание также могут приниматься дополнитель-
ные технические , организационные и коммерческие преимущества
представленных тендеров, а также репутация участника конкурса.
12.7. В результате оценки Комиссия по инвестиционным кон-
курсам ранжирует претендентов, чьи тендеры соответствуют кри-
териям, содержащимся в тендерной документации, и определяет
победителя конкурса, тендер которого, по мнению Комиссии по
инвестиционным конкурсам, является наиболее выгодным.
Предложения о конкурсном размещении централизованных ре-
сурсов среди объектов агропромышленного комплекса согласовыва-
ются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Рос-
сийской Федерации в случае, если в состав централизованных ре-
сурсов входят ассигнования из федерального бюджета.
12.8. Сообщение Комиссией по инвестиционным конкурсам ин-
вестору-победителю является официальным приглашением к подпи-
санию контракта.
12.9. Контракт подписывается уполномоченным представите-
лем администрации области и является гарантией государственно-
го финансирования в течение всего периода реализации инвести-
ционного проекта.
Рекомендации по составу контракта,заключаемого согласно
итогам конкурса,инвестором и уполномоченным представителем ад-
министрации области приводятся в приложении 4.
12.10. По результатам инвестиционного конкурса оформляют-
ся следующие документы:
- протокол Комиссии по инвестиционным конкурсам о выделе-
нии централизованных капитальных вложений победителю конкурса;
- соглашение о финансировании проекта,подписанное уполно-
моченным представителем администрации области, коммерческого
банка и инвестором;
- договор по условиям реализации проекта,подписанный ин-
вестором и представителями предприятия-заказчика;
- обязательство по распределению собственности между го-
сударством (фондом имущества Тульской области ) и частным ин-
вестором.
12.11. В протоколе Комиссии по инвестиционным конкурсам о
выделении централизованных капитальных вложений победителю
конкурса содержится:
- наименование победителя конкурса;
- состав Комиссии по инвестиционным конкурсам;
- результаты голосования;
- сводная таблица тендеров участников конкурса;
- срок подписания контракта с победителем конкурса.
Протокол подлежит утверждению председателем Комиссии по
инвестиционным конкурсам.
Член комиссии имеет право письменно изложить свое мнение,
которое председатель обязан приложить к протоколу, о чем дела-
ется отметка в протоколе.
Комиссия по инвестиционным конкурсам не обязана мотивиро-
вать свой выбор перед участниками конкурса.
12.9. Комиссия по инвестиционным конкурсам в срок не позд-
нее 3 дней с даты определения победителя конкурса направляет
уведомление в адрес победителя конкурса и письменные уведомле-
ния о своем решении тем претендентам,чьи предложения ею откло-
нены. Уведомление Комиссии по инвестиционным конкурсам о побе-
де в конкурсе является официальным приглашением к подписанию
контракта.
12.10. Победитель конкурса может отказаться от подписания
контракта. В этом случае внесенный задаток ему не возвращается.
12.12. В случае, если конкурс не состоялся или имел отри-
цательный результат, организатор конкурса может повторно про-
вести конкурс по тому же размещению централизованных инвести-
ционных ресурсов.
13. Недействительность результатов конкурса
и ответственность сторон
13.1. Споры о признании результатов конкурса недействи-
тельными рассматриваются арбитражным и третейским судами в по-
рядке, установленном законодательством Российской Федерации.
13.2. Организатор конкурса, Комиссия по инвестиционным
конкурсам и участники конкурса несут ответственность за соблю-
дение установленных настоящим порядком по проведению конкурсов
по размещению централизованных инвестиционных ресурсов правил
и процедур подготовки и проведения конкурсов, за объективность
результатов конкурсов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к постановлению губернатора
Тульской области - главы
администрации
от 19.06.95____ N 318______
МАКЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА,
представляемого претендентом в составе заявки
Бизнес-план представляет собой неотъемлемую часть заявки
претендента на участие в конкурсном распределении централизо-
ванных инвестиционных ресурсов. Для оформления бизнес-плана
рекомендуется использовать приводимое ниже его описание с
краткими комментариями. Дополнительные расчетные таблицы при
необходимости составляются в соответствии с "Методическими ре-
комендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и
их отбору для финансирования" (приложение 7), утвержденными
Госстроем России, Министерством экономики Российской Федера-
ции, Министерством финансов Российской Федерации, Госкомпромом
России 31 марта 1994 г. N 7-12/47.
1. Титульный лист
1.1. Титульный лист содержит :
- название и адрес предприятия;
- имена и адреса учредителей;
- директор: имя и телефон;
- суть проекта (3-5 строк);
- совокупная стоимость проекта и источники финансовых
средств (выпуск акций, займы и т.д);
- заявление о коммерческой тайне.
