ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06.09.96 N 553
г.Тула
О региональной программе пер-
воочередных мер по развитию и
государственной поддержке ин-
новационной деятельности в
Тульской области
В целях усиления государственного воздействия на процессы
формирования инновационного потенциала структурных преобразова-
ний экономики, а также обеспечения государственной поддержки
приоритетных для области инновационных проектов и руководству-
ясь постановлениями Правительства Российской Федерации от 26
декабря 1995 г. N 1288 "О первоочередных мерах по развитию и
государственной поддержке инновационной деятельности в промыш-
ленности" и от 17 апреля 1995 г. N 360 "О государственной под-
держке развития науки и научно-технических разработок", ПОСТА-
НОВЛЯЮ:
1. Утвердить 2 0подготовленную областным комитетом по науке и
технологиям Программу первоочередных мер по развитию и госу-
дарственной поддержке инновационной деятельности в Тульской об-
ласти (именуемая в дальнейшем - Программа) (прилагается).
2. Руководителям подразделений администрации области орга-
низовать работу по реализации Программы, назначить ответствен-
ных исполнителей ее мероприятий и для осуществления координации
их деятельности направить сведения о них в областной комитет по
науке и технологиям (Козлов Л.М.).
4. Возложить на областной комитет по науке и технологиям
(Козлов Л.М.) координацию работы по выполнению Программы и
обеспечения контроля за ее реализацией.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на ви-
це-губернатора - первого заместителя губернатора области Попова
Н.К.
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор Тульской области -
глава администрации Н.В.Севрюгин
Приложение
к постановлению губернатора
Тульской области - главе
администрации
от 06.09.96 N 553
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ
МЕР ПО РАЗВИТИЮ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
г.Тула, 1996 год
С О Д Е Р Ж А Н И Е
стр.
Паспорт Программы ................................... 3
Введение ................................... 5
1. Предпосылки развития инновационной
деятельности и задачи по ее стимулированию........ 6
2. Этапы реализации Программы........................ 13
3. Финансовое обеспечение Программы.................. 15
4. Механизм управления .............................. 17
5. Оценка эффективности, социально-экономических и
экологических последствий от реализации .......... 17
6. Комплекс первоочередных мер по обеспечению госу-
дарственной поддержки инновационной деятельности на
территории Тульской области ...................... 20
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы Региональная программа первооче-
редных мер по развитию и государс-
твенной поддержке инновационной
деятельности в Тульской области
Основание для разработки Постановления Правительства Рос-
Программы сийской Федерации от 26 декабря
1995 г. N 1288 "О первоочередных
мерах по развитию и государствен-
ной поддержке инновационной дея-
тельности в промышленности" и от
17 апреля 1995 г. N 360 "О госу-
дарственной поддержке развития на-
уки и научно-технических разрабо-
ток"
Заказчик Программы Администрация Тульской области
Разработчик проекта Областной комитет по науке и тех-
Программы нологиям
Основные исполнители Областной комитет по науке и тех-
Программы нологиям
Главное экономическое управление
Финансовое управление
Информационно-аналитическое управ-
ление
Департамент по поддержке малого
предпринимательства
Департамент внешних экономических
связей
Экспертный совет при губернаторе
Тульской области
Государственное правовое управление
Комиссия по региональной налоговой
системе администрации области
ГП "Тульский научно-координацион-
ный центр"
Цель Программы Совершенствование экономических,
правовых и организационных условий
для обеспечения роста объемов ин-
новационной конкурентоспособной
продукции и на его основе ускорен-
ного наполнения бюджета.
Задачи Программы Разработать нормативно-организаци-
онное и методическое обеспечение
государственного регулирования ин-
новационной деятельности на терри-
тории области.
Разработать меры экономической
поддержки инновационной деятель-
ности и обеспечить их реализацию.
Разработать меры по развитию
предприятий и организаций инфрас-
туктуры обеспечения инновационной
деятельности и обеспечить их реа-
лизацию.
Сформировать комплект документов,
необходимых для создания компь-
ютерного информационно-аналитичес-
кого обеспечения государственного
регулирования инновационной дея-
тельности и обеспечить его введе-
ние.
Развить и упорядочить деятельность
по стимулированию межрегионального
и международного сотрудничества в
инновационной сфере и привлечения
инвестиций в инновационные проекты
инвестиций.
Сроки реализации 1996 - 2002 годы
Программы
Объем финансирования Общий объем целевого финансирова-
ния оценивается в 2,1 млрд. руб.
Источники финансирования Бюджетные средства, в т.ч. затраты
на содержание администрации и вне-
бюджетные источники.
Ожидаемые конечные резуль- Повышение ежегодного удельного ве-
таты реализации Программы са инновационной продукции в общем
объеме продукции до 12-13%.
Получение бюджетного эффекта в
конце реализации программы свыше
20 млрд.рублей.
Расширение в Тульской области, на
фоне увеличения масштабов иннова-
ционной деятельности, научно-учеб-
но-производственной среды, способ-
ной реализовывать высокоэффектив-
ные технологии.
Создание новых престижных рабочих
мест.
Система контроля Контроль за реализацией Программы
осуществляет областной комитет по
науке и технологиям совместно с
заинтересованными органами испол-
нительной власти.
