Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Тульской области

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.12.1997 N 546 О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1998 2005 ГОДОВ

(по состоянию на 17 августа 2006 года)

<<< Назад


                               ГУБЕРНАТОР
                            ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 08 декабря 1997 г. N 546

            О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ И
                ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
                      НА ПЕРИОД 1998 - 2005 ГОДОВ

       В целях  осуществления   единой   государственной   научно   -
   технической   и  инновационной  политики  на  территории  Тульской
   области  в  интересах  развития  экономики  области,   преодоления
   кризисных  явлений  в  научно  -  технической  сфере,  а  также  в
   соответствии со ст.  13  п.  4  Федерального  закона  "О  науке  и
   государственной  научно - технической политике" и в соответствии с
   рекомендациями коллегии комитета по науке  администрации  Тульской
   области постановляю:
       1. Одобрить  прилагаемую  Концепцию  региональной   научно   -
   технической  и  инновационной  политики Тульской области на период
   1998 - 2005 годов (далее по тексту - Концепция).
       2. Координацию  работ  по  реализации  Концепции  возложить на
   комитет по науке администрации области (Шадский Г.В.).
       3. Структурным  подразделениям  администрации области:
       - осуществлять разработку  и  реализацию  областных  программ,
   проектов  и мер государственной поддержки коммерческих организаций
   с учетом основных положений Концепции;
       - до  31  декабря  1997  года  представить  в комитет по науке
   администрации области предложения по реализации Концепции.
       4. Рекомендовать  администрациям  городов  и  районов  области
   учитывать  положения  Концепции  при   разработке   и   реализации
   муниципальных  программ и проектов,  а коммерческим организациям -
   при планировании и осуществлении научной,  научно - технической  и
   инновационной деятельности.
       5. Контроль за выполнением постановления возложить на  первого
   заместителя губернатора области Богомолова В.А.
       6. Постановление вступает в силу с момента подписания.

                                          Губернатор Тульской области
                                                      В.А.СТАРОДУБЦЕВ





                                                           Приложение
                                          к постановлению губернатора
                                                     Тульской области
                                                    от 08.12.97 N 546

                               КОНЦЕПЦИЯ
                  РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ И
                         ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
                            ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
                      НА ПЕРИОД 1998 - 2005 ГОДОВ

                               Тула 1997

                               СОДЕРЖАНИЕ

                                                                 Стр.

           Введение..................................
        1. Состояние научно - технической сферы Тульской
           области..............................

        2. Анализ сложившегося нормативно - правового
           обеспечения в научно - технической и инновационной
           сфере.............................

        3. Региональные интересы и научно - техническая и
           инновационная сфера.....................

        4. Региональная научно - техническая и инновационная
           политика Тульской области.........

        4.1. Важнейшие принципы региональной научно -
             технической и инновационной политики.

        4.2. Цели и задачи региональной научно - технической
             и инновационной политики.........

        4.3. Проведение региональной научно - технической и
             инновационной политики на различных этапах
             инновационного процесса.....................

        4.4. Развитие нормативно - правового обеспечения
             научно - технической  и инновационной
             сферы...................................

        5. Схема государственного управления научной,
           научно - технической  и  инновационной  дея-
           тельностью на территории  Тульской  облас-
           ти .......................................

                                ВВЕДЕНИЕ

       Концепция региональной научно -  технической  и  инновационной
   политики Тульской области разработана в соответствии с Федеральным
   законом "О науке и государственной научно - технической  политике"
   и   постановлением  губернатора  -  главы  администрации  Тульской
   области от 10 февраля 1997  года  N  54  "О  мерах  по  реализации
   решений   областного  совещания  по  вопросам  развития  научно  -
   технической и инновационной деятельности".
       Региональная научно  -  техническая  и  инновационная политика
   Тульской области  -  составная  часть  социально  -  экономической
   политики,  которая  выражает отношение государства на региональном
   уровне  к  научной,   научно   -   технической   и   инновационной
   деятельности,  определяет  цели,  направления,  формы деятельности
   органов государственной власти Тульской  области  в  сфере  науки,
   техники  и  реализации  достижений  науки  и техники на территории
   области.
       Необходимость разработки   Концепции   региональной  научно  -
   технической политики Тульской области обусловлена с одной  стороны
   значительным   влиянием   науки   на  экономическую  деятельность,
   политическую культуру населения,  защищенность личности и общества
   от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов,
   а с  другой  стороны  передачей  в  ведение  субъектов  Российской
   Федерации значительного объема полномочий в области формирования и
   реализации государственной научно - технической политики.

                1. Состояние научно - технической сферы
                            Тульской области

