ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
2-ГО СОЗЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 сентября 1997 г. N 16/388
ОБ ИНФОРМАЦИИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ
ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ "О ДВУХ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
ДАТАХ ХРИСТИАНСКОЙ ИСТОРИИ"
Рассмотрев письмо губернатора области об информации
уполномоченного губернатора области по делам религий
Шелопаева И.Н. "О двух знаменательных датах христианской истории",
Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить концепцию программы по подготовке к празднованию
двухтысячелетия Рождества Христова, содержащуюся в информации
уполномоченного губернатора области по делам религий "О двух
знаменательных датах христианской истории" (прилагается).
2. Предложить администрации области создать рабочую группу с
участием депутатов Тульской областной Думы и представителей
Русской Православной Церкви по разработке соответствующей
программы и представить ее в областную Думу в составе материалов к
проекту закона Тульской области "Об областном бюджете на 1998
год".
Председатель областной Думы
И.В.ИВАНОВ
Приложение
к постановлению Тульской
областной Думы
от 04.09.97 N 16/388
О ДВУХ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТАХ ХРИСТИАНСКОЙ ИСТОРИИ
В 2000 году человечество будет торжественно отмечать
двухтысячелетие Рождества Христова. Христианство оказало и
оказывает значительное влияние на все стороны жизни земной
цивилизации.
Для России христианство во многом ассоциируется в общественном
сознании с Русской Православной церковью. Именно она сыграла
выдающуюся роль в становлении российской государственности,
культуры и искусства. Сегодня эта церковь совместно с другими
традиционными религиями активно участвует в духовно-нравственном
возрождении Отечества, содействует миротворческим процессам,
достижению гражданского и межконфессионального мира и согласия.
Это характерно и для Тульской области.
Как и другие христианские конфессии области, религиозные
организации РПЦ Тульской епархии (200 лет - в 1999 году) расширяют
социальное служение людям (в учреждениях здравоохранения,
социальной защиты, в местах заключения), развивается
альтернативное образование. Многие люди видят в христианских
церквях духовно-нравственную опору.
Сегодня религиозную палитру области, в основном, определяет
православие (77% от общего числа зарегистрированных организаций),
на другие христианские организации приходится около 15%. Приходы
этих церквей оказывают заметное влияние на широкие слои общества,
в своем большинстве состоящего не из практикующих верующих, но по
национальному или другим признакам относящих себя к тому или иному
вероисповеданию. Для верующего человека в области созданы все
условия для свободы совести и вероисповедания.
В то же время в духовном пространстве области действуют церкви
(с центрами на Западе), зарегистрированные в законном порядке,
однако вызывающие возмущение многих людей и дискредитировавшие
себя настойчивыми, беззастенчивыми, а то и незаконными попытками
проникновения в молодежную среду, в сферу семейных отношений, в
личное информационное пространство граждан, несмотря на то, что
госорганы предпринимают попытки пресечения этих фактов. За этим
стоит непрекрытое желание навязать детям и молодежи, да и пожилым
людям, идеалы и ценности в первую очередь неорегилий. Это
обостряет межрелигиозные отношения, приводит к разрушению
национальной духовной культуры и в итоге затрагивает интересы
государства и личности, порождает такое страшное явление, как
сатанизм (мировые центры в США и Англии).
В этой связи представляется особенно важным, чтобы органы
исполнительной и законодательной власти в оставшееся до юбилея
Христианства время сделали как можно больше для укрепления
востребованных людьми таких отношений власти и церкви, при которых
население области (как и России) постепенно возвратится к
исторически сложившимся и устоявшимся религиозным стереотипам,
тесно связанным с культурой, традициями, национальными
особенностями и самосознанием населяющих ее людей, не нарушая прав
других конфессий. Следует подчеркнуть, что церковь отделена от
государства, но не от общества. Государство и церковь сегодня
объединяет главное - служение людям.
Для достойной встречи указанного юбилея, а в его рамках -
200-летия Тульской епархии РПЦ, было бы целесообразно:
1. Создать оргкомитет по празднованию 2000-летия Рождества
Христова и 200-летия епархии (по особому плану) под
председательством губернатора области с участием представителей
зарегистрированных христианских конфессий, исполнительной и
законодательной властей, общественности области, средств массовой
информации.
2. В рамках подготовки и празднования юбилейных дат:
- разработать и утвердить мероприятия по встрече и
празднованию исторических дат, предусмотрев в них решение
принципиальных вопросов;
- принять реалистическую программу государственной поддержки
восстанавливаемых храмов-памятников истории и культуры.
