ГУБЕРНАТОР
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 1996 г. N 421
О ВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ 2-ГО СОЗЫВА"
(в ред. Постановления Губернатора Тульской области
от 03.09.1996 N 551)
Рассмотрев проект Временного положения о выборах депутатов
Тульской областной Думы 2-го созыва и заключение о нем экспертного
совета, на основании Указа Президента Российской Федерации от
11.04.96 N 528 "О мерах по обеспечению конституционных прав
граждан на участие в выборах законодательного (представительного)
органа государственной власти Тульской области" постановляю:
1. Утвердить Временное положение о выборах депутатов Тульской
областной Думы 2-го созыва.
2. Предложить избирательной комиссии Тульской области
разработать на основе данного Временного положения схему
избирательных округов по выборам депутатов 2-го созыва и
представить мне на утверждение в срок до 21.07.96.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента
опубликования.
Губернатор Тульской области -
глава администрации
Н.В.СЕВРЮГИН
Приложение
к Постановлению губернатора
Тульской области -
главы администрации
от 15.07.1996 N 421
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ II СОЗЫВА
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Избирательное право
Гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста и
проживающий на территории Тульской области, вправе избирать
депутатов в областную Думу.
Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской
Федерации, проживающий в соответствии с установленными правилами
регистрации граждан на территории Тульской области не менее 1 года
и достигший возраста 21 года на день выборов.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане Российской
Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в
местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору
суда.
Статья 2. Выборы депутатов в областную Думу
Областная Дума состоит из 48 депутатов, избираемых сроком на 4
года.
Выборы депутатов областной Думы проводятся по мажоритарной
системе относительного большинства по одномандатным (один округ -
один депутат) избирательным округам, образуемым на основе единой
нормы представительства избирателей на одномандатный округ.
Статья 3. Законодательство о выборах депутатов Тульской
областной Думы
Законодательство о выборах депутатов Тульской областной Думы
составляют: Конституция Российской Федерации, Устав Тульской
области, Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных
прав граждан Российской Федерации", Указ Президента Российской
Федерации N 528 от 11 апреля 1996 года "О мерах по обеспечению
конституционных прав граждан на участие в выборах законодательного
(представительного) органа государственной власти Тульской
области", настоящее Положение.
Статья 4. Порядок назначения выборов
В связи с окончанием срока полномочий Тульской областной Думы и
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 528 от
11 апреля 1996 года выборы назначаются губернатором Тульской
области - главой администрации в срок, обеспечивающий гарантию
реализации избирательных прав граждан.
Акты губернатора Тульской области - главы администрации о
назначении выборов депутатов областной Думы и утверждении схемы
избирательных округов подлежат официальному опубликованию не
позднее, чем в пятидневный срок со дня подписания.
Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Статья 5. Образование избирательных округов
Для проведения выборов депутатов областной Думы на территории
области образуются избирательные округа. Избирательные округа
образуются областной избирательной комиссией на основании
представляемых главами администраций городов областного значения и
районов данных о численности избирателей, проживающих на
соответствующих территориях.
Схема образования избирательных округов утверждается не
позднее, чем за 60 дней до дня выборов губернатором Тульской
области - главой администрации в соответствии с ч. 1 ст. 9
Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации" и на основании п. 1 Указа Президента
РФ N 528 от 11 апреля 1996 года.
Статья 6. Образование избирательных участков
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при
выборах депутатов областной Думы образуются избирательные участки
в границах, определенных для проведения выборов Президента
Российской Федерации с использованием установленной нумерации.
Избирательные участки образуются главами районных и городских
областного значения администраций по согласованию с окружными
избирательными комиссиями не позднее чем за сорок пять дней до дня
выборов.
Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:
а) из расчета не более 3000 избирателей на один участок;
б) соблюдение границ административно - территориального деления
и создания максимальных удобств для избирателей;
в) недопустимости пересечения границ избирательных округов
границами избирательных участков.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В
порядке исключения допускается образование избирательных участков
в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от
населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные
участки образуются командирами воинских частей по решению
соответствующей окружной избирательной комиссии.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах
временного пребывания избирателей могут образовываться
избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях -
не позднее чем за пять дней до дня выборов. Такие участки входят в
избирательные округа по месту их расположения.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов
участковых избирательных комиссий публикуются соответствующей
избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за сорок
дней до дня выборов.
Глава III. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 7. Список избирателей и порядок его составления
Списки избирателей составляются участковыми избирательными
комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании
сведений, представляемых по установленной форме главами местной
администрации в участковые избирательные комиссии, не позднее чем
за 40 дней до дня выборов.
Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме,
утверждаемой областной избирательной комиссией, и подписываются
председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Один
экземпляр списков передается в вышестоящую избирательную комиссию.
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке
(по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов
избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год
рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении
граждан, которым в год проведения выборов исполняется 18 лет,
дополнительно указываются день и месяц рождения.
Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских
частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей,
если они проживают в расположении воинских частей, составляется на
основании сведений, представляемых командиром воинской части в
сроки, установленные в настоящей статье.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в
список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Список избирателей, которые в день голосования будут находиться
в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других
местах временного пребывания, составляется на основании данных,
представляемых руководителями указанных учреждений, в него
включаются избиратели, постоянно проживающие на территории
области.
Статья 8. Порядок включения граждан в списки избирателей
В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации,
достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право избирать
депутатов областной Думы.
Основанием для включения гражданина в список избирателей на
конкретном избирательном участке является его проживание на
территории этого избирательного участка, зарегистрированное в
установленном порядке.
Избиратель может быть включен в список избирателей только на
одном избирательном участке.
Граждане, проживающие на территории области и находящиеся в
день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха,
больницах и других местах временного пребывания, включаются в
списки избирателей по месту их нахождения.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в
общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения
общежития.
Избиратели, зарегистрировавшие свое место жительства на
территории избирательного участка после представления списка
избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по
какой-либо иной причине не включенные в список, включаются
участковой избирательной комиссией, в том числе и в день
голосования, в дополнительный список избирателей на основании
документов, удостоверяющих личность и подтверждающих факт их
регистрации на территории данного избирательного участка.
Статья 9. Ознакомление избирателей со списком избирателей
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не
позднее чем за тридцать дней до дня выборов.
Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение
его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в
списке избирателей.
Заявление об ошибке или неточности в списке избирателей
подается в участковую избирательную комиссию.
В течение 24 часов с момента подачи заявления участковая
избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо
устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с
изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной
комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную
комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в
трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета
голосов избирателей запрещается.
Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 10. Система избирательных комиссий
Организацию подготовки и проведения выборов в областную Думу
обеспечивают избирательные комиссии:
избирательная комиссия Тульской области;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские) избирательные комиссии,
участковые избирательные комиссии.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в
пределах своей компетенции не зависимы от органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их
компетенции, обязательны для органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений,
предприятий, учреждений, их должностных лиц, а также нижестоящих
избирательных комиссий.
Статья 11. Избирательные комиссии Тульской области по выборам
депутатов Тульской областной Думы
Полномочия избирательной комиссии Тульской области по выборам
депутатов Тульской областной Думы исполняются избирательной
комиссией Тульской области.
Статья 12. Полномочия областной избирательной комиссии
Областная избирательная комиссия:
обеспечивает организацию подготовки и проведения выборов
депутатов областной Думы;
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан
и законности при подготовке и проведении выборов на территории
области;
руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам
депутатов областной Думы;
формирует окружные и территориальные избирательные комиссии;
устанавливает единую нумерацию избирательных участков по
округам;
регистрирует избирательные блоки;
утверждает форму избирательных бюллетеней, обеспечивает их
изготовление и доставку окружным избирательным комиссиям;
распределяет между окружными избирательными комиссиями денежные
средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и
обеспечивает контроль за их целевым расходованием;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия
нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним
мотивированные решения;
устанавливает единый порядок обработки итогов голосования;
устанавливает итоги выборов депутатов в целом по области и
публикует их в печати;
контролирует передачу документов, связанных с проведением
выборов, в архив;
назначает дату повторных выборов депутатов;
организовывает выборы депутатов вместо выбывших;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим
законодательством и Положением об избирательной комиссии Тульской
области.
Статья 13. Порядок формирования окружных избирательных комиссий
Окружные избирательные комиссии по выборам в областную Думу
(далее по тексту - окружные избирательные комиссии) формируются в
каждом избирательном округе областной избирательной комиссией.
Члены окружных избирательных комиссий назначаются не позднее
чем за 55 дней до дня выборов в количестве 9-13 человек с учетом
предложений общественных объединений, органов местного
самоуправления, собраний избирателей по месту работы, учебы,
службы и жительства.
Председатель, заместитель председателя, секретарь окружной
избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом
заседании из числа членов окружной избирательной комиссии.
После регистрации кандидата избирательное объединение,
избирательный блок, выдвинувшие кандидата, или сам кандидат вправе
назначить в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую
кандидата, одного члена с правом совещательного голоса.
Полномочия членов окружной избирательной комиссии с правом
совещательного голоса в случаях, если кандидаты были избраны,
продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих
выборах в областную Думу. Полномочия остальных членов окружной
избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются
через тридцать дней после опубликования полных итогов выборов.
Статья 14. Полномочия окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия:
обеспечивает организацию подготовки и проведения выборов
депутатов областной Думы;
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан
и законности при подготовке и проведении выборов на территории
области;
руководит работой территориальных и участковых избирательных
комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
этих комиссий и принимает по ним решения;
регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает
им удостоверения установленного образца;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в
предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
распоряжается денежными средствами, выделенными на проведение
выборов по избирательному округу;
утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по
избирательному округу и обеспечивает снабжение избирательными
бюллетенями участковых избирательных комиссий;
устанавливает результаты выборов по избирательному округу,
передает их в областную избирательную комиссию;
контролирует обеспечение территориальных и участковых
избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и
рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения
выборов;
обеспечивает передачу в архив документации, связанной с
организацией и проведением выборов;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
(бездействие) территориальных и участковых избирательных комиссий;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим
законодательством.
Окружные избирательные комиссии прекращают свои полномочия с
момента формирования окружных избирательных комиссий по выборам в
областную Думу нового созыва.
Статья 15. Порядок формирования территориальных (районных)
избирательных комиссий
Территориальные (районные) избирательные комиссии (далее -
территориальные избирательные комиссии) формируются областной
избирательной комиссией в тех районах, которые являются частью
одного избирательного округа.
В случае совпадения границ избирательного округа с
административными границами района территориальная избирательная
комиссия не формируется.
Территориальные избирательные комиссии формируются не позднее
чем за пятьдесят пять дней до дня выборов депутатов в составе пяти
- девяти членов.
Председатель, заместитель председателя, секретарь
территориальной избирательной комиссии избираются тайным
голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной
комиссии.
При определении кандидатур в состав территориальных
избирательных комиссий учитываются предложения общественных
объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы, службы и
жительства.
После регистрации кандидата в депутаты избирательное
объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, или сам
кандидат в депутаты вправе назначить в каждую территориальную
избирательную комиссию по одному члену комиссии с правом
совещательного голоса, полномочия которого заканчиваются после
опубликования итогов выборов в соответствующем округе.
Статья 16. Полномочия территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия:
обеспечивает организацию подготовки и проведения выборов
депутатов областной Думы;
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан
и законности при подготовке и проведении выборов на территории
области;
руководит работой участковых избирательных комиссий;
совместно с окружной избирательной комиссией на соответствующей
территории обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия
в выборах всех кандидатов в депутаты;
организует доставку бланков и другой выборной документации, а
также бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
оказывает организационно - техническую помощь участковым
избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных
участках;
контролирует расходование денежных средств, выделенных на
проведении выборов;
осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим
законодательством.
Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает
после официального опубликования общих итогов выборов, включающих
результаты выборов по соответствующему избирательному округу.
Статья 17. Порядок формирования участковых избирательных
комиссий
Формирование участковой избирательной комиссии производится
соответствующей окружной либо территориальной (там, где она
создана) избирательной комиссией по представлению главы местного
самоуправления.
Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за
сорок пять дней до дня выборов из пяти - пятнадцати членов
комиссии.
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой
избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом
заседании из числа членов избирательной комиссии.
При определении кандидатур в состав участковой избирательной
комиссии учитываются предложения общественных объединений,
собраний избирателей по месту работы, учебы, службы и жительства.
После регистрации кандидата избирательное объединение,
избирательный блок, выдвинувшие кандидата, или сам кандидат вправе
назначить по одному члену комиссии с правом совещательного голоса
в каждую участковую избирательную комиссию того избирательного
округа, где этот кандидат зарегистрирован. В день голосования
каждое избирательное объединение, избирательный блок и каждый
кандидат в депутаты также вправе назначить в соответствующие
участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, которые
вправе присутствовать в помещении избирательного участка с начала
голосования до подписания участковой избирательной комиссией
протокола об итогах голосования.
Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
оповещает население о месте нахождения участковой избирательной
комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте
голосования;
составляет списки избирателей по избирательному участку;
проводит ознакомление со списком избирателей, рассматривает
заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает
вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
обеспечивает подготовку помещений для проведения голосования,
избирательных ящиков и другого оборудования, организует
голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
контролирует соблюдение на территории избирательного участка
правил размещения агитационных предвыборных материалов;
проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на
избирательном участке;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов
и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим
законодательством.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после
опубликования общих итогов выборов, включающих результаты выборов
по соответствующему избирательному округу.
Статья 19. Статус члена избирательной комиссии
Председатель и члены соответствующих избирательных комиссий,
имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех
заседаниях комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в
депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники
кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном
подчинении.
Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и
совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей
избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании соответствующей избирательной
комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию
соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по
ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания вопросы в
соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами
соответствующей избирательной комиссии.
При принятии решения избирательной комиссией члены
избирательной комиссии с правом совещательного голоса в
голосовании не участвуют.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса,
освобожденные на время проведения выборов от основной работы, не
могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с
работы во время проведения выборов или без их согласия переведены
на другую работу.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса во время
проведения выборов не могут быть привлечены без согласия
соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестованы
или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в
судебном порядке.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может
быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до
истечения срока полномочий по решению комиссии, его назначившей, в
случаях:
подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной
форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской
Федерации;
вступления в законною сипу обвинительного приговора суда в
отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии решением суда,
вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно
дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
выезда на постоянное местожительство за пределы Тульской
области.
Статья 20. Организация работы избирательных комиссий
Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется
на основе коллегиальности.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на
нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего
голоса, а также председатель комиссии либо его заместитель.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем, а в его отсутствие - заместителем председателя
комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной
трети членов комиссии.
По решению окружной избирательной комиссии, утвержденному
областной избирательной комиссией, председатель, его заместитель,
секретарь и отдельные члены окружной избирательной комиссии с
правом решающего голоса могут работать в комиссии в период
организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в
течение срока, не превышающего 60 дней.
По решению территориальной избирательной комиссии,
утвержденному соответствующей окружной избирательной комиссией,
председатель, его заместитель, секретарь или отдельные члены
территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса
могут работать в комиссии в период организации и проведения
выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не
превышающего 45 дней.
По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному
соответствующей окружной или территориальной избирательной
комиссией, председатель или секретарь, или отдельные члены
участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут
работать в комиссии в период организации и проведения выборов с
отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 30
дней.
Оплата работы освобожденных членов комиссии производится в
пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание
соответствующих избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий об избрании председателя,
заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о
регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов,
установлении результатов голосования, о признании выборов
несостоявшимися или недействительными, по вопросам финансового
обеспечения и подготовки выборов принимаются на заседаниях
комиссий большинством голосов от установленного числа членов
комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются
простым большинством голосов присутствующих членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в
своем составе четное число членов комиссии с правом решающего
голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос
председателя избирательной комиссии является решающим.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем
(заместителем председателя) и секретарем комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым
избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать
особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии
до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в
трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов -
немедленно.
Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее
компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным
законам, настоящему Положению, иным нормативным правовым актам
области, либо принятое избирательной комиссией с превышением
установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей
избирательной комиссией или судом.
Решения избирательных комиссий доводятся до сведения
избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства
массовой информации в недельный срок.
Статья 21. Гласность в деятельности избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и
открыто. На заседаниях соответствующих избирательных комиссий
вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица,
представители избирательных объединений, избирательных блоков и
средств массовой информации.
Статья 22. Содействие деятельности избирательных комиссий
Государственные органы, органы местного самоуправления,
общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а
также их должностные лица обязаны оказывать избирательным
комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности,
предоставлять необходимые для их работы помещения, транспорт,
средства связи, технического оборудования, сведения и материалы,
давать ответы на обращения избирательных комиссии в пятидневный
срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.
Избирательные комиссии размещают печатную информацию в порядке,
установленном действующим законодательством.
Статья 23. Обжалование решений и действий избирательных
комиссий
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и
их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут
быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять
самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при
этом решение нижестоящей комиссии.
Решения по жалобам, поступившим в вышестоящую избирательную
комиссию в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента
поступления жалобы в комиссию, а за 5 дней до дня выборов и в день
голосования - немедленно.
В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют
дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем
в десятидневный срок.
Глава V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ
КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
Статья 24. Право выдвижения кандидатов
Право выдвижения кандидатов в депутаты областной Думы (далее по
тексту - кандидатов) принадлежит избирательным объединениям,
избирательным блокам и непосредственно избирателям, в том числе по
месту работы, службы, учебы и жительства.
Выдвижение кандидатов начинается со дня официального
опубликования в газете "Тульские известия" схемы избирательных
округов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.
Статья 25. Избирательные объединения по выборам депутатов
Тульской областной Думы
Избирательные объединения по выборам депутатов Тульской
областной Думы - областное или местное общественное объединение,
либо отделение федерального или межрегионального общественного
объединения, устав которого предусматривает участие в выборах,
которое создано и зарегистрировано на территории Тульской области
в соответствии с действующим законодательством не позднее чем за 6
месяцев до объявления дня выборов.
Избирательные объединения регистрируются избирательной
комиссией Тульской области, о чем выдается справка установленного
образца. Регистрация производится не позднее чем в пятидневный
срок после представления в областную избирательную комиссию
надлежаще заверенных копий свидетельств о государственной
регистрации и решений о принятии участия в выборах.
Каждое избирательное объединение назначает представителей,
уполномоченных представлять объединение по всем вопросам,
связанным с участием в выборах.
Статья 26. Избирательные блоки
Решение о создании избирательного блока принимается
избирательными объединениями в порядке, определенном их уставами.
Объединения, входящие в избирательный блок, не могут на тех же
выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в
качестве самостоятельных избирательных объединений.
Избирательные блоки регистрируются областной избирательной
комиссией, о чем выдается справка установленного образца.
Регистрация производится не позднее чем в пятидневный срок после
представления в областную избирательную комиссию надлежаще
заверенных копий свидетельств о государственной регистрации
соответствующих объединений и совместного решения данных
объединений о создании избирательного блока, подписанного
уполномоченными представителями избирательных объединений.
