ГУБЕРНАТОР
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 1997 г. N 54
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ
ОБЛАСТНОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях крайне сложной финансово-экономической обстановки в
России, ставшей серьезным препятствием на пути намеченных
преобразований, в обществе все более растет понимание того, что
наука, научно-техническая и инновационная деятельность являются
основополагающим фактором в ускоренном осуществлении реформ во
всех социально-политических и хозяйственных процессах.
Областное совещание, проведенное 17 декабря 1996 года в
соответствии с распоряжением губернатора области - главы
администрации от 09.08.96 N 689-р "О проведении совещания по
вопросу развития научно-технической и инновационной деятельности",
выявило ряд крупных проблем развития научно-технической
деятельности в области.
Одновременно были предложены пути решения основных задач в
промышленности, строительстве, социальной сфере.
Для обеспечения дальнейшего последовательного продвижения
реформ на территории Тульской области, стабилизации и структурной
перестройки экономики на основе активизации научно-технической и
инновационной деятельности
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Одобрить рекомендации областного совещания по проблемам
развития научно-технической и инновационной деятельности в
Тульской области и предложить органам администрации области
учитывать их при осуществлении своей деятельности.
2. Утвердить перечень территориальных приоритетов развития
науки и техники.
Органам администрации области руководствоваться перечнем
территориальных приоритетов развития науки и техники при
осуществлении своей деятельности.
3. Установить, что основной формой планирования и выбора
научных исследований и разработок для нужд областной администрации
в соответствии с утвержденными приоритетами является
территориальный заказ на научную, научно-техническую и
инновационную продукцию, для чего:
областному комитету по науке и технологиям (Козлов Л. М.)
разработать до 01.05.97 г. нормативные материалы по формированию
территориального заказа на научную, научно-техническую и
инновационную продукцию.
4. Отнести разработку и осуществление проекта создания в
Тульской области рыночно-ориентированной инфраструктуры
научно-технической и инновационной деятельности к числу
приоритетных направлений региональной политики.
5. Считать важнейшей задачей областной администрации создание
внебюджетного регионального фонда научного, научно-технического и
технологического развития, в связи с чем:
областному комитету по науке и технологиям (Козлов Л. М.) в
срок до 28.02.97 г. доработать концепцию создания внебюджетного
регионального фонда научного, научно-технического и
технологического развития с учетом замечаний и предложений
областного совещания и довести ее до сведения всех
заинтересованных предприятий и организаций;
предложить руководителям предприятий и организаций в срок до
17.04.97 г. представить в областной комитет по науке и технологиям
свои предложения по участию во внебюджетном региональном фонде
научного, научно-технического и технологического развития;
комиссии по региональной налоговой системе при главном
экономическом управлении (Фадеев В. И.) в установленном порядке и
в соответствии с постановлением губернатора области - главы
администрации от 21.07.94 N 355 "О порядке рассмотрения вопросов
дифференцированного налогообложения и представления налоговых
льгот" разработать предложения по введению льготного
налогообложения для патентных пулов, центров бизнес-планирования
инновационной деятельности и региональных фондов научного,
научно-технического и технологического развития.
6. Предложить руководителям внебюджетных фондов, действующих
на территории области:
предусмотреть выделение финансирования на научно-техническое
сопровождение по предметам деятельности этих фондов;
в срок до 17.02.97 г. представить в областной комитет по науке
и технологиям сведения о финансировании за счет средств фондов
научно-технических работ за последние 3 года и планируемое
финансирование в 1997 году.
7. Областному комитету по науке и технологиям (Козлов Л. М.)
в соответствии с федеральным законом РФ "О науке и государственной
научно-технической политике" N 127 - ФЗ разработать в срок до
01.09.97 г. концепцию региональной научно-технической и
инновационной политики.
8. Областному комитету по науке и технологиям (Козлов Л. М.)
совместно с Тульским научно-координационным центром (Климов Г. Г.)
подготовить предложения по проведению в четвертом квартале 1997
года второй межрегиональной выставки-ярмарки "Наследники
Демидовых".
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на председателя областного комитета по науке и технологиям (Козлов
Л.М.).
10. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор Тульской области -
глава администрации
Н.В.СЕВРЮГИН
Приложение
к постановлению губернатора
Тульской области -
главы администрации
от 10 февраля 1997 г. N 54
РЕШЕНИЕ
областного совещания руководителей и специалистов
научных организаций и промышленных предприятий,
высших учебных заведений и научной общественности
по проблемам развития научно-технической и
инновационной деятельности в Тульской области
Учитывая крайне сложную финансово-экономическую обстановку в
России, ставшую серьезным препятствием на пути намеченных
преобразований, принимая во внимание, что ускоренное осуществление
реформ возможно лишь при активном участии науки во всех
социально-политических и хозяйственных процессах, а также заслушав
и обсудив выступления представителей промышленности, научных
организаций, финансовых структур и органов государственной власти,
областное совещание отмечает:
отраслевая структура научных исследований, проводимых в
Тульской области, складывалась десятилетиями и во многом
определялась характером задач, решаемых преобладающими в регионе
отраслями машиностроения и химии как в рамках общегосударственных
программ, так и, в первую очередь, программ, ориентированных на
оборонную тематику.
С началом проведения реформы, в условиях сокращения продукции
оборонного назначения научные организации не в состоянии были
решать проблемы проведения конверсии на предприятиях без внешней
поддержки. Государство же в условиях резкого сокращения своих
финансовых ресурсов не смогло оказать им такую поддержку в
необходимых объемах. Это привело в первые годы осуществления
реформ к резкому сокращению научно-технического потенциала
области. Так, количество организаций, выполняющих
научно-технические работы, уменьшилось на 4,5%, среднесписочная
численность специалистов, выполняющих научно-технические работы,
уменьшилась на 35%.
Упала и эффективность использования научно-технического
потенциала, так, почти в два раза сократились объемы выполняемых
научно-технических работ, величина удельного веса инновационной
продукции в общем объеме продукции сократилась более чем в три
раза, производительность труда в научных организациях сократилась
почти в два раза.
Несмотря на существующие многочисленные проблемы, связанные с
адаптацией имеющегося научно-технического потенциала области к
рыночным условиям, в 1992-1996 годах все же удалось провести
определенную работу по привлечению научного и научно-технического
потенциала к решению неотложных социально-экономических проблем
региона, созданию новых организационных структур и механизмов,
требующих для осуществления научно-технической и инновационной
деятельности в условиях рыночной экономики, формирования
необходимой нормативной базы.
За эти годы разработаны и получили статус федеральных четыре
программы, направленные на решение важнейших проблем области по
экологической безопасности, конверсии оборонных предприятий,
развитию топливно-энергетического комплекса и сельского хозяйства.
На их основе была осуществлена разработка более 40
территориальных программ и проектов, охватывающих все направления
социально-экономического развития области.
Согласно постановлениям губернатора создается механизм
государственной поддержки научно-технической и инновационной
деятельности, а отдельные элементы этого механизма, связанные с
долевым участием государственного комитета по науке и технологиям
в финансировании НИОКР, уже действуют не первый год.
Однако целый ряд крупных проблем развития научно-технической
деятельности в области остается пока не решенным. Это прежде всего
проблема завершения создания экономических, правовых и
организационных условий, которые благоприятствовали бы
осуществлению научно-технических и инновационных процессов и их
стимулированию.
Крайне слабо участвуют в развитии инновационной деятельности
промышленный и банковский капитал, областной и местный бюджеты,
многочисленные фонды. Требует резкого ускорения создание местной
законодательной базы по стимулированию научных разработок и их
внедрению в народное хозяйство области.
С учетом состоявшегося обмена мнениями, высказанными
предложениями и замечаниями областное совещание решило:
1. Отметить, что в 1995-1996 годах осуществлен ряд мер по
вопросам создания региональной системы государственной поддержки
научно-технической и инновационной деятельности в условиях
рыночной экономики, которые требуют дальнейшего закрепления и
развития.
2. Обратить внимание федеральных органов исполнительной власти
и областной администрации, что, несмотря на принимаемые меры,
состояние научно-технического потенциала области все еще
продолжает ухудшаться.
3. Одобрить и принять рекомендации областного совещания по
проблемам развития научно-технической и инновационной
деятельности в Тульской области (прилагается).
Поручить организационному комитету совещания довести их до
сведения всех заинтересованных органов, предприятий и организаций.
4. Просить губернатора Тульской области Н. В. Севрюгина
принять постановление "Об итогах проведения областного совещания
по проблемам развития научно-технической и инновационной
деятельности в Тульской области".
5. Признать целесообразным регулярное проведение областных
совещаний по проблемам регионального развития научно-технической и
инновационной деятельности.
г. Тула, 17 декабря 1996 г.
