ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01.11.95. N 533
г.Тула
Об организационных мерах
по повышению эффективности
управления предприятиями с
государственными долями
собственности
Несмотря на сокращение темпов падения производства и сни-
жение уровня инфляции за последние месяцы , социально-экономи-
ческая ситуация на большинстве предприятий продолжает оста-
ваться сложной и нестабильной. Растет абсолютная взаимозадол-
женность предприятий, не снижается уровень задолженности по
заработной плате, ощущается общий дефицит оборотных средств,
растут производственные затраты, снижается производительность
труда. Многие предприятия имеют неудовлетворительную структуру
баланса, у них отсутствуют средства на развитие производства и
повышение конкурентноспособности выпускаемой продукции. На ря-
де предприятий возникают социальные конфликты между руководс-
твом и акционерами - работниками предприятий, права которых
часто нарушаются по причине недостаточности правовых знаний
рядовыми собственниками. Руководители предприятий в силу мно-
гих причин ослабили взаимодействие с трудовыми коллективами и
органами власти на местах, что не могло не сказаться на соци-
альном климате и экономических результатах хозяйственной дея-
тельности.
С другой стороны и органы власти, утратив большинство ак-
тивных механизмов влияния на хозяйственную деятельность прива-
тизированных предприятий, не могут обеспечивать надлежащий
уровень государственного контроля за соблюдением предприятиями
действующего законодательства в области производственной дея-
тельности и отношений с трудовыми коллективами. Все это нега-
тивно сказывается на общем состоянии производства и социальной
стабильности.
Правительством Российской Федерации и администрацией об-
ласти принимаются решения и меры по стабилизации экономической
обстановки, улучшению социальных условий в обществе, снижению
уровня неплатежей, экономическому оздоровлению предприятий и
оказанию им помощи путем представления льгот и финансовой под-
держки. Однако обстановка кардинально не улучшается.
В целях усиления роли и ответственности исполнительных
органов власти в регулировании деятельности предприятий, повы-
шения эффективности их управления, достижения социального
партнерства во взаимоотношениях руководства предприятий с тру-
довыми коллективами, собственниками-акционерами и основываясь
на положениях действующего законодательства ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Установить обязательный порядок представления предпри-
ятиями - акционерными обществами открытого типа в собственнос-
ти которых находятся государственные доли имущества, балансов
предприятий и приложений к ним в отраслевые департаменты, ко-
митеты и управления областной администрации, администрации го-
родов и районов для анализа состояния финансово-хозяйственной
деятельности в следующих случаях:
при обращении предприятий по предоставлению им налоговых
льгот, продлению сроков резервирования средств на расчетных
счетах на неотложные нужды, оказанию им финансовой поддержки
из средств областного и местных бюджетов и внебюджетных фондов;
по жалобам акционеров на неправомочные действия Советов
директоров или правлений акционерных компаний и обществ в их
отношениях с трудовыми коллективами;
при установлении фактов нецелевого использования средств
финансовой поддержки из средств бюджетов всех уровней и вне-
бюджетных фондов;
по ходатайству представителей государства в органах уп-
равления акционерных обществ и компаний в соответствии с предус-
мотренным порядком отчетности ( приложение 1 к постановлению
Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 года
N 1112;
при организации инвестиционных конкурсов, проведении де-
нежной приватизации и эмиссии новых выпусков акций приватизиро-
ванными предприятиями;
при возбуждении дел по основаниям, предусмотренным законом
Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) пред-
приятий" от 19 ноября 1992 года N 3929-1.
2. Примерный порядок осуществления мер по повышению роли
исполнительных органов власти в управлении приватизированными
предприятиями с государственными долями собственности (прило-
жение 1 к настоящему постановлению) утвердить.
3. Отраслевым департаментам, комитетам,управлениям об-
ластной администрации, администрациям городов и районов , ко-
миссиям по совершенствованию системы платежей и расчетов обес-
печить на основе анализа балансов предприятий подготовку зак-
лючений по финансово-хозяйственному состоянию предприятий и
разработку мер, предусмотренных примерным порядком согласно
приложению 1.
Создать при комиссиях по совершенствованию системы плате-
жей и расчетов рабочие группы анализа из специалистов финансо-
вых и налоговых служб, юристов, отраслевых департаментов, ко-
митетов с включением в них,в каждом конкретном случае,аудитора
анализируемого предприятия (общества,компании).