        В Тульской области действует более 50 научных  предприятий  и
   организаций.  В  том  числе работают 18 научно - исследовательских
   институтов,  12 конструкторско -  технологических  организаций,  5
   проектных   и   изыскательских   организаций,   7  высших  учебных
   заведений,  несколько  крупных  научных  подразделений  в  составе
   промышленных предприятий.
       В научно - технической сфере работает более 14 тысяч  человек,
   что составляет 2% от всех занятых в народном хозяйстве области.
       В сфере науки и  научного  обслуживания  действует  около  300
   малых  предприятий,  на которых занято около 3 тысяч человек.  Эти
   предприятия  имеют  годовой   объем   производства   продукции   и
   выполнения работ 45,1 млрд. рублей.
       Основные научные  силы  в  Тульской  области  сосредоточены  в
   городах Туле и Новомосковске.
       Очень высок  удельный  вес  отраслевого  сектора  науки   (87%
   организаций,  97% объема работ). В отраслевой науке занята большая
   часть  научных  кадров  области,  при  этом  проблематика  научных
   исследований  в  высших  учебных заведениях в основном также имеет
   отраслевую направленность.
       Для Тульской   области  характерна  концентрация  специалистов
   высшей  квалификации  в  учебных  заведениях.  Доля   докторов   и
   кандидатов   наук,   работающих   в   высших   учебных  заведениях
   значительно выше,  чем в среднем по России (22% против 5,5%). Доля
   академической науки мала: на территории Тульской области находятся
   две  малочисленные  организации  Академии  наук:   НИИ   сельского
   хозяйства   (г.   Плавск)   и  научно  -  исследовательский  центр
   "Плазматех" (г. Новомосковск).
       Качественный состав  научных  работников  в  Тульской  области
   существенно отличается от среднероссийского:  доля  кадров  высшей
   квалификации    составляет   около   6%   от   общей   численности
   специалистов,  занимающихся научной работой, что почти втрое ниже,
   чем в среднем по России.
       Из числа  специалистов,  занимающихся  научно  -  техническими
   работами,  82%  работает  в  сфере  технических  наук.  Наибольший
   удельный  вес  в  технических   науках   составляют   специалисты,
   занимающиеся    машиностроением,    информатикой,   вычислительной
   техникой    и    автоматизацией    производственных     процессов,
   радиотехникой и связью.
       Около 65%  сотрудников   работает   в   научных   организациях
   оборонной промышленности и выполняют около 80% всего объема научно
   - технических работ.
       В силу  исторически  сложившейся  структуры  научный потенциал
   области был слабо  ориентирован  на  решение  региональных  задач,
   актуальность которых возросла с переходом к рыночным отношениям.
       Слабо проявляется влияние науки в металлургии, химии, сельском
   хозяйстве,  сфере материально - технического снабжения,  торговли,
   общественного  питания,   легкой,   пищевой   и   перерабатывающей
   промышленности и в области охраны окружающей  среды.  Эти  отрасли
   нуждаются в привлечении научных сил, идей и технических разработок
   извне.
       В настоящее  время  научные  организации   области,   особенно
   средние  и  малые,  находятся  в трудном финансово - экономическом
   положении,  что в первую  очередь  повлияло  на  кадровый  состав.
   Неудовлетворенные   своим   положением  лучшие  специалисты  стали
   покидать свои научные организации в  большинстве  случаев  жертвуя
   профессией   и   опытом.   Уходят   наиболее  квалифицированные  и
   достаточно молодые (до 40 лет) сотрудники,  потенциально  наиболее
   готовые к переквалификации.
       Доля работающих в научно - технической сфере и предпенсионного
   возраста составляет около 60%.
       Изобретатели и   рационализаторы    в    своем    значительном
   большинстве  защищали свои изобретения авторскими свидетельствами,
   а не патентами,  имеющими  в  отличии  от  авторских  свидетельств
   собственников.  В  связи  с  этим  необходимо  их обучение приемам
   работы  в  новых  условиях  хозяйствования,   а   также   создание
   территориального  консультационного  центра  по оказанию патентных
   услуг, оценки промышленной собственности, защите интересов авторов
   и патентообладателей.
       Без привлечения к  работе  в  таком  центре  квалифицированных
   специалистов,   а   именно   официально   аттестованных  патентных
   поверенных,  которых в Тульской области всего 4  человека,  трудно
   рассчитывать  на  быструю  защиту  изобретений,  полезных  моделей,
   промышленных образцов и товарных знаков.
       К тому  же  резко  возросли  затраты на процедуру патентования
   объектов  промышленной  собственности,  включая  уплату  патентных
   пошлин,  что  не  позволяет  в  полной  мере защищать национальный
   приоритет на результаты научных исследований.
       В результате  количество  регистрируемых  по  Тульской области
   изобретений в последние годы сократилось более чем в 10  раз.  При
   этом в отдельных отраслях народного хозяйства, являющихся жизненно
   важными для региона,  таких как строительство,  сельское хозяйство
   на протяжении последних лет изобретения вообще не регистрируются.
       Существующая на территории  области  инфраструктура  научно  -
   технической  и инновационной деятельности пока слабо ориентирована
   на  работу  в  рыночных  условиях.  Отсутствуют  или  недостаточно
   развиты такие важнейшие ее элементы как фонд научно - технического
   развития,  центр  экспертизы  в  научно   -   технической   сфере,
   территориальный   консультационный  центр  по  оказанию  патентных
   услуг, оценки промышленной собственности, защите интересов авторов
   и патентообладателей (патентный пул),  центр бизнес - планирования
   инновационной деятельности и др.
       Сложившаяся за   годы   проведения   реформы   неблагоприятная
   экономическая  обстановка  негативно  отразилась   на   научно   -
   техническом потенциале области.  Слабость его поддержки со стороны
   государства, в  т.  ч.  на  региональном  уровне привели к резкому
   снижению эффективности работы.
       В последние годы объемы выполняемых научно - технических работ
   по Тульской области стабилизировались,  но на крайне низком уровне
   (около 50% от уровня 1991 года).
       При этом производительность труда в научно - технической сфере
   составляет примерно 50%  от уровня 1991 года,  а фондоотдача упала
   более чем в пять раз.
       Снижение результативности   научно   -    технических    работ
   фактически  предопределило  уменьшение эффективности осуществления
   инновационной деятельности:  так доля  инновационной  продукции  в
   промышленности сократилась почти в пять раз.
       Подавляющая часть  затрат  на   инновации   была   сделана   в
   машиностроении,  а  в таких отраслях промышленности как топливная,
   черная металлургия,  лесная,  деревообрабатывающая,  целлюлозно  -
   бумажная,  легкая,  пищевая  затраты  на инновации составили менее
   одного  процента  от  общих  затрат  по  области.  При  этом  доля
   государственного    участия   в   финансировании   технологических
   инноваций  на  территории  области,  как  из  федеральных,  так  и
   региональных источников составляет чуть больше одного процента.
       При таком незначительном участии государства в  финансировании
   инновационной   деятельности   на  территории  области  невозможно
   обеспечить ее эффективное государственное управление.
       Снижение в последние годы эффективности научно - технической и
   инновационной   деятельности   безусловно,   наряду   с    другими
   неблагоприятно   влияющими  факторами,  отрицательно  повлияло  на
   сложившуюся к 1997 году ситуацию в экономике Тульской области.

