ГУБЕРНАТОР
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 декабря 1997 г. N 546
О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ И
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД 1998 - 2005 ГОДОВ
В целях осуществления единой государственной научно -
технической и инновационной политики на территории Тульской
области в интересах развития экономики области, преодоления
кризисных явлений в научно - технической сфере, а также в
соответствии со ст. 13 п. 4 Федерального закона "О науке и
государственной научно - технической политике" и в соответствии с
рекомендациями коллегии комитета по науке администрации Тульской
области постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной научно -
технической и инновационной политики Тульской области на период
1998 - 2005 годов (далее по тексту - Концепция).
2. Координацию работ по реализации Концепции возложить на
комитет по науке администрации области (Шадский Г.В.).
3. Структурным подразделениям администрации области:
- осуществлять разработку и реализацию областных программ,
проектов и мер государственной поддержки коммерческих организаций
с учетом основных положений Концепции;
- до 31 декабря 1997 года представить в комитет по науке
администрации области предложения по реализации Концепции.
4. Рекомендовать администрациям городов и районов области
учитывать положения Концепции при разработке и реализации
муниципальных программ и проектов, а коммерческим организациям -
при планировании и осуществлении научной, научно - технической и
инновационной деятельности.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на первого
заместителя губернатора области Богомолова В.А.
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ
Приложение
к постановлению губернатора
Тульской области
от 08.12.97 N 546
КОНЦЕПЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ И
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД 1998 - 2005 ГОДОВ
Тула 1997
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение..................................
1. Состояние научно - технической сферы Тульской
области..............................
2. Анализ сложившегося нормативно - правового
обеспечения в научно - технической и инновационной
сфере.............................
3. Региональные интересы и научно - техническая и
инновационная сфера.....................
4. Региональная научно - техническая и инновационная
политика Тульской области.........
4.1. Важнейшие принципы региональной научно -
технической и инновационной политики.
4.2. Цели и задачи региональной научно - технической
и инновационной политики.........
4.3. Проведение региональной научно - технической и
инновационной политики на различных этапах
инновационного процесса.....................
4.4. Развитие нормативно - правового обеспечения
научно - технической и инновационной
сферы...................................
5. Схема государственного управления научной,
научно - технической и инновационной дея-
тельностью на территории Тульской облас-
ти .......................................
ВВЕДЕНИЕ
Концепция региональной научно - технической и инновационной
политики Тульской области разработана в соответствии с Федеральным
законом "О науке и государственной научно - технической политике"
и постановлением губернатора - главы администрации Тульской
области от 10 февраля 1997 года N 54 "О мерах по реализации
решений областного совещания по вопросам развития научно -
технической и инновационной деятельности".
Региональная научно - техническая и инновационная политика
Тульской области - составная часть социально - экономической
политики, которая выражает отношение государства на региональном
уровне к научной, научно - технической и инновационной
деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности
органов государственной власти Тульской области в сфере науки,
техники и реализации достижений науки и техники на территории
области.
Необходимость разработки Концепции региональной научно -
технической политики Тульской области обусловлена с одной стороны
значительным влиянием науки на экономическую деятельность,
политическую культуру населения, защищенность личности и общества
от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов,
а с другой стороны передачей в ведение субъектов Российской
Федерации значительного объема полномочий в области формирования и
реализации государственной научно - технической политики.
1. Состояние научно - технической сферы
Тульской области
В Тульской области действует более 50 научных предприятий и
организаций. В том числе работают 18 научно - исследовательских
институтов, 12 конструкторско - технологических организаций, 5
проектных и изыскательских организаций, 7 высших учебных
заведений, несколько крупных научных подразделений в составе
промышленных предприятий.
В научно - технической сфере работает более 14 тысяч человек,
что составляет 2% от всех занятых в народном хозяйстве области.
В сфере науки и научного обслуживания действует около 300
малых предприятий, на которых занято около 3 тысяч человек. Эти
предприятия имеют годовой объем производства продукции и
выполнения работ 45,1 млрд. рублей.
Основные научные силы в Тульской области сосредоточены в
городах Туле и Новомосковске.
Очень высок удельный вес отраслевого сектора науки (87%
организаций, 97% объема работ). В отраслевой науке занята большая
часть научных кадров области, при этом проблематика научных
исследований в высших учебных заведениях в основном также имеет
отраслевую направленность.
