ГУБЕРНАТОР
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 1997 г. N 530
О ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-1999 ГОДЫ
В целях реализации Закона РФ "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации" и
совершенствования системы государственной поддержки малого
предпринимательства в Тульской области ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Концепцию областных программ "Государственная
поддержка малого предпринимательства в Тульской области до 2005
года".
2. Утвердить состав рабочей группы по разработке проекта
областной программы "Государственная поддержка малого
предпринимательства в Тульской области на 1998-1999 годы".
3. Директорам департаментов, председателям комитетов
администрации области в срок до 01.12.97 г. представить в
департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства
предложения для включения в Программу.
4. Рекомендовать главам администраций городов и районов
Тульской области в срок до 01.12.97 г. разработать региональные
"Программы поддержки предпринимательства на 1998-1999 годы". В
местных бюджетах предусмотреть целевое финансирование данных
программ.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на вице-губернатора области Аверьянова Н. В.
6. Пресс-службе администрации области (Киреев Н. П.)
опубликовать данное постановление в печати.
7. Настоящее постановление вступает в силу с момента его
опубликования.
Губернатор
Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ.
Приложение
к постановлению губернатора
Тульской области
от 25 ноября 1997 г. N 530
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНЫХ ПРОГРАММ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
ДО 2005 ГОДА
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Концепция определяет общий замысел и целевое
направление разработки и реализации областных программ
"Государственная поддержка малого предпринимательства до 2005
года" на основе анализа состояния малого предпринимательства, его
возрастающего вклада в социально-экономическое развитие Тульской
области, многоотраслевой направленности программ и участия
значительного количества населения области в их реализации.
Концепция исходит из того, что в сложившейся экономической
ситуации основной задачей органов государственной власти и
управления Тульской области в развитии и поддержке малого и
среднего предпринимательства является создание правовых условий
для устойчивой финансово-хозяйственной деятельности субъектов
малого и среднего предпринимательства.
Сфера деятельности малого и среднего предпринимательства в
основном ориентирована на местный рынок, поэтому органы
представительной и исполнительной власти области и муниципальных
образований имеют широкие возможности для его поддержки и
развития. Разработка программ поддержки предпринимательства на
местном уровне позволяет определить наиболее эффективные для
развития региона меры реализации государственной политики в
области малого и среднего предпринимательства.
Концепция основывается на:
- существующем опыте государственной поддержки малого
предпринимательства в Тульской области и Российской Федерации;
- состоянии малого предпринимательства и деятельности
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- предложениях, поступивших от структурных подразделений
администрации Тульской области, администраций городов и районов
области, общественных объединений предпринимателей;
- выявленном потенциале саморазвития, присущем малому
предпринимательству;
- приоритетах, заданных требованиями структурной перестройки и
направлениями государственной экономической политики.
Содержанием Концепции является:
- обоснование необходимости формирования системы мер
государственной поддержки малого предпринимательства в тульском
регионе и их законодательной базы;
- определение потребностей малого предпринимательства в
различных формах и методах оказания государственной поддержки и
доведения их до непосредственных потребителей - субъектов малого и
среднего предпринимательства городов и районов Тульской области;
- определение приоритетных направлений развития малого и
среднего предпринимательства в Тульской области с целью
концентрации имеющихся ограниченных финансовых ресурсов.
Концепция служит основой областной программы "Государственная
поддержка малого предпринимательства на 1998-1999 годы" и на
последующие периоды и рассматривается как исходный документ для
определения основных направлений программы и организации ее
разработки.
1. СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Оценка текущего состояния малого предпринимательства
По данным областного статуправления на 01.07.97 г., в области
насчитывается 7324 малых предприятия и 43,1 тыс. предпринимателей
без образования юридического лица с численностью занятых 102,5
тыс. человек, что составляет 12,7% общей численности занятых в
экономике области, из них 83% на постоянной основе.
В целом по 13 отраслям, отслеживаемым органами госстатистики,
за последний год:
- произошло увеличение количества малых предприятий в шести
отраслях (сельское хозяйство; торговля и общественное питание;
промышленность; общая коммерческая деятельность по обеспечению
функционирования рынка; жилищно-коммунальное хозяйство и
непроизводственные виды бытового обслуживания населения;
образование);
- увеличилась численность занятых работников в трех отраслях
(сельское хозяйство; торговля и общественное питание;
финансово-кредитная, страховая сфера и сфера пенсионного
обеспечения);
- выросли объемы произведенной продукции, выполненных работ
(услуг) в четырех отраслях (торговля и общественное питание; общая
коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка;
здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение;
образование).
Объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ,
услуг) по основному виду деятельности в 1996 году составил 4661,3
млрд. руб. (14,9% внутреннего валового продукта области), за
первое полугодие 1997 года - 896,9 млрд. руб.
Перечислено в бюджет: за 1996 год - 362,4 млрд. руб. (11,9% от
общего поступления налогов и других обязательных платежей), в том
числе 234,5 млрд. руб. в областной и местные бюджеты, в 1
полугодии 1997 года - 127,1 млрд. руб. (8,6% от общего поступления
налогов).
