29 мая 1997 года N 51-ЗТО
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Законов Тульской области от 24.07.2001 N 259-ЗТО,
от 03.03.2005 N 525-ЗТО)
Принят
Тульской областной Думой
29 мая 1997 г.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации
государственной службы Тульской области и правовое положение
государственных служащих Тульской области Российской Федерации
(далее по тексту - государственные служащие).
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственная должность
1. Государственная должность - должность в органах
государственной власти Тульской области, а также в иных
государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Тульской области
(далее по тексту - государственные органы), с установленным кругом
обязанностей по исполнению и обеспечению исполнения полномочий
данного государственного органа, денежным содержанием и
ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Государственные должности подразделяются в настоящем Законе на
- должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Тульской области
для непосредственного исполнения полномочий государственных
органов - государственные должности категории "А". Статус лиц,
замещающих государственные должности категории "А", а также
материальное и иное обеспечение их деятельности определяются
действующим законодательством;
- должности, учреждаемые в установленном законодательством
области порядке для непосредственного обеспечения исполнения
полномочий лиц, замещающих должности категории "А", -
государственные должности категории "Б";
- должности, учреждаемые государственными органами для
исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные
должности категории "В".
Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В"
дается в Реестре государственных должностей в Тульской области.
В целях технического обеспечения деятельности государственных
органов в их штатное расписание могут включаться должности, не
относящиеся к государственным должностям.
2. Государственная должность государственной службы Тульской
области - государственная должность категории "Б" или "В",
включенная в Реестр государственных должностей в Тульской области.
3. В Реестр государственных должностей в Тульской области
включаются государственные должности категорий "Б" и "В",
классифицированные по группам. К указанному Реестру
разрабатываются перечень специализаций государственных должностей
государственной службы и квалификационные требования к лицам,
замещающим государственные должности государственной службы.
Реестр государственных должностей в Тульской области
утверждается Тульской областной Думой.
Статья 2. Государственная служба области
1. Под государственной службой области (далее по тексту -
государственная служба) в настоящем Законе понимается
профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий
государственных органов области.
К государственной службе относится исполнение должностных
обязанностей лицами, замещающими государственные должности
категорий "Б" и "В".
2. Государственная служба на государственных должностях
категории "Б" ограничена сроком, на который избираются
(назначаются) соответствующие лица, замещающие государственные
должности категории "А". Срок замещения этих должностей не может
превышать срока полномочий лиц, деятельность которых
обеспечивается.
При досрочном прекращении полномочий лица, замещающего
государственную должность категории "А", срок замещения
государственных служащих категории "Б", обеспечивающих исполнение
его полномочий, прекращается со дня вступления в должность вновь
назначенного или избранного лица на государственную должность
категории "А".
3. Государственная служба включает в себя государственную
службу в законодательном (представительном) и исполнительном
органах государственной власти области, избирательной комиссии
Тульской области.
Статья 3. Государственный служащий области
1. Государственным служащим области (далее по тексту -
государственный служащий) является гражданин Российской Федерации,
исполняющий в порядке, установленном действующим
законодательством, обязанности по государственной должности
государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое
за счет средств областного бюджета, а в случаях, определенных
федеральным законом, за счет средств федерального бюджета.
2. Государственные служащие государственных органов области
являются одновременно государственными служащими Российской
Федерации.
3. Размеры расходов на содержание государственных служащих, а
также расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых
им социальных услуг ежегодно устанавливаются федеральным бюджетом
и бюджетом области по каждому государственному органу отдельно.
Статья 4. Правовое регулирование государственной службы
1. Правовое регулирование государственной службы осуществляется
на основе общих принципов, установленных Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом "Об основах государственной службы
Российской Федерации", законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Тульской
области, настоящим Законом, иными законами и нормативными
правовыми актами области.
2. На государственных служащих распространяется действие
законодательства Российской Федерации о труде с особенностями
законодательства о государственной службе.
ГЛАВА II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Статья 5. Принципы государственной службы
1. Государственная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных
законов над иными нормативными правовыми актами, должностными
инструкциями при исполнении государственными служащими должностных
обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их
непосредственного действия: обязанности государственных служащих
признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и
гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения
предметов ведения между Российской Федерацией и Тульской областью;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной
власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в
соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений,
принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в
пределах их полномочий в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Тульской области;
7) единства основных требований, предъявляемых к
государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за
подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо
ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения
религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в
государственных органах.
Статья 6. Классификация государственных должностей
государственной службы
1. Государственные должности государственной службы области
подразделяются на следующие группы:
высшие государственные должности государственной службы (5-я
группа);
главные государственные должности государственной службы (4-я
группа);
ведущие государственные должности государственной службы (3-я
группа);
старшие государственные должности государственной службы (2-я
группа);
младшие государственные должности государственной службы (1-я
группа).
2. Государственные должности государственной службы
подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у
государственного служащего для исполнения обязанностей по
государственной службе одной специализации соответствующего
профессионального образования.