1.1. Объем титульного листа не должен превышать 25 строк.
2. Вводная часть проекта
2.1. Вводная часть проекта содержит :
- цель;
- окупаемость;
- достигаемый эффект от внедрения;
- привлекательные стороны;
- слагаемые успеха достижения цели;
- ожидаемый спрос (сбыт);
- доля инвестора в финансировании проекта;
- решение социальных вопросов (использование труда инва-
лидов, прокладка дорог, создание дополнительных рабочих мест и
т.п.).
2.2. Объем вводной части должен занимать 3-4 страницы.
3. Анализ положения товара в отрасли
3.1. Цель раздела - выявить потребность на рынке в товаре
и необходимость его производства.
3.2. Раздел содержит ответы на следующие вопросы :
- общее положение на рынке данного товара, его доля в от-
расли;
- конъюнктура и тенденции рынка данного товара за послед-
ние 5 лет как в Российской Федерации, так и за рубежом;
- сравнительная характеристика данного товара и аналогич-
ных товаров конкурентов;
- возможный размер прибыли ( по годам в первые 3 года про-
дажи);
- возможная длительность жизненного цикла товара;
- воздействие сезонных и других циклических факторов на
продажу товара;
- возможный уровень и срок окупаемости данного проекта
производства товара;
- доля предприятия на зарубежных и отечественном рынках
(за 3 последних года);
- существующие и потенциальные конкуренты (указать имена
и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые
стороны);
- уровень патентной защиты.
3.3. Объем раздела должен занимать 3-4 страницы.
4. Суть проекта
4.1. Раздел содержит :
- описание товара (группа товара, функциональная характе-
ристика, надежность, срок службы, цвет, упаковка, дизайн, эр-
гономические особенности, потребительская ценность, документи-
рованность);
- сведения о имеющихся патентах и товарных знаках;
- степень освоенности и наличия опыта производства товара;
- какие факторы будут определять покупку товара как на
внутреннем рынке, так и в каждой из стран, куда предполагается
экспортировать товар;
- конкурентноспособность товара по отношению к аналогич-
ным отечественным и импортным товарам;
- условия, при решении которых товар будет поставляться
на экспорт (конкурентоспособной цены, развитого маркетинга,
создание сети сбыта, наличие лицензии и квоты на вывоз в слу-
чае ограничения экспорта данного товара и т.д.). (заполняется
при намерении экспортировать данный товар).
- сведения о самом предпринимателе и его партнерах (воз-
раст, опыт предпринимательской деятельности или руководящей
работы).
- ключевые факторы успеха.
4.2. Объем раздела должен занимать до 5 страниц.
5. Производственная характеристика товара
5.1. Раздел содержит ответы на следующие вопросы :
- Реален ли серийный выпуск товара и каковы аргументы,
его обосновывающие;
- сколько времени потребуется для начала серийного выпус-
ка;
- какие трудности могут возникнуть при организации произ-
водства;
- все ли материальные ресурсы доступны и в требуемых ко-
личествах, указать предполагаемых поставщиков (название, усло-
вия и ориентировочные цены поставок);
- возможные альтернативные источники снабжения сырьем и
материалами;
- каковы специфические требования к организации произ-
водства;
- каков состав необходимого оборудования, его поставщики
и условия поставок (лизинг, аренда, покупка), ориентировочная
его стоимость;
- имеется ли возможность организовать производство товара
по конкурентноспособной цене;
- будет ли обеспечена экологическая и техническая безо-
пасность.
5.2. Объем раздела должен занимать до 5 страниц.
6. План маркетинга
6.1. Раздел содержит :
- сводку контрольных показателей;
- изложение текущей маркетинговой ситуации;
- перечень опасностей и возможностей;
- перечень задач и проблем;
- стратегии маркетинга;
- программа действия;
- бюджеты.
6.2. Сводка контрольных показателей представляет собой
краткую сводку основных целей и рекомендаций, которые будут
изложены в плане.
6.3. Текущая маркетинговая ситуация содержит следующие
сведения :
- возможные потребители товара;
- характер спроса на товар (равномерный или сезонный);
- характеристика сегментов рынка, на которые ориентирован
товар;
- каналы распределения товара;
- какие потребительные свойства товара или дополнительные
услуги делают его предпочтительным по отношению к аналогичным
товарам конкурентов.
6.4. Перечень опасностей и возможностей представляет со-
бой раздел, в котором перечисляется максимально возможное чис-
ло опасностей и возможностей, которые могут возникнуть перед
товаром на всем протяжении его жизненного цикла, например :
- воздействие на продукт технологических изменений, таких
как законодательство по охране природы, появление взаимозаме-
няемых товаров;
- изменения в налоговом и в таможенном законодательстве,
а также в других разделах нормативно-правового обеспечения,
затрагивающих данный товар;
- сведения о разработке новых продуктов, могущих соста-
вить конкуренцию товару;
- специфические действия конкурентов, которых следует
опасаться и возможная защита от них;
- и т.д.
