ГУБЕРНАТОР
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 января 1996 г. N 4
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Во исполнение Федерального Закона Российской Федерации от 11
ноября 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера", Постановления
Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 года N 738 "О
порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить "Положение о порядке подготовки населения и
пропаганды знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций"
(приложение 1).
2. Установить, что подготовка населения Тульской области к
действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется на предприятиях,
в учреждениях (в том числе образовательных) и организациях
независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту
жительства.
3. Методическое руководство, координацию и контроль за
подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
возложить на областной комитет по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(комитет по делам ГО и ЧС) (Бегунов Н.В.), и Тульский объединенный
учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным
ситуациям, радиационной и экологической безопасности (ТОУМЦ)
(Невзоров Б.М.).
4. Комитету по делам ГО и ЧС (Бегунов Н.В.) совместно с ТОУМЦ
(Невзоров Б.М.), департаментом образования и высшей школы
(Петровичев В.М.) в трехмесячный срок разработать целевую
программу " Обучение населения, подготовка специалистов органов
государственного управления и аварийно-спасательных сил к
действиям в чрезвычайных ситуациях.
Головным исполнителем определить ТОУМЦ.
Областному финансовому управлению (Погудин А. А. обеспечить
выделение ТОУМЦ 30 млн. рублей для разработки программы согласно
представленному расчету (приложение 2) за счет средств бюджета,
предусмотренных для их финансирования.
5. Департаменту по образованию и высшей школе (Петровичев
В.М.) с участием комитета по делам ГО и ЧС (Бегунов Н.В.) и ТОУМЦ
(Невзоров Б.М.) при разработке образовательных программ
предусматривать обязательный минимум содержания подготовки
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, организовать
экспериментальную подготовку преподавателей-организаторов основ
безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для общеобразовательных
учреждений и учреждений профессионального образования на
факультете по подготовке преподавателей-организаторов ОБЖ в ТОУМЦ.
6. Открыть в региональном центре повышения квалификации и
переподготовки руководящих работников и специалистов народного
хозяйства (РЦПК) при Тульском государственном университете
(Соколов Э.М.) направление переподготовки специалистов со
специализацией "Управление риском и безопасностью функционирования
производств" (обучение в течение 24 месяцев с выдачей второго
диплома о высшем образовании).
7. Комитету по делам ГО и ЧС (Бегунов Н.В.), департаменту по
культуре администрации области (Смирнов Г.А.), администрациям
городов, районов и территорий, службам гражданской обороны,
учреждениям, организациям и предприятиям обеспечить широкую
пропаганду знаний в области защиты населения от чрезвычайных
ситуаций, в том числе с использованием средств массовой
информации, учреждений кино, местных видеоканалов и организации
информационно-просветительных мероприятий.
Финансовому управлению администрации области (Погудин А.А.) за
счет средств областного бюджета, предусматриваемых на мероприятия
по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечить в 1996 году
выделение денежных средств:
110 млн. руб. комитету по делам ГО и ЧС для организации
информационно-просветительских мероприятий среди населения, в том
числе не занятого в сфере производства и обслуживания, с участием
лекторского актива областной организации общества "Знание России"
согласно представленному расчету (приложение 3).
8. Комитету печати и информации администрации области (Беляков
А.М.), государственной телерадиокомпании "Тула" (Жуков А.В.),
редакторам средств массовой информации рекомендовать в своей
работе ежемесячное плановое освещение мероприятий гражданской
обороны и тематики морально-психологической подготовки населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях без взимания платы.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных
бедствий (Бегунов Н.В.).
10. Настоящее постановление вступает в силу с момента
подписания.
Губернатор Тульской области -
глава администрации
Н.В.СЕВРЮГИН
Приложение N 1
к постановлению губернатора
Тульской области -
главы администрации
от 03 января 1996 г. N 4
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ
ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Настоящее Положение создает правовую основу организации на
территории Тульской области подготовки различных категорий
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний
в этой области, определяет обеспечение этой деятельности,
юридической ответственности должностных лиц и граждан,
предприятий, учреждений и организаций, виновных в неисполнении его
требований.
