ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
Принят Тульской областной думой 25 декабря 1997 года
Настоящий Закон устанавливает принципы правового регулирования
отношений в области физической культуры и спорта, определяет
систему управления физической культурой и спортом, создает
правовую базу для функционирования физкультурно-оздоровительных и
спортивных организаций, гарантирует право жителей Тульской области
(далее по тексту - область) на занятия физической культурой и
спортом.
Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
физическая культура - часть общей культуры общества и
человека, которая представляет собой совокупность материальных и
духовных ценностей общества (специальные средства, формы, методы,
условия), создаваемых и используемых им для физического
совершенствования и физической подготовки людей;
спорт - вид деятельности, направленный на совершенствование
человеческих способностей, достижение высокого спортивного
результата в условиях спортивных состязаний;
профессиональный спорт - коммерческо-спортивная деятельность,
предусматривающая экономическую эффективность и высокую
информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных
мероприятий;
общественные объединения физкультурно-оздоровительной и
спортивной направленности - некоммерческие объединения юридических
и физических лиц, ставящие своей целью развитие физической
культуры и спорта и финансируемые из внебюджетных источников;
физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения -
объекты, созданные для занятий физической культурой и спортом
(стадионы, дворцы спорта, плавательные бассейны, спортивные
площадки, специально оборудованные нежилые помещения и др.);
учреждения дополнительного образования спортивной
направленности - детско-юношеские спортивные школы,
детско-юношеские спортивные клубы, центры и другие образования;
система физической культуры и спорта - совокупность
государственных, общественных и частных форм
физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности,
осуществляемых в целях физического воспитания населения и развития
различных видов спорта в области.
Статья 2.
Правовое регулирование
1. Правовое регулирование отношений в области физической
культуры и спорта осуществляется на основе общих принципов,
установленных Конституцией РФ, Основами законодательства
Российской Федерации "О физической культуре и спорте", "Об охране
здоровья граждан", Законом Российской Федерации "Об образовании",
иными законодательными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и области, а также настоящим Законом.
2. Законодательные и иные нормативные акты Тульской области,
касающиеся физической культуры и спорта, должны соответствовать
настоящему Закону. В случае возникновения противоречий между
настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами действует
настоящий Закон.
Статья 3.
Права граждан, проживающих на территории
области, в сфере физической культуры и
спорта и их государственные гарантии
1. Граждане, проживающие на территории области, имеют право на
занятия физической культурой и спортом (в том числе спортом как
профессией), на участие в соревнованиях, объединение в организации
физкультурно-оздоровительной направленности, участие в управлении
физкультурно-спортивным движением.
2. В целях обеспечения этих прав исполнительный орган
государственной власти области и органы местного самоуправления
финансируют за счет бюджетных средств и внебюджетных источников
занятия физической культурой и спортом, специальные программы,
прикладные и фундаментальные научные исследования, подготовку и
переподготовку специалистов, осуществляют правовую защиту граждан
в области физической культуры и спорта, развивают
физкультурно-спортивную индустрию.
Статья 4.
Компетенция органов государственной
власти области в сфере физической
культуры и спорта
1. Тульская область как субъект Российской Федерации
самостоятельно, в полном объеме, осуществляет развитие физической
культуры и спорта, включая международные спортивные связи, по всем
вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации.
2. В компетенцию областной думы входит:
1) определение государственной политики в развитии физической
культуры и спорта в области, принятие законодательных и иных
нормативных актов по вопросам физической культуры и спорта;
2) утверждение бюджетного финансирования физической культуры и
спорта;
3) контроль за использованием бюджетных ассигнований,
направленных на развитие физической культуры и спорта из
областного бюджета;
4) предоставление налоговых льгот учреждениям физической
культуры и спорта, организациям всех форм собственности,
направляющим свои средства на физическую культуру и спорт;
5) регулирование отношений областной и муниципальной
собственности в системе физкультуры и спорта;
6) контроль за отчуждением объектов физической культуры и
спорта, находящихся в областной собственности.
