ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
2-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 1998 г. N 23/619
О ПРАВИЛАХ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ДЛЯ ДЕПУТАТОВ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
Рассмотрев внесенный комиссией по регламенту и депутатской
этике проект правил депутатской этики для депутатов Тульской
областной Думы, Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Направить проект Правил депутатской этики для депутатов
Тульской областной Думы (прилагаются) для обсуждения в комитеты
областной Думы.
2. Комиссии по регламенту и депутатской этике (Худяков О.В.) в
срок до 18 марта 1998 года включительно собрать и обобщить
предложения депутатов и комитетов областной Думы по проекту Правил
депутатской этики для депутатов Тульской областной Думы.
3. Рассмотреть Правила депутатской этики для депутатов
Тульской областной Думы на очередном заседании областной Думы в
марте 1998 года.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель областной Думы
И.В.ИВАНОВ
Проект
Приложение
к постановлению Тульской
областной Думы
от 26.02.98 N 23/619
П Р А В И Л А
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ДЛЯ ДЕПУТАТОВ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
В соответствии с Законом Тульской области "О статусе депу-
тата Тульской областной Думы" депутат Тульской областной Думы
(далее - депутат) обязан соблюдать правила депутатской этики.
Правила депутатской этики для депутатов Тульской областной Думы
(далее - Правила) определяют нормы этики депутатов требования к
их проведению внутри и вне Тульской областной Думы, порядок
рассмотрения и решения в Тульской областной Думе (далее - об-
ластная Дума) вопросов, связанных с депутатской этикой.
I. Общие положения
1. Основами деятельности депутатов областной Думы являются:
сочетание интересов государства и интересов населения области;
соблюдение законов; следование моральным критериям, отражающим
идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и
порядочности.
2. Депутат не вправе использовать преимущества своего поло-
жения для создания каких-либо льготных условий для своих избира-
телей по сравнению с другими гражданами, проживающими на терри-
тории области.
3. Депутат обязан соблюдать законы. Пренебрежение к требо-
ваниям законов не может оправдываться какими бы то ни было мест-
ными условиями и особенностями.
4. Депутат должен в равной мере беречь собственное достоин-
ство и уважать достоинство других депутатов, работников аппарата
областной Думы и администрации области, других должностных лиц и
граждан, независимо от повода, по которому он вступает в отноше-
ния с ними.
5. В личном поведении и быту депутат обязан соблюдать об-
щепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет депутата.
6. Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и
поступков, способных скомпрометировать его самого, представляе-
мых им избирателей, областную Думу и ее органы.
II. Правила депутатской этики, относящиеся к деятельности
депутата в областной Думе и ее органах
1. Каждый депутат содействует созданию в областной Думе и
ее органах доброжелательности, деловитости, взаимной поддержки и
товарищеского сотрудничества.
2. Депутат участвует совместно с другими депутатами в осу-
ществлении полномочий областной Думы, преодолевает трудности,
возникающие в депутатской деятельности.
3. Депутат должен проявлять терпимость и уважение к чужому
мнению, не допускать командно-приказного стиля по отношению к
депутатам и между депутатами, всесторонне учитывать позиции раз-
личных групп и объединений депутатов перед принятием решений.
Депутат не может навязывать свою позицию посредством угроз,
ультиматумов и иных подобных методов.
4. Депутат обязан активно и конструктивно участвовать в ра-
боте областной Думы и ее органов, добросовестно выполнять пору-
чения, данные ему областной Думой, ее председателем, органами
областной Думы, в которых состоит депутат. Областная Дума и е
органы заслушивают сообщение депутата о выполнении данных ему
поручений.
В случае систематического уклонения от участия в работе об-
ластной Думы и ее органов, невыполнения, недобросовестного вы-
полнения или отказа без уважительных причин от их поручений со-
ответствующая информация председателем областной Думы или ее ор-
ганом доводится до сведения всех депутатов. По решению областной
Думы такая информация может быть опубликована в средствах массо-
вой информации или передана избирателям для оценки деятельности
депутата. По существу предъявленных ему претензий депутат имеет
право на выступление перед принятием данного решения областной
Думой.
5. В случае выдвижения депутата на выборную (освобожденную
или неосвобожденную) должность в областной Думе и заявления им
самоотвода другие депутаты не вправе путем голосования принуж-
дать депутата к исполнению такой должности.
6. После избрания на должность в областной Думе депутат
вправе требовать от других депутатов отношения к себе соответс-
твенно занимаемой должности. Его отношение к депутатам должно
быть ровным, без выражения открытых симпатий или антипатий к ко-
му-либо. Депутаты обязаны считаться с должностным положением
данного депутата и не могут требовать к себе особого отношения,
в том числе по таким мотивам, как содействие его избранию на
должность, вхождение в одно и то же депутатское объединение,
одинаковые позиции или голосование, личная активность и т.п.