ВВЕДЕНИЕ
Региональная программа первоочередных мер по развитию и
государственной поддержке инновационной деятельности в Тульской
области (именуемая в дальнейшем - Программа) разработана в со-
ответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 1995 г. N 1288 "О первоочередных мерах по разви-
тию и государственной поддержке инновационной деятельности в
промышленности" и от 17 апреля 1995 г. N 360 "О государственной
поддержке развития науки и научно-технических разработок".
Инновации - нововведения это внедрение новых еще не полу-
чивших массового распространения в России идей, технологий, ви-
дов продукции и др. в области труда, производства, управления.
Являются основой, главным фактором эффективного развития эконо-
мики.
Инновации обеспечивают: стимулирование экономического рос-
та, повышение производительности труда, сокращение издержек,
повышение конкурентоспособности, создание новых рабочих мест,
стимулирование заказов на продукцию производственного назначе-
ния, рост объемов строительно-монтажных работ, повышение квали-
фикации рабочей силы и т.д.
Вопросы развития инновационной деятельности, а также соз-
дания условий для продвижения научно-технических разработок на
промышленный рынок являются исключительно важными и актуальными
для Тульской области на современном этапе экономических преоб-
разований. Их значимость постоянно возрастает по мере углубле-
ния интеграции Российской экономики в общемировую, усиления
международной конкуренции и исчерпания возможностей экстенсив-
ного развития.
Поэтому закономерно, что развитие инновационной деятель-
ности является важнейшим элементом структурной перестройки и
технологической модернизации народного хозяйства Тульской об-
ласти.
Необходимость разработки целенаправленной государственной
политики содействия инновационной деятельности на территории
Тульской области обусловлена:
- фактическим исчерпанием экстенсивных факторов развития
экономики области;
- усилением как международной конкуренции, так и конкурен-
ции на внутренних рынках России;
- растущей государственной поддержкой инновационной дея-
тельности в других областях Российской Федерации и за рубежом;
- наметившимся прекращением спада производства, что в
перспективе может способствовать росту внутреннего спроса на
научно-технические разработки;
- целесообразностью осуществления роста экономики области
на базе новых наукоемких технологий;
- необходимостью развития в первую очередь перерабатываю-
щих отраслей.
Стратегической целью Программы является совершенствование
экономических, правовых и организационных условий для обеспече-
ния роста объемов инновационной конкурентоспособной продукции и
на его основе ускоренного наполнения бюджета.
Достижение поставленной цели предполагает активное участие
государства в развитии инновационной деятельности, тесную коор-
динацию усилий всех заинтересованных сторон в этом.
Основное содержание и направленность Программы состоят в
обосновании и последующей реализации комплекса экономических,
организационно-правовых и специальных мер стимулирования инно-
вационной деятельности на территории Тульской области (см.раз-
дел 6).
Предлагаемые меры представляют собой синтез традиционных и
новых подходов, сформулированных в последние годы на основе
тщательного анализа итогов и проблем осуществления инновацион-
ной деятельности и ее государственной поддержки на территории
Тульской области. Будучи изложены в едином документе и дополняя
друг друга, указанные меры могут стать действенным механизмом
повышения эффективности инновационной деятельности.
Масштабность и сложность проблемы определили целесообраз-
ность установления периода действия Программы до 2002 года и
выделения в ней промежуточных этапов.
1. Предпосылки развития инновационной деятельности
и задачи по ее стимулированию
При разработке настоящей Программы учитывались как наме-
тившиеся позитивные изменения в экономике, способные улучшить
положение дел в инновационной деятельности, так и вновь приоб-
ретенные или сохраняющиеся многочисленные проблемы в этой об-
ласти, в том числе унаследованные от бывшего СССР.
В настоящее время инновационная деятельность развивается
на фоне тенденции к стабилизации экономики России, появления
признаков оживления деловой, в том числе инвестиционной актив-
ности, дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельнос-
ти и расширения участия страны и непосредственно ее регионов в
организациях многостороннего экономического сотрудничества.
Наиболее полно динамику изменения эффективности инноваци-
онной деятельности в Тульской области характеризуют изменение
удельного веса инновационной продукции (освоенной впервые) в
общем объеме продукции (см.табл.1.1) и продолжительность про-
мышленного освоения продукции (см.табл.1.2).
Таблица 1.1
Удельный вес инновационной продукции
(освоенной впервые) в общем объеме продукции
-------------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-------
Год ¦1990 ¦1991 ¦1992 ¦1993 ¦1994 ¦1995
-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-------
Количество в процентах
от общего количества:
за год 11,3 12,8 0,8 5,6 4,2 4,6
за последние три года 12,3 19,3 21,4 7,6 8,8 11,8
Таблица 1.2
Продолжительность промышленного освоения продукции
---------------------------------T---------T---------T---------
Год ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995
---------------------------------+---------+---------+---------
Средняя продолжительность
освоения, лет 1,26 1,65 1,56
Причем структура инновационной продукции по степени новиз-
ны в последние годы существенно не менялась и в общем объеме
инновационной продукции преобладала новая продукция
(см.табл.1.3).