3. В компетенцию исполнительного органа государственной власти
области входит:
1) планирование, организация, осуществление контроля за
деятельностью государственного органа управления физической
культурой и спортом и иных организаций данного профиля;
2) установление областных нормативов финансирования для
организации физкультурно-массовой, оздоровительной и спортивной
работы;
3) контроль за использованием по прямому назначению
государственных объектов физической культуры и спорта;
4) контроль за установленными требованиями к спортивным
сооружениям в части строительных норм и правил эффективности
загрузки, санитарных норм, а также по охране жизни и здоровья лиц,
находящихся на спортивных сооружениях;
5) установление областных нормативов минимальной
обеспеченности жилых районов физкультурно-оздоровительными и
спортивными сооружениями;
6) разработка и исполнение целевых комплексных программ
развития физкультуры и спорта в области;
7) финансирование исследований в области физкультуры и спорта
в соответствии с областной программой развития физкультуры и
спорта;
8) организация научно-методического и информационного
обеспечения системы физической культуры и спорта в области и
содействие изданию литературы по физической культуре и спорту;
9) организация системы подготовки и переподготовки
специалистов в области физической культуры и спорта.
Статья 5.
Компетенция органов местного самоуправления
в сфере физической культуры и спорта
1. Органы местного самоуправления осуществляют развитие
физической культуры и спорта в пределах компетенции, установленной
Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим
Законом, и ответственны за реализацию прав граждан на занятия
физической культурой и спортом.
2. К ведению органов местного самоуправления в сфере
физической культуры и спорта относятся:
1) создание и финансирование местных (муниципальных) органов
управления физической культурой и спортом;
2) определение основных направлений развития физической
культуры и спорта с учетом местных особенностей;
3) разработка и реализация местных программ развития
физической культуры и спорта;
4) формирование местных бюджетов в части финансирования
физической культуры и спорта;
5) учет, оценка состояния, финансирование спортивных
сооружений муниципальной собственности, контроль за их
использованием:
6) организация массовой физкультурно-оздоровительной работы;
7) участие в организации и проведении экспертизы проектов
строительства объектов физической культуры и спорта на территории
муниципального образования;
8) организация и проведение тестирования физической
подготовленности населения;
9) введение дополнительных учебных и внеучебных занятий по
физической культуре в муниципальных образовательных и дошкольных
учреждениях за счет местных бюджетов.
Статья 6.
Органы управления физической культурой и спортом
1. Областной государственный орган управления физической
культурой и спортом создается постановлением губернатора - главы
исполнительного органа государственной власти области и
осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом
и иными нормативными правовыми актами.
2. Органы управления физической культурой и спортом в городах
и районах создаются по решению органов местного самоуправления.
Глава II.
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья 7.
Физическое воспитание в образовательных учреждениях
1. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста, учащихся и студентов, формирование у них потребности в
физическом совершенствовании и здоровом образе жизни является
одной из основных задач образовательных учреждений всех типов,
входит в круг обязанностей администрации этих учреждений.
2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста, учащейся
молодежи осуществляется в процессе обязательных учебных занятий по
физической культуре на основе федерального и регионального
базисных планов, государственных, а также утвержденных авторских
учебных программ, внеурочной и внешкольной
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
3. Образовательные учреждения самостоятельно, с учетом местных
условий и интересов обучающихся, определяют формы учебных занятий
физической культурой и средства физического воспитания, виды
спорта и двигательной активности, методы и продолжительность
занятий на основе государственных образовательных программ и
нормативов физической подготовленности, а также проводят
внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с
привлечением к ней общественных организаций
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
4. С учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья,
проводятся занятия по специальным программам с учетом
индивидуальных интересов как в общеобразовательных учреждениях,
так и в учреждениях дополнительного образования.
Статья 8.
Физкультурно-оздоровительная работа по
месту жительства, в местах массового
отдыха, в учреждениях, организациях, на
предприятиях и их объединениях
1. Создание условий для занятий физической культурой населения
по месту жительства и в местах массового отдыха осуществляется
органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов
и отчислений предприятий, организаций и учреждений в соответствии
с действующим законодательством и программами развития физической
культуры и спорта.
2. Администрации санаторно-курортных учреждений, домов отдыха
и туристских баз обязаны создавать условия для использования в
процессе лечения и отдыха различных средств физической культуры в
целях укрепления здоровья отдыхающих.
3. Администрации юридических лиц обязаны создавать работникам
условия для реализации их права на занятия физической культурой,
включая реабилитационные и профессионально-прикладные занятия в
режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление,
профилактические занятия, спортивно-массовую работу,
спортивно-оздоровительный туризм.
4. Руководители юридических лиц всех форм собственности вправе
осуществлять материальное поощрение лиц, систематически
занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый
образ жизни.
Статья 9.
Физическая культура и спорт инвалидов
1. Организация занятий физической культурой и спортом в
системе непрерывной реабилитации инвалидов, подготовка кадров,
методическое обеспечение и контроль осуществляются
образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения,
социального обеспечения и организациями физической культуры и
спорта за счет средств областного и местных бюджетов, внебюджетных
средств.
