Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Тульской области

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ОТ 30.07.96 N 458 О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МАШИНОСТРОЕНИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

(по состоянию на 17 августа 2006 года)

<<< Назад

                      ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     от 30.07.96  N 458
            г. Тула


     О концепции  региональной
     политики в машиностроении
     Тульской области


     Во исполнения Постановления Правительства Российской Феде-
рации от 16 января 1996г. N 37 "Об основных направлениях струк-
турной перестройки промышленности" ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить концепцию региональной политики в машиностро-
ении Тульской области на 1996-1997 г.г. (приложение 1).
     2. Направить  материалы концепции администрациям городов и
районов области,  в структурные подразделения администрации об-
ласти  для практического использования в работе с предприятиями
машиностроительной отрасли всех форм собственности.
     3. Администрациям городов и районов области, руководителям
центров, департаментов,  управлений,  комитетов до  15  августа
1996 года представить в департамент территориального управления
в оборонном комплексе, машиностроении, металлообработке предло-
жения по реализации концепции.
     4. Поручить  главному  экономическому  управлению  (Фадеев
В.И.), департаменту промышленности (БРежнев А.И.) администрации
области,  областному союзу промышленников и предпринимателей на
основе поступивших предложений в 2-х месячный срок  разработать
мероприятия по реализации концепции.
     5. Контроль  за  выполнением  постановления  возложить  на
первого заместителя губернатора области Митина В.М.
     6. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор Тульской области -
    глава администрации                            Н.В.Севрюгин

                 АДМИНИСТРАЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

                                         Приложение
                                  к постановлению губернатора
                                   Тульской области-главы
                                        администрации
                                      от 30.07.96 N 458

                       К О Н Ц Е П Ц И Я
             региональной политики в машиностроении
                       Тульской области

     Концепция региональной  политики в машиностроении разрабо-
тана во исполнении "Основных направлений промышленной  политики
Российской Федерации  на  1995-1997  годы".  В концепции учтены
предложения, полученные от подразделений Роскоммаша.
     Регулируемая рыночная экономика, в условиях которой предс-
тоит функционировать машиностроительному комплексу в  обозримой
перспективе, складывается под воздействием двух механизмов: ры-
ночного механизма саморегуляции, с одной стороны, и адекватного
ему механизма  корректирующих  воздействий со стороны государс-
твенных органов управления,  - с другой. Прошедшие годы реформ,
равно как и зарубежный опыт,  свидетельствуют о том,  что госу-
дарственное регулирование и свободные рыночные отношения -  это
отнюдь не взаимоисключающие,  а наоборот, органически взаимодо-
полняющие друг друга части единого целого - жизнестойкой, дина-
мично развивающейся экономической системы.  Процессом ее разви-
тия можно и нужно управлять в рамках долгосрочной и среднесроч-
ной государственной экономической политики.
     Учитывая масштабы экономики страны и отраслевую  специфику
ее отдельных секторов, каждый народнохозяйственный комплекс за-
интересован в адаптации стратегических положений  общегосударс-
твенной политики  реформ  к  его  собственности,  в расстановке
собственных приоритетов и разработке тактики реализации.
     Такая целостная  система взглядов о целях и методах рефор-
мирования машиностроительного  комплекса  области,   являющаяся
производной от  региональной экономической политики,  формирует
концепцию региональной экономической политики в машиностроении.

                          А Н А Л И З
          экономической ситуации в машиностроительном
                           комплексе

     1.1. Некоторые итоги экономической реформы.
     Развитие народного хозяйства России и прежде всего его  ма-
териального производства происходит под влиянием преобразований,
обеспечивающих переход к рыночной экономике. С определенными до-
пущениями  можно говорить о сформировавшейся тенденции к необра-
тимости изменений в экономических  отношениях,  о  создании  для
этого нормативно-правовых условий,  адаптации многих хозяйствен-
ных субъектов к работе на рыночной основе.
     Позитивные тенденции прослеживаются по ряду направлений:
     - при всех острых проблемах  формирования  государственного
бюджета появились симптомы финансовой и денежно-кредитной стаби-
лизации, и как следствие, торможения инфляционных процессов. С 1
октября 1993г. отменены льготные кредиты, что создает предпосыл-
ки снижения инфляционной нагрузки, на бюджет; снижение импортных
дотаций  привело к резкому улучшению позиций российского рубля и
стабилизации его курса по отношению к доллару;
     - восстановлен  и активно функционирует потребительский ры-
нок;
     - практически  отсутствует  дефицит  в  торговле продукцией
производственно-технического назначения,  взаимоотношения предп-
риятий  постепенно формируются на нормальной экономической осно-
ве.  Предприятия начали накапливать средства, которые при созда-
нии соответствующих условий,  могут послужить основой для инвес-
тиций;
     - на  федеральном  уровне  практически сняты необоснованные
ограничения в формировании цен, их уровень начинает складывается
под воздействием спроса и предложения;  совершенствуется налого-
вая система, стабильным источником дохода государства стал налог
на добавленную стоимость;
     - заканчивается  процесс  приватизации   и   акционирования
предприятий, в экономике страны все большую роль начинает играть
негосударственный сектор,  в котором в  настоящее  время  занято
свыше 30 млн.человек, или 42% работающих.
     Вместе с тем кризисное состояние экономики  не  преодолено.
Отмеченные выше качественные изменения в характере хозяйственных
отношений,  происходивших в 1994-1995 гг., не сформировали усло-
вий для достижения макроэкономического равновесия.
     Среди негативных причин выделить:
     нарушение и разрыв хозяйственных связей,  разрушение эконо-
мического пространства из-за распада б.СССР;
     сокращение централизованного финансирования инвестиционных,
оборонных  и  социальных  программ,  снижение  платежеспособного
спроса потребителей продукции из-за недостатка финансовых ресур-
сов;
     переоценка возможностей самонастройки экономики, ослабление
рычагов государственного воздействия и регулирования;
     низкая эффективность производства, низкая конкурентоспособ-
ность выпускаемой продукции,  прогрессирующее выбытие производс-
твенных мощностей.
     Решение этих проблем изложены в "Основных направлениях про-
мышленной политики Российской Федерации на 1995-1997 гг.",  раз-
работанные по постановлению Правительства  Российской  Федерации
от 26 июля 1994 года N 869.
     1.2. Оценка  состояния  машиностроения  Тульской   области.
Проблемы развития.
     Машиностроение, как и вся промышленность, переживает период
серьезных  испытаний при переходе к рыночной экономике.  Место и
роль,  которые занимает машиностроение в экономике  области,  во
многом  предопределяют  государственную  политику в этой отрасли
народного хозяйства.
     Машиностроение области - это многоотраслевой комплекс, рас-
полагающий крупным производственным потенциалом.  Здесь сосредо-
точено почти 14,3%  работников,  занятых в промышленности, более
27,2%  основных производственных фондов,  производится свыше  8%
объема товарной продукции промышленности.
     В машиностроительный  комплекс  входят  следующие  отрасли:
транспортное машиностроение,  приборостроение, химическое и неф-
тяное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, стро-
ительно-дорожное машиностроение, станкостроительная и инструмен-
тальная промышленность, электротехническая промышленность.
     Особая роль   машиностроительного   комплекса  обусловлена,
прежде всего, тем, что в структуре народного хозяйства он высту-
пает  как  фондообразующий комплекс,  формирующий активную часть
основных производственных фондов,  практически всех отраслей на-
родного хозяйства и тем самым создающий базу научно-технического
прогресса.
     Продукция машиностроения:   машины,  станки,  оборудование,
приборы,  средства автоматизации,  инструменты и другое являются
материальным воплощением инвестиций; соответственно следует раз-
личать инвестиционное машиностроение,  выпускающее средства про-
изводства,  и потребительское, выпускающее товары народного пот-
ребления.
     От состояния машиностроения, его эффективной работы во мно-
гом зависит успех экономической реформы в области.
     В 1995  году  в  машиностроительном  комплексе складывались
противоречивые тенденции от наметившегося прироста выпуска одних
видов  техники  до глубокого спада производства других.  За 1995
год темпы падения объемов производства машиностроительного комп-
лекса  снизились в сравнении с аналогичным периодом 1994 года на
10,2%.
     Спад производства  характерен  для инструментальной промыш-
ленности - 37%,  сельскохозяйственного машиностроения -  78%.  В
остальных отраслях машиностроительного комплекса спад производс-
тва колеблется от 9% до 10,2%.
     Особенно обращает на себя внимание свертывание объемов про-
изводства в наукоемких подотраслях  машиностроения,  существенно
влияющих на научно-технический прогресс, таких как приборострое-
ния и  станкостроение.  За  1995  год  производство  приборов  и
средств автоматизации сократилось более на 29%, станков на 19%.
     Особенно тревожит снижение  выпуска  машин  инвестиционного
профиля,  включаемых  в  перечень особо учитываемой номенклатуры
продукции.
     Это прежде всего краны башенные (спад 14,2%), жатвенные аг-
регаты (спад 82%),  угледобывающие комплексы (спад  64%).  Из-за
отсутствия финансовых средств у потребителя почти остановлен вы-
пуск ряда других важнейших видов продукции машиностроения: шахт-
ных углевозов, щебнеочистительных машин , жатвенных агрегатов.
     Напротив, по отдельным видам продукции машиностроения можно
отметить тенденцию стабилизации их производства:
     - оборудование для нефтяной и газовой промышленности;
     - оборудование для перерабатывающих отраслей АПК.
     Неоднозначно оценивается состояние  дел,  складывающееся  с
выпуском промышленных товаров народного потребления.  Доля ТНП в
общем объеме выпуска товарной продукции в 1995  году  составляет
20,4%. Это свидетельствует о том, что специальная направленность
гражданского машиностроения не претерпела существенных изменений
к лучшему.
     В 1995 году кризис в финансовом обеспечении предприятий ма-
шиностроения преодолеть не удалось. На 01.01.96 задолженность со
стороны  потребителей  машиностроительной  продукции   составила
147,0 млрд.рублей.
     Вследствии этого на ряде заводов по несколько  месяцев  за-
держивается  выплата  заработной платы,  ряд заводов работает не
полную рабочую неделю, периодически возникают сбои в прохождении
финансовых  средств между отдельными регионами России и особенно
странами СНГ.  Задолженность предприятий по заработной плате  на
конец 1995 года составила 17,0 млрд.рублей.
     Под влиянием роста цен на энергоносители сырье и  материалы
выросли  цены практически на все виды машиностроительной продук-
ции.
     Цены на продукции машиностроения за 1995 год по сравнению с
соответствующим периодом 1994 года увеличились в 3,9 раз.
     Прогрессирующая тенденция  роста  цен на машиностроительную
продукцию во  многом  обуславливается  ее  высокий  материалоем-
костью. В частности, материалоемкость выпускаемого отечественно-
го оборудования в среднем в 1,5  раза  превышает  металлоемкость
зарубежных аналогов.
     Выпуск неконкурентоспособной продукции  усугубляет  решение
всего  спектра  финансовых,  экономических,  структурных,  науч-
но-технических,  социальных и ряда других проблем,  связанных  с
реформированием машиностроительного комплекса.
     Удельный вес новых образцов машин, оборудования и приборов,
отвечающих мировому уровню, не превышает 3-4%.
     Лишь каждый двадцать пятый образец новой техники, созданный
в результате научных исследований и разработок в последние годы,
отличается мировой новизной и в принципе может быть конкурентос-
пособен по этому решающему параметру.
     Объективной характеристикой технического уровня продукции и
ее  конкурентоспособности может служить продукции,  поставляемая
на экспорт.
     При абсолютном  падении  объемов внешней торговли доля экс-
порта машин и оборудования в структуре экспорта  в  последние  2
года находится на уровне 7-9%.  Преодолеть тенденцию к свертыва-
нию экспорта продукции гражданского машиностроения пока не  уда-
ется.
     За 1995 год экспорт продукции машиностроения и металлообра-
ботки составил 7%.
     Выход из создавшегося положения следует искать в  активиза-
ции инновационной деятельности и консолидации научно-техническо-
го потенциала машиностроения.
     Однако за  три  последних  года  число организаций научного
профиля, выполняющих НИОКР, сократилось примерно на 20%, числен-
ность работающих в них упала почти на 40%.
     Из-за низкой заработной платы увольняются квалифицированные
научные и инженерные кадры в наиболее активном,  творческом воз-
расте от 25 до 45 лет. Сокращается финансирование научных разра-
боток,  очень слаба и практически не развивается эксперименталь-
ная база отраслевой науки.  В настоящее время не имеют  экспери-
ментальной базы более 60% НИИ машиностроительного профиля.
     На ряде предприятий машиностроения произошло отделение  ис-
пытательных баз от основных производств,  проведена приватизация
собственности,  после чего многие из них изменили профиль  своей
деятельности.
     Отечественное машиностроение характеризуется  низкой  осна-
щенностью  инженерного труда вычислительной техникой (100 разра-
ботчиков в России против 3,3 разработчиков в США на одно АРМ).
     В машиностроительном комплексе области более 50% парка обо-
рудования изношены более чем на 50% (в том числе 20% изношено на
51-75%,  17%  - на 76-100%, 16% - на 101% и более). Средний срок
службы оборудования составляет 26 лет,  что вдвое превышает нор-
мативный.
     Как прямое следствие спада  объемов  производства  товарной
продукции  следует рассматривать снижение численности промышлен-
но-производственного персонала (ППП).  Численность ППП в целом в
машиностроении по состоянию на 01.01.96 г. составляет 35828 чел.
и сократилась с соответствующим периодом 1994 г.  на 1200  чело-
век.
     Отсутствие организованной системы профессиональной переква-
лификации  ищущих  работу граждан,  территориальные диспропорции
спроса на рабочую силу существенно обостряют проблему  трудоуст-
ройства, создавая предпосылки социальной напряженности на предп-
риятиях и в регионе.
     Характеризуя ситуацию,  сложившуюся  в машиностроении Туль-
ской области,  приходится констатировать, что в ее развитии пре-
волирует фактор стихийности конструктивного плана действий,  ко-
торый мог бы консолидировать усилия государственных и коммерчес-
ких структур на поиске путей выхода из кризисного состояния пока
не предложено.  Динамика роста отдельных показателей  носит  ло-
кальный характер, мало выразительна и ее преждевременно расцени-
вать как сложившуюся тенденцию к стабилизации.
     Груз нерешенных проблем,  затрудняющих переход машинострои-
тельного комплекса к этапу стабилизации,  сохраняется. В их чис-
ле:
     1. Самопроизвольно протекающий процесс спада  производства.
Неэффективность мер по диверсификации производства под платежес-
пособный спрос.
     2. Сохраняющиеся диспропорции в производстве средств произ-
водства (группа А) и предметов потребления (группа Б).
     3. Рассогласованность цен на продукцию добывающих и перера-
батывающих отраслей промышленности,  с одной стороны, и конечную
продукцию машиностроения с другой.
     4. Неразвитость внебюджетных источников финансирования  ин-
новационно-инвестиционной деятельности. Инвестиционная непривле-
кательность машиностроения для коммерческого и иностранного  ка-
питала.
     5. Низкая платежеспособность предприятий; нарушение платеж-
ной  дисциплины как со стороны потребителей готовой машинострои-
тельной продукции, так и со стороны банковских структур.
     6. Невосприимчивость  производственной сферы к освоению но-
вой техники и  технологии;  неконкурентоспособность  большинства
видов выпускаемой машиностроительной продукции;  прогрессирующая
деградация научно-технического потенциала.
     7. Расширение  масштабов безработицы в связи с реальной уг-
розой банкротства многих предприятий.
     8. Дезинтеграция  хозяйственных и научно-технических связей
в промышленном секторе экономики государств - членов СНГ бывшего
СЭВ.
           2. Цели и логика реформ в машиностроении