6.5. Перечень задач и проблем представляет собой раздел,
в котором формулируются цели, которые предприятие стремится
достичь за период выполнения плана маркетинга и проблемы, ко-
торые при этом возникают.
6.6. Стратегия маркетинга включает в себя конкретные
стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню
затрат на маркетинг.
Стратегия маркетинга должна точно назвать сегменты рынка,
на которых предприятие сосредоточит свои основные усилия. Для
каждого из отобранных целевых сегментов нужно представить от-
дельную стратегию маркетинга. Каждую стратегию необходимо
обосновать с точки зрения того, каким образом она учитывает
опасности, возможности и ключевые проблемы, изложенные в пре-
дыдущих разделах плана.
6.7. Программа действия представляет собой разработанный
план мероприятий по стимулированию сбыта с перечислением ль-
готных предложений и сроков их действий, участия в специализи-
рованных выставках, организации рекламы, устройства новых экс-
позиций в возможных местах продажи и т.д.
6.8. Бюджет должен представлять собой прогноз прибылей и
убытков. В графе "Поступление" дается прогноз относительно
числа и средней цены-нетто товарных единиц, которые будут про-
даны. В графе "Расходы" указываются издержки производства, то-
вародвижения и маркетинга. Их разность дает сумму ожидаемой
прибыли. Бюджет служит основой для закупки материалов, разра-
ботки графиков производства, планирования потребностей в рабо-
чей силе и проведения маркетинговых мероприятий.
___________________________________________________________
Строки | Годы | Годы
бюджета | освоения | после освоения
| мощности | мощности
___________________________________________________________
| 1:2:3 | 4:5:6:7:8:9:11:12
____________________________________________________________
1. Поступление выручки | |
от продаж - (1.3.*1.4.) | |
1.1.Прогноз общего объема | |
рынка | |
1.2.Прогноз доли рынка предп-| |
риятия в % | |
1.3.Прогноз объема продаж | |
1.4.Прогнозируемая продажная | |
цена | |
2. Другие доходы от | |
реализации | |
3. Поступление - всего | |
(3) = (1) + (2) | |
4. Расходы всего: | |
4.1.расчет суммы постоянных | |
издержек | |
4.2.заработная плата (за вы- | |
четом удержаний) | |
4.3.расчеты с поставщиками | |
4.4.расчет суммы на маркетинг| |
- реклама | |
- стимулирование сбыта | |
- маркетинговые исследо- | |
вания | |
4.5.арендная плата | |
4.6.страховка | |
4.7.процент по кредитам | |
4.8.возврат кредитов | |
4.9.амортизация | |
4.10.налоги и другие обяза- | |
тельные платежи | |
5. Прибыль (3) - (4) | |
| |
______________________________________________________________
По строке 1 показывается выручка от продаж.В строке 2
учитываются прочие доходы,например,от сдачи в аренду помещений
и оборудования,созданных по проекту.Строка 3 является итоговой:
(3) = (1) + (2).По строке 4 показываются все платежи,связанные
с проектом,а ниже дается расшифровка их основных статей.
Внутренняя норма рентабельности (отношение части прибыли,
полученной инвестором за определенный период, к вложенному им
в проект капиталу) определяется как дисконтный множитель, при-
водящий сумму прибылей(строка 5), относящихся к разным перио-
дам, к сумме инвестированного в проект капитала.Она представ-
ляет собой минимальную величину процентной ставки,при которой
заемные средства окупятся за жизненный цикл проекта.Исходя из
условий,что сумма дисконтированных разностей платежей равна
нулю:
4T
Р = 7S 5 0Р 4t 0(1 - n ) 5t 0 ,где Р- сумма вложенного капитала;
5t=1 0 Р 4t 0 - прибыль за t 5ый 0 период
4( 0строка 5);
Т - количество периодов жизненного
цикла проекта;
n 4 0-внутренняя норма рентабельности.
Расчеты производятся последовательным подбором n.
В приведенном равенстве предполагается, что процентная
ставка не меняется за время жизненного цикла проекта, а подоб-
ранная внутренняя норма рентабельности представляет собой
арифметическую среднюю величин норм рентабельности Т периодов.
Принципиальным условием эффективности проекта является
положение о том,что внутренняя норма рентабельности должна
быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кре-
дитам.