Приложение
к постановлению губернатора
Тульской области -
главы администрации
от 10 февраля 1997 г. N 54
РЕКОМЕНДАЦИИ
областного совещания по проблемам развития
научно-технической и инновационной деятельности
в Тульской области
В целях дальнейшего последовательного продвижения реформ на
территории Тульской области, стабилизации и структурной
перестройки экономики на основе активизации научно-технической и
инновационной деятельности областное совещание считает
целесообразным сконцентрировать усилия органов законодательной и
исполнительной власти, а также научных коллективов в
промышленности, строительстве, социальной сфере в 1997-1998 годах
на решении следующих основных задач:
определения территориальных приоритетов развития
научно-технической и инновационной деятельности, соответствующих
современному этапу реформ, а также приведения всех ранее
разработанных программ и проектов в соответствие с приоритетами
для обеспечения реального финансирования;
повышения бюджетной эффективности реализуемых
научно-технических работ и инновационных проектов;
завершения перестройки научно-технического потенциала области
и его адаптации к рыночным условиям, а также проведения
аккредитации научных организаций;
создания в Тульской области рыночно-ориентированной
инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
укрепления финансово-экономической основы территориальных
научно-технических программ и проектов, направленных на решение
конкретных приоритетных проблем социально-экономического развития
области;
привлечения средств, аккумулированных в предпринимательских
структурах (коммерческие банки, финансовые компании, фонды), для
финансирования разработки и освоения производства новых технологий
и конкурентоспособной наукоемкой продукции;
завершения формирования региональной системы государственной
поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
Для создания условий, обеспечивающих практическое решение
перечисленных задач, областное совещание считает необходимым:
просить Государственную Думу Российской Федерации:
ускорить разработку и принять закон об охране интеллектуальной
и промышленной собственности;
разработать и принять законы о служебных, секретных
изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах;
ускорить подготовку и принятие законопроектов, направленных на
совершенствование налоговых изъятий и платежей по всем видам
налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на уровне, не
превышающем 18-20% от выручки, полученной товаропроизводителями
(предприятиями и организациями);
рекомендовать Тульской областной Думе:
при рассмотрении закона Тульской области об областном бюджете
на 1997 год предусмотреть выделение средств по строке "Научные
исследования" в размере не менее 1% от расходной части бюджета;
ускорить подготовку и принятие проекта закона области "Об
осуществлении научной, научно-технической и инновационной
деятельности на территории Тульской области", предусмотрев
в нем:
норматив выделения средств из областного бюджета по строке
"Научные исследования" от расходной части бюджета;
норматив выделения средств из бюджета области на закупку для
государственных нужд научно-технической и инновационной продукции;
введение льготы по освобождению 50% прибыли (в части,
зачисляемой в областной бюджет), получаемой предприятием от
использования изобретения (полезной модели, промышленного
образца), продажи на него лицензии или получения патента от
налогообложения в течение двух лет с даты начала использования
изобретения (полезной модели, промышленного образца), продажи на
него лицензии или получения патента;
при учреждении научного, научно-технического и
технологического фонда области, патентного пула области и центра
бизнес-планирования инновационной деятельности предусмотреть в
бюджете области средства для внесения государственной доли в их
уставные капиталы;
просить государственный комитет РФ по науке и технологиям:
содействовать:
разработке и принятию Указов Президента о реализации
научно-технической продукции, созданной с использованием средств
федерального бюджета, и закреплении за соответствующими
государственными структурами прав на объекты интеллектуальной
собственности, о лицензировании услуг, связанных с передачей
результатов научно-технической деятельности за рубеж и получением
их из-за рубежа;
ускорению разработки и утверждению порядка государственной
аккредитации научных организаций;
введению льготы по освобождению 50% прибыли (в части,
зачисляемой в областной бюджет), получаемой предприятием от
использования изобретения (полезной модели, промышленного
образца), продажи на него лицензии или получения патента от
налогообложения в течение двух лет с даты начала использования
изобретения (полезной модели, промышленного образца), продажи на
него лицензии или получения патента;
рекомендовать администрации Тульской области:
разработать концепцию региональной научно-технической и
инновационной политики;
отнести разработку и осуществление проекта создания в Тульской
области рыночно-ориентированной инфраструктуры научно-технической
и инновационной деятельности к числу приоритетных направлений
региональной политики;
в целях создания благоприятных условий для выхода предприятий