Все избирательные блоки участвуют в выборах в областную Думу на
равных основаниях.
Каждый избирательный блок назначает представителей,
уполномоченных в соответствии с настоящим Положением представлять
избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием
избирательных блоков в выборах.
Статья 27. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями,
блоками
Выдвижение кандидатов начинается с момента опубликования схемы
избирательных округов и заканчивается не позднее 30 дней до дня
выборов.
Выдвижение кандидатов производится на собраниях (конференциях,
съездах) избирательных объединений, блоков с указанием
избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат.
Избирательное объединение, блок вправе выдвигать кандидатов по
всем или нескольким избирательным округам, но не более одного
кандидата в одном избирательном округе.
Избирательное объединение, блок вправе выдвигать кандидатами
лиц, не являющихся членами общественного объединения.
Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным
голосованием.
О выдвижении кандидатов по двум и более избирательным округам
избирательное объединение, блок представляет в областную
избирательную комиссию протокол о выдвижении кандидатов по
установленной форме (приложение N 1), а в окружные избирательные
комиссии, по которым выдвинуты кандидаты, предоставляются выписки
из протокола. При выдвижении кандидата по одному избирательному
округу протокол представляется в окружную избирательную комиссию.
Областная и окружные избирательные комиссии в тот же день
рассматривают представленные документы о выдвижении кандидатов.
Отказ в приеме документов может быть обжалован в вышестоящую
комиссию или в суд.
Каждое избирательное объединение, блок назначает
представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом
представлять избирательное объединение, блок по всем вопросам,
связанным с участием избирательных объединений, блоков в выборах.
Статья 28. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и проживающий
на территории Тульской области не менее одного года, вправе
заявить о своем выдвижении кандидатом в депутаты областной Думы.
Заявить о выдвижении кандидата могут и избиратели, проживающие в
данном избирательном округе.
О своей инициативе избиратель (избиратели) в письменной форме
уведомляют соответствующую избирательную комиссию.
Выдвижение кандидата непосредственно избирателями начинается с
момента опубликования схемы избирательных округов, заканчивается
не позднее, чем за тридцать дней до дня выборов.
Статья 29. Сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов
В поддержку решения о выдвижении кандидатов избирательному
объединению, блоку, избирателям необходимо собрать подписи
избирателей соответствующего избирательного округа.
Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата,
должно составлять не менее двух процентов от числа избирателей
соответствующего избирательного округа.
Сбор подписей может начинаться со дня опубликования схемы
избирательных округов.
Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том
числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на
предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и
сбор подписей не запрещены федеральным законом.
Подписи могут собираться только среди избирателей в том
избирательном округе, где выдвигается кандидат.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных
кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же
кандидата.
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою
фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет
дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства,
серию и номер паспорта либо заменяющего его документа и дату
внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим
подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места
жительства, серии и номера паспорта либо заменяющего его документа
и кандидатом.
При сборе подписей обеспечивается порядок, исключающий
принуждение и подкуп избирателей в любых формах.
Статья 30. Регистрация кандидата
Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом только
по одному избирательному округу.
Для регистрации кандидата уполномоченные представители
избирательных объединений, избирательных блоков или сами кандидаты
представляют в окружную избирательную комиссию до 18.00 не позднее
чем за тридцать дней до дня выборов подписные листы о поддержке
кандидата в депутаты и заявление кандидата о его согласии
баллотироваться по данному округу.
Подписные листы представляются в соответствующую избирательную
комиссию пронумерованными.
Окружная избирательная комиссия при приеме подписных листов
просчитывает их общее количество, количество подписей и выдает
уполномоченному представителю или кандидату письменное
подтверждение, заверенное членом комиссии, принявшим листы.
Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня
принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения
кандидата требованиям настоящего Положения и принимает решение о
регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
При проверке избирательными комиссиями правильности оформления
подписных листов и других документов вправе присутствовать
уполномоченные представители соответствующих избирательных
объединений, избирательных блоков, а также кандидаты, выдвинутые в
избирательных округах, либо их представители.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в
подписных листах, или достоверности подписей избирателей
избирательная комиссия организует соответствующую проверку
подписных листов.
Избирательная комиссия уменьшает общее число собранных подписей
на число подписей, которое она признала недействительными.
В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная
избирательная комиссия обязана выдать кандидату либо
уполномоченному представителю избирательного объединения решение
комиссии с изложением мотивов отказа.
Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата
либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в областную
избирательную комиссию или областной суд. Жалоба должна быть
рассмотрена в областной комиссии в течение трех дней.
Зарегистрированному кандидату окружная избирательная комиссия
выдает удостоверение установленного образца с указанием даты и
времени регистрации.
Окружная избирательная комиссия не позднее чем на четвертый
день после регистрации кандидатов публикует в печати сообщение о
регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения,
занимаемой должности (рода занятий), места работы кандидата,
адреса места жительства и кем он выдвинут.
В случае, если в период между завершением регистрации
кандидатов и днем выборов в избирательном округе останется менее
двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе переносятся по
решению окружной избирательной комиссии на другой срок (в первое
воскресенье по истечении 60 дней) для дополнительного выдвижения
кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в
соответствии со сроками, указанными в настоящем законе.
Глава VI. СТАТУС КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ
Статья 31. Гарантии деятельности кандидатов
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные
обязанности.
После регистрации кандидат в депутаты не вправе использовать
преимущества своего служебного положения в интересах избрания.
После регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению
освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня
регистрации до дня официального опубликования общих итогов
выборов. В течение этого срока соответствующая избирательная
комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение
выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в
размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда,
установленный федеральным законом на день назначения выборов,
более чем в 5 раз.
Кандидат со дня регистрации и до дня выборов имеет право на
территории области бесплатно пользоваться любым видом
общественного транспорта, за исключением такси.
Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою
кандидатуру.
При снятии кандидатом своей кандидатуры по иным причинам, кроме
болезни или утраты избирательного права, кандидат возвращает
денежные средства, затраченные на подготовку выборов, в размере,
определяемом окружной избирательной комиссией на основании
имеющихся в ее распоряжении документов о фактически произведенных
затратах средств из областного бюджета.
Кандидаты со дня регистрации до дня официального опубликования
итогов выборов не могут быть по инициативе администрации
(работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на
другую работу или должность, в том числе на работу в другую
местность, а также направлены в командировку, призваны на военную
службу и военные сборы.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия
прокурора области к уголовной ответственности, арестован или
подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном
порядке. При даче такого согласия прокурор области извещает
окружную избирательную комиссию, осуществившую регистрацию
кандидата.
