ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
2-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 1998 г. N 24/643
О ПРАВИЛАХ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ В
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ
Рассмотрев внесенный комиссией по регламенту и депутатской
этике проект Правил депутатской этики в Тульской областной Думе, в
соответствии с Законом Тульской области "О статусе депутата
Тульской областной Думы" Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Правила депутатской этики в Тульской областной
Думе (прилагаются).
2. Контроль за соблюдением Правил депутатской этики в Тульской
областной Думе возложить на комиссию по регламенту и депутатской
этике (Худяков О.В.).
3. Постановление Тульской областной Думы от 26.02.98 N 23/619
"О Правилах депутатской этики для депутатов Тульской областной
Думы" снять с контроля как исполненное.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель областной Думы
И.В.ИВАНОВ
Приложение
к постановлению Тульской
областной Думы
от 26.03.98 N 24/643
ПРАВИЛА
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ДЛЯ ДЕПУТАТОВ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
В соответствии с Законом Тульской области "О статусе депутата
Тульской областной Думы" депутат Тульской областной Думы (далее -
депутат) обязан соблюдать правила депутатской этики. Правила
депутатской этики в Тульской областной Думе (далее - Правила)
определяют нормы этики депутатов, требования к их проведению
внутри и вне Тульской областной Думы, порядок рассмотрения и
решения в Тульской областной Думе (далее - областная Дума)
вопросов, связанных с депутатской этикой.
I. Общие положения
1. Основами деятельности депутатов областной Думы являются:
сочетание интересов государства и интересов населения области;
соблюдение законов; следование моральным критериям, отражающим
идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и
порядочности.
2. Депутат обязан соблюдать законы. Пренебрежение к
требованиям законов не может оправдываться какими бы то ни было
местными условиями и особенностями.
3. Депутат должен в равной мере беречь собственное достоинство
и уважать достоинство других депутатов, работников аппарата
областной Думы и администрации области, других должностных лиц и
граждан, независимо от повода, по которому он вступает в отношения
с ними.
4. В личном поведении и быту депутат обязан соблюдать
общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет депутата.
5. Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и
поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых
им избирателей, областную Думу и ее органы.
6. Правила депутатской этики не распространяются на
коллективные действия депутатов - членов депутатских групп
(фракций), предпринятые во исполнение решения депутатских групп
(фракций), однако, должны учитываться при принятии указанных
решений. Порядок образования, формы и методы работы, права и
ответственность депутатских групп (фракций) определяются
Регламентом областной Думы и внутренними документами депутатских
групп (фракций).
II. Правила депутатской этики, относящиеся к деятельности
депутата в областной Думе и ее органах
1. Каждый депутат содействует созданию в областной Думе и ее
органах доброжелательности, деловитости, взаимной поддержки и
товарищеского сотрудничества.
2. Депутат участвует совместно с другими депутатами в
осуществлении полномочий областной Думы.
3. Депутат должен проявлять терпимость и уважение к чужому
мнению, не допускать командно-приказного стиля по отношению к
депутатам и между депутатами, всесторонне учитывать позиции
различных групп и объединений депутатов перед принятием решений.
Депутат не может навязывать свою позицию посредством угроз,
ультиматумов и иных подобных методов.
4. Депутат обязан активно и конструктивно участвовать в работе
областной Думы и ее органов, добросовестно выполнять поручения,
данные ему областной Думой и органами областной Думы, в которых
состоит депутат. Областная Дума и ее органы заслушивают сообщение
депутата о выполнении данных ему поручений.
В случае систематического уклонения от участия в работе
областной Думы и ее органов, невыполнения, недобросовестного
выполнения или отказа без уважительных причин от их поручений
соответствующая информация председателем областной Думы или ее
органом доводится до сведения всех депутатов. По решению областной
Думы такая информация может быть опубликована в средствах массовой
информации или передана избирателям для оценки деятельности
депутата. По существу предъявленных ему претензий депутат имеет
право на выступление перед принятием данного решения областной
Думы.
5. В случае выдвижения депутата на выборную (освобожденную или
неосвобожденную) должность в областной Думе и заявления им
самоотвода другие депутаты не вправе путем голосования принуждать
депутата к исполнению такой должности.
6. После избрания на должность в областной Думе депутат вправе
требовать от других депутатов отношения к себе соответственно
занимаемой должности. Его отношение к депутатам должно быть
ровным, без выражения открытых симпатий или антипатий к кому-либо.
