ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВА И ЭНЕРГИИ
(В ред. Закона Тульской области
от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Принят
Тульской областной Думой
30 ноября 1995 года
Настоящий Закон в соответствии с действующим федеральным
законодательством устанавливает правовые, экономические и
организационные основы региональной государственной политики в
области энергосбережения и повышения эффективности использования
топлива и энергии.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Законодательство Тульской области об
энергосбережении и повышении эффективности
использования топлива и энергии
Законодательство Тульской области (далее - области) об
энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и
энергии состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с
ним нормативных правовых актов.
Статья 2.
Область применения настоящего Закона
Объектами правового регулирования в области энергосбережения
являются отношения связанные:
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
с эффективностью использования первичных, вторичных и
возобновляемых энергетических ресурсов при добыче, производстве,
переработке, транспортировке, хранении и использовании;
с развитием производства альтернативных видов топлива;
с производством и использованием энергоэффективных технологий,
топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования,
конструкционных и изоляционных материалов, средств измерения и
контроля расхода топлива и энергии, систем автоматизированного
управления энергопотреблением;
с обеспечением точности, достоверности и единства измерений в
части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 3.
Основные принципы региональной политики в области
энергосбережения и повышения эффективности
использования топлива и энергии.
Региональная политика в области энергосбережения и повышения
эффективности использования топлива и энергии реализуется на
следующих принципах:
приоритета повышения эффективности использования топлива и
энергии над увеличением объемов их добычи и производства;
первоочередности обеспечения безопасности и здоровья человека,
социально-бытовых условий его жизни, защиты среды обитания и
жизнедеятельности человека при добыче, производстве, переработке,
транспортировке и использовании топлива и энергии;
осуществления государственного надзора за эффективным
использованием энергетических ресурсов;
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
удовлетворения обоснованных потребностей населения в топливе и
энергии;
сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей
топлива и энергии;
обеспечения государственной финансовой поддержки программ и
проектов повышения эффективности использования энергоресурсов и
развития нетрадиционной энергетики;
включения в государственные стандарты на оборудование,
материалы и конструкции, транспортные средства показателей их
энергоэффективности;
сертификации топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего
и диагностического оборудования, материалов, конструкций,
транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
привлечения энергоснабжающих организаций к процессу повышения
эффективности использования топлива и энергии у их потребителей;
достоверности отчетности о расходовании
топливно-энергетических ресурсов;
стимулирования производства и использования топливо- и
энергосберегающего оборудования, энергосберегающих работ, услуг;
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
обязательного применения средств измерений учета и контроля
расхода используемых и отпускаемых энергоносителей;
обязательного применения юридическими лицами средств
измерений, учета и контроля расхода используемых и отпускаемых
энергетических ресурсов;
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
учета возможности экономии топливно-энергетических ресурсов в
сфере потребления населением области;
административной ответственности за непроизводительное
расходование энергоресурсов.
Глава II.
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ
Статья 4.
Совместная компетенция Российской Федерации и
Тульской области в области энергосбережения
Совместная компетенция Российской Федерации и Тульской области
как субъекта Федерации в области энергосбережения определяется
действующим федеральным законодательством.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 5.
Компетенция областной Думы
К ведению областной Думы при регулировании отношений в области
повышения эффективности использования энергоресурсов относятся:
утверждение областных энергетических программ и контроль за их
осуществлением, утверждение финансовых средств, выделяемых из
областного бюджета на реализацию этих программ;
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
определение в пределах действующего законодательства льготного
налогообложения для организаций в сфере энергосбережения в части
сумм налогов, зачисляемых в областной бюджет;
определение в пределах действующего законодательства
административной ответственности;
иные полномочия в области энергосбережения и повышения
эффективности использования топлива и энергии отнесенные
действующим законодательством к ее ведению.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 6.
Компетенция администрации области
К ведению администрации области при регулировании отношений в
области энергосбережения и повышения эффективности использования
энергоресурсов относятся:
реализация энергосберегающей политики Российской Федерации на
территории области;
разработка и обеспечение выполнения межрегиональных и
областных энергосберегающих программ и проектов;
формирование и введение в действие финансово-экономических
механизмов энергосбережения в пределах действующего
законодательства Российской Федерации и Тульской области;
образование региональных органов управления энергосбережением
и контроль за их деятельностью.
Определение порядка консолидации и использования средств
потребителями электрической и тепловой энергии в целях
финансирования энергосберегающих проектов, учтенных при
формировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в
качестве экономически обоснованных затрат.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 7.