1. Принципы государственной политики
в вопросах подготовки различных категорий
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
население, занятое в сферах производства и обслуживания,
учащееся образовательных учреждений и учреждений начального,
среднего и высшего профессионального образования;
руководители и работники органов исполнительной власти
области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений
и организаций в составе сил Тульской подсистемы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных
ситуаций являются:
обучение всех групп населения правилам поведения и основным
способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой
медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования
коллективными и индивидуальными средствами защиты;
обучение (переподготовка) руководителей всех уровней
управления к действиям по защите населения от чрезвычайных
ситуаций;
выработка у руководителей и специалистов органов
исполнительной власти области, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и
управлению силами и средствами, входящими в единую государственную
систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
практическое усвоение работниками в составе сил областной
подсистемы единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций своих обязанностей при действиях
в чрезвычайных ситуациях.
2. Система подготовки различных категорий
населения на территории Тульской области
а) Подготовка населения, занятого в сферах производства и
обслуживания осуществляется путем проведения занятий по месту
работы и самостоятельного изучения действий в чрезвычайных
ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим
закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и
учреждений начального, среднего и высшего профессионального
образования является обязательной и осуществляется в учебное время
по образовательным программам в области защиты от чрезвычайных
ситуаций, которые утверждаются департаментом по образованию и
высшей школе администрации области по согласованию с комитетом по
делам ГО и ЧС.
б) Подготовка руководителей и специалистов в области защиты от
чрезвычайных ситуаций осуществляется:
руководители органов исполнительной власти области - на
ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых Начальником
гражданской обороны Российской Федерации - Председателем
Правительства Российской Федерации;
руководители и специалисты органов исполнительной власти
области - на ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых
Начальником гражданской обороны Российской Федерации -
Председателем Правительства Российской Федерации;
руководители и специалисты органов исполнительной власти
Тульской области - в Академии гражданской защиты Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ТОУМЦ;
руководители, командно-начальствующий состав невоенизированных
формирований и специалисты органов местного самоуправления - в
ТОУМЦ;
руководители, командно-начальствующий состав невоенизированных
формирований и работники предприятий, учреждений и организаций -
на ТОУМЦ и курсах гражданской обороны городов;
работники предприятий, учреждений и организаций в составе
аварийно-спасательных, военизированных и специализированных
формирований постоянной готовности - в ТОУМЦ, в учебных заведениях
повышения квалификации и переподготовки кадров,
учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки министерств и
ведомств Российской Федерации и Новомосковском центре
аварийно-спасательных формирований;
работники предприятий, учреждений и организаций в составе
невоенизированных формирований - непосредственно по месту работы.
в) В целях проверки подготовленности населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, регулярно проводятся
командно-штабные, тактико-специальные, комплексные учения и
тренировки.
Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток
проводятся:
в органах исполнительной власти области один раз в два года: в
органах местного самоуправления:
- один раз в 5-6 лет под руководством вышестоящего органа
управления;
- один раз в три года под руководством начальника гражданской
обороны соответствующего органа.
В остальные годы штабные учения.
При проведении командно-штабных учений в органах
исполнительной власти и органах местного самоуправления области
могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы
гарнизонов, соединений и воинских частей, размещаемых на
территории области.
На предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся:
командно-штабные, штабные учения один раз в год
продолжительностью до одних суток;
тактико-специальные учения с формированиями продолжительностью
до восьми часов один раз в три года, с формированиями повышенной
готовности - один раз в год;
комплексные учения продолжительностью до двух суток один раз в
три года имеющих численность работников более 300 человек, и в
лечебно-профилактических учреждениях, имеющих 600 коек. В других
организациях один раз в три года проводится тренировки
продолжительностью до восьми часов.
г) Подготовка населения, не занятого в сферах производства и
обслуживания, осуществляется руководителями ЖРЭУ путем проведения
бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и
тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения
пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра
телепрограмм в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Методическое и консультативное обеспечение осуществляется через
стационарные и подвижные учебно-консультационные пункты ТОУМЦ и
курсы ГО городов.