7. Депутат, избранный на должность в областной Думе, имеет
право подать в отставку с этой должности, с указанием мотивов
отставки. Областная Дума удовлетворяет заявление об отставке,
если депутат настаивает на нем. До принятия решения областной
Думой депутат продолжает исполнение обязанностей по соответству-
ющей должности. Самовольное прекращение выполнения обязанностей
до принятия решения областной Думой может быть основанием для
освобождения от должности с иной формулировкой решения областной
Думы.
8. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях област-
ной Думы и ее органов, членом которых он состоит.
В случае невозможности прибыть на заседание Думы или посто-
янного комитета (комиссии) депутат заблаговременно информирует
соответственно председателя областной Думе, его заместителя,
председателя постоянного комитета (комиссии), а в их отсутствие
- руководителя аппарата областной Думы. Отсутствие на заседаниях
допускается только по уважительным причинам (болезнь, отпуск,
командировка и тому подобные обстоятельства).
9. Участвуя в заседаниях областной Думы и заседаниях ее ор-
ганов, депутат обязан соблюдать регламент их проведения, соблю-
дать дисциплину в зале заседаний.
Депутаты должны следовать принятому ими порядку работы,
уважать председательствующего на заседании, подчиняться его ука-
заниям, данным в пределах его полномочий.
Не допускаются самовольные действия по прекращению заседа-
ния: уход из зала заседания в знак протеста, для срыва заседания
и по другим мотивам, не признанным областной Думой уважительны-
ми; выступление без предоставления слова председательствующим;
выступление не по повестке дня и не по существу вопроса повестки
дня; выкрики, прерывание выступающих и т.п.
10. Депутаты на заседаниях областной Думы и на заседаниях
ее органов должны обращаться официально (на "Вы") друг к другу и
ко всем лицам, присутствующим в зале заседаний. Используются
формы обращения: "уважаемый депутат", "уважаемый председатель",
"уважаемый эксперт" и т.п. с прибавлением фамилии или без нее.
Официальную и уважительную форму обращения к депутатам и друг к
другу используют и иные лица, присутствующие на заседаниях. Не
допустимы фамильярные и пренебрежительные обращения.
11. В соответствии с Регламентом областной Думы на заседа-
ниях областной Думы и ее органов депутаты и другие присутствую-
щие лица не должны использовать в своей речи грубые и некоррект-
ные выражения, призывать к незаконным и насильственным действи-
ям, допускать оскорбления в адрес депутатов и иных лиц. Предсе-
дательствующий на заседании обязан в таком случае сделать пре-
дупреждение о недопустимости таких высказываний, призывов и вы-
ражений, а при их продолжении - лишить выступающего слова или
принять иные меры, предусмотренные Регламентом областной Думы.
12. При проведении голосования в областной Думе или ее дру-
гих органах каждый депутат голосует лично. Не допускается пере-
поручение голосования другому депутату или иному лицу.
Голосование осуществляется в момент, когда оно проводится
председательствующим на заседании; предварительное либо последу-
ющее голосования не допускаются и являются недействительными*
13. Депутат не может разглашать сведений, которые стали ему
известны благодаря осуществлению депутатской деятельности в об-
ластной Думе, если эти сведения:
касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях об-
ластной Думы и ее органов, если областной Думой или ее органом
принято решение о неразглашении сведений вообще или на опреде-
ленный срок;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни
депутата и стали известны в связи с рассмотрением в областной
Думе вопроса о нарушении депутатом норм депутатской этики;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни
гражданина, рекомендованного или претендующего на должность, по
которой согласование, избрание или утверждение относятся к ком-
петенции областной Думы, либо в связи с освобождением от такой
должности;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни
работника аппарата областной Думы и администрации области, орга-
нов местного самоуправления, независимо от должностного положе-
ния работника.
14. Депутат вправе использовать помощь работников аппарата
областной Думы только в связи с выполнением депутатских обязан-
ностей в строгом соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации и Тульской области о труде и государственной службе.
15. Депутат не вправе выступать от имени областной Думы как
ее официальный представитель в отношениях с другими представи-
тельными (законодательными) органами власти субъектов Российской
Федерации, иными государственными, а также общественными органа-
ми и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждени-
ями, организациями, не являясь председателем областной Думы или
не имея на то специальных полномочий областной Думы.