Таблица 1.3
Удельный вес в общем объеме инновационной продукции
соответствующей различной степени новизны (в %)
---------------------------------T---------T---------T---------
Год ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995
---------------------------------+---------+---------+---------
Новая 78,6 74,2 85,0
Модифицированная 21,4 25,8 15,0
Данные, приведенные в таблицах 1.1-1.3, свидетельствуют о
стабилизации объемов инновационной деятельности в Тульской об-
ласти на крайне низком уровне.
Учитывая, что в Тульской области еще в недавнем прошлом
получали более высокий эффект от инновационной деятельности,
можно сделать вывод о том, что в связи с проведением реформы
существующий научно-технический потенциал не был полностью
востребован и этот вид деятельности имеет резервы своего разви-
тия. Однако, решение вопроса реализации этих резервов является
чрезвычайно сложным, так как для научно-технического комплекса
области характерна доля оборонного сектора, в научных организа-
циях которого занято до 50% специалистов, выполняющих более 60%
НИОКР. Научный комплекс области сформирован в структуру с ярко
выраженным машиностроительным и химическим профилем отраслевой
науки, которая недостаточно связана с региональными проблемами.
Оборудование, информационные системы научных организаций ориен-
тированы в большинстве на работы оборонного профиля. В условиях
сокращения продукции оборонного назначения они не в состоянии
без внешней поддержки эффективно решать проблемы проведения
конверсии на предприятиях.
Количественные показатели, характеризующие сложившийся к
1996 году научно-технический и инновационный потенциал области
приведены в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Количественные показатели, характеризующие сложив-
шийся к 1996 году научно-технический и инновацион-
ный потенциал области
----------------------------------------------T----------------
Наименование показателя ¦ Величина пока-
¦ зателя за 1995
¦ год
----------------------------------------------+----------------
Количество организаций, выполняющих научно- ¦ 42
-технические работы, орг. ¦
¦
Среднесписочная численность специалистов, ¦
выполняющих научно-технические работы, чел ¦ 14131
в т.ч. ¦
доктора наук, чел ¦ 97
кандидаты наук, чел ¦ 623
¦
Объем выполненных научно-технических работ, ¦ 269691,5
млн. руб. ¦
¦
Создано впервые в России и принято к произ- ¦ 21
водству образцов новых типов машин, обору- ¦
дования, аппаратов, шт. ¦
в т.ч. ¦
принято к серийному производству ¦ 17
¦
Фактические затраты на создание образцов но- ¦ 9760,9
вой техники, млн.руб. ¦
¦
Освоено впервые в России производство новых ¦ 9
видов промышленной продукции, шт ¦
в т.ч. ¦
по лицензиям ¦ 5
имеют правовую защиту ¦ 4
¦
Защищено диссертаций, шт. ¦ 13
¦
Принято в аспирантуру, чел. ¦ 108
¦
Численность аспирантов, чел. ¦ 225
Изменение научно-технического потенциала Тульской области
с 1991 года по 1995 год происходило следующим образом:
количество организаций, выполняющих научно-технические ра-
боты по Тульской области уменьшилось на 4,5%;
среднесписочная численность специалистов, выполняющих на-
учно-технические работы уменьшилось на 35%;
количество докторов наук, выполняющих научно-технические
работы увеличилось на 42,6%;
количество кандидатов наук, выполняющих научно-технические
работы уменьшилось на 29,8%.
Работающие в настоящее время на предприятиях и в организа-
циях специалисты не имеют достаточной подготовки и опыта в об-
ласти бизнес-планирования. Так в базе данных инвестиционных
проектов департамента науки и технической политики администра-
ции области зарегистрировано около 160 предложений по разработ-
ке и реализации инвестиционных проектов инновационного характе-
ра, но только десятая часть этих предложений подкреплена биз-
нес-планами, большая часть из которых выполнена с низким ка-
чеством. Отсутствие качественно выполненных бизнес-планов в
значительной мере препятствует привлечению в инновационные про-
екты как частных инвестиций, так и из государственного бюджета.
Имеющиеся на территории области изобретатели и рационали-
заторы привыкли работать в условиях плановой системы, обычно
оформляли авторские свидетельства, а не патенты. В связи с этим
необходимо их обучение приемам работы в новых условиях хозяйс-
твования, создание сети патентных поверенных и пулов.
Общий объем инвестиций из государственного бюджета в 1995
году по сравнению с 1994 годом снизился на 69,3% и составил
11,7% от общего объема инвестиций в Тульской области.
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации
N 830 от 26 августа 1995 года "О федеральном фонде производс-
твенных инноваций" на ближайшие годы фактически предопределен
объем финансовой поддержки инновационных проектов за счет
средств федерального бюджета в размере 1,5% государственных
централизованных капитальных вложений, что составит около 0,4%
общего объема капитальных вложений в стране в 1996-97 г.г.
В настоящее время уже стало очевидно, что для обеспечения
финансовой поддержки завершающей стадии цикла прикладных иссле-
дований - конструкторскую проработку и практическую реализацию
научно-исследовательских разработок в виде освоения в произ-
водстве новых высоких технологий и выпуска современной конку-
рентоспособной наукоемкой продукции необходимо привлечение вне-
бюджетных средств.
