ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17.04.96 N 235
г.Тула
О совершенствовании работы
по защите прав потребителей
в Тульской области
Во исполнение постановления губернатора Тульской облас-
ти-главы администрации от 21.01.96г. N 24 рабочей группой раз-
работана Программа защиты прав потребителей в Тульской области
на 1996-1997г.г.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании межведомс-
твенного координационного Совета по делам потребителей Тульской
области.
На территории области созданы и действуют органы по защите
прав потребителей,осуществляющие во взаимодействии с территори-
альными федеральными органами исполнительной власти государс-
твенную политику в этой сфере.
В то же время работа по защите прав потребителей требует
нового организационного и качественного уровня.
В целях совершенствования работы по защите прав потребите-
лей и создания условий,позволяющих полностью реализовать и за-
щитить права потребителей,установленные законодательством ПОС-
ТАНОВЛЯЮ:
1.Утвердить Программу защиты прав потребителей в Тульской
области на 1996-1997г.г.(прилагается).
2.Рекомендовать главам администраций городов(районов) об-
ласти:
- разработать мероприятия по реализации Программы на терри-
тории города (района);
- скорректировать структуру органов по защите прав потре-
бителей с целью непосредственного подчинения этих органов гла-
вам администраций.
3.Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на руководителя аппарата администрации области Титова В.И.
4.Постановление вступает в силу с момента опубликования в
печати.
Губернатор Тульской области-
глава администрации Н.В.Севрюгин
Приложение
к постановлению губернатора
Тульской области - главы
администрации
от 17.04.96г. N 235
П Р О Г Р А М М А
защиты прав потребителей в Тульской области
на 1996-1997 г.г
.
Уставом (Основным Законом) Тульской области определено,
что к компетенции администрации области относится осуществление
мероприятий по защите прав потребителей (пункт "е" ст.48). Эти
мероприятия определены в Программе защиты прав потребителей в
регионе.
Программа направлена на дальнейшее совершенствование сис-
темы защиты прав потребителей, обеспечение реализации Закона РФ
"О защите прав потребителей" и других законодательных актов,
связанных с этой проблемой, на территории области с учетом осо-
бенностей региона.
Программа защиты прав потребителей разработана в соответс-
твии с методическими рекомендациями по данному вопросу ГКАП
России рабочей группой в составе представителей комитета по за-
щите прав потребителей государственно-правового управления, де-
партаментов (комитетов) и управления юстиции администрации об-
ласти, территориального управления ГКАП России, Тульского ЦСМС,
областного центра Госсанэпиднадзора, областного лицензионного
центра, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров
и защите прав потребителей по Тульской области, редакции газеты
"Тульские известия", УВД области, комитета по защите прав пот-
ребителей г.Тулы, Тульского общества потребителей. В работе над
Программой принимали участие представители 45 органов исполни-
тельной власти администрации области, территориальных федераль-
ных органов исполнительной власти, Тулоблсуда и прокуратуры об-
ласти, органов местного самоуправления, а также общественных
организаций потребителей и ассоциации содействия развитию малых
предприятий.
Настоящая программа разработана на основе анализа состоя-
ния защиты прав потребителей, сделанного членами областного
межведомственного координационного Совета по делам потребителей
Тульской области и названным Советом одобрена.
Реализация программы позволит поднять организацию работы
по защите прав потребителей на новый качественный уровень, соз-
дать в области необходимые дополнительные условия для осущест-
вления государственной потребительской политики с учетом изме-
нений и дополнений, внесенных 09.01.96 г., в Закон РФ "О защите
прав потребителей".
Программа содержит 3 раздела:
1. Цель и основные задачи Программы
2. Состояние защиты прав потребителей в области (анализ,
проблемы, прогноз).
3. Мероприятия по реализации Программы защиты прав потре-
бителей в Тульской области на 1996-1997 г.г.
Раздел I. Цель и основные задачи Программы
Цель программы - создание в области условий, позволяющих
полностью реализовать права потребителей, установленные законо-
дательством, эффективно защищать потребителей в случае наруше-
ния их прав.
Повышение действенности профилактических, предупредитель-
ных мероприятий по недопущению недобросовестного предпринима-
тельства и нарушений на потребительском рынке.
Дальнейшее объединение усилий и координация деятельности
органов представительной и исполнительной власти, органов мест-
ного самоуправления, органов государственного контроля и надзо-
ра, правоохранительных органов и общественных организаций пот-
ребителей, участвующих в осуществлении государственной политики
по защите прав потребителей в соответствии с действующим зако-
нодательством по данному вопросу.
Закрепление в регионе положительных результатов и накоп-
ленного опыта в осуществлении государственной потребительской
политики, их дальнейшее развитие и разрешение имеющихся проблем
в сфере защиты прав потребителей.
Основные задачи Программы:
- совершенствование областной системы защиты прав потреби-
телей и ее дальнейшее развитие;
- совершенствование структуры органов и организаций, зани-
мающихся защитой прав потребителей;
- организация правовой помощи потребителям в досудебном
разрешении спорных ситуаций с предпринимателями, а также в реа-
лизации права потребителей на судебную защиту;
- реальное обеспечение права потребителей на приобретение
товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для
жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды;
- формирование системы сбора, анализа и оперативного ин-
формирования заинтересованных структур и населения об опасных
для жизни, здоровья и имущества граждан товарах, работах и ус-
лугах; выработка и осуществление мер по предупреждению доступа
их на потребительский рынок области;
- создание условий для реализации права потребителей на
получение информации о товарах, работах и услугах, их изготови-
телях, исполнителях и продавцах;
- организация просвещения потребителей и предпринимателей,
знания ими законодательства о защите прав потребителей и прак-
тики его применения, совершенствование правового обучения насе-
ления по этому вопросу, в том числе и в системе высшей, профес-
сиональной и общеобразовательной школы.
Кроме того, перспективными являются задачи, связанные со
значительными финансовыми расходами (оснащение современным спе-
циальным оборудованием испытательных лабораторий, расширение их
сети, компьютеризация органов по защите прав потребителей и
т.д.), а также с обеспечением безопасности окружающей среды.
Раздел II. Состояние защиты прав потребителей в области
(анализ, проблемы, практика)
В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" в
области к концу 1992 года было завершено формирование при орга-
нах местного самоуправления структур по защите прав потребите-
лей (комитетов, отделов, служб), которые, как правило, были по-
дотчетны одному из заместителей главы администрации города (ра-
йона). Организационное, информационно-методическое руководство,
обучение специалистов названных структур осуществлял областной
комитет по защите прав потребителей, образованный в августе
1992 года. Более чем трехлетний опыт работы подтвердил безус-
ловную необходимость создания названных структур, деятельность
которых за 1993-1995 г.г.характеризуется следующими данными:
1. Всего обратилось потребителей - 13994
в том числе:
- за консультацией по Закону РФ
"О защите прав потребителей" - 5434
- с заявлениями о нарушении прав - 8560
- разрешено заявлений в досудебном
порядке - 8018
2. По результатам проверок (12596)
и заявлениям выявлено нарушений
законодательства о защите прав
потребителей - 14727
из них:
- устранено на месте - 10078
- устранено через административные
комиссии - 2613
- направлено писем об устранении
нарушений - 1494
- подготовлено исков в суды - 542
3. Потребителям возмещено убытков
на сумму - 1591249 тыс.руб.
в т.ч.:
- в добровольном порядке - 454203
- в судебном порядке (с учетом
возмещения морального вреда) - 1137046
4. С виновных взыскано штрафов на
сумму (в административном и су-
дебном порядке) - 365584 тыс.руб.
