ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
1-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 1995 г. N 22/470
22-е заседание
ОБ ИНФОРМАЦИИ О РАБОТЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ
ДУМЫ В I ПОЛУГОДИИ 1995 ГОДА
Заслушав информацию о работе Тульской областной Думы в I
полугодии 1995 года,
Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Информацию принять к сведению (прилагается).
2. Комитетам областной Думы (Азеев Ю.И., Зубарев В.Н., Никитин
В.И., Пухов А.П.)
- изучать с выходом на место состояние использования средств
областного бюджета, выделенных по целевому назначению;
- полнее использовать право законодательной инициативы по
разработке и внесению законопроектов на рассмотрение Думы.
3. Депутатам Тульской областной Думы
- лично участвовать в подготовке вопросов на заседания Думы;
- активизировать свою деятельность в избирательном округе в
период предвыборной кампании в Государственную Думу.
4. Информацию опубликовать в "Вестнике Тульской областной
Думы" N 7.
Председатель Тульской
областной Думы
В.В.ДЕРЕВЯНКО
Приложение
к постановлению Тульской
областной Думы
от 31 августа 1995 г. N 22/470
ИНФОРМАЦИЯ
"Об итогах работы Тульской областной Думы
в I полугодии 1995 года"
Уважаемые депутаты, коллеги, приглашенные на заседание Думы.
Прошло еще полгода работы областной Думы с тех пор, как был
заслушан отчет председателя Думы о работе за год. Считаю, что в
нашей Думе стало хорошей традицией регулярно, раз в полгода,
подводить итоги своей деятельности. Это дает возможность осмыслить
сделанное и определиться на будущее.
За первую половину текущего года проведено 7 заседаний Думы с
различными повестками дня. Принято 150 постановлений. К принятым
ранее законам добавилось еще 4 закона области:
- О бюджетном процессе в Тульской области;
- Об органах государственной власти в Тульской области;
- Об областном бюджете на 1995 год;
- О ставке налога на имущество физических лиц в части
строений, помещений и сооружений.
Главным условием создания законодательной системы области
по-прежнему оставался комплексный подход депутатского корпуса к
законотворческой деятельности. На это нацелена и программа
законопроектных работ областной Думы на 1995 год. В ней депутаты
определились с приоритетными направлениями. Их - три. Это - блок
экономических законов, блок социальных законов и блок законов,
связанных с народовластием.
Большое внимание уделили депутаты принятию закона "Об
областном бюджете на 1995 год", всю процедуру принятия которого
регламентирует ранее принятый областной Думой закон "О бюджетном
процессе". Особую озабоченность депутатов вызывают социальные
вопросы, а поэтому ими было высказано много предложений по
перераспределению части средств на финансирование
социальнозначимых мероприятий.
Хочется подчеркнуть, что почти все принятые Думой законы
области и программы нашли финансовую поддержку областного бюджета.
Их 8. Среди них законы:
- О правовом регулировании деятельности системы образования;
- О дополнительных льготах реабилитированным и признанным
пострадавшими от политических репрессий жителям Тульской области;
и Программы:
- О развитии здравоохранения на 1994-1996 годы;
- Развитие и реформирование библиотечного дела в Тульской
области на 1995-1998 годы;
- Музеи;
- Изучение, сохранение и развитие традиционной культуры
Тульского края;
- По усилению борьбы с преступностью в Тульской области на
1995-1996 годы;
- Основные направления семейной политики Тульской области на
1995-1996 годы и перспективу до 2000 года.
Правда, в I полугодии этого года профинансированы только лишь
Программа по усилению борьбы с преступностью и законы Тульской
области "О правовом регулировании деятельности системы
образования" и "О дополнительных льготах реабилитированным и
признанными пострадавшими от политических репрессий жителям
Тульской области" и то не в запланированном объеме. Однако есть
уверенность, что во втором полугодии финансирование будет
произведено в соответствии со ст.8 Закона области "Об областном
бюджете на 1995 год".