В России получение долгосрочных кредитов на реализацию ин-
новационных проектов дополнительно осложняется тем, что хозяйс-
твующие субъекты из-за плохого своего финансового состояния на
эти цели вынуждены использовать в основном заемные средства при
малой доли собственных средств. Это положение во многом преоп-
ределено падением уровня загрузки производственных мощностей до
42-45 процентов, с чем связано возрастание объема условно-пос-
тоянных расходов, повлиявшего на ухудшение финансовых результа-
тов деятельности предприятий и соответственно на объемы их
собственных средств, направляемых на модернизацию, развитие и
научные исследования.
Кроме этого, при реализации инновационных проектов, возни-
кает дополнительный риск, связанный с высокой степенью неопре-
деленности внешних условий, основными составляющими которой яв-
ляются инфляция, общая нестабильность (политическая, социальная
и макроэкономическая), труднопредсказуемые изменения законода-
тельного окружения, структурная инфляция.
К числу неблагоприятных факторов, влияющих на продвижение
инновационных проектов, следует отнести наметившиеся в послед-
ние годы снижение численности и старение населения области,
сопровождающееся ухудшением качества жизни. Сокращения объемов
строительства жилья и объектов соцкультбыта, снижение уровня
реальной заработной платы, ухудшение качества питания при повы-
шении расходной доли на питание до 50 процентов, неблагоприят-
ное положение в финансировании образования - все это позволяет
говорить о снижении потенциала рынка труда и, как следствие, о
трудностях формирования новых производств, соответствующих
прогрессивным технологическим укладам.
В ближайшей перспективе важным рычагом модернизации эконо-
мики области на основе реализации инновационных проектов может
стать увеличение капитальных вложений, так как с целью их сти-
муляции постановлением Правительства Российской Федерации от 13
октября 1995 года N 1016 "О Комплексной программе стимулирова-
ния отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российс-
кой Федерации" была одобрена комплексная программа стимулирова-
ния отечественных и иностранных инвестиций в экономику России,
в соответствии с распоряжением губернатора Тульской области от
14 декабря 1995 года N 975-р начата разработка аналогичной ре-
гиональной программы.
Большие возможности для привлечения капитала к реализации
инновационных проектов возникают по мере формирования финансо-
во-промышленных групп в соответствии с Федеральным Законом "О
финансово-промышленных группах".
В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации
от 4 апреля 1996 года N 491 "О первоочередных мерах государс-
твенной поддержки малого предпринимательства в Российской Феде-
рации" инновационная деятельность получила дополнительные сти-
мулы развития в малом предпринимательстве.
В 1995 году федеральными органами исполнительной власти
был разработан специальный комплекс мер по стимулированию науч-
но-технической и инновационной деятельности, который был одоб-
рен в постановлениях Правительства Российской Федерации от 26
декабря 1995 года N 1288 "О первоочередных мерах по развитию и
государственной поддержке инновационной деятельности в промыш-
ленности" и от 17 апреля 1995 года N 360 "О государственной
поддержке развития науки и научно-технических разработок".
В целях усиления государственного воздействия на процессы
формирования инновационного потенциала структурных преобразова-
ний экономики области согласно постановлению губернатора Туль-
ской области - главы администрации от 12 мая 1996 года N 291 "О
департаменте науки и технической политики администрации Туль-
ской области" в составе департамента науки и технической поли-
тики образован специализированный отдел для обеспечения госу-
дарственной поддержки инновационной деятельности на территории
области.
В настоящее время администрация области при оказании под-
держки инновационной деятельности располагает следующими воз-
можностями:
принятие нормативных актов по вопросам инновационной дея-
тельности;
подготовка проектов законов по вопросам инновационной дея-
тельности;
организация финансирования проектов (полного или частично-
го) за счет бюджетных средств;
организация предоставления бюджетных ссуд;
обеспечение финансовой и имущественной поддержки кредитных
линий;
организация включения проектов в федеральные, межрегио-
нальные и региональные программы;
полное или частичное финансирование за счет бюджетных
средств предприятий и организаций инфраструктуры инновационной
деятельности;
передача помещений и имущества предприятиям и организациям
инфраструктуры инновационной деятельности;
представление интересов инновационно активных предприятий
на федеральном и межрегиональном уровнях и в зарубежных органи-
зациях;
организация рекламы проектов на выставках, ярмарках и в
рекламных изданиях;
оказание информационной помощи по вопросам инновационной
деятельности;
консультирование и методическое обеспечение бизнес-плани-
рования.
С учетом всего комплекса факторов, определяющих состояние
и перспективы осуществления инновационной деятельности, очевид-
на необходимость неотложных шагов по формированию целостной
системы мер государственного стимулирования инновационной дея-
тельности на территории Тульской области, которые с одной сто-
роны будут способствовать эффективному преодолению существующих
проблем и препятствий в инновационной деятельности, а с другой
стороны - позволят максимально использовать в интересах ее раз-
вития происходящие позитивные перемены в экономике России и об-
ласти.
В этой связи для достижения стратегической цели Программы
необходимо выполнение следующих задач:
разработать нормативно-организационное и методическое
обеспечение государственного регулирования инновационной дея-
тельности на территории области;
разработать меры экономической поддержки инновационной де-
ятельности и обеспечить их реализацию;
разработать меры по развитию предприятий и организаций
инфраструктуры обеспечения инновационной деятельности и обеспе-
чить их реализацию;
сформировать комплекс документов, необходимых для создания
компьютерного информационно-аналитического обеспечения госу-
дарственного регулирования инновационной деятельности и обеспе-
чить его введение;
развить и упорядочить деятельность по стимулированию меж-
регионального и международного сотрудничества в инновационной
сфере и привлечения частных, иностранных и федеральных инвести-
ций в инновационные проекты;
обеспечить мониторинг результатов реализации Программы и
на его основе, при необходимости, внесение корректив.