В целях совершенствования защиты прав потребителей поста-
новлением губернатора области - главы администрации от 14.11.95
года фактически был вновь создан областной комитет по защите
прав потребителей в составе государственно-правового управле-
ния, деятельность которого координирует руководитель аппарата
администрации области.
Таким образом, система органов по защите прав потребителей
области приобрела более целостный характер. Однако, необходимо
отметить, что 18 из 30 (или 60% от общего числа) органов (спе-
циалистов) по защите прав потребителей в течение 1995 года были
переподчинены или включены в состав комитетов по торговле орга-
нов местного самоуправления. Это привело к значительному сниже-
нию эффективности деятельности органов по защите прав потреби-
телей в сфере услуг, прежде всего, жилищно-коммунальных, а
также координационных советов по защите прав потребителей при
местных администрациях.
В 1995 году 43% (94 г. - 37%) обращений от их общего числа
связаны с низким качеством услуг, из них 17% (94 г. - 10%)
приходится на жилищно-коммунальную сферу.
Проверок хозяйствующих субъектов в сфере услуг было орга-
низовано всего 565, т.е.15% от числа проведенных, а в ЖКХ - 139
или 4%. В 10 районах проверок предприятий жилищно-коммунальных
услуг вообще не производилось, а в остальных они составили от
1% до 12% от числа проведенных.
Все остальные проверки приходятся на систему торговли,
т.е.были подчинены ведомственным интересам.
Органы по защите прав потребителей осуществляют свои функ-
ции во взаимодействии со структурными подразделениями админист-
рации области, сфера деятельности которых связана с удовлетво-
рением спроса населения на товары и услуги, его социальной за-
щитой; с территориальными органами федеральных ведомств, кото-
рые осуществляют контроль за соблюдением законодательства в об-
ласти защиты прав потребителей, за качеством и безопасностью
товаров.
Это, прежде всего, Тульское территориальное управление
ГКАП России, Тульский центр ЦСМС, Тульский центр Госсанэпиднад-
зора России, управление Госинспекции по торговле, качеству то-
варов и защите прав потребителей по Тульской области, Тульское
общество потребителей, областное отделение Ространсинспекции,
Тульская таможня, Государственная налоговая инспекция по Туль-
ской области, комитет по охране окружающей среды, управление
внутренних дел и другие контрольно-надзорные и правоохранитель-
ные органы. Их деятельность объединяется и согласуется межве-
домственным координационным Советом по делам потребителей, ко-
торый образован при территориальном управлении ГКАП РФ и дейс-
твует с июня 1993 года. На его заседаниях рассматриваются наи-
более важные аспекты защиты прав потребителей. Вместе с тем
улучшение взаимодействия названных органов, координация их дея-
тельности в рамках областной системы защиты прав потребителей
остается актуальной задачей.
Ведущим органом, осуществляющим государственный контроль
за соблюдением законодательства о защите прав потребителей на
территории области, является территориальное управление ГКАП
РФ. Этим управлением с целью выявления и устранения нарушений
законодательства в 1994-1995 г.г.проверено более 500 предприя-
тий различных форм собственности. За это время рассмотрено 257
заявлений граждан и органов по защите прав потребителей. В
большинстве случаев нарушенные права граждан восстановлены в
досудебном порядке и потребителям возмещены убытки в полном
объеме. По заявлениям, затрагивающим законные интересы и права
многих тысяч потребителей области, было возбуждено и рассмотре-
но 31 дело, по которым выдано 41 предписание об обязательном
устранении нарушений законодательства.
Структурный анализ выявленных нарушений Закона РФ "О защи-
те прав потребителей" показывает, что их количество в 1995 году
по сравнению с 1994 годом возросло по статье 4 (ненадлежащее
качество товара, услуги) - на 63%;
- по статье 11 (нарушение режима работы) - на 13%;
- по статье 16 (недействительность договора, ущемляющего
права потребителя) - на 63%;
- по статьям 27-37 (нарушение прав потребителей при выпол-
нении работ и оказании услуг) - на 20%.
Количество нарушений по другим статьям несколько уменьши-
лось, но остается высоким по отношению к общему числу выявлен-
ных нарушений законодательства: по ст.7 (по безопасности това-
ров, работ, услуг) - на 2%, по ст.ст.8-13 (предоставление не-
достоверной информации) - 3%, по ст.ст.18-25 (нарушение прав
потребителей при продаже товаров) - 8%.
Составной частью областной системы защиты прав потребите-
лей являются структуры органов, осуществляющих контроль за бе-
зопасностью товаров (работ, услуг), выпускаемых (оказываемых)
в регионе, а также ввозимых из-за рубежа. Координацию их дея-
тельности осуществляет Тульский центр стандартизации, метроло-
гии и сертификации. При нем действует координационный Совет по
формированию единой политики в области сертификации, создано
три органа по сертификации: пищевой продукции, продовольствен-
ного сырья и товаров народного потребления, электрооборудования
и услуг. В 1995 году в области сертифицировали свою продукцию и
услуги в системе ГОСТа России и имеют сертификаты 232 предпри-
ятия на 2292 вида продукции и услуг. В 11 случаях в выдаче сер-
тификатов было отказано. По результатам проверок было выдано
242 предписания на запрещение реализации продукции, не соот-
ветствующей по показателям безопасности требованиям стандартов.
Однако еще не вся продукция в области контролируется по показа-
телям безопасности. Для расширения масштабов сертификации в со-
ответствии с "Номенклатурой продукции и услуг, подлежащих обя-
зательной сертификации в Российской Федерации", необходимо
дальнейшее развитие сети испытательных лабораторий, аккредито-
ванных для проведения сертификационных испытаний.
В системе контроля и надзора за безопасностью товаров (ра-
бот, услуг) областным центром Госсанэпиднадзора в 1995 году
исследовано 23347 проб пищевых продуктов по химическим (не со-
ответствовали нормам 2,9%) и микробиологическим показателям
(6,8% не отвечали нормам). Не соответствовали гигиеническим
нормативам по санитарно-химическим показателям 22,2% проб воды
из коммунальных и 25,5% из ведомственных водопроводов, а по
микробиологическим показателям 5,5% и 3,5% соответственно.
Службой санэпиднадзора было забраковано и снято с реализации
155 тонн пищевых продуктов, приостанавливалась эксплуатация
1083 объектов, в т.ч. торговли, общепита, водоснабжения. Под-
вергнуто штрафам за санитарные правонарушения 6053 человека на
сумму 594,6 млн.рублей.
Проведение медико-биологического контроля в области осу-
ществляют 23 санитарно-бактериологические и 22 санитарно-гигие-
нические лаборатории. Выдан 2081 гигиенический сертификат. Для
сокращения сроков испытаний продуктов питания и сырья необходи-
мо оснащение лабораторий и, прежде всего, Испытательного центра
при областном центре Госсанэпиднадзора современным оборудовани-
ем.
Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и
защите прав потребителей за 1995 год в ходе проверок (в 83%
случаев от общего числа) выявлены грубые нарушения Правил тор-
говли и законодательства о защите прав потребителей. Значитель-
ная часть проверок (76%) закончилась забраковкой продукции
(аналогичный показатель в 1994г. - составил 44,3%). В 176
(77,2%) проверенных предприятиях общественного питания установ-
лены нарушения при формировании цен, продажа недоброкачествен-
ных блюд и кондитерских изделий. По результатам проверок не до-
пущено в продажу десятки тонн недоброкачественных продуктов пи-
тания, а по промышленным товарам низкого качества направлено 48
предписаний предприятиям изготовителям.