             2. Анализ сложившегося нормативно - правового
                   обеспечения научно - технической и
                          инновационной сферы

       Возможные формы,  направления,  методы проведения региональной
   научно - технической и инновационной политики Тульской области,  а
   также степень ее влияния на социально - экономическую  ситуацию  в
   регионе  в  значительной степени зависит от развитости,  состава и
   содержания  нормативно  -  правового  обеспечения   в   научно   -
   технической и инновационной сфере.
       Разделение полномочий между  органами  государственной  власти
   Российской  Федерации  и органами государственной власти субъектов
   Российской Федерации по вопросам науки предусмотрено в Конституции
   Российской Федерации.
       Статья 72 (пункт Е) Конституции Российской Федерации относит к
   предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации и субъектов
   Российской  Федерации  "общие  вопросы  воспитания,   образования,
   науки, культуры, физической культуры и спорта".
       Базовыми документами  нормативно   -   правового   обеспечения
   научной,   научно   -  технической  и  инновационной  деятельности
   являются Доктрина о развитии российской науки и Федеральный  закон
   "О науке и государственной научно - технической политике".
       Однако, эти документы недостаточно  полно  регулируют  вопросы
   осуществления инновационной деятельности.
       В Российской  Федерации  в  настоящее  время  создана  система
   законодательства в сфере интеллектуальной собственности,  в основе
   своей соответствующая принципиальным  положениям  законодательства
   стран    -    членов    Всемирной   организации   интеллектуальной
   собственности.  Это Патентный закон Российской Федерации, закон об
   авторском праве и смежных правах,  о правовой охране программ  для
   для электронных  вычислительных  машин  и  баз данных,  о правовой
   охране  топологий  интегральных   микросхем   и   другие   законы,
   регулирующие  вопросы охраны интеллектуальной собственности.  В то
   же время отсутствие федеральных законов о секретных  изобретениях,
   о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах
   существенно  сдерживает  дальнейшее  развитие  общегосударственной
   системы защиты и эффективного использования технических достижений
   предприятий,  организаций  и  специалистов  Тульской  области  как
   основы рыночных отношений в сфере интеллектуальной собственности.
       В настоящее   время   требуют  уточнения  отдельные  положения
   базовых законов "Об авторском праве и смежных правах" и Патентного
   закона Российской Федерации, принятых в 1992 году, в связи с более
   поздним принятием Конституции Российской Федерации и  Гражданского
   кодекса.
       Такие вопросы,     как     особенности    налогообложения    и
   предоставления  льгот  при   осуществлении   научной,   научно   -
   технической  и инновационной деятельности,  содержание договоров о
   выполнении научно - технических разработок и правовые  последствия
   их  выполнения,  охрана секретов производства (ноу - хау),  защита
   имущественных  интересов  работодателя  в  гражданско  -  правовом
   порядке  в  случае причинения ему ущерба работником,  разгласившим
   коммерческую  тайну  регулируются  налоговым  законодательством  и
   Гражданским кодексом Российской Федерации.
       Регулирование научной  и  научно  -  технической  деятельности
   осуществляется также указами  Президента  Российской  Федерации  и
   постановлениями Правительства Российской Федерации.
       Созданное на  федеральном   уровне   нормативно   -   правовое
   обеспечение в научно - технической и инновационной сфере позволило
   приступить к формированию соответствующего обеспечения  на  уровне
   субъектов  Российской  Федерации.  В Тульской области такая работа
   фактически была начата в 1996 году и в настоящее  время  в  состав
   нормативно  - правового обеспечения области в научно - технической
   и инновационной сфере входят следующие документы:
       1. Распоряжение  губернатора  -  главы  администрации Тульской
   области от 30.07.96  N  661-р  "О  формировании  планов  научно  -
   технических работ за счет ассигнований бюджета Тульской области по
   статье "Наука" и организации контроля их реализации".
       2. Постановление  губернатора  -  главы администрации Тульской
   области  от  20.08.96  N  498  "О  едином  порядке  взаимодействия
   хозяйствующих  субъектов  с  подразделениями администрации области
   при   разработке    инновационных    проектов,    нуждающихся    в
   государственной поддержке".
       3. Постановление губернатора -  главы  администрации  Тульской
   области  от 05.10.96 N 646 "О порядке установления территориальных
   приоритетов развития науки и техники".
       4. Постановление  губернатора  -  главы администрации Тульской
   области от 04.02.97 "О порядке и условиях оказания государственной
   поддержки   научно  -  технической  и  инновационной  деятельности
   Тульской области".
       5. Постановление  губернатора   Тульской   области от 07.07.97
   N 274 "О порядке формирования территориального заказа на  научную,
   научно - техническую и инновационную продукцию".
       6. Постановление  губернатора  Тульской  области  от  29.07.97
   N 327  "О  коллегии  областного  комитета  по  науке администрации
   Тульской области".
       7. Постановление   губернатора   Тульской  области от 18.08.97
   N 357 "Об утверждении штатного расписания и Положения  о  комитете
   по науке администрации Тульской области".
       Разработан проект закона Тульской  области  "Об  осуществлении
   научной,  научно  -  технической  и  инновационной деятельности на
   территории Тульской области",  который принят  Тульской  областной
   Думой  в  первом  чтении (постановление Тульской областной Думы от
   26.06.97  N  15/322  "О  проекте  закона  Тульской   области   "Об
   осуществлении   научной,  научно - технической   и   инновационной
   деятельности на территории Тульской области").
       Можно отметить,  что как на федеральном, так и на региональном
   уровне формирование нормативно - правового обеспечения в научно  -
   технической  и  инновационной  сфере еще не завершено даже в части
   основных его элементов.  Так,  на территории  области  отсутствуют
   документы,  регулирующие следующие важнейшие вопросы в сфере науки
   и техники:
       закрепление в  собственности  области научной и (или) научно -
   технической продукции, созданной за счет средств бюджета области;
       продажа и  (или) передача научной и (или) научно - технической
   продукции, находящейся в собственности области;
       сохранение технологического  единства научной и (или) научно -
   технической деятельности при реорганизации государственной научной
   организации;
       выделение органами государственной  власти  Тульской  области,
   учредившими   государственную   научную  организацию,  средств  на
   возобновление, капитальный и текущий ремонт ее имущества;
       формирование перечня региональных критических технологий и его
   использование;
       проведение конкурсов  по  размещению  регионального  заказа на
   научную,  научно  -   техническую   и   инновационную   продукцию,
   заключение контрактов по итогам конкурсов;
       ведение реестра  научных  организаций,   региональных   фондов
   научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ;
       выполнение предприятиями  и   организациями   квалификационных
   требований,   предъявляемых   к   организациям   претендующим   на
   исполнение научно - технических  работ  для  государственных  нужд
   области;
       и др.
       После завершения    формирования    нормативно   -   правового
   обеспечения в части основных его элементов потребуется  проведение
   регулярной работы по устранению недостатков,  совершенствованию, и
   дальнейшему развитию.