Динамика развития малого предпринимательства в Тульской
области с 1992 года приведена в таблице 1.
В отраслевом разрезе доминирующее положение в сфере малого
предпринимательства занимают торговля и общественное питание. В
этой отрасли действует 3,3 тыс., или 45% всех малых предприятий
области. Розничный товарооборот за 1 полугодие 1997 года составил
686,8 млрд. руб., или 34% объема розничного товарооборота всех
торговых предприятий области.
Строительной деятельностью занято около 1,2 тыс. малых
предприятий (16%), в которых работают 28,8 тыс. человек, или 28%
от общего количества занятых в малом предпринимательстве. За 1
полугодие 1997 года ими выполнено подрядных строительных работ на
90,3 млрд. руб., что составило 22,0% общего объема подрядных работ
строительных организаций области.
На производство промышленной продукции ориентировано свыше 1,4
тыс. малых предприятий, или пятая часть их общего количества. В
них занято 23,3 тыс. работников, или почти каждый четвертый
работник этого сектора. В 1 полугодии 1997 года ими произведено
промышленной продукции на 209,6 млрд. руб., что составило 3%
общего объема промышленного производства области.
В сфере науки и научного обслуживания действует 331 малое
предприятие, на которых занято 3,2 тыс. человек. Объем
произведенной продукции на начало 1997 года составил 45,1 млрд.
руб.
В сельском хозяйстве в 1996 году действовало 211 малых
предприятий (крестьянских и фермерских хозяйств) с общим
количеством занятых 1046 человек.
Состояние развития малого предпринимательства в отраслевом
аспекте представлено в таблице 2.
В основу анализа состояния развития малого предпринимательства
в разрезе муниципальных образований Тульской области положены
данные, представленные администрациями городов и районов (таблица
3). Этим объясняется различие в показателях по сравнению с данными
областного управления госстатистики.
Для выработки основных направлений и приоритетов реализации
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в
Тульской области с учетом основных характеристик развития
предпринимательства можно выделить три группы муниципальных
образований.
Первая группа - характеризуется достаточно высоким уровнем
развития малых предприятий, выполнением комплексных муниципальных
программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и
внебюджетных источников финансирования, сложившейся в основном
инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, включая
общественные организации предпринимателей. На начало 1998 года к
первой группе можно отнести только г. Тулу.
Основное направление работы департамента по поддержке малого и
среднего предпринимательства (далее департамент) с муниципальными
образованиями первой группы - методическое и организационное
взаимодействие, в том числе включение их в программы различного
уровня, распространение опыта во вторую и третью группу
муниципальных образований области.
Вторая группа - характеризуется доминирующим преобладанием в
малом предпринимательстве юридических и физических лиц, занятых
торгово-посреднической деятельностью, и начальной стадией развития
системы поддержки предпринимательства: назначением в
администрациях городов и районов ответственных лиц, формированием
муниципальных программ поддержки и развития малого
предпринимательства, наличием отдельных элементов инфраструктуры.
Товаропроизводящий сектор этой группы в основном представлен
средними предприятиями. К этой группе можно отнести Алексинский,
Новомосковский, Богородицкий, Ефремовский, Киреевский, Ленинский,
Узловский и Щекинский районы, а также г. Донской.
По отношению к этой группе со стороны департамента планируется
организационная помощь при создании необходимой инфраструктуры,
методическое руководство при разработке муниципальных программ и
инвестиционных проектов, участие в их финансировании и включение
этих проектов в программы различных уровней.
Третья группа - характеризуется относительно низким уровнем
развития малых предприятий, их небольшим количеством (десятки или
даже единицы), отсутствием разработанных или разработанных, но не
подкрепленных организационными структурами и финансовыми ресурсами
муниципальных программ. К этой группе относятся все остальные
районы области.
Работа с муниципальными образованиями третьей группы
заключается в комплексной организационной, методологической и
финансовой поддержке, основанной на изучении производственного
потенциала, социальной обстановки и покупательского спроса в
районах.
1.2. Анализ ситуации в малом и среднем предпринимательстве
Процессы, происходящие в сфере малого предпринимательства
Тульской области, свидетельствуют о том, что при значительном
потенциале этот сектор еще далек от уровня, характерного для
страны с развитой рыночной экономикой.
Малое предпринимательство является специфическим сектором
экономики, характеризующимся высокой зависимостью от внешней
экономической и социальной среды. Многие проблемы малого
предпринимательства обусловлены его природой, носят объективный
характер и присущи любой экономической системе. Сложность
экономической ситуации в стране в целом и региональные особенности
Тульской области создают дополнительные трудности, тормозящие
развитие малого предпринимательства или ведущие к проявлению
негативных тенденций.