Статья 32. Доверенные лица кандидата
Кандидат может иметь до 5 доверенных лиц, которые
регистрируются той же избирательной комиссией по представлению
кандидата.
Доверенные лица получают от соответствующей окружной
избирательной комиссии удостоверение и ведут агитационную и иную
деятельность, способствующую избранию кандидатов.
Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время
отозвать или заменить их, уведомив об этом соответствующую
окружную избирательную комиссию, которая аннулирует удостоверения,
выданные отозванным доверенным лицам.
Глава VII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 33. Право на предвыборную агитацию. Сроки ее проведения
Избиратели, избирательные объединения и блоки вправе вести
агитацию "за" или "против" кандидатов через средства массовой
информации путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и
встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий,
митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения
агитационных печатных материалов.
Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов
и прекращается в 0.00 часов по московскому времени накануне дня,
предшествующего дню выборов.
Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и
помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних
местах.
В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования,
опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов
итогов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не
допускается.
Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в
проведении предвыборной агитации на равных с другими кандидатами
основаниях.
В предвыборной агитации не могут участвовать государственные
органы, органы местного самоуправления, члены избирательных
комиссий, должностные лица государственных органов и органов
местного самоуправления.
Статья 34. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с
избирателями
Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны
оказывать содействие кандидатам в организации и проведении
предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с
избирателями.
Владельцы помещений, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, обязаны предоставлять их в
безвозмездное пользование на установленное время для встреч
кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Порядок использования
помещений для этих целей устанавливается окружной избирательной
комиссией.
Не могут предоставляться для этих целей здания и сооружения,
включенные в Государственный свод особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской Федерации.
Предвыборные митинги (шествия, демонстрации) организуются и
проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 35. Предвыборная агитация через средства массовой
информации
Кандидаты имеют право на бесплатное предоставление им эфирного
времени по каналам государственных и муниципальных
телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на
территории соответствующего избирательного округа, на равных
основаниях.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями)
которых являются государственные или муниципальные органы,
организации, учреждения, либо которые финансируются полностью или
частично за счет средств, выделяемых из федерального, областного
или местного бюджетов, обязаны обеспечить равные возможности для
изложения предвыборных выступлений кандидатов.
Журналистам, должностным лицам и творческим работникам редакций
средств массовой информации запрещается участвовать в освещении
избирательной кампании через средства массовой информации, если
указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами
кандидатов.
Периодические печатные издания, учрежденные органами
представительной, исполнительной, судебной власти исключительно
для опубликования их официальных сообщений и материалов,
нормативных и иных актов, не вправе опубликовывать агитационные
материалы кандидатов и избирательных объединений, избирательных
блоков.
Статья 36. Распространение агитационных печатных материалов
Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты
вправе выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об
организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом
помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте только с
согласия собственника или владельца этих объектов.
Не позднее чем за 60 дней до дня выборов местная администрация
обязана определить и оборудовать специальные места для вывешивания
или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны
быть удобны для посещения избирателями и их должно быть не менее
одного в пределах территории каждого избирательного участка.
Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных материалов
в помещениях, где размещаются избирательные комиссии и места для
голосования, а также на памятниках, обелисках, на зданиях и в
помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную
ценность, перечень которых определяется окружной (территориальной)
избирательной комиссией и доводится до сведения кандидатов,
избирательных объединений и избирательных блоков.
Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о
распространении анонимных агитационных материалов, принимают меры
по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в
соответствующие органы внутренних дел с представлением о
применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной
деятельности.
Статья 37. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение
предвыборной агитации
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного
порядка проведения предвыборной агитации.
При проведении предвыборной агитации не допускается
злоупотребление свободой массовой информации, в том числе
агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или
религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти,
насильственному изменению конституционного строя и нарушению
целостности государства, пропаганда войны.
В случае совершения указанных нарушений областная, окружные и
территориальные избирательные комиссии вправе обратиться в суд с
предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное
предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
Запрещается проведение предвыборной агитации против кандидата с
распространением ложных сведений, а также сопровождаемой
предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях
товаров, услуг (за исключением информационных), ценных бумаг и
выплатой денежных средств.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения,
избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе
вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные
ценности иначе как за выполнение предвыборной агитационной работы
(сбор подписей, распространение плакатов и листовок и т. п.),
проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять
любые товары, за исключением печатных материалов, а также значков,
специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и
их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки
и их уполномоченные представители не вправе при проведении
предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями
передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных
благ.
В случае совершения указанных действий окружная или областная
избирательные комиссии вправе отменить решение о регистрации
кандидата и ходатайствовать перед правоохранительными органами о
привлечении к ответственности кандидата или представляющих его
лиц.
Глава VIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 38. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
выборов
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению
выборов депутатов областной Думы, а также по обеспечению
деятельности избирательных комиссий производятся за счет средств,
выделяемых из областного бюджета.
Средства на проведение выборов депутатов областной Думы,
выделенные из областного бюджета, поступают в распоряжение
областной избирательной комиссии и в десятидневный срок
распределяются ею между окружными избирательными комиссиями.
Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными
средствами и несут ответственность за соответствие финансовых
документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам.
Участковые избирательные комиссии представляют отчеты о
расходовании выделенных им денежных средств в соответствующие
окружные избирательные комиссии в течение десяти дней после
выборов.
Окружные и территориальные избирательные комиссии представляют
отчеты о расходовании выделенных им средств в областную
избирательную комиссию не позднее тридцати дней со дня
официального опубликования итогов выборов.
Областная избирательная комиссия представляет отчет о
расходовании выделенных ей средств в областную Думу и
администрацию области не позднее двух месяцев после официального
опубликования результатов выборов. Указанный отчет передается
областной избирательной комиссией в средства массовой информации
не позднее семи дней со дня его представления в областную Думу и
администрацию области.
Статья 39. Избирательные фонды кандидатов
Кандидаты создают собственные избирательные фонды для
финансирования предвыборной агитации.
Избирательный фонд кандидата может создаваться за счет
следующих средств;
средств, выделенных кандидату в равных размерах на предвыборную
агитацию окружной избирательной комиссией;
собственных средств кандидата, которые не могут превышать
минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом
на день назначения выборов (далее по тексту - минимальный размер
оплаты труда), более чем в 1000 раз;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением, избирательным блоком, которые не могут превышать
минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц, общая
сумма которых не может превышать минимальный размер оплаты труда
более чем в 1000 раз, при этом общая сумма пожертвований
отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не
может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 20,
сумма пожертвований отдельного юридического лица в избирательный
фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда
более чем в 200 раз.