Важное значение для функционирования и цивилизованного
взаимодействия всех ветвей власти имеет принятый в апреле 1995
года Закон области "Об органах государственной власти Тульской
области". В этом законе закрепляются все правовые нормы
организации деятельности органов государственной власти, четко
представлены предметы ведения каждого из них, определен порядок их
взаимодействия.
Принцип народовластия реализован в Законе через выборы в
органы государственной власти.
Хочется надеяться, что положения этого Закона будут
способствовать слаженной работе всех ветвей государственной власти
и разрешению возникающих разногласий на основе существующих
правовых норм и действующего законодательства, а реализация этого
Закона будет способствовать укреплению всей системы органов
государственной власти в Тульской области.
Законотворческая работа в Думе не прекращается, и сегодня в
стадии разработки 4 проекта закона, продолжается работа над тремя
законопроектами, принятыми за основу.
Главным документом, которому посвящалась большая доля внимания
Думы, был Устав области, работа над которым полностью завершилась.
Нужно отметить, что в разработке законов области самое
активное участие наряду с депутатами принимают специалисты
администрации области, полномочного представителя Президента
Российской Федерации по Тульской области. Четко работает механизм,
когда своим постановлением Дума утверждает рабочие группы по
каждому из проектов законов из числа депутатов, специалистов
администрации, представителей различных сфер деятельности.
Такой подход к разработке нормативно-правовых актов области
позволяет работать в тесном контакте, заботясь о жителях тульского
региона, определять приоритеты, находить оптимальные пути решения
имеющихся проблем.
Кроме того, Дума сотрудничает со всеми официальными органами
как в области, так и на федеральном уровне, тщательно отрабатывая
юридическую основу разрабатываемых и принимаемых нормативных
правовых актов.
Экспертиза проектов областных законов прокуратурой,
управлением юстиции, государственно-правовым управлением Совета
Федерации, правовым комитетом Государственной Думы обеспечивает
соответствие областных законов Конституции РФ и федеральным
законам.
По-прежнему серьезное место в деятельности областной Думы в
минувшем полугодии занимало участие в федеральном
законодательстве. Эта работа осуществлялась в тесном контакте с
департаментами и комитетами областной администрации, управлением
юстиции, областной прокуратурой, арбитражным судом, другими
заинтересованными организациями и гражданами нашей области.
Хочу заметить, что этот труд внешне не очень эффективен, не
всегда бывает на виду у туляков. Однако, он крайне необходим и
требует полной самоотдачи, энергии, профессионализма и, конечно,
времени. Судите сами, только за 6 месяцев этого года в нашу Думу
поступило более ста проектов федеральных конституционных и
федеральных законов. Они охватывали широкий круг
социально-экономических вопросов и общественных отношений. В
частности, по отраслям права они распределялись следующим образом:
- экономика, налоговая политика - 33 законопроекта;
- социальная политика - 26;
- вопросы государственного строительства - 5;
- уголовное, уголовно-процессуальное и гражданское право - 15;
- и прочие - 34.
Все законопроекты были рассмотрены в комитетах областной Думы:
- в комитете по бюджету, финансово-экономическому
законодательству - 22;
- в комитете по социально-культурному законодательству - 46;
- в комитете по правовому обеспечению деятельности Думы - 33.
Анализ рассмотрения проектов федеральных конституционных и
федеральных законов свидетельствует о том, что в комитетах нашей
Думы было внесено более 600 поправок, дополнений и замечаний.
Наибольшее их количество (более 400) прошло через комитет по
социально-культурному законодательству (В.Н.Зубарев). Безусловно,
большую техническую и организационную работу проводит в данной
ситуации аппарат Думы, работники которого душой и сердцем
воспринимают возникающие в Думе трудности и мужественно делят их с
депутатами.