Специализация государственных должностей государственной службы
устанавливается в зависимости от функциональных особенностей
государственных должностей государственной службы и особенностей
предмета ведения соответствующих государственных органов.
3. В квалификационные требования к служащим, замещающим
государственные должности государственной службы, включаются
требования к
- уровню профессионального образования с учетом группы и
специализации государственных должностей государственной службы;
- стажу и опыту работы по специальности;
- уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, Устава (Основного Закона) и законов Тульской области
применительно к исполнению соответствующих должностных
обязанностей.
4. К гражданам, претендующим на замещение государственных
должностей государственной службы, предъявляются следующие
квалификационные требования по стажу и опыту работы в зависимости
от группы государственных должностей:
высшие должности - стаж государственной службы на должностях,
отнесенных к главным государственным должностям, не менее 2 лет
или стаж работы по специальности не менее 5 лет;
главные должности - стаж государственной службы на должностях,
отнесенных к ведущим государственным должностям, не менее 2 лет
или стаж работы по специальности не менее 3 лет;
ведущие должности - стаж государственной службы на должностях,
отнесенных к старшим государственным должностям, не менее 2 лет
или стаж работы по специальности не менее 3 лет;
старшие должности - стаж государственной службы не менее 3 лет
или стаж работы по специальности не менее 3 лет;
младшие должности - без предъявления требований к стажу
государственной службы или стажу работы по специальности.
Руководители государственных органов или их аппаратов в
исключительных случаях, определяемых нормативными правовыми актами
области, вправе назначать на государственные должности лиц, не
имеющих соответствующего стажа, установленного квалификационными
требованиями, но обладающих необходимыми профессиональными
качествами применительно к исполнению соответствующих должностных
обязанностей.
5. Квалификационные требования, изложенные в частях 3 и 4
настоящей статьи, применительно к исполнению соответствующей
государственной должности определяются должностной инструкцией,
утверждаемой руководителем структурного подразделения
государственного органа.
6. Гражданам, претендующим на государственную должность
государственной службы, необходимо иметь:
1) для высших и главных государственных должностей
государственной службы - высшее профессиональное образование по
специализации государственных должностей государственной службы
или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим
профессиональным образованием по специализации государственных
должностей государственной службы;
2) для ведущих и старших государственных должностей
государственной службы - высшее профессиональное образование по
специальности "государственное и муниципальное управление" либо по
специализации государственных должностей государственной службы
или образование, считающееся равноценным;
(в ред. Закона Тульской области от 24.07.2001 N 259-ЗТО)
3) для младших государственных должностей государственной
службы - среднее профессиональное образование по специализации
государственных должностей государственной службы или образование,
считающееся равноценным.
Решение о признании образования равноценным принимается
федеральным органом по вопросам государственной службы.
7. Другие требования к государственным должностям
государственной службы могут устанавливаться федеральными законами
и законами области, а также нормативными правовыми актами
государственных органов в отношении государственных служащих этих
государственных органов.
Статья 7. Квалификационные разряды государственных служащих
1. Квалификационные разряды государственных служащих указывают
на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных
служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к
государственным должностям государственной службы соответствующих
групп.
2. Присвоение квалификационных разрядов государственным
служащим производится в соответствии с установленными федеральными
законами, законами и другими нормативными правовыми актами области
квалификационными требованиями по профессиональному образованию,
стажу государственной службы, стажу и опыту работы по
специальности, знанию Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, нормативных правовых актов Российской
Федерации, Устава (Основного Закона) Тульской области, законов и
других нормативных правовых актов области применительно к
исполнению должностных обязанностей по замещаемой государственной
должности соответствующей группы.
3. Государственным служащим, замещающим государственные
должности соответствующей группы, присваиваются следующие
квалификационные разряды:
действительный государственный советник Российской Федерации 1,
2 и 3 класса - государственным служащим, замещающим высшие
государственные должности государственной службы;
государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -
государственным служащим, замещающим главные государственные
должности государственной службы;
советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса - государственным
служащим, замещающим ведущие государственные должности
государственной службы;
советник государственной службы 1, 2 и 3 класса -
государственным служащим, замещающим старшие государственные
должности государственной службы;
референт государственной службы 1, 2 и 3 класса -
государственным служащим, замещающим младшие государственные
должности государственной службы.
4. Квалификационные разряды присваиваются государственным
служащим в следующем порядке:
действительного государственного советника Российской Федерации
1, 2 и 3 класса, государственного советника Российской Федерации
1, 2 и 3 класса - Президентом Российской Федерации по
представлению соответствующего руководителя государственного
органа области по согласованию с Советом по вопросам
государственной службы области;
советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, советника
государственной службы 1, 2 и 3 класса, референта государственной
службы 1, 2 и 3 класса - руководителем государственного органа.
Порядок подготовки и прохождения документов для присвоения
квалификационных разрядов государственным служащим осуществляется
в соответствии с федеральными законами и законами области.
5. Присвоение очередных квалификационных разрядов
государственным служащим производится на основании результатов
государственного квалификационного экзамена или аттестации.