Депутаты обязаны считаться с должностным положением данного
депутата и не могут требовать к себе особого отношения, в том
числе по таким мотивам, как содействие его избранию на должность,
вхождение в одно и то же депутатское объединение, одинаковые
позиции или голосование, личная активность и т.п.
7. Депутат, избранный на должность в областной Думе, имеет
право подать в отставку с этой должности, с указанием мотивов
отставки. Областная Дума удовлетворяет заявление об отставке, если
депутат настаивает на нем. До принятия решения областной Думой
депутат продолжает исполнение обязанностей по соответствующей
должности. Самовольное прекращение выполнения обязанностей до
принятия решения областной Думой может быть основанием для
освобождения от должности с иной формулировкой решения областной
Думы.
8. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях областной
Думы и ее органов, членом которых он состоит.
В случае невозможности прибыть на заседание Думы или
постоянного комитета (комиссии) депутат заблаговременно
информирует соответственно председателя областной Думы, его
заместителя, председателя постоянного комитета (комиссии), а в их
отсутствие - руководителя аппарата областной Думы. Отсутствие на
заседаниях допускается только по уважительным причинам (болезнь,
отпуск, командировка и тому подобные обстоятельства).
9. Участвуя в заседаниях областной Думы и заседаниях ее
органов, депутат обязан соблюдать регламент их проведения,
соблюдать дисциплину в зале заседаний.
Депутаты должны следовать принятому ими порядку работы,
уважать председательствующего на заседании, подчиняться его
указаниям, данным в пределах его полномочий.
Не допускаются самовольные действия по прекращению заседания:
уход из зала заседания в знак протеста, для срыва заседания и по
другим мотивам, не признанным областной Думой уважительными;
выступление без предоставления слова председательствующим;
выступление не по повестке дня и не по существу вопроса повестки
дня; выкрики, прерывание выступающих и т.п.
10. Депутаты на заседаниях областной Думы и на заседаниях ее
органов должны обращаться официально (на "Вы") друг к другу и ко
всем лицам, присутствующим в зале заседаний. Используются формы
обращения: "уважаемый депутат", "уважаемый председатель",
"уважаемый эксперт" и т.п. с прибавлением фамилии или без нее.
Официальную и уважительную форму обращения к депутатам и друг к
другу используют и иные лица, присутствующие на заседаниях. Не
допустимы фамильярные и пренебрежительные обращения.
11. В соответствии с Регламентом областной Думы на заседаниях
областной Думы и ее органов депутаты и другие присутствующие лица
не должны использовать в своей речи грубые и некорректные
выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям,
допускать оскорбления в адрес депутатов и иных лиц.
Председательствующий на заседании обязан в таком случае сделать
предупреждение о недопустимости таких высказываний, призывов и
выражений, а при их продолжении - лишить выступающего слова или
принять иные меры, предусмотренные Регламентом областной Думы.
12. При проведении голосования в областной Думе или ее органах
каждый депутат голосует лично. Не допускается перепоручение
голосования другому депутату или иному лицу.
Голосование осуществляется в момент, когда оно проводится
председательствующим на заседании; предварительное либо
последующее голосования не допускаются и являются
недействительными.
13. Депутат не может разглашать сведений, которые стали ему
известны благодаря осуществлению депутатской деятельности в
областной Думе, если эти сведения:
касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях
областной Думы и ее органов, если областной Думой или ее органом
принято решение о неразглашении сведений вообще или на
определенный срок;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни
депутата и стали известны в связи с рассмотрением в областной Думе
вопроса о нарушении депутатом норм депутатской этики;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни
гражданина, рекомендованного или претендующего на должность, по
которой согласование, избрание или утверждение относятся к
компетенции областной Думы, либо в связи с освобождением от такой
должности;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни
работника аппарата областной Думы и администрации области, органов
местного самоуправления, независимо от должностного положения
работника.
14. Депутат вправе использовать помощь работников аппарата
областной Думы только в связи с выполнением депутатских
обязанностей в строгом соответствии с законодательством Российской
Федерации и Тульской области о труде и государственной службе.
15. Депутат не вправе выступать от имени областной Думы как ее
официальный представитель в отношениях с другими представительными
(законодательными) органами власти субъектов Российской Федерации,
иными государственными, а также общественными органами и органами
местного самоуправления, предприятиями, учреждениями,
организациями, не являясь председателем областной Думы или не имея
на то специальных полномочий областной Думы.
