ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
2-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 1998 г. N 25/677
О ПРЕПОДАВАНИИ В ШКОЛАХ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО УЧЕБНИКАМ,
ИЗДАННЫМ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА Д. СОРОСА
Рассмотрев письмо председателя Комитета Государственной Думы
по образованию и науке Мельникова И.И. от 13 марта 1998 года
N 3.5-179 и заслушав информацию депутата областной Думы Лялина
В.М., Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Считать, что учебники для средних общеобразовательных
учреждений с грифом "Гуманитарное образование в России", в том
числе широко используемый в школах области учебник А.А.Кредера
"Новейшая история. ХХ век", изданные при спонсорской поддержке
фонда Д. Сороса и рекомендованные главным управлением развития
общего среднего образования Министерства образования Российской
Федерации, не соответствуют по научному уровню целям и задачам
средней школы. Являясь тенденциозными по подбору исторических
фактов, антироссийскими по своему духу и содержанию, они принижают
историю нашего Отечества, дают искаженные представления об истории
России, не воспитывают чувства гражданственности и патриотизма.
2. Рекомендовать администрации области приостановить
использование в учебном процессе, внеклассной и другой работе
учебника А.А. Кредера "Новейшая история. ХХ век" и учебников по
другим гуманитарным дисциплинам, изданных при спонсорской
поддержке фонда Д. Сороса (приложения 1, 2).
3. Направить настоящее постановление в Правительство
Российской Федерации и Министерство образования Российской
Федерации.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет областной Думы по науке, образованию, культуре,
молодежной политике, физической культуре и спорту.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель областной Думы
И.В.ИВАНОВ
Приложение 1
к постановлению Тульской
областной Думы
от 28.04.98 N 25/677
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к вопросу "О преподавании в некоторых школах Тульской
области гуманитарных дисциплин по учебникам, изданным
при поддержке фонда Д. Сороса"
Данный вопрос выносится на обсуждение Тульской областной Думы
в связи с тем, что IV и V Всероссийские научно-практические
конференции "Филология и школа", организованные по инициативе
отделения литературы и русского языка Российской академии наук,
при участии Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН,
Всероссийского педагогического общества, кафедры гуманитарного
образования Российского института повышения квалификации
работников образования, Союза русских учителей и Межрегионального
фонда "Русская школа" дали резко отрицательную оценку книжной
продукции, выпускаемой под грифом "Гуманитарное образование в
России" при поддержке фонда Д. Сороса (США).
Аналогичная оценка этой продукции дана на второй соборной
встрече "Русское образование".
Комитет имеет список книг, которые были определены V
Всероссийской научно-практической конференцией как несостоятельные
и вредные для российского образования (прилагается).
По мнению комитета среди них и учебник А.А. Кредера "Новейшая
история. ХХ век". М. "Центр гуманитарного образования". 1996.,
который подвергается широкой критике в печати за его
антироссийское содержание, тенденциозный подбор фактов и лживость
при их освещении. Например, напечатано: "... СССР стал
соучастником развязывания новой войны" (стр. 129) (имеется в виду
вторая мировая война). Началом перелома в ходе войны "стало
сражение у атолла Мидуэй в самом центре Тихого океана" (стр. 143).
О Сталинградской и Курской битвах сказано всего четыре строки
(стр. 144-145), однако расписаны военные действия в Африке и
Антлантике; об Октябрьской Революции и об образовании СССР не
сказано ни слова, вместе с тем - целые главы о его распаде. Много
других примеров подобного типа.
В целом учