ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
1-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 1995 г. N 22/472
22-е заседание
ОБ ОБРАЩЕНИИ ПО "АЛЕКСИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ"
Рассмотрев просьбу ПО "Алексинский химический комбинат" об
обращении Тульской областной Думы в Конституционный Суд Российской
Федерации по вопросу о соответствии Конституции Российской
Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 28
февраля 1995 года N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на
производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной
продукции" и принятых на его основе подзаконных актов и
приостановлении действия указанных нормативных актов на территории
Тульской области, на основании пункта 3 статьи 115 и пункта 2
статьи 125 Конституции Российской Федерации
Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Направить Президенту Российской Федерации обращение об
отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 28
февраля 1995 года N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на
производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной
продукции" (Приложение 1).
2. Направить в Конституционный Суд Российской Федерации запрос
о соответствии Конституции Российской Федерации Постановления
Правительства Российской Федерации 28 февраля 1995 год N 197 "О
введении платы за выдачу лицензий на производство, разлив,
хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" (Приложение 2).
Председатель Тульской
областной Думы
В.В.Деревянко
Приложение N 1
к постановлению Тульской
областной Думы
от 31 августа 1995 г. N 22/472
Президенту Российской
Федерации
г-ну Ельцину Б.Н.
ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемый Борис Николаевич!
На территории Тульской области находится одно из крупнейших
оборонных предприятий - Алексинский химический комбинат,
технологической основой работы которого является производство
синтетических спиртов.
В связи с принятием Постановления Правительства Российской
Федерации от 28 февраля 1995 года N 197 "О введении платы за
выдачу лицензий на производство, разлив, хранение и оптовую
продажу алкогольной продукции" производственная деятельность этого
предприятия поставлена под угрозу, так как выплата сборов,
предусмотренная указанным Постановлением, экономически разрушает
все производство. По имеющимся расчетам федеральный бюджет
недополучит до конца года 9 млрд. рублей, областной - 6
млрд. рублей.
Кроме того, принятие этого Постановления не соответствует
Конституции Российской Федерации, действующему налоговому
законодательству, так как Постановлением N 197 Правительство РФ
ввело на территории России по существу новые, не предусмотренные
действующим налоговым законодательством, налоги (сборы), а именно:
лицензионные сборы за производство, разлив и хранение (за
каждый вид деятельности) спиртов этиловых из всех видов пищевого
(ректификованного, сырца, виноградного, плодового, коньячного) и
непищевого (гидролизного и синтетического) сырья, готовой
алкогольной продукции (спирта питьевого, водки, ликеро-водочных
изделий, коньяков (бренди), кальвадосов, вин виноградных,
плодово-ягодных и других алкогольсодержащих напитков),
виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется -
лицензионный сбор за производство, разлив и хранение алкогольной
продукции);
лицензионный сбор за оптовую продажу спиртов этиловых из всех
видов пищевого и непищевого сырья, готовой алкогольной продукции,
виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется -
лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции);
сбор за обследование предприятий на соответствие требованиям,
предъявляемым к производству, разливу, хранению и оптовой продаже
алкогольной продукции (далее именуется - сбор за обследование
предприятий).
В соответствии с Законом РСФСР от 27 декабря 1991 года N
2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
(далее по тексту - Закон) под налогом, сбором, пошлиной и другим
платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего
уровня (ст. 2 Закона). Та же статья Закона устанавливает, что
"совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых
в установленном порядке, образует налоговую систему".
Глава II Закона устанавливает виды налогов (подразумевая
сборы, пошлины и другие платежи), взимаемые на территории
Российской Федерации. В соответствии со ст. 18 Закона в Российской
Федерации взимаются федеральные налоги, налоги субъектов Федерации
(республик, краев, областей) и местные налоги. Эта же статья
Закона устанавливает, что "органы государственной власти всех
уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные
налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные
законодательством Российской Федерации...".
Статья 19 Закона содержит исчерпывающий список федеральных
налогов. Лицензионного сбора за производство, разлив и хранение
спиртов среди этих налогов нет.
Статьи 20 и 21 Закона устанавливают налоги субъектов Федерации
(республик, краев, областей) и местные налоги. Лицензионные сбор
за оптовую продажу спиртов этиловых и сбор за обследование
предприятий этими статьями тоже не предусмотрены.
Следовательно, Правительство РФ Постановлением N 197 ввело
дополнительные федеральные сборы и дополнительные сборы в бюджеты
субъектов Федерации вопреки положениям налогового законодательства
России.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Конституции РФ, "система
налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы
налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются
федеральным законом".
Статьей 106 Конституции РФ предусмотрено, что обязательному
рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной
Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов.
Из вышеприведенных положений Конституции Российской Федерации
следует, что с момента вступления в силу Конституции РФ, а именно
с 25 декабря 1993 года, любого рода федеральные налоги и сборы на
территории России устанавливаются исключительно федеральным
законом.
До принятия соответствующих федеральных законов действуют
существовавшие на момент принятия Конституции РФ законодательные
акты, в том числе и Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ N 197, являющееся нормативным
актом, установившее новые сборы в федеральный бюджет и бюджеты
субъектов Федерации, не соответствует статьям 75 и 106 Конституции
Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 31 марта 1995 года
N 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 год" установлено, что
доходы федерального бюджета формируются за счет лицензионного
сбора за право производства, хранения, разлива и оптовой продажи
алкогольной продукции (ст.8).
Указанное положение Федерального закона "О федеральном бюджете
на 1995 год" не может являться законным установлением нового
федерального сбора, так как указанный закон имеет иную сферу
финансового регулирования и не содержит всех необходимых признаков
налога или сбора и действует на один финансовый год.
Учитывая вышеизложенное, уважаемый Борис Николаевич, просим
Вас на основании пункта 3 статьи 115 Конституции РФ рассмотреть
вопрос о возможности отмены Постановления Правительства РФ от 28
февраля 1995 года N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на
производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной
продукции".
Депутаты Тульской областной Думы
Приложение N 2
к постановлению Тульской
областной Думы
от 31 августа 1995 г. N 22/472
Конституционный Суд
Российской Федерации
ЗАПРОС
О соответствии Конституции Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации
от 28 февраля 1995 года N 197 "О введении платы за
выдачу лицензий на производство, разлив, хранение
и оптовую продажу алкогольной продукции"
28 февраля 1995 года Правительством Российской Федерации
(г. Москва, Краснопресненская набережная, 2) было издано
Постановление N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на
производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной
продукции" (далее по тексту - Постановление N 197). Постановление
N 197 было опубликовано в "Российской газете" 7 апреля 1995 года.
Постановлением N 197 Правительство РФ ввело на территории
России по существу новые, не предусмотренные действующим налоговым
законодательством, налоги (сборы), а именно:
лицензионные сборы за производство, разлив и хранение (за
каждый вид деятельности) спиртов этиловых из всех видов пищевого
(ректификованного, сырца, виноградного, плодового, коньячного) и
непищевого сырья (гидролизного и синтетического), готовой
алкогольной продукции (спирта питьевого, водки, ликероводочных
изделий, коньяков (бренди), кальвадосов, вин виноградных,
плодово-ягодных и других алкогольсодержащих напитков),
виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется -
лицензионный сбор за производство, разлив и хранение алкогольной
продукции);
лицензионный сбор за оптовую продажу спиртов этиловых из всех
видов пищевого и непищевого сырья, готовой алкогольной продукции,
виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется -
лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции);
сбор за обследование предприятий на соответствие требованиям,
предъявляемым к производству, разливу, хранению и оптовой продаже
алкогольной продукции (далее именуется - сбор за обследование
предприятий).
Размер сборов предусмотрен в процентах от установленного
законодательством минимального размера оплаты труда за один литр
продукции (п.2 Постановления N 197).
Лицензионные сборы за производство, разлив и хранение спиртов
этиловых направляются в федеральный бюджет, лицензионный сбор за
оптовую продажу спиртов этиловых направляется в бюджет субъектов
Федерации, а сбор за обследование предприятий - на расчетный счет
Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии
на алкогольную продукцию при Правительстве РФ (п.3 Постановления N
197).
В связи с принятием Постановления N 197 обнаружилась
неопределенность в вопросе соответствия указанного нормативного
акта нормам налогового законодательства Российской Федерации и
Конституции Российской Федерации:
I) В соответствии с Законом РСФСР от 27 декабря 1991 года N
2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
(далее по тексту - Закон) под налогом, сбором, пошлиной и другим
платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего
уровня (ст. 2 Закона). Та же статья Закона устанавливает, что
"совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых
в установленном порядке, образует налоговую систему".
Глава II Закона устанавливает виды налогов (подразумевая
сборы, пошлины и другие платежи), взимаемые на территории
Российской Федерации. В соответствии со ст. 18 Закона в Российской
Федерации взимаются федеральные налоги, налоги субъектов Федерации
(республик, краев, областей) и местные налоги. Эта же статья
Закона устанавливает, что "органы государственной власти всех
уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные
налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные
законодательством Российской Федерации...".
Статья 19 Закона содержит исчерпывающий список федеральных
налогов. Лицензионного сбора за производство, разлив и хранение
спиртов среди этих налогов нет.
Статьи 20 и 21 Закона устанавливают налоги субъектов Федерации
(республик, краев, областей) и местные налоги. Лицензионные сбор
за оптовую продажу спиртов этиловых и сбор за обследование
предприятий этими статьями тоже не предусмотрены.
Следовательно, Правительство РФ Постановлением N 197 ввело
дополнительные федеральные сборы и дополнительные сборы в бюджеты
субъектов Федерации вопреки положениям налогового законодательства
России.
II) С 25 декабря 1993 года на территории Российской Федерации
действует Конституция РФ, принятая всенародным голосованием.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Конституции РФ, "система
налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы
налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются
федеральным законом".
Статьей 106 Конституции РФ предусмотрено, что обязательному
рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной
Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов.
Из вышеприведенных положений Конституции Российской Федерации
следует, что с момента вступления в силу Конституции РФ, а именно
с 25 декабря 1993 года, любого рода федеральные налоги и сборы на
территории России устанавливаются исключительно федеральным
законом.
До принятия соответствующих федеральных законов действуют
существовавшие на момент принятия Конституции РФ законодательные
акты, в том числе и Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ N 197, являющееся нормативным
актом, установившее новые сборы в федеральный бюджет и бюджеты
субъектов Федерации, не соответствует статьям 75 и 106 Конституции
Российской Федерации.
III) В соответствии с Федеральным законом РФ от 31 марта 1995
года N 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 год" установлено, что
доходы федерального бюджета формируются за счет лицензионного
сбора за право производства, хранения, разлива и оптовой продажи
алкогольной продукции (ст.8).
Указанное положение Федерального закона "О федеральном бюджете
на 1995 год" не может являться законным установлением нового
федерального сбора, так как указанный закон имеет иную сферу
финансового регулирования и не содержит всех необходимых признаков
налога или сбора и действует на один финансовый год.
Кроме того, в соответствии со статьей 10 Закона РСФСР "Об
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10
октября 1991 года N 1735-1 "доходы бюджетов каждого уровня
формируются в соответствии с налоговым законодательством
РСФСР...".
IV) Право на обращение с настоящим запросом в Конституционный
суд основано на статьях 3, 36, 84, 85, 86, 87 Федерального
конституционного закона N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской
Федерации" и на ст. 125 Конституции РФ.
Тульская областная Дума:
на основании вышеизложенного, учитывая, что Постановление
Правительства РФ от 25 февраля 1995 года N 197 противоречит
статьям 75 и 106 Конституции Российской Федерации, просит принять
к рассмотрению настоящий запрос о соответствии Постановления
Правительства РФ от 25 февраля 1995 года N 197 "О введении платы
за выдачу лицензий на производство, разлив, хранение и оптовую
продажу алкогольной продукции" Конституции Российской Федерации и
вынести соответствующее решение;
в связи с тем, что статьей 8 Постановления N 197 предусмотрены
штрафные санкции в 10000-кратном размере установленной минимальной
оплаты труда, безакцептное взыскание которых возможно с 1 августа
1995 года, просим в порядке статьи 42 Федерального
конституционного закона Российской Федерации "О Конституционном
Суде Российской Федерации" обратиться к Правительству РФ с
предложением о приостановлении действия Постановления N 197 до
рассмотрения настоящего вопроса по существу.
Тульская областная Дума
|