Естественно, может возникнуть вопрос, а какова эффективность
вышеназванной деятельности Думы? В этой связи хочется отметить то,
что в первую очередь наше участие, так же как и участие других
субъектов Федерации, в федеральном законодательстве, делает его
более совершенным, отвечающим нынешнему состоянию общества и
интересам его граждан. Вот характерный пример. Только в июне-июле
месяцах Государственная Дума приняла восемь важнейших федеральных
законов во втором чтении. Все они впитали поправки, дополнения и
замечания Тульской областной Думы. Наибольшее количество таковых
вошли в законы РФ:
- о борьбе с организованной преступностью - 17 (было
направлено - 21);
- об экологической экспертизе - 13 (направлено - 26);
- о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС - 5 (направлено -
27).
Примерно такая же картина сложилась и по другим
законопроектам.
Завершая информацию о роли областной Думы в федеральном
законодательстве, коснусь еще одной стороны этого процесса, а
именно, мы достаточно широко используем право законодательной
инициативы. Только в последнее время это право было использовано в
отношении таких проектов федеральных законов, как:
- о порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных
Кодексом РСФСР об административных правонарушениях;
- о порядке формирования Совета Федерации Федерального
Собрания - парламента РФ;
- о ветеранах и др.
Здесь тоже есть конкретные результаты. В частности, по
законодательной инициативе Тульской областной Думы Советом
Государственной Думы принято решение: "по проекту федерального
закона "О внесении дополнения в Закон "О государственных пенсиях в
РСФСР" - поручить комитету, с учетом поступивших замечаний и
предложений, подготовить законопроект к рассмотрению
Государственной Думой". Подобного рода заключения получили и
другие наши инициативы.
Хочется отметить постоянно развивающееся сотрудничество
областной Думы с администрацией области. Постановлением
губернатора области создано подразделение по взаимодействию с
Думой, что позволяет на промежуточном этапе более качественно
отрабатывать документы и готовить их к заседаниям Думы, снимать
своевременно возникающие сомнения, разногласия и разночтения.
На 18-ом заседании областной Думы был заслушан доклад
губернатора области "О деятельности администрации области в 1994
году", по которому состоялся заинтересованный разговор. Тогда же
губернатором области было высказано обещание, как можно чаще
встречаться с депутатами Думы, не реже одного раза в квартал.
Хотелось бы, чтобы это обещание было реализовано во второй
половине года.
Продолжая разговор о деятельности областной Думы, хочется
сказать и о том, что отработана система контроля за принятыми
постановлениями. В основном все постановления выполняются и в
установленные сроки. Вместе с тем продолжает оставаться практика
переноса или исключения из повестки дня вопросов, законопроектов
или программ как неподготовленных.
Так было с законами "О молодежи", "О бюджетных и внебюджетных
фондах", постановлениями "О механизме реализации Федерального
закона "О ветеранах", "О бюджете территориального дорожного фонда
на 1995 год", "Градостроительный кодекс Тульской области".
Аппарату Думы, депутатам следует более ответственного
подходить к подготовке рассматриваемых на заседаниях Думы
вопросов.
К сожалению, исчезли в последние месяцы из деятельности Думы
депутатские слушания, которые в полной мере способствовали
вхождению депутатов в существующую социально-экономическую
ситуацию области, правильному пониманию имеющихся проблем,
грамотному подходу к принятию решения. И это должно вызывать
озабоченность как у депутатов и разработчиков законов, так и у
работников аппарата Думы, комиссии по координации деятельности
администрации области с областной Думой.
Следует несколько подробнее остановиться на работе комитетов
Думы.
Комитет по бюджету, финансово-экономическому и налоговому
законодательству последовательно направляет свои усилия на
обеспечение законодательными и нормативными актами реформирования
экономических отношений и одновременно на обеспечение социальной
стабильности в области.
За период с января по июнь 1995 года комитет на своих
заседаниях рассмотрел 95 вопросов, по 58 из них приняты
постановления Думы.