Для Тульской области характерна концентрация специалистов
высшей квалификации в учебных заведениях. Доля докторов и
кандидатов наук, работающих в высших учебных заведениях
значительно выше, чем в среднем по России (22% против 5,5%). Доля
академической науки мала: на территории Тульской области находятся
две малочисленные организации Академии наук: НИИ сельского
хозяйства (г. Плавск) и научно - исследовательский центр
"Плазматех" (г. Новомосковск).
Качественный состав научных работников в Тульской области
существенно отличается от среднероссийского: доля кадров высшей
квалификации составляет около 6% от общей численности
специалистов, занимающихся научной работой, что почти втрое ниже,
чем в среднем по России.
Из числа специалистов, занимающихся научно - техническими
работами, 82% работает в сфере технических наук. Наибольший
удельный вес в технических науках составляют специалисты,
занимающиеся машиностроением, информатикой, вычислительной
техникой и автоматизацией производственных процессов,
радиотехникой и связью.
Около 65% сотрудников работает в научных организациях
оборонной промышленности и выполняют около 80% всего объема научно
- технических работ.
В силу исторически сложившейся структуры научный потенциал
области был слабо ориентирован на решение региональных задач,
актуальность которых возросла с переходом к рыночным отношениям.
Слабо проявляется влияние науки в металлургии, химии, сельском
хозяйстве, сфере материально - технического снабжения, торговли,
общественного питания, легкой, пищевой и перерабатывающей
промышленности и в области охраны окружающей среды. Эти отрасли
нуждаются в привлечении научных сил, идей и технических разработок
извне.
В настоящее время научные организации области, особенно
средние и малые, находятся в трудном финансово - экономическом
положении, что в первую очередь повлияло на кадровый состав.
Неудовлетворенные своим положением лучшие специалисты стали
покидать свои научные организации в большинстве случаев жертвуя
профессией и опытом. Уходят наиболее квалифицированные и
достаточно молодые (до 40 лет) сотрудники, потенциально наиболее
готовые к переквалификации.
Доля работающих в научно - технической сфере и предпенсионного
возраста составляет около 60%.
Изобретатели и рационализаторы в своем значительном
большинстве защищали свои изобретения авторскими свидетельствами,
а не патентами, имеющими в отличии от авторских свидетельств
собственников. В связи с этим необходимо их обучение приемам
работы в новых условиях хозяйствования, а также создание
территориального консультационного центра по оказанию патентных
услуг, оценки промышленной собственности, защите интересов авторов
и патентообладателей.
Без привлечения к работе в таком центре квалифицированных
специалистов, а именно официально аттестованных патентных
поверенных, которых в Тульской области всего 4 человека, трудно
рассчитывать на быструю защиту изобретений, полезных моделей,
промышленных образцов и товарных знаков.
К тому же резко возросли затраты на процедуру патентования
объектов промышленной собственности, включая уплату патентных
пошлин, что не позволяет в полной мере защищать национальный
приоритет на результаты научных исследований.
В результате количество регистрируемых по Тульской области
изобретений в последние годы сократилось более чем в 10 раз. При
этом в отдельных отраслях народного хозяйства, являющихся жизненно
важными для региона, таких как строительство, сельское хозяйство
на протяжении последних лет изобретения вообще не регистрируются.
Существующая на территории области инфраструктура научно -
технической и инновационной деятельности пока слабо ориентирована
на работу в рыночных условиях. Отсутствуют или недостаточно
развиты такие важнейшие ее элементы как фонд научно - технического
развития, центр экспертизы в научно - технической сфере,
территориальный консультационный центр по оказанию патентных
услуг, оценки промышленной собственности, защите интересов авторов
и патентообладателей (патентный пул), центр бизнес - планирования
инновационной деятельности и др.
Сложившаяся за годы проведения реформы неблагоприятная
экономическая обстановка негативно отразилась на научно -
техническом потенциале области. Слабость его поддержки со стороны
государства, в т. ч. на региональном уровне привели к резкому
снижению эффективности работы.
В последние годы объемы выполняемых научно - технических работ
по Тульской области стабилизировались, но на крайне низком уровне
(около 50% от уровня 1991 года).
При этом производительность труда в научно - технической сфере
составляет примерно 50% от уровня 1991 года, а фондоотдача упала
более чем в пять раз.
Снижение результативности научно - технических работ
фактически предопределило уменьшение эффективности осуществления
инновационной деятельности: так доля инновационной продукции в
промышленности сократилась почти в пять раз.
Подавляющая часть затрат на инновации была сделана в
машиностроении, а в таких отраслях промышленности как топливная,
черная металлургия, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно -
бумажная, легкая, пищевая затраты на инновации составили менее
одного процента от общих затрат по области. При этом доля
государственного участия в финансировании технологических
инноваций на территории области, как из федеральных, так и
региональных источников составляет чуть больше одного процента.