2. Исполнительный орган государственной власти области и
органы местного самоуправления обеспечивают создание условий для
занятий инвалидов физической культурой и спортом на
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях за счет
средств местных бюджетов, привлеченных средств и благотворительных
поступлений.
Статья 10.
Соблюдение правил безопасности, охраны
здоровья, чести и достоинства граждан
при проведении занятий физической
культурой и спортом
1. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать
нормы и правила безопасности при проведении
физкультурно-спортивных соревнований, не допускать нанесения
ущерба здоровью, чести и достоинству участников и зрителей,
проявления жестокости и насилия.
2. Администрации физкультурно-спортивных и оздоровительных
сооружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование всех
мест проведения занятий и соревнований в соответствии с правилами
безопасности, санитарно-гигиеническими нормами, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации за ущерб, причиненный здоровью лиц, занимающихся
физической культурой и спортом, и зрителей.
3. К судейству спортивных соревнований допускаются лица,
прошедшие специальную подготовку в физкультурно-спортивных
организациях и аттестованные в установленном порядке.
Глава III.
СПОРТ
Статья 11.
Спорт высших достижений. Подготовка
спортсменов высокого класса
1. С целью подготовки спортсменов высокого класса создаются
специализированные организации, порядок деятельности которых, а
также их статус определяются положениями, утверждаемыми
учредителями.
2. Подготовка к международным и Всероссийским соревнованиям
спортсменов высокого класса, включенных государственным органом
управления физической культурой и спортом в состав сборной
команды, финансируется за счет средств, выделяемых из областного
бюджета и других источников, не запрещенных действующим
законодательством. Включение спортсменов в состав сборной команды
области производится на конкурсной основе в соответствии с уровнем
их спортивных результатов.
3. Областной и местные органы управления физической культурой
и спортом могут устанавливать денежное содержание спортсменам,
добившимся высоких результатов, устанавливают норму финансирования
областных, городских, районных спортивных мероприятий,
соревнований, учебно-тренировочных сборов спортсменов к
вышестоящим соревнованиям за счет средств областного и местных
бюджетов в соответствии с ценами и тарифами на услуги и виды
деятельности, сложившимися в области.
Статья 12.
Профессиональный спорт.
1. Каждый житель области имеет право заниматься
профессиональным спортом.
2. Спортсмены-профессионалы имеют право осуществлять свою
подготовку в специализированных организациях на условиях
заключаемого между спортсменом и специализированной организацией
договора (контракта).
3. Порядок создания и условия функционирования организаций
профессионального спорта в области регулируются законодательством
Российской Федерации.
Статья 13.
Приемы, способы и средства, запрещенные в спорте
Не допускается использование с целью достижения спортивных
результатов приемов, способов и средств, запрещенных в спорте
регламентирующими документами.
Глава IV.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Статья 14.
Финансирование физической культуры и спорта
1. Источниками финансирования физической культуры и спорта в
области являются областной бюджет, местные бюджеты, средства
фондов физической культуры и спорта, средства учреждений,
организаций, предприятий и их объединений, в том числе
общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности, а также средства от спортивного маркетинга,
включая доходы от продажи прав на рекламу и телевизионную
трансляцию спортивно-зрелищных мероприятий, отчислений от продажи
товаров со спортивной символикой, средства государственного
социального страхования, благотворительные пожертвования
организаций и граждан и другие поступления, не противоречащие
законодательству Российской Федерации.
2. Ассигнования на финансирование физической культуры и спорта
указываются в областном бюджете отдельной строкой.
3. Поступления средств из внебюджетных источников не являются
основанием для сокращения бюджетных отчислений на развитие
физической культуры и спорта.
4. Для финансирования физической культуры и спорта из
внебюджетных источников создается областной фонд физической
культуры и спорта. Положение об областном фонде физической
культуры и спорта утверждается Тульской областной думой по
представлению исполнительного органа государственной власти
области.
5. Предприятиям и организациям независимо от формы
собственности, направляющим часть свободных средств на поддержку и
развитие материальной базы физической культуры и спорта,
содержание спортивных команд и спортсменов, предоставляются
налоговые льготы в порядке, предусмотренном Законом Тульской
области "Об основах налоговой системы Тульской области".
6. В отношении предприятий, учреждений, организаций и их
объединений, физических лиц, имеющих на своем балансе
спортивно-оздоровительные сооружения и направляющих свои средства
в фонды и на нужды физической культуры и спорта, строительство и
реконструкцию спортивных объектов, применяется льготный порядок
исчисления налогов в соответствии с действующим законодательством.