     2.1. Региональная политика  в  машиностроении  -  составная
часть государственной политики реформ.
     В ходе реформирования экономических отношений  машинострои-
тельный  комплекс  Тульского  региона выступает в двуединой роли
объекта и субъекта экономических реформ.
     Как объект  реформ  машиностроительный  комплекс,  наряду с
другими народнохозяйственными комплексами,  претворяет  в  жизнь
программные  положения региональной экономической и промышленной
политики,  контролирует их выполнение, выходит с предложениями в
органы  законодательной и исполнительной власти об учете особен-
ностей и специфики  машиностроительного  комплекса  в  интересах
смягчения отрицательных последствий реформ.
     В этом ракурсе политика органов управления машиностроитель-
ным  комплексом носит соподчиненный,  реактивный характер и нап-
равлена,  главным образом,  на выживание отрасли, приспособление
ее к новым экономическим условиям,  вывод машиностроения из кри-
зисного состояния с наименьшими задержками.
     Однако это только одна из двух вышеуказанных функций.  Если
ограничиться ею, то машиностроительный комплекс не сможет реали-
зовать  в полной мере свое главное предназначение в народном хо-
зяйстве - создание современной индустриальной базы развития эко-
номики,  без чего невозможно осуществление результативной струк-
турной инновационной и инвестиционной политики региона.
     Номенклатурный состав, технический уровень машиностроитель-
ной продукции,  объемы ее выпуска определяют уровень  технологи-
ческого  развития и конкурентоспособность производства в смежных
отраслях народного хозяйства,  содействуют  формированию  рынков
технологической продукции. По мере становления полноценного рын-
ка,  открытого для иностранных товаров,  актуальность скорейшего
переоснащения  отраслей  народного  хозяйства  новейшей техникой
многократно возрастет.
     Таким образом,  создание условий для перехода к качественно
новому технологическому укладу в масштабах народного  хозяйства,
определение перспектив и темпов освоения техники новых поколений
является  важнейшей  прерогативой  машиностроения,  ядром  науч-
но-технической  политики,  формируемой  и проводимой отраслевыми
органами управления.
     От того, насколько прогрессивна, стратегически и тактически
выверена и сбалансирована в ресурсном  отношении  эта  политика,
зависят темпы научно-технического прогресса в целом по народному
хозяйству.
     Именно в  рамках  этой прерогативы машиностроительный комп-
лекс выступает в роли субъекта экономических реформ.
     В качестве субъекта реформ машиностроительный комплекс ини-
циирует,  разрабатывает и реализует научно-техническую политику,
которая,  разумеется, согласуется с приоритетами государственной
экономической и промышленной политики, но не замыкается в рамках
этих приоритетов,  творчески их раздвигает, активно влияя и сти-
мулируя  развитие  инновационно-инвестиционного  и  структурного
процесса в машиностроении.
     Кроме мер общерегиональной  политики  экономических  реформ
машиностроение  призвано решать и задачи государственной промыш-
ленной политики.
     Ее стратегической  целью является создание многоотраслевого
высокотехнологического конкурентоспособного промышленного (в том
числе машиностроительного) комплекса.
     2.2. Обеспечение инновационно-инвестиционного цикла в  эко-
номике региона - главное назначение машиностроения.
     Характерной особенностью экономической ситуации в  народном
хозяйстве,  как  уже  отмечалось,  является не только сокращение
объемов производства,  но и прогрессирующая деградация ее техни-
ческой  базы,  ведущая  к свертыванию возможностей как простого,
так и расширенного воспроизводства во многих отраслях экономики.
Преодолеть  эту крайне опасную тенденцию призвано инвестиционное
машиностроение.
     Инвестиционный процесс представляет собой долгосрочные вло-
жения капитала в основные фонды субъектов хозяйствования с целью
их обновления и (или) создания новых мощностей.
     Под инновационным процессом следует понимать процесс созда-
ния  и внедрения новшеств,  охватывающий период от возникновения
до их реализации на коммерческой основе.
     Машиностроение материализует  инновации прежде всего в виде
новых машин,  оборудования, приборов, технологических процессов,
создавая тем самым предпосылки для обновления активной части ос-
новных фондов во  всех  отраслях  народного  хозяйства,  включая
собственно машиностроение и закладывая основы для перехода к но-
вому технологическому укладу.
     Таким образом,  оба процесса, будучи подчинены одной цели -
обновлению технологической базы производства, его производствен-
ного аппарата, органически соединяются в единый инновационно-ин-
вестиционный процесс.
     Создавая материально-вещественную  часть инвестиций,  маши-
ностроение является активным участником указанного процесса.
     Темпы освоения  новой  техники и масштабы ее производства в
машиностроении являются необходимыми предпосылками для  ускорен-
ного технологического развития отраслей народного хозяйства.
     Это предопределяет, во-первых, активную роль машиностроения
как  субъекта  реформ  в  общегосударственной политике реформ и,
во-вторых,  является основание для его отнесения к числу приори-
тетных отраслей.
     Управление инновационно-инвестиционным процессом - это,  по
существу, управление научно-техническим прогрессом, причем акту-
альность такого управления возрастает  по  мере  открытия  рынка
России для зарубежной техники.
     В машиностроении протекает только часть инновационно-инвес-
тиционного  процесса - от разработки до поставки готового обору-
дования потребителю.  Вторая часть -  инвестиции,  приобретение,
замена устаревшего оборудования, организация новых производств -
находится вне его компетенции, хотя напрямую затрагивает интере-
сы машиностроительного комплекса,  поскольку, формируя платежес-
пособный спрос, влияет на его функционирование и развитие.
     Поэтому управлять  указанным процессом должна система более
высокого уровня - Правительство РФ, его функциональные органы.
     Государственная инновационно-инвестиционная  политика,  ин-
тегрируя оба названных выше процесса в единый, должна предусмат-
ривать  комплекс  мер по поддержке и стимулированию эффективного
функционирования всех составляющих этого  интегрированного  про-
цесса.
          2.3. Система целей развития машиностроения.