            3. Региональные интересы и научно - техническая
                         и инновационная сфера

       Региональные интересы, понимаемые как комплекс экономических и
   политических задач органов государственной власти Тульской области
   применительно к научной,  научно  -  технической  и  инновационной
   деятельности, включают в себя, в частности:
       сохранение и развитие научно - технического потенциала области
   - совокупности трудовых, материальных, финансовых и информационных
   ресурсов, предназначенных для осуществления научной и (или) научно
   - технической деятельности  в  качестве  фактора,  обеспечивающего
   устойчивое социально - экономическое развитие области;
       рост объемов научной,  научно -  технической  и  инновационной
   деятельности    силами    предприятий,   организаций,   ученых   и
   специалистов  области  для  нужд  народнохозяйственного  комплекса
   региона  на  основе  широкого  использования  передовых достижений
   науки и техники:
       восстановление на      территории     области     расширенного
   воспроизводства и повышение его эффективности;
       усиление социальной   ориентированности  экономики  области  и
   повышение стабильности общества;
       увеличение поступлений    доходов    в   бюджет   области   от
   использования результатов научно  -  технической  и  инновационной
   деятельности;
       достижение и   укрепление   экономической    самостоятельности
   области;
       повышение эффективности использования всех ресурсов области;
       преодоление проблем конверсии;
       проведение структурных  преобразований  в  экономике  области,
   отвечающих современным условиям;
       обеспечение народного   хозяйства    области    специалистами,
   отвечающими современным требованиям;
       привлечение учащейся и студенческой молодежи к научной  работе
   через систему научно - технического творчества;
       повышение занятости  населения  области   и   создание   новых
   престижных рабочих мест;
       повышение уровня экономической безопасности и охраны  здоровья
   населения области;
       улучшение жилищных  условий  населения  области   и   развитие
   жилищно - коммунального хозяйства, общественного транспорта;
       повышение безопасности жизни населения области;
       обеспечение населения области качественными продуктами питания
   и  товарами  в  первую  очередь  на  основе  развития  собственных
   производств.

          4. Региональная научно - техническая и инновационная
                       политика Тульской области