2. Этапы реализации Программы
Программа направлена на поэтапное формирование новой, бо-
лее эффективной модели оказания государственной поддержки инно-
вационной деятельности на территории области.
Этапы реализации Программы связаны с объективной логикой и
динамикой экономических преобразований, учитывают необходимость
определенной последовательности реализации программных меропри-
ятий и факторов инерции в развитии инновационной деятельности.
На первом этапе (1996-1997 гг.) необходимо:
осуществить разработку нормативно-организационного и мето-
дического обеспечения государственного регулирования инноваци-
онной деятельности на территории области;
распространить разработанную нормативную и методическую
документацию среди заинтересованных подразделений администрации
области, районов и городов, инновационно-активных предприятий
области;
сформировать комплекс документов, необходимых для создания
компьютерного информационно-аналитического обеспечения госу-
дарственного регулирования инновационной деятельности;
разработать предложения и проекты по мерам экономической
поддержки инновационной деятельности, развитию предприятий и
организаций инфраструктуры обеспечения инновационной деятель-
ности, развитию и упорядочению деятельности по стимулированию
межрегионального и международного сотрудничества в инновацион-
ной сфере и привлечения инвестиций в инновационные проекты.
В результате на первом этапе реализации Программы предпри-
ятия и организации области будут обеспечены нормативно-методи-
ческой документацией, необходимой при подготовке документов ин-
вестиционных проектов в соответствии с общепринятыми требовани-
ями для представления в органы исполнительной власти, частным и
иностранным инвесторам. Получат необходимые консультации при
начале их использования.
Начнет действовать единая система разработки предприятиями
инвестиционных проектов инновационной направленности в условиях
их взаимодействия с подразделениями администрации Тульской об-
ласти.
Будут разработаны проекты, планы и обоснования целесооб-
разности создания предприятий и организаций инфраструктуры ин-
новационной деятельности, компьютерного информационно-аналити-
ческого обеспечения и осуществления мер экономической поддерж-
ки, стимулирования межрегионального и международного сотрудни-
чества в инновационной сфере, привлечения инвестиций.
Приняты решения, определены источники финансирования и
заключены договора по созданию конкретного предприятия инфраст-
руктуры или по реализации конкретного мероприятия.
На втором этапе (1997-2000 гг.) предполагается:
создать предприятия и организации инфраструктуры обеспече-
ния инновационной деятельности;
начать на постоянной основе осуществлять меры экономичес-
кой поддержки инновационной деятельности, стимулирования межре-
гионального и международного сотрудничества в инновационной
сфере, привлечения инвестиций в инновационные проекты;
ввести компьютерное информационно-аналитическое обеспече-
ние государственного регулирования инновационной деятельности.
В результате на втором этапе начнет функционировать мате-
риально-техническое обеспечение и инфраструктура региональной
системы оказания государственной поддержки инновационной дея-
тельности на территории области.
На третьем этапе (1998-2002 гг.) необходимо будет обеспе-
чить мониторинг результатов реализации Программы. На его основе
отладить функционирование введенной на 1-2 этапах региональной
системы экономических, правовых и организационных мер государс-
твенной поддержки инновационной деятельности. При необходимости
внести коррективы. На основе анализа результатов функционирова-
ния созданной системы, изменений условий ее функционирования
разработать предложения по дальнейшему ее совершенствованию.
Сроки выполнения этапов Программы перекрываются для обес-
печения возможности осуществлять реализацию отдельных, наиболее
быстро исполнимых мероприятий, на 2-3 этапах не дожидаясь окон-
чания разработки всех мероприятий Программы на первом этапе.
Такая схема осуществления Программы позволяет обеспечить наибо-
лее сжатые сроки ее реализации.
3. Финансовое обеспечение Программы
В целях сокращения объема прямых финансовых расходов бюд-
жета области, связанных с реализацией Программы и, следователь-
но повышения ее эффективности и сокращения сроков бюджетной
окупаемости в ходе осуществления Программы предполагается:
часть работ осуществлять силами органов исполнительной
власти администрации области, которые находятся на нормируемом
бюджетном содержании;
повысить загрузку и объемы использования существующих в
администрации области оргтехники, компьютерных программ и сетей
за счет их загрузки задачами, решаемыми в рамках Программы;
финансирование части расходов (на издание нормативных и
методических документов, приобретение оргтехники для дооснаще-
ния органов исполнительной власти администрации области и т.п.)
осуществлять за счет средств, выделяемых на содержание адми-
нистрации области;
привлечь средства из внебюджетных источников для финанси-
рования мероприятий второго этапа.
Окончательные объемы и источники финансирования мероприя-
тий второго этапа Программы (главным образом финансирование
создания предприятий и организаций инфраструктуры инновационной
деятельности) предполагается определить по окончании первого
этапа Программы.
Сведения об источниках и объемах специально выделяемых для
реализации Программы финансовых ресурсов приведены в таблице
3.1.