     Цели региональной политики в машиностроении могут быть ус-
пешно реализованы  только в рамках достижения общих целей соци-
ально-экономических преобразований в России и Тульском регионе,
при условии  стабилизации  экономики,  обеспечения национальной
безопасности, политической стабильности.
     Главной целью региональной политики в машиностроении явля-
ется возрождение России как индустриально развитой державы  пу-
тем создания  мощного современного производственного и научного
потенциала, ориентированного на удовлетворение социальных  зап-
росов общества.
     Указанную цель следует рассматривать как долгосрочную, ре-
ализуемую за пределами 1997 года.  Ее достижение будет осущест-
вляться поэтапно.
     На ближайшую перспективу ставятся следующие цели и подцели:
     - выравнивание  структурных  деформаций  в  машиностроении
(оптимизация пропорций  в продукции групп А и Б,  предложения и
спроса на машиностроительную продукцию,  в отраслевом и  регио-
нальном разрезах, в структуре экспорта);
     - адаптация машиностроения к рыночным условиям  хозяйство-
вания;
     - сохранение производственного и научно-технического  ядра
машиностроения как  базы расширенного воспроизводства в послек-
ризисный период (преодоление спада  производства,  стабилизация
производственного и научно-технического потенциала, преодоление
инвестиционного кризиса,  создание ФПГ, формирование импортоза-
мещения и т.д.);
     - создание условий для развития  инновационно-инвестицион-
ного процесса в машиностроении;
     - формирование основ нового технологического уклада в  ма-
шиностроении (создание  научного задела по приоритетным направ-
лениям ТНП,  освоение  ресурсосберегающих  экологически  чистых
технологий, освоение производства техники новых поколений,  ис-
пользование достижений ВПК);
     - освоение внутреннего и внешних рынков машиностроительной
продукции.
     2.4. Механизм реализации региональной политики в машиност-
роении.
     Для выработки и реализации региональной политики  в  маши-
ностроении должен быть создан соответствующий механизм управле-
ния.
     Его составляющими являются:
     - органы управления, разрабатывающие и реализующие полити-
ку;
     - методы выработки и рычаги реализации политики,  информа-
ционная база;
     - четко определенный объект политики.
     Региональная политика в машиностроении должна формировать-
ся на высшем уровне отраслевого управления.  Ее сложность, мно-
гоаспектность требуют создания при руководстве комплекса специ-
ального рабочего органа - Высшего экспертного Совета, состояще-
го из специалистов-профессионалов различных областей экономики,
науки, техники, производства.
     Рыночным условиям  хозяйствования  должна  отвечать  и вся
структура органов отраслевого управления. Она должна быть наце-
лена на  крупные  рынки  сбыта  машиностроительной  продукции и
обеспечивать при этом полную оперативно-хозяйственную самостоя-
тельность входящих в комплекс предприятий и организаций негосу-
дарственного сектора экономики.
     В структурном   отношении   управление  машиностроительным
комплексом имеет два уровня.
     Первый уровень  включает руководство комплексом и коллеги-
альный орган управления.  При них формируется Высший экспертный
Совет, вырабатывающий рекомендации по принципиальным положениям
государственной политики в машиностроении, ее цели, приоритеты,
стратегические установки.  Система  секций связывает экспертный
Совет с соответствующими рыночно ориентированными звеньями  уп-
равления машиностроительного комплекса.
     Второй уровень управления состоит из двух блоков подразде-
лений. Первый  блок  - функционально ориентированные,  второй -
рыночно ориентированные подразделения.
     За блоком функционально ориентированных подразделений зак-
реплены функции: разработка вариантных прогнозов развития маши-
ностроения, маркетинг,  финансирование,  инновационная деятель-
ность, проведение институциональных преобразований, внешне-эко-
номическое регулирование,   нормативно-правовая   деятельность,
связь с федеральными органами управления,  курирование вопросов
информационного обеспечения управления, доведение положений го-
сударственной политики до рыночно ориентированных подразделений
управления, методическое руководство их деятельностью в области
конкретизации и реализации политики,  а также получение и обоб-
щение предложений от этого звена.
     Функции рыночно ориентированного звена управления комплек-
са должны  быть  связаны с реализацией проектов государственной
политики в машиностроении,  управлением  государственной  собс-
твенностью, разработкой и организацией выполнения государствен-
ных программ,  осуществлением  процедур  санации   предприятий,
представлением интересов  государства  в акционерных обществах,
формированием рыночной инфраструктуры. Они выполняют роль госу-
дарственных заказчиков  федеральных программ в обеспечении гос-
нужд.
     По мере  возникновения и развития в отрасли крупных корпо-
раций и финансово-промышленных групп они будут надеяться анало-
гичными функциями.
     Принятие решений в области государственной политики в  ма-
шиностроении на всех уровнях отраслевого управления должно опи-
раться на объективную информацию, сосредотачиваемую и обрабаты-
ваемую в информационно-аналитическом центре машиностроительного
комплекса.
     Основой для проведения аналитических,  прогнозных,  техни-
ко-экономических, конъюнктурных исследований в рамках разработ-
ки региональной  политики в машиностроении и мер по ее реализа-
ции должен являться  отраслевой  Регистр  технико-экономической
информации.
     Он должен корреспондировать с областной системой статисти-
ческого учета и Регистром промышленной информации.
     Рычагами реализации политики являются:
     непосредственное административное воздействие;
     воздействие через государственные нормативные акты  (зако-
ны, указы, государственные стандарты, отраслевые нормативно-ме-
тодические материалы), а также через общегосударственную систе-
му экономического стимулирования.
     В качестве источников финансирования  мер  государственной
политики в машиностроении могут быть использованы:
     - прямое бюджетное финансирование на безвозвратной и возв-
ратной основе;
     - средства в виде льгот по налогу;
     - средства в виде льгот по кредиту;
     - средства централизованных внебюджетных фондов;
     - средства  общегосударственных специализированных фондов,
формируемых из средств бюджета  и  других  источников,  включая
иностранную помощь;
     - средства региональных государственных фондов;
     - средства коллективных некоммерческих фондов;
     - средства коллективных коммерческих фондов;
     - собственные средства;
     - амортизация;
     - заемные средства (на платной основе);
     - средства, вырученные от продажи ценных бумаг;
     - привлеченный иностранный капитал;
     - средства от побочной коммерческой деятельности;
     - спонсорские средства;
     - другие источники.