д) Граждане, привлекаемые на учения и тренировки в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, имеют право:
на информирование о риске, которому они могут подвергнуться в
ходе учений и тренировок;
на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью на
учениях и тренировках;
на сохранение средней заработной платы по месту работы на
период участия в учениях и тренировках за счет средств
организаций, планирующих и проводящих учения и тренировки.
3. Специальные программы подготовки
различных категорий населения
Подготовку учащихся общеобразовательных учреждений
осуществлять по программе курса "Основы безопасности
жизнедеятельности" (ОБЖ) объемом 400 учебных часов, введенной в
учебный процесс указанием Минобразования и МЧС России от 4 февраля
1994 года М 15М/22-201-10 с практической отработкой специальных
тем на базе постоянно действующего детско-юношеского городка
"Остров безопасности" (для г. Тулы и Ленинского района) и с
использованием учебно-материальной базы ТОУМЦ и курсов ГО городов.
Подготовку в учреждениях начального и среднего
профессионального образования проводить по программе курса "Основы
безопасности жизнедеятельности" для учащихся профессиональных
учебных заведений Российской Федерации объемом 140 учебных часов,
введенной в учебный процесс указанием Минобразования России и МЧС
России от 4.02.94 г. N 15-М/22-201-10 с использованием
учебно-материальной базы ТОУМЦ и курсов ГО городов.
Подготовку студентов учебных заведений профессионального
педагогического образования с целью подготовки выпускников к
проведению занятий по ОБЖ:
в педагогических училищах (колледжах) по программе "Основы
безопасности жизнедеятельности" с объемом 140 учебных часов,
введенной приказом Минобразования России 17 мая 1994 года N 149;
в учебно-научном комплексе Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого (ТГПУ) - ТОУМЦ по
специальной программе для педагогических ВУЗОВ в объеме 3924 часов
по специальности "учитель безопасности жизнедеятельности";
подготовку студентов высших учебных заведений осуществлять по
примерной программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
для всех специальностей высшего профессионального образования
объемом 136 учебных часов, утвержденной Госкомвузом России 27
апреля 1995 года и согласованной с МЧС России 17 мая 1995 года;
подготовку и переподготовку преподавателей "Основ Безопасности
жизнедеятельности" и лиц с законченным высшим педагогическим и
военным образованием проводить в соответствии с комплексом учебных
программ в объеме 1204 часа на факультете по подготовке
преподавателей-организаторов "Основ безопасности
жизнедеятельности" согласно совместному приказу МЧС РФ и
Минобразования РФ от 19.7.1994 г. N 409/270.
Подготовку рабочих, служащих, работников сельского хозяйства,
а также населения, не занятого в сферах производства и
обслуживания, осуществлять по программе, утвержденной МЧС России 3
ноября 1994 года.
Подготовку руководителей и специалистов органов местного
самоуправления осуществлять по Программе подготовки, утвержденной
ЧС России 3 ноября 1994 года.
Подготовку работников предприятий, учреждений и организаций в
составе невоенизированных формирований осуществлять
непосредственно по месту работы по программе специальной
подготовки невоенизированных формирований к действиям в
чрезвычайных ситуациях, утвержденной МЧС России 3 ноября 1994
года.
4. Компетенция органа государственной власти
Тульской области в области подготовки
различных категорий населения
а) принимает в соответствии с Федеральными Законами законы и
иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляет подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территории от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и
действиям в этих ситуациях;
в) организует обучение рабочих, служащих и работников
сельского хозяйства в соответствии с требованиями настоящего
постановления " О порядке подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций";
г) анализирует состояние обучения персонала предприятий,
учреждений и организаций, подготовку специалистов и
аварийно-спасательных сил к действиям в чрезвычайных ситуациях,
определяют пути и формы совершенствования подготовки всех
категорий руководителей и специалистов в области защиты от
чрезвычайных ситуаций;
д) определяет порядок подготовки руководящего состава и
работников подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
е) контролирует ход и качество подготовки невоенизированных
постоянной готовности на подведомственных объектах.