Срок окупаемости представляет собой период времени,за ко-
торый величина накопленной чистой прибыли сравняется с инвес-
тициями и отрицательное сальдо погасится положительным сальдо
последующих лет.Применительно к условиям конкурса это означа-
ет,что отрицательное сальдо текущего года по абсолютной вели-
чине не должно превосходить сумму последующих, начиная с неко-
торого, лет. Срок окупаемости без дисконтирования рассчитыва-
ется по данным приведенной таблицы.Числителем расчетной форму-
лы служит сумма строк 4 (расходы) за все годы создания проекта
,т.е. до освоения производственных мощностей,знаменателем -
сумма строк 5 (прибыль) за период с начала освоения мощностей
и строк 4.9(амортизационные отчисления).
6.9. Объем раздела должен занимать до 7 страниц.
7. Организационный план
7.1. Раздел должен содержать следующие сведения о предп-
риятии:
- форма собственности (по товариществам указываются усло-
вия создания и партнерства, по АО - основные пайщики и принад-
лежащие им доли, по открытом АО - количество выпущенных акций
предполагаемых к выпуску;
- список членов совета директоров, их телефоны, краткие
биографические справки (если проект реализуется на предприя-
тии, входящем в АО);
- список лиц, обладающих правом подписи финансовых доку-
ментов;
- распределение обязанностей между руководителями;
- имеются ли сотрудники беспрепятственный доступ к инфор-
мации о рынках, конкурентах, потребительных свойствах товара;
- сложившиеся отношения с местной администрацией (под-
черкнуть аргументы, которые бы могли вызвать у нее заинтересо-
ванность в реализации проекта);
- перечень вопросов, решение которых существенно зависит
от участия в них местной администрации.
7.2. Объем раздела должен занимать до 3 страниц.
8. Финансовый план
8.1. План доходов и расходов.
Назначением данного подраздела является определение суммы
дополнительно привлекаемых средств, необходимых для реализации
проекта.
В нем рассчитываются собственные средства инвестора,
включая ранее реализованные акции и дополнительно привлекаемые
ресурсы за счет кредитов коммерческих банков, иностранных зай-
мов, а также за счет прямых ассигнований из федерального, ре-
гионального и местного бюджетов, облигационных займов,
средств, полученных от реализации принадлежащих государству
акций и внебюджетных отраслевых фондов.
8.2. Баланс доходов и расходов по отдельным товарам.
8.3. Объем раздела может занимать до 5 страниц.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к постановлению губернатора
Тульской области - главы
администрации
от 19.06.95____ N _318_____
Рекомендации по составу контракта,заключаемого инвестором
и организатором конкурса по итогу конкурсного размещения
централизованных инвестиционных ресурсов
Контракт, заключаемый между инвестором-победителем кон-
курса и организатором-заказчиком включает в себя следующие ос-
новные разделы :
- преамбула;
- предмет контракта;
- стоимость предмета контракта;
- сроки выполнения работ;
- условия платежей;
- обязательства инвестора;
- обязательства заказчика;
- организация работ;
- страхование;
- ответственность инвестора;
- гарантии;
- лицензии;
- санкции;
- обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);
- оговорка о сохранении секретности;
- патентная оговорка;
- специальные оговорки;
- арбитраж;
- сдача работ;
- срок действия контракта и условия его аннулирования;
- другие условия контракта.
Преамбула
Преамбула обычно должна иметь следующее содержание:
- наименование и номер контракта;
- место и дата заключения контракта;
- полное юридическое наименование сторон, заключающих
контракт, с указанием, кто является заказчиком и исполнителем.
При определении договаривающихся сторон указываются фир-
менные наименования, под которыми контрагенты зарегистрированы
в регистре предприятий своей страны, их правовое положение,
местонахождение (название страны и города). В случае заключе-
ния контракта, где в качестве одной стороны выступают две или
более фирмы то, как правило, должно быть оговорено, что они
действуют совместно и солидарно, либо одна из них является(как
головная) от имени и по поручению остальных принимает на себя
полную ответственность за выполнение контракта;
- основные определения, если они необходимы.
Предмет контракта
Этот раздел в краткой форме определяет вид сделки и ее
базисные условия.
Стоимость предмета контракта
Данный раздел является одним из существенных элементов
контракта, содержит в себе условие о цене, по которой рассчи-
тана стоимость проекта или указание способа определения его
стоимости и включает :
- систему взаимоотношений относительно прав собственности
на вновь создаваемые средства производства и прав на вновь
построенный объект;
- стоимость проекта;
- вид цены (твердая, подвижная, скользящая, с последующей
фиксацией, расчетная), причем при определении цены необходимо
учесть возможные предоставляемые скидки;
- валюта цены;
- сторону, которая возмещает разницу, в случае превышения
общей стоимости проекта;
- льготы, преимущества и гарантии,предоставляемые инвес-
тору и вновь построенному объекту в целом.
Сроки выполнения работ
В данном разделе должны быть указаны :
- точная дата начала и завершения проекта (в качестве
приложения может быть приложен график работ);
- правила изменения сроков выполнения этапов работ, если
возникнет необходимость изменений .