7. Для физкультурно-спортивных организаций области независимо
от ведомственной принадлежности и форм собственности могут
устанавливаться льготные тарифы на электрическую, тепловую
энергию, водоснабжение и водоотведение.
8. Средства от сдачи в аренду помещений и площадей
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не
используемых в основной деятельности, получаемые предприятиями и
организациями, у которых они находятся на балансе, подлежат
раздельному учету и расходуются исключительно на покрытие затрат,
связанных с организацией и проведением занятий в спортивных школах
и физкультурно-оздоровительных группах, содержанием, ремонтом и
развитием материально-технической базы этих
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
9. Суммы благотворительной и спонсорской помощи, полученные
организациями и предприятиями независимо от их формы собственности
и направленные на развитие физической культуры и спорта, не
облагаются налогом на прибыль в части, зачисляемой в областной
бюджет.
Статья 15.
Физкультурно-оздоровительные
и спортивные сооружения
1. Юридические лица, имеющие на своем балансе
физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, находящиеся
на территории области, независимо от ведомственной принадлежности
и форм собственности входят в единую систему обеспечения населения
области спортивной базой для занятий физической культурой и
спортом, по своему назначению делятся на областные
(государственные) и городские, районные (муниципальные), а их
деятельность поддерживается органами государственной власти и
местного самоуправления. Перечни областных, муниципальных
сооружений для занятий населения физической культурой и спортом
утверждают соответственно нормативными правовыми актами
исполнительного органа государственной власти области и органов
местного самоуправления.
2. Юридические лица, имеющие на своем балансе областные
(государственные), городские, районные (муниципальные)
физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, осуществляют
их деятельность в соответствии с уставами, определяющими основные
направления целевого использования сооружений для занятий
физической культурой и спортом населения.
3. Нормативы минимальной обеспеченности жилых районов
основными физкультурно-спортивными сооружениями определяются
областным органом управления физической культурой и спортом на
основе действующих градостроительных норм в зависимости от
плотности населения и местных условий по согласованию с областным
органом архитектуры и градостроительства.
4. Контроль за планированием, проектированием, строительством
и вводом в эксплуатацию на территориях городов и районов объектов
физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения в
соответствии с установленными нормами возлагается на органы
местного самоуправления. В состав приемо-сдаточных комиссий по
приему в эксплуатацию жилых районов обязательно включаются
представители местных органов управления физической культурой и
спортом.
5. Земельные участки, занятые под физкультурно-оздоровительные
и другие рекреационно-оздоровительные сооружения, относятся к
землям рекреационного назначения. Порядок выделения и
использования указанных земель определяется земельным
законодательством Российской Федерации.
Предоставление земельных участков для строительства
рекреационно-оздоровительных сооружений производится с учетом
рекомендаций органов управления физической культурой и спортом.
6. Спортивные здания, сооружения, оборудование и имущество,
предназначенные для проведения спортивных и зрелищных мероприятий,
подлежат страхованию от пожара и стихийных бедствий,
противоправных действий третьих лиц и других неблагоприятных
событий в соответствии с действующим законодательством.
7. Не допускается строительство новых, реконструкция имеющихся
государственных и муниципальных образовательных и дошкольных
учреждений всех типов (кроме образовательных учреждений
дополнительного образования) без физкультурно-спортивной базы,
включая плавательные бассейны, а также ликвидация
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания
в пределах той же территории равноценных сооружений.
8. Юридические лица, имеющие на своем балансе спортивные
сооружения и получающие льготу по налогообложению, обязаны
предоставлять их для занятий спортсменам - членам сборных команд
области, городов, районов, а также для строительства и
реконструкции спортивных сооружений, по согласованию с органами
государственного и муниципального управления физической культурой
и спортом в пределах сумм, высвобожденных из-под налогообложения.
Статья 16.
Приватизация физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений
1. Приватизация физкультурно-оздоровительных и спортивных
сооружений осуществляется в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации и Государственной
программой приватизации государственной и муниципальной
собственности.
2. Не подлежат приватизации физкультурно-оздоровительные,
спортивные сооружения, входящие в состав учреждений, предприятий и
организаций всех форм собственности, в уставном капитале которых
доля государственной собственности составляет более 25%. Перечень
этих сооружений устанавливается постановлением губернатора - главы
исполнительного органа государственной власти области.
Статья 17.
Профессиональная педагогическая деятельность
в области физической культуры и спорта,
лечебной физической культуры
1. К профессиональной педагогической деятельности в сфере
физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ
установленного образца о профессиональном образовании, выданный
образовательным учреждением, или разрешение, выданное в
установленном порядке государственным органом управления
физической культурой и спортом области.
