ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Принят
Тульской областной Думой
24 апреля 1997 года
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические меры и
порядок оказания адресной социальной помощи жителям области, а
также категории граждан, имеющих право на нее, предусматривает
права граждан на адресную социальную помощь, предоставляемую за
счет средств областного бюджета и других источников, не
запрещенных законодательством, компетенцию и ответственность
органов государственной власти и местного самоуправления при
оказании адресной социальной помощи.
Закон не затрагивает прав граждан на адресную социальную
помощь, а также порядок ее оказания, устанавливаемый
законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основы государственной политики по оказанию
адресной социальной помощи
1. Государственная политика в сфере адресной социальной помощи
направлена на удовлетворение минимальных потребностей граждан на
основании прожиточного минимума, определяемого на территории
области для каждой конкретной группы населения.
2. Основные направления развития системы адресной социальной
помощи разрабатываются администрацией области и представляются в
областную Думу вместе с проектом закона об областном бюджете на
очередной год.
Статья 2. Законодательство об адресной
социальной помощи
Законодательство об адресной социальной помощи основывается на
общих принципах, установленных Конституцией Российской Федерации,
Федеральным Законом "Об основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации" и состоит из других Федеральных законов и
нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона
и иных нормативных правовых актов Тульской области.
Статья 3. Основные понятия, применяемые в Законе
Социальная помощь - это оказание дифференцированной помощи
нуждающимся гражданам в денежной и натуральной форме, в виде услуг
и льгот, осуществляемое за счет средств областного, местных
бюджетов, внебюджетных фондов и благотворительных организаций и
организаций всех форм собственности.
Адресная социальная помощь - это социальная помощь,
оказываемая гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже
утвержденного на территории области прожиточного минимума.
Среднедушевой доход - это отношение совокупного дохода семьи к
количеству членов семьи.
Социальное пособие - это денежная помощь, носящая доплатный до
прожиточного минимума характер.
Прожиточный минимум - это минимальный объем потребления
материальных благ и услуг в стоимостном выражении, необходимых для
поддержания жизнедеятельности и сохранения здоровья человека.
Величина прожиточного минимума устанавливается для
социально-демографических групп населения на определенный период
времени на основе данных государственной статистики о
потребительских ценах на основные виды товаров и услуг.
Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно
нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность,
неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом,
болезнью; сиротство, безнадзорность, малообеспеченность,
безработица, отсутствие определенного места жительства, жестокое
обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может
преодолеть самостоятельно.
Экстремальная ситуация - это ситуация, сложившаяся под
воздействием стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и
войн, несчастных случаев (пожар, авария, катастрофа и т.п.), в
результате которых гражданин остался без жилья, имущества, средств
к существованию.
Статья 4. Принципы оказания адресной социальной помощи
Государственная политика в сфере оказания адресной социальной
помощи строится на следующих принципах:
- преимущественно государственный характер адресной социальной
помощи в сочетании с заявительным подходом по инициативе органов
местного самоуправления, социальной защиты и заинтересованных
граждан;
- дифференцированного подхода при определении размеров и видов
помощи в соответствии с прожиточным минимумом и в зависимости от
материального положения граждан при первоочередном оказании помощи
нетрудоспособным лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации;
- гарантированность адресной социальной помощи;
- преемственность всех видов и форм адресной социальной
помощи;
- ответственность органов государственной власти области,
органов местного самоуправления, социальных служб, а также
должностных лиц за обеспечение прав населения в сфере оказания
адресной социальной помощи;
- самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах
оказания дополнительной адресной помощи.
ГЛАВА II. ПРАВО НА АДРЕСНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ
Статья 5. Право граждан на адресную социальную помощь
Право на адресную социальную помощь имеют малообеспеченные
семьи и отдельные граждане, прежде всего из числа лиц, указанных в
статье 6 настоящего Закона, проживающие, а также прошедшие
регистрацию на территории области, и имеющие среднедушевой доход
ниже прожиточного минимума.
Статья 6. Категории граждан, имеющих первоочередное
право на адресную социальную помощь
1. К гражданам, имеющим первоочередное право на адресную
социальную помощь относятся следующие категории:
1.1. Одинокие неработающие пенсионеры по возрасту, по случаю
потери кормильца или супружеские пары, достигшие пенсионного
возраста, у которых отсутствуют родственники, обязанные в
соответствии с федеральным законодательством их содержать;
1.2. Одинокие лица, получающие социальные пенсии;
1.3. Инвалиды I и II групп;
1.4. Несовершеннолетние дети из малообеспеченных многодетных
семей;
1.5. Несовершеннолетние дети из неполных семей;
1.6. Дети социально-неблагополучных семей (родителей,
страдающих алкоголизмом, наркоманией), дети, имеющие родителей
инвалидов;
1.7. Дети-инвалиды и осуществляющие за ними уход родители или
лица, их заменяющие;
1.8. Дети-сироты и опекаемые дети;
1.9. Сироты - студенты вузов, учащиеся средних специальных и
профессиональных учебных заведений очного обучения;
1.10. Студенты вузов, учащиеся средних специальных и
профессиональных учебных заведений очного обучения, имеющие
несовершеннолетних детей;
1.11. Выпускники детских домов и школ-интернатов для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
возрасте до 21 года;
1.12. Лица, попавшие в экстремальные ситуации;
2. В исключительных случаях вопрос оказания адресной
социальной помощи решается органами местного самоуправления.