III. Правила депутатской этики, относящиеся к
взаимоотношениям депутата с государственными
органами, предприятиями, учреждениями,
организациями, общественными объединениями,
средствами массовой информации, должностными
лицами и гражданами
1. Депутат не вправе использовать в личных целях возможнос-
ти, связанные со статусом депутата, во взаимоотношениях с госу-
дарственными органами, органами местного самоуправления, предп-
риятиями, учреждениями и организациями, общественными объедине-
ниями, средствами массовой информации, должностными лицами и
гражданами.
2. Депутат вправе использовать информацию, составляющую го-
сударственную, служебную или военную тайну, ставшую ему извест-
ной благодаря депутатскому статусу, только в целях, связанных с
осуществлением депутатских полномочий и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Депутат не вправе использовать бланки областной Думы и ее
органов при осуществлении полномочий индивидуально, а также для
получения информации, интересующей его лично. Депутат обязан ис-
пользовать бланки "Депутат областной Думы" только для официаль-
ных обращений и составленных им документов. Тексты таких обраще-
ний и документов должны быть подписаны самим депутатом. Запреща-
ется передача депутатских бланков другим лицам для использования
от имени депутата.
4. Депутат не может позволять использовать его имя и статус
для каких-либо злоупотреблений, освобождения от ответственности
виновных лиц.
5. Депутат может привлекаться с его личного согласия и в
официальном качестве депутата областной Думы к проверкам, прово-
димым государственными и общественными органами, предприятиями,
учреждениями и организациями, в рамках полномочий последних и с
ведома председателя областной Думы.
Участие депутата в таких проверках не дает каких-либо преи-
муществ соответствующим комиссиям и не является само по себе
критерием достоверности их выводов.
6. Депутат не имеет права уклоняться от дачи свидетельских
показаний по уголовным или гражданским делам, если иное не пре-
дусмотрено законодательством Российской Федерации.
Депутат воздерживается от участия в уголовном процессе в
качестве общественного обвинителя или защитника.
7. Депутат, выступая в средствах массовой информации, на
собраниях и митингах, делая различного рода публичные заявления,
комментируя деятельность государственных и общественных органов,
предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, обязан
использовать только достоверные факты. Выступления должны быть
корректными, не задевать чести и достоинства соответствующих ру-
ководителей и других должностных лиц.
В случае умышленного или неосторожного употребления в пуб-
личных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также
унижения чести и достоинства указанных лиц, депутат обязан пуб-
лично признать некорректность своих высказываний, принести изви-
нения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или честь
и достоинство были затронуты.
8. Депутат не вправе использовать свое положение для рекла-
мы деятельности каких-либо государственных и общественных орга-
нов, предприятий, учреждений и организаций, а также выпускаемой
продукции и услуг.
9. Депутат не вправе предавать огласке сведения личного ха-
рактера, касающиеся избирателей и других граждан, ставших ему
известными из доверительных бесед с избирателями либо в связи с
осуществлением депутатских полномочий.
При получении информации о совершенном или готовящемся
преступлении депутат предлагает источнику информации передать
соответствующие сведения в компетентные правоохранительные орга-
ны, а при отказе поступает согласно законодательству Российской
Федерации.
В случае умышленного или неосторожного разглашения сведений
личного характера, касающихся граждан, депутат обязан публично
принести извинения. Если гражданин считает, что его честь и дос-
тоинство задеты настолько, что извинения недостаточно, его даль-
нейшие отношения с депутатом строятся на основе гражданского за-
конодательства.
IV. Правила депутатской этики, качающиеся
защиты личного достоинства депутата и
членов его семьи
1. депутат, считающий себя оскорбленным словами и/или дейс-
твиями другого депутата, вправе требовать публичных извинений со
стороны оскорбителя и получать извинения. Публичным считается
принесение изменения депутату лично в присутствии третьих лиц,
или на заседании областной Думы, или на заседании ее органа, ли-
бо в письменной форме в виде обращения к депутату непосредствен-
но или в адрес областной Думы, ее органа, либо через средства
массовой информации. Извинения приносятся в словах и выражениях,
исключающих двусмысленное толкование. При отказе принести пуб-
личное извинение депутат вправе обратиться в Комиссию по регла-
менту и депутатской этике. Комиссия обязана принять заявление к
рассмотрению.
2. депутат, считающий себя оскорбленным словами и/или дейс-
твиями должностного лица аппарата областной Думы или администра-
ции области, другого депутата, должностного лица или гражданина,
также вправе требовать публичных извинений с их стороны и полу-
чать извинения в порядке, указанном в ч. 1 раздела IV настоящих
Правил.