При таком незначительном участии государства в финансировании
инновационной деятельности на территории области невозможно
обеспечить ее эффективное государственное управление.
Снижение в последние годы эффективности научно - технической и
инновационной деятельности безусловно, наряду с другими
неблагоприятно влияющими факторами, отрицательно повлияло на
сложившуюся к 1997 году ситуацию в экономике Тульской области.
2. Анализ сложившегося нормативно - правового
обеспечения научно - технической и
инновационной сферы
Возможные формы, направления, методы проведения региональной
научно - технической и инновационной политики Тульской области, а
также степень ее влияния на социально - экономическую ситуацию в
регионе в значительной степени зависит от развитости, состава и
содержания нормативно - правового обеспечения в научно -
технической и инновационной сфере.
Разделение полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам науки предусмотрено в Конституции
Российской Федерации.
Статья 72 (пункт Е) Конституции Российской Федерации относит к
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации "общие вопросы воспитания, образования,
науки, культуры, физической культуры и спорта".
Базовыми документами нормативно - правового обеспечения
научной, научно - технической и инновационной деятельности
являются Доктрина о развитии российской науки и Федеральный закон
"О науке и государственной научно - технической политике".
Однако, эти документы недостаточно полно регулируют вопросы
осуществления инновационной деятельности.
В Российской Федерации в настоящее время создана система
законодательства в сфере интеллектуальной собственности, в основе
своей соответствующая принципиальным положениям законодательства
стран - членов Всемирной организации интеллектуальной
собственности. Это Патентный закон Российской Федерации, закон об
авторском праве и смежных правах, о правовой охране программ для
для электронных вычислительных машин и баз данных, о правовой
охране топологий интегральных микросхем и другие законы,
регулирующие вопросы охраны интеллектуальной собственности. В то
же время отсутствие федеральных законов о секретных изобретениях,
о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах
существенно сдерживает дальнейшее развитие общегосударственной
системы защиты и эффективного использования технических достижений
предприятий, организаций и специалистов Тульской области как
основы рыночных отношений в сфере интеллектуальной собственности.
В настоящее время требуют уточнения отдельные положения
базовых законов "Об авторском праве и смежных правах" и Патентного
закона Российской Федерации, принятых в 1992 году, в связи с более
поздним принятием Конституции Российской Федерации и Гражданского
кодекса.
Такие вопросы, как особенности налогообложения и
предоставления льгот при осуществлении научной, научно -
технической и инновационной деятельности, содержание договоров о
выполнении научно - технических разработок и правовые последствия
их выполнения, охрана секретов производства (ноу - хау), защита
имущественных интересов работодателя в гражданско - правовом
порядке в случае причинения ему ущерба работником, разгласившим
коммерческую тайну регулируются налоговым законодательством и
Гражданским кодексом Российской Федерации.
Регулирование научной и научно - технической деятельности
осуществляется также указами Президента Российской Федерации и
постановлениями Правительства Российской Федерации.
Созданное на федеральном уровне нормативно - правовое
обеспечение в научно - технической и инновационной сфере позволило
приступить к формированию соответствующего обеспечения на уровне
субъектов Российской Федерации. В Тульской области такая работа
фактически была начата в 1996 году и в настоящее время в состав
нормативно - правового обеспечения области в научно - технической
и инновационной сфере входят следующие документы:
1. Распоряжение губернатора - главы администрации Тульской
области от 30.07.96 N 661-р "О формировании планов научно -
технических работ за счет ассигнований бюджета Тульской области по
статье "Наука" и организации контроля их реализации".
2. Постановление губернатора - главы администрации Тульской
области от 20.08.96 N 498 "О едином порядке взаимодействия
хозяйствующих субъектов с подразделениями администрации области
при разработке инновационных проектов, нуждающихся в
государственной поддержке".
3. Постановление губернатора - главы администрации Тульской
области от 05.10.96 N 646 "О порядке установления территориальных
приоритетов развития науки и техники".
4. Постановление губернатора - главы администрации Тульской
области от 04.02.97 "О порядке и условиях оказания государственной
поддержки научно - технической и инновационной деятельности
Тульской области".
5. Постановление губернатора Тульской области от 07.07.97
N 274 "О порядке формирования территориального заказа на научную,
научно - техническую и инновационную продукцию".
6. Постановление губернатора Тульской области от 29.07.97
N 327 "О коллегии областного комитета по науке администрации
Тульской области".
7. Постановление губернатора Тульской области от 18.08.97
N 357 "Об утверждении штатного расписания и Положения о комитете
по науке администрации Тульской области".