         3. Основные направления региональной политики
                       в машиностроении

     3.1. Структурная политика.
     Структурная политика в машиностроительной комплексе должна
осуществляться в следующих направлениях:
     1. Приспособление  машиностроения  к  структуре  рыночного
спроса.
     2. Поддержка производства традиционных видов  машинострои-
тельной продукции, пользующейся спросом.
     3. Переориентация машиностроения на широкомасштабное  про-
изводство потребительских товаров и услуг.
     4. Санация и перепрофилирование производств  неперспектив-
ных видов машиностроительной продукции.
     5. Структурные преобразования в  подотраслях  машинострои-
тельного комплекса.
     6. Расширение базы экспортного сектора машиностроения.
     Инвестиционное машиностроение  призвано  обеспечить техни-
ческое перевооружение народного хозяйства в процессе перехода к
рыночной экономике, создать техническую базу реформ.
     В первую очередь обеспечиваются нужды отраслей, отнесенных
к приоритетным, сюда же следует отнести и машиностроение. Спрос
на продукцию машиностроения зависит от инвестиционной активнос-
ти отраслей народного хозяйства,  от степени их поддержки госу-
дарством.
     Региональные органы  отраслевой  системы управления должны
выявить потребность по видам техники в отраслях  народного  хо-
зяйства, прежде всего приоритетных, и взаимно ее согласовать.
     Высшие органы государственного управления (в порядке  реа-
лизации общегосударственной  структуры  политики)  способствуют
формированию в приоритетных отраслях платежеспособного  спроса,
оказывая им финансовую поддержку и стимулируя их инвестиционную
активность.
     Этот платежеспособный  спрос на новую технику облекается в
форму федеральных целевых программ. Учитывая крайнюю ограничен-
ность ресурсов  и  жесткую финансовую политику Правительства РФ
(в распределении кредитов и  дотаций)  на  стадии  формирования
программ должен  быть задействован эффективный механизм незави-
симой экспертизы,  ограничивающий их число самыми  необходимыми
для жизнеобеспечения страны.
     Государственная поддержка отраслей-потребителей  продукции
машиностроения осуществляется за счет централизованных инвести-
ций на безвозвратной, возвратной и платной основе. Порядок пре-
доставления такой  финансовой поддержки должен быть регламенти-
рован соответствующими нормативными актами.
     Одной из  форм государственной поддержки федеральных целе-
вых программ должно стать гарантированное  обеспечение  матери-
ально-техническими ресурсами через федеральную контрактную сис-
тему.
     Важным фактором,  обусловливающим диспропорцию в машиност-
роительном комплексе,  является неупорядоченное ценообразование
на продукцию сопряженных с машиностроением отраслей.
     В переходный период сглаживание негативного влияния  этого
фактора должно  обеспечиваться  путем заключения двух- или мно-
госторонних ценовых соглашений между заинтересованными сторона-
ми.
     Структурные сдвиги в производстве  продукции  машинострое-
ния, освоение выпуска новой продукции на первом и втором этапах
реформ не означают спада или прекращения  выпуска  традиционной
продукции, пользующейся спросом,  но уступающей по своим техни-
ко-экономическим показателям зарубежным аналогам.
     Со стороны органов государственного отраслевого управления
должны быть выработаны контрольные цифры на 1996-1997 гг.по вы-
пуску такой продукции.
     Обеспечение приоритетных отраслей народного хозяйства тра-
диционной продукцией  машиностроения  должно оформляться в виде
Госзаказа.
     Основой для разработки контрольных цифр должен стать науч-
но обоснованный прогноз,  разработанный с использованием совре-
менной методологии  и ежегодно корректируемый с учетом изменяю-
щихся экономических условий.
     Приоритетным направлением структурных преобразований в ма-
шиностроении является резкое наращивание  производства  товаров
народного потребления  по  объему и ассортименту.  Решение этой
проблемы на базе действующих цехов и производств, за малым иск-
лючением, невозможно.  Необходимо  создание  специализированных
предприятий и производств,  в том числе на базе  перепрофилиро-
ванных мощностей,  предприятий и конверсируемых предприятий,  а
также ориентация на это направление предприятий малого и  сред-
него бизнеса в машиностроении.
     Сдерживающим фактором в решении  указанной  задачи  служит
низкая платежеспособность  населения.  Следует определить этап-
ность в наращивании производства ТНП с учетом конъюнктуры спро-
са и платежеспособности населения.
     Необходимо добиваться от Правительства РФ введения  льгот-
ного кредитования подготовки производства ТНП при условии, если
предприятие направило на эти цели не менее 50% средств из собс-
твенных источников.
     Процесс санации  и перепрофилирования предприятий и произ-
водств, производящих продукцию,  не  пользующуюся  спросом,  не
способных обеспечить  выпуск  конкурентоспособной продукции или
свертывающих производство спецтехники по  заказам  ВПК,  должен
быть хорошо организован как в масштабе отрасли, так и на каждом
из соответствующих предприятий.  Основная задача - провести пе-
репрофилирование с наименьшими потерями. должны быть выработаны
критерии отнесения предприятий к числу подлежащих санации и пе-
репрофилированию. Перечень их должен быть согласован с отрасле-
выми и соответствующими региональными органами управления,  так
как эти меры имеют определенные социальные последствия.  С осо-
бой осмотрительностью  следует  подходить  к  вопросу   санации
предприятий - монополистов.
     Необходимо подбирать номенклатуру новой продукции для  вы-
бора вариантов перепрофилирования предприятий с учетом оборудо-
вания и технологии,  имеющихся на  предприятиях,  максимального
сохранения рабочих мест.
     При свертывании оборонной тематики должен решаться  вопрос
о разумном перепрофилировании высвобождающихся производственных
мощностей на создание наукоемкой продукции и  об  использовании
кадрового персонала  в  качестве  связующего звена при передаче
двойных технологий из оборонного комплекса в гражданские отрас-
ли машиностроения.
     В настоящее время важно сохранение имеющихся мощностей  по
производству экспортной  продукции,  где  уже  налажен  выпуск,
должна быть проведена сегментация рынков,  определены  реальные
возможности увеличения выпуска, улучшения пропорций в структуре
экспорта в направлении расширения продаж наукоемкой и техничес-
ки сложной продукции. Значительную роль должно сыграть стимули-
рование развития экспортного производства,  поднятие профессио-
нального уровня  работников внешней торговли,  развитие внешне-
торговой системы.
     Структурная перестройка в машиностроении неразрывно связа-
на с реорганизацией системы управления  отраслью.  Существующая
система управления  построена  по отраслевому принципу с жестко
закрепленной за предприятиями номенклатурой выпускаемой продук-
ции и  ориентирована  прежде  всего  на решение задач директив-
но-плановой экономики - выпуск заданной продукции в  определен-
ных количествах.
     Сохранение отраслевой структуры управления в условиях рын-
ка "консервирует"  монополизм,  ведет к нарастанию противоречий
между субъектами хозяйствования различных форм собственности.
     Выживание машиностроительного  комплекса  как  единого це-
лостного организма возможно при реформировании системы управле-
ния отраслью, перераспределения функций между ее звеньями.
     В ее основу должны быть заложены следующие принципы:
     1. Децентрализация  форм и методов управления,  аналогично
ассоциации предприятий.
     2. Обеспечение экономической самостоятельности предприятий
и организаций машиностроительного комплекса (кроме "казенных").
     3. Консолидация  предприятий  с  их ориентацией на крупные
рынки сбыта готовой продукции.
     3.2. Инновационно-инвестиционная политика
     Инновационно-инвестиционная политика    в   машиностроении
должна быть направлена на:
     создание системы  внебюджетных  источников  финансирования
НИОКР и освоения серийного производства новой техники;
     обеспечение опережающего роста производства, основывающих-
ся на новых технологических укладах и формирующих "точки роста"
прорывных научно-технических направлений;
     избирательное развитие принципиально новых энерго-  и  ре-
сурсосберегающих технологий;
     создание новых поколений техники в приоритетных  направле-
ниях;
     обеспечение опережающего  роста  производства   наукоемкой
продукции, предназначенной для развития экспорта;
     обеспечение перевода продукции машиностроения на  междуна-
родные стандарты и развитие сертификации;
     разработку и освоение производства импортозамещающей  тех-
ники;
     формирование научного  задела  и  избирательную  поддержку
исследований;
     развитие изобретательства и приобретение лицензий;
     развитие отраслевой  системы научно-технической информации
и совершенствование статотчетности;
     использование научно-технических   достижений   оборонного
комплекса;
     расширение межгосударственных  научных связей и интеграцию
научно-технического потенциала машиностроения в мирохозяйствен-
ные связи;
     обеспечение материального наполнения инвестиционного  рын-
ка, в первую очередь,  прогрессивными станками,  оборудованием,
средствами автоматизации,  что потребует преимущественного раз-
вития станкостроения,  электротехники, приборостроения и межот-
раслевых производств;
     существенное развитие  опытно-экспериментальной базы маши-
ностроения, повышение оснащенности машиностроительных предприя-
тий испытательными стендами, диагностическим оборудованием, вы-
числительной техникой.
     Необходимо сконцентрировать  финансовые средства и матери-
ально-технические ресурсы на развитии таких отраслей, как стан-
костроение, промышленное  приборостроение и электронная промыш-
ленность. Причем, развитие последних двух отраслей в значитель-
ной степени  должно  быть подчинено удовлетворению потребностей
станкостроения. В реализации инновационной  политики  первосте-
пенное внимание должно уделяться:
     В станкостроительной промышленности - формированию высоко-
эффективного производственного аппарата в приоритетных отраслях
народного хозяйства, производство точного, ресурсосберегающего,
автоматизированного оборудования и создание нового, отвечающего
современным мировым тенденциям;  освоение  на  высвобождающихся
мощностях как специального технологического оборудования, так и
непрофильной для станкостроения продукции, разработке и внедре-
нию экологически чистых технологических процессов,  реализуемых
на оборудовании, выпускаемом отраслью.
     В энергетическом и транспортном машиностроении - обеспече-
нию за счет дозагрузки и освоения дополнительных производствен-
ных мощностей, потребности России в продукции, ранее поставляв-
шейся из стран ближнего и дальнего зарубежья,  производство ко-
торой  недостаточно  либо  отсутствует  в Российской Федерации.
Расширить номенклатуру и поднять  технический  уровень  подъем-
но-транспортной техники, увеличить долю выпуска машин непрерыв-
ного действия,  складского оборудования,  оснащенного системами
автоматического управления,  однорельсовых дорог, а также машин
специальных,  в наибольшей степени отвечающих требования техно-
логии  потребителя.  Необходимо  наладить массовое производство
средств малой механизации,  которые найдут  широкое  применение
практически  во  всех отраслях народного хозяйства и,  в первую
очередь, на небольших предприятиях промышленности и в торговле.
     В химическом  и нефтяном машиностроении - освоению выпуска
продукции, изготавливаемой  в  настоящее  время  в  республиках
б.СССР, в том числе для топливно-энергетического комплекса: аг-
регатов и подъемников для ремонта и освоения  нефтяных  скважин
грузоподъемностью 37, 50 и 125 тонн, насосов штанговых, фонтан-
ной арматуры на давление 21 и 35 МПа, оборудования для глубокой
переработки нефти, насосного оборудования, химико-лесного и аг-