3. Публичные извинения, принесенные депутату за личное ос-
корбление его при исполнении депутатской деятельности, равно как
и клевету в отношении депутата, не лишает его права обратиться в
установленном законами Российской федерации порядке в суд для
принятия в отношении виновных лиц мер административной и уголов-
ной ответственности.
4. Если слова и/или действия других депутатов, должностных
лиц и граждан оскорбляют членов семьи, родственников и иных
близких депутату лиц, но направлены на то, чтобы тем самым уни-
зить достоинство данного депутата, он вправе требовать публичных
извинений от оскорбителя как указанным лицам, так и себе в по-
рядке, указанном в части первой настоящей главы. При отказе при-
нести публичное извинение депутат вправе обратиться в Комиссию
по регламенту и депутатской этике областной Думы. Комиссия обя-
зана принять заявление к рассмотрению.
5. Депутат вправе для защиты чести и достоинства прибегать
к средствам, предусмотренным гражданским законодательством.
V. Финансовые и имущественные требования к депутатам
1. депутат областной Думы не может использовать полномочия,
вытекающие из его депутатского статуса, а также предоставляемую
ему государственными и общественными органами, органами местного
самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех
организационно-правовых форм, их должностными лицами официальную
и неофициальную информацию для получения материально-финансовой
и иной личной выгоды, обеспечения ее членам своей семьи и другим
близким лицам.
2. Для возмещения расходов, связанных с выполнением депу-
татских полномочий, депутаты могут использовать только средства,
официально выделяемые на эти цели согласно законодательству.
Не рекомендуется депутатам использовать в депутатской дея-
тельности финансовые средства и материальные услуги посторонних
лиц, государственных и общественных органов, предприятий, учреж-
дений, организаций всех организационно-правовых форм, где рабо-
таю депутаты. Исключение составляют допускаемые законодательст-
вом возможности выделение помещений для депутатов и приеме ими
граждан, использования множительной техники, получения депутатом
организационно-технической и научно-консультационной, юридичес-
кой помощи, установления для депутата по месту основной работы и
не в ущерб ей режима, позволяющего эффективно сочетать служебные
обязанности с осуществлением депутатских полномочий.
3. депутат не справе получать от государственных и общест-
венных органов, органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, фи-
зических лиц, материальное вознаграждение за содействие решению
в их интересах вопросов в областной Думе или ее органах. Не до-
пускается оформление этого вознаграждения трудовым соглашением
на фактически не выполненную или частично выполненную депутатом
работу для соответствующей организации.
Депутат также не может получать в виде благодарности за
оказанное содействие от государственных и общественных органов,
предприятий, учреждений, организаций всех организационно-право-
вых форм бесплатные или частично оплачиваемые путевки в санато-
рии, дома отдыха и т.п. для себя и своих родственников.
4. депутату запрещается принимать подарки от государствен-
ных и общественных органов, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности,
физических лиц, в связи с осуществлением им депутатской деятель-
ности.
Членам семьи депутата также рекомендуется воздерживаться от
получения подарков из тех же источников. Однако депутат не несет
ответственности за нарушение норм депутатской этики, если уста-
новлено, что членам семьи вручались подарки с расчетом повлиять
на позицию депутата, но делалось это без его ведома.
VI. Рассмотрение вопросов депутатской этики
в областной Думе
1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением норм депу-
татской этики, возлагается на постоянную Комиссию по регламенту
и депутатской этике областной Думы (далее - комиссия).
2. Комиссия:
- систематически проводит обобщение, а также представляет
областной Думе доклады и рекомендации по вопросам соблюдения де-
путатами норм депутатской этики;
- рассматривает случаи нарушения депутатами этических пра-
вил, норм законодательства о статусе депутата и Регламента об-
ластной Думы, касающихся поведения депутата;
- предварительно рассматривает все официальные обращения,
адресованные областной Думе и ее органам и содержащие обвинения
в нарушении депутатами норм депутатской этики;
- дает свои рекомендации областной Думе по применению к де-
путату мер воздействия в связи с нарушением норм депутатской
этики, самостоятельно применяет меры воздействия, предусмотрен-
ные настоящими Правилами;
- дает свои заключения областной думе по случаям неэтичного
поведения лиц, согласуемых, избираемых или утверждаемых на долж-
ность областной Думой.
3. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с нарушением
правил депутатской этики;
- по письменному заявлению депутата или группы депутатов
областной Думы;
- по письменному обращению председателя областной Думы или
председателей постоянных комитетов (комиссий) областной Думы;
- по письменных обращениям: должностных лиц, согласуемых,
избираемых или утверждаемых на должность областной Думой, госу-
дарственных и общественных органов, органов местного самоуправ-
ления, администрации и трудовых коллективов (органов трудовых
коллективов) предприятий, учреждений и организаций; органов тер-
риториального общественного самоуправления; граждан;
- по собственной инициативе, если решение об этом принято
большинством членов комиссии на ее заседании.