Депутаты комитета тщательно проработали областной бюджет на
текущий год и впервые он введен законом области.
Поддерживая усилия администрации области по защите средств
населения от инфляции и пополнению доходной части бюджета, было
дано согласие на выпуск облигационного займа Тульской области
1995-1996 годов на сумму пятьдесят миллиардов рублей. Об
эффективности выпуска этих ценных бумаг разговор пойдет по
окончании года. Совместно с финуправлением администрации области
разработано и принято Положение о предоставлении бюджетных ссуд.
Как уже отмечалось, в комитете рассмотрено 22 проекта
федеральных законов.
В комитете по государственно-правовому строительству работает
семь депутатов.
Проведено 8 заседаний, рассмотрено 47 вопросов.
Работа комитета строится на основе планов областной Думы.
По сложившейся традиции заседания комитета проводятся за
неделю до очередного заседания областной Думы с целью более
тщательной предварительной проработки документов.
За истекший период подготовлен комитетом и принят Думой ряд
законов и нормативных актов области.
Одними из важных были Устав (Основной Закон) Тульской области,
Закон области "Об органах государственной власти в Тульской
области", Положение об избирательной комиссии Тульской области.
В последнее время комитет принимал активное участие в работе
согласительной комиссии по Уставу (Основному Закону) Тульской
области.
Среди принятых за основу и в I чтении законы: "Об
административно-территориальном устройстве Тульской области", "О
порядке рассмотрения обращений граждан в Тульской области",
временное положение "О правовом регулировании въезда и пребывания
иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Тульской
области", которое в конечном счете вылилось в закон.
Комитетом тщательно проработана комплексная программа по
усилению борьбы с преступностью в Тульской области, которая
принята Думой в январе текущего года.
Комитет установил тесные связи с комитетами по
законодательству и судебно-правовой реформе и по делам Федерации
Государственной Думы и правовым управлением Совета Федерации. Все
проекты законов и правовых актов, которые готовит комитет по
государственно-правовому строительству, проходят экспертизу в
вышеназванных комитетах и управлении.
В практике работы комитета имеет место регулярное рассмотрение
информаций правоохранительных органов.
В феврале т.г. предметом рассмотрения на комитете стала
информация прокуратуры области о состоянии законности и
преступности в области за 1994 год, в апреле - информация
управления юстиции "О некоторых итогах работы управления юстиции,
райгорсудов и государственных нотариальных контор в 1994 году".
Депутаты и специалисты комитета по правовому обеспечению
деятельности областной Думы в истекшем периоде также работали над
проектами федеральных законов.
В практику работы комитета вошло проведение выездных
заседаний. Так, в марте т.г. такое заседание проведено в
Киреевском районе, где депутатом избран Цыбрин Н.М.
На этом заседании был рассмотрен проект закона области "Об
органах государственной власти в Тульской области",
прорабатывались различные модели организации законодательной
власти области.
Здесь же члены комитета ознакомились с практикой работы
помощника депутата Ереминой Н.И.
В настоящее время в соответствии с поручением Думы комитет
приступил к работе над проектами законов области "О местном
самоуправлении в Тульской области" и "О выборах депутатов Тульской
областной Думы".
Комитет по социально-культурному законодательству в первом
полугодии рассмотрел на ежемесячных заседаниях около 90 вопросов.
21 вопрос внесен на заседания областной Думы.
В год 50-летия Победы в Великой Отечественной войне комитет
провел работу по выполнению Федерального закона "О ветеранах",
областной программы подготовки и проведения празднования 50-летия
Победы в Великой Отечественной войне". По инициативе комитета в
Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесены, как уже
отмечалось, 2 проекта федеральных законов "О внесении дополнения в
Федеральный закон "О ветеранах". На заседаниях комитета
рассмотрены вопросы "Об обращении жителей блокадного Ленинграда",
"Об обращении областного Совета ветеранов", "О ходе выполнения
областной программы подготовки и проведения празднования 50-летия
Победы в Алексинском и Воловском районах Тульской области".