Условия платежей
Данный раздел контракта содержит согласованные сторонами
условия платежей и определяет способ и порядок расчетов между
ними, а также гарантии выполнения сторонами взаимных платежных
обязательств. При определении условий платежа в контракте ус-
танавливаются :
- распределенные объемы финансирования;
- валюта платежа;
- срок платежа;
- способ платежа;
- форма расчетов;
- условия оплаты сторонами своей доли капитальных затрат
ценными бумагами,порядок реализации этих бумаг государством и
перечисление вырученных средств на счет финансирования;
- наименование банка обслуживающего счет финансирования и
условия его участия в инвестиционном процессе;
- оговорки, направленные на уменьшение или устранение фи-
нансового (валютного) риска.
В распределении объемов финансирования должны быть указа-
ны доли платежа каждой из сторон с указанием валют, сроков,
способов платежей и формы расчетов.
Валюта платежа предусматривает в какой валюте будет осу-
ществлено финансирование проекта. Возможен вариант, когда ин-
вестору может быть предоставлено право произвести по своему
выбору.
Валюта платежей может совпадать с валютой цены проекта, а
может и не совпадать. В этом случае в контракте следует ука-
зать курс, по которому валюта цены будет переведена в валюту
платежа. Как правило, перевод валюты цены в валюту платежа
должен осуществляться по курсу, действующему в стране, где
производится платеж.
Срок платежа в контракте предусматривает указание конк-
ретных сроков платежей. Возможны варианты, когда по согласию
сторон сроки платежа могут быть установлены косвенно либо на
других оговоренных сторонами условиях.
Способ платежа :
- ценные бумаги;
- наличный платеж (единовременный, по частям);
- платеж с авансом;
- платеж в кредит и т.д.
Формы расчетов :
- инкассовая;
- аккредитивная;
- по открытому счету;
- телеграфные и почтовые переводы;
- чековая;
- вексельная и т.д.
Обязательства инвестора
В данном разделе перечисляются все обязательства инвесто-
ра по реализации проекта. Такими обязательствами могут быть
обязательства :
- по определению части работ и услуг, которые инвестор обя-
зуется выполнить за свой счет, своими силами и средствами;
- по определению меры ответственности за выполнение, взятых
на себя работ и услуг, а также за внесение платежей;
- по несению охраны, обеспечению необходимых противопо-
жарных мероприятий и охраны окружающей среды за согласованный
сторонами период;
- по представлению отчетности о ходе работ;
- по обучению персонала;
- по гарантийному и техническому обслуживанию и другие
обязательства.
Обязательства заказчика
В данном разделе перечисляются все обязательства заказчи-
ка по реализации проекта. Такими обязательствами могут быть :
- по обеспечению всех необходимых условий по реализации
проекта(подготовка строительной площадки, получение права на
пользование земельным участком, где предполагается разместить
объект, и разрешение на его строительство);
- по оформлению необходимой документации как по проведе-
нию работ, так и по сдаче объекта;
- по осуществлению поставок местных и других материалов,
если эта поставка оговорена в контракте;
- по отношению к таможенному досмотру,оплате пошлин и
сборов на территории области в случае импорта в Россию обору-
дования, материалов и изделий, необходимых для реализации про-
екта;
- по условиям пользования электроэнергией, топливом, во-
дой и т.д.
Организация работ
Данный раздел предусматривает :
- назначение представительства с обеих сторон в целях
оперативного решения вопросов, связанных с выполнением работ
по реализации проекта ( технический надзор, контроль за выпол-
нением работ, соответствие используемых материалов и оборудо-
вания утвержденным нормам и стандартам и т. д.), разграничение
между ними полномочий по управлению проектом и порядок их ра-
боты;
- проведение приемки объекта, испытаний и наладки обору-
дования и инженерных систем (виды испытаний, их периодичность,
ведение журнала организации работ и т. д.);
- взаимоотношения между сторонами в организации работ на
время реализации проекта.
Страхование
Данный раздел контракта включает четыре основных условия
страхования:
- предмет страхования;
- от каких рисков осуществляется страхование;
- кто страхует, за чей счет и в чью пользу страхует.
Если контрактом не оговариваются риски, то подразумевает-
ся страхование "с ответственностью за все риски".
Предметом страхования могут быть:
- возмещение убытков и вреда, причиненного третьим лицам,
на весь период выполнения работ до окончательной сдачи Объекта;
- сам Объект вместе с составляющими его неотъемлемую
часть материалами, оборудованием и услугами, предоставленными
Заказчиком от всех рисков, включая строительно-монтажные рис-
ки, повреждение Объекта от огня, стихийных бедствий и т. п., с
момента начала работ до момента сдачи объекта в промышленную
эксплуатацию;
- послепусковые гарантийные обязательства;
- персонал от несчастных случаев и т.д.