Компетенция органов местного самоуправления
области
К ведению органов местного самоуправления области при
регулировании отношений в области энергосбережения и повышения
эффективности использования энергоресурсов относятся:
реализация государственной энергосберегающей политики области
на вверенной им территории в пределах и на условиях, определенных
федеральным и областным законодательством;
обеспечение финансовой поддержки энергосбережения на основе
формирования местных источников финансовых средств;
разработка и осуществление местных топливно-энергетических
программ.
Глава III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ ОБЛАСТИ
Статья 8.
Состав региональных органов управления
энергосбережением
В состав региональных органов управления энергосбережением
области входят:
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
администрация области;
региональная энергетическая комиссия;
Тульский региональный центр "Энергосбережение" (далее
региональный центр энергосбережения);
органы государственного надзора области (Госэнергонадзор,
Госгазнадзор, Госнефтеинспекция).
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 9. Региональная энергетическая комиссия
Региональная энергетическая комиссия является коллегиальным
органом, координирующим отношения между производителями,
поставщиками и потребителями энергии в целях экономного и
упорядоченного ее расходования.
В части энергосбережения региональная энергетическая комиссия:
осуществляет реализацию государственной энергосберегающей
политики в регионе;
согласовывает и осуществляет контроль за выполнением
энергосберегающих программ, финансируемых предприятиями и
организациями всех организационно-правовых форм (далее -
организации);
рассматривает факты бесхозяйственного расходования топлива,
тепловой и электрической энергии;
содействует деятельности государственного предприятия Тульский
региональный центр "Энергосбережение" и коммерциализации
энергосбережения.
При проведении тарифной политики:
обеспечивает окупаемость капитальных вложений в строительство
энергетических установок, использующих возобновляемые источники
энергии;
осуществляет учет экономически обоснованных затрат
потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение;
определяет причины недоиспользования потребителями
энергетических ресурсов, предусмотренных договором.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 10.
Региональный центр энергосбережения
Региональный центр энергосбережения является государственным
предприятием, учрежденным администрацией области.
Предметом деятельности регионального центра энергосбережения
являются:
создание и совершенствование системы сбора объективной
информации о масштабах и структуре потребления энергии в регионе и
публикация этой информации;
осуществление и координация всех видов работ по разработке и
реализации программ и мероприятий энергетической эффективности;
реализация целевых финансовых средств на осуществление
энергосберегающей политики области;
осуществление совместно с подразделениями Госстандарта и
Госэнергонадзора области контроля за соблюдением стандартов и
региональных нормативных документов энергетической эффективности.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
развитие информационной структуры по распространению
нормативно-технической документации и баз данных.
Статья 11.
Органы государственного надзора области
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Органы государственного надзора области входят в единую
систему органов государственного надзора Российской Федерации.
Объем полномочий органов государственного надзора области и
решаемых ими задач установлен в Положениях об этих органах.
Основными задачами органов государственного надзора на
территории области являются:
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
осуществление надзора за рациональным и эффективным
использованием топлива и энергии при их потреблении организациями;
надзор за организацией учета производства и потребления
топлива и энергии;
надзор за проведением организациями балансовых энергетических
испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и
модернизируемых энергетических установок и оборудования;
осуществление выборочной технической экспертизы проектов в
части эффективного использования топлива и энергии.
Глава IV.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ СЕРТИФИКАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ
В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 12.
Стандартизация в области энергосбережения
Региональная система стандартизации в области энергосбережения
является частью Государственной системы стандартизации Российской
Федерации и включает в себя государственные стандарты (ГОСТы) и
строительные нормы и правила (СНиПы), утверждаемые Госстандартом и
Госстроем Российской Федерации, а также региональные нормативы
энергетической эффективности, утверждаемые региональной
энергетической комиссией.
Региональные нормативы энергетической эффективности,
действующие на территории области, могут иметь статус обязательных
или рекомендательных и не должны противоречить требованиям
государственных стандартов и норм;
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Объектами регионального нормирования энергетической
эффективности являются нерегламентированные государственными
стандартами и правилами показатели потребления энергии
оборудованием, технологическими процессами, системами отопления,
охлаждения, кондиционирования, вентиляции и другими процессами.
Нормативно-технические акты по энергетической эффективности
устанавливают комплекс норм, правил, положений и требований,
систему сертификации, обязательных при проектировании,
изготовлении, строительстве, реконструкции и техническом
перевооружении энергопотребляющих процессов, оборудования и
приборов.