4. Рекомендовать органам исполнительной власти и управле-
ния, которые в силу своих обязанностей и в соответствии с за-
конодательством осуществляют работу с отчетностью предприятий
и организаций (Государственная налоговая инспекция по Тульской
области, управление департамента налоговой полиции, Территори-
альное агентство федерального управления по делам о несостоя-
тельности (банкротстве) ,Областной комитет государственной
статистики,Территориальное управление государственного комите-
та России по антимонопольной политике и поддержке новых эконо-
мических структур, органы прокуратуры) информировать соответс-
твующие органы исполнительной власти в администрациях области,
городов и районов о фактах собственных проверок предприятий и
их результаты с целью выработки совместных решений и проведе-
ния действий по достижению социально-экономической стабилиза-
ции.
5. Областному центру по приватизации и управлению иму-
ществом (Шаповалов Б.Н.) составить и вести реестр АО,преобра-
зованных в процессе приватизации государственных предприятий,
имеющих государственную долю собственности и списки представи-
телей государства в органах управления таких предприятий.
6. Рекомендовать Главному управлению Центрального банка
РФ по Тульской области (Лисенков М.Е.) по результатам проверок
балансов коммерческих банков и их филиалов, действующих на
территории Тульской области, регулярно подготавливать анализ
их деятельности.
7. Департаменту экономики (Фадеев В.И.), Финансовому уп-
равлению (Погудин А.А.),с привлечением необходимых служб раз-
работать методику оценки финансового состояния предприятий,
применимую для экспресс-анализа и проверки балансов предприя-
тий с учетом возможностей средств компьютерной их обработки.
8. Информационно-аналитическому управлению (Штарков С.В.)
совместно с департаментом экономики (Фадеев В.И.) подготовить
предложения о создании базы данных показателей финансово-хо-
зяйственной деятельности проверяемых предприятий с целью пос-
ледующего отслеживания результатов принимаемых по отношению к
ним решений и мер,а также определить существующие компьютерные
технологии анализа балансов и принять решение о конкретных
программных средствах для оснащения ими служб администрации и
органов управления, участвовующих в анализе.
9. Финансовому управлению (Погудин А.А.) , департаменту
экономики (Фадеев В.И.) подготовить предложения о порядке и
источниках финансирования услуг аудиторских фирм, привлекаемых
в случае необходимости к проверкам финансового состояния
предприятий и других расходов, связанных с выполнением Поста-
новления.
10 .До разработки методики оценки финансового положения
предприятий (согласно п.8 настоящего постановления) проверку
балансов и разработку мер по оздоровлению предприятий осущест-
влять в соответствии с рекомендациями согласно положению к
постановлению губернатора области - главы администрации от
17.07.95 N 361 "Об укреплении платежной дисциплины на предпри-
ятиях Тульской области".
11.В целях достижения стабильного,эффективного и социаль-
но-ориентированного развития предприятий предложить Советам
директоров и органам управления приватизированных предприятий
обеспечить соблюдение законных прав акционеров, определенных
нормативно-правовыми документами на федеральном уровне и Уста-
вами самих обществ, принять меры к недопущению возникновения
конфликтных ситуаций с коллективами акционеров, обеспечить в
работе обществ удовлетворение и сочетание интересов собствен-
ников- акционеров, наемных работников, управляющего персонала,
партнеров по хозяйственным связям, органов власти и общества в
целом.
12. Главам администраций городов и районов в пределах
своих полномочий и в случаях, предусмотренных абзацами 2,5,7
пункта 1 настоящего постановления проводить анализ финансо-
во-хозяйственной деятельности предприятий любых форм собствен-
ности.
13. Центру общей политики, анализа и стратегии (Савко
А.О.) организовать совместно с областным центром по приватиза-
ции и управлению имуществом (Шаповалов Б.Н.)через средства
массовой информации цикл публикаций по разъяснению жителям об-
ласти их прав по участию в управлении предприятиями,акционера-
ми которых они являются.
14.Контроль за исполнением Постановления возложить на за-
местителя главы администрации , председателя коллегии народно-
хозяйственного комплекса Чена Б.С.
15. Исполнителям поручений представить в феврале 1996 г.
информацию о выполнении настоящего постановления.
16.Постановление вступает в силу с момента его опублико-
вания.
Губернатор Тульской области -
глава администрации Н.В.Севрюгин
Приложение
к постановлению губернатора
Тульской области - главы
администрации
от 01.11.95. N 533
Примерный Порядок
осуществления мер по повышению эффективности
управления предприятиями, в собственности которых
находятся доли (паи) государственного имущества
----------------------T--------------------T------------------
Функции и меры ¦ Исполнители ¦ Примечания
----------------------+--------------------+------------------
1 ¦ 2 ¦ 3
----------------------+--------------------+------------------
1.Представление балан- Акционерные общест- Согласно п.1 на-
сов и приложений к ва,компании с госу- стоящего постанов-
ним в отраслевые де- дарственными доля- ления.Баланс
партаменты,комитеты ми собственности, представляется на
и управления област- государственные и дату последнего
ной администрации, градообразующие отчетного периода.