III. Правила депутатской этики, относящиеся к
взаимоотношениям депутата с государственными
органами, предприятиями, учреждениями,
организациями, общественными объединениями,
средствами массовой информации, должностными
лицами и гражданами
1. Депутат не вправе использовать в личных целях возможности,
связанные со статусом депутата, во взаимоотношениях с
государственными органами, органами местного самоуправления,
предприятиями, учреждениями и организациями, общественными
объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами
и гражданами.
2. Депутат вправе использовать информацию, составляющую
государственную, служебную или военную тайну, ставшую ему
известной благодаря депутатскому статусу, только в целях,
связанных с осуществлением депутатских полномочий и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Депутат не вправе использовать бланки областной Думы и ее
органов при осуществлении полномочий индивидуально, а также для
получения информации, интересующей его лично. Депутат обязан
использовать бланки "Депутат Тульской областной Думы" только для
официальных обращений и составленных им документов. Тексты таких
обращений и документов должны быть подписаны самим депутатом.
Запрещается передача депутатских бланков другим лицам для
использования от имени депутата.
4. Депутат не может позволять использовать его имя и статус
для каких-либо злоупотреблений, освобождения от ответственности
виновных лиц.
5. Депутат может привлекаться с его личного согласия и в
официальном качестве депутата областной Думы к проверкам,
проводимым государственными и общественными органами,
предприятиями, учреждениями и организациями, в рамках полномочий
последних и с ведома председателя областной Думы.
Участие депутата в таких проверках не дает каких-либо
преимуществ соответствующим комиссиям и не является само по себе
критерием достоверности их выводов.
6. Депутат не имеет права уклоняться от дачи свидетельских
показаний по уголовным или гражданским делам, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Депутат воздерживается от участия в уголовном процессе в
качестве общественного обвинителя или защитника.
7. Депутат, выступая в средствах массовой информации, на
собраниях и митингах, делая различного рода публичные заявления,
комментируя деятельность государственных и общественных органов,
предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, обязан
использовать только достоверные факты. Выступления должны быть
корректными, не задевать чести и достоинства соответствующих
руководителей и других должностных лиц.
В случае умышленного или неосторожного употребления в
публичных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также
унижения чести и достоинства указанных лиц, депутат обязан
публично признать некорректность своих высказываний, принести
извинения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или
честь и достоинство были затронуты.
8. Депутат не вправе использовать свое положение для рекламы
деятельности каких-либо государственных и общественных органов,
предприятий, учреждений и организаций, а также выпускаемой
продукции и услуг.
9. Депутат не вправе предавать огласке сведения личного
характера, касающиеся избирателей и других граждан, ставших ему
известными из доверительных бесед с избирателями либо в связи с
осуществлением депутатских полномочий.
При получении информации о совершенном или готовящемся
преступлении депутат предлагает источнику информации передать
соответствующие сведения в компетентные правоохранительные органы,
а при отказе поступает согласно законодательству Российской
Федерации.
В случае умышленного или неосторожного разглашения сведений
личного характера, касающихся граждан, депутат обязан публично
принести извинения. Если гражданин считает, что его честь и
достоинство задеты настолько, что извинения недостаточно, его
дальнейшие отношения с депутатом строятся на основе гражданского
законодательства.
IV. Правила депутатской этики, касающиеся
защиты личного достоинства депутата и
членов его семьи
1. Депутат, считающий себя оскорбленным словами и/или
действиями другого депутата, вправе требовать публичных извинений
со стороны оскорбителя и получать извинения. Публичным считается
принесение изменения депутату лично в присутствии третьих лиц, или
на заседании областной Думы, или на заседании ее органа, либо в
письменной форме в виде обращения к депутату непосредственно или в
адрес областной Думы, ее органа, либо через средства массовой
информации. Извинения приносятся в словах и выражениях,
исключающих двусмысленное толкование. При отказе принести
публичное извинение депутат вправе обратиться в Комиссию по
регламенту и депутатской этике. Комиссия обязана принять заявление
к рассмотрению.
2. депутат, считающий себя оскорбленным словами и/или
действиями должностного лица аппарата областной Думы или
администрации области, другого депутата, должностного лица или
гражданина, также вправе требовать публичных извинений с их
стороны и получать извинения в порядке, указанном в ч. 1 раздела
IV настоящих Правил.