Органами УВД области в ходе проведения целевых мероприятий
выявлено 2016 лиц, занимавшихся незаконным предпринимательством
в сфере торговли. Было возбуждено 49 уголовных дел. При прове-
дении операции "Суррогат" и других опертативных мероприятий вы-
явлены 36 подпольных цехов по изготовлению фальсифицированной
водки и места ее реализации. При УВД Тульской области создан
специальный отдел для работы на потребительском рынке (ОРПР).
Названными выше органами в ходе реализации Закона РФ"О
внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российс-
кой Федерации в связи с упорядочением ответственности за неза-
конную торговлю" выявлено и информационным центром УВД области
учтено 3195 административных правонарушений на потребительском
рынке. Из них 28% правонарушений связано с обманом потребите-
лей, 26% - с нарушением правил торговли, 24% - с продажей това-
ров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил,
20% правонарушений приходится на незаконную торговлю товарами
или их продажу без сопроводительных документов. 54% администра-
тивных взысканий наложено должностными лицами органов госинс-
пекции, 22% - начальниками органов внутренних дел, 11% - суда-
ми, 6% - административными комиссиями, 5% - госсанэпиднадзором.
98% от наложенных административных взысканий (3138 из
3195) составили штрафы, в 55 случаях виновные были предупрежде-
ны в административном порядке.
Выявлено 219 (7%) повторных административных правонаруше-
ний на потребительском рынке.
Заметную роль в системе защиты прав потребителей играют
общественные объединения потребителей в области. Созданное в
1991 г. Тульское общество потребителей организовало работу с
населением: работает общественная приемная, только в 1995 г.
была оказана помощь 1200 жителям. ТОП предоставляет консульта-
ции активистам общества и проводит работу по привлечению добро-
вольцев в общественное движение в защиту прав потребителей. ТОП
представляет интересы потребителей в судах и в государственных
контролирующих органах.
Итоги работы свидетельствуют, что суды и органы, осущест-
вляющие реализацию законодательства о защите прав потребителей,
уделяют должное внимание и судебной защите прав потребителей. В
1995 году в судах находилось дел потребителей, подготовленных с
помощью органов по защите прав потребителей, на 19% больше, чем
в 1994 году (1995г. - 247, 1994г. - 208). Из рассмотренных дел
в удовлетворении исковых требований было отказано лишь трем
потребителям. 55% (136) приходится на сферу услуг, а 45% -
(111) - на торговлю. В 1994 году это соотношение было иным: ус-
луги - 36%, торговля - 64%.
Таким образом, растет количество нарушений прав потребите-
лей со стороны услугодателей (исполнителей) и уменьшается со
стороны торговых предприятий. Тенденция роста особенно харак-
терна для жилищно-коммунального комплекса (1994г. - 25 исков,
1995г. - 59) и сферы финансовых услуг. О нарушениях прав потре-
бителей финансово-кредитными учреждениями в суды области посту-
пило 1547 исков. По 1175 из них (76%) исковые требования удов-
летворены, отказано в 9 случаях (0,6%), прекращено 77 дел (5%).
Остальные иски находятся в стадии рассмотрения.
В судебной практике продолжают оставаться наиболее акту-
альными проблемы, связанные с длительными сроками рассмотрения
дел, исполнения судебных решений, а в деятельности органов по
защите прав потребителей - недостаточное обращение в суды в за-
щиту потребителей по своей инициативе и неопределенного круга
потребителей.
Анализ обращений населения области в органы по защите прав
потребителей свидетельствует об устойчивой тенденции роста на-
рушений в сфере услуг. Если в 1993г. неудовлетворение качеством
услуг высказали 17% потребителей из числа обратившихся за по-
мощью, то в 1994 году - 37%, а в 1995 году - 43%.
Изменилось соотношение и по видам услуг:
(в процентах)
------------------------------T---------------T----------------
¦ 1994 г. ¦ 1995 г.
------------------------------+---------------+----------------
Услуги (всего) 100 100
- услуги связи 17 18
- бытового обслуживания 34 19
------------------------------T---------------T----------------
¦ 1994 г. ¦ 1995 г.
------------------------------+---------------+----------------
- транспортные 4 3
- жилищно-коммунальные 28 40
- услуги социальной сферы 17 19
(медицинские, финансовые и т.д.)
---------------------------------------------------------------
Уменьшилось количество обращений в сфере бытового обслужи-
вания населения. Из-за высоких цен в эту сферу население обра-
щается только в случае крайней необходимости. Стоимость платных
услуг за 1995г. возросла в 3,5 раза. В их общем объеме доля бы-
товых услуг сократилась против 1994 г. с 25% до 16,5%.
Снижается количество претензий к торговым предприятиям. В
сфере торговли и общественного питания в 1993г. их было 67% от
общего количества обратившихся в органы по защите прав потреби-
телей, в 1994 и 1995 гг. их стало - соответственно 63% и 58,2%.
Основным источником возникновения конфликтных ситуаций в сфере
торговли остается нежелание продавца признать сам факт наличия
дефекта в проданном товаре, либо произвести правильный расчет
при возврате стоимости товара ненадлежащего качества. В этом
причина существующего недоверия потребителя к предпринимателю,
противоречия между ними.
Растет количество обращений в связи с низким качеством жи-
лищно-коммунальных, телефонных и финансовых услуг. Это связано
не с ростом объема этих услуг, а со стремлением потребителей не
только заявить о своих правах в этих специфических сферах нашей
жизни, но и защитить, и отстоять их при нарушении. Потребитель
законно требует предоставления качественных услуг с учетом то-
го, что стоимость их значительно возросла.(по сравнению с де-
кабрем 1994 г. жилищно-коммунальных в 4,5 раза, почтовой связи
- 6 раз, городского электрического и автотранспорта в 4 раза).
В 1995 г. по области маршрутными автобусами не выполнено
469 тыс.рейсов (11%), предусмотренных расписаниями. Регуляр-
ность движения городского транспорта составила 90%.
В области приватизировано почти 43,5% квартир, которые
стали собственностью граждан. В отличие от нанимателей муници-
пального или ведомственного жилья, эта часть населения более
требовательна к качеству коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг действуют уже
почти полтора года, однако, деятельность предприятий ЖКХ к луч-
шему изменилась недостаточно. Не соблюдаются сроки проведения
капитальных, текущих ремонтов, профилактических работ и осмот-
ров, не перезаключены договора с квартиросъемщиками в соответс-
твии с требованиями п.2.2. Правил предоставления коммунальных
услуг, не установлена форма регистрации требований (претензий),
предъявляемых потребителями в связи с нарушениями установленно-
го качества услуг и срока устранения недостатков.
Рост обращений граждан за помощью в защиту их интересов и
прав как потребителей объясняется и происходящими процессами на
потребительском рынке товаров и услуг. Из проверенных на потре-
бительском рынке хозяйствующих субъектов каждым третьим был на-
рушен порядок формирования и применения цен, а в сфере торговли
почти каждым вторым. На 42% увеличился удельный вес предприя-
тий-нарушителей в жилищно-коммунальном комплексе, только 17
предприятиями ЖКХ за счет завышения предельного уровня платежей
за жилищно-коммунальные услуги получено сверх нормы 23 млн.861
тыс.рублей. Продолжает снижаться качество товаров и услуг, зат-
руднено осуществление гарантийного ремонта бытовой техники дли-
тельного пользования, в то же время растут цены, из-за снижения
реальных доходов населения уменьшается покупательная способ-
ность.
Выпуск товаров народного потребления в 1995 г.составил 76%
от уровня 1994 г., в т.ч. продовольственных - 81%. Объем про-
дукции легкой промышленности составил 65%. Произведено меньше
по сравнению с 1994г. обуви на 35%, верхнего трикотажа на 30%,
сократилось производство товаров для детей.