Разработан проект закона Тульской области "Об осуществлении
научной, научно - технической и инновационной деятельности на
территории Тульской области", который принят Тульской областной
Думой в первом чтении (постановление Тульской областной Думы от
26.06.97 N 15/322 "О проекте закона Тульской области "Об
осуществлении научной, научно - технической и инновационной
деятельности на территории Тульской области").
Можно отметить, что как на федеральном, так и на региональном
уровне формирование нормативно - правового обеспечения в научно -
технической и инновационной сфере еще не завершено даже в части
основных его элементов. Так, на территории области отсутствуют
документы, регулирующие следующие важнейшие вопросы в сфере науки
и техники:
закрепление в собственности области научной и (или) научно -
технической продукции, созданной за счет средств бюджета области;
продажа и (или) передача научной и (или) научно - технической
продукции, находящейся в собственности области;
сохранение технологического единства научной и (или) научно -
технической деятельности при реорганизации государственной научной
организации;
выделение органами государственной власти Тульской области,
учредившими государственную научную организацию, средств на
возобновление, капитальный и текущий ремонт ее имущества;
формирование перечня региональных критических технологий и его
использование;
проведение конкурсов по размещению регионального заказа на
научную, научно - техническую и инновационную продукцию,
заключение контрактов по итогам конкурсов;
ведение реестра научных организаций, региональных фондов
научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ;
выполнение предприятиями и организациями квалификационных
требований, предъявляемых к организациям претендующим на
исполнение научно - технических работ для государственных нужд
области;
и др.
После завершения формирования нормативно - правового
обеспечения в части основных его элементов потребуется проведение
регулярной работы по устранению недостатков, совершенствованию, и
дальнейшему развитию.
3. Региональные интересы и научно - техническая
и инновационная сфера
Региональные интересы, понимаемые как комплекс экономических и
политических задач органов государственной власти Тульской области
применительно к научной, научно - технической и инновационной
деятельности, включают в себя, в частности:
сохранение и развитие научно - технического потенциала области
- совокупности трудовых, материальных, финансовых и информационных
ресурсов, предназначенных для осуществления научной и (или) научно
- технической деятельности в качестве фактора, обеспечивающего
устойчивое социально - экономическое развитие области;
рост объемов научной, научно - технической и инновационной
деятельности силами предприятий, организаций, ученых и
специалистов области для нужд народнохозяйственного комплекса
региона на основе широкого использования передовых достижений
науки и техники:
восстановление на территории области расширенного
воспроизводства и повышение его эффективности;
усиление социальной ориентированности экономики области и
повышение стабильности общества;
увеличение поступлений доходов в бюджет области от
использования результатов научно - технической и инновационной
деятельности;
достижение и укрепление экономической самостоятельности
области;
повышение эффективности использования всех ресурсов области;
преодоление проблем конверсии;
проведение структурных преобразований в экономике области,
отвечающих современным условиям;
обеспечение народного хозяйства области специалистами,
отвечающими современным требованиям;
привлечение учащейся и студенческой молодежи к научной работе
через систему научно - технического творчества;
повышение занятости населения области и создание новых
престижных рабочих мест;
повышение уровня экономической безопасности и охраны здоровья
населения области;
улучшение жилищных условий населения области и развитие
жилищно - коммунального хозяйства, общественного транспорта;
повышение безопасности жизни населения области;
обеспечение населения области качественными продуктами питания
и товарами в первую очередь на основе развития собственных
производств.
4. Региональная научно - техническая и инновационная
политика Тульской области
4.1. Важнейшие принципы региональной научно - технической и
инновационной политики
Важнейшими принципами региональной научно - технической и
инновационной политики являются:
разработка и реализация региональной научно - технической и
инновационной политики осуществляется с учетом единой
государственной научно - технической политики, действующего
законодательства и интересов Тульской области;
проведение региональной научно - технической и инновационной
политики при взаимодействии органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти Тульской
области;
регулирование научной, научно - технической и инновационной
деятельности органами государственной власти Тульской области в
пределах их компетенции;
единство нормативной правовой базы, режима и методов
регулирования научной, научно - технической и инновационной
деятельности на всей территории области;
минимальное государственное вмешательство и максимальное
саморегулирование субъектов научной, научно - технической и
инновационной деятельности;
соблюдение свободы творчества; свобода доступа к научной и
научно - технической информации; поддержка конкуренции и
предпринимательской деятельности в
области науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития
науки и техники;
стимулирование научно - технической и инновационной
деятельности посредством создания ее инфраструктуры, системы
государственных научных организаций и других структур;
поддержка системы профессионального образования как источника
потенциального и гарантированного кадрового резерва научных
работников;
развитие научно - технической и инновационной деятельности -
приоритетная задача органов государственной власти Тульской
области;
развитие международного и межрегионального научного и научно -
технического сотрудничества;
сохранение преемственности региональной научно - технической и
инновационной политики Тульской области;
обеспечение гласного и конкурсного распределения
государственной поддержки различных научно - технических и
инновационных проектов, субъектов научной, научно - технической и
инновационной деятельности;
обеспечение равных возможностей для всех субъектов научной,
научно - технической и инновационной деятельности;
интеграция научных исследований организаций области в
государственные и международные научно - технические программы.