5. Компетенция органов местного самоуправления
в области подготовки населения
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и
действиям в этих ситуациях;
б) организуют контроль за качеством разработки планирующих
документов;
в) определяют тематику комплексных, командно-штабных,
тактико-специальных учений в соответствии с учетом местных
условий;
г) организуют обучение рабочих, служащих и работников
сельского хозяйства в соответствии с требованиями настоящего
постановления " О порядке подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций";
д) анализируют состояние обучения персонала предприятий,
учреждений и организаций, определяют пути и формы
совершенствования подготовки этой категории.
6. Компетенция образовательных учреждений,
расположенных на территории области в вопросе
подготовки различных категорий населения
Базовым образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку
всех категорий должностных лиц и специалистов Тульской области по
защите от чрезвычайных ситуаций, определить ТОУМЦ, имеющий
свидетельство (лицензии) МЧС РФ, Минобразования РФ, Роскомвод РФ.
Все государственные и негосударственные образовательные
учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и обучение
учащихся, студентов, должностных лиц и специалистов в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, обязаны пройти лицензирование в
департаменте образования и высшей школы, при обязательном участии
представителей комитета по делам ГО и ЧС области и ТОУМЦ.
7. Государственный контроль за организацией
и качеством обучения населения действиям
в чрезвычайных ситуаций
Комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий Тульской области
совместно с ТОУМЦ осуществляет координацию, методическое
руководство и контроль за подготовкой всех категорий обучаемых в
области защиты от чрезвычайных ситуаций.
8. Организация пропаганды знаний в области
защиты населения, объектов хозяйственного и иного
назначения и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний вопросов защиты населения, территорий,
объектов хозяйственного и иного назначения и окружающей среды от
чрезвычайных ситуаций в области, городах, районах, организациях,
учреждениях и на объектах независимо от форм собственности
организуется и проводится руководителями глав соответствующих
администраций, организаций и объектов на основе перспективного и
текущего планирования. При этом предусмотреть и обеспечить
опубликование материалов под рубрикой "Населению о действиях в
чрезвычайных ситуациях" в областных, городских, районных и
многотиражных (объектовых) газетах ежемесячно; в передачах по
областному и региональному телевидению (в т. ч. эфирному и
кабельному) и радио - ежемесячно по 10-15 минут, по объектовому
радио (в т.ч. в учебных заведениях) - еженедельно с дублированием
передач для каждой работающей (учебной) смены.
В кинотеатрах, дворцах и домах культуры, на стационарных и
передвижных киноустановок (автоклубах) в целях обучения населения
организовать систематическую демонстрацию кинофильмов и
видеофильмов по тематике ГОЧС и безопасности жизнедеятельности с
выступлением специалистов и лекторов перед началом сеансов.
В организациях, учреждениях, ЖРЭУ, на объектах, в кинотеатрах.
Дворцах и домах культуры, библиотеках, учебных заведениях оформить
и иметь уголки (стенды) по тематике "Населению о действиях в
чрезвычайных ситуациях" с сигналами оповещения.
При организации пропаганды знаний в области защиты от
чрезвычайных ситуаций обеспечить регулярные устные выступления
перед населением руководителей и специалистов ГОЧС всех уровней,
активизировать работу лекторского актива по этой тематике.
Для создания и оформления наглядной агитации и обеспечения
проведения других мероприятий по подготовке населения к действиям
в ЧС предусматривать целевое выделение финансовых средств на всех
уровнях. Базовым методическим центром по изготовлению типовых
образцов всех видов наглядной агитации по тематике безопасности
жизнедеятельности определить ТОУМЦ с целевым финансированием.
9. Порядок финансового обеспечения подготовки
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
и пропаганды знаний в этой области
За счет средств бюджета Тульской области финансируется
содержание ТОУМЦ, курсов гражданской обороны городов, подготовка
руководителей, специалистов и работников в составе территориальных
невоенизированных формирований, профессионалов спасателей,
преподавателей ОБЖ, проведение учений и тренировок, а также
обучение населения, не занятого в сферах производства и
обслуживания, организация проката и приобретения новых кино-,
видеофильмов по тематике ГО и ЧС, организация
информационно-просветительных мероприятий по подготовке населения
к действиям при возникновении ЧС, типографское издание материалов
для подготовки населения к действиям в ЧС.