В комитете сложилась хорошая традиция - депутаты осуществляют
контроль за реализацией одной из программ, поддерживают связь с
заинтересованными департаментами и комитетами администрации,
отчитываются на заседаниях комитета о ходе реализации курируемой
программы. В результате данной работы комитет выходит с
законодательной инициативой о необходимости внесения изменений и
дополнений в действующее законодательство. Так, депутат Летохо
Ж.Г., отслеживая программу "Социальная защита населения в Тульской
области", внесла предложение, принятое Государственной Думой, по
внесению дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в
РСФСР".
Работа над областными программами является для депутатов и
сотрудников комитета первым этапом, способствующим
законотворческой деятельности, разработке и принятию областных
законов. Так по ранее принятым программам в комитете
прорабатываются проекты областных законов: "Об охране окружающей
среды и природопользовании в Тульской области", "О передаче
обязательного экземпляра документов в Тульскую областную
библиотеку", "О библиотечном деле в Тульской области", "О
социальном обслуживании населения".
По инициативе депутатов комитета по наиболее социальнозначимым
вопросам проведены депутатские слушания: "О ходе реализации
программы оздоровления экологической обстановки и здоровья
населения Тульской области на 1993-1998 гг.", "Об областной
программе занятости населения", "О выполнении Постановления
Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099 "Об
утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких
бытовых отходов в Тульской области".
В качестве положительного в деятельности комитета нужно
отметить работу депутатов с областными и районными общественными
организациями и формированиями: обществами инвалидов, слепых,
фондами воинов-интернационалистов, детским, социальной поддержки
населения, обществом "Мемориал", областным Советом ветеранов,
комитетом бесквартирных офицеров.
Думаю, требуют особого внимания депутатов и специалистов всех
комитетов вопросы выполнения принятых комитетами решений и
программ.
В первом полугодии в аппарате Думы образована контрольная
комиссия. В полном составе она начала работать с начала мая. И уже
ощутима ее необходимость. Ежемесячно мы имеем анализ исполнения
бюджета по доходам и расходам. Анализ проводится через призму
полноты поступления в бюджет финансовых ресурсов, изучаются
причины образования недоимки бюджетных поступлений. По результатам
анализа в мае т.г. были направлены письма в налоговую инспекцию, в
Главное управление Центробанка РФ по Тульской области,
облфинуправление. Все депутаты смогли ознакомиться с анализом
исполнения областного бюджета за 1994 год (был выслан каждому
депутату), с ретроспективным анализом бюджетного финансирования
основных отраслей, начиная с 1989 года.
Контрольная комиссия подготовила и вынесла на рассмотрение
Думы пять вопросов.
По результатам рассмотрения вопроса "Об использовании средств,
выделенных из областного бюджета на оказание помощи крестьянским
(фермерским) хозяйствам за 1993-1994 годы" разрабатывается проект
закона области "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В ходе подготовки вопросов, связанных с нормативными
документами областного Совета народных депутатов 21-го созыва,
изучено 858 решений по различным направлениям деятельности. Из них
830 документов сняты с контроля, 6 документов необходимо привести
в соответствие с действующим законодательством, 22 нормативных
акта, принятых областным Советом 21-го созыва и его органами,
продолжают действовать.
В настоящее время отрабатывается система контроля за
выполнением постановлений областной Думы.
Кроме того, контрольной комиссией за отчетный период было
сделано 7 заключений по различным вопросам, направлено 27 писем в
различные предприятия, организации по вопросам, входящим в
компетенцию контрольной комиссии, исполнено 11 писем и заявлений
граждан. В контрольную комиссию обратились с просьбой 7 граждан, в
6 случаях проблема решена в пользу обратившихся.
При непосредственном участии контрольной комиссии пущен в
эксплуатацию детский комбинат в п. Барсуки, ведется реконструкция
Барсуковского дома-интерната Ленинского района.