Ответственность сторон
В данном разделе предусматривается ответственность каждой
стороны по отношению к другой в случае возникновения обстоя-
тельств, могущих привести или приведших к невыполнению ею ус-
ловий контракта.
В раздел должны быть включены ответственность инвестора и
действия Заказчика в случае, если инвестор :
- обанкротился или к нему предъявлен исполнительный лист,
или он подаст заявление в суд о своей несостоятельности, или
заключит соглашение со своими кредиторами и переуступит Конт-
ракт им или кому-либо другому без предварительного письменного
согласия Заказчика, или объявит о своей ликвидации (кроме доб-
ровольной ликвидации с целью слияния или реорганизации), или
на его имущество будет наложен арест;
- не приступил к выполнению работ в течение оговоренного
Контрактом или иным соглашением времени или приостановил ход
работ на срок свыше указанного в контракте после получения от
Заказчика письменного извещения приступить к работам;
- не выполнил работы в соответствии с контрактом или пос-
тоянно и явно пренебрежительно относился к выполнению своих
обязательств по контракту и т.д.,
а также ответственность Заказчика и действия инвестора в слу-
чае, если Заказчик :
- не обеспечил всех необходимых условий по реализации
проекта;
- не обеспечил поставки материалов, оговоренных в конт-
ракте;
- не выполнил своих обязательств по внесению своей доли
централизованных инвестиционных ресурсов и т.д.
Гарантии
В данном разделе определяются гарантии Инвестора на :
- выполнение всех работ в полном объеме, предусмотренной
проектной и (или) иной документацией, утвержденной Заказчиком,
и в сроках, определенными условиями контракта;
- разработку технической и (или) иной документации в со-
ответствии с условиями контракта;
- высокое качество всех работ в соответствии с установ-
ленными нормами и правилами;
- своевременное устранение недостатков и дефектов, выяв-
ленных в период гарантийной эксплуатации;
- и т.д.
Устанавливается срок гарантийного периода, обязательства
инвестора на этот срок и его ответственность перед Заказчиком
в случае невыполнения гарантийных обязательств.
Лицензии
В данном разделе указываются обязательства сторон по не-
сению расходов и издержек с получением лицензий :
- на использование технологий;
- на зарубежную поставку товаров, оборудования, конструк-
ций, комплектующих изделий, необходимых для выполнения работ и
эксплуатации объекта;
- и на другие цели.
Также в данном разделе отражаются действия, которые долж-
ны быть осуществлены сторонами в случае, если сторона, на ко-
торую контрактом возложена обязанность получить требуемые ли-
цензии, не сможет их получить или действия этих лицензий исте-
кут до окончания работ.
Санкции
В целях обеспечения исполнения контракта и повышения от-
ветственности сторон за выполнение принятых по контракту обя-
зательств в нем следует предусмотреть финансовые санкции, ко-
торые представляют собой взаимное согласие сторон выплачивать
друг другу определенные суммы в случае нарушения ими контракт-
ных обязательств. Штрафные санкции устанавливаются в основном
в виде неустойки за неисполнение тех или иных обязательств.
При поставках товаров и оборудования неустойка применяет-
ся чаще всего :
- за нарушение сроков поставки товаров и оборудования;
- за качество и технический уровень товаров и оборудова-
ния, не соответствующие условиям контракта;
- за несвоевременное направление технической документации;
- за несвоевременное выполнение обязательств по платежам;
- и в других случаях.
Неустойка может предусматривать выплату как в виде про-
цента или в твердой валюте, взыскиваемой однократно ("штраф"),
так и в виде процента к сумме неисполненного обязательства и
взыскивается за каждый день нарушения контракта или в течение
определенного времени ("пеня"). Как правило, пеня должна быть
ограничена определенным максимумом (не выше установленного
процента от стоимости товара, оборудования, стоимости работ и
т.д.). Так в контрактах с зарубежными фирмами устанавливаются
ограничения, не превышающие 10-15% от стоимости товаров и обо-
рудования.
При установлении размеров и порядка начисления штрафных
санкций всегда необходимо помнить, что они должны вести к вы-
полнению обязательств, а не вести к разорению и, тем более, не
рассматриваться как способ получения прибыли за счет возможных
ошибок другой стороны.
Неустойку следует отличать от процента, который подлежит
уплате при несвоевременном выполнении денежных обязательств и
внешне схож с неустойкой,имеющей форму пени. Однако экономи-
ческая сущность процента иная: он является ценой кредита. Сле-
довательно, начисление процента есть плата за пользование чу-
жими средствами.