В то же время растет число хозяйствующих субъектов на
предпринимательском рынке. Только в малом предпринимательстве
по итогам 1995 года зарегистрировано на 30% предприятий больше,
чем в 1993 году (1995г. - 15105, 1993г. - 10534). Однако, коли-
чество действующих хозяйствующих субъектов неадекватно числу
зарегистрированных. Действует всего 7156 предприятий, т.е. все-
го на 17% больше по сравнению с 1993г.(5973). Численность
предприятий без образования юридического лица возросла почти в
два раза (1995г. - 25219, 1993г. - 12684).
В розничном товарообороте уменьшается доля государственно-
го сектора торговли, в 1995г. она составила 6%. В физической
массе продажа продовольственных товаров уменьшилась на 14%,
непродовольственных на 7%.
Защита прав потребителей связана и с особенностями демог-
рафической обстановки в области. Среди 1,8 млн.человек населе-
ния 613 тыс. являются пенсионерами. Денежные доходы у 17,8% на-
селения были ниже прожиточного минимума (264,2 тыс.рублей).
Наряду с непосредственными нарушениями, ущемление законных
интересов и прав связано и с косвенными факторами, прежде всего
с несвоевременной выдачей заработной платы. На декабрь 1995г.
597 предприятий имели задолженность по выдаче средств на оплату
труда на сумму 139,8 млрд.рублей, при этом почти половина ука-
занной суммы приходится на задолженность со сроком более 2-х
месяцев.
Определенное влияние на состояние потребительского рынка,
регулирование предпринимательской деятельности оказывает Туль-
ский областной лицензионный центр. Органам лицензирования об-
ласти, как субъекту РФ, предоставлено право на лицензирование
24 видов деятельности. Из них в 1995 г. лицензировалось 14, вы-
дано 15062 лицензий. Действие 52 лицензий приостановлено или
аннулировано, в т.ч. 20 (38%) по содержанию и эксплуатации неф-
тебаз и АЗС, 29 (56%) по торговле товарами, облагаемыми акциза-
ми.
С введением лицензирования всех видов деятельности, совер-
шенствованием контроля за соблюдением условий действия лицензий
(одно из них - выполнение требований законодательства о защите
прав потребителей), положительное влияние центра на местный ры-
нок товаров, работ, услуг в интересах защиты прав потребителей
возрастет.
Право потребителей на просвящение реализуется в области по
двум направлениям:
- информационно-просветительная деятельность по разъясне-
нию законодательства о защите прав потребителей и практики его
применения через средства массовой информации и специальные из-
дания по данному вопросу;
- организационно-правового обучения населения.
За 1994-1995 гг. в областных и районных газетах было опуб-
ликовано соответственно 120 и 326 материалов по различным проб-
лемам защиты прав потребителей, состоялось 99 выступлений по
радио и 10 по телевидению, более 700 встреч с населением. Курс
"Основы законодательства о защите прав потребителей" включен в
учебные темы 47 профессиональных, 11 средних профессиональных и
5 высших учебных заведений. Развернута работа по организации
названного курса в общеобразовательных школах и лицеях. Выпус-
кались специальные издания, расчитанные на широкие слои населе-
ния и разъясняющие механизм реализации конкретных норм закона
(брошюра "Азбука потребителя" и т.д.).
Необходимо, чтобы внимание работе со средствами массовой
информации уделяли все структуры, деятельность которых имеет
отношение к защите прав потребителей. Желательны публикации
Тульского союза предпринимателей, ассоциации содействия разви-
тию малых предприятий с критикой изготовителей (исполнителей,
продавцов), нарушающих права потребителей.
Защита прав потребителей - это ответственная и нужная ра-
бота, имеющая большое социальное значение, способствующая ста-
билизации обстановки в области, позволяющая снять или ослабить
существующее напряжение на потребительском рынке.
Информация, содержащаяся в данном разделе концентрированно
отражает состояние дел по защите прав потребителей в области,
убеждает в необходимости принятия Программы и осуществления со-
держащихся в ней основных мероприятий.
Раздел III. Мероприятия по реализации защиты
прав потребителей в Тульской области
на 1996-1997 г.г.
---T-----------------------------T----------T----------T-------
N ¦ Мероприятия ¦Сроки ¦ Исполни- ¦Отметка
п/п¦ ¦исполнения¦ тель ¦о выпол-
¦ ¦ ¦ ¦нении
---+-----------------------------+----------+----------+-------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5
---+-----------------------------+----------+----------+-------
I. Совершенствование деятельности органов по защите
прав потребителей и контроля за исполнением
законодательства в этой сфере
1. На семинаре с участием 2 квартал комитет
представителей структурных 1996 г. по з.п.п.
подразделений администрации области,
области, территориальных ОЦКП, ТУ
органов федеральной испол- ГКАП РФ
нительной власти, органов
по защите прав потребителей
при местных администрациях
рассмотреть вопрос: "О вза-
имодействии и координации
деятельности государствен-
ных органов в реализации
законодательства о защите
прав потребителей. Практи-
ка, опыт, проблемы".
2. Подготовить предложения о 1 полуго- комитет
подчинении структурных под- дие по з.п.п.
разделений (специалистов) 1996 г. области,
по защите прав потребителей ТУ ГКАП РФ
на местах непосредственно
главам администраций райо-
нов (городов) и рекоменда-
тельное письмо руководителя
аппарата администрации об-
ласти по данному вопросу.
3. Разработать типовое положе- 2 квартал комитет
ние (типовую должностную 1996 г. по з.п.п.
инструкцию) об органе по области,
защите прав потребителей ТОП, ТУ
при местной администрации, ГКАП РФ
уполномоченном по защите
прав потребителей при по-
селковой и сельской адми-
нистрации.
4. Активизировать деятельность январь главы ад-
координационных советов по каждого министраций
защите прав потребителей года районов
районов (городов), создан- (городов),
ных в соответствии с поста- комитет
новлением главы администра- по з.п.п.
ции области от 17.12.93 г.N области
571.
На заседаниях советов под-
водить итоги работы по
защите прав потребителей за
год.
5. Завершить формирование 1996 г. руководи-
структуры уполномоченных по тели орга-
защите прав потребителей нов мест-
при сельских и поселковых ного само-
администрациях управления,
Тульское
общество
потребите-
лей
6. Для повышения эффективности 1 полуго- комитет
работы по выявлению и уст- дие 1996г. по ЗПП
ранению нарушений прав пот- области,
ребителей подготовить мето- ТУ ГКАП
дические рекомендации для РФ, обл.
органов по защите прав пот- лицензи-
ребителей при местной адми- онный
нистрации по вопросам орга- центр,
низации и проведения прове- комитет
рок в сфере торговли и ус- по раз-
луг, в т.ч.жилищно-комму- витию ЖКХ
нального хозяйства
7. Обучение (стажировка) вновь посто- комитет
назначаемых руководителей янно по ЗПП
(специалистов) органов по области,
защите прав потребителей ТУ ГКАП
при местной администрации в РФ, гос-
комитете по защите прав торгинс-
потребителей области, в пекция
других органах, сфера дея-
тельности которых связана с
защитой прав потребителей
8. Заслушивание в комитете по ежеквар- комитет
защите прав потребителей тально по ЗПП
руководителей (специалис- области
тов) органов по защите прав
потребителей местной адми-
нистрации об эффективности
проводимой работы
9. Внести изменения в состав 1 полуго- ТУ ГКАП
межведомственного координа- дие РФ, коми-
ционного Совета по делам 1996 г. тет по ЗПП
потребителей Тульской об- области,
ласти и Положение о Совете. координа-
На заседании совета расс- ционный
мотреть: Совет
- проект программы защиты - " -
прав потребителей в Туль-
ской области на 1996-97 г.г.