Статья 7. Виды и периодичность адресной социальной помощи
1. Адресная социальная помощь исходя из конкретных условий
оказывается в виде:
- денежного социального пособия;
- натуральной помощи либо социальных услуг и (или) льгот.
2. Социальная помощь может предоставляться:
- в разовом порядке;
- на период до достижения получателем прожиточного минимума;
- на продолжительное время - в случае полного отсутствия у
граждан дохода или невозможности устройства на работу;
- при невозможности устройства в государственное учреждение
одиноких престарелых граждан и несовершеннолетних детей,
оставшихся без средств к существованию;
- при невозможности устройства на работу детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских домов,
школ-интернатов и других учебных заведений.
Статья 8. Размер социального пособия
Размер социального пособия устанавливается ежеквартально в
соответствии с Законом "О прожиточном минимуме в Тульской
области".
Статья 9. Полномочия органов государственной власти
и местного самоуправления в сфере оказания
адресной социальной помощи
1. Оказание адресной социальной помощи осуществляется через
систему органов социальной защиты населения и их
специализированные социальные учреждения.
2. Администрация области и ее подразделения в целях исполнения
настоящего Закона при подготовке проекта бюджета на очередной
бюджетный год представляют предложения о финансировании
предусмотренных в нем мер в областную Думу. Затраты на реализацию
адресной социальной помощи выделяются отдельной строкой в
расходной части бюджета.
3. Органы государственной власти и местного самоуправления,
должностные лица организаций всех форм собственности обязаны
разъяснять гражданам о предоставленных им законодательством правах
в сфере социальной помощи и о порядке их реализации.
ГЛАВА III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Статья 10. Порядок формирования информационного банка
данных о нуждающихся в социальной помощи
1. Органы социальной защиты населения администрации области
обеспечивают методическое руководство по формированию банка данных
о нуждающихся в социальной помощи (далее по тексту - банк данных)
с целью последующего планирования основных направлений по оказанию
адресной социальной помощи и ее финансированию.
2. Практическая работа по сбору информации для областного
банка данных возлагается на органы местного самоуправления и
осуществляется в соответствии с порядком и условиями,
определенными администрацией области.
Статья 11. Оказание адресной социальной помощи
Адресная социальная помощь назначается:
- органами социальной защиты населения по месту жительства
(регистрации) гражданина, имеющего на нее право согласно статьи 5
настоящего Закона на основании банка данных;
- по заявлению гражданина или его опекуна, попечителя, другого
законного представителя, органа государственной власти, органа
местного самоуправления, общественного объединения.
Статья 12. Исчисление среднедушевого дохода
1. Для исчисления среднедушевого дохода в составе семьи
учитываются: супруги, их дети и родители, другие родственники,
нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно и ведущие общее
хозяйство.
В качестве семьи также рассматриваются лица, не состоящие в
зарегистрированном браке, но совместно проживающие, ведущие общее
хозяйство.
2. Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении,
военнослужащие срочной службы, лица, находящиеся в местах лишения
свободы, в составе семьи не учитываются.
3. В неполных семьях в составе семьи учитывается только тот
родитель, который воспитывает ребенка и проживает совместно с ним.
4. Среднедушевой доход на члена семьи (одиноко проживающего
гражданина) исчисляется путем деления общей суммы всех видов
доходов всех членов семьи (гражданина) за три календарных месяца,
непосредственно предшествовавших обращению за оказанием адресной
социальной помощи, на число месяцев (на три), а затем - на число
членов семьи.
5. Если среднедушевой доход члена семьи (гражданина) менее
установленного на день обращения за оказанием адресной социальной
помощи прожиточного минимума, утвержденного в установленном
порядке, то такая семья (гражданин) признается малообеспеченной.
При исчислении среднедушевого дохода семьи из расчета
исключаются трудоспособные неработающие члены семьи, не
зарегистрированные в органах занятости населения.
Статья 13. Виды доходов, учитываемые при исчислении
среднедушевого дохода семьи (гражданина)
1. При исчислении совокупного дохода семьи учитываются все
виды доходов членов семьи, указанные в Законе Российской Федерации
"О подоходном налоге", а также пенсии, пособия, стипендии,
алименты, доходы по вкладам банка, пожертвования благотворительных
организаций. Подлежат учету выплаты и компенсации из фондов
предприятия, иные доходы семьи, учет которых возможен (от сдачи
имущества по договорам имущественного найма, аренды, от занятия
сельским хозяйством, подсобными промыслами и т.д.). В качестве
дохода учитывается денежное содержание лиц рядового и
начальствующего состава Министерства внутренних дел, Федеральной
службы контрразведки, Министерства обороны Российской Федерации
(кроме военнослужащих срочной службы). Алименты, выплачиваемые
гражданами, из доходов исключаются и учитываются по месту их
получения.
