ГУБЕРНАТОР
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 ноября 1995 г. N 533
ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДОЛЯМИ
СОБСТВЕННОСТИ
Несмотря на сокращение темпов падения производства и снижения
уровня инфляции за последние месяцы, социально-экономическая
ситуация на большинстве предприятий продолжает оставаться сложной
и нестабильной. Растет абсолютная взаимозадолженность предприятий,
не снижается уровень задолженности по заработной плате, ощущается
общий дефицит оборотных средств, растут производственные затраты,
снижается производительность труда. Многие предприятия имеют
неудовлетворительную структуру баланса, у них отсутствуют средства
на развитие производства и повышение конкурентоспособности
выпускаемой продукции. На ряде предприятий возникают социальные
конфликты между руководством и акционерами - работниками
предприятий, права которых часто нарушаются по причине
недостаточности правовых знаний рядовыми собственниками.
Руководители предприятий в силу многих причин ослабили
взаимодействие с трудовыми коллективами и органами власти на
местах, что не могло не сказаться на социальном климате и
экономических результатах хозяйственной деятельности.
С другой стороны, и органы власти, утратив большинство
активных механизмов влияния на хозяйственную деятельность
приватизированных предприятий, не могут обеспечивать надлежащий
уровень государственного контроля за соблюдением предприятиями
действующего законодательства в области производственной
деятельности и отношений с трудовыми коллективами. Все это
негативно сказывается на общем состоянии производства и социальной
стабильности.
Правительством Российской Федерации и администрацией области
принимаются решения и меры по стабилизации экономической
обстановки, улучшению социальных условий в обществе, снижению
уровня неплатежей, экономическому оздоровлению предприятий и
оказанию им помощи путем предоставления льгот и финансовой
поддержки. Однако обстановка кардинально не улучшается.
В целях усиления роли и ответственности исполнительных органов
власти в регулировании деятельности предприятий, повышения
эффективности их управления, достижения социального партнерства во
взаимоотношениях руководства предприятий с трудовыми коллективами,
собственниками-акционерами и основываясь на положениях
действующего законодательства,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Установить обязательный порядок представления предприятиями
- акционерными обществами открытого типа, в собственности которых
находятся государственные доли имущества, балансов предприятий и
приложений к ним в отраслевые департаменты, комитеты и управления
областной администрации, администрации городов и районов для
анализа состояния финансово-хозяйственной деятельности в следующих
случаях:
при обращении предприятий по предоставлению им налоговых
льгот, продлению сроков резервирования средств на расчетных счетах
на неотложные нужды, оказанию им финансовой поддержки из средств
областного и местных бюджетов и внебюджетных фондов;
по жалобам акционеров на неправомочные действия Советов
директоров или правлений акционерных компаний и обществ в их
отношениях с трудовыми коллективами;
при установлении фактов нецелевого использования средств
финансовой поддержки из средств, бюджетов всех уровней и
внебюджетных фондов;
по ходатайству представителей государства в органах управления
акционерных обществ и компаний в соответствии с предусмотренным
порядком отчетности (приложение 1 к постановлению Правительства
Российской Федерации от 1 октября 1994 года N 1112);
при организации инвестиционных конкурсов, проведении денежной
приватизации и эмиссии новых выпусков акций приватизированными
предприятиями;
при возбуждении дел по основаниям, предусмотренным Законом
Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)
предприятий" от 19 ноября 1992 года N 3929-1.
2. Примерный порядок осуществления мер по повышению роли
исполнительных органов власти в управлении приватизированными
предприятиями с государственными долями собственности (приложение
1 к настоящему постановлению) утвердить.
3. Отраслевым департаментам, комитетам, управлениям областной
администрации, администрациям городов и районов, комиссиям по
совершенствованию системы платежей и расчетов обеспечить на основе
анализа балансов предприятий подготовку заключений по
финансово-хозяйственному состоянию предприятий и разработку мер,
предусмотренных примерным порядком согласно приложению 1.
Создать при комиссиях по совершенствованию системы платежей и
расчетов рабочие группы анализа из специалистов финансовых и
налоговых служб, юристов, отраслевых департаментов, комитетов с
включением в них, в каждом конкретном случае, аудитора
анализируемого предприятия (общества, компании).