Предельная сумма расходов кандидата за счет средств
избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты
труда более чем в 3000 раз.
Кандидату запрещается использование иных денежных средств для
ведения предвыборной агитации, кроме средств, объединенных
избирательным фондом.
Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны
лиц, не имеющих гражданства, иностранных государств, их
организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным
участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов,
международных организаций, а также религиозных объединений,
государственных и муниципальных предприятий, организаций,
учреждений и органов местного самоуправления.
Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения
предвыборной агитации помимо средств, поступивших в избирательный
фонд, соответствующие окружные или областная избирательные
комиссии вправе обратиться в суд с представлением об отмене
решения о регистрации кандидата.
Статья 40. Порядок расходования средств избирательных фондов
Все денежные средства, создающие избирательный фонд,
перечисляются на специальный счет в отделении Сберегательного
банка, который открывается кандидатом с разрешения соответствующей
избирательной комиссии после регистрации кандидата.
Порядок открытия и ведения специальных временных счетов в
отделениях Сберегательного банка, учета и отчетности по средствам
избирательных фондов устанавливается действующим
законодательством.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит
создавшим их кандидатам.
Сведения о поступлении средств на специальные временные счета
кандидатов и их расходовании банки предоставляют в соответствующую
окружную и областную избирательные комиссии по их письменному
запросу в трехдневный срок.
Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды
от физических или юридических лиц, не имеющих права осуществлять
такие пожертвования, либо в превышающих предусмотренных предыдущей
статьей размерах, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования
соответственно полностью или часть их, превышающую установленный
размер пожертвования, жертвователям с указанием причин возврата.
Анонимные пожертвования перечисляются в доход областного бюджета.
Все финансовые операции со специальными временными счетами
кандидатов прекращаются в день выборов. Окружная или областная
избирательные комиссии могут на основании соответствующего
ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций
по оплате расходов, произведенных до дня выборов, но не более
десяти дней.
Кандидат не позднее чем через тридцать дней после дня выборов
представляет в соответствующую избирательную комиссию отчет о
размерах и всех источниках избирательного фонда, а также о всех
произведенных расходах. Избирательная комиссия не позднее чем
через сорок пять дней после представления отчета в областную
избирательную комиссию передает его в средства массовой информации
для опубликования.
Остатки денежных средств на счетах избирательных фондов
кандидатов после завершения выборов возвращаются организациям и
лицам, осуществившим перечисления и пожертвования, пропорционально
вложенным ими средствам в течение тридцати дней.
Глава IX. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 41. Помещение для голосования
Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в
распоряжение участковых избирательных комиссий главой
соответствующей местной администрации.
Если нет возможности использовать здания (помещения),
находящиеся в государственной или муниципальной собственности,
администрация арендует здание (помещение) у иных собственников.
Оплата и возмещение расходов производятся избирательными
комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение
выборов.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для
тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного
голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным
ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой
избирательной комиссии и наблюдателей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
участковой избирательной комиссией должен быть оборудован
информационный стенд с образцом заполнения избирательного
бюллетеня и информацией обо всех баллотирующихся в соответствующем
избирательном округе кандидатах, с указанием выдвинувших их
избирательных объединений, избирательных блоков или групп
избирателей.
Статья 42. Избирательный бюллетень
Форма избирательного бюллетеня устанавливается областной
избирательной комиссией.
Текст избирательного бюллетеня утверждается окружной
избирательной комиссией.
Избирательные бюллетени изготавливаются по распоряжению
областной избирательной комиссии не позднее чем за 17 дней до дня
выборов. Окружные избирательные комиссии обеспечиваются
избирательными бюллетенями не позднее чем за 16 дней до дня
выборов.
Избирательные бюллетени должны поступить в участковую
избирательную комиссию не позднее чем за 1 день до дня выборов.
По каждому избирательному участку число избирательных
бюллетеней не может превышать число избирателей, включенных в
списки избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5
процента.
В верхнем правом углу бюллетеня ставится печать участковой
избирательной комиссии и подписи двух членов участковой
избирательной комиссии.
(в ред. Постановления Губернатора Тульской области от 03 сентября
1996 года N 551)
Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени
признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете
голосов не учитываются.
В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после
изготовления избирательных бюллетеней, окружные, территориальные и
участковые избирательные комиссии вычеркивают в избирательных
бюллетенях все данные о выбывших кандидатах и заверяют подписью
члена комиссии, внесшего изменения.
(в ред. Постановления Губернатора Тульской области от 03 сентября
1996 года N 551)
Статья 43. Требования к избирательному бюллетеню
Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на
одной стороне листа.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
Избирательный бюллетень должен содержать в алфавитном порядке
фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по
избирательному округу кандидатов, их дату рождения, место работы,
занимаемую должность (род занятий), место жительства, кем выдвинут
кандидат. Эти данные согласовываются с кандидатом.
Справа, против фамилии каждого кандидата, размещается пустой
квадрат.
В конце списка кандидатов в избирательном бюллетене помещается
строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее
пустым квадратом.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение
о порядке заполнения бюллетеня.
Статья 44. Порядок голосования
О времени и месте голосования избирательные комиссии обязаны
оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней до дня его
проведения через средства массовой информации и иным способом.
Голосование проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов
по местному времени.
По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные
бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже
находящиеся в помещении для голосования.
На избирательном участке в день голосования, с момента начала
работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее
членами протокола об итогах голосования, вправе присутствовать
доверенные лица кандидатов, наблюдатели, направленные
избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами.
За пятнадцать минут до начала голосования председатель
участковой избирательной комиссии предъявляет членам избирательной
комиссии, присутствующим избирателям, доверенным лицам кандидатов
и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим
опечатываются, и объявляет о начале голосования.
Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает
конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленными
досрочно проголосовавшими избирателями, сверяет их количество с
отметками "досрочно" в списке избирателей, оглашает число
бюллетеней и заносит его в протокол участковой избирательной
комиссии, после чего опускает в ящик для голосования извлеченные
избирательные бюллетени.
После этого председатель комиссии приглашает избирателей
получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не
допускается.
Для выборов каждый избиратель получает один избирательный
бюллетень.