2. Для лиц, не имевших доходов в течение трех полных
календарных месяцев, а также ранее не подлежавших учету в составе
семьи, доходы учитываются только за полные календарные месяцы в
расчетном периоде.
3. При исчислении совокупного дохода семьи, в составе которой
в расчетный период произошли изменения, учитываются (не
учитываются) доходы прибывшего (выбывшего) члена семьи с первого
числа месяца его прибытия (выбытия).
Статья 14. Порядок оказания адресной
социальной помощи
1. Заявление об оказании адресной социальной помощи подается в
орган социальной защиты населения по месту постоянного жительства
(регистрации) заявителя.
2. Днем обращения за оказанием адресной социальной помощи
считается день приема органом социальной защиты заявления со всеми
необходимыми документами. Если заявление пересылается по почте со
всеми необходимыми документами, то днем обращения за социальной
помощью считается дата, указанная на почтовом штемпеле получения
данного заявления.
3. Заявление об оказании адресной социальной помощи лицам,
попавшим в экстремальную ситуацию, подается в орган социальной
защиты населения по месту жительства (регистрации).
4. Заявление об оказании адресной социальной помощи
рассматривается в течение 10 дней со дня поступления всех
необходимых документов.
Решение о назначении социальной помощи либо об отказе в ее
оказании выносится органом социальной защиты населения.
5. Исчисление среднедушевого дохода осуществляется органами
социальной защиты населения по месту жительства заявителя на
основании справок об оплате труда на постоянной работе, из других
мест работы, справок о размере стипендии, пенсии, пособия, иных
доходов, справок о составе семьи с постоянного места жительства,
данных налоговой инспекции.
6. При исчислении среднедушевого дохода принимаются во
внимание результаты обследования материального положения семьи
(гражданина), зафиксированные в акте работником органов социальной
защиты населения.
7. По решению органа социальной защиты населения адресная
социальная помощь может выплачиваться в виде денежных сумм либо
заменяться полностью или частично талонами на питание, продажей
продуктов, одежды, обуви, предметов домашнего обихода по социально
низким ценам, компенсацией расходов по содержанию детей в детских
учреждениях, на питание в школах, предоставлением других
социальных услуг.
8. По согласованию с заявителем, получающим пенсии (пособия),
адресная социальная помощь в виде денежных сумм может
выплачиваться одновременно с пенсией, пособием.
Статья 15. Обязанность и ответственность получателей
адресной социальной помощи
1. Граждане - получатели адресной социальной помощи обязаны
извещать орган социальной защиты населения, оказавший помощь, о
наступлении обстоятельств, влекущих изменение или прекращение
оказания социальной помощи (поступление на работу, увеличение
дохода по другим причинам, смерть или выезд на другое постоянное
место жительства одного из членов семьи, помещение ребенка в
детское учреждение на полное обеспечение, лишение родительских
прав и т.д.).
2. В случае невыполнения обязанностей, указанных в части
первой настоящей статьи, а также при оказании адресной социальной
помощи по представленным заявителем фиктивным документам с
заведомо ложными сведениями о составе семьи и уровне доходов суммы
оказанной социальной помощи взыскиваются с гражданина в судебном
порядке.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления,
назначающие социальные пособия, вправе проверить достоверность
сведений заявителя о доходах.
Статья 16. Изменение размера и прекращение оказания
адресной социальной помощи
1. Размер оказываемой адресной социальной помощи изменяется в
случаях:
- изменения состава семьи;
- изменения величины среднедушевого дохода, если наступление
данных обстоятельств не привело к увеличению дохода выше
прожиточного минимума, установленного на день его поступления.
Изменение размера социальной помощи производится с первого числа
месяца, следующего за месяцем, в котором наступили данные
обстоятельства.
2. Оказание адресной социальной помощи прекращается в случаях:
- увеличения среднедушевого дохода выше установленной величины
прожиточного минимума (при изменении состава семьи, поступлении на
работу, появлении других доходов);
- выезда семьи или одинокого гражданина на постоянное место
жительства за пределы области;
- обнаружения незаконности оказания адресной социальной помощи
по вине заявителя или работников органов социальной защиты
населения;
- прекращения действия настоящего Закона.
3. Гражданин теряет право на получение адресной социальной
помощи со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 2
настоящей статьи.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Обжалование действий (бездействия)
социальных служб области в сфере оказания
адресной социальной помощи
Действия (бездействие) социальных служб области в сфере
оказания адресной социальной помощи могут быть обжалованы
гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным
представителем в органы государственной власти области, органы
местного самоуправления либо в суде.
Статья 18. Ответственность за нарушение
настоящего Закона
Ответственность лиц, занятых в сфере оказания адресной
социальной помощи, если их действия (бездействие) повлекли за
собой последствия, опасные для жизни и здоровья гражданина, или
иное нарушение его прав, предусмотренных настоящим Законом,
наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу 1 января 1998 года.
Председатель Тульской Губернатор - глава
областной Думы исполнительного органа
государственной власти
Тульской области
И.В.ИВАНОВ В.А.СТАРОДУБЦЕВ
г. Тула
24 апреля 1997 года
N 50-ЗТО
|