Порядок разработки нормативно-технических актов по
энергетической эффективности определяется администрацией области.
Государственный надзор за соблюдением регламентированных
требований энергетической эффективности, определенных в
государственных стандартах, осуществляется органами Госстандарта и
Госстроя Российской Федерации.
Надзор за соблюдением региональных нормативов энергетической
эффективности осуществляется региональным центром энергосбережения
во взаимодействии с органами государственного надзора области.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 13.
Сертификация в области энергосбережения
Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также
энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на
соответствующие показатели энергоэффективности. Обязательная
сертификация осуществляется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Сертификация энергетической эффективности проводится с целью
установления соответствия энергетических показателей объектов,
оборудования, средств измерений и технологий регламентирующим
требованиям нормативной документации.
Система сертификации устанавливает правила и процедуры
испытаний, необходимых для проведения оценки соответствия
показателей энергопотребления нормативам энергетической
эффективности, результатом которых является выдача энергетического
сертификата.
Сертификация объектов, оборудования и технологических
процессов, на которые распространяются рекомендательные нормативы,
проводятся на добровольной основе.
Соответствие производимого бытового оборудования требованиям,
установленным государственными стандартами в части показателей
энергопотребления, подтверждается путем обязательного маркирования
указанного оборудования.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 13-1.
Метрология
При добыче, производстве, переработке, транспортировке,
хранении и потреблении энергетических ресурсов, а также при их
сертификации осуществляется обязательный государственный
метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.
Метрологический контроль на территории Тульской области
осуществляет Тульский центр стандартизации, метрологии и
сертификации.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Глава V.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
Статья 14.
Средства проведения энергосберегающей политики
Энергосберегающая политика области осуществляется на основе
реализации федеральных, межрегиональных, региональных и местных
программ энергосбережения, организации учета и отчетности расхода
энергоресурсов, проведения энергетических обследований
предприятий, государственной экспертизы проектов строительства, а
также экономических, информационных, образовательных и других
направлений деятельности.
Статья 15.
Энергосберегающие программы
Целевые межрегиональные, областные и местные энергосберегающие
программы, а также программы организаций-потребителей
энергоресурсов являются одними из основных средств реализации
государственной энергосберегающей политики. В составе программ на
соответствующий период определяются реализуемый потенциал
энергосбережения, первоочередные энергосберегающие проекты,
механизмы их осуществления, источники и порядок финансирования.
Межрегиональные, областные и местные энергосберегающие
программы подлежат принятию органами государственной власти,
органами местного самоуправления в зависимости от источников
финансирования.
Энергосберегающие программы или мероприятия
организаций-потребителей энергоресурсов разрабатываются и
реализуются по согласованию с региональной энергетической
комиссией при участии регионального центра энергосбережения и
других специализированных организаций.
Программы энергосбережения разрабатываются на основе анализа
потребления энергетических ресурсов в области и оценки
предполагаемой экономической эффективности используемых средств
для реализации программ.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 16.
Учет использования топливно-энергетических ресурсов
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых,
транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов
с 2000 года подлежит обязательному учету.
Учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов
направлены на решение следующих задач:
осуществление хозрасчетных отношений между энергоснабжающими и
энергопотребляющими предприятиями и организациями;
организация контроля предприятиями и отдельными его
подразделениями установленных норм расхода энергоресурсов и
энергоносителей;
оперативное управление процессами производства,
преобразования, распределения и конечного использования
энергоресурсов;
определение фактического уровня полезного использования
энергоресурсов и выявление путей его повышения.
Учет добываемых, производимых, перерабатываемых,
транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов
осуществляется в соответствии с установленными Правительством
Российской Федерации правилами пользования электрической и
тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами
нефтепереработки и нормами точности измерений.
Ответственность за достоверность учета расхода энергоресурсов
возлагается на руководителей предприятий и организаций.
Государственный надзор за состоянием и применением средств
учета осуществляют органы Госстандарта и Госэнергонадзора области.
Проектирование и установку приборов и систем учета
энергоресурсов осуществляют организации, имеющие лицензию на
проведение данных работ.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 17.
Энергетическое обследование организаций
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, если годовое потребление ими энергетических
ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или
более тысячи тонн моторного топлива, и организации бюджетной
сферы.
Проведение энергетических обследований осуществляется в
порядке и сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
Энергетическое обследование предприятий с годовым потреблением
менее шести тысяч тонн условного топлива организует региональный
центр энергосбережения во взаимодействии с органами
государственного надзора области.