За счет средств местных бюджетов финансируется подготовка
руководителей и обучение работников в составе невоенизированных
формирований, тренировки и учения, участие в учениях, проводимых
органами исполнительной власти области, организация демонстрации
кино-, видеофильмов, печатное издание материалов в помощь
населению при изучении тематики ГОЧС. За счет средств предприятий,
учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой
формы - подготовка населения, занятого в сферах производства и
обслуживания, направление на обучение руководящего и
командно-начальствующего состава с учений и тренировок, а также
участие в плановых учениях, проводимых вышестоящими органами
управления.
10. Юридическая ответственность организаций,
должностных лиц и граждан
Должностные лица и граждане предприятий, учреждений и
организаций, виновные в неисполнении или недобросовестном
исполнении "Положения о порядке подготовки населения и пропаганды
знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций", несут
дисциплинарную, административную и гражданско-правовую
ответственность, а организации - административную и
гражданско-правовую ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Приложение N 2
к постановлению губернатора
Тульской области -
главы администрации
от 03 января 1996 г. N 4
СМЕТА
расходов на разработку учебных программ по
подготовке специалистов РСЧС (в млн. руб.)
---T--------------T-------T---------------------------------------
NN ¦ Наименование¦ Объем ¦ Наименование статей расходов
¦ ¦ про- +-------T------T------T-------T---------
¦ ¦ грамм ¦матери-¦зара- ¦отчис-¦расхо- ¦Всего
¦ ¦ лист ¦алы и ¦ботная¦ления ¦ды на ¦
¦ ¦ ¦ком- ¦плата ¦ ¦слу- ¦
¦ ¦ ¦плекту-¦ ¦ ¦жебные ¦
¦ ¦ ¦ющие ¦ ¦ ¦коман- ¦
пп ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дировки¦
---+--------------+-------+-------+------+------+-------+---------
1. Программа подготовки
мастеров
производственного
обучения учебно-
методических
центров,
курсов ГО
городов и
районов 40 0.08 3.0 1.2 0.1 4.38
2. Региональная
программа подготовки
командиров и
специалистов
территориальных и
ведомственных
аварийно-
спасательных
формирований 10 0.02 1.0 0.4 0.1 1.52
3. Программа подготовки
командно-начальствующего
состава невоенизированных
формирований учебно-
методических центров,
курсов ГО 20 0.04 1.7 0.7 0.1 2.54
4. Программа подготовки
руководящего состава
учебно-методических
центров 25 0.05 2.0 0.8 0.1 2.95
5. Примерная программа
по подготовке
слушателей со
специализацией
"Учитель безопасности
жизнедеятельности" 40 0.08 3.0 1.2 0.1 4.38
6. Примерная
учебная программа
для педагогических
учебных заведений
по специальности
303100 "Безопасность
жизнедеятельности" 75 0.14 6.0 2.3 0.1 8.54
7. Учебная программа
по обучению
преподавателей-
организаторов
основ безопасности
жизнедеятельности 50 0.09 4.0 1.5 0.1 5.69
------------------------------------------------------------------
Итого: 260 0.5 20.7 8.1 0.7 30.0
------------------------------------------------------------------
Приложение N 3
к постановлению губернатора
Тульской области -
главы администрации
от 03 января 1996 г. N 4
СМЕТА
финансовых затрат на проведение цикла
информационно-просветительских мероприятий
по подготовке населения к действиям при
возникновении ЧС и пропаганде Закона РФ
"О защите населения и территорий от ЧС
природного и техногенного характера" на 1996 год
---T------------------------------------------T-------------------
NN ¦ Наименование ¦ Кол-во
---+------------------------------------------+-------------------
1. Количество районов области 29
2. Минимальное количество мероприятий в
одном районе в месяц 2
3. Минимальное количество мероприятий в
одном районе в год 24
4. Общее количество мероприятий в год 696
5. Средняя стоимость мероприятия (включая
налоги и накладные расходы) 120 тыс. руб.
6. Расходы на издательство плакатов,
пособий - памяток, выпуск теле- и
радиопередач 26 млн. руб.
------------------------------------------------------------------
7. Общая стоимость цикла за год 110 млн. руб.
------------------------------------------------------------------
|