Анализ проблем малого предпринимательства Тульской области
показывает, что наиболее ощутимыми в настоящее время являются
следующие факторы как общего, так и местного характера:
- ограниченность внутреннего рынка, в том числе падение спроса
на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с
низкой платежеспособностью предприятий-потребителей;
- непривлекательность малых предприятий для инвесторов
вследствие отсутствия надежной залоговой базы и производственной
устойчивости, что создает менее благоприятные финансовые условия
для деятельности малых предприятий;
- жесткость налоговой политики в отношении субъектов малого
предпринимательства, что приводит к резкому сокращению оборотных
средств и, как следствие, вынужденному уходу субъектов малого
предпринимательства в "теневую" экономику;
- омертвление научно-технического потенциала, кризис в
реализации высокотехнологичных проектов с длительными сроками
окупаемости, снижение объема производства конкурентоспособной
продукции;
- неразрешенность проблемы неплатежей и, как следствие,
высокий предпринимательский риск субъектов малого
предпринимательства, не обладающих запасом финансовой
устойчивости;
- неурегулированность и "непрозрачность" трудовых отношений
между владельцами и наемными рабочими, затрудняющие выявление и
разрешение социальных конфликтов на правовой основе;
- отсутствие стройной системы в решении вопросов регистрации,
сертификации лицензирования, контроля, что приводит к
дополнительным трудностям субъектов малого предпринимательства при
взаимодействии с органами власти и должностными лицами;
- неразвитость рынка лизинговых услуг, отсутствие в области
мощных лизинговых компаний.
С одной стороны, сокращение количества малых предприятий и
численности занятых в них (промышленность, наука и научное
обслуживание, строительство, транспорт), отраженное в данных
органов госстатистики, частично обусловлено принятием в конце 1995
года Федерального Закона "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации". Этим законом
установлены предельные уровни численности работников малых
предприятий ниже, чем действовавшим с 1990 г. Законом РСФСР "О
предприятиях и предпринимательской деятельности", что привело к
изменению данных статотчетности.
С другой стороны, субъекты малого предпринимательства
сталкиваются с трудностями, вызванными недостаточной
эффективностью проводимой государственной политики как на
областном, так и на федеральном уровнях.
Особую проблему в российской экономике составляет средний
бизнес, который на ближайшую перспективу может стать наиболее
массовой формой предпринимательства, существенно влияющей на
экономический рост. Согласно постановлению Правительства РФ от
31.03.97 г. N 360 "Структурная перестройка и экономический рост
2000" определена предельная численность работников для этой
категории предприятий (до 500 работающих). В Тульской области
имеется значительное количество таких предприятий.
Развитие среднего предпринимательства также требует
постоянного внимания. На него не могут распространяться все формы
поддержки малого предпринимательства, однако многие элементы
создаваемой в стране и области инфраструктуры будут полезны для
укрепления его позиций.
Вместе с тем в настоящее время эта важная сфера экономики
оказалась вне поля зрения государства, включая статистическое
наблюдение. Назрела необходимость наладить учет их деятельности
наряду с малыми предприятиями.
1.3. Неиспользованный потенциал малого предпринимательства
представляет собой дополнительный ресурс для реализации
социально-экономической политики области.
Отличительной особенностью малых предприятий тульского
региона является высокий кадровый потенциал, обусловленный:
- высоким, до спада экономики, уровнем наукоемких производств,
оборонной промышленности (машиностроения), большого количества
НИИ, КБ;
- наличием крупных вузов и средних специальных учебных
заведений; традициями инновационной деятельности; историческим
развитием народных промыслов и ремесел в форме индивидуального
предпринимательства или малых предприятий;
- современная ориентация вузов на подготовку специалистов в
области рыночных отношений и права;
- рост числа школ и курсов, осуществляющих ускоренную
переподготовку в этих отраслях;
- высокий уровень безработицы, в том числе скрытой, на больших
предприятиях оборонной и других отраслей;
- низкий уровень доходов интеллигенции; перспектива
свертывания угледобывающей отрасли, экологически опасных и
энергоемких производств.
Высокий уровень кадрового потенциала обусловливает
инновационный потенциал Тульской области, который органически
связан с развитием малого бизнеса, так как крупные предприятия
региона в настоящее время не в состоянии вести инновационную
деятельность.
Механизмы реализации инновационного и кадрового потенциалов
малого предпринимательства тульского региона должны быть
направлены на преодоление негативных тенденций, препятствующих
развитию, что может быть достигнуто путем создания сети центров по
оказанию доступных малым предприятиям информационно-маркетинговых,
учебных, бухгалтерско-аудиторских услуг, консультаций в области
права и рыночной экономики, в том числе защиты авторского права,
использованием незадействованных производственных площадей крупных
предприятий для создания сети бизнес-инкубаторов и технопарков.
Малый бизнес характерен высоким адаптационным потенциалом, то
есть способностью выживания в жестких условиях изменяющейся
внешней среды, быстрой перестройки, исходя из запросов конкретных
групп потребителей, освоения новых рыночных ниш.
Одним из сдерживающих факторов освоения новых видов продукции
является высокий для малых предприятий уровень затрат средств и
времени на сертификацию и лицензирование. Однако действия,
направленные на снижение этого барьера, не должны приводить к
ухудшению качества продукции малых предприятий и дискриминации ее
по отношению к продукции других предприятий.