- о ходе выполнения на тер- 4 квартал
ритории области Закона РФ 1996 г.
"О защите прав потребите-
лей" (с изменениями и до-
полнениями).
10. Создать информационный банк 1996 г. ТУ ГКАП
данных по защите прав пот- РФ, комитет
ребителей в области. Внести по ЗПП об-
предложения в комплексную ласти, Гос-
программу информатизации торгинспек-
Тульской области по созда- ция, Госсан-
нию указанного банка данных эпиднадзор,
при Тульском антимонополь- Тульский
ном управлении с участием ЦСМС,Тульс-
заинтересованных организаций кое общество
потребителей,
УВД области,
обл.лицен-
зионный
центр, ор-
ганы по ЗПП
при местных
администра-
циях
11. Обобщение практики работы ежегодно - " -
региональной системы защиты координа-
прав потребителей, подго- ционный
товка материалов для вклю- Совет
чения в государственный
доклад "Защита прав потре-
бителей", выработка предло-
жений, постановочных вопро-
сов для внесения в Прави-
тельство РФ
12. Заключить соглашение с 1996- комитет
Тульским Союзом предприни- 1997 г.г. по ЗПП
мателей, ассоциацией со- области
действия развитию малых
предприятий другими органи-
зациями и учреждениями в
интересах защиты прав пот-
ребителей
13. Изучить и рассмотреть воп- 1 полу- комитет
рос о целесообразности соз- годие по ЗПП
дания добровольного объеди- 1996 г. области,
нения предпринимателей с союзы, ас-
целью утверждения в области социации
добросовестного предприни- предпри-
мательства и уважительного нимателей
отношения хозяйствующих области,
субъектов к правам потреби- ТУ ГКАП РФ
телей.
Направить в редакцию эконо-
мического еженедельника
"Тульский торговый дом"
статью по данному вопросу
14. Разработать рекомендации по 3 квартал комитет
реализации постановления 1996 г. по ЗПП
Правительства РФ от области,
26.08.95 г.N 887 "О под- ТОП, де-
держке общественного движе- партамент
ния в защиту прав потреби- торговли
телей" и общ.пи-
тания, ТУ
ГКАП РФ
15. С целью защиты прав потре- постоянно органы
бителей, пополнения бюджета местного
органам местного самоуправ- самоуправ-
ления, общественным объеди- ления, ко-
нениям потребителей, коми- митет по
тету по защите прав потре- ЗПП области,
бителей области в полной Тульское об-
мере использовать представ- щество пот-
ленное Законом право высту- ребителей
пать в судах с исками в ин-
тересах потребителей
16. Проведение опросов потреби- 1 раз в Тульское
телей с целью изучения и полугодие общество
анализа ситуации на потре- потребителей,
бительском рынке: комитет
- продовольственных товаров; по ЗПП об-
- промышленных товаров; ласти, ор-
- коммунальных услуг; ганы по ЗПП
- бытовых и других видов районов
услуг. (городов)
17. Оказание помощи обществен- постоянно комитет
ным объединениям потребите- по ЗПП
лей в информационно-методи- области,
ческом и организацион- структурн.
но-техническом обеспечении подразде-
их деятельности в соответс- ления ад-
твии с постановлением Пра- министрации
вительства РФ от 26.08.95 области, ор-
г.N 837 "О поддержке об- ганы местного
щественного движения в за- самоуправ-
щиту прав потребителей" ления
18. Осуществление проверок по в течение Тульский
соблюдению государственных года ЦСМС, обл.
стандартов, норм и правил центр гос-
производства и реализации санэпиднад-
продукции (услуг) предприя- зора, де-
тиями общественного пита- партамент
ния, особенно комбинатами торговли и
школьного питания, предпри- общ.питания,
ятиями перерабатывающей Госинспекция
промышленности и торговли по торгов-
ле, качеству
товаров и ЗПП,
областной ли-
цензионный
центр, УВД
области,
органы
по ЗПП
19. Осуществление мероприятий, 1996- Органы,
направленных на реализацию 1997 г.г. реализу-
Законов РФ и подзаконных ющие наз-
актов Правительства РФ и ванные нор-
имеющих отношение к защите мативно-пра-
прав потребителей вовые акты
20. Разработать Временное Поло- 1 полу- Обл.центр
жение о порядке запрещения годие Госсанэпид-
использования, изъятия, 1996 г. надзора, ко-
утилизации и уничтожения митет по ЗПП
недоброкачественных для области,
здоровья человека, окружаю- прокуратура
щей среды пищевых продуктов
и продовольственного сырья
21. Обеспечение действенного постоянно органы на-
контроля за выполнением хо- логовой ин-
зяйствующими субъектами За- спекции, ор-
кона РФ "О применении конт- ганы местно-
рольно-кассовых машин при го самоуп-
осуществлении расчетов с равления
населением"
22. Организация контроля за хо- ежеквар- Органы,
дом выполнения Программы: тально участву-
- анализ проведенных в со- ющие в реа-
ответствии с Программой ме- лизации
роприятий по срокам и ка- Программы,
честву. Информирование по комитет по
этому вопросу комитета по ЗПП области
защите прав потребителей
области;
- рассмотрение хода выпол- 1 раз в Комитет
нения Программы на совеща- 6 мес. по ЗПП
нии в комитете по защите области
прав потребителей области.
Подготовка и представление
информационной записки ру-
ководителю аппарата адми-
нистрации области;
- контроль и оказание прак- постоянно Комитет
тической помощи на местах по ЗПП
по выполнению Программы и области,
совершенствованию работы по участники
защите прав потребителей. по реали-
Информирование руководите- зации
лей органов местного само- Программы
управления по результатам
работы;
- рассмотрение хода выпол- январь Комитет
нения Программы на заседании 1997 г. по ЗПП
межведомственного координа- области, ТУ
ционного Совета; ГКАП РФ
- по итогам рассмотрения
подготовить постановление
губернатора области - главы
администрации
23. Расширение сотрудничества и постоянно Комитет по
обмен информацией о полу- ЗПП области
ченном опыте работы по за- ТУ ГКАП РФ
щите прав потребителей с
КОНФОПом, органами по защи-
те прав потребителей субъ-
ектов РФ, ГКАП РФ
24. Определить перечень необхо- 1996- комитет ЗПП
димых Временных правил на 1997 гг. области,ТОП
отдельные виды услуг, по
которым еще не приняты нор-
мативные акты Правительст-
вом РФ и внести предложения
по их разработке
II. Реализация права потребителей на получение достоверной
информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях
(исполнителях, продавцах)
1. Информирование потребителей регулярно Органы по
о потребительских и эксплу- ЗПП, Туль-
атационных качествах раз- ский ЦСМС,
личных групп товаров через Госсанэпид-
СМИ. Распространение сведе- надзор,
ний через антирекламу о то- Госторг-
варах, услугах низкого ка- инспекция,
чества, предприятиях, вво- УВД облас-
дящих потребителей в заб- ти,ТУ ГКАП
луждение при выборе товара РФ
(услуги), с целью антирек-
ламы организовывать прове-
дение выставок некачествен-
ных и опасных товаров, из-
мерительных приборов, не
соответствующих требованиям
стандартов
2. Проведение проверок по пре- I полу- Копитет по
доставлению потребителям годие ЗПП облас-
достоверной и необходимой 1996 г. ти, ТУ ГКАП
информации, обеспечивающей РФ, органы
возможность компетентного по ЗПП рай-
выбора товара, в т.ч. на онов (горо-
реализуемые товары зарубеж- дов), Гос-
ного производства - на русс- торгин-
ком языке. По результатам спекция
проверок подготовить инфор-
мационную записку с учетом
требований постановления
губернатора Тульской облас-
ти - главы администрации от
27.07.95 N 386
3. Публикация статистической постоянно Обл.коми-
информации о ценах и объ- тет Гос-
емах продажи отдельных ви- статистики
дов товаров, их наличии в
торговой сети и т.д. для
обеспечения права потреби-
теля на свободный выбор то-
варов
4. Организация и осуществление постоянно Органы по
контроля за наличием наг- ЗПП,ТУ ГКАП
лядной информации о норма- РФ, ТОП,
тивных документах по вопро- соотв.де-
сам защиты прав потребите- партаменты
лей в предприятиях торговли (комитеты)
и услуг (работ)
III. Обеспечение права потребителей на безопасность
и качество _ .товаров (работ, услуг)
1. Сосредоточить усилия орга- постоянно Тульский
нов в сфере защиты прав ЦСМС, обл.