Государственный служащий вправе выступить с инициативой о
присвоении ему очередного квалификационного разряда. В этом случае
присвоение квалификационного разряда производится по результатам
государственного квалификационного экзамена, проводимого
аттестационной или государственной конкурсной комиссией, но без
последующего перевода государственного служащего на другую
государственную должность.
6. Руководители государственного органа в порядке поощрения за
особые отличия при прохождении государственной службы вправе без
сдачи государственным служащим государственного квалификационного
экзамена или прохождения аттестации присваивать или
ходатайствовать о присвоении ему очередного квалификационного
разряда.
7. Решение о присвоении государственному служащему
квалификационного разряда оформляется актом Президента Российской
Федерации или распоряжением либо иным актом руководителя
государственного органа. Соответствующая запись вносится в
трудовую книжку и личное дело государственного служащего.
Со дня присвоения государственному служащему квалификационного
разряда ему устанавливается надбавка к должностному окладу за
квалификационный разряд в порядке и размерах, предусмотренных
нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.
При прекращении государственной службы квалификационный разряд,
присвоенный государственному служащему, сохраняется.
8. Вопросы, связанные с порядком присвоения и сохранения
квалификационных разрядов, рассматриваются соответствующим
государственным органом в пределах его полномочий или в суде.
Статья 8. Личное дело государственного служащего. Реестр
государственных служащих
1. Прохождение государственной службы отражается в личном деле
государственного служащего. Личное дело государственного служащего
ведется кадровой службой соответствующего государственного органа
и при переводе государственного служащего на новое место
государственной службы передается по указанному месту
государственной службы. Ведение нескольких личных дел одного
государственного служащего не допускается.
2. Сведения о государственных служащих, в том числе сведения о
государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на
вышестоящие государственные должности государственной службы,
вносятся в реестр государственных служащих государственного органа
области.
Реестр государственных служащих соответствующего
государственного органа является частью реестра государственных
служащих области.
Ведение реестра государственных служащих соответствующего
государственного органа осуществляет кадровая служба данного
органа.
Ведение реестра государственных служащих области осуществляет
Совет по вопросам государственной службы области.
Порядок ведения личных дел и реестров государственных служащих,
предусматривающий обязательное ежегодное ознакомление
государственного служащего с личным делом, регламентируется
законами и иными нормативными правовыми актами области в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Сбор и внесение в личные дела и реестры государственных
служащих сведений об их политической и религиозной принадлежности,
о частной жизни запрещаются.
Статья 9. Финансирование государственной службы
1. Расходы на государственную службу являются составной частью
расходов областного бюджета и включают в себя затраты: на денежное
содержание государственных служащих, материально - бытовое,
социальное и иное обеспечение, государственное страхование,
повышение квалификации и переподготовку государственных служащих и
регламентируются законами и иными нормативными правовыми актами
области в соответствии с федеральным законодательством.
2. Расходы на государственную службу планируются,
осуществляются и контролируются на основе составляемых в
установленном порядке смет в пределах ассигнований, выделяемых на
содержание государственных органов из областного и федерального
бюджетов.
3. Сокращение бюджетных ассигнований не может служить
основанием для прекращения выплат или уменьшения размеров
денежного содержания государственных служащих.
ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Статья 10. Права государственного служащего
1. Государственный служащий имеет право на
1) ознакомление с документами, определяющими его права и
обязанности по занимаемой государственной должности
государственной службы, критерии оценки качества работы и условия
продвижения по службе, а также на организационно - технические
условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
2) получение в установленном порядке информации и материалов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных
обязанностей организаций всех форм собственности;
4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с
должностными обязанностями;
5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение
вакантной государственной должности государственной службы;
6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с
учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;
7) выход в отставку в соответствии с действующим
законодательством;
8) ознакомление со всеми материалами своего личного дела,
отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их
в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
9) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации
за счет средств бюджетов;
10) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной
службы;
11) проведение по его требованию служебного расследования для
опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
12) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для
защиты своих прав, социально - экономических и профессиональных
интересов;
13) внесение предложений по совершенствованию государственной
службы в любые инстанции.
2. Государственный служащий вправе обратиться в государственные
органы или суд для разрешения споров, связанных с государственной
службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных
экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных
характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения,
реализации прав государственного служащего, перевода на другую
государственную должность государственной службы, дисциплинарной
ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий
правовой и социальной защиты государственного служащего,
увольнения с государственной службы.
Статья 11. Основные обязанности государственного служащего
Государственный служащий обязан:
1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение
Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и
законов области;
2) добросовестно исполнять должностные обязанности;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов
граждан;
4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в
порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их
должностных полномочий, за исключением незаконных;
5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно
рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а
также организаций всех форм собственности, органов государственной
власти и местного самоуправления и принимать по ним решения в
порядке, установленном федеральными законами и законами области;
6) соблюдать установленные в государственном органе правила
внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, нормы
служебной этики, порядок работы со служебной информацией;
7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для
исполнения своих должностных обязанностей;
8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а
также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением
должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь,
честь и достоинство граждан.