Решение вышеназванных задач способствует реализации потенциала
регионального развития малого предпринимательства, определяемого
его вкладом в реструктуризацию региональной экономики,
выравниванием уровней развития отдельных районов, созданием
рабочих мест, обеспечением роста доходов занятого населения и
налоговых поступлений в бюджеты всех уровнен. Наиболее актуальным
в этом направлении является внедрение упрощенной системы
налогообложения для малого предпринимательства и совершенствование
ее как инструмента управления развитием отдельных районов или
отраслей путем установления льготных ставок.
Для Тульской области, характеризующейся хроническим спадом
промышленности, очень важно грамотно реализовать мультипликативный
потенциал малого предпринимательства, иными словами, его
способность к оживлению других секторов экономики, стимулируя тем
самым процесс воспроизводства, рост загрузки средних и крупных
производственных мощностей. В этом направлении целесообразно
использовать реструктуризацию конверсионных предприятий с тем,
чтобы, не нарушая управляемости крупного предприятия в целом и
сложившихся технологических связей, стимулировать создание малых
предприятий на отдельных его участках.
Изменчивость и адаптационная способность самого малого
предпринимательства диктуют необходимость гибкого подхода к
реализации политики, осуществляемой через поддержку
предпринимательства. Конкретное решение этой проблемы невозможно
без обратной связи, то есть получения исчерпывающей информации о
состоянии малого бизнеса в регионе в любой момент времени. Для
этого необходимо проведение работы с целью формулировки критериев
оценки состояния и перспектив развития малого предпринимательства,
а также организация информационной системы.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
2.1. Цели и задачи государственной региональной политики
Цели государственной политики в отношении малого
предпринимательства реализуются по следующим направлениям:
- использование потенциала малого предпринимательства для
решения стратегических задач социально-экономических
преобразований в соответствии с особенностями тульского региона;
- создание условий для наиболее полного раскрытия потенциала
малого предпринимательства, обеспечивающих устойчивый рост и
структурное совершенствование этого сектора экономики, повышение
его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной
привлекательности.
Малый бизнес также заинтересован в поддержке со стороны
органов государственной власти вследствие:
- ограниченной возможности доступа к ресурсам, необходимым для
функционирования и развития (недвижимость, оборудование,
технологии, сырье, внешние инвестиции, кредиты, информация);
- неразвитости маркетинговых связей, и в этом смысле органы
власти на местах представляют значительный интерес для субъектов
малого предпринимательства как заказчик и потенциальный покупатель
их продукции;
- несовершенства финансовой системы, налогового
законодательства, общих правил поведения на рынке в рамках
гражданского, антимонопольного, лицензионного законодательства,
защиты прав собственности и обеспечения безопасности бизнеса.
На данном этапе основной целью политики администрации Тульской
области является решение антикризисных задач в сфере производства:
создание рабочих мест, устойчивое функционирование предприятий,
освоение производства и реализации новых товаров и услуг, создание
и продвижение на рынок, в том числе внешний, конкурентоспособной
продукции, рост налоговых поступлений, а через них выполнение
задач экономического роста, обеспечения социальной стабильности
региона.
Достижение этой политической цели означает согласование
интересов органов власти и малого предпринимательства, которое
обеспечивается стратегическими направлениями государственной
политики:
- формирование правовой среды, обеспечивающей устойчивую
финансово-хозяйственную деятельность и защиту прав собственности
субъектов малого предпринимательства;
- содействие привлечению инвестиций в сектор малого бизнеса
для обеспечения активизации их деятельности, повышения
экономического потенциала и финансовой устойчивости субъектов
малого предпринимательства, преодоление ограниченности внутренних
инвестиционных ресурсов при разработке, производстве и реализации
товаров (работ, услуг);
- поддержка инновационной деятельности субъектов малого
предпринимательства в интересах повышения конкурентоспособности
отечественных товаропроизводителей.
2.2. Региональная политика
Региональная политика в сфере малого предпринимательства
предполагает распределение задач по оказанию государственной
поддержки на муниципальном уровне и одновременную концентрацию на
уровне области ресурсов принятой региональной программы поддержки
малого предпринимательства в рамках единой государственной
политики. Согласование задач регионального развития и поддержки
малого предпринимательства осуществляется, исходя из "Основных
положений региональной политики в Российской Федерации"
(постановление Правительства РФ от 23 марта 1996 г. N 327).
Предыдущие годы концентрация усилий администрации Тульской
области была направлена на развитие малого предпринимательства,
создание разветвленной структуры малого предпринимательства в
основном в областном центре. Это позволило отработать механизмы
государственной поддержки, накопить опыт сотрудничества с
субъектами малого предпринимательства.