Таблица 3.1
Источники и объемы финансирования,
необходимые для 2 0реализации Программы
(приведены в ценах 1996 года)
----------T--------------T--------T--------------T--------------
Этап ¦ Направления ¦Затраты,¦ Источники ¦ Примечание
¦ расходов ¦всего, ¦финансирования¦
¦ ¦млн.руб.¦ ¦
----------+--------------+--------+--------------+--------------
I Разработка 100,0 Ассигнования Ассигнования
1996-1997 проекта соз- из областного выделены рас-
годы дания предп- бюджета по поряжением
риятий инф- статье "Нау- губернатора
раструктуры ка" Тульской об-
инновационной ласти - главы
деятельности администрации
от 02.04.96 N
280-р
II Приобретение 5,0 Ассигнования Ассигнования
1997-2000 программного из областного выделены пос-
годы обеспечения бюджета тановлением
губернатора
Тульской об-
ласти - главы
администрации
от 06.02.96 N
63
Создание 2000,0* Ассигнования Имеются пред-
предприятий и из федераль- варительные
организаций ного и об- договореннос-
инфраструкту- ластного бюд- ти о выделе-
ры инноваци- жетов и вне- нии средств с
онной дея- бюджетных ис- Миннауки РФ,
тельности точников внебюджетными
фондами
5* 0 экспертная оценка, сумма подлежит уточнению по окончании
первого этапа Программы.
---------------------------------------------------------------
Таким образом, к моменту окончания разработки настоящей
Программы первый ее этап был полностью обеспечен необходимыми
финансовыми ресурсами.
4. Механизм управления
Управление Программой построено по иерархическому принципу.
Оперативное руководство, координацию и контроль за испол-
нением Программы осуществляет областной комитет по науке и тех-
нологиям.
Исполнители отдельных мероприятий Программы назначают от-
ветственных исполнителей, которые участвуют в координации хода
выполнения текущих работ.
Для выработки решений по оперативным вопросам реализации
Программы при областном комитете по науке и технологиям, по ме-
ре необходимости, будут проводиться совещания исполнителей
Программы.
Решения о создании предприятий, организаций инфраструкту-
ры, предоставления мер экономической поддержки, выделения фи-
нансирования, внесения существенных корректив в Программу будут
приниматься губернатором Тульской области - главой администра-
ции по предложениям исполнителей.
Взаимодействие в ходе выполнения отдельных программных ме-
роприятий предприятиями и организациями, в т.ч. находящимися за
пределами области, будет регулироваться отдельными договорами.
5. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий от реализации
Программа призвана создать благоприятные экономические,
организационные, правовые и иные условия для развития инноваци-
онной деятельности в Тульской области и повышения ее эффектив-
ности, а также механизмов предоставления государственной финан-
совой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой
и других видов помощи инновационно активным хозяйствующим субъ-
ектам.
Организация на современном уровне информационно-консульта-
ционной, в т.ч. методологической и маркетинговой государствен-
ной помощи хозяйствующим субъектам позволит им организовать
разработку качественных бизнес-планов инновационных проектов
собственными силами, что позволит экономить только на стадии
разработки проектов до 10-20 тыс.долларов США в расчете на один
проект.
Предоставление рекламной помощи со стороны администрации
области позволит хозяйствующему субъекту экономить на рекламных
расходах по каждому проекту от 1-6 тыс.долларов США.
Хозяйствующий субъект еще на ранних стадиях разработки ин-
новационных проектов сможет получить квалифицированные и обос-
нованные заключения о целесообразности продвижения проекта,
опираясь на информационное и методологическое обеспечение инно-
вационной деятельности администрации области и созданных ею в
ходе реализации Программы хозрасчетных структур. Это позволит
избежать напрасных финансовых и материальных потерь, более ра-
ционально распределить имеющиеся ресурсы хозяйствующих субъек-
тов и администрации области.
В результате оптимизации направлений оказания финансовой и
налоговой помощи со стороны администрации области, ее будут по-
лучать только инновационные проекты, имеющие шансы быть реали-
зованными в ближайшее время и только те из них, которые не мо-
гут быть быстро и успешно реализованы в рамках действия только
рыночного механизма.
Используя коллективные каналы межрегионального и междуна-
родного сотрудничества в инновационной сфере, поддерживаемые
администрацией области, хозяйствующие субъекты области смогут с
минимальными затратами выходить на межрегиональный и междуна-
родный рынки инновационных проектов и продукции.
Таким образом, реализация мероприятий Программы позволит
повысить конкурентоспособность и привлекательность инновацион-
ных проектов. В результате можно ожидать, что примерно к 2000
году удастся восстановить темпы 1991 года обновления продукции
в промышленности Тульской области, т.е. ежегодный удельный вес
инновационной продукции в общем объеме продукции составит при-
мерно 12-13% или ежегодно будет реализовываться около 30 инно-
вационных проектов среднего объема.
При этом можно ожидать получения значительного бюджетного
эффекта от реализации проекта (см. таблицу 5.1).