Статья 12. Ограничения, связанные с государственной службой
1. Государственный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме
педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом Федерального Собрания Российской Федерации,
законодательных (представительных) органов субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через
доверенных лиц;
4) состоять членом органов управления коммерческих организаций,
если иное не предусмотрено федеральным законом, или если в
порядке, установленном федеральным и областным законом, ему не
поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в
государственном органе, в котором он состоит на государственной
службе, либо который непосредственно подчинен или непосредственно
подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально -
технического, финансового и информационного обеспечения, другое
государственное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве
государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения
(подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату
развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения),
связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и
после выхода на пенсию;
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации
награды, почетные и специальные звания иностранных государств,
международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за счет физических и
юридических лиц, за исключением служебных командировок за границу,
осуществляемых в соответствии с международными договорами
Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности
федеральных органов государственной власти и соответствующих
органов государственной власти области с государственными органами
иностранных государств, международными и иностранными
организациями;
11) принимать участие в забастовках;
12) использовать свое служебное положение в интересах
политических партий, общественных, в том числе религиозных,
объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных
органах не могут образовываться структуры политических партий,
религиозных и иных общественных объединений, за исключением
профессиональных союзов.
2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное
управление под гарантию государства на время прохождения
государственной службы находящиеся в его собственности доли
(пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в
порядке, установленном федеральным законом.
Статья 13. Сведения о доходах государственного служащего и об
имуществе, принадлежащем ему на праве собственности
1. Гражданин при поступлении на государственную службу, а также
государственный служащий в соответствии с федеральным законом
ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой
службы сведения о полученных ими доходах и имуществе,
принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами
налогообложения.
2. Поступающие в органы государственной налоговой службы
сведения, указанные в настоящей статье, составляют служебную
тайну.
Статья 14. Виды поощрений государственного служащего и порядок
их применения
1. За успешное и добросовестное исполнение государственным
служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и
безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности
устанавливаются следующие виды поощрений:
1) объявление благодарности;
2) единовременное денежное вознаграждение;
3) объявление благодарности с единовременным денежным
вознаграждением;
4) награждение ценным подарком;
5) награждение Почетной грамотой области;
6) присвоение Почетного звания области;
7) досрочное присвоение очередного квалификационного разряда;
8) награждение Почетной грамотой Президента Российской
Федерации;
9) присвоение почетного звания Российской Федерации;
10) награждение знаком отличия Российской Федерации;
11) награждение орденами и медалями Российской Федерации.
2. Поощрения, предусмотренные пунктами 1, 2 и 3 части 1
настоящей статьи, применяются руководителем государственного
органа для государственных служащих за успешное и добросовестное
выполнение ими должностных обязанностей, исполнение служебных
заданий особой важности и сложности. Размер единовременного
денежного вознаграждения при этом может составлять до двух окладов
денежного содержания государственного служащего с учетом его
личного вклада.
Поощрения объявляются в приказе или распоряжении руководителя
государственного органа и заносятся в личное дело государственного
служащего.
3. Поощрение, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей
статьи, принимается руководителем государственного органа и
производится в связи с юбилейными датами со дня рождения
государственного служащего (50 лет и другое последующее за тем
десятилетие) в размере до трех окладов денежного содержания.
По желанию государственного служащего вместо ценного подарка
ему может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в
тех же размерах.
4. Поощрения государственных служащих, предусмотренные пунктами
5 и 6 части 1 настоящей статьи, производятся в соответствии с
законами и иными нормативными правовыми актами области.
5. Поощрение государственного служащего, предусмотренное
пунктом 7 части 1 настоящей статьи, производится в соответствии со
статьей 7 настоящего Закона.
6. В порядке поощрения государственному служащему может
выплачиваться единовременное денежное вознаграждение при выходе на
пенсию в размере оклада денежного содержания за каждые два года
государственной службы, но не более десяти окладов денежного
содержания.
7. За выполнение государственных заданий особой важности и
сложности государственный служащий может быть награжден Почетной
грамотой Президента Российской Федерации.
Представление к награждению Почетной грамотой Президента
Российской Федерации и другими наградами и званиями Российской
Федерации производится областной Думой или губернатором - главой
исполнительного органа государственной власти области по
представлению Совета по вопросам государственной службы области в
соответствии с федеральным законодательством.
8. Поощрения государственных служащих, предусмотренные пунктами
5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 части 1 настоящей статьи, производятся
руководителями органов государственной власти области по
представлению Совета по вопросам государственной службы области.
Статья 15. Ответственность государственного служащего
1. За должностной проступок - неисполнение или ненадлежащее
исполнение государственным служащим возложенных на него
обязанностей на государственного служащего могут налагаться
органом или руководителем, имеющими право назначать
государственного служащего на государственную должность
государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) увольнение.
2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок,
может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса
о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения
должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.