В дальнейшем региональная политика в сфере малого и среднего
предпринимательства предполагает перенести накопленный опыт
развития этого сектора экономики на уровень муниципальных
образований всех районов области, в первую очередь за счет
оказания помощи в разработке и реализации муниципальных программ и
развития общественных, инвестиционных, консалтинговых, учебных и
технологических организаций, координации деятельности этих
организаций с учетом социально-экономического состояния каждого
района.
На этапе 1998-1999 годов основными задачами являются:
- совершенствование нормативной и правовой базы поддержки и
развития малого и среднего предпринимательства;
- разработка и начало реализации концептуальной схемы
региональной инвестиционной и финансово-кредитной системы
поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе
формирование системы стабильных источников финансирования
мероприятий по государственной поддержке;
- разработка и начало реализации проекта региональной
комплексной инфраструктуры поддержки малого и среднего
предпринимательства и взаимодействия ее основных элементов;
- разработка и начало реализации региональной системы сбора и
анализа объективной информации о деятельности субъектов малого и
среднего предпринимательства.
На этом этапе необходимо обеспечить:
- приоритетную государственную поддержку малых и средних
предприятий производственной и инновационной сфер;
- развитие региональной инфраструктуры малого и среднего
предпринимательства с учетом специфики муниципальных образований,
включая создание лизинговых компаний, регионального
информационно-аналитического центра и др.;
- создание предпосылок для проведения государственной политики
на основе объективной аналитической информации;
- разработку и принятие нормативных и правовых актов,
направленных на развитие производственного и инновационного
предпринимательства (об участии малых предприятий в исполнении
государственного заказа на поставку продукции для нужд области; об
использовании малыми предприятиями незагруженных основных фондов
крупных предприятий, о льготах инновационным малым предприятиям,
использующим при производстве продукции свою интеллектуальную
собственность, и др.);
- переход к системе стабильных источников финансирования
мероприятий по государственной поддержке предпринимательства, в
том числе из средств областного и местных бюджетов,
специализированных фондов, коммерческих банков и др.;
- организацию финансирования на конкурсной основе наиболее
эффективных инвестиционных проектов малых и средних предприятий.
Решение этих задач даст возможность:
- создать предпосылки для перехода сектора малого и среднего
предпринимательства области от стартового этапа к этапу
развертывания и развития;
- реализовать значительное количество высокоэффективных
инвестиционных проектов;
- стабилизировать численность занятых в сфере малого и
среднего предпринимательства и увеличить удельный вес бюджетных
поступлений от деятельности субъектов малого предпринимательства.
На этапе 2000-2002 годов основными задачами являются:
- создание в основном экономических, правовых, организационных
условий для развития малого и среднего предпринимательства и
целостной системы его государственной и общественной поддержки;
- развитие региональной инфраструктуры поддержки
предпринимательства;
- рост объемов инвестиций в малое и среднее
предпринимательство в основном за счет негосударственных внешних
инвесторов;
- развитие информационной поддержки субъектов малого, среднего
предпринимательства.
На этом этапе необходимо обеспечить:
- завершение формирования региональной нормативно-правовой
базы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- повышение инвестиционной активности малых и средних
предприятий и эффективности использования инвестиционных ресурсов;
- разработку и реализацию политики поддержки малого и среднего
предпринимательства с соблюдением принципа адресности и
селективности применительно к различным отраслям и муниципальным
образованиям;
- завершение формирования региональной инфраструктуры в
соответствии с проводимой государственной политикой поддержки
малого и среднего предпринимательства.
Решение этих задач даст возможность:
- обеспечить приоритетную государственную поддержку
быстроокупаемых инвестиционных проектов создания производств по
переработке сельхозпродукции, пищевых и строительных производств,
освоения ресурсосберегающих, наукоемких, экологически чистых и
природоохранных технологий;
- организовать сеть малых предприятий на базе неиспользуемых
площадей и оборудования крупных предприятий, в том числе
оборонных;
- распространить упрощенную систему налогообложения на все
малые и средние предприятия;
- завершить формирование региональной инфраструктуры поддержки
малого и среднего предпринимательства, в том числе создание
технопарков, венчурных фирм, специализированных маркетинговых
центров, центров народных промыслов и ремесел и др.;
- существенно повысить налоговую эффективность субъектов
малого и среднего предпринимательства.
На этапе 2003-2005 годов основными задачами являются:
- дальнейшее развитие нормативно-правовой базы с учетом
специфики развития предпринимательства в регионе и обеспечения
приоритетных направлений государственной поддержки
(инвестиционной, финансово-кредитной,
инновационно-производственной);
- значительное увеличение объема инвестиций, в том числе за
счет собственных средств субъектов малого и среднего
предпринимательства;
- развитие экспортного потенциала предпринимательства;
- совершенствование региональной инфраструктуры в соответствии
с перспективами развития предпринимательства.
На этом этапе необходимо обеспечить:
- повышение финансовой устойчивости малых и средних
предприятий;
- стабильное участие субъектов малого и среднего
предпринимательства в исполнении заказов для государственных нужд
области;
- увеличение объемов выпуска товарной продукции, выполнения
работ (услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства, в
том числе за счет развития таких отраслей, как
жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения,
туризм и др., формирование в малом и среднем предпринимательстве
современного высокотехнологичного товаропроизводящего и
инновационного сектора;
- кооперацию инновационных малых предприятий с крупными
предприятиями с целью организации последними серийного
производства высокорентабельной, конкурентоспособной продукции,
освоения современных технологий.