ропромышленного комплексов;  пластинчатых теплообменников, обо-
рудования для переработки пластмасс,  холодильных машин для ох-
лаждения, хранения и переработки сельхозпродукции и др.
     Должен возрасти объем производства оборудования для микро-
биологической промышленности при одновременном уменьшении  объ-
ема поставок химического оборудования для производства химичес-
ких удобрений. Должно увеличиться производство мембранного обо-
рудования,  реализующего  наиболее прогрессивные и экологически
чистые технологии.  В целях обеспечения решения задач энерго- и
ресурсосбережения  необходимо  создание и широкий  выпуск гаммы
тепловых насосов для утилизации отбросного тепла сточных комму-
никационных  и  промышленных вод с заводского оборотного водос-
набжения.
     В строительном,  дорожном  и коммунальном машиностроении -
совершенствованию техники по пути повышения энергонасыщенности,
роста  средних показателей,  а также разработки и освоения раз-
личных мини-машин.  При конструировании и  модернизации  должен
быть  сделан  упор на их оснащение системами дистанционного уп-
равления,  а в перспективе роботами и манипуляторами различного
назначения. Расширенное использование модульного принципа конс-
труирования при создании гидравлических экскаваторов, стреловых
самоходных и башенных кранов, самоходных катков, бетоносмесите-
лей и ряда других машин  обеспечит  при  существенном  снижении
затрат на стадии их разработки и изготовления и гибкое маневри-
рование техникой в условиях эксплуатации.
     В сельскохозяйственном и тракторном машиностроении - осво-
ению производства малогабаритных тракторов,  машин для возделы-
вания свеклы, кукурузы, зерноуборочных комбайнов малой произво-
дительности, комплексов машин для кормопроизводства и механиза-
ции труда в животноводстве,  созданию средств доставки и хране-
ния скоропортящихся продуктов,  повышению  технического  уровня
сельскохозяйственных машин, освоению новых технологий и матери-
алов, обновлению устаревших фондов в сельхозмашиностроении.
     Развитие перспективной сельскохозяйственной техники должно
идти  по пути высокопроизводительных агрокомплексов с безотход-
ной системой производства основных сельскохозяйственных культур.
     В автомобильной промышленности - созданию  новых  видов  и
расширению существующего производства автобусов и троллейбусов,
созданию малотоннажных автомобилей,  созданию и расширению про-
изводства транспортных средств для инвалидов,  покупаемых ранее
по импорту.  Новые разработки в автомобилестроении должны  быть
направлены на  обеспечение  требований уменьшения вредного воз-
действия на окружающую среду,  повышения топливной экономичнос-
ти, надежности, безопасности и степени компьютеризации.
     Одновременно должен повышаться удельный  вес  автомобилей,
оснащенных высокоэкономичными  экологически  чистыми дизельными
установками.
     В приборостроительной промышленности - созданию и освоению
производства новых приборов и средств автоматизации для  реали-
зации приоритетных  государственных программ;  переходу к комп-
лексной автоматизации производственных и управленческих процес-
сов, к  росту  компьютеризации  различных сфер деятельности,  к
электронизации производственных процессов с использованием  вы-
числительной техники, к созданию эффективных автоматизированных
систем контроля за состоянием окружающей среды. Технической ос-
новой развития  автоматизированных  производств будущего явится
создание и внедрение комплексных интегрированных  автоматизиро-
ваннных систем  управления народнохозяйственными объектами (ИА-
СУ).
     На базе использования прогрессивных систем и оборудования,
приборов и аппаратов следует перейти  к  широкой  автоматизации
процессов проектирования  и  технологической  подготовки произ-
водства, проведения исследований  и  экспериментов,  управления
производством, технологическими процессами и т.д.
     Технологическое отстаивание является одной из самых  опас-
ных тенденций, сложившихся  в отечественном машиностроении.
     В связи с этим инвестиционная политика должна  проводиться
в направлении выделения ресурсов, в первую очередь под создание
соответствующих условий, обеспечивающих быструю технологическую
перестройку производства на выпуск новой продукции современного
технического уровня, высокого качества, пользующейся повышенным
спросом. По  существу  это будет означать выделение ресурсов на
коренное технологическое перевооружение всего машиностроения.
     Своеобразие нынешнего  этапа  в развитии технологии произ-
водства состоит в том,  что нужно одновременно проводить трудо-
и фондоматериалосберегающую  политику.  Это возможно только при
переходе к новому уровню техники и технологии,  при котором од-
новременно достигаются рост производительности труда, повышение
фондоотдачи и сокращение материалоемкости.
     Основными направлениями  технологического  развития  маши-
ностроения должны быть:
     освоение новых  технологических методов обработки металли-
ческих, неметаллических и композиционных материалов посредством
прогрессивного автоматизированного  оборудования  принципиально
новых комплексно-автоматизированных  технологических  процессов
литейного производства,  сварки,  механической и немеханической
обработки различных материалов,  сборки, регулирования протека-
ния технологических процессов, обеспечивающих резкое сокращение
или полную ликвидацию ручного труда;
     использование технологий, базирующихся на применении новых
способов воздействия на металл и новых прогрессивных неметалли-
ческих материалов;  повышение в рациональных пределах доли тех-
нологий, связанных с малоотходными методами пластической дефор-
мации;
     распространение методов порошковой металлургии и  СВС-тех-
нологий как  эффективных способов замены обработки металлов ре-
занием; замена в максимально возможных пределах в  используемых
конструкционных материалах металла на неметалл (керамику, поли-
меры, композиционные и другие материалы); разработка технологий
и создание оборудования для их обработки.
     Необходимо изменить технологическую структуру парка метал-
лобрабатывающего оборудования  за  счет  улучшения  соотношения
между металлорежущими станками и кузнечно-прессовыми, литейными
и сварочным оборудованием.
     Использование научно-технических достижений  и  производс-
твенных возможностей  оборонных  предприятий  в интересах граж-
данского машиностроительного комплекса позволит ускорить  инно-
вационно-инвестиционный процесс.
     Основными направлениями политики в этой области являются:
     1. Определение   областей  взаимовыгодного  сотрудничества
между гражданским машиностроительным комплексом и ВПК;
     передача конверсируемым предприятиям оборонного комплекса,
имеющим незагруженные мощности, высокоточное оборудование и ма-
териалы, ряда заказов машиностроения на разработку и изготовле-
ние оборудования и комплектующих,  в частности,  для ТЭК, хими-
ко-лесного комплекса и АПК;
     организация рациональных,  взаимовыгодных   кооперационных
связей между  конверсируемыми  предприятиями ВПК и машинострои-
тельным комплексом.
     2. Использование ресурсных возможностей и научно-техничес-
ких достижений предприятий и  организаций  ВПК  для  увеличения
объемов производства продукции машиностроения, включая наукоем-
кое оборудование и ТНП, и повышение их технического уровня.
     3. Сохранение  научно-технического  потенциала предприятий
машиностроительного комплекса,  выполняющих заказы ВПК. Предос-
тавление ученым,  работающим  в  различных областях (разработки
спецтехники, возможности применения своего опыта в  гражданском
машиностроении).
     4. Создание нормативно-правовой основы для  сотрудничества
отраслей машиностроительного комплекса с ВПК. Разработка поряд-
ка передачи технологий из оборонного  комплекса  в  гражданский
машиностроительный комплекс и материальное стимулирование этого
процесса.
     3.3. Институционная политика
     1. Разгосударствление и приватизация предприятий и научных
организаций.
     Основной принцип институциональной организации экономики в
машиностроении состоит в следующем:  управлять  предприятием  и
распоряжаться его  прибылью  должен собственник,  инвестирующий
средства в его развитие (частное лицо,  группа частных лиц, об-
щество - государство).
     Приватизация, как смена формы собственности  решает  часть
проблемы - выводит предприятия из-под жесткой системы госудаср-
твенного управления в виде разгосударствления. Переход их в ру-
ки коллективов еще не формирует реального собственника.  Факти-
чески собственник появляется,  когда акции предприятия приобре-
таются ограниченным количеством лиц (юридических  и физических).
     Приватизация предприятий должна быть постепенной,  центра-
лизованной управляемой  и страхуемой.  Необходимо учитывать от-
раслевые технологические, региональные, структурные особенности
приватизируемых   предприятий.  Отбор  предприятий,  подлежащих
приватизации должен производиться по специальным  критериям,  в
частности, рентабельности.
     Должна быть тщательно продумана и организация приватизации
научных организаций с условием сохранения ядра научно-техничес-
кого потенциала,  важнейших научных направлений, научного заде-
ла. Необходимо наличие проекта функционирования каждой из них в
рыночных условиях.
     Помощь предприятиям и научным организациям в послепривати-
зационный период поможет им выжить и повысить эффективность ра-
боты.
     2. Реформирование предприятий государственной формы  собс-
твенности.
     Необходима адаптация государственных предприятий к  рыноч-
ным условиям  хозяйствования.  Уровень  управляемости государс-
твенных предприятий должен быть повышен, введено жесткое управ-
ление ими,  включая контроль за сбытом,  ценами, распределением
прибыли, оплатой труда,  применение контрактной формы трудового
найма руководителей предприятий. Должно регулироваться финансо-
вое состояние государственных предприятий.  Функции  управления
государственными предприятиями  машиностроения  и  их государс-
твенным имуществом должны быть переданы государственному отрас-
левому органу управления.
     3. Формирование новых организационо-хозяйственных структур
в производстве и отраслевой науке.
     Одним из направлений приспособления производства к услови-
ям рыночного  хозяйствования является образование новых органи-
зационных форм. Необходимо содействие созданию форм организации
производства, обеспечивающих такие качества как:
     мобильность в налаживании производства продукции, пользую-
щейся спросом;
     диверсифицированность как способ снижения рисков;
     комплексность - сочетание разных подразделений,  обеспечи-
вающих устойчивую работу: научно-технических, производственных,
финансовых, торговых и т.д.
     Необходимо: сочетание специализированных предприятий, коо-
перарующих между собой; сочетание предприятий разных форм собс-
твенности;  добровольное объединение с целью взаимной поддержки
путем объединения капитала;  содействие созданию рисковых фирм,
включающих научные и производственные подразделения, а иногда и
с  участием  финансирующих организаций,  территориальных произ-
водственных и научно-производственных образований, фирм-инкуба-
торов,  финансово-промышленных групп, технополисов, холдингов и
др.; совместное производство с участием зарубежного капитала.
     Новые организационно-хозяйственные структуры должны созда-
ваться по  инициативе снизу.  Государство оказывает поддержку и
участвует как компаньон.
     4. Демонополизация. Развитие  малого  и среднего бизнеса.
        Поддержка предпринимательства.
     Демонополизация -  один  из способов создания конкурентной
среды в машиностроении.  Нужны осторожная, продуманная политика
в отношении  предприятий-монополистов,  индивидуальный  подход,
учет особенностей монополии  в  машиностроении,  основанной  на
специализации производства.  Возможно  сохранение в необходимых
случаях таких предприятий,  учитывая ограничение их  вероятного
диктата, предусмотренное антимонопольным законодательством.