Контрольная комиссия принимает участие в законодательной
деятельности Думы. Внесены конкретные предложения в проект закона
"О бюджетном процессе в Тульской области", постановление "О
финансировании расходов областного бюджета в I квартале 1995
года".
По вопросам, представляющим взаимный интерес, комиссия
работает в тесном контакте с комитетами аппарата областной Думы.
Члены комиссии регулярно участвуют в рассмотрении вопросов на
заседаниях комитетов. С целью изучения опыта работы налаживаются
контакты с субъектами Федерации.
В областной Думе совместно с информационно-аналитическим
управлением администрации области создается автоматизированная
система документооборота. В информационно-методическом центре
сформирован доступ к базе данных Госдумы, расширяется
сотрудничество с ее Управлением информационно-технологического
обеспечения. Благодаря этому появилась возможность общения с
представительными органами власти через электронную почту.
Сотрудничество с Центром правительственной связи по Тульской
области позволило сформировать информационную базу
"Социально-экономический мониторинг".
В канцелярию и протокольную часть областной Думы поступило
около трех тысяч документов. Это ровно столько, сколько поступило
за весь 1994 год.
Возросла почта от граждан области, увеличилось количество
обращений на прием к руководителям Думы. Анализ почты и вопросов,
с которыми обращаются граждане, показывает, что жителей области
волнуют вопросы ухудшения материального положения, своевременного
пенсионного обеспечения, выплаты заработной платы, газификации
деревень и поселков, трудоустройство. Люди жалуются на отсутствие
ремонта жилья, просят помощи о переселении из ветхого и аварийного
жилья, об улучшении жилищных условий.
Как правило, на прием в областную Думу приходят люди, которые
обили все пороги в администрациях, не нашедшие там понимания и
возможности решения их проблем. Вот и приходится включаться в
поиски решения проблем, поставленных избирателями. В первом
полугодии только в областной Думе было рассмотрено 115 писем,
принято руководством Думы на личном приеме 93 человека. Сделано
233 запроса. На контроле находится 67 обращений жителей области.
Почти все вопросы могли быть либо решены в органах исполнительной
власти на местах, либо спокойно разъяснены заявителям.
Итоги анкетирования, проведенного среди депутатов, показывают,
что все они проводят в своих территориях приемы граждан,
встречаются с избирателями. Взаимоотношения с администрацией -
деловые. Удается совместно решать некоторые вопросы, но вместе с
тем, остаются нерешенные проблемы, что вызывает боль у депутатов:
это и невыплата чернобыльских, длительная невыплата пособий на
детей, плохое коммунальное обслуживание, ужасные условия
проживания людей в ветхом фонде и др. Однако это должно стать и
предметом правового регулирования. И как можно скорее.
Положителен и тот факт, что на встречах с избирателями или на
приемах бывают представители администрации, что помогает сразу
решать некоторые вопросы или вносить в них ясность. Хотелось бы,
чтобы это было системой во взаимоотношениях треугольника "депутат
- исполнительная власть - избиратель". Особенно это важно сейчас,
когда началась предвыборная кампания в Государственную Думу. Знать
хорошо положение дел в территории, уметь правильно объяснить
сложившуюся ситуацию или возникшую проблему, знать все действия
администрации по решению или поиску путей их решения.
Работа Думы находит отражение в областных средствах массовой
информации. Стали регулярными встречи руководителей Думы с
журналистами. Выпуск "Вестника Тульской областной Думы" тоже
способствует информированию избирателей о нашей работе. Причем
только в "Вестнике" даются комментарии к законам области.
Уважаемые депутаты и гости!
Всё вышеизложенное дает возможность сделать вывод, что
депутаты областной Думы продолжают активно работать по созданию
нормативной правовой базы для реформирования экономики области,
органов государственной власти и самоуправления, социальной жизни
в области.
|