       4.1. Важнейшие принципы региональной научно  -  технической  и
   инновационной политики
       Важнейшими принципами  региональной  научно  -  технической  и
   инновационной политики являются:
       разработка и  реализация  региональной  научно - технической и
   инновационной   политики   осуществляется    с    учетом    единой
   государственной   научно   -  технической  политики,  действующего
   законодательства и интересов Тульской области;
       проведение региональной  научно  - технической и инновационной
   политики  при  взаимодействии   органов   государственной   власти
   Российской  Федерации  и  органов  государственной власти Тульской
   области;
       регулирование научной,  научно  -  технической и инновационной
   деятельности органами государственной власти  Тульской  области  в
   пределах их компетенции;
       единство нормативной   правовой   базы,   режима   и   методов
   регулирования   научной,  научно  -  технической  и  инновационной
   деятельности на всей территории области;
       минимальное государственное   вмешательство   и   максимальное
   саморегулирование  субъектов  научной,  научно  -  технической   и
   инновационной деятельности;
       соблюдение свободы творчества;  свобода доступа  к  научной  и
       научно  -  технической  информации;  поддержка  конкуренции  и
       предпринимательской деятельности в
   области науки и техники;
       концентрация ресурсов на  приоритетных  направлениях  развития
   науки и техники;
       стимулирование научно   -    технической    и    инновационной
   деятельности   посредством  создания  ее  инфраструктуры,  системы
   государственных научных организаций и других структур;
       поддержка системы  профессионального образования как источника
   потенциального  и  гарантированного  кадрового   резерва   научных
   работников;
       развитие научно - технической и инновационной  деятельности  -
   приоритетная   задача   органов  государственной  власти  Тульской
   области;
       развитие международного и межрегионального научного и научно -
   технического сотрудничества;
       сохранение преемственности региональной научно - технической и
   инновационной политики Тульской области;
       обеспечение гласного      и      конкурсного     распределения
   государственной  поддержки  различных  научно  -   технических   и
   инновационных проектов,  субъектов научной, научно - технической и
   инновационной деятельности;
       обеспечение равных  возможностей  для  всех субъектов научной,
   научно - технической и инновационной деятельности;
       интеграция научных    исследований   организаций   области   в
   государственные и международные научно - технические программы.
       4.2. Цель   и  задачи  региональной  научно  -  технической  и
   инновационной политики
       Сформулированные в  пункте  3 настоящей Концепции региональные
   интересы с учетом состояния научно -  технической  сферы  Тульской
   области  определяют  цель  научно  -  технической  и инновационной
   политики области:
       стабилизация и  подъем  экономики области,  достижение условий
   для эффективного исполнения и рационального использования  бюджета
   за   счет   таких   важнейших  составляющих  этого  процесса,  как
   сохранение и развитие научно - технического потенциала и  создание
   благоприятных  условий  для  научно  - технической и инновационной
   деятельности.
       В рамках  развития  научно  - технического потенциала Тульской
   области задачами научно -  технической  и  инновационной  политики
   являются:
       активное подключение научно - технического потенциала  области
   к  решению  региональных проблем,  выработка стратегии социально -
   экономических  преобразований  области  и   экспертиза   программ,
   проектов, решений регионального значения;
       развитие инфраструктуры научно - технической  и  инновационной
   деятельности,    обеспечивающей   интеграцию   потенциала   науки,
   образования и производства;
       создание на   территории  области  объединений  предприятий  и
   организаций, обеспечивающих более эффективное осуществление научно
   - технической и инновационной деятельности;
       оказание государственной   поддержки    в    первую    очередь
   предприятиям  и  организациям  использующим  современные  научно -
   технические  разработки  и  поддерживающим   научную,   научно   -
   техническую и инновационную деятельность;
        сохранение и развитие информационной инфраструктуры, научно -
   технической  информации,  обеспечение  полноценной  информационной
   среды для работы тульских ученых и специалистов,  поддержание сети
   научно   -   технических   библиотек   (отделов),  способствование
   пополнению фондов научно - технической литературы;
       ускорение внедрения  передовых  достижений  науки  и техники в
   интересах социально - экономического развития Тульской области;
       создание благоприятных условий для работы общественных научных
   организаций;
       обеспечение социальной  защиты работников научно - технической
   сферы и соблюдение их прав;
       стимулирование притока   молодежи   в   науку;  закрепление  в
       собственности области научно - технической
   продукции, полученной  за  счет  использования  средств  бюджета и
   обеспечение рационального ее использования в интересах региона;
       продажа или  переуступка  прав  на конкурентоспособные объекты
   промышленной собственности,  принадлежащих администрации  Тульской
   области, в первую очередь, хозяйствующим субъектам области;
       распространение ключевых для экономики Тульской области научно
   - технических нововведений;
       стимулирование импорта новых научно  -  технических  знаний  и
   технологий   и   экспорта   собственных  технологий  и  наукоемкой
   продукции;
       создание практических механизмов передачи научно - технических
   достижений малых предприятий и отдельных ученых и  специалистов  в
   производство.
       В рамках  развития  научно  -  технической   и   инновационной
   деятельности  на  территории  Тульской  области  задачами научно -
   технической и инновационной политики являются:
       активизация инновационной  деятельности с целью создания новой
   конкурентоспособной продукции  и  повышения  качества  выпускаемой
   продукции  до  показателей  мирового  уровня  и расширение за счет
   этого внешнего и внутреннего рынка для промышленных предприятий  и
   предприятий     агропромышленного     комплекса,     пищевой     и
   перерабатывающей промышленности области;
       максимально возможное   использование   достижений  науки  при
   осуществлении структурной перестройки отраслей экономики области;
       формирование региональных научно - технических и инновационных
   программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого  социально