В случае нарушения контракта неустойка взыскивается неза-
висимо от того, понес ли пострадавший убытки от неисполнения
или ненадлежащего исполнения обязательства. Однако, если такие
убытки возникли, требуется решить вопрос о том, вправе ли сто-
рона требовать возмещение убытков, а в положительном случае -
в каком размере сверх неустойки или же только в части, не пок-
рытой неустойкой. Нередко в контрактах предусматривается, на-
ряду с неустойкой, и компенсация заранее согласованных и оце-
ненных убытков. Методика расчета убытков, в зависимости от за-
держек в выполнении обязательств согласовывается сторонами.
В контракте могут устанавливаться предельные размеры
убытков, при превышении которых Заказчик приобретает право
расторгнуть контракт и получить компенсацию, средства от кото-
рой может в дальнейшем использовать для покрытия своих убытков
и расходов, связанных с размещением заказа у других инвесто-
ров.
Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор)
С тем, чтобы избежать неопределенности в своих отношениях,
могущей вызвать споры в случае возникновения для одной из сто-
рон невозможности исполнения своих обязательств, следует при
составлении контракта внести в него условие, в котором необхо-
димо дать определение характера обстоятельств, признаваемых
сторонами в качестве создающих невозможность исполнения, и
приложить примерный конкретный перечень такого рода обстоя-
тельств. В этом же разделе контракта следует предусмотреть
юридические последствия невозможности исполнения принятых обя-
зательств.
К таким обстоятельствам непреодолимой силы, как правило,
относятся :
- пожары;
- наводнения;
- землетрясения;
- эпидемии;
- война и военные действия;
- запрещения или ограничения экспорта и импорта;
- и др;
При обстоятельствах непреодолимой силы срок исполнения
контракта отодвигается соразмерно времени, в течение которого
будут действовать эти обстоятельства или их последствия. Если
такие обстоятельства будут продолжаться дольше согласованного
в контракте срока, то каждая из сторон имеет право отказаться
от дальнейшего исполнения своих обязательств по контракту, и
в этом случае ни одна из сторон не будет иметь права на возме-
щение другой стороне возможных убытков. Длительность устанав-
ливаемого в контракте срока действия обстоятельств непреодоли-
мой силы следует определять с учетом срока исполнения контрак-
та, характера работ, товара и услуг, способа продажи, торговых
обычаев и практики.
Сторона, для которой создалось невозможность исполнения
обязательств по контракту вследствие непредвиденных обстоя-
тельств, должна немедленно в письменной форме уведомить другую
сторону как о наступлении, так и о прекращении действия эти
обстоятельств (это должно быть отражено в контракте). В конт-
ракте следует также указать название нейтральной организа-
ции(как правило, торговой палаты), которая будет свидетельст-
вовать наступление и продолжительность действия непредвиденных
обстоятельств путем выдачи об этом соответствующего докумен-
та.
Отсутствие уведомления об обстоятельствах непреодолимой
силы влечет для стороны, ссылающейся на них, обязательное воз-
мещение убытков, причиненных неизвещением или несвоевременным
извещение об этом, другой стороне.
В международной внешнеэкономической практике получило
распространение также включение в долгосрочные внешние торго-
вые контракты так называемые оговорки о трудностях исполнения,
согласно которой при существенных изменениях экономической
конъюнктуры, стороны соглашаются пересмотреть условия заклю-
ченного ими контракта, и в этом случае определяется процедура
такого пересмотра, включая возможное обращение к арбитражу,
если стороны не могут договориться о новых условиях контракта.
Оговорка о сохранении секретности
Данный раздел предусматривает случай, когда по контракту
инвестору передаются определенные знания технологического про-
цесса или другие знания, запатентованные или являющиеся секре-
том Заказчика. В таком случае в контракт следует включить ус-
ловия о сохранении секретности. т. е. обязательство инвестора
в течении определенного времени с даты пуска объекта или уста-
новок в эксплуатацию держать в секрете технологические процес-
сы, техническую документацию и знания ("ноу-хау"), полученные
от заказчика.
В случае необходимости оговорку по обеспечению секретнос-
ти можно дополнить условием, обязывающем покупателя на согла-
сованный срок не производить самостоятельные работы по модер-
низации оборудования и установок, не увеличивать их номиналь-
ную производительность и не строить новых объектов согласно
технологическому процессу, технической документации и
"ноу-хау", переданных Заказчиком по контракту, если на то не
будет письменного соглашения сторон.
При этом, предусмотренное обязательство инвестора не от-
носится к процессам и "ноу-хау", разработанным самим инвесто-
ром.
Обязательство инвестора держать в секрете технологические
процессы, техническую документацию и "ноу-хау" отпадает, если
они будут разглашены или станут известны не по вине инвестора.