При региональном центре энергосбережения могут создаваться
специализированные группы по энергетическому обследованию
организаций, получившие сертификат на право проведения таких
работ, выдаваемый федеральным органом Госэнергонадзора.
Энергетическое обследование организаций производится на
договорной основе, кроме организаций бюджетной сферы,
энергетическое обследование которых проводится в рамках
принимаемых региональных программ.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 18.
Государственная энергетическая экспертиза
Обязательной государственной экспертизе на предмет
эффективности использования топливно-энергетических ресурсов
(далее - государственная энергетическая экспертиза) подлежат
проекты по всем реконструируемым, модернизируемым и вновь
строящимся объектам области.
Государственная энергетическая экспертиза проектов
осуществляется органами государственного надзора в порядке,
предусмотренном действующим законодательством.
По объектам с большим энергопотреблением и со специфической
технологией проводится всесторонняя экспертиза с привлечением
специализированных экспертных подразделений.
Решение о реконструкции, модернизации и строительстве объектов
принимается с учетом заключения государственной энергетической
экспертизы.
Статья 19.
Государственное статистическое наблюдение за
потреблением и эффективностью использования
энергетических ресурсов
Государственное статистическое наблюдение за величиной и
структурой потребления энергетических ресурсов и показателями
эффективности их использования на территории области организует и
проводит областной комитет государственной статистики в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
(часть вторая - исключена ред. Закона Тульской области от 26
июня 1997 года N 60-ЗТО)
Глава VI.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 20.
Финансирование энергосбережения
Для реализации энергосберегающей политики области формируются
финансовые средства:
за счет средств государственной финансовой поддержки
федерального бюджета;
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
за счет отчислений из прибыли, остающейся в распоряжении
организаций (кроме бюджетных организаций и сельскохозяйственных
потребителей), в размере не менее 0,75 процента от стоимости
потребленных со стороны топливно-энергетических ресурсов. Данные
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
средства остаются в организациях и направляются на целевое
финансирование энергосберегающих программ или мероприятий;
за счет областного бюджета. Объем расходов из областного
бюджета, направляемых на финансирование целевых программ по
энергосбережению и повышению эффективности использования топлива и
энергии, определяется ежегодно при принятии областного бюджета на
очередной финансовый год;
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
за счет собственных и заемных средств организаций, в том числе
средств фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, и инвестиционных фондов;
других источников, в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Тульской области.
за счет консолидируемых средств, образуемых в результате учета
экономически обоснованных затрат потребителей на энергосбережение
при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию;
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 21.
Льготы в области энергосбережения
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Областная Дума по предложениям администрации области может
предоставлять льготы по налогам, зачисляемым в областной бюджет,
отдельным категориям организаций, осуществляющих реализацию
энергосберегающих программ и проектов.
Другие льготы в области энергосбережения предоставляются в
порядке, предусмотренном действующим федеральным
законодательством.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Глава VII.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ, ПРОПАГАНДА
ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
Статья 22.
Преподавание основ эффективного
использования энергоресурсов
Имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего
профессионального, высшего образования, а также учреждения
подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и
подготовке работников в области энергообеспечения должны
предусматривать основы эффективного использования энергетических
ресурсов, в том числе основы эффективного использования
возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
В программах по энергосбережению предусматривается подготовка
и переподготовка кадров инженерно-технических работников, занятых
энергообеспечением организаций, и эксплуатационного персонала.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Статья 23.
Информационное обеспечение энергосбережения
На органы управления энергосбережением возлагаются:
организация выставок энергоэффективного оборудования и
технологий;
координация работ по подготовке демонстрационных проектов
высокой энергетической эффективности;
информационное обслуживание потребителей энергоресурсов;
пропаганда необходимости повышения эффективности использования
топлива и энергии;
обсуждение межрегиональных, областных, местных программ и
программ организаций-потребителей энергоресурсов в области
энергосбережения.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Глава VIII.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ
НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 24.
Ответственность за нарушение положений
настоящего Закона
Граждане и должностные лица, виновные в нарушении настоящего
Закона, несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
(В ред. Закона Тульской области от 26 июня 1997 года N 60-ЗТО)
Глава IX.
ВСТУПЛЕНИЕ ЗАКОНА В СИЛУ
Статья 25.
Вступление Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу на территории Тульской области
с 1 января 1996 года.
Председатель Тульской Губернатор Тульской области -
областной Думы глава администрации
В.В.Деревянко Н.В.Севрюгин
"____"_______1995 г. "_____"________1995 г.
г. Тула
30 ноября 1995 года
N 19-ЗТО
|