4.2. Цель и задачи региональной научно - технической и
инновационной политики
Сформулированные в пункте 3 настоящей Концепции региональные
интересы с учетом состояния научно - технической сферы Тульской
области определяют цель научно - технической и инновационной
политики области:
стабилизация и подъем экономики области, достижение условий
для эффективного исполнения и рационального использования бюджета
за счет таких важнейших составляющих этого процесса, как
сохранение и развитие научно - технического потенциала и создание
благоприятных условий для научно - технической и инновационной
деятельности.
В рамках развития научно - технического потенциала Тульской
области задачами научно - технической и инновационной политики
являются:
активное подключение научно - технического потенциала области
к решению региональных проблем, выработка стратегии социально -
экономических преобразований области и экспертиза программ,
проектов, решений регионального значения;
развитие инфраструктуры научно - технической и инновационной
деятельности, обеспечивающей интеграцию потенциала науки,
образования и производства;
создание на территории области объединений предприятий и
организаций, обеспечивающих более эффективное осуществление научно
- технической и инновационной деятельности;
оказание государственной поддержки в первую очередь
предприятиям и организациям использующим современные научно -
технические разработки и поддерживающим научную, научно -
техническую и инновационную деятельность;
сохранение и развитие информационной инфраструктуры, научно -
технической информации, обеспечение полноценной информационной
среды для работы тульских ученых и специалистов, поддержание сети
научно - технических библиотек (отделов), способствование
пополнению фондов научно - технической литературы;
ускорение внедрения передовых достижений науки и техники в
интересах социально - экономического развития Тульской области;
создание благоприятных условий для работы общественных научных
организаций;
обеспечение социальной защиты работников научно - технической
сферы и соблюдение их прав;
стимулирование притока молодежи в науку; закрепление в
собственности области научно - технической
продукции, полученной за счет использования средств бюджета и
обеспечение рационального ее использования в интересах региона;
продажа или переуступка прав на конкурентоспособные объекты
промышленной собственности, принадлежащих администрации Тульской
области, в первую очередь, хозяйствующим субъектам области;
распространение ключевых для экономики Тульской области научно
- технических нововведений;
стимулирование импорта новых научно - технических знаний и
технологий и экспорта собственных технологий и наукоемкой
продукции;
создание практических механизмов передачи научно - технических
достижений малых предприятий и отдельных ученых и специалистов в
производство.
В рамках развития научно - технической и инновационной
деятельности на территории Тульской области задачами научно -
технической и инновационной политики являются:
активизация инновационной деятельности с целью создания новой
конкурентоспособной продукции и повышения качества выпускаемой
продукции до показателей мирового уровня и расширение за счет
этого внешнего и внутреннего рынка для промышленных предприятий и
предприятий агропромышленного комплекса, пищевой и
перерабатывающей промышленности области;
максимально возможное использование достижений науки при
осуществлении структурной перестройки отраслей экономики области;
формирование региональных научно - технических и инновационных
программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого социально
- экономического развития области;
развитие конкурсных начал в распределении бюджетных средств на
научно - технические и инновационные программы и проекты при
открытости принимаемых решений;
введение региональной контрактной системы в сфере научно -
технических разработок;
повышение направленности регионального заказа на научную,
научно - техническую и инновационную продукцию на решение проблем
регионального значения;
привлечение инвестиций из внебюджетных источников для
реализации научно - технических и инновационных программ и
проектов;
привлечение инвестиций из федеральных источников для
реализации научных, научно - технических и инновационных программ
и проектов регионального значения и в целях загрузки предприятий и
организаций области;
развитие бизнес - планирования инновационной деятельности на
территории области;
обеспечение бизнес - планирования инновационной деятельности
нормативно - методическими документами федерального и областного
уровня;
стимулирование изобретательской деятельности, как на
предприятиях, так и самодеятельных изобретателей, повышение уровня
патентной защищенности продукции и технологий, защита патентного
рынка области от притока на них зарубежных патентов;
содействие защите национального приоритета на результаты
научных исследований, выполняемых за счет бюджетов всех уровней;
содействие защите интересов авторов и патентообладателей
промышленной собственности;
соблюдение всеми субъектами научной, научно - технической и
инновационной деятельности установленного порядка ее
осуществления, требований законодательства в этой области.