4. Рекомендовать органам исполнительной власти и управления,
которые в силу своих обязанностей и в соответствии с
законодательством осуществляют работу с отчетностью предприятий и
организаций (Государственная налоговая инспекция по Тульской
области, управление департамента налоговой полиции,
территориальное агентство федерального управления по делам о
несостоятельности (банкротстве), областной комитет государственной
статистики, Территориальное управление государственного комитета
России по антимонопольной политике и поддержке новых экономических
структур, правоохранительные органы) информировать соответствующие
органы исполнительной власти в администрациях области, городов и
районов о фактах собственных проверок предприятий и их результаты
с целью выработки совместных решений и проведения действий по
достижению социально-экономической стабилизации.
5. Областному центру по приватизации и управлению имуществом
(Шаповалов В. Н.) составить и вести реестр АО, преобразованных в
процессе приватизации государственных предприятий, имеющих
государственную долю собственности и списки представителей
государства в органах управления таких предприятий.
6. Рекомендовать Главному управлению Центрального банка РФ по
Тульской области (Лисенков М. Е.) по результатам проверок балансов
коммерческих банков и их филиалов, действующих на территории
Тульской области, регулярно подготавливать анализ их деятельности.
7. Департаменту экономики (Фадеев В. И.), финансовому
управлению (Погудин А. А.) с привлечением необходимых служб
разработать методику оценки финансового состояния предприятий,
применимую для экспресс - анализа и проверки балансов предприятий
с учетом возможностей средств компьютерной их обработки.
8. Информационно-аналитическому управлению (Штарков С.В.)
совместно с департаментом экономики (Фадеев В.И.) подготовить
предложения о создании базы данных показателей
финансово-хозяйственной деятельности проверяемых предприятий с
целью последующего отслеживания результатов принимаемых по
отношению к ним решений и мер, а также определить существующие
компьютерные технологии анализа балансов и принять решение о
конкретных программных средствах для оснащения ими служб
администрации и органов управления, участвующих в анализе.
9. Финансовому управлению (Погудин А.А.), департаменту
экономики (Фадеев В.И.) подготовить предложения о порядке и
источниках финансирования услуг аудиторских фирм, привлекаемых в
случае необходимости к проверкам финансового состояния предприятий
и других расходов, связанных с выполнением Постановления.
10. До разработки методики оценки финансового положения
предприятий (согласно п. 8 настоящего постановления) проверку
балансов и разработку мер по оздоровлению предприятий осуществлять
в соответствии с рекомендациями согласно положению к постановлению
губернатора области - главы администрации от 17.07.95 N 361 "Об
укреплении платежной дисциплины на предприятиях Тульской области".
11. В целях достижения стабильного, эффективного и
социально ориентированного развития предприятий предложить Советам
директоров и органам управления приватизированных предприятий
обеспечить соблюдение законных прав акционеров, определенных
нормативно-правовыми документами на федеральном уровне и уставами
самих обществ, принять меры к недопущению возникновения
конфликтных ситуаций с коллективами акционеров, обеспечить в
работе обществ удовлетворение и сочетание интересов
собственников акционеров, наемных работников, управляющего
персонала, партнеров по хозяйственным связям, органов власти и
общества в целом.
12. Главам администраций городов и районов в пределах своих
полномочий и в случаях, предусмотренных абзацами 2, 5, 7 пункта 1
настоящего постановления проводить анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятий любых форм собственности.
13. Центру общей политики, анализа и стратегии (Савко А. О.)
организовать совместно с областным центром по приватизации и
управлению имуществом (Шаповалов Б. Н.) через средства массовой
информации цикл публикаций по разъяснению жителям области их прав
по участию в управлении предприятиями, акционерами которых они
являются.
14. Контроль за исполнением Постановления возложить на
заместителя главы администрации, председателя коллегии
народнохозяйственного комплекса Чена Б. С.
15. Исполнителям поручений представить в феврале 1996 г.
информацию о выполнении настоящего постановления.
16. Постановление вступает в силу с момента его опубликования.