потребителей на своевремен- центр Гос-
ном выявлении опасных това- санэпиднад-
ров (работ, услуг) и в со- зора, Гос-
ответствии с представленны- торгин-
ми полномочиями принимать спекция,
оперативные меры по : ТУ ГКАП РФ,
органы по
- прекращению продажи това- ЗПП области,
ров с истекшими сроками Тульское
годности; общество
- прекращению продажи това- потребите-
ров (выполнения работ) с лей
неустановленными сроками
годности или службы (если
их установление обязатель-
но);
- приостановлению продажи
товаров (выполнению работ,
оказанию услуг) при отсутс-
твии достоверной и доста-
точно полной информации о
товаре (работе, услуге);
- направлению предложений
об устранении нарушений
требований к безопасности
товаров (работ, услуг), по
прекращению выпуска таких
товаров (выполнения работ,
оказания услуг) и об отзыве
их с потребительского рынка;
- внесению предложений о
мерах по повышению качества
товаров (работ, услуг),
снятию с производства, изъ-
ятию из оборота товаров
(работ, услуг), опасных для
жизни, здоровья, имущества
потребителей и окружающей
среды;
- предоставлению в правоох-
ранительные органы , органы
исполнительной власти адми-
нистрации области, област-
ной лицензионный центр ма-
териалов о привлечении лиц,
виновных в выпуске и реали-
зации товаров (выполнении
работ, оказании услуг), не
соответствующих требованиям
ГОСТа РФ и техническим ус-
ловиям
2. Координирование деятельнос- постоянно Тульский
ти органов , осуществляющих ЦСМС
контроль за качеством и бе-
зопасностью товаров (работ,
услуг), организация и про-
ведение целевых проверок по
данному вопросу, в т.ч. на
оптовых базах
3. На заседании координацион- ежегодно Тульский
ного Совета по формированию ЦСМС,
единой политики в области координ.
сертификации при Тульском Совет
ЦСМС рассмотреть актуаль-
ные вопросы, связанные с
обеспечением безопасности
товаров (работ, услуг)
4. Обеспечить оперативное вза- немедленно Тульский
имное информирование, а при выяв- ЦСМС,обл.
также населения через СМИ о лении центр Гос-
товарах ( работах, услу- санэпид-
гах), опасных для жизни, надзора,
здоровья, имущества потре- Госторгин-
бителей и окружающей среды спекция,
органы по
ЗПП облас-
ти
5. Обобщение и направление ин- при выяв- Комитет по
формации о товарах (работах, лении ЗПП облас-
услугах) ненадлежащего ка- ти, органы
чества органам, осуществля- по ЗПП при
ющим контроль за качеством местной
потребляемых товаров (ра- админист-
бот, услуг) рации
6. Информирование органов по ежеквар- Комитет по
защите прав потребителей тально ЗПП облас-
при местных администрациях: ти, Туль-
- об аккредитованных лабора- ский ЦСМС,
ториях (центрах) и области обл.центр
аккредитации по проведению Госсанэпид-
сертификационных и конт- надзора
рольных испытаний;
- других организациях и уч-
реждениях по проведению экс-
пертизы, в т.ч. независимой,
качества товаров (работ,
услуг)
Органам местного самоуправ- Главы адми-
ления, комитету по защите нистраций
прав потребителей области районов
согласовать с соответствую- (городов),
щими лабораториями и цент- комитет по
рами вопрос о выдаче заклю- ЗПП облас-
чений о качестве товаров ти, руко-
(работ, услуг) на безвоз- водители
мездной (льготной) основе лабораторий
при предъявлении исков в (центров),
суды в защиту прав потреби- бюро товар-
телей по инициативе этих ных и су-
органов дебных
экспертиз
7. Техническое оснащение испы- 1997 г. Обл.центр
тательного центра при об- Госсан-
ластном центре Госсанэпид- эпиднад-
надзора современным обору- зора
дованием и приобретение с
этой целью:
- микроволновой системы
пробоподготовки МДS-200;
- анализатора ртути в пище-
вых продуктах "Юлия-2";
- ротационных испарителей;
- атомно-абсорбционного
спектрофотометра
8. Рассмотреть и принять реше-
ние по вопросам создания и
аккредитования:
- зональных испытательных 1996- Тульский
центров для проведения сер- 1997 гг. ЦСМС, обл.
тификационных испытаний и центр гос-
лабораторных исследований санэпиднад-
продуктов питания и продо- зора, Гос-
вольственного сырья; инспекция
по торговле,
качеству то-
варов и ЗПП
- судебно-медицинской лабо- - " - - " -
ратории для исследования УВД области
ликеро-водочной продукции;
- областной ветеринарной ла- - " - департамент
боратории для исследования АПК и про-
мясной и рыбной продукции; довольствия
- испытательной лаборатории 1996 г. Тульский
"Содружество" для проведе- ЦСМС, ко-
ния экспертизы и сертифика- митет по ЗПП
ции продуктов питания; г.Тулы
- лаборатории АО "Туламе- - " - Тульский
бель" ЦСМС, АО
"Туламебель"
9. Обеспечить контроль по не- постоянно областной
допущению к производству, центр Гос-
поставке , реализации, а санэпид-
также к сертификации това- надзора,
ров (работ, услуг), в т.ч. Тульский
импортных, на которые в со- ЦСМС
ответствии с постановлением
Госсанэпиднадзора и Госс-
тандарта РФ N 1/2 от
05.01.93 в обязательном по-
рядке должен быть оформлен
гигиенический сертификат
10. Осуществление контроля за регулярно Тульский
соблюдением условий дейс- областной
твия лицензий, в т.ч. свя- лицензион-
занных с выполнением лицен- ный центр,
зиатами законодательства о органы ли-
защите прав потребителей, цензирова-
установленных правил тор- ния облас-
говли и оказания услуг (вы- ти
полнения работ). Публикация
в СМИ сведений об аннулиро-
ванных лицензиях
11. Разработать перечень това- 1996г. Тульское общество
ров и программ исследований потребителей
в рамках начала работы по
независимой экспертизе
12. Оказание помощи органам Постоянно Тульский област-
местного самоуправления при ной лицензионный
лицензировании видов дея- центр
тельности, отнесенных к их
компетенции, в т.ч.связанных
с предоставлением ритуальных
услуг, торговлей товарами,
облагаемыми акцизами, экс-
плуатацией инженерных сис-
тем городов и населенных
пунктов
13. При осуществлении лицензи- Постоянной Тульский област-
онной деятельности исполь- ной лицензионный
зовать предоставленные воз- центр
можности для защиты потре-
бительского рынка от недоб-
росовестных предпринимате-
лей, осуществляющих или
имеющих намерение осущест-
влять на территории области
лицензируемые виды деятель-
ности. С принятием Закона о
лицензировании организовать
его разъяснение и доведение
до населения области.