4.3. Проведение региональной научно - технической и
инновационной политики на различных этапах инновационного процесса
Для достижения цели и решения задач, приведенных в пункте 4.2
настоящей Концепции, органы государственной власти Тульской
области будут использовать следующие формы и методы
государственного регулирования (поддержки) научной, научно -
технической и инновационной деятельности:
выделение на конкурсной основе частичного или полного
финансирования на реализацию отдельных научных, научно -
технических и инновационных программ и проектов за счет средств
бюджета области;
выдача на конкурсной основе грантов научным работникам и
организациям;
предоставление бюджетных ссуд на реализацию научных, научно -
технических и (или) инновационных программ и проектов;
предоставление гарантий, поручительств и компенсация ставки
банковских кредитов при реализации научных, научно - технических и
(или) инновационный программ и проектов;
передача областной собственности для реализации научных,
научно - технических и (или) инновационных программ и проектов;
учреждение государственных и муниципальных унитарных
предприятий и учреждений для осуществления научной, научно -
технической и инновационной деятельности;
участие в образовании хозяйственных товариществ и обществ,
предназначенных для осуществления научной, научно - технической и
(или) инновационной деятельности;
предоставление льгот по уплате налогов, сборов, пошлин и иных
видов платежей в бюджет области организациям, осуществляющим
научную, научно - техническую и (или) инновационную деятельность;
направление в органы государственной власти Российской
Федерации ходатайств по выделению финансирования за счет средств
федерального бюджета на реализацию научных, научно - технических и
(или) инновационных проектов;
проведение областных и участие в других конкурсах научных,
научно - технических и инновационных проектов;
выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных
проектов для представления их отечественным и иностранным
инвесторам;
реклама научно - технических работ, продукции и инновационных
программ и проектов;
представление интересов научных и инновационно - активных
организаций на федеральном и межрегиональном уровнях и в
зарубежных организациях;
разработка и введение нормативно - методических документов,
способствующих развитию научной, научно - технической и
инновационной деятельности.
Использование конкретных форм и методов государственной
поддержки научной, научно - технической и инновационной
деятельности будет применяться по результатам рассмотрения
документов научно - технических и инновационных проектов, с учетом
содержания экспертных заключений и стадии, на которой находится
разработка и реализация проекта. При этом предпочтение будет
отдаваться конкуренто- и патентоспособным проектам, содержащим
качественно подготовленную документацию (бизнес - план,
информационный меморандум, заключения), подтверждения наличия
долевого финансирования из внебюджетных источников и (или)
федеральных источников и предусматривающим получение наибольших
бюджетного и народнохозяйственного эффектов при разумном уровне
рисков, связанных с их реализацией.
Научная, научно - техническая и инновационная деятельность
осуществляется в целях внедрения нововведений, т. к. только после
успешного использования нового продукта, технологии, метода,
услуги и т. п. можно рассчитываться на возврат средств, вложенных
в создание нововведения, получение прибыли и других положительных
результатов.
При внедрении осуществления нововведений выделяется несколько
этапов, для каждого из которых характерно получение определенных
результатов. Причем на каждом из этих этапов различны степень
достоверности и возможности по оценке рисков, эффективности работ
(коммерческой, бюджетной, народнохозяйственной), возможных
направлений использования результатов. В этой связи направления и
объемы государственной поддержки должны быть различны для
различных этапов инновационного процесса.
На каждом этапе инновационного процесса соответственно будет
применяться только часть мер государственной поддержки научной,
научно - технической и инновационной деятельности из приведенного
выше в этом разделе Концепции их перечня.
Состав наиболее предпочтительных мер региональной
государственной поддержки для каждого этапа инновационного
процесса приведен в таблице.