3. Публичные извинения, принесенные депутату за личное
оскорбление его при исполнении депутатской деятельности, равно как
и клевету в отношении депутата, не лишает его права обратиться в
установленном законами Российской Федерации порядке в суд для
принятия в отношении виновных лиц мер административной и уголовной
ответственности.
4. Если слова и/или действия других депутатов, должностных лиц
и граждан оскорбляют членов семьи, родственников и иных близких
депутату лиц, но направлены на то, чтобы тем самым унизить
достоинство данного депутата, он вправе требовать публичных
извинений от оскорбителя как указанным лицам, так и себе в
порядке, указанном в части первой настоящей главы. При отказе
принести публичное извинение депутат вправе обратиться в Комиссию
по регламенту и депутатской этике областной Думы. Комиссия обязана
принять заявление к рассмотрению.
5. Депутат вправе для защиты чести и достоинства прибегать к
средствам, предусмотренным гражданским законодательством.
V. Финансовые и имущественные требования к депутатам
1. депутат областной Думы не может использовать полномочия,
вытекающие из его депутатского статуса, а также предоставляемую
ему государственными и общественными органами, органами местного
самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех
организационно-правовых форм, их должностными лицами официальную и
неофициальную информацию для получения материально-финансовой и
иной личной выгоды, обеспечения ее членам своей семьи,
родственникам и другим близким лицам.
2. Для возмещения расходов, связанных с выполнением
депутатских полномочий, депутаты могут использовать только
средства, официально выделяемые на эти цели согласно
законодательству.
Не рекомендуется депутатам использовать в депутатской
деятельности финансовые средства и материальные услуги посторонних
лиц, государственных и общественных органов, предприятий,
учреждений, организаций всех организационно-правовых форм, где
работают депутаты. Исключение составляют допускаемые
законодательством возможности выделение помещений для депутатов и
приеме ими граждан, использования множительной техники, получения
депутатом организационно-технической и научно-консультационной,
юридической помощи, установления для депутата по месту основной
работы и не в ущерб ей режима, позволяющего эффективно сочетать
служебные обязанности с осуществлением депутатских полномочий.
3. Депутат не вправе получать от государственных и
общественных органов, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых
форм, физических лиц, материальное вознаграждение за содействие
решению в их интересах вопросов в областной Думе или ее органах.
Не допускается оформление этого вознаграждения трудовым
соглашением на фактически не выполненную или частично выполненную
депутатом работу для соответствующей организации.
Депутат также не может получать в виде благодарности за
оказанное содействие от государственных и общественных органов,
предприятий, учреждений, организаций всех организационно-правовых
форм бесплатные или частично оплачиваемые путевки в санатории,
дома отдыха и т.п. для себя и своих родственников.
4. Депутату запрещается принимать подарки от государственных и
общественных органов, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности,
физических лиц, в связи с осуществлением им депутатской
деятельности.
Членам семьи депутата также рекомендуется воздерживаться от
получения подарков из тех же источников. Однако депутат не несет
ответственности за нарушение норм депутатской этики, если
установлено, что членам семьи вручались подарки с расчетом
повлиять на позицию депутата, но делалось это без его ведома.
VI. Рассмотрение вопросов депутатской этики
в областной Думе
1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением норм
депутатской этики, возлагается на постоянную Комиссию по
регламенту и депутатской этике областной Думы (далее - комиссия).
2. Комиссия:
- систематически проводит обобщение, а также представляет
областной Думе доклады и рекомендации по вопросам соблюдения
депутатами норм депутатской этики;
- рассматривает случаи нарушения депутатами этических правил,
норм законодательства о статусе депутата и Регламента областной
Думы, касающихся поведения депутата;
- предварительно рассматривает все официальные обращения,
адресованные областной Думе и ее органам и содержащие обвинения в
нарушении депутатами норм депутатской этики;
- дает свои рекомендации областной Думе по применению к
депутату мер воздействия в связи с нарушением норм депутатской
этики, самостоятельно применяет меры воздействия, предусмотренные
настоящими Правилами;
- дает свои заключения областной думе по случаям неэтичного
поведения лиц, согласуемых, избираемых или утверждаемых на
должность областной Думой.
3. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с нарушением
правил депутатской этики;
- по письменному заявлению депутата или группы депутатов
областной Думы;
- по письменному обращению председателя областной Думы или
председателей постоянных комитетов (комиссий) областной Думы;
- по письменных обращениям: должностных лиц, согласуемых,
избираемых или утверждаемых на должность областной Думой,
государственных и общественных органов, органов местного
самоуправления, администрации и трудовых коллективов (органов
трудовых коллективов) предприятий, учреждений и организаций;
органов территориального общественного самоуправления; граждан;
- по собственной инициативе, если решение об этом принято
большинством членов комиссии на ее заседании.
4. Комиссия рассматривает все вопросы, связанные с нарушением
правил депутатской этики, на заседаниях. Обсуждение вопросов
руководством комиссии или узким составом ее членов запрещается.
5. Заседания комиссии при рассмотрении таких вопросов
правомочны при участии не менее двух третей ее членов. Комиссия
проводит открытые или закрытые заседания. Вопрос о форме заседания
решается большинством голосов присутствующих членов комиссии.
По требованию депутата, обвиняемого в нарушении правил
депутатской этики и полагающего, что обстоятельства связаны с
охраняемой Конституцией Российской Федерации тайной его личной
жизни и жизни других лиц, комиссия проводит закрытое заседание.
На заседание комиссии приглашаются и заслушиваются заявители,
заинтересованные депутаты, иные лица, присутствие и объяснения
которых на заседании целесообразны. На открытых заседаниях
комиссии могут присутствовать представители средств массовой
информации.
6. На своем заседании комиссия:
- заслушивает заявителя или оглашает его письменное обращение;
- заслушивает депутата, обвиняемого в нарушении правил
депутатской этики, других лиц, в том числе экспертов;
- знакомится с документами, справками и другой необходимой
официальной информацией.
7. Комиссия не рассматривает вопросы, относящиеся к
компетенции избирательных комиссий, суда и прокуратуры.
8. Комиссия может принять по отношению к депутату одну из
следующих мер воздействия:
- обязать депутата принести публичные извинения;
- объявить депутату публичное порицание;
- огласить на заседании областной Думы факты, связанные с
нарушением депутатом правил депутатской этики.
Постоянная комиссия вправе передать решение вопроса о
нарушении правил депутатской этики и принятии мер воздействия
областной Думе.
9. Комиссия принимает постановления, если констатирует
отсутствие фактов нарушения правил депутатской этики, либо наличие
таких фактов - со своими оценками и мерами воздействиями по
отношению к депутату, или заключения, если решение вопроса
передается комиссией в областную Думу.
10. Депутаты, являющиеся инициаторами рассмотрения вопросов в
комиссии или обвиняющиеся в нарушении правил депутатской этики,
вправе обжаловать решение комиссии в областную Думу.
11. Депутат, являющийся членом комиссии, не участвует в
проверках и в голосовании на заседании комиссии по заявлению о
нарушении им правил депутатской этики.
12. Областная Дума вправе принимать к своему рассмотрению
любые вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики.
Вместе с тем областная Дума, как правило, принимает такие вопросы
к обсуждению после их рассмотрения Комиссией по регламенту и
депутатской этике и при наличии ее заключения.
Областная Дума может по своей инициативе незамедлительно
рассматривать вопросы нарушения правил депутатской этики,
возникающие в ходе заседаний и связанный с установленным порядком
работы областной Думы, если эти вопросы не требуют специальной
проверки.
13. Областная Дума рассматривает вопросы, связанные с
нарушением правил депутатской этики, в открытых и закрытых
заседаниях. По просьбе депутата, обвиняющегося в нарушении правил
депутатской этики и полагающего, что обстоятельства связаны с
охраняемой Конституцией Российской федерации тайной его личной или
жизни других лиц, областная Дума проводит закрытое заседание.
На заседания могут быть приглашены и заслужены заявители и
другие лица, информация которых помогает выяснить обстоятельства и
принять объективное решение.
14. Областная Дума может принять к депутату одну из следующих
мер воздействия:
- обязать депутата принести публичные извинения;
- объявить депутату публичное порицание;
- лишить депутата возможности выступать в ходе данного
заседания;
- передать информацию о фактах нарушения правил депутатской
этики в средства массовой информации;
- сообщить о фактах нарушения правил депутатской этики
общественным объединениям и трудовым коллективам на территории
избирательного округа депутата.
15. Решение областной Думы по вопросам нарушения правил
депутатской этики может быть обжаловано в суд депутатом, в
отношении которого оно вынесено. Для остальных лиц, а также
организаций решение областной Думы является окончательным.
|