Решение этих задач даст возможность:
- обеспечить в области устойчивое развитие малого и среднего
предпринимательства;
- создать новые рабочие места и снизить уровень безработицы;
- обеспечить стабильно высокие налоговые поступления в бюджеты
всех уровней и во внебюджетные фонды.
2.3. Оценка эффективности государственной региональной политики
В качестве оценки эффективности реализации региональной
политики приняты следующие количественные показатели:
- количество действующих субъектов малого предпринимательства;
- среднесписочная численность постоянно занятых работников,
кроме того, численность совместителей и работающих по договорам;
- объем произведенной продукции (работ, услуг);
- собираемость налогов и состояние недоимок в бюджеты всех
уровней;
- развитие инфраструктуры малого предпринимательства.
Для мероприятий преобразования или создания форм инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства, разработки
нормативно-правовых актов используются качественные критерии
оценки, основные из которых:
- значимость проектов, в том числе актуальность,
комплексность, связь с другими программами;
- влияние на изменение основных количественных показателей в
целом: снижение безработицы, повышение удельного веса малых
предприятий в налоговых сборах, изменение структуры производства в
регионе и т. д.;
- изменение правового пространства функционирования малых
предприятий, упрощающего их работу и ориентирующего на выполнение
наиболее важных задач, стоящих перед регионом;
- влияние новых элементов инфраструктуры на устранение
существующих барьеров в развитии малого бизнеса.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1. Роль Программы как инструмента реализации государственной
политики
Программа представляет собой систему мер, ориентированных на
достижение целей и задач государственной политики поддержки
предпринимательства в пределах заданного периода времени,
учитывающих достигнутое состояние и согласованных с изменением
общей экономической ситуации.
Меры государственной политики, определенные в Программе,
направлены на реализацию внутреннего потенциала малого
предпринимательства и включают в себя правовую базу,
организационные механизмы и ресурсное обеспечение.
Требования к содержанию и порядку реализации Программы
сформулированы в Федеральном законе "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации" N 88-ФЗ.
3.2. Механизм управления Программой
3.2.1. Требования и принципы
Реализация Программы определяет следующие принципы управления:
- распределение участников по их роли и функциям на
заказчиков, инвесторов, проектировщиков и исполнителей
(соисполнителей);
- формирование бюджета Программы;
- ежегодное формирование финансового плана реализации
(исполнения) бюджета Программы на предстоящий год, включая
определение бюджетных статей по функциональным разделам плана
мероприятий.
3.2.2. Участники Программы - инвесторы
Будущим владельцем и пользователем конечного, результата
реализации Программы выступает субъект Российской Федерации -
Тульская область, которая выделила средства на реализацию
Программы в целом из источников областного бюджета и в лице
администрации учредила Тульский областной фонд поддержки малого
предпринимательства (далее Фонд) как своего представителя -
инвестора Программы.
Муниципальные образования, выступившие в качестве соинвесторов
Программы путем выделения соответствующих ассигнований из своих
бюджетов, выступают как совладельцы и пользователи тех частей
конечного результата реализации Программы, которые были
произведены участниками на их территории и на их средства.
Негосударственные инвесторы, осуществившие финансирование
участников реализации Программы из собственных средств или
самостоятельно привлекшие ресурсы из негосударственных источников
инвестиций, владеют и пользуются только теми результатами, которые
были определены в договорах с ними представителями генерального
заказчика Программы (департамент по поддержке малого и среднего
предпринимательства администрации области и Фонд) или
совладельцами в лице представителей муниципальных образований.
Инвесторами вправе выступать:
- органы, уполномоченные управлять государственным и
муниципальным имуществом;
- организации и предприятия, предпринимательские объединения,
общественные организации и другие юридические лица всех форм
собственности, выполняющие подрядные и другие работы, поставляющие
продукцию и услуги субъектам малого предпринимательства на основе
заключенных с ними гражданских договоров или при реализации
государственных контрактов по созданию элементов инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства;
- межгосударственные организации, иностранные юридические
лица, заключившие в установленном порядке с генеральным заказчиком
Программы или его представителями (соинвесторами) соответствующие
соглашения;
- физические лица - граждане Российской Федерации и
иностранные граждане, инициативно или по договорам с
представителями заказчиков (соинвесторов) Программы выполняющие
работы, поставляющие продукцию или услуги в ходе реализации
Программы.
3.2.3. Представители генерального заказчика
Представителями генерального заказчика Программы выступают два
участника ее реализации - департамент по поддержке малого и
среднего предпринимательства администрации Тульской области (далее
Департамент) и Фонд.