4. Комиссия рассматривает все вопросы, связанные с наруше-
нием правил депутатской этики, на заседаниях. Обсуждение вопро-
сов руководством комиссии или узким составом ее членов запреща-
ется.
5. Заседания комиссии при рассмотрении таких вопросов пра-
вомочны при участии не менее двух третей ее членов. Комиссия
проводит открытые или закрытые заседания. Вопрос о форме заседа-
ния решается большинством голосов присутствующих членов комиссии.
По требованию депутата, обвиняемого в нарушении правил де-
путатской этики и полагающего, что обстоятельства связаны с ох-
раняемой Конституцией Российской Федерации тайной его личной
жизни и жизни других лиц, комиссия проводит закрытое заседание.
На заседание комиссии приглашаются и заслушиваются заявите-
ли, заинтересованные депутаты, иные лица, присутствие и объясне-
ния которых на заседании целесообразны. На открытых заседаниях
комиссии могут присутствовать представители средств массовой ин-
формации.
6. На своем заседании комиссия:
- заслушивает депутата, обвиняемого в нарушении правил де-
путатской этики, других лиц, в том числе экспертов;
- знакомится с документами, справками и другой необходимой
официальной информацией.
7. Комиссия не рассматривает вопросы, относящиеся к компе-
тенции избирательных комиссий, суда и прокуратуры.
Комиссия рассматривает вопросы, касающиеся поведения депу-
тата к трудовом коллективе, семье и быту. Лишь в той части, в
которой это может быть оценено как нарушение правил депутатской
этики.
8. Постоянная комиссия может принять по отношению к депута-
ту одну из следующих мер воздействия:
- обязать депутата принести публичные извинения;
- объявить депутату публичное порицание;
- огласить на заседании областной Думы факты, связанные с
нарушением депутатом правил депутатской этики.
Постоянная комиссия вправе передать решение вопроса о нару-
шении правил депутатской этики и принятии мер воздействия об-
ластной Думе.
9. Комиссия принимает постановления, если констатирует от-
сутствие фактов нарушения правил депутатской этики, либо наличие
таких фактов - со своими оценками и мерами воздействиями по от-
ношению к депутату, или заключения, если решение вопроса переда-
ется комиссией в областную Думу.
10. Депутаты, являющиеся инициаторами рассмотрения вопросов
в комиссии или обвиняющиеся в нарушении правил депутатской эти-
ки, вправе обжаловать решение комиссии в областную Думу.
11. Депутат, являющийся членом комиссии, не участвует в
проверках и в голосовании на заседании комиссии по заявлению о
нарушении им правил депутатской этики.
12. Областная Дума вправе принимать к своему рассмотрению
любые вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики.
Вместе с тем областная Дума, как правило, принимает такие вопро-
сы к обсуждению после их рассмотрения Комиссией по регламенту и
депутатской этике и при наличии ее заключения.
Областная Дума может по своей инициативе незамедлительно
рассматривать вопросы нарушения правил депутатской этики, возни-
кающие в ходе заседаний и связанный с установленным порядком ра-
боты областной Думы, если эти вопросы не требуют специальной
проверки.
13. Областная Дума рассматривает вопросы, связанные с нару-
шением правил депутатской этики, в открытых и закрытых заседани-
ях. По просьбе депутата, обвиняющего в нарушении правил депу-
татской этики и полагающего, что обстоятельства связаны с охра-
няемой Конституцией Российской федерации тайной его личной или
жизни других лиц, областная Дума проводит закрытое заседание.
На заседания могут быть приглашены и заслужены заявители и
другие лица, информация которых помогает выяснить обстоятельства
и принять объективное решение.
14. Областная Дума может принять к депутату одну из следую-
щих мер воздействия:
- обязать депутата принести публичные извинения;
- объявить депутату публичное порицание;
- лишить депутата возможности выступать в ходе данного за-
седания;
- передать информацию о фактах нарушения правил депутатской
этики в средства массовой информации;
- сообщить о фактах нарушения правил депутатской этики об-
щественным объединениям и трудовым коллективам на территории из-
бирательного округа депутата.
15. Решение областной Думы по вопросам нарушения правил де-
путатской этики может быть обжаловано в суд депутатом, в отноше-
нии которого оно вынесено. Для остальных лиц, а также организа-
ций решение областной Думы является окончательным.
|