Таблица
Состав наиболее предпочтительных мер региональной
государственной поддержки для каждого этапа
инновационного процесса
------------T------------T------------T-------------------------¬
Этапы инно- ¦ Виды дея- ¦ Результаты ¦Наиболее предпочтительные¦
вационного ¦ тельности ¦деятельности¦ные меры региональной ¦
процесса ¦ ¦ ¦государственной ¦
¦ ¦ ¦поддержки ¦
------------+------------+------------+-------------------------+
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
------------+------------+------------+-------------------------+
Научно - ¦Фундамен- ¦Новые науч- ¦ Создание научных орга- ¦
исследова- ¦тальные ¦ные знания, ¦ низаций, передача об- ¦
тельские ¦ ¦использова- ¦ ластной собственности, ¦
работы ¦ ¦ние которых ¦ направление ходатайств, ¦
¦ ¦не регламен-¦ выдача рекомендательных ¦
¦ ¦тировано ¦ писем ¦
+------------+------------+-------------------------+
¦Прикладные ¦Новые зна- ¦ Выделение финансирова- ¦
¦ ¦ния, необхо-¦ ния, выдача грантов, ¦
¦ ¦димые для ¦ передача областной ¦
¦ ¦проведения ¦ собственности, создание ¦
¦ ¦конкретной ¦ научных организаций, ¦
¦ ¦опытно - кон¦ предоставление льгот, ¦
¦ ¦структорс- ¦ приобретение науч- ¦
¦ ¦кой работы ¦но - технической продук- ¦
------------+------------+------------+ ции, направление хода- ¦
Опытно - ¦Технологи- ¦Опытный ¦ тайств, организация ¦
конструк- ¦ческие ¦образец ¦ участия в конкурсах, ¦
торские +------------+------------+ выдача рекомендательных ¦
работы ¦Коммерческие¦Образец, ¦ писем, организация рек- ¦
¦ ¦удобный для ¦ ламы ¦
¦ ¦использова- ¦ ¦
¦ ¦ния в ком- ¦ ¦
¦ ¦мерческих ¦ ¦
¦ ¦целях ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
Применение ¦Производство¦Техническое ¦ Выделение частичного ¦
¦(деятель- ¦изменение ¦ финансирования, предос- ¦
¦ность) ¦конкретного ¦ тавление бюджетных ¦
¦ ¦производст- ¦ ссуд, гарантий и пору- ¦
¦ ¦ва (органи- ¦ чительств, участие в ¦
¦ ¦зации дея- ¦ образовании хозяйствен- ¦
¦ ¦тельности, ¦ ных товариществ и об- ¦
¦ ¦оказания ¦ ществ, предоставление ¦
¦ ¦услуг) ¦ льгот, передача област- ¦
¦ ¦ ¦ ной собственности, нап- ¦
¦ ¦ ¦ равление ходатайств, ¦
¦ ¦ ¦ выдача рекомендательных ¦
¦ ¦ ¦ писем, организация рек- ¦
¦ ¦ ¦ ламы ¦
Эксплуата- ¦Совершенст- ¦Более каче- ¦ Предоставление бюджет- ¦
ция ¦вование ¦ственное из-¦ ных ссуд, передача об- ¦
¦ ¦делие (про- ¦ ластной собственности, ¦
¦ ¦дукт, услу- ¦ предоставление гарантий ¦
¦ ¦га) ¦ и поручительств, нап- ¦
¦ ¦ ¦ равление ходатайств, ¦
+------------+------------+ выдача рекомендательных ¦
¦Модификация ¦Дополнитель-¦ писем, организация рек- ¦
¦ ¦ная модифи- ¦ ламы ¦
¦ ¦кация ¦ ¦
------------+------------+------------+--------------------------
4.4. Развитие нормативно - правового обеспечения научно -
технической и инновационной сферы
Приведенный в пункте 2 настоящей Концепции анализ сложившегося
нормативно - правового обеспечения научно - технической и
инновационной сферы показывает, что достижения цели и решения
задач региональной научно - технической и инновационной политики в
ближайшее время потребуется провести значительную работу по его
развитию. Это предполагается осуществлять руководствуясь со
следующими принципами:
отнесение нормативно - правового обеспечения научно -
технической и инновационной сферы области к важнейшим элементам
региональной научно - технической и инновационной политики
Тульской области;
развитие нормативно - правового обеспечения научно -
технической и инновационной сферы области как части проводимой в
России правовой реформы;
преемственность в развитии нормативно - правового обеспечения
научно - технической и инновационной сферы, эволюционный характер
этого процесса;
декларирование политики в области совершенствования нормативно
- правового обеспечения научно - технической и инновационной сферы
в целях информирования ее субъектов о планируемых изменениях
правового режима;
использование Гражданского кодекса Российской Федерации,
Федеральных законов "О науке и государственной научно -
технической политике", "Об авторском праве и смежных правах" и
"Патентного закона Российской Федерации" как основы для развития
специального нормативно - правового обеспечения научно -
технической и инновационной сферы области;
совершенствование защиты на территории области законных прав и
интересов субъектов научной, научно - технической и инновационной
деятельности;
создание на территории области равных условий и обеспечение
конкуренции при осуществлении научной, научно - технической и
инновационной деятельности;
создание на территории области благоприятных условий для
повышения роли и использования потенциала общественных
объединений, действующих в сфере науки и техники.