Отстранение государственного служащего от исполнения должностных
обязанностей в этом случае производится распоряжением
руководителя, указанного в части 1 настоящей статьи.
3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий
устанавливается федеральным законом.
4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности
полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной
форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному
руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему
руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие -
руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме
подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий
обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение
является административно или уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим
неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение
руководитель.
5. Государственный служащий несет предусмотренную действующим
законодательством ответственность за действия или бездействие,
ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.
Статья 16. Гарантии для государственного служащего
1. Государственному служащему гарантируются:
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных
обязанностей;
2) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами
и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории
области;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) бесплатное санаторно-курортное лечение;
5) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе
после выхода его на пенсию, в соответствии с законодательством;
(в ред. Закона Тульской области от 03.03.2005 N 525-ЗТО)
6) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с
сохранением денежного содержания на период обучения по занимаемой
должности;
7) обязательность получения его согласия на перевод на другую
государственную должность государственной службы, за исключением
случаев, предусмотренных федеральным законом;
8) пенсионное обеспечение государственного служащего и
пенсионное обеспечение членов семьи в случае его смерти,
наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
доплата к пенсии в соответствии с законом и иными нормативными
правовыми актами области;
9) обязательное государственное страхование на случай
причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им
должностных обязанностей в соответствии с законодательством;
(в ред. Закона Тульской области от 03.03.2005 N 525-ЗТО)
10) обязательное государственное социальное страхование на
случай заболевания или потери трудоспособности в период
прохождения им государственной службы;
11) защита его и членов семьи от насилия, угроз, других
неправомерных действий в связи с исполнением им должностных
обязанностей - в порядке, установленном федеральным законом.
2. Государственному служащему, нуждающемуся в жилье или
улучшении жилищных условий, по месту службы предоставляется
благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома
за счет государственного, муниципального или иного жилищного фонда
в порядке и в соответствии с нормативами, установленными
федеральными законами и законами области.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются
государственные служащие, имеющие основания, установленные
законодательством области (проживающие в общежитиях, на частных
квартирах, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена
семьи менее норматива, установленного в области для принятия на
учет и другие основания).
Государственные служащие, замещающие высшие государственные
должности государственной службы (5-я группа), при получении жилья
имеют право на дополнительную жилую площадь в размере не менее 10
квадратных метров или отдельной комнаты. Государственным служащим
данной группы или членам их семьи, имеющим прочие льготные
основания на получение дополнительной жилой площади,
предоставляется право только на одну из имеющихся льгот по
усмотрению государственного служащего.
Государственным служащим, нуждающимся в улучшении жилищных
условий и получившим субсидию на строительство или приобретение
жилья, может быть выдана на эти же цели беспроцентная ссуда по
месту работы на срок до 20 лет.
Государственный служащий и проживающие с ним члены его семьи
оплачивают всю занимаемую ими площадь в домах независимо от вида
жилищного фонда и коммунальные услуги в пределах нормативов их
потребления в размере 50 процентов. В домах, не имеющих
центрального отопления, им предоставляется скидка в размере 50
процентов от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм,
установленных для продажи населению.
В случае смерти государственного служащего за семьей умершего
сохраняется право состоять на учете нуждающихся в жилье по
прежнему месту работы государственного служащего, при
обеспеченности жильем в расчете на каждого члена семьи менее нормы
жилой площади, предоставляемой гражданам при выделении жилья,
установленной законодательством области.
3. Государственному служащему в зависимости от условий
прохождения им государственной службы в порядке, предусмотренном
действующим законодательством, предоставляется служебный транспорт
или производится денежная компенсация транспортных расходов.
4. Государственному служащему в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми
актами области возмещаются расходы и предоставляются иные
компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на
государственную службу, переводом на государственную должность
государственной службы в другой государственный орган, а также
возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на
оплату жилья.
5. Расходы, связанные с предоставлением гарантий,
предусмотренных настоящей статьей, производятся за счет средств
областного бюджета, а в случаях, установленных федеральным
законом, за счет средств федерального бюджета.
Статья 17. Правовое положение государственного служащего при
ликвидации и реорганизации государственного органа
1. При ликвидации государственного органа или сокращении его
штата в случае невозможности предоставления работы в данном
государственном органе государственному служащему должна быть
предложена другая государственная должность в другом
государственном органе при наличии вакансии с учетом его
профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.
При невозможности трудоустройства государственному служащему,
заключившему трудовой договор на неопределенный срок,
гарантируется переподготовка (переквалификация) с сохранением на
период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по
занимаемой до увольнения с государственной должности и
непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности
замещения иной государственной должности государственной службы.
2. При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа
или сокращении штата государственному служащему выплачивается
средний заработок по ранее занимаемой должности в течение 3
месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления
государственному служащему работы в соответствии с его профессией
и квалификацией государственный служащий остается в реестре
государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в
течение года непрерывного стажа государственной службы.