(Распоряжение Президента РФ N 373-РП от 19 июля 1996 года, Указ
Президента РФ N 378 от 14 марта 1996 года, Программа действий
Президента РФ на следующий срок). Проект подготовлен департаментом
культуры и согласован с епархиальным управлением РПЦ;
- администрациям области, городов и районов организовать
привлечение внебюджетных средств на указанные цели,в том числе на
поддержку общественных, творческих и религиозных организаций,
способствующих духовно-нравственному, патриотическому воспитанию
населения, особенно детей и молодежи;
- возобновить работу областной комиссии по передаче культовых
зданий религиозным организациям (при комитете по управлению
имуществом) и решить поставленные православной и католической
церквями вопросы о возвращении ранее принадлежавших им зданий и
сооружений, в первую очередь, здания бывшей духовной семинарии РПЦ
по ул.Староникитской (ныне школа-интернат в ведении администрации
г. Тулы), так как имеется крайняя необходимость подготовки кадров
священников, и надо учесть, что на 200-летний юбилей епархии
велика вероятность приезда Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II. Католическая община законно претендует на возвращение
костела по ул. Л.Толстого;
- оказать помощь в возрождении святынь Тульского края:
Успенского Собора Тульского Кремля, Свято-Введенской Макариевской
Жабынской пустыни (Белевский район), в реализации принятого
постановления по благоустройству памятника природы регионального
значения - Святого источника Блаженной Ефросиньи на территории
Свято-Казанского женского монастыря в Алексинском районе;
- привести в должный порядок Кочаковский некрополь членов
семьи Л.Н.Толстого, усадьбу славянофила Хомякова, а также
мемориальные по существу кладбища в Центральном, Пролетарском,
Зареченском районах г. Тулы;
- обратиться к руководителям промпредприятий, АПК, банковских
и коммерческих структур, гражданам с предложением принять
заинтересованное участие в патриотической работе по восстановлению
христианских святынь и мемориальных мест области совместно с
религиозными организациями.
3. В работе учреждений культуры, образования, средств массовой
информации, творческих союзов обратить внимание на изучение и
доведения до населения всего ценного и значительного, что связано
с историей, культурой христианства, в том числе православия,
национальными традициями и обычаями народов России, нашей области,
религиоведческих знаний по основам христианства в учебных
заведениях, о роли и месте церкви в современном обществе, о
Тульской епархии в истории родного края. На этой основе
подготовить соответствующие праздничные мероприятия с участием
христианских организаций, в том числе православных (по отдельной
программе 200-летия епархии).
4. Просить руководство университетов, используя научный
потенциал, осуществить исследования на территории области о
религиозной ситуации, о месте христианства в жизни населения, о
практике и перспективах государственно-церковных отношений.
Провести юбилейные конференции (в том числе по 200-летию
епархии РПЦ), круглые столы по указанным и иным вопросам с
приглашением ученых Академии Госслужбы, руководителей
исполнительных органов, депутатов, общественных и религиозных
организаций, использовать это для осуществления диалога
христианских общин области.
5. Городским и районным администрациям области, поддерживая
необходимые деловые контакты с религиозными организациями всех
конфессий, в первую очередь, христианскими, содействовать решению
вопросов строительства, ремонта храмов различных конфессий, их
жизнеобеспечению, благоустройству территорий, помощи в создании
условий для работы воскресных школ и иных учебных заведений
альтернативного образования, не нарушая принципа светского
характера образования и действующей правовой базы.
Принять необходимые меры совместно с заинтересованными
органами по сохранению культурных ценностей в храмах.
6. В целях разграничения компетенции сторон в вопросах,
представляющих взаимный интерес, можно было бы (по согласованию)
рассмотреть возможность и заключить как двусторонние, так и
многосторонние соглашения (или протоколы о намерениях) о
взаимодействии органов власти и церкви в вопросах, где такое
взаимодействие уже существует и востребовано людьми (в рамках
действующего законодательства).
7. Учитывая развитие религиозного фактора и важность проблем,
государственно-церковных отношений, а также рекомендации
Правительства РФ (вх. N 29к-2747 от 30.04.97), было бы
целесообразно предусмотреть в структуре администрации области
подразделение, специализирующееся на вопросах
государственно-церковных отношений.
8. Предусмотреть в бюджетах области на последующие годы
выделение средств на указанные юбилейные мероприятия (с учетом
общероссийских).
При этом необходимо учесть, что верующие люди, а также те, кто
соотносит себя с христианскими конфессиями, являясь
налогоплательщиками, просят законодательные и исполнительные
органы власти предусматривать выделение средств в бюджетах области
и территорий на восстановление и сохранение культурного наследия
народа (в пределах возможного). Компенсировать этим, хотя бы
частично, разрушенное ранее.
Религиозные организации необходимо поддержать в вопросах
снижения различного вида выплат и налогообложения (освобождение от
налога на приобретенное транспортное средство, на пользователей
автодорог, уменьшение платы за энерго- и теплоносители, снижение
или ликвидация таможенных пошлин на гуманитарную помощь). Это
касается, главным образом, зарегистрированных организаций,
осуществляющих восстановление и ремонт храмов - памятников истории
и культуры, особенно в сельской местности.
Учитывая, что отдельные налоги являются федеральными, просить
администрацию области, депутатов Федерального Собрания Российской
Федерации от Тульской области, областную Думу добиваться в
Федеральном Собрании и Правительстве Российской Федерации правовой
поддержки процессов восстановления, сохранения и развития
культурного наследия народов России, создания условий поддержки
благотворительности на указанные патриотические цели.
В организации и проведении указанных юбилеев должны принять
участие все заинтересованные областные службы.
Уверен, что проведенная работа будет способствовать
поддержанию атмосферы гражданского мира и согласия, развитию
культуры, духовности и нравственности, патриотизма во всех слоях
населения области, способствовать формированию
государственно-церковных отношений на качественно новом уровне при
четком разграничении компетенции сторон и нерушимости светского
характера государства и образования.
|