ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
1-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 1995 г. N 21/426
21-е заседание
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО
БЮДЖЕТА НА ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ КРЕСТЬЯНСКИМ (ФЕРМЕРСКИМ)
ХОЗЯЙСТВАМ ЗА 1993-1994 ГОДЫ
Рассмотрев заключение контрольной комиссии по вопросу
использования средств областного бюджета на оказание помощи
крестьянским (фермерским) хозяйствам (прилагается), Тульская
областная Дума отмечает, что в целях развития фермерского движения
в области и оказания финансовой поддержки для этой категории
сельских товаропроизводителей из областного бюджета выделено в
1993 году - 1053,3 млн. рублей, в 1994 году - 2045 млн. рублей.
Депонирование выделенных средств областного бюджета обеспечило
гарантию для получения льготных кредитов 2336 фермерским
хозяйствам на сумму 16631,3 млн. рублей.
Низкий уровень возврата кредитных ресурсов, несвоевременная
компенсация банкам разницы в процентных ставках между стоимостью
кредитных ресурсов и льготой не позволили обеспечить высокую
оборачиваемость кредитных ресурсов и их эффективное вложение. По
состоянию на 01.05.95, просроченная задолженность фермерских
хозяйств по ссудам банков составила 9135,3 млн. рублей,
задолженность федерального бюджета банкам по компенсации разницы в
процентных ставках - 2732,4 млн. рублей.
Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Заключение контрольной комиссии Тульской областной Думы "Об
использовании средств, выделяемых из областного бюджета на
оказание помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам за 1993-1994
годы" принять к сведению.
2. Областной администрации (Севрюгин Н.В.), областной
ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов (Игнатенко А.В.) в рамках
выданных гарантий максимально обеспечивать возврат банкам
кредитных ресурсов, полученных фермерскими хозяйствами по
договорам.
3. Рекомендовать администрации области ходатайствовать перед
Росминфином о погашении задолженности банкам разницы в процентных
ставках по льготным кредитам, предоставленным фермерским
хозяйствам Тульской области.
4. В целях дальнейшего развития фермерского движения в области
рекомендовать администрации области (Севрюгин Н.В.):
рассмотреть вопрос о целесообразности создания специального
фонда поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств;
разработать и внести на рассмотрение областной Думы проект
закона Тульской области "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на контрольную комиссию областной Думы (Кирина А.А.).
Председатель Тульской
областной Думы
В.В.ДЕРЕВЯНКО
Приложение
к постановлению Тульской
областной Думы
от 29 июня 1995 г. N 21/426
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
к вопросу "Об использовании средств,
выделенных из областного бюджета на оказание
помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам
за 1993 - 1994 годы"
Контрольной комиссией Тульской областной Думы проведен анализ
использования средств областного бюджета по статье "Помощь
фермерским хозяйствам".
В ходе изучения проблемы проведены проверки использования
бюджетных средств в четырех банках г. Тулы, изучены материалы в
областной АККОР, кредитные договора банков с конкретными фермерами
на предоставление краткосрочных и долгосрочных кредитов.
Установлено, что в целях развития фермерского движения в
области и оказания финансовой поддержки для этой категории
сельских товаропроизводителей из областного бюджета выделено в
1993 году - 1053,3 млн. рублей, в 1994 году - 2045 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования в соответствии с рекомендациями
Росминфина перечислялись облфинуправлением на депозитные счета,
открываемые в банках, кредитующих крестьянские (фермерские)
хозяйства для гарантийного обеспечения возврата ссуд, выделяемых
банками крестьянским (фермерским) хозяйствам. На бюджетные
средства, перечисленные на депозитные счета уполномоченных банков,
ежеквартально начисляется сумма процентов по депозиту. Сведения об
использовании средств областного бюджета, направляемых в банки для
обеспечения гарантий при кредитовании крестьянских (фермерских)
хозяйств на 01.05.95, прилагаются (Приложение N 1).
Кредитные ресурсы для фермерских хозяйств за обследуемый
период выданы с льготной процентной ставкой от 8 до 28%.
Разница в процентных ставках между стоимостью кредитных
ресурсов и льготой возмещается банкам в порядке, определенном
Росминфином, Россельхозбанком, Росминсельхозом.
Однако, возмещение этой разницы банкам проходит с задержкой до
5 месяцев, что делает работу банков с крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами экономически невыгодной. По состоянию на 01.05.95
задолженность федерального бюджета по этой причине составила по
всем банкам 2732,4 млн. рублей.
Распределение кредитных средств по районам и банкам,
кредитующим крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляется
АККОРом.