В компетенцию Департамента входит следующее:
- подготовка заданий и распределение их между участниками
реализации Программы и ее отдельных разделов;
- утверждение заданий и условий приемки (использования)
результатов по отдельным мероприятиям Программы или ее разделам;
- согласование объемов и порядка привлечения дополнительных
ресурсов от соинвесторов;
- координация действий остальных участников реализации
Программы;
- управление очередностью финансирования наиболее приоритетных
работ в пределах объемов средств, запланированных в
соответствующих статьях расходной части бюджета Программы, не
вмешиваясь в непосредственную хозяйственную деятельность Фонда.
Департамент выполняет функцию генерального проектировщика
системы государственной поддержки малого предпринимательства на
уровне субъекта Российской Федерации, направляет деятельность
Фонда и других участников реализации Программы в рамках цикла
Программы, определяет систему органов внутрипрограммного
управления и их взаимоотношения по ходу совершенствования
стратегии и тактики реализации Программы.
В компетенцию Фонда входят заключение и выполнение договоров
(соглашений, контрактов) гражданско-правового характера в рамках
реализации отдельных мероприятий Программы или ее разделов, т. е.
выполнение от имени администрации Тульской области функций
представителя генерального заказчика Программы путем принятия на
себя и выполнения соответствующих договорных обязательств по
полному или частичному финансированию остальных участников
реализации Программы.
3.2.4. Межпрограммное взаимодействие
Управление реализацией Программы требует совершенствования
организации межпрограммной деятельности, что предполагает
скоординированное в рамках реализации государственной политики
управление деятельностью участников разных функциональных целевых
программ по общим вопросам оказания поддержки малому бизнесу.
Муниципальные программы поддержки малого предпринимательства
разрабатываются органами местного самоуправления самостоятельно,
исходя из анализа проблем, стоящих перед районом (городом), и
ресурсного обеспечения мероприятий. Со стороны генерального
заказчика Программы осуществляется методическая и организационная
помощь разработчикам муниципальных программ.
С целью концентрации ресурсов и координации действий по
государственной поддержке малого предпринимательства муниципальные
программы могут быть включены в единую областную программу. При
этом органы управления муниципальных образований выступают как
представители заказчика в части мероприятий Программы,
финансируемых из местных бюджетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенные в Концепции подходы позволят будущим участникам
Программы согласовывать свои интересы до начала официальной
разработки Программы, предусмотренной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.06.95 г. N 594, определить свои
собственные задачи и создать "вертикали" и "горизонтали"
управления Программой.
ТАБЛИЦА 1
Динамика развития
малого предпринимательства в
Тульской области с 1992 по 1997 годы
---T------------------T------T------T------T-------T-----T-------¬
N ¦ Показатели ¦1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦1996 ¦ 1997х ¦
п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+------------------+------+------+------+-------+-----+-------+
1.¦Количество ¦6725 ¦10534 ¦13263 ¦ 14264 ¦12719¦ 12713 ¦
¦зарегистрированных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦малых предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+------------------+------+------+------+-------+-----+-------+
2.¦Число действующих ¦4041 ¦5973 ¦6013 ¦7914 ¦7784 ¦7324 ¦
¦малых предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+------------------+------+------+------+-------+-----+-------+
3.¦Количество пред- ¦6007 ¦12684 ¦21529 ¦30868 ¦36734¦43087 ¦
¦принимателей без ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦юридического лица,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+------------------+------+------+------+-------+-----+-------+
4.¦Число работающих ¦28035 ¦74200 ¦48591 ¦140050 ¦106800 102478¦
¦на малых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятиях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+------------------+------+------+------+-------+-----+-------+
5.¦Объем ¦7,35 ¦87,27 ¦588,07¦4808,97¦4661,3 896,9 ¦
¦произведенной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(работ, услуг), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦млрд. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+------------------+------+------+------+-------+-----+--------
х Данные на 01.07.97 (за полугодие)
ТАБЛИЦА 2
Малое предпринимательство
в Тульской области на 01.07.97 года
(по данным Облкомстата)
-----------------T--------T-----------T----------T----------------¬
Отрасли ¦Кол-во ¦Численность¦ Фонд ¦ Объем ¦
¦действ. ¦работников,¦з/платы ¦произведенной ¦
¦предпри-¦тыс. чел. ¦ всех ¦ продукции ¦
¦ятий, ¦ ¦занятых, ¦(работ, услуг) ¦
¦единиц ¦ ¦включая ¦в действ. ценах ¦
¦ ¦ ¦совмес- ¦ без НДС и ¦
¦ ¦ ¦тителей, ¦ акциза, ¦
¦ ¦ ¦млрд. руб.¦ млрд. руб. ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
ВСЕГО ПО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
ОБЛАСТИ ¦ 7324 ¦ 102,5 ¦ 276,9 ¦ 896,9 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Промышленность ¦ 1409 ¦ 23,3 ¦ 46,3 ¦ 236,8 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Сельское ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
хозяйство ¦ 132 ¦ 1,5 ¦ 5,0 ¦ 24,6 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Транспорт ¦ 110 ¦ 2,1 ¦ 5,1 ¦ 19,6 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Строительство ¦ 1196 ¦ 28,8 ¦ 102,0 ¦ 111,6 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Торговля и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