Губернатор Тульской области -
глава администрации
Н.В.СЕВРЮГИН
Приложение
к постановлению губернатора
Тульской области -
главы администрации
от 01 ноября 1995 г. N 533
Примерный Порядок
осуществления мер по повышению эффективности
управления предприятиями, в собственности которых
находятся доли (паи) государственного имущества
----------------------T--------------------T------------------
Функции и меры ¦ Исполнители ¦ Примечания
----------------------+--------------------+------------------
1 ¦ 2 ¦ 3
----------------------+--------------------+------------------
1. Представление Акционерные Согласно п. 1
балансов и общества, компании настоящего
приложений к ним с государственными постановления.
в отраслевые долями Баланс
департаменты, собственности, представляется на
комитеты и государственные и дату последнего
управления градообразующие отчетного периода.
областной предприятия,
администрации, представители
администраций администрации в
городов и районов. органах управления
АО в соответствии с
постановлением
Правительства РФ
N 112.
2. Анализ финансового Отраслевые Экспресс-анализ
состояния и департаменты, балансов с
основных комитеты и использованием
технико- управления компьютерных
экономических областной средств,
показателей администрации, организация
предприятий. администраций анализа с
Изучение текущей городов и районов привлечением
ситуации и области, рабочие рабочих групп и
определение группы анализа при аудиторских фирм
причин, вызвавших комиссиях по (при необходимости).
необходимость совершенствованию
анализа. системы платежей и
расчетов, аудиторы
акционерных
обществ.
3. Подготовка Отраслевые В соответствии с
заключений департаменты, существом и причиной
департаментов комитеты и необходимости
областной управления анализа по основаниям,
администрации и областной изложенным в п. 1
рабочих групп при администрации, настоящего
комиссиях по администраций постановления.
совершенствованию городов и районов
системы расчетов и области, рабочие
платежей. группы анализа
при комиссиях по
совершенствованию
системы платежей и
расчетов, аудиторы
акционерных
обществ.
4.Рассмотрение Областная, Возможные решения
заключений на городская и и меры в
комиссиях по районные зависимости от
совершенствованию комиссии по существа и причин
системы платежей и совершенствованию социально-
расчетов и системы платежей и экономической
подготовка решений о расчетов. дестабилизации
мерах стабилизации принимаются в
обстановки на рамках компетенции
предприятиях. органов
исполнительной
власти в полном
соответствии с
действующим
законодательством
РФ и
постановлениями
Губернатора
области - главы
администрации. *
--------------------------------------------------------------
* К решениям и мерам,
находящимся в компетенции
органов исполнительной власти,
в зависимости от сути проблемы,
вызвавшей необходимость анализа
состояния предприятий, относятся:
1. Внесение предложения через представителей государства в
органах управления предприятиями о внеочередном проведении общего
собрания акционеров, если решения могут быть приняты только этим
органом.
2. Ходатайства областной, городских и районных администраций
перед прокуратурой о возбуждении расследований по фактам,
связанным с грубыми нарушениями действующего законодательства по
регулированию производственно-хозяйственной деятельности
предприятий, фальсификации отчетности, нарушению прав акционеров и
трудовых коллективов.
3. Лишение предприятий предоставленных им ранее налоговых
льгот и прав по резервированию средств на неотложные нужды в
соответствии с постановлениями Губернатора Тульской области -
главы администрации.
4. Прекращение органами исполнительной власти финансовой
поддержки предприятиям в случаях нецелевого использования средств
местных бюджетов и ходатайства о прекращении финансовой помощи со
стороны внебюджетных фондов.
5. Представления в Территориальное агентство федерального
управления по делам о несостоятельности (банкротстве), прокуратуру
или в адрес кредиторов предприятий о необходимости использования
процедур и механизмов, связанных с банкротством предприятий в
соответствии с порядком, предусмотренным законодательством.
6. Рекомендации и поручения предприятиям по финансовому
оздоровлению предприятий, улучшению структуры баланса,
использованию резервов производства, сокращению производственных
издержек и непроизводительных расходов.
7. Обращения органов исполнительной власти к коллективам
приватизированных предприятий с разъяснением реальной
экономической ситуации и предложениями вынести обсуждение этих
вопросов на собрание акционеров.
8. Требование к руководству приватизированных предприятий по
соблюдению ими действующих правил и норм корпоративного
управления, обязательному публикованию результатов хозяйственной
деятельности и т. д.
9. Использование прессы для публикования материалов по всем
случаям нарушения прав акционеров и инвесторов со стороны
руководства приватизированных предприятий, а также комментариев
уполномоченных органов власти.
|