Патентная оговорка
Данный раздел предусматривает гарантии инвестору в том,
что он обладает в необходимом объеме правами на все соответс-
твующие патенты и изобретения, относящиеся к предмету контрак-
та и может не опасаться каких-либо претензий со стороны треть-
их лиц.
В разделе следует предусмотреть обязательства Заказчика
возместить инвестору все расходы и убытки в случае, если ин-
вестору или его клиентам со стороны третьих лиц будут предъяв-
лены какие-либо претензии, связанные с нарушением их патентных
прав.
Специальные оговорки
В данном разделе указываются оговорки, возлагающие на
стороны обязанности(и соответственно, предоставляющие им пра-
ва), обычно не свойственные такому договору. Например, в конт-
рактах купли-продажи, заключяемых в международной торговле,
встречаются следующие оговорки :
- о запрещении реэкспорта. Это требование должно быть
сформулировано так, чтобы было ясно, касается ли оно перепро-
дажи самим покупателем или относится к перепродаже товара лю-
бым иным лицом, купившим товар у покупателя;
- о ценах перепродажи, в соответствии с которой покупате-
лю запрещается перепродавать товары по ценам, выше или ниже
согласованного сторонами лимита;
- о более выгодной продаже, согласно которой продавец ос-
тавляет за собой право отказаться от контракта, если ему пре-
доставляется возможность продать этот товар на более выгодных
условиях, если, конечно, покупатель не примет эти новые усло-
вия;
- о более выгодном покупателе, согласно которой теперь
уже покупатель имеет право отказаться от контракта, если ему
предоставляется возможность купить такой же товар на более вы-
годных условиях.
Арбитраж
В данный раздел включаются пункты, описывающие поведение
сторон в случае неисполнения одной из них своих обязательств
по контракту и стороны не в состоянии их разрешить путем пере-
говоров между собой.
В этом разделе указывается наименование арбитражного суда
и адрес его местонахождения, а также компетентный орган для
назначения арбитров(как правило, Торговая палата).
Сдача работ
В данном разделе должны быть указаны :
- продолжительность сдачи объекта в гарантийную эксплуа-
тацию и условия начала его сдачи(как правило, с даты письмен-
ного извещения инвестора(подрядчика) о готовности объекта к
сдаче;
- пути сдачи объекта(инспекция, пусковые испытания систем
и оборудования и т. д.);
- документы, оформляемые сторонами по завершению сдачи
объекта;
- правила и нормы в соответствии с которыми осуществляет-
ся сдача объекта;
- продолжительность окончательной приемки объекта в про-
мышленную эксплуатацию и условия начала приемки(как правило,
с даты письменного извещения инвестора(подрядчика) о готовнос-
ти объекта к окончательной инспекции и приемке объекта.
Срок действия контракта и
условия его аннулирования
В данном разделе указываются :
- срок действия контракта и дата вступления его в силу;
- если необходимо, то условия продления договора;
- условия, при которых контракт может быть расторгнут
каждой из сторон и финансовые отношения между сторонами в слу-
чае его расторжения.
Другие условия контракта
Кроме изложенных выше основных условий контракта, стороны
могут согласовывать, по своему усмотрению, другие, расширяющие
или уточняющие взаимные права и обязательства.
Например, условия контрактов могут содержать :
- порядок отгрузки товаров, оборудования и специальные
условия их испытаний;
- специфические или уточняющие требования к технической
документации;
- обязательства сторон получать ввозные и вывозные лицен-
зии, оплачивать сборы, налоги и таможенные пошлины;
- обязательства не передавать третьим лицам права и обя-
зательства по контракту без письменного согласия другой сторо-
ны;
- действия при обнаружении ценных предметов, ископаемых и
исторических ценностей, представляющих геологический или архе-
ологический интерес и являющихся исключительной собственностью
Российской Федерации;
- порядок внесения изменений и дополнений в контракт;
- постраничный объем контракта со всеми приложениями;
- юридические адреса сторон и другие условия.
Контракт может содержать в основном тексте или в приложе-
ниях взаимные обязательства сторон по выполнению шефмонтажных
и монтажных работ, по техническому обслуживанию оборудования и
изделий, по снабжению их запасными частями, по обучению специ-
алистов.
Все приложения и дополнения к контракту составляют его
неотъемлемую часть. В приложения обычно включают техническую
документацию, график платежей, директивный график проведения
работ, формы периодической отчетности инвестора(подрядчика) о
выполненных работах, форму рекламационного акта, порядок
предъявления Заказчиком рекламаций инвестору(подрядчику) в те-
чении гарантийного периода эксплуатации объекта и т.д., на что
обязательна ссылка в самом контракте.
Дополнения к контракту содержат, как правило, изменения и
дополнения к ранее согласованным условиям контракта. Они долж-
ны быть согласованы и подписаны Заказчиком и инвестором.
|