общественное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
питание ¦ 3308 ¦ 35,8 ¦ 86,1 ¦ 322,2 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Материально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
техническое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
снабжение и сбыт ¦ 94 ¦ 0,8 ¦ 2,9 ¦ 59,7 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Общая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
коммерческая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
деятельность по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
обеспечению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
функционирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
рынка ¦ 200 ¦ 1,3 ¦ 4,2 ¦ 36,8 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Жилищно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
коммунальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
хозяйство ¦ 14 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦ 4,3 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Непроизводственные ¦ ¦ ¦ ¦
виды бытового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
обслуживания ¦ 132 ¦ 1,8 ¦ 2,9 ¦ 3,9 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Здравоохранение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
физкультура и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
спорт, социальное¦ ¦ ¦ ¦ ¦
обеспечение ¦ 82 ¦ 0,6 ¦ 2,7 ¦ 6,6 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Образование ¦ 34 ¦ 0,6 ¦ 2,7 ¦ 6,6 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Культура и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
искусство ¦ 49 ¦ 0,5 ¦ 0,7 ¦ 3,2 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Наука и научное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
обслуживание ¦ 294 ¦ 2,7 ¦ 6,2 ¦ 19,4 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Финансы, кредит, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
страхование, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
пенсионное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
обеспечение ¦ 86 ¦ 0,4 ¦ 2,4 ¦ 4,2 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+----------------+
Другие виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
деятельности ¦ 184 ¦ 2,2 ¦ 9,0 ¦ 41,6 ¦
-----------------+--------+-----------+----------+-----------------
В таблице приведены данные по предприятиям - юридическим лицам.
ТАБЛИЦА 3
Развитие малого предпринимательства в городах
и районах Тульской области
---T--------------T----------------------------------------------¬
N ¦ Наименование ¦ Число малых предприятий ¦
п/п¦ районов +---------------------T------------------------+
¦ области ¦ Зарегистрировано ¦ Действует ¦
¦ +------T------T-------+-------T------T---------+
¦ ¦1996 ¦1997 ¦ В % к ¦ 1996 ¦1997 ¦ В % к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ преды-¦ ¦ ¦ преды- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ дущему¦ ¦ ¦ дущему ¦
¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ ¦ ¦ году ¦
---+--------------+------+------+-------+-------+------+---------+
1.¦Алексинский ¦297 ¦361 ¦121 ¦197 ¦130 ¦66 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Арсеньевский ¦22 ¦22 ¦100 ¦15 ¦17 ¦113 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Белевский ¦210 ¦338 ¦160 ¦170 ¦283 ¦166 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Богородицкий ¦277 ¦279 ¦100 ¦135 ¦181 ¦134 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Веневский ¦123 ¦123 ¦100 ¦56 ¦52 ¦93 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Воловский ¦121 ¦127 ¦100 ¦93 ¦120 ¦129 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Донской ¦250 ¦105 ¦42 ¦120 ¦86 ¦72 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Дубенский ¦62 ¦63 ¦100 ¦23 ¦26 ¦113 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ефремовский ¦127 ¦127 ¦100 ¦127 ¦107 ¦84 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Заокский ¦66 ¦66 ¦100 ¦31 ¦28 ¦90 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Каменский ¦8 ¦10 ¦125 ¦5 ¦7 ¦140 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Киреевский ¦109 ¦136 ¦125 ¦109 ¦72 ¦66 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кимовский ¦51 ¦107 ¦212 ¦33 ¦66 ¦200 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Куркинский ¦16 ¦21 ¦131 ¦16 ¦16 ¦100 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ленинский ¦393 ¦378 ¦96 ¦164 ¦151 ¦92 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Новомосковский¦946 ¦950 ¦100 ¦495 ¦420 ¦85 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Одоевский ¦25 ¦25 ¦100 ¦17 ¦25 ¦147 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Плавский ¦80 ¦80 ¦100 ¦40 ¦41 ¦102 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Суворовский ¦156 ¦156 ¦100 ¦69 ¦51 ¦74 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Т.Огаревский ¦43 ¦157 ¦365 ¦31 ¦125 ¦403 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Узловской ¦125 ¦263 ¦210 ¦112 ¦178 ¦159 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Чернский ¦30 ¦28 ¦100 ¦20 ¦17 ¦85 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Щекинский ¦492 ¦474 ¦96 ¦171 ¦180 ¦105 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ясногорский ¦115 ¦113 ¦100 ¦62 ¦57 ¦92 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тула ¦8764 ¦8310 ¦95 ¦3981 ¦6153 ¦154 ¦
---+--------------+------+------+-------+-------+------+---------+
¦ИТОГО по ¦12908 ¦12704 ¦98 ¦6292 ¦8169 ¦130 ¦
¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+------+------+-------+-------+------+----------
Примечание: По данным администраций городов и районов области на
01.10.97.
|