Избирательные бюллетени выдаются только членами участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса на основании
списков избирателей избирательного участка по предъявлении
избирателем паспорта либо иного документа, удостоверяющего его
личность.
При получении избирательных бюллетеней избиратель имеет право
проставлять в списке избирателей серию и номер своего паспорта или
заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо
по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или
заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список
избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом
решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной
записи и расписывается.
Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться
в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого
лица, за исключением членов избирательной комиссии, наблюдателей
или доверенных лиц кандидатов. Фамилия и подпись этого лица
указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя в
получении бюллетеней".
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специальной
кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц,
избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить
избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью
другого лица, не являющегося членом участковой избирательной
комиссии, наблюдателем или доверенным лицом кандидата. Фамилия
этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью
избирателя о получении избирательного бюллетеня.
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом
квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует,
либо в квадрате, расположенном против строки "Против всех
кандидатов".
Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик,
который должен находиться в поле зрения участковой избирательной
комиссии и наблюдателей.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем
избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе
лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным
причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих
целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое
количество переносных избирательных ящиков, которое определяется
решением окружной (территориальной) избирательной комиссии.
Организация голосования вне помещения для голосования должна
исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а
равно искажения волеизъявления избирателей.
Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне
помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в
письменной форме по прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии или заранее. Члены участковой избирательной
комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись
избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу
заявлений.
Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных
избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте.
После получения избирательного бюллетеня избиратель делает
отметку о его получении в своем заявлении.
Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для
голосования, вносятся в отдельный список, а в основном списке
делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому. При
проведении голосования вне помещения для голосования вправе
участвовать наблюдатель.
Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны
волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в
них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его
заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии -
секретарь, иной член комиссии с правом решающего голоса,
уполномоченный комиссией.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется
от участия в его работе, а наблюдатель удаляется из помещения для
голосования, если они нарушили тайну голосования или пытаются
повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается
участковой избирательной комиссией.
Статья 45. Досрочное голосование
Избирателю, который в течение пятнадцати дней до дня выборов
включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту
своего жительства и не сможет прибыть на избирательный участок, на
котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена
возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного
бюллетеня в помещении окружной и территориальной (за 15-2 дня до
дня выборов) или участковой (за 1 день до дня выборов)
избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна
голосования.
Если избиратель голосует в помещении окружной и территориальной
или участковой избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого
ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей
избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает
в конверт, который сам заклеивает и передает дежурному члену
окружной и территориальной или участковой избирательной комиссии.
На месте склейки на конверте ставится печать окружной и
территориальной или участковой избирательной комиссии и подпись
принявшего конверт члена соответствующей избирательной комиссии.
Окружные и территориальные избирательные комиссии передают
списки проголосовавших досрочно избирателей и конверты с их
бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию
одновременно с передачей избирательных бюллетеней.
В случае досрочного голосования избирателя в окружной и
территориальной (после поступления из окружной и территориальной и
избирательной комиссии запечатанного конверта с бюллетенями) или
участковой избирательной комиссии секретарь участковой
избирательной комиссии, на территории которой постоянно проживает
данный избиратель, делает в соответствующей строке списка
избирателей запись "досрочное" и расписывается.
Конверты с избирательными бюллетенями хранятся на избирательном
участке в сейфе до дня выборов.
(в ред. Постановления Губернатора Тульской области от 03 сентября
1996 года N 551)
Статья 46. Использование автоматизированной информационной
системы
В случае использования в ходе выборов автоматизированной
информационной системы избирательная комиссия образует группу из
числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и
членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса для
контроля за использованием автоматизированной информационной
системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться
с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную
систему и выводимой из нее.
Избирательная комиссия Тульской области определяет порядок
использования автоматизированной информационной системы.
Статья 47. Подсчет голосов на избирательном участке
Подсчет голосов избирателей проводится членами участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом вправе
присутствовать кандидаты, доверенные лица кандидатов и
наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения
и избирательные блоки.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания
времени голосования и проводится без перерыва до установления
итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены
участковой избирательной комиссии, а также присутствующие
кандидаты, доверенные лица кандидатов и наблюдатели,
представляющие кандидатов, избирательные объединения и
избирательные блоки.
Участковая избирательная комиссия по спискам избирателей
устанавливает число зарегистрированных избирателей и число
избирателей, дополнительно внесенных в список, а также число
избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном
участке в день голосования: число избирательных бюллетеней,
поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число
избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими
досрочно.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой
избирательной комиссии в присутствии доверенных лиц, наблюдателей,
представляющих кандидатов, избирательные объединения,
избирательные блоки, которые находятся в помещении для
голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные
избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в
протокол об итогах голосования.
После чего председатель участковой избирательной комиссии
проверяет сохранность печатей или пломб на избирательных ящиках и
вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется
поочередно:
а) вначале производится подсчет голосов избирательных
бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней в
переносных ящиках не должно превышать числа письменных заявлений
от избирателей с просьбами о проведении голосования вне
избирательного участка).
В случае обнаружения в переносных ящиках бюллетеней
установленного образца больше, чем количество заявлений с просьбой
о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени,
находившиеся в переносных избирательных ящиках, признаются
недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной
комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для
голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о
результатах голосования.
б) затем производится подсчет избирательных бюллетеней в
стационарных ящиках.
На основании бюллетеней, находящихся в избирательных ящиках,
комиссия устанавливает число избирательных бюллетеней,
содержащихся в избирательных ящиках, число действительных и
недействительных избирательных бюллетеней; число голосов, поданных
за каждого кандидата отдельно, и число голосов, поданных против
всех кандидатов.
Недействительными признаются избирательные бюллетени, по
которым невозможно установить волеизъявление избирателей, то есть
те, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном
квадрате либо не проставлен ни в одном из них, а также
избирательные бюллетени, не имеющие печати окружной или участковой
избирательной комиссии, либо подписей председателя и секретаря
участковой избирательной комиссии.
Избирательная комиссия признает недействительными также
избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть бюллетени,
изготовленные не по установленному образцу или имеющие иной по
сравнению с утвержденным текст.
Недействительные бюллетени отделяются от остальных, и их число
указывается в протоколе. Результаты подсчета голосов
рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и
заносятся в протокол.