К основным направлениям развития нормативно - правового
обеспечения научно - технической и инновационной сферы относятся:
отражение в законодательных и иных нормативных правовых актах
области принципа закрепления в собственности области научной и
(или) научно - технической продукции, созданной за счет средств
бюджета области;
установление порядка продажи и (или) передачи научной и (или)
научно - технической продукции, находящейся в собственности
области;
создание нормативно - методического обеспечения области по
государственной аккредитации научных организаций области и ведения
реестра научных организаций, региональных фондов научно -
исследовательских и опытно - конструкторских работ;
совершенствование нормативной правовой базы области по
вопросам проведения конкурсов на размещение регионального заказа
на научную, научно - техническую и инновационную продукцию,
заключение контрактов по итогам конкурсов;
создание нормативно - методического обеспечения области,
регулирующего вопросы выполнения предприятиями и организациями
квалификационных требований, предъявляемых к организациям
претендующих на исполнение научно - технических работ для
государственных нужд;
создание нормативно - методического обеспечения области по
формированию перечня региональных критических технологий и его
использованию;
создание нормативно - методического обеспечения региональной
государственной поддержки, сохранения и развития научно -
технического и инновационного потенциала области.
совершенствование нормативно - методического обеспечения
механизма взаимодействия федеральных и областных органов
государственной власти с целью согласования общенациональных и
региональных интересов в процессе научно - технического развития.
5. Схема государственного управления научной,
научно - технической и инновационной деятельностью
на территории Тульской области
Достижение цели и решение задач региональной научно -
технической и инновационной политики на территории Тульской
области возможно при следующей схеме государственного управления
научной, научно - технической и инновационной деятельностью (см.
приложение).
Схема предусматривает в качестве основных элементов управления
организации и объединения юридических лиц научно - технической и
инновационной сферы и население области, субъектов федерации,
других государств. Причем организации, объединения юридических лиц
научно - технической и инновационной сферы взаимодействуют с
населением области, субъектов федерации, других государств в
соответствии с действием рыночного механизма. При этом население
продает, а организации покупают на рынке следующие ресурсы:
капитал, рабочую силу, имущество, патенты (лицензии), "ноу - хау",
идеи и др. научно - техническую продукцию. С другой стороны на
рынке товаров и услуг организации продают, а население, в т.ч.
предприниматели покупает инновационную и научно - техническую
продукцию.
В рамках действия рыночного механизма на рынках ресурсов,
товаров и услуг объемы продаж и цены определяются складывающимся
соотношением спроса и предложения.
Степень воздействия на объекты территориального управления в
сфере науки и техники со стороны органов государственной власти
Тульской области регулируется объемами расхода бюджетных средств и
использования собственности области для осуществления научной,
научно - технической и инновационной деятельности.
Используя бюджет и областную собственность, органы
государственной власти продают на рынках ресурсов, товаров и услуг
финансовые ресурсы, имущество, научно - техническую и
инновационную продукцию, покупают научно - техническую и
инновационную продукцию для государственных нужд или передают
организациям и населению дотации, гранты, землю, имущество, научно
- техническую продукцию и получают платежи в бюджет.
Кроме косвенных управляющих воздействий схема государственного
управления научной, научно - технической и инновационной
деятельностью на территории Тульской области предусматривает
оказание прямых управляющих воздействий на субъекты научной,
научно - технической и инновационной деятельности посредством
выдачи распоряжений, применения санкций и осуществления контроля.
Для обеспечения надежной обратной связи между объектами
территориального управления в сфере науки и техники и органами
государственной власти Тульской области схема государственного
управления научной, научно - технической и инновационной
деятельностью на территории области предусматривает
функционирование при администрации области коллегиальных органов,
в которые организации, объединения, население будет направлять
своих представителей, экспертов, информацию, предложения и т.п.
Ожидается, что применение прямых и косвенных управляющих
воздействий к субъектам территориального управления в сфере науки
и техники позволит органам государственной власти области повлиять
на объемы и направленность научно - технических работ,
осуществление инновационной деятельности, уровень цен на научно -
техническую и инновационную продукцию в интересах населения
области и достижения цели и задач региональной научно -
технической и инновационной политики области.
|