и организаций области на рынки наукоемкой продукции регулярно
проводить межрегиональные выставки-ярмарки и другие формы рекламы
научно-технической и инновационной продукции;
разработать систему мер региональной государственной поддержки
существующего научно-технического потенциала на основе анализа и
оценки деятельности научных организаций;
разработать Положение об оказании региональной государственной
поддержки научно-технической и инновационной деятельности;
организовать разработку сводного территориального заказа на
научную, научно-техническую и инновационную продукцию, закупаемую
за счет средств областного бюджета по строке "Научные
исследования";
образовать коллегию областного комитета по науке и технологиям
по координации научно-технической и инновационной деятельности и
привлечь к работе в ней представителей научных организаций, вузов,
промышленных предприятий и общественных организаций;
завершить реализацию региональной программы первоочередных мер
по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности
в Тульской области;
обеспечить своевременное принятие и регулярное обновление
перечня территориальных приоритетов развития науки и техники;
организовать финансовую поддержку разработки бизнес-планов
крупных, наиболее значимых для области инновационных проектов
(например, таких, как "Тульский металлургический комплекс по
выпуску мелкого и среднесортового проката");
рекомендовать предприятиям, научным организациям:
при реализации проектов с высокой коммерческой эффективностью,
при прочих равных условиях сосредотачивать усилия на проектах,
предусматривающих внедрение новых технологий, оборудования,
производство инновационной продукции и обеспечивающих получение
более высокого бюджетного эффекта;
для повышения эффективности изобретательской деятельности и
сокращения связанных с ней расходов принять активное участие в
создании и работе патентных пулов и центров бизнес-планирования
инновационной деятельности;
в целях приведения бизнес-планов в соответствие с
международными требованиями использовать рекомендации по
разработке документов инновационных проектов, разработанные
администрацией Тульской области;
поддержать усилия администрации области по созданию
регионального фонда научного, научно-технического и
технологического развития и принять участие в его формировании
всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
рекомендовать вузам:
принять активное участие в создании и работе предприятий
инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
обеспечить ускорение интеграции научной, научно-технической и
образовательной деятельности на основе различных форм участия
работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений
высшего профессионального образования в научных исследованиях и
экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных
комплексов на базе образовательных учреждений высшего
профессионального образования;
ускорить переориентацию планов подготовки специалистов в
соответствии с требованиями рынка и экономики области, в т. ч. по
вопросам управления инновациями;
обеспечить создание и функционирование системы формирования
спроса на разрабатываемую научно-техническую продукцию;
рекомендовать банкам и другим кредитно-финансовым
организациям:
в порядке содействия выходу экономики области из кризиса
организовать совместное льготное ежегодное финансирование 5-6
инновационных проектов общерегионального значения с высокой
бюджетной эффективностью, обеспечить контроль за их реализацией, а
при необходимости и непосредственное управление ими;
при финансировании высокоэффективных в коммерческом отношении
проектов при прочих равных условиях отдавать предпочтение
проектам, предусматривающим внедрение новых технологий,
оборудования и производства инновационной продукции;
рекомендовать общественным объединениям научных работников:
участвовать в выявлении новых перспективных научно-технических
разработок и идей, способных обеспечить устойчивое развитие
региона, среди граждан, не работающих в научных организациях,
организовать их рекламу при поддержке администрации области;
более активно участвовать в проведении общественных экспертиз,
подготовке проектов документов в области науки и техники и в
выявлении территориальных приоритетов развития науки и техники;
содействовать администрации области в сборе и обобщении
сведений о научно-техническом потенциале области, выполняемых
научно-технических работах;
способствовать обмену идеями, передовым опытом, межотраслевому
обмену и профессиональному росту специалистов.
Приложение
к постановлению губернатора
Тульской области -
главы администрации
от 10 февраля 1997 г. N 54
ПЕРЕЧЕНЬ
территориальных приоритетов развития науки и техники
Научно-технические работы и инновационные проекты должны
обеспечивать прежде всего:
1. Эффективное наполнение бюджета и его рациональное
расходование.
2. Развитие экспортного потенциала области и импортозамещение.
3. Экологическую безопасность и охрану здоровья населения.
4. Сокращение издержек производства, экономию энергоресурсов.
5. Структурные преобразования в экономике области, повышение
эффективности использования местных минерально-сырьевых ресурсов и
отходов.
6. Обеспечение жильем и развитие жилищно-коммунального
хозяйства.
|