14. Совместно с комитетами по I полу- Департамент тор-
имуществу и с комитетами по годие говли и обществен-
торговле администраций го- 1996 г. ного питания, де-
родов и районов проанализи- партамент соц.защи-
ровать возможности расшире- ты населения
ния сети магазинов "Мило-
сердие" и предприятий об-
щественного питания для
обслуживания социально не-
защищенных групп потребите-
лей
15. Организовать проверки хо- 1996- департамент быто-
зяйственных субъектов, ока- 1997гг. вого обслуживания,
зывающих бытовые услуги на- органы по ЗПП мест-
селению, выполнения ими со- ного самоуправления
ответствующих Правил обл.комитет по ЗПП
16. С целью удовлетворения пот- 1996г. областной комитет
ребностей населения в быто- по управлению иму-
вых услугах проанализиро- ществом, комитеты
вать соблюдение собственни- по управлению иму-
ками и арендаторами особых ществом органов
условий договоров куп- местного самоуправ-
ли-продажи и аренды помеще- ления, органы по
ний ЗПП
IV. Государственная и общественная защита прав потребителей.
Реализация права потребителей на судебную защиту.
1. Рассмотрение и разрешение Постоянно Органы по ЗПП,
жалоб, заявлений потребите- Тульское общество
лей о нарушении их прав в потребителей
досудебном (претензионном)
порядке.
Направление предложений При выяв- ТУ ГКАП РФ
(писем) изготовителям (ис- лении
полнителям,продавцам) о
прекращении нарушений прав
потребителей
2. Направление в областной ли- При выяв- ТУ ГКАП РФ,
цензионный центр материалов лении на- комитет по ЗПП
о нарушении прав потребителей рушений области, кон-
хозяйствующими субъектами, трольно-надзор-
осуществляющими лицензируе- ные и другие
мый вид деятельности, для органы
решения вопроса о приоста-
новлении действия лицензии
или ее аннулирование
3. Разработать положение о по- 1996 г. органы местного
рядке приостановления или самоуправления,
прекращения продажи товаров комитет по ЗПП об-
(выполнения работ, оказание ласти, ТУ ГКАП РФ
услуг), не сопровождающихся
достоверной и достаточной
информацией, с просроченны-
ми сроками годности или без
сроков годности, если уста-
новление этих сроков обяза-
тельно
4. Рассмотреть вопрос о приме- 1996- комитет по ЗПП
нении норм п.3. ст.64 Зако- 1997гг. области, проку-
на РФ "О краевом, областном ратура области,
Совете народных депутатов и Тулоблсуд
краевой, областной адми-
нистрации" за невыполнение
должностными лицами и граж-
данами нормативных актов
администрации области о за-
щите прав потребителей
5. Проанализировать сведения I полу- комитет по ЗПП
информационного центра УВД годие области
области по выявленным в 1996 г.
1995 году административным
правонарушениям в сфере
потребительского рынка. О
выводах и выполнении поста-
новлений главы администра-
ции области от 17.12.93г. N
571 и от 29.03.94г. N 140
по данному вопросу проин-
формировать глав админист-
раций районов (городов)
6. Консультирование потребите- При обраще- комитет по ЗПП об-
лей по вопросам законода- нии ласти, ТУ ГКАП РФ
тельства о защите прав пот- Тульское общество
ребителей, оказание им по- потребителей
мощи в подготовке и
предъявлении в суды исков
(кассационных жалоб). Ока-
зание помощи по данному
вопросу органам по защите
прав потребителей местной
администрации
7. Разработка предложений по Постоянно Госправовое управ-
совершенствованию действую- ление, органы по
щего законодательства и ЗПП
нормативных актов в сфере
защиты прав потребителей.
Направление их в Государс-
твенную Думу Федерального
Собрания и областную Думу.
8. Подготовка проектов Времен- 1996- Госправовое управ-
ных правил, регламентирую- 1997гг. ление, органы по
щих специфические формы ЗПП, департаменты,
торговли и услуг населению, комитеты админист-
по которым в настоящее вре- рации области
мя нет нормативных актов
Правительства РФ. Включение
содержащихся в них норм в
договоры, заключаемые между
услугодателями и услуго-
пользователями
9. При необходимости разрабо- 1996- комитет по ЗПП
тать нормативные акты и ме- 1997гг. области
роприятия по их осуществле-
нию, направленные на повы-
шение эффективности защиты
прав потребителей в сфере:
- безопасности товаров (ра- Тульский ЦСМС,
бот, услуг), реализуемых на обл.центр госсан-
потребительском рынке Туль- эпиднадзора
ской области;
- обеспечения права потре- департамент тор-
бителей на гарантийный ре- говли и общест-
монт бытовой техники в венного питания
регионе;
- сертификации товаров на- Тульский ЦСМС,
родного потребления и ус- комитет по ЗПП
луг, оказываемых (произво- области, Госсан-
димых) на территории облас- эпиднадзор
ти, ввозимых и реализуемых
на местном рынке;
- удовлетворения законных департамент стро-
требований потребителей об ительства и ЖКХ
улучшении качества комму-
нальных услуг.
10. Анализ деятельности органов ежегодно комитет по ЗПП
по защите прав потребителей области, органы
по реализации ст.17 (судеб- по ЗПП районов
ная защита) Закона РФ "О (городов)
защите прав потребителей"
Подготовка информационной
справки
11. Обобщение судебной практики ежегодно Тулоблсуд
по делам, связанных с при-
менениями Закона РФ "О за-
щите прав потребителей"
Анализ причин нарушения в
судах процессуальных сроков
рассмотрения дел потребите-
лей и принятие мер по их
устранению и недопущению
12. Проведение совместных семи- Iполугодие Управление юсти-
наров с председателями ра- 1996г. ции, комитет по
йонных (городских) судов и ежегодно ЗПП области,
руководителями органов по ТуГКАП РФ, ТОП,
защите прав потребителей ТУ ГКАП
при местных администрациях с
рассмотрением на них акту-
альных вопросов реализации
права потребителей на су-
дебную защиту
13. Проведение мероприятий по IIквартал комитет по ЗПП
изучению знания руководи- 1996г. области, Тулобл-
телями и специалистами ор- по плану суд, управление
ганов по защите прав потре- комитета юстиции, прокура-
бителей ГК и ГПК РФ (с из- тура области
менениями и дополнениями) в
т.ч. по вопросу подготовки
и предъявлению в суды исков
в интересах неопределенного
круга потребителей
14. Анализ практики исполнения Ежегодно Управление юсти-
в области решений судов, ции
принятых по искам потреби-
телей
15. Распространение правовой Постоянно Управление юсти-
информации по вопросам за- ции, комитет по
щиты прав потребителей ЗПП области
16. Анализ договоров, заключае- Постоянно комитет по ЗПП
мых продавцами (изготовите- области, органы
лями, исполнителями) с пот- по ЗПП на местах
ребителями в целях выявле-
ния условий, ущемляющих
права потребителей.
Обобщение и доведение инфор-
мации по данному вопросу
до соответствующих структур
для устранения нарушений
17. Разработать образец исково- I полу- комитет по ЗПП
го заявления в защиту инте- годие области
ресов неопределенного круга 1996 г.