администраций горо- предприятия,пре-
дов и районов. ставители адми-
нистрации в орга-
нах управления АО
в соответствии с
постановлением Пра-
вительства РФ N 112.
2.Анализ финансового Отраслевые департа- Экспресс-анализ ба-
состояния и основ- менты,комитеты и лансов с использо-
ных технико-эконо- управления област- ванием компьютерных
мических показате- ной администрации, средств,организация
лей предприятий. администраций горо- анализа с привлече-
Изучение текущей дов и районов об- нием рабочих групп
ситуации и опреде- ласти, рабочие груп- и аудиторских фирм
ление причин,вы- ппы анализа при ко- (при необходимости).
звавших необходи- миссиях по совершен-
мость анализа. ствованию системы
платежей и расчетов,
аудиторы акционерных
обществ.
3.Подготовка заклю- Отраслевые департа- В соответствии с
чений департаментов менты, комитеты и существом и причи-
областной админист- управления област- ной необходимости
рации и рабочих ной администрации, анализа по основа-
групп при комиссиях администраций горо- ниям,изложенным в
по совершенствованию дов и районов облас-п.1 настоящего по-
системы расчетов и ти,рабочие группы становления.
платежей.
анализа при комис-
сиях по совершенст-
вованию системы пла-
тежей и расчетов,
аудиторы акционер-
ных обществ.
4.Рассмотрение заклю- Областная,городская Возможные решения
чений на комиссиях и районные комиссии и меры в зависимос-
по совершенствованию по совершенствова- ти от существа и
системы платежей и нию системы плате- причин социально-
расчетов и подготов- жей и расчетов. экономической де-
ка решений о мерах стабилизации при-
стабилизации обста- нимаются в рамках
новки на предприяти- компетенции орга-
ях. нов исполнительной
власти в полном
соответствии с
действующим зако-
нодательством РФ
и постановлениями
Губернатора облас-
ти - главы админи-
страции. *
--------------------------------------------------------------
* К решениям и мерам,находящимся в компетенции органов ис-
полнительной власти,в зависимости от сути проблемы,вызвавшей
необходимость анализа состояния предприятий,относятся:
1. Внесение предложения через представителей государства
в органах управления предприятиями о внеочередном проведении
общего собрания акционеров, если решения могут быть приняты
только этим органом.
2. Ходатайства областной,городских и районных администра-
ций перед прокуратурой о возбуждении расследований по фак-
там,связанным с грубыми нарушениями действующего законодатель-
ства по регулированию производственно-хозяйственной деятель-
ности предприятий,фальсификации отчетности,нарушению прав ак-
ционеров и трудовых коллективов.
3.Лишение предприятий предоставленных им ранее налоговых
льгот и прав по резервированию средств на неотложные нужды в
соответствии с постановлениями Губернатора Тульской области -
главы администрации.
4.Прекращение органами исполнительной власти финансовой
поддержки предприятиям в случаях нецелевого использования
средств местных бюджетов и ходатайства о прекращении финансо-
вой помощи со стороны внебюджетных фондов.
5.Представления в Территориальное агенство федерального
управления по делам о несостоятельности (банкротстве),прокура-
туру или в адрес кредиторов предприятий о необходимости ис-
пользования процедур и механизмов,связанных с банкротством
предприятий в соответствии с порядком,предусмотренным законо-
дательством.
6.Рекомендации и поручения предприятиям по финансовому
оздоровлению предприятий,улучшению структуры баланса,использо-
ванию резервов производства,сокращению производственных издер-
жек и непроизводительных расходов.
7.Обращения органов исполнительной власти к коллективам
приватизированных предприятий с раз'яснением реальной экономи-
ческой ситуации и предложениями вынести обсуждение этих вопро-
сов на собрание акционеров.
8.Требование к руководству приватизированных предприятий
по соблюдению ими действующих правил и норм корпоративного уп-
равления,обязательному публикованию результатов хозяйственной
деятельности и т.д.
9.Использование прессы для публикования материалов по
всем случаям нарушения прав акционеров и инвесторов со стороны
руководства приватизированных предприятий,а также комментариев
уполномоченных органов власти.
|