Таблица 5.1
------------------------T--------------------------------------
Наименование показателя ¦ Год осуществления расходов или
¦ получения доходов
+------T-------T-------T-------T-------
¦1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000
------------------------+------+-------+-------+-------+-------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6
------------------------+------+-------+-------+-------+-------
1. Бюджетные расходы 105 1000 1000 0 0
2. Бюджетные доходы 0 260 3120 5980 15600
3. Бюджетный эффект
(стр. 2 - стр.1) -105 - 740 2120 5980 15600
4. Бюджетный эффект
нарастающим итогом -105 - 845 1275 7255 22855
---------------------------------------------------------------
Бюджетные доходы в таблице 5.1 приняты по данным биз-
нес-планов инновационных проектов предприятий Тульской области
с уменьшением их величины на 30% для повышения надежности сде-
ланных оценок.
Учитывая, что для выхода предприятия на проектную мощность
с момента начала реализации проекта обычно требуется не менее
2-3 лет, то можно ожидать, что бюджетный эффект к 2002 году
должен будет увеличиться в десятки раз по сравнению с его вели-
чинами, приведенными в таблице 5.1.
Расширение масштабов инновационной деятельности стимулиру-
ет развитие в Тульской области научно-учебно-производственной
среды, способной реализовывать высокоэффективные технологии,
создание новых престижных рабочих мест и обеспечит условия
комплексного решения проблем экологического обеспечения.
6. Комплекс первоочередных мер по обеспечению
государственной поддержки инновационной деятельности
на территории Тульской области
-------------------------------T-------------T-------------T----------
Наименование мероприятия ¦ Исполнители ¦Форма ¦Срок
¦ ¦представления¦исполнения
¦ ¦результатов ¦
-------------------------------+-------------+-------------+----------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4
-------------------------------+-------------+-------------+----------
Мероприятия I этапа (1996-1997 годы)
1. Формирование нормативно-организационного и методического
обеспечения государственного регулирования инновационной
деятельности на территории области
1.1.Разработка нормативного ак- Областной Проект IV квар-
та, регламентирующего поря- комитет по постановления тал
док оказания государствен- науке и тех- 1996 г.
ной поддержки хозяйствующим нологиям
субъектам, реализиующим ин- Главное эко-
новационные проекты номическое
управление
Финансовое
управление
1.2.Разработка нормативного ак- Областной Проект III квар-
та, регламентирующего раз- комитет по постановления тал
работку бизнес-планов инно- науке и тех- 1996 г.
вационных проектов в усло- нологиям
виях взаимодействия хозяйс- Главное эко-
твующих субъектов с подраз- номическое
делениями администрации об- управление
ласти
1.3.Разработка нормативного ак- Областной Проект IV квар-
та, регламентирующего соз- комитет по постановления тал
дание и деятельность комис- науке и тех- 1996 г.
сии по оказанию региональ- нологиям
ной государственной под- Главное эко-
держки инновационной дея- номическое
тельности управление
Финансовое
управление
1.4.Разработка пакета методи- Областной Сборник ме- III квар-
ческих материалов по подго- комитет по тодических тал
товке документов инноваци- науке и тех- материалов, 1996 г.
онных проектов в соответс- нологиям информацион-
твии с общепринятыми требо- ное письмо
ваниями для предоставления
в органы исполнительной
власти, частным и иностран-
ным инвесторам.
Их распространение.
1.5.Подготовка проекта Закона Государс- Проект 1997 г.
Тульской области "Об инно- твенно-пра- закона
вационной деятельности" вовое управ-
ление
Областной
комитет по
науке и тех-
нологиям
Главное эко-
номическое
управление
Финансовое
управление
2. Формирование комплекта документов, регламентирующих
создание компьютерного информационно-аналитического
обеспечения государственного регулирования иннова-
ционной деятельности
2.1.Разработка предложений по Информацион- Предложе-
составу реквизитов, порядку но-аналити- ния
формирования и ведения баз ческое уп-
данных: равление
Областной
инновационных проектов; комитет по III квар-
науке и тех- тал
нологиям 1996 г.
Главное эко-
приоритетных для области номическое IV квар-
инновационных проектов; управление тал
Финансовое 1996 г.
текущего состояния источни- управление IV квар-
ков государственной под- тал
держки инновационной дея- 1996 г.
тельности;
принятых решений по оказа- IV квар-
нию государственной под- тал
держки реализации инноваци- 1996 г.
онных проектов
2.2.Разработка предложения по -"- Проект I квартал
порядку создания и эксплуа- постанов- 1997 г.
тации компьютерного инфор- ления
мационно-аналитического
обеспечения государственно-
го регулирования инноваци-
онной деятельности
3. Разработка предложений по экономической поддержке
инновационной деятельности
3.1.Разработка предложений по Главное эко- Проект I квартал
стимулированию реализации номическое постанов- 1997 г.
инновационных проектов за управление ления
счет предоставления налого- Финансовое
вых льгот области управление
Комиссия по
региональной
налоговой
системе ад-
министрации
области
3.2.Разработка механизма, обес- Областной Проект I квартал
печивающего преимуществен- комитет по постанов- 1997 г.
ное финансовое участие го- науке и тех- ления
сударства в реализации ин- нологиям
новационных проектов прио- Финансовое
ритетных для области управление
Главное эко-
номическое
управление
3.3.Разработка предложения по Областной Предложение IV квар-
созданию регионального фон- комитет по тал
да поддержки инновационной науке и тех- 1996 г.