     Поддержка развития малого и среднего бизнеса в машиностро-
ении, способствование   получению  ими  заказов,  материального
обеспечения, площадей в аренду,  оборудования,  реализации про-
дукции позволит ускорить создание рыночной среды.
     Этим же целям будут служить поддержка предпринимательства,
создание благоприятных  условий для коллективной и индивидуаль-
ной предпринимательской деятельности,  льгот в  оплате  аренды,
обеспечение их  необходимой  информацией,  оказание технической
помощи, обучение,  привлечение к реализации государственных за-
казов и др.
     Необходимы учет антимонопольных требований в ходе привати-
зации, устранение монопольности, связанной с деятельностью кон-
цернов, объединений, ассоциаций.
     5. Формирование рыночной инфраструктуры в машиностроении.
     Содействие возникновению  в  сфере машиностроения инфраст-
руктуры будет способствовать продвижению товара на  рынок,  ин-
формированию о состоянии рынка,  организации его купли-продажи,
хранения, доставки,  обеспечению  этих  процессов   финансовыми
средствами, страхованию сделок и т.п.
     6. Изменение функций отраслевого управления в процессе пе-
рехода к рыночным отношениям.
     Роль отраслевых  органов управления в осуществлении реформ
на данном этапе должна повышаться.  Необходимы последовательные
действия по созданию рыночных институтов в машиностроении, сти-
мулирование отраслевых органов управления в проведении  реформ.
В законодательном  порядке  им  должно  быть делегировано право
распоряжаться от имени государства имуществом "казенных" предп-
риятий, а  также  право  участия в управлении приватизированных
предприятий от имени государства, распоряжаясь долями, акциями,
другим государственным  имуществом.  Следует  наметить  систему
мер, направленную на постепенное  ослабление  централизованного
руководства машиностроением  по  мере  стабилизации экономики и
развития рыночного хозяйства.
     При этом  необходимо четкое разграничение функций управле-
ния машиностроительными предприятиями между отраслевыми  регио-
нальными органами управления, согласованные действия этих орга-
нов.
     3.4. Социальная политика
     Социальную политику  в машиностроении необходимо проводить
в следующих направлениях:
     1. Содействие  обеспечению  занятости и поддержки работни-
ков, высвобождающихся в ходе структурной перестройки.
     Обеспечение гарантированной  занятости работающих при при-
ватизации предприятий машиностроения и при реализации мероприя-
тий по санации предприятий-банкротов.
     2. Ослабление негативного влияния реформ на социальное по-
ложение малообеспеченных работников и их семей.
     Стимулирование предприятий в создании дополнительных рабо-
чих мест и сохранении существующих особенно для работников нуж-
дающихся в социальной защите, инвалидов.
     Оказание помощи  предприятиям  при организации ими рабочих
мест учеников,  для обучения молодежи,  завершившей обучение  в
школе, для повышения квалификации, переобучения лиц, подлежащих
высвобождению в случае предполагаемого массового высвобождения.
     Формирование отраслевой  системы обучения и переподготовки
высвобождаемых работников путем создания специальных отраслевых
центров.
     3. Развитие  социального партнерства как механизма регули-
рования денежных доходов работников,  расширения трудовых и со-
циальных конфликтов.
     Необходимость развития   системы  социального  партнерства
обусловлена незрелостью трудовых отношений,  их несоответствием
условиям рыночной экономики. В частности нуждаются в уточнении:
     перечень требований для заключения трехсторонних  соглаше-
ний между коллективами предприятий,  администрацией и государс-
твом, в том числе реализующих увязку роста реальных  доходов  с
ростом производства и производительностью труда,  корректировки
оплаты труда с учетом инфляции и т.д.;
     процедура переговоров,  облекающих  достижение необходимых
компромиссов.
     Указанные направления  социальной политики должны реализо-
вываться с учетом прогноза демографической ситуации в машиност-
роении и миграционных потоков трудовых ресурсов.
     3.6. Развитие внешнеэкономических связей.
     Интеграция машиностроения России в мировое хозяйство явля-
ется одним  из  важнейших и одновременно одним из самых сложных
направлений государственной политики.
     На протяжении многих лет отрасль гражданского машинострое-
ния, действуя в условиях жесткой монополии на выпускаемую  про-
дукцию, не обеспечивая потребность внутреннего рынка,  мало за-
ботилась о выпуске высококачественной  техники,  конкурентоспо-
собной на мировом рынке.
     Государственная политика в машиностроении в области  внеш-
неэкономических связей  должна осуществляться по трем направле-
ниям.
     1. Развитие внешнеэкономических связей со странами -  быв-
шими республиками СССР и странами - бывшими членами СЭВ.
     Основные направления региональной политики с б.республика-
ми СССР следующие:
     сохранение и  восстановление  эффективных  хозяйственных и
кооперационных связей;
     совместная инвестиционная деятельность;
     взаимодействие в области охраны интеллектуальной собствен-
ности;
     защиты окружающей среды в  рамках  общего  техногенного  и
экологического пространства;
     совершенствование нормативно-правовой базы по всему  комп-
лексу вопросов, охватывающих машиностроение.
     В качестве ближайших шагов целесообразно:
     совершенствование прямых   торгово-экономических   связей,
сохранение кооперации,  сбалансирование взаимных поставок  про-
дукции и решение вопросов взаимных платежей;
     развитие международных экономических структур, в том числе
финасово-промышленных групп,  производственных  и научно-техни-
ческих консорциумов, ассоциаций, совместных предприятий, компа-
ний и  корпораций на основе объединения технологически взаимос-
вязанных производств с включением в них банковских структур;
     создание совместных  банков  и их объединений,  финансовых
холдинговых компаний;
     снятие лишних ограничений на движение товаров по  взаимной
торговле государств СНГ;
     согласование юридической, нормативной базы хозяйствования,
исключение дискриминации;
     осуществление совместных  научно-технических и экономичес-
ких программ в области машиностроения.
     Трансннациональные объединения  будут способствовать коор-
динации и  стабилизации технологических связей,  реализации ин-
вестиционных проектов.  Такие проекты могут быть направлены  на
развитие сырьевой базы, освоение коннкурентоспособнной на миро-
вом рынке продукции.
     Постепенная интеграция производства стран СНГ будет стиму-
лировать согласованные  совместные  действия  и создание общего
рынка для  свободного  перемещения товаров,  капиталов и услуг.
     Аналогичная политика может проводиться и  по  отношению  к
странам СЭВ с учетом иного уровня кооперационных связей.
     2. Развитие вннешнеэкономических связей с ведущими капита-
листическими странами.
     Основными направлениями региональной политики в машиостро-
ении являются:
     продолжение на либерализацию внешней торговли и интеграцию
машиностроения в мировое хозяйство;
     размещение в  области производства машиностроительной про-
дукции  с ее последующим экспортом;
     создание производств  с участием иностранного капитала для
выпуска конкретных марок изделий с последующим их  экспортом  в
развитые капиталистические страны (с/х машины, бытовая электро-
техника, различное оборудование  для  легкой  промышленности  и
т.д.).
     3. Развитие  внешнеэкономических  связей  с   развивающими
странами.
     Основным направлением политики  в  этой  области  является
поставка из  России комплектного оборудования для технологичес-
кого содействия.
     Участие в  проектах  технического  содействия  развивающим
странам позволит выправить структуру нашего импорта и  смягчить
по ряду товарных позиций его несбалансированность.
     Развитию и совершенствованию внешнеэкономической  деятель-
ности будут способствовать:
     укрепление государственного  контроля  за  внешнеторговыми
операциями предприятий и ценами;
     защита интересов российских экспортеров на внешних рынках;
     защита внутреннего  рынка и российских производителей кон-
курентоспособной продукции от необходимого  импорта  зарубежных
товаров-аналогов;
     стимулирование промышленного экспорта;
     создание международно  признанной  системы  сертификации и
контроля качества экспортируемой продукции;
     совершенствование системы тарифного регулирования внешнеэ-
кономической деятельности.
     Проводя политику  интеграции отечественного машиностроения
в мирохозяйственные связи, необходимо реализовать ее конкурент-
ные преимущества, к которым относятся:
     пониженная стоимость рабочей силы в сочетании с достаточно
высоким уровнем квалификации;
     низкая капиталоемкость отраслевой науки;
     долговременное присутствие  российской  машиностроительной
продукции на ряде страновых рынков,  главным образом, в третьем
мире;
     значительные объемы накопленных основных  производственных
фондов и,  в частности, универсального обрабатывающего оборудо-
вания в машиностроении,  что позволяет снизить  капиталоемкость
технологической модернизации производств;
     высокая степень энергетической и  ресурсной  независимости
страны;
     наличие уникальных передовых технологий в ряде подотраслей
и производств машиностроения,  опирающихся на достижения фунда-
ментальной и прикладной науки.
     Необходимо также учитывать и стратегические слабости маши-
ностроительного комплекса,  во  многом  блокирующие  реализацию
преимуществ:
     неразвитость финансовой,  организационной и информационной
инфрастуктуры международного делового сотрудничества;
     усиление сырьевой направленности тульского экспорта и  по-
теря традиционных рынков сбыта промышленной продукции;
     сложности в преодолении  протекционистской  политики  ряда
западных стран;
     трудности адаптации к условиям  массового  производства  и
требованиям экономической  эффективности  конкурентных по своим
характеристикам высоких технологий оборонного комплекса,  пред-
назначенных для малосерийного или единичного производства, ори-
ентированных на другие экономические критерии, нежели гражданс-
кое производство;
     низкая эффективность производства  и  чрезвычайно  высокие
удельные материальные  затраты  даже в передовых секторах маши-
ностроения;
     неизбирательный и  быстро  деградирующий  со  свертыванием
госзаказов внутренний спрос на наукоемкую продукцию.
     Учет перечисленных  факторов  в  политике интеграции маши-
ностроения в мирохозяйственные связи  создаст  предпосылки  для
успешного протекания этого процесса.
     3.7. Политика в области экологической безопасности в  про-
изводстве.
     Повышение роли экологического  фактора  в  стабилизации  и
структурной перестройки машиностроения тесно связано с формиро-
ванием нового правового и экономического механизма  регулирова-
ния взаимодействия  региональных  органов  различных  уровней и
природопользователей.
     В этой области основными направлениями региональной эколо-
гической политики в машиностроении становятся:
     последовательный переход на международные стандарты техно-
логических процессов  производимой  продукции,   обеспечивающие
включение машиностроения  области в мировую экономику и систему
международной экологической безопасности;
     экономическое стимулирование  ресурсо- и энергосбережения,
внедрение экологически чистых техники и технологии;
     обеспечение проведения  экологической  экспертизы и оценки
воздействия на окружающую среду всех крупных программ и  объек-
тов хозяйственной  и иной деятельности предприятий машинострое-
ния. По результатам независимой экологической экспертизы должны
приниматься решения о выведении из эксплуатации объектов, явля-
ющихся источниками загрязнения окружающей среды;
     формирование рынка экологических работ и услуг,  обеспече-
ние народного хозяйства приборами,  средствами автоматизации  и
оборудованием для охраны окружающей среды.