   - экономического развития области;
       развитие конкурсных начал в распределении бюджетных средств на
   научно  -  технические  и  инновационные  программы  и проекты при
   открытости принимаемых решений;
       введение региональной  контрактной  системы  в  сфере научно -
   технических разработок;
       повышение направленности   регионального  заказа  на  научную,
   научно - техническую и инновационную продукцию на решение  проблем
   регионального значения;
       привлечение инвестиций   из   внебюджетных   источников    для
   реализации   научно  -  технических  и  инновационных  программ  и
   проектов;
       привлечение инвестиций    из    федеральных   источников   для
   реализации научных,  научно - технических и инновационных программ
   и проектов регионального значения и в целях загрузки предприятий и
   организаций области;
       развитие бизнес  -  планирования инновационной деятельности на
   территории области;
       обеспечение бизнес  -  планирования инновационной деятельности
   нормативно - методическими документами федерального  и  областного
   уровня;
       стимулирование изобретательской    деятельности,    как     на
   предприятиях, так и самодеятельных изобретателей, повышение уровня
   патентной защищенности продукции и технологий,  защита  патентного
   рынка области от притока на них зарубежных патентов;
       содействие защите  национального  приоритета   на   результаты
   научных исследований, выполняемых за счет бюджетов всех уровней;
       содействие защите  интересов  авторов   и   патентообладателей
   промышленной собственности;
       соблюдение всеми субъектами научной,  научно -  технической  и
   инновационной     деятельности     установленного    порядка    ее
   осуществления, требований законодательства в этой области.
       4.3. Проведение    региональной   научно   -   технической   и
   инновационной политики на различных этапах инновационного процесса
       Для достижения цели и решения задач,  приведенных в пункте 4.2
   настоящей   Концепции,   органы  государственной  власти  Тульской
   области   будут   использовать   следующие    формы    и    методы
   государственного   регулирования  (поддержки)  научной,  научно  -
   технической и инновационной деятельности:
       выделение на   конкурсной   основе   частичного   или  полного
   финансирования  на  реализацию   отдельных   научных,   научно   -
   технических  и  инновационных  программ и проектов за счет средств
   бюджета области;
       выдача на  конкурсной  основе  грантов  научным  работникам  и
   организациям;
       предоставление бюджетных ссуд на реализацию научных,  научно -
   технических и (или) инновационных программ и проектов;
       предоставление гарантий,  поручительств  и  компенсация ставки
   банковских кредитов при реализации научных, научно - технических и
   (или) инновационный программ и проектов;
       передача областной  собственности  для   реализации   научных,
   научно - технических и (или) инновационных программ и проектов;
       учреждение государственных    и    муниципальных     унитарных
   предприятий  и  учреждений  для  осуществления  научной,  научно -
   технической и инновационной деятельности;
       участие в  образовании  хозяйственных  товариществ  и обществ,
   предназначенных для осуществления научной,  научно - технической и
   (или) инновационной деятельности;
       предоставление льгот по уплате налогов,  сборов, пошлин и иных
   видов  платежей  в  бюджет  области  организациям,  осуществляющим
   научную, научно - техническую и (или) инновационную деятельность;
       направление в   органы   государственной   власти   Российской
   Федерации ходатайств по выделению финансирования за  счет  средств
   федерального бюджета на реализацию научных, научно - технических и
   (или) инновационных проектов;
       проведение областных  и  участие  в  других конкурсах научных,
   научно - технических и инновационных проектов;
       выдача рекомендательных    писем   инициаторам   инновационных
   проектов  для  представления  их   отечественным   и   иностранным
   инвесторам;
       реклама научно - технических работ,  продукции и инновационных
   программ и проектов;
       представление интересов  научных  и  инновационно  -  активных
   организаций   на   федеральном   и  межрегиональном  уровнях  и  в
   зарубежных организациях;
       разработка и  введение  нормативно  - методических документов,
   способствующих  развитию   научной,   научно   -   технической   и
   инновационной деятельности.
       Использование конкретных  форм   и   методов   государственной
   поддержки   научной,   научно   -   технической   и  инновационной
   деятельности  будет  применяться   по   результатам   рассмотрения
   документов научно - технических и инновационных проектов, с учетом
   содержания экспертных заключений и стадии,  на  которой  находится
   разработка  и  реализация  проекта.  При  этом  предпочтение будет
   отдаваться конкуренто-  и  патентоспособным  проектам,  содержащим
   качественно    подготовленную   документацию   (бизнес   -   план,
   информационный  меморандум,  заключения),  подтверждения   наличия
   долевого   финансирования   из  внебюджетных  источников  и  (или)
   федеральных источников и  предусматривающим  получение  наибольших
   бюджетного  и  народнохозяйственного  эффектов при разумном уровне
   рисков, связанных с их реализацией.
       Научная, научно  -  техническая  и  инновационная деятельность
   осуществляется в целях внедрения нововведений,  т. к. только после
   успешного   использования  нового  продукта,  технологии,  метода,
   услуги и т.  п. можно рассчитываться на возврат средств, вложенных
   в создание нововведения,  получение прибыли и других положительных
   результатов.
       При внедрении  осуществления нововведений выделяется несколько
   этапов,  для каждого из которых характерно получение  определенных
   результатов.  Причем  на  каждом  из  этих этапов различны степень
   достоверности и возможности по оценке рисков,  эффективности работ
   (коммерческой,    бюджетной,    народнохозяйственной),   возможных
   направлений использования результатов.  В этой связи направления и
   объемы   государственной   поддержки   должны  быть  различны  для
   различных этапов инновационного процесса.
       На каждом  этапе  инновационного процесса соответственно будет
   применяться только часть мер  государственной  поддержки  научной,
   научно  - технической и инновационной деятельности из приведенного
   выше в этом разделе Концепции их перечня.
       Состав наиболее      предпочтительных     мер     региональной
   государственной  поддержки  для   каждого   этапа   инновационного
   процесса приведен в таблице.