потребителей, а также
предъявляемого в суды по
инициативе органа местного
самоуправления и довести
его до специалистов по за-
щите прав потребителей при
местных администрациях
V. Просвещение потребителей (предпринимателей)
и их правовое образование
1. Подготовить и провести кон- Ежегодно комитет печати и
курс областных, городских, к Дню печа- информации,
районных газет на лучшее ти
освещение тематики, связан- редакции газет,
ной с защитой прав потреби- органы по ЗПП,
телей. союз журналистов
Разработать положение по Iполугодие
данному вопросу и опуб- 1996г.
ликовать его в печати
2. Организовать и провести: Ежегодно ТУ ГКАП РФ, тех.
- на базе технического уни- до 15 университет, ко-
верситета областной и меж- марта митет по ЗПП об-
региональный конкурсы ласти, Госторг-
"Эко-эрудит", посвященный инспекция
вопросам защиты прав потре-
бителей;
- совместно с телерадиове- регулярно комитет по ЗПП
щательной компанией "Тула" области,г.Тулы,
целенаправленные теле и ра- ТВК "Тула", ТУ
диопередачи по разъяснению ГКАП РФ, Тульское
конкретных положений Закона общество потреби-
РФ "О защите прав потреби- телей, др.органы
телей" и практике его при-
менения, формированию ра-
зумного потребительского
поведения
3. Опубликовать в газете I полу- комитет по ЗПП
"Тульские известия" (специ- годие области, редак-
альным приложением) Закон 1996 г. ция газеты, Пресс-
РФ "О внесении изменений и служба
дополнений в Закон Российс-
кой Федерации "О защите
прав потребителей" и Кодекс
РСФСР "Об административных
правонарушениях"
4. Подготовка и выпуск специ- 1996- комитет по ЗПП
альных изданий для широких 1997гг. области, органы
слоев населения в серии по ЗПП на местах
"Библиотека потребителя"
5. Систематически публиковать Постоянно комитет по ЗПП
в газете "Тульские извес- области, ТУГКАП РФ,
тия" и областном экономи- ТОП, др.органы,
ческом еженедельнике "Туль- реализ.законода-
ский торговый дом" материал тельство о ЗПП
об обязанностях изготовите-
лей (исполнителей, продав-
цов), установленных Законом
РФ "О защите прав потреби-
телей" и нормативными доку-
ментами, принятыми в его
развитие
6. Изучить целесообразность и IIполугодие Комитет по печати
возможность выпуска специ- 1996г. и информации, ре-
ального приложения "Потре- дакции газет, ко-
битель" к газете "Тульские митет по ЗПП об-
известия", а в еженедельни- ласти
ке "Тульский торговый дом"
выделения страницы для еже-
месячной публикации матери-
ала в рубрике "Потреби-
тель-предприниматель". По
результатам принять соот-
ветствующее решение
7. Обеспечить тесное сотрудни- постоянно Органы, реализую-
чество с редакциями област- щие законодатель-
ных и районных газет, пуб- ство о ЗПП, редак-
ликацию в "Тульских извес- ции газет
тиях", материалов на потре-
бительскую тематику под
рубрикой "Защити себя сам"
8. Проведение "Прямого прово- Ежегодно, комитет по ЗПП,
да" по вопросам защиты прав 15 марта ТУ ГКАП РФ.
потребителей, посвященного
Всемирному Дню защиты прав
потребителей.
Обобщение заданных потреби-
телями вопросов и публика-
ция ответов на них в "Туль-
ских известиях"
9. По согласованию с соответс- Iполугодие, ТУ ГКАП РФ, де-
твующими федеральными орга- с 1.09.96г. партамент образо-
нами исполнительной власти вания и высшей
ввести в общеобразователь- школы
ных школах 6-8 часовой курс
"Основы законодательства о
защите прав потребителей"
10. Проверить организацию пра- В ходе ТУ ГКАП РФ, де-
вового обучения по курсу учебного партамент образо-
"Основы законодательства о периода вания и высшей
защите прав потребителей" в школы
средних профессиональных,
профессиональных и высших
учебных заведениях.
Результаты проверки обоб- До начала ТУ ГКАП РФ, де-
щить и рассмотреть на сов- учебного партамент образо-
местном заседании межве- года вания и высшей
домственного координацион- школы, межве-
ного Совета по делам пот- домственный
ребителей и департамента координ.Совет
образования и высшей школы
администрации области
Аналогичную работу провести
в учебных заведениях, в ко-
торых дисциплина"Качество
продукции и защита прав
потребителей" является
обязательной
11. Создать учебно-методичес- 1997г. Комитет ЗПП
кий, информационный центр области, ТУ ГКАП
для обучения кадров адми- РФ
нистрации области, органов
местного самоуправления и
предпринимательских струк-
тур по вопросам защиты прав
потребителей, а также для
развертывания работы и соз-
дания в 1997 г. региональ-
ной информационной системы
защиты прав потребителей
12. Доводить до юридических лиц постоянно органы лицензиро-
и граждан-предпринимателей, вания, ассоциация
при их государственной ре- содействия разви-
гистрации, при рассмотрении тию малых предпри-
заявлений о выдаче лицензий ятий
перечень действующих норма-
тивно-правовых актов по
вопросам защиты прав потре-
бителей
13. Проведение цикла установ- постоянно ТУ ГКАП РФ, ко-
ленных семинаров для препо- митет по ЗПП об-
давателей учебных заведений ласти, департа-
по тематике "Основы законо- мент образования
дательства о защите прав и высшей школы
потребителей"
14. Определить базовые учебные Iполугодие ТУ ГКАП РФ,
заведения, в которых будет 1996г. департамент об-
отрабатываться методика разования и выс-
изучения законодательства о шей школы
защите прав потребителей
15. Подготовить к изданию учеб- 1997 г. ТУ ГКАП РФ,
ное пособие по основам за- департамент об-
конодательства о защите разования и выс-
прав потребителей шей школы,
комитет по ЗПП
области
16. Проведение семинаров, сове- постоянно комитет по ЗПП
щаний, лекций, встреч с области,
предпринимателями, населе- ТУ ГКАП РФ, ор-
нием области с целью разъ- ганы, осуществля-
яснения и популяризации за- ющие законода-
конодательства о защите тельство о ЗПП
прав потребителей
ПЕРЕЧЕНЬ
сокращенных обозначений организаций,
принятых в Программе.
Государственно-правовое управление Госправовое управление
администрации области
Департамент агропромышленного ком- Департамент АПК и продо-
плекса и продовольствия администра- волъствия
ции области
Комитет по защите прав потребителей Комитет по ЗПП области
администрации области
Комитет по развитию жилищно-коммуна- Комитет по развитию ЖКХ
льного хозяйства администрации обла-
сти
Межведомственный координационный Со- Координационный Совет
вет по делам потребителей Тульской
области
Областной центр по кадровой политике ОЦКП
при губернаторе области-главе админис-
трации
Органы защиты прав потребителей мест- Органы по ЗПП при местных
ных администраций администрациях
Пресс-служба администрации области Пресс-служба
Союз журналистов Тульской области Союз журналистов
Территориальное управление Государст- ТУ ГКАП РФ
венного комитета РФ по антимонопольной
политики и поддержке новых экономичес-
ких структур
Телерадиовещателъная компания "Тула" ТВК "Тула"
Тульское областное управление Государ- Госторгинспекция
ственной инспекции по торговле,качеству
товаров и защите прав потребителей
Тульский областной центр Государствен- Госсанэпиднадзор
ного санитарно-эпидемиологического над-
зора
Тульский областной центр стандартизации, Тульский ЦСМС
метрологии и сертификации
Тульское областное управление внутренних УВД области
дел
Тульское общество потребителей ТОП
Тульский областной комитет Государс- Обл.комитет Госстатистики
твенной статистики
|