Статья 18. Денежное содержание государственного служащего
1. Денежное содержание государственного служащего состоит из
должностного оклада, надбавок к должностному окладу за
квалификационный разряд, особые условия государственной службы,
выслугу лет, премий по результатам работы.
2. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления
надбавок к должностному окладу государственного служащего
определяются на основе законов Российской Федерации и Тульской
области.
Статья 19. Отпуск государственного служащего
1. Государственному служащему устанавливается ежегодный
оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
2. Сверх ежегодно оплачиваемого отпуска государственному
служащему категории "В" за выслугу лет предоставляется
дополнительный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности:
от 1 до 5 лет - 4 календарных дня;
от 5 до 10 лет - 7 календарных дней;
от 10 до 15 лет - 11 календарных дней
от 15 и выше - 15 календарных дней.
Лицам, замещающим государственные должности государственной
службы категории "Б", предоставляется ежегодный дополнительный
оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней
независимо от стажа работы на государственной службе.
3. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый
отпуск суммируются и по желанию государственного служащего могут
предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части
предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.
4. Государственному служащему может быть предоставлен отпуск
без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если
иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 20. Пенсионное обеспечение государственного служащего
1. Государственный служащий имеет право на получение пенсии,
назначенной в соответствии с Законом РСФСР "О государственных
пенсиях в РСФСР" и Законом Российской Федерации "О занятости
населения в Российской Федерации", и ежемесячной доплаты к ней за
счет средств областного бюджета.
Условия и порядок назначения и выплаты доплаты к пенсии
определяются законодательством области, если иное не предусмотрено
федеральным законом, устанавливающим право на получение пенсии за
выслугу лет.
2. В случае смерти, связанной с исполнением государственным
служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после
увольнения его с государственной службы, члены его семьи имеют
право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Условия,
порядок назначения и выплаты указанной пенсии определяются
федеральным законом.
Статья 21. Стаж государственной службы
1. Стаж государственной службы, дающий право на получение
надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска,
назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного
вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы
(в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на
должностях в органах местного самоуправления в соответствии с
действующим законодательством и нормативными правовыми актами
области.
2. В стаж государственной службы включается по представлению
Совета по вопросам государственной службы области время работы в
организациях на соответствующих должностях, способствовавших
получению необходимых профессиональных навыков и качеств
государственного служащего.
Включение в стаж государственной службы государственного
служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в
соответствии с действующим законодательством и нормативными
правовыми актами области.
3. При приеме гражданина на государственную службу начальный
стаж государственной службы определяется в соответствии с частями
1 и 2 настоящей статьи и оформляется распоряжением или приказом по
государственному органу. Дальнейший стаж государственной службы
государственного служащего исчисляет кадровая служба
государственного органа.
ГЛАВА IV. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Статья 22. Поступление на государственную службу. Нахождение на
государственной службе
1. Право поступления на государственную службу имеют граждане
Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным
языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие
требованиям, установленным настоящим Законом для государственных
служащих.
2. При поступлении на государственную службу, а также при ее
прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых
или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в
порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и
действующим законодательством.
3. Гражданин не может быть принят на государственную службу и
находиться на государственной службе в случаях:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным
решением суда, вступившим в законную силу;
2) лишения его права занимать государственные должности
государственной службы в течение определенного срока решением
суда, вступившим в законную силу;
3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения
заболевания, препятствующего исполнению им должностных
обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к
сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом
тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной
должности государственной службы, на которую претендует гражданин,
связано с использованием таких сведений;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья,
сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети
супругов) с государственным служащим, если их государственная
служба связана с непосредственной подчиненностью или
подконтрольностью одного из них другому;
6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением
случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на
взаимной основе межгосударственными соглашениями;
7) отказа от предоставления сведений, предусмотренных статьей
13 настоящего Закона.
4. При поступлении на государственную службу гражданин
представляет:
1) личное заявление;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) трудовую книжку;
4) документы, подтверждающие профессиональное образование;
5) справку из органов государственной налоговой службы о
предоставлении сведений об имущественном положении;
6) медицинское заключение о состоянии здоровья;
7) другие документы, если это предусмотрено федеральным
законом.
5. Сведения, представленные согласно настоящему Закону при
поступлении гражданина на государственную службу, а также при
решении вопроса о его назначении на высшую государственную
должность государственной службы, подлежат проверке в
установленном федеральным законом порядке.
В отдельных государственных органах федеральным законом могут
устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений,
сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и
назначении его на высшие государственные должности государственной
службы.
В случае установления в процессе проверки обстоятельств,
препятствующих поступлению гражданина на государственную службу
или назначению его на высшую государственную должность
государственной службы, указанный гражданин информируется в
письменной форме о причинах отказа в принятии его на
государственную службу или назначении на высшую государственную
должность государственной службы.
6. Гражданин поступает на государственную службу на условиях
трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на
срок не более пяти лет.
В трудовой договор включается обязательство гражданина,
поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов
области.
Поступление гражданина на государственную службу оформляется
распоряжением или приказом по государственному органу о назначении
его на государственную должность государственной службы.