                                                              Таблица

           Состав наиболее предпочтительных мер региональной
              государственной поддержки для каждого этапа
                        инновационного процесса

   ------------T------------T------------T-------------------------¬
   Этапы инно- ¦ Виды дея-  ¦ Результаты ¦Наиболее предпочтительные¦
   вационного  ¦ тельности  ¦деятельности¦ные меры региональной    ¦
   процесса    ¦            ¦            ¦государственной          ¦
               ¦            ¦            ¦поддержки                ¦
   ------------+------------+------------+-------------------------+
         1     ¦     2      ¦     3      ¦           4             ¦
   ------------+------------+------------+-------------------------+
   Научно -    ¦Фундамен-   ¦Новые науч- ¦ Создание научных  орга- ¦
   исследова-  ¦тальные     ¦ные знания, ¦ низаций, передача   об- ¦
   тельские    ¦            ¦использова- ¦ ластной  собственности, ¦
   работы      ¦            ¦ние которых ¦ направление ходатайств, ¦
               ¦            ¦не регламен-¦ выдача рекомендательных ¦
               ¦            ¦тировано    ¦ писем                   ¦
               +------------+------------+-------------------------+
               ¦Прикладные  ¦Новые зна-  ¦ Выделение  финансирова- ¦
               ¦            ¦ния, необхо-¦ ния, выдача    грантов, ¦
               ¦            ¦димые для   ¦ передача      областной ¦
               ¦            ¦проведения  ¦ собственности, создание ¦
               ¦            ¦конкретной  ¦ научных    организаций, ¦
               ¦            ¦опытно - кон¦ предоставление   льгот, ¦
               ¦            ¦структорс-  ¦ приобретение      науч- ¦
               ¦            ¦кой работы  ¦но - технической продук- ¦
   ------------+------------+------------+ ции, направление  хода- ¦
   Опытно -    ¦Технологи-  ¦Опытный     ¦ тайств,     организация ¦
   конструк-   ¦ческие      ¦образец     ¦ участия в    конкурсах, ¦
   торские     +------------+------------+ выдача рекомендательных ¦
   работы      ¦Коммерческие¦Образец,    ¦ писем, организация рек- ¦
               ¦            ¦удобный для ¦ ламы                    ¦
               ¦            ¦использова- ¦                         ¦
               ¦            ¦ния в ком-  ¦                         ¦
               ¦            ¦мерческих   ¦                         ¦
               ¦            ¦целях       ¦                         ¦
               ¦            ¦            ¦                         ¦
   Применение  ¦Производство¦Техническое ¦ Выделение    частичного ¦
               ¦(деятель-   ¦изменение   ¦ финансирования, предос- ¦
               ¦ность)      ¦конкретного ¦ тавление      бюджетных ¦
               ¦            ¦производст- ¦ ссуд, гарантий  и пору- ¦
               ¦            ¦ва (органи- ¦ чительств, участие    в ¦
               ¦            ¦зации дея-  ¦ образовании хозяйствен- ¦
               ¦            ¦тельности,  ¦ ных товариществ  и  об- ¦
               ¦            ¦оказания    ¦ ществ,   предоставление ¦
               ¦            ¦услуг)      ¦ льгот, передача област- ¦
               ¦            ¦            ¦ ной собственности, нап- ¦
               ¦            ¦            ¦ равление    ходатайств, ¦
               ¦            ¦            ¦ выдача рекомендательных ¦
               ¦            ¦            ¦ писем, организация рек- ¦
               ¦            ¦            ¦ ламы                    ¦
   Эксплуата-  ¦Совершенст- ¦Более каче- ¦ Предоставление  бюджет- ¦
   ция         ¦вование     ¦ственное из-¦ ных ссуд,  передача об- ¦
               ¦            ¦делие (про- ¦ ластной  собственности, ¦
               ¦            ¦дукт, услу- ¦ предоставление гарантий ¦
               ¦            ¦га)         ¦ и поручительств,   нап- ¦
               ¦            ¦            ¦ равление    ходатайств, ¦
               +------------+------------+ выдача рекомендательных ¦
               ¦Модификация ¦Дополнитель-¦ писем, организация рек- ¦
               ¦            ¦ная модифи- ¦ ламы                    ¦
               ¦            ¦кация       ¦                         ¦
   ------------+------------+------------+--------------------------