деятельности нологиям
Финансовое
управление
Главное эко-
номическое
управление
ГП "Тульский
научно-коор-
динационный
центр"
3.4.Разработка предложений по Финансовое Проект III квар-
формированию структуры управление распоря- тал
статьи "Наука" бюджета Главное эко- жения 1996 г.
Тульской области в интере- номическое
сах стимулирования иннова- управление
ционной деятельности Областной
комитет по
науке и тех-
нологиям
4. Разработка предложений по развитию предприятий и
организаций инфраструктуры обеспечения инновацион-
ной деятельности
4.1.Разработка предложений по
созданию региональных:
центра экспертизы в научно- Экспертный Предложение IV квар-
технической сфере; совет при тал
губернаторе 1996 г.
Тульской об-
ласти
Главное эко-
номическое
управление
Областной
комитет по
науке и тех-
нологиям
ГП "Тульский
научно-коор-
динационный
центр"
информационно-аналитическо- Областной
го центра; комитет по
науке и тех-
нологиям
Департамент
по поддержке
малого
предпринима-
тельства
ГП "Тульский
научно-коор-
динационный
центр"
патентно-лицензионного -"- -"- -"-
центра (патентного пула);
бюро сертификации наукоем- -"- -"- -"-
кой продукции;
страховой инновационной -"- -"- -"-
компании;
выставочного научно-техно- -"- -"- -"-
логического центра;
производственно-технологи- -"- -"- -"-
ческих центров и науч-
но-технологических парков;
центра организации подго- -"- -"- -"-
товки и переподготовки кад-
ров
5. Развитие и упорядочение стимулирования межрегиональ-
ного и международного сотрудничества в инновационной
сфере
5.1.Содействие установлению со- Департамент Соглашения, II квар-
трудничества между предп- внешних эко- договора тал
риятиями и организациями номических 1997 г.
области и зарубежными орга- связей
низациями, действующими в Областной
инновационной сфере комитет по
науке и тех-
нологиям
5.2.Содействие установлению со- -"- -"- -"-
трудничества между предприя
тиями и организациями об-
ласти и межрегиональными
организациями, действующи-
ми в инновационной сфере
5.3.Подготовка каталога наибо- -"- Каталог -"-
лее предпочтительных для
предприятий и организаций
области международных и
межрегиональных организаций,
регулярно проводимых выста-
вок, ярмарок, рекламных из-
даний и т.п., действующих в
инновационной сфере
5.4.Оказание помощи в оформле- -"- Публикации Постоянно
нии материалов инновацион- сведений о
ных проектов для их пред- проектах
ставления на международных
и межрегиональных выстав-
ках, ярмарках или для пуб-
ликации в рекламных изда-
ниях
Мероприятия II этапа (1997-2000 годы)
1. Создание компьютерного информационно-аналитического
обеспечения государственного регулирования инноваци-
онной деятельности
1.1.Техническое дооснащение Информацион- Акт III квар-
действующей компьютерной но-аналити- тал
сети администрации и уста- ческое уп- 1997 г.
новка программного обеспе- равление
чения государственного ре-
гулирования инновационной
деятельности
1.2.Первичная загрузка информа- Информацион- -"- IV квар-
цией баз данных информацион- но-аналити- тал
но-аналитического обеспече- ческое уп- 1997 г.
ния государственного регу- равление
лирования инновационной де- Областной
ятельности и начало ее экс- комитет по
плуатации науке и тех-
нологиям
Главное эко-
номическое
управление
Финансовое
управление
2. Реализация экономической поддержки инновационной
деятельности
2.1.Осуществление предоставле- Главное эко- постоянно
ния налоговых льгот, финан- номическое
сового участия государства управление
и других стимулирующих ин- Финансовое
новационную деятельность управление
мер Комиссия по
( в соответствии с приняты- региональной
ми на I этапе выполнения налоговой
Программы нормативными ак- системе ад-
тами) министрации
области
2.2.Создание регионального фон- Главное эко- Учредитель- II квартал
да поддержки инновационной номическое ные доку- 1998 г.
деятельности управление менты
Финансовое
управление
Областной
комитет по
науке и тех-
нологиям
ГП "Тульский
научно-коор-
динационный
центр"
3. Создание предприятий и организаций инфраструктуры
обеспечения инновационной деятельности
3.1.Создание предприятий инф- Областной 2 0Учредитель- 1997-
растуктуры инновационной 2 0комитет по 2 0ные доку- 2000
деятельности в соответствии 2 0науке и тех- 2 0менты годы
с предложениями, разрботан- нологиям
ными на I этапе выполнения Главное эко-
Программы номическое
управление
Финансовое
управление
Департамент
по поддержке
малого
предпрнима-
тельства
Мероприятия III этапа (1998-2002 годы)
1. Организация мониторинга ре- Областной Аналити- 1998-
зультатов реализации Прог- комитет по ческие 2002
раммы, согласование вновь науке и тех- обзоры годы
введенных экономических, нологиям
правовых и организационных
мер государственной под-
держки инновационной дея-
тельности
2. Анализ изменений условий Областной Предложения 2002 г.
функционирования системы комитет по
правовых, экономических и науке и тех-
организационных мер госу- нологиям
дарственной поддержки инно-
вационной деятельности,
разработка предложений по
дальнейшему ее совершенс-
твованию
|