Гарантийные письма в обеспечение ссуд, выдаваемых банками,
предоставляются фермерам на основании решений Советов районных
ассоциаций, оформленных протоколом с подписью всех членов Совета
АККОР. Выделение кредитных ресурсов распределялось в разрезе
территорий по всем районным ассоциациям пропорционально количеству
фермерских хозяйств и имеющихся у них земельных площадей.
Для получения ссуды фермер представляет заявление,
согласованное с районным АПО, счет-фактуру или договор на оплату
техники, ГСМ, удобрений, экономическое обоснование возврата
кредита. После чего АККОР заключает с ним договор о гарантии под
кредит и выдает гарантийное письмо для дальнейшего оформления
ссуды в банке.
Выделенные кредитные ресурсы, направленные на развитие и
поддержку фермерских хозяйств, имеют строго целевое назначение,
используются заемщиками для оплаты семян, приобретение техники,
удобрений.
Заемщики ведут учет использования кредитных средств и
предоставляют сведения об их использовании.
АККОР совместно с банком и областным финансовым управлением
контролируют целевое использование кредитов по назначению, возврат
ссуд и процентов по ним с выездом на место расположения хозяйств.
В результате проверок фактов использования средств не по
назначению не установлено.
В ходе изучения данного вопроса выборочно было проверено в
каждом банке по пять кредитных договоров. Платежные поручения и
счета, предъявленные к оплате, соответствовали условиям,
предусмотренным кредитными договорами.
Нестабильность политической и экономической ситуации
отрицательно сказывается и на сельскохозяйственном
товаропроизводителе. Несвоевременные и недостаточные кредитные
средства, отсутствие паритета цен на сельскохозяйственную
продукцию, монополизм переработчиков, несвоевременное возвращение
НДС, задержки оплаты за сданную продукцию стали серьезным
дестабилизирующим фактором кризиса неплатежей многих фермерских
хозяйств, что привело к их общей задолженности по кредитам на
01.05.95 в сумме 9135,3 млн. рублей.
Во исполнение пункта 1.3. депозитного договора и договора о
гарантиях под кредит, решением областного финансового управления и
АККОР в банки предоставляются списки фермерских хозяйств для
списания с депозитов сумм просроченных задолженностей.
Договор о возмещении депозитной задолженности с фермерскими
хозяйствами подписывается только после обследования этих хозяйств,
анализа их финансового состояния и обеспечения возвратности.
Однако, возврат средств на депозитные счета идет крайне
медленно. В 1993 году 373,8 млн. рублей списано с депозита в счет
гашения задолженности по кредитам, восстановлено же средств на
депозитный счет 14,95 млн. рублей, что составило 3,9% к сумме
гашения.
В 1994 году списано в счет гашения кредитов 730,5 млн. рублей,
восстановлено 94,3 млн. рублей или 12,9%.
В результате движения средств остатки на депозитных счетах по
банкам на 01.05.95 составили 1950,6 млн. рублей.
Выводы и предложения:
1. Средства, выделяемые из областного бюджета на поддержку
крестьянских (фермерских) хозяйств, используются по назначению и
позволили за 1993-1994 годы оказать финансовую помощь в виде
гарантий под льготные кредиты 2336 крестьянским (фермерским)
хозяйствам или 71,3 % от их общего количества в области.
2. Неудовлетворительная экономическая ситуация в стране по
отношению к сельскохозяйственному товаропроизводителю (отсутствие
паритета цен, диктат перерабатывающих отраслей, отсутствие
гарантированного рынка сбыта для сельскохозяйственной продукции и
т.д.), низкая финансовая дисциплина фермеров не способствовали
высокой оборачиваемости кредитных ресурсов и экономической
эффективности вложений.
В результате просроченная задолженность крестьянских
(фермерских) хозяйств области по ссудам банков составила на
01.05.95 9135,3 млн. рублей.
3. Несвоевременное возмещение разницы в процентах по кредитам,
выдаваемым банками фермерским хозяйствам, сдерживает дальнейшее
финансирование крестьянских (фермерских) хозяйств, а
следовательно, и их развитие.
4. Финансовому управлению совместно с областной ассоциацией
фермерских хозяйств необходимо в рамках выданных гарантий
максимально обеспечить возврат фермерами задолженности банкам.
5. В соответствии с Указом Президента РФ от 29.12.94 N 2218 "О
переоформлении задолженности предприятий и организаций
агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, выданным
в 1993-1994 годах" департаменту по агропромышленному комплексу и
продовольствию своевременно оформить материал сельскохозяйственным
товаропроизводителям, не имеющим источников возврата на погашение
задолженности по централизованным кредитам, предоставленным в
19931994 годах.
6. В условиях изменения финансирования и кредитования
сельскохозяйственных товаропроизводителей в 1995 году
рекомендовать администрации области создать специальный фонд
поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций,
кооперативов и других фермерских объединений.
Контрольная комиссия
Тульской областной Думы
|