       4.4. Развитие  нормативно  -  правового  обеспечения  научно -
   технической и инновационной сферы
       Приведенный в пункте 2 настоящей Концепции анализ сложившегося
   нормативно   -   правового  обеспечения  научно  -  технической  и
   инновационной сферы показывает,  что  достижения  цели  и  решения
   задач региональной научно - технической и инновационной политики в
   ближайшее время потребуется провести значительную  работу  по  его
   развитию.   Это   предполагается  осуществлять  руководствуясь  со
   следующими принципами:
       отнесение нормативно   -   правового   обеспечения   научно  -
   технической и инновационной сферы области  к  важнейшим  элементам
   региональной   научно   -  технической  и  инновационной  политики
   Тульской области;
       развитие нормативно   -   правового   обеспечения   научно   -
   технической и инновационной сферы области как части  проводимой  в
   России правовой реформы;
       преемственность в развитии нормативно - правового  обеспечения
   научно - технической и инновационной сферы,  эволюционный характер
   этого процесса;
       декларирование политики в области совершенствования нормативно
   - правового обеспечения научно - технической и инновационной сферы
   в  целях  информирования  ее  субъектов  о  планируемых изменениях
   правового режима;
       использование Гражданского   кодекса   Российской   Федерации,
   Федеральных  законов  "О  науке   и   государственной   научно   -
   технической  политике",  "Об  авторском  праве и смежных правах" и
   "Патентного закона Российской Федерации" как основы  для  развития
   специального   нормативно   -   правового   обеспечения  научно  -
   технической и инновационной сферы области;
       совершенствование защиты на территории области законных прав и
   интересов субъектов научной,  научно - технической и инновационной
   деятельности;
       создание на территории области равных  условий  и  обеспечение
   конкуренции  при  осуществлении  научной,  научно  - технической и
   инновационной деятельности;
       создание на   территории  области  благоприятных  условий  для
   повышения   роли   и   использования    потенциала    общественных
   объединений, действующих в сфере науки и техники.
       К основным  направлениям  развития  нормативно   -   правового
   обеспечения научно - технической и инновационной сферы относятся:
       отражение в законодательных и иных нормативных правовых  актах
   области  принципа  закрепления  в  собственности области научной и
   (или) научно - технической продукции,  созданной за  счет  средств
   бюджета области;
       установление порядка продажи и (или) передачи научной и  (или)
   научно   -  технической  продукции,  находящейся  в  собственности
   области;
       создание нормативно  -  методического  обеспечения  области по
   государственной аккредитации научных организаций области и ведения
   реестра   научных   организаций,   региональных  фондов  научно  -
   исследовательских и опытно - конструкторских работ;
       совершенствование нормативной   правовой   базы   области   по
   вопросам проведения конкурсов на размещение  регионального  заказа
   на  научную,  научно  -  техническую  и  инновационную  продукцию,
   заключение контрактов по итогам конкурсов;
       создание нормативно   -   методического  обеспечения  области,
   регулирующего вопросы  выполнения  предприятиями  и  организациями
   квалификационных    требований,   предъявляемых   к   организациям
   претендующих  на  исполнение  научно  -  технических   работ   для
   государственных нужд;
       создание нормативно -  методического  обеспечения  области  по
   формированию  перечня  региональных  критических  технологий и его
   использованию;
       создание нормативно  -  методического обеспечения региональной
   государственной  поддержки,  сохранения  и   развития   научно   -
   технического и инновационного потенциала области.
       совершенствование нормативно   -   методического   обеспечения
   механизма   взаимодействия   федеральных   и   областных   органов
   государственной власти с  целью  согласования  общенациональных  и
   региональных интересов в процессе научно - технического развития.

             5. Схема государственного управления научной,
           научно - технической и инновационной деятельностью
                     на территории Тульской области

       Достижение цели   и   решение   задач  региональной  научно  -
   технической  и  инновационной  политики  на  территории   Тульской
   области  возможно  при следующей схеме государственного управления
   научной,  научно - технической и инновационной деятельностью  (см.
   приложение).
       Схема предусматривает в качестве основных элементов управления
   организации  и  объединения юридических лиц научно - технической и
   инновационной сферы  и  население  области,  субъектов  федерации,
   других государств. Причем организации, объединения юридических лиц
   научно -  технической  и  инновационной  сферы  взаимодействуют  с
   населением  области,  субъектов  федерации,  других  государств  в
   соответствии с действием рыночного механизма.  При этом  население
   продает,  а  организации  покупают  на  рынке  следующие  ресурсы:
   капитал, рабочую силу, имущество, патенты (лицензии), "ноу - хау",
   идеи  и  др.  научно - техническую продукцию.  С другой стороны на
   рынке товаров и услуг организации продают,  а  население,  в  т.ч.
   предприниматели  покупает  инновационную  и  научно  - техническую
   продукцию.
       В рамках  действия  рыночного  механизма  на  рынках ресурсов,
   товаров и услуг объемы продаж и цены  определяются  складывающимся
   соотношением спроса и предложения.
       Степень воздействия на объекты территориального  управления  в
   сфере  науки  и  техники со стороны органов государственной власти
   Тульской области регулируется объемами расхода бюджетных средств и
   использования  собственности  области  для  осуществления научной,
   научно - технической и инновационной деятельности.
       Используя бюджет    и    областную    собственность,    органы
   государственной власти продают на рынках ресурсов, товаров и услуг
   финансовые    ресурсы,   имущество,   научно   -   техническую   и
   инновационную  продукцию,  покупают   научно   -   техническую   и
   инновационную  продукцию  для  государственных  нужд  или передают
   организациям и населению дотации, гранты, землю, имущество, научно
   - техническую продукцию и получают платежи в бюджет.
       Кроме косвенных управляющих воздействий схема государственного
   управления   научной,   научно   -   технической  и  инновационной
   деятельностью  на  территории  Тульской  области   предусматривает
   оказание  прямых  управляющих  воздействий  на  субъекты  научной,
   научно -  технической  и  инновационной  деятельности  посредством
   выдачи распоряжений, применения санкций и осуществления контроля.
       Для обеспечения  надежной  обратной  связи   между   объектами
   территориального  управления  в  сфере  науки и техники и органами
   государственной власти  Тульской  области  схема  государственного
   управления   научной,   научно   -   технической  и  инновационной
   деятельностью    на     территории     области     предусматривает
   функционирование  при администрации области коллегиальных органов,
   в которые организации,  объединения,  население  будет  направлять
   своих представителей, экспертов, информацию, предложения и т.п.
       Ожидается, что  применение  прямых  и  косвенных   управляющих
   воздействий  к субъектам территориального управления в сфере науки
   и техники позволит органам государственной власти области повлиять
   на   объемы   и   направленность   научно   -  технических  работ,
   осуществление инновационной деятельности,  уровень цен на научно -
   техническую   и  инновационную  продукцию  в  интересах  населения
   области  и  достижения  цели  и  задач   региональной   научно   -
   технической и инновационной политики области.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Хостинг от uCoz