2. В области лечебной физической культуры к профессиональной
деятельности допускаются только лица, имеющие профессиональное
образование.
3. Лица, занимающиеся профессиональной деятельностью в области
физической культуры и спорта либо в области лечебной физической
культуры в качестве основного или дополнительного занятия в
нарушение пп. 1 и 2 настоящей статьи, привлекаются к
ответственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации и области.
Статья 18.
Подготовка и переподготовка специалистов
в области физической культуры и спорта
1. Подготовка и переподготовка специалистов в области
физической культуры и спорта осуществляются образовательными
учреждениями, организующими свою деятельность в соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании" и законодательством
области по утвержденным программам, направленным на решение задач
последовательного повышения профессионального уровня, подготовку
специалистов соответствующей квалификации.
2. Специалисты по физической культуре и спорту должны обладать
знаниями, умениями, навыками, позволяющими эффективно использовать
основные компоненты физической культуры для физического
совершенствования и оздоровления различных групп населения, в том
числе дошкольников, учащейся молодежи, лиц среднего и старшего
возраста, инвалидов.
Глава V.
ЛЬГОТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Статья 19.
Льготные физкультурно-спортивные услуги
1. Детям из многодетных и малообеспеченных семей, инвалидам,
детям-сиротам, участникам Великой Отечественной войны, лицам,
приравненным к ним, физкультурно-спортивные услуги
предоставляются, как правило, бесплатно, детям дошкольного и
школьного возраста - на льготных условиях.
2. Перечень физкультурно-спортивных услуг и категорий граждан,
пользующихся физкультурно-спортивными услугами бесплатно или на
льготных условиях, а также размер предоставляемых льгот
устанавливаются органами местного самоуправления.
Статья 20.
Социальная защита граждан, занимающихся
физической культурой и спортом
1. На граждан, занимающихся физической культурой и спортом в
организованной форме, распространяется законодательство Российской
Федерации о социальной защите, им гарантируется в полном объеме
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация.
2. Дополнительные меры возмещения вреда, причиненного здоровью
граждан в результате занятий физической культурой и спортом,
гарантируются за счет обязательного страхования от несчастного
случая, осуществляемого организацией физкультурно-оздоровительной
и спортивной направленности, за команду которой выступает
спортсмен, или предприятием, учреждением, организацией, с которыми
он состоит в трудовых отношениях.
3. Порядок и условия страхования профессионального спортсмена
или судьи по виду спорта определяются законодательством Российской
Федерации и договором (контрактом), заключенным им с организацией
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
4. Лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный мастер спорта
России (СССР)", а также мастерам спорта России (СССР)
международного класса, представлявшим в спортивных соревнованиях
область и ставшим инвалидами в процессе занятий спортом,
устанавливается ежемесячное материальное пособие за счет средств
областного бюджета по решению губернатора - главы исполнительного
органа государственной власти области.
5. Спортсмены, тренеры и другие работники физической культуры
и спорта в целях своей социальной защиты могут создавать свои
профсоюзы или ассоциации, а также негосударственные пенсионные
фонды.
Статья 21.
Гарантии и компенсации спортсмену
1. Организации физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности, предприятия, учреждения, организации, заключающие
договор (контракт) со спортсменом сроком не менее одного года за
счет доходов от собственной финансово-экономической деятельности,
обязаны обеспечить охрану его здоровья, его социальное и
медицинское страхование, трудоустройство по окончании спортивной
деятельности, возмещать расходы за вред, причиненный его здоровью
во время тренировок и соревнований, в том числе связанный с
профессиональным заболеванием, повлекший за собой инвалидность, в
порядке, установленном гражданским, трудовым и иным
законодательством, если иное не предусмотрено договором
(контрактом).
2. Исполнительный орган государственной власти области и
органы местного самоуправления за счет собственных средств могут
устанавливать денежное содержание спортсменам, которые входят в
составы сборных команд Российской Федерации и области.
3. Исполнительный орган государственной власти области вправе
поощрять спортсменов области и их тренеров, чемпионов и призеров
Олимпийских игр, чемпионатов и первенств мира, Европы.
Глава VI.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 22.
О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Председатель Губернатор - глава
Тульской исполнительного органа
областной государственной масти
думы Тульской области
И.В.ИВАНОВ. В.А.СТАРОДУБЦЕВ.
г. Тула
25 декабря 1997 года
N 70-ЗТО
|