Статья 48. Протокол участковой избирательной комиссии
В протоколе об итогах голосования отражаются следующие данные:
число зарегистрированных избирателей и число избирателей,
дополнительно внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией, число избирательных бюллетеней, выданных
избирателям на избирательном участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней, число избирательных
бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими вне помещения для голосования;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
фамилии и инициалы (а при их совпадении - иные данные)
внесенных в бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за
каждого из кандидатов;
число голосов, поданных против всех кандидатов.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми
присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. Член
избирательной комиссии, не согласный с содержанием протокола в
целом или отдельным его положением, вправе составить особое
мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается
соответствующая запись.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
после его подписания вместе с приложенными к нему жалобами и
заявлениями, поступившими в избирательную комиссию в день
голосования, принятыми по ним решениями, а также особым мнением
членов участковой избирательной комиссии незамедлительно
направляются в соответствующую окружную (территориальную)
избирательную комиссию с последующей передачей в областную
избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе с
опечатанными избирательными бюллетенями, списками избирателей и
другими документами комиссии после окончания работы участковой
избирательной комиссии передается на хранение в окружную
избирательную комиссию.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии,
наблюдателя или доверенного лица кандидата участковая
избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию
протокола об итогах голосования.
При наличии письменного заявления наблюдателя с указанием
мотивов обращения председатель участковой избирательной комиссии
вправе организовать проведение однократного повторного подсчета
голосов по одному из кандидатов.
Статья 49. Установление результатов выборов по избирательному
округу
На основании первых экземпляров протоколов участковых и
территориальных избирательных комиссий окружная избирательная
комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному
округу.
Избранным по избирательному округу признается кандидат,
получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие
в голосовании, при условии, что это число голосов превышает число
голосов, поданных "Против всех кандидатов".
При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным
считается кандидат, зарегистрированный ранее.
Окружная избирательная комиссия признает выборы по
избирательному округу недействительными, если допущенные при их
проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с
достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей
или если выборы признаны недействительными более чем на одной
трети избирательных участков.
Окружная избирательная комиссия признает выборы по
избирательному округу несостоявшимися, если число голосов,
поданных против всех кандидатов, превышает или равно числу
голосов, поданных за кандидата, получившего наибольшее число
голосов, либо если в выборах приняло участие менее 25 процентов
зарегистрированных избирателей.
Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса
устанавливают результаты выборов лично. Результаты выборов по
округу рассматриваются на заседании окружной избирательной
комиссии, о чем составляется протокол.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах окружной
избирательной комиссии и иных нарушений, а также при сомнении в
правильности составления протокола об итогах голосования по
избирательному округу областная избирательная комиссия вправе
принять решение о повторном подсчете голосов избирателей
соответствующей окружной избирательной комиссией на основе
протоколов участковых комиссий. Повторный подсчет голосов
избирателей проводится окружной избирательной комиссией в
присутствии члена (членов) областной избирательной комиссии.
Статья 50. Требования к протоколу окружной избирательной
комиссии
Окружная избирательная комиссия составляет протокол о
результатах выборов по избирательному округу, в который вносятся
следующие данные:
общее число участковых избирательных комиссий в округе;
число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе
которых составлен настоящий протокол;
общее число избирателей по избирательному округу, внесенных в
списки избирателей;
общее число бюллетеней, выданных участковыми избирательными
комиссиями;
общее число бюллетеней, выданных избирателям на избирательных
участках в день голосования; число погашенных бюллетеней;
число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими
досрочно и вне помещений для голосования;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
число действительных бюллетеней;
число недействительных бюллетеней;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
число голосов, поданных против всех кандидатов;
фамилия, имя, отчество избранного депутата.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми
присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. Член
комиссии, не согласный с содержанием протокола в целом или
отдельными его положениями, вправе составить особое мнение,
прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается
соответствующая запись.
Первый экземпляр протокола вместе с протоколами участковых
избирательных комиссий незамедлительно направляется в областную
избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола окружной избирательной комиссии
вместе со списками членов избирательной комиссии с правом
совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных
объединений и избирательных блоков, представителей средств
массовой информации, присутствующих при установлении итогов
голосования и составлении протокола, хранится у секретаря
комиссии. К протоколу прилагаются жалобы и заявления, поступившие
в комиссию в день голосования, и принятые по ним решения, а также
особые мнения членов окружной избирательной комиссии.
По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или
наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им
возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и
снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии.
Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.
Вся документация окружных, территориальных и участковых
избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев,
избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об
итогах голосования и результатах выборов - до объявления даты
следующих выборов.
Статья 51. Установление общих итогов выборов в Тульскую
областную Думу и их опубликование
На основании первых экземпляров протоколов окружных
избирательных комиссий по выборам депутатов Тульской областной
Думы областная избирательная комиссия не позднее чем через пять
дней после дня выборов определяет общие итоги выборов.
Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты
выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в
протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно
нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для
ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю,
доверенному лицу кандидата или представителю средств массовой
информации.
Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию
кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по
избирательному округу в средства массовой информации в течение
трех дней после окончания выборов.
Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых,
публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах избирательной
комиссии соответствующего уровня, о результатах выборов и
протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об
итогах голосования, на основании которых подводились результаты
выборов в соответствующих избирательных комиссиях, публикация
должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов.
Статья 52. Регистрация избранных депутатов
Окружная избирательная комиссия на основании протокола о
результатах выборов в трехдневный срок после подписания протокола
публикует официальное объявление о результатах выборов.
Регистрацию избранного депутата в Тульскую областную Думу
производит областная избирательная комиссия, которая в
десятидневный срок со дня избрания выдает ему удостоверение об
избрании.
Глава Х. ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ, ВЫБОРЫ
ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ ДЕПУТАТОВ
Статья 53. Повторные выборы
В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или
признаны недействительными, областная избирательная комиссия в
двухнедельный срок назначает повторные выборы, которые проводятся
не позднее чем через два месяца после общих выборов в порядке,
установленном настоящим Положением.
Областная избирательная комиссия может в случае необходимости
принять решение о формировании новых окружных и участковых
избирательных комиссий в новом составе.
Статья 54. Выборы вместо выбывших депутатов
В случае выбытия, досрочного прекращения депутатом своих
полномочий более чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий
областной Думы избирательная комиссия Тульской области в
двухнедельный срок назначает внеочередные выборы вместо выбывшего
депутата в порядке, установленном настоящим Положением.
В случае выбытия, досрочного прекращения депутатом своих
полномочий менее чем за 6 месяцев до истечения полномочий
областной Думы, выборы вместо выбывшего депутата не производятся.
|