7. Назначение впервые или вновь поступающих на государственную
службу осуществляется:
на государственные должности государственной службы категории
"Б" - по представлению соответствующих лиц, замещающих должности
категории "А", либо уполномоченных ими лиц или кадровых
структурных подразделений государственных органов. Порядок подбора
кандидатур определяется соответствующим государственным органом
или лицом, замещающим государственную должность категории "А", в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации
и области;
на государственные должности государственной службы 1-й группы
категории "В" - соответствующим должностным лицом. Порядок подбора
кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской
Федерации и области;
на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-
й групп категории "В" - по результатам конкурса на замещение
вакантной государственной должности государственной службы.
8. При прекращении государственной службы в связи с выходом на
пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и
сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой
книжке производится запись о последней государственной должности
государственной службы с указанием "в отставке".
9. На государственного служащего с его согласия может быть
возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой
государственной должности государственной службы с оплатой по
соглашению между руководителем государственного органа и
государственным служащим.
10. В случае служебной необходимости государственный служащий с
его согласия может быть командирован в другой государственный
орган для исполнения должностных обязанностей по государственной
должности государственной службы по его специальности на срок до
двух лет.
Статья 23. Конкурс на замещение вакантной государственной
должности государственной службы
1. Конкурс на замещение вакантной государственной должности
государственной службы (далее - конкурс) обеспечивает право
граждан на равный доступ к государственной службе.
2. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявления на
участие в нем, при соблюдении условий, установленных частями 1, 3
и 4 статьи 22 настоящего Закона.
Государственные служащие могут участвовать в конкурсе
независимо от того, какие должности они занимают в момент его
проведения.
3. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на
замещение вакантных государственных должностей государственной
службы 2 группы) или конкурса-испытания (на замещение вакантных
государственных должностей государственной службы 3, 4 и 5 групп).
4. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса документов
на основании документов об образовании, о прохождении
государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также
на основании рекомендаций, результатов тестирования, других
документов, представляемых по решению соответствующих органов по
вопросам государственной службы.
5. Конкурс-испытание проводится государственной конкурсной
комиссией. Конкурс-испытание может включать в себя прохождение
испытания на соответствующей государственной должности
государственной службы и завершается государственным
квалификационным экзаменом.
6. Конкурсные (государственные конкурсные) комиссии формируются
в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 27 и пунктом 2 части 1
статьи 28 настоящего Закона.
7. Информация о дате, месте и об условиях проведения конкурса
подлежит опубликованию в печати.
8. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса
в письменной форме в течение месяца со дня его завершения.
9. Решение конкурсной (государственной конкурсной) комиссии
является основанием для назначения на соответствующую
государственную должность государственной службы либо отказа в
таком назначении.
10. Другие условия проведения конкурса определяются
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми
актами области.
Статья 24. Испытание при замещении государственной должности
1. Для гражданина, впервые принятого на государственную
должность государственной службы, в том числе по конкурсу
документов, или для государственного служащего при переводе на
государственную должность государственной службы иной группы и
иной специализации устанавливается испытание на срок от трех до
шести месяцев.
В срок испытания не засчитываются период временной
нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный
служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
2. На государственного служащего в период испытания
распространяется действие настоящего Закона.
3. Государственному служащему до окончания срока испытания
очередной квалификационный разряд не присваивается.
4. При неудовлетворительном результате испытания
государственный служащий может быть переведен с его согласия на
прежнюю или другую государственную должность государственной
службы, а при отказе от перевода - уволен.
5. Если срок испытания истек, а государственный служащий
продолжает государственную службу, он считается выдержавшим
испытание, и последующее увольнение допускается только по
основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Статья 25. Аттестация государственного служащего
1. Для определения уровня профессиональной подготовки и
соответствия государственного служащего занимаемой государственной
должности государственной службы, а также для решения вопроса о
присвоении государственному служащему квалификационного разряда
проводится его аттестация.
2. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не
реже одного раза в четыре года.
3. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются
федеральными законами и законами области.
Статья 26. Основания для прекращения государственной службы
1. Государственная служба прекращается при увольнении
государственного служащего, в том числе в связи с выходом на
пенсию.
2. Помимо оснований, предусмотренных законодательством
Российской Федерации о труде, увольнение государственного
служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя
государственного органа в случаях:
1) достижения им предельного возраста, установленного для
замещения государственной должности государственной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации;
3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных
настоящим Законом;
4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную
охраняемую законом тайну.
3. Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в
порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для
нахождения на государственной должности государственной службы -
60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе
государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие
государственные должности государственной службы и достигших
предельного для государственной службы возраста, решением
руководителя соответствующего государственного органа. Однократное
продление срока нахождения на государственной службе
государственного служащего допускается не более чем на год.
Продление нахождения на государственной службе государственного
служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После
достижения указанного возраста он может продолжить работу в
государственных органах на условиях срочного трудового договора
(контракта).
ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Статья 27. Орган по вопросам государственной службы
1. Координацию деятельности по реализации федеральных законов,
законов и других нормативных правовых актов области, касающихся
вопросов государственной службы, осуществляет Совет по вопросам
государственной службы области.
Совет по вопросам государственной службы состоит из 12 членов:
по шесть представителей от администрации области и областной Думы.
Сопредседатели и секретарь Совета по вопросам государственной
службы области избираются тайным голосованием на первом заседании
Совета.
2. Совет по вопросам государственной службы области:
1) анализирует состояние и эффективность государственной службы
в государственных органах области, координирует работу по созданию
инфраструктуры государственной службы;
2) координирует разработку проектов нормативных актов области
по вопросам организации государственной службы; ведет Реестр
государственных служащих Тульской области;
3) координирует подготовку и согласование соответствующих
статей областного бюджета в части затрат на областную
государственную службу; осуществляет контроль за расходованием
средств на финансирование государственной службы области;
4) координирует методическую работу органов государственной
власти области по вопросам государственной службы;
5) координирует работу по профессиональной подготовке,
переподготовке (переквалификации) и повышению квалификации
государственных служащих в рамках регионального заказа и резерва
на вышестоящие государственные должности государственной службы;
6) согласовывает документы на присвоение и представление к
присвоению квалификационных разрядов государственным служащим
государственной службы согласно части 4 статьи 7;
7) согласовывает представления государственных органов
государственной службы к награждению государственных служащих
государственными наградами Российской Федерации и области;
8) организует совместно с соответствующими государственными
органами работу по формированию конкурсных (государственных
конкурсных) комиссий, проведению аттестации и государственных
квалификационных экзаменов.
3. Органом, обеспечивающим организационную работу Совета по
вопросам государственной службы области и координацию деятельности
кадровых служб органов государственной власти, является
соответствующая кадровая служба.
4. Полномочия, порядок организации и деятельности Совета по
вопросам государственной службы области определяются настоящим
Законом и положениями, принимаемыми органами государственной
власти области.
Статья 28. Кадровая служба государственного органа
1. Кадровая служба государственного органа:
1) обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных
государственных должностей государственной службы, аттестаций,
прохождение государственными служащими испытания при замещении
государственных должностей государственной службы;
2) направляет предложения в Совет по вопросам государственной
службы области о составе конкурсных, квалификационных и
аттестационных комиссий государственных органов;
3) оформляет решения государственных органов, связанные с
прохождением государственными служащими государственной службы,
ведет личные дела государственных служащих, вносит необходимые
записи в трудовые книжки государственных служащих; ведет Реестр
государственных служащих государственных органов;
4) консультирует государственных служащих по вопросам их
правового положения, соблюдения ограничений, связанных с
государственной службой;
5) анализирует уровень профессиональной подготовки
государственных служащих, организует переподготовку
(переквалификацию) и повышение квалификации государственных
служащих.
2. Полномочия, порядок организации и деятельности кадровых
служб государственных органов определяются настоящим Законом и
положением, утверждаемым руководителем государственного органа.
ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Переходные положения
1. Государственные служащие государственных органов, не имеющие
на день вступления в силу настоящего Закона необходимого стажа
государственной службы и стажа работы по специальности, сохраняют
право на замещение занимаемых должностей при условии соответствия
их профессиональных качеств занимаемой должности.
2. В тех случаях, когда при исчислении стажа государственной
службы размер надбавки за выслугу лет у государственного служащего
оказывается ниже ранее установленного в соответствии с
нормативными правовыми актами, за этим государственным служащим
сохраняется ранее установленный размер надбавки к должностному
окладу за выслугу лет.
3. Доплаты к пенсиям государственным служащим согласно части 1
статьи 20 настоящего Закона действуют, если иное не предусмотрено
федеральным законом.
Статья 30. Приведение нормативных правовых актов органов
государственной власти области в соответствие с настоящим Законом
Органам государственной власти области привести нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех
месяцев со дня его вступления в силу.
Статья 31. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
2. Статья 7 настоящего Закона вступает в силу одновременно с
федеральным законом, определяющим процедуру присвоения
квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные
государственные должности.
3. Пункт 4 части 1 статьи 16 и часть 2 статьи 16 в части,
касающейся предоставления беспроцентной ссуды на приобретение
(строительство) жилого помещения, вводятся в действие по мере
изыскания средств, необходимых для их осуществления.
4. Настоящий Закон не распространяется на лиц, в отношении
которых вопросы занятия государственных должностей и прохождения
государственной службы урегулированы законами Российской Федерации
и иными федеральными нормативными правовыми актами.
5. Часть 3 статьи 2 настоящего Закона, относящаяся к
избирательной комиссии Тульской области, вступает в силу после
внесения изменений в Устав (Основной Закон) Тульской области.
Председатель Тульской Губернатор - глава
областной Думы исполнительного органа
государственной власти
Тульской области
И.В.ИВАНОВ В.А.СТАРОДУБЦЕВ
5 июня 1997 г.
г. Тула
29 мая 1997 года
N 51-ЗТО
|