       4. 2  0Первоочередные меры по реализации региональной
                   политики в машиностроении

     4.1. Меры в области структурных преобразований.
     4.1.1. Обосновать рациональные пропорции в развитии произ-
водства товаров группа А и группы Б в целом по машиностроитель-
ному комплексу и его подотраслям.
     4.1.2. Организовать маркетинговые исследования с целью вы-
явления платежеспособного спроса, на продукцию машиностроения и
товаров народного потребления.
     4.1.3. Разрешить машиностроительным предприятиям,  для ко-
торых товары народного потребления являются  непрофильной  про-
дукцией, оставлять в полном объеме прибыль от производства этой
продукции, имея в виду направлять указанные средства на  расши-
рение производства  товаров  народного потребления и социальное
развитие трудовых коллективов.
     4.1.4. Регулировать  поставки важнейших видов машинострои-
тельной продукции для государственных нужд через  государствен-
ный заказ.  Определить систему стимулов и льгот, обеспечивающих
престижность госзаказа на продукцию машиностроения.
     4.1.5. Оформлять  тарифные соглашения с предприятиями-пос-
тавщиками машиностроительной  продукции   для   государственных
нужд, исходя из предельных уровней рентабельности.
     4.1.6. Разработать генеральную схему территориального раз-
мещения производственных мощностей машиностроительного комплек-
са с целью оптимизации ресурсного обеспечения и сокращения зат-
рат машиностроительных производств на производство и реализацию
продукции.
     4.1.7. Руководствуясь  Законом  о банкротстве,  определить
порядок выявления нерентабельных предприятий,  осуществить меры
по их санации и перепрофилированию.
     4.1.8. Для стабилизации финансового положения и  поддержки
машиностроительных предприятий предусмотреть:
     введение единой дифференцированной шкалы налогообложения в
привязке к абсолютным объемам получаемой прибыли (для поддержки
значительного числа вновь образующихся в переходный период низ-
кодоходных предприятий);
     формирование стабилизационных фондов предприятий для  кон-
цепции временных  убытков  с освобождением названных средств от
налогообложения. Предоставление льготы на зачет временных убыт-
ков в налооблагаемой прибыли следующих лет;
     предоставление режима наибольшего  благоприятствования  со
стороны налоговой системы затратам машиностроительных предприя-
тий (в том числе на совместной и многосторонней основе) на  вы-
вод из  прорыва и ликвидацию убыточности их смежников-поставщи-
ков комплектующих изделий и т.п.;
     обеспечение избирательной региональной поддержки ряда убы-
точных и низкодоходных предприятий машиностроительного комплек-
са, от  стабильной работы которых зависит устойчивое функциони-
рование многих других машиностроительных производств (на строго
оговоренных условиях  и  сроках) через щадящий налоговый режим,
льготное кредитование проектов их технического перевооружения.
     4.1.9. Существенно  расширить масштабы специализированного
производства продукции общемашиностроительного применения.
     4.1.10. В  целях  усиления  роли регионального обеспечения
продукцией общемашиностроительного применения ориентировать от-
дельные предприятия  и  производства  на выпуск такой продукции
наряду с продукцией по сложившейся специализации.
     4.1.11. Переориентировать  часть машиностроительных отрас-
лей на производство узлов и  агрегатов  общемашиностроительного
применения взамен закупаемых по импорту.
     4.1.12. Разработать программу создания с зарубежными  фир-
мами сети совместных предприятий,  специализированных на произ-
водстве общемашиностроительных компонентов,  а также их отдель-
ных узлов и деталей.
     4.1.13. С целью улучшения структуры экспорта  машинострои-
тельной продукции  разработать  программу  развития экспортного
потенциала машиностроения.
     4.2. Меры  в  области инновационно-инвестиционной деятель-
ности.
     4.2.1. Создать  для  предприятий,  особенно обрабатывающей
промышленности, льготные условия инвестирования высокоэффектив-
ной, ресурсосберегающей техники посредством инвестиционного на-
логового кредита,  режима ускоренной амортизации и других  инс-
трументов.
     4.2.2. Обеспечить государственное  финансирование  закупок
прогрессивной техники  (через  госзаказ) для отраслей,  имеющих
общегосударственное значение (транспорт,  связь,  энергетика  и
др.), на  продукцию  которых  будут поддерживаться регулируемые
цены.
     4.2.3. Значительно  расширить лизинговые операции под при-
обретение (аренду) прогрессивных ресурсосберегающих видов  тех-
ники, продажи  по  льготным ценам восстановленных (отремонтиро-
ванных) машин и оборудования.
     4.2.4. Стимулировать  потребительский  спрос на технически
сложные товары машиностроительного профиля для населения,  осо-
бенно в  случае сокращения объемов их продаж в связи с переклю-
чением спроса населения на предметы первой необходимости (через
расширение потребительского  кредита,  политику ставок налога с
оборота, косвенное воздействие на цены посредством льготной на-
логовой политики и др.).
     4.2.5. Гибко использовать возможности сквозного  госзаказа
(по всей  цепочке обеспечивающих производств) на ключевые пози-
ции машиностроительной  продукции,   определяющий   направления
прогрессивной структурной  перестройки  отраслей  народного хо-
зяйства, включая машиностроительный комплекс.
     4.2.6. Учредить внебюджетный инвестиционный фонд машиност-
роительного комплекса,  аналогичный фонду финансирования НИОКР,
по нормативам, установленным Правительством РФ.
     4.2.7. Направлять во внебюджетный отраслевой  инвестицион-
ный фонд  в качестве дополнительного источника капитальных вло-
жений 20-30%  средств, получаемых от выкупа госимущества прива-
тизируемых предприятий.
     4.2.8. Разработать и обосновать перечень строительства но-
вых  объектов  с  правом открытия их финансирования при условии
накопления финансовых  средств  на  специальных  инвестиционных
счетах в объемах не менее 25% от сметы расходов.
     4.2.9. Внедрить систему экономических стимулов, направлен-
ных на развитие инвестиционной активности предприятий,  включая
снижение на  предприятиях  машиностроения  нормативных   сроков
амортизационного списания основного технологического оборудова-
ния в среднем с 13 до 6-7 лет и в научных организациях наукоем-
кого оборудования  - до 3-6 лет с введением экономической заин-
тересованности предприятий и научных организаций  в  ускоренном
его обновлении.
     4.2.10. Способствовать  введению  ускоренной   амортизации
прогрессивных видов  установленного оборудования со сроком спи-
сания в первый год эксплуатации 30-50% его первоначальной стои-
мости.
     4.2.11. Содействовать введению  системы  специальных  бан-
ковских счетов  по месту нахождения предприятий с целью аккуму-
лирования на них амортизационных отчислений,  с обязательной их
индексацией в зависимости от темпов инфляции.
     4.2.12. Изменить порядок финансирования капитального стро-
ительства за  фактически выполненный объем работ с обязательной
предопалатой за поставленные материалы и оборудование в размере
не менее 40% от квартального лимита финансирования.
     4.2.13. Усовершенствовать порядок  формирования  государс-
твенного заказа по разделу науки и научного обслуживания,  имея
в виду повышение эффективности конкурсного отбора, установление
системы льгот исполнителям,  гарантированность объемов и сроков
финансирования,  приоритетное материально-техническое обеспече-
ние, усиление ответственности за выполнение заданий.
     4.2.14. Практически реализовать  механизм  передачи  науч-
но-технических достижений  из  оборонного  в гражданский сектор
машиностроения на основе совместных межотраслевых научно-техни-
ческих программ.
     4.2.15. Создать нормативно-правовую основу для  учреждения
системы инновационных  внебюджетных фондов,  функционирующих на
прибыльной и бесприбыльной основе.  Установить статус этих фон-
дов, определить   источники  и  нормативы  отчислений  денежных
средств и систему стимулов для их развития.
     4.2.16. Осуществить поэтапный перевод основной части прик-
ладных исследований и разработок  преимущественно  на  принципы
возвратного и кредитного финансирования из внебюджетных фондов-
НИОКР, а также максимально использовать возможности привлечения
средств предприятий,  кредитно-финансовых учреждений и иных ин-
весторов.
     4.2.17. Разработать  и  ввести  в действие механизм отбора
научно-технических проектов для привлечения зарубежных инвести-
ций в  развитие научно-технического потенциала машиностроитель-
ного комплекса.
     4.2.18. Освободить научные организации от уплаты налога на
добавленную стоимость независимо от  источников  финансирования
выполняемых ими работ и от уплаты налога на землю и имущество.
     4.2.19. Снизить в 2 раза налог на прибыль по работам,  вы-
полняемым научно-исследовательскими организациями.
     4.2.20. Уменьшить научным организациям в 2-3 раза налог на
фонд оплаты  труда за превышение 5-кратного минимума заработной
платы.
     4.2.21. Установить научным организациям машиностроения ль-
готные тарифы оплаты за аренду помещений,  тепло, воду, канали-
зацию, электроэнергию, а также телефонную связь.
     4.2.22. Установить для научных организаций  машиностроения
систему льготных целевых банковских кредитов на выполнение обо-
ротных средств  и  реализацию  программ  обновления  материаль-
но-технической и экспериментальной базы.
     4.2.23. Распространить право частичного использования  го-
сударственных иностранных  кредитов на финансовую поддержку на-
учно-исследовательских разработок и научно-технических программ.
     4.2.24. Ввести  налоговые и таможенные льготы на экспорти-
руемую научно-техническую продукцию и  импортируемую  продукцию
для научных целей, а также на денежные средства, оборудование и
приборы, материалы, выделение иностранными и международными ор-
ганизациями и фондами, частными лицами на проведение исследова-
ний.
     4.2.25. Освободить  валютные средства организаций и предп-
риятий машиностроения, полученные от продаж за рубеж новой тех-
ники, технологий, материалов и продукции "ноу-хау" и направляе-
мые на выполнение перспективных научных разработок,  от  обяза-
тельной продажи валюты Центральному банку России.
     4.2.26. Создать нормативно-правовую основу  для  сотрудни-
чества отраслей машиностроительного комплекса с оборонным маши-
ностроением. Определить направление такого сотрудничества.
     Разработать совместные  программы  создания и производства
техники новых поколений для отраслей народного хозяйства,  экс-
порта, повышения  технического уровня гражданского машинострое-
ния.
     Сформировать "портфель  заказов"  продукции машиностроения
для ее освоения предприятиями оборонного комплекса.
     Выявить свободные  мощности предприятий и производств обо-
ронного комплекса для освоения производства продукции гражданс-
кого машиностроения.
     Разработать мероприятия,  направленные на сохранение науч-
но-технического потенциала предприятий машиностроения, выполня-
ющих заказы оборонного комплекса.
     4.3. Меры в области институциональной политики.
     4.3.1. Организовать мониторинг  результатов  хозяйственной
деятельности разгосударственных предприятий в послеприватизаци-
онный период.
     4.3.2. Разработать  и согласовать с органами законодатель-
ной и исполнительной власти комплекс правовых норм, содействую-
щих развитию инициативы и укреплению престижа отраслевого звена
региональных органов управления, в том числе:
     положение об особенностях отраслевой приватизации;
     изменения в Закон о государственном предприятии (объедине-
нии), закрепляющие  за центральными органами отраслевого управ-
ления права собственника имущества подведомственных предприятий
и организаций,  находящихся в федеральной собственности,  право
утверждения уставов этих предприятий (организаций) и заключения
контрактов трудового найма с их руководителями (директорами);
     порядок передачи в траст пакета акций,  остающихся в госу-
дарственной собственности  после  приватизации подведомственных
предприятий, для осуществления полномочий собственника, а также
права владения "Золотой акцией";
     регламент взаимоотношений между органами регионального уп-
равления и самостоятельными субъектами хозяйствования: финансо-
во-промышленными группами,  холдинговыми объединениями, концер-
нами и т.п.,  созданными на основе реформирования государствен-
ных организационных структур.
     4.3.3. Осуществить  комплекс мер по демонополизации произ-
водства машиностроительной продукции, включая:
     антимонопольную экспертизу программы приватизации;
     систему надзора за деятельностью  хозяйственных  структур,
сохраняющих монопольное  положение на внутреннем рынке товарной
продукции с целью предупреждения возможных  проявлений  монопо-
лизма;
     формирование конкурентной среды за счет перепрофилирования
убыточных предприятий,  диверсификации конверсируемых предприя-
тий, целенаправленной поддержки малого и среднего  предпринима-
тельства.
     4.4. Меры в социальной сфере.
     4.4.1. Разработать прогнозные оценки потребности машиност-
роения в трудовых ресурсах, динамики уровня безработицы и рынка
труда в районах с узкой специализацией производства.
     4.4.2. Сформировать перечень предприятий и производств ма-
шиностроения, активно  участвующих  в решении важных социальных
задач (производство  товаров  широкого  спроса,   строительство
жилья, создание дополнительных рабочих мест для обеспечения за-
нятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите) с целью
содействия в  оказании этим предприятиям адресной государствен-
ной поддержки.
     4.4.3. Ввести  на предприятиях,  находящихся в федеральной
собственности, контрактную систему трудового найма на принципах
договорного регулирования  оплаты труда в зависимости от прожи-
точного минимума и темпов инфляции.
     4.4.4. Создать  в  области координационный комитет содейс-
твия занятости кадровых работников,  высвобождаемых  при  банк-
ротстве и перепрофилировании предприятий (организаций).
     4.4.5. Сформировать отраслевую  систему  профориентации  и
переподготовки высвобождаемых  работников в увязке с региональ-
ной программой содействия занятости населения.
     4.4.6. Ввести  в  практику обязательную экологическую экс-
пертизу всех крупных программ и объектов хозяйственной деятель-
ности. Закрепить реализацию экологически вредных проектов.
     4.5. Меры по развитию внешнеэкономических связей.
     4.5.1. Создать  на  двухсторонней  и многосторонней основе
межгосударственные комиссии стран-членов СНГ для  совершенство-
вания прямых  торгово-экономических и научно-технических связей
в рамках единого экономического пространства.  Выработать меха-
низм реализации принимаемых решений.
     4.5.2. Заключить  долгосрочные  соглашения  с  отраслевыми
структурами государств СНГ,  Балтии, Грузии о сохранении и раз-
витии специализации и кооперативных связей,  а также соглашения
об экономическом сотрудничестве в области машиностроения,  пре-
дусматривающие важные поставки сырья,  материалов, полуфабрика-
тов, комплектующих  изделий для производства машиностроительной
продукции.
     4.5.3. Совершенствовать  нормативно-правовую базу внешнеэ-
кономической деятельности,  исключить какую-либо  дискриминацию
зарубежных партнеров, создать благоприятные экономические усло-
вия для делового  сотрудничества,  совместной  производственной
деятельности, привлечения иностранных инвестиций.
     4.5.4. Содействовать формированию  международных  экономи-
ческих структур, включая ФПГ, холдинговые компании, научно-тех-
нические консорциумы,  ассоциации,  банковские структуры,  сов-
местные предприятия  с целью реализации инвестиционных проектов
и освоения на мировом рынке машиностроительной продукции.
     4.5.5. Разработать проекты СП в тех направлениях,  где уже
сейчас можно ожидать от деятельности СП валютных поступлений.
     4.5.6. Стимулировать  создание  СП,  планирующих выпускать
продукцию машиностроительного профиля на основе российских  на-
учных разработок.
     4.5.7. Повысить платежную дисциплину, ликвидировать взаим-
ные неплатежи между предприятиями машиностроения и их партнера-
ми в республиках б.СССР.
     4.5.8. Разработать структуру сети специализированных внеш-
неторговых объединений,  представительств и фирм в машинострои-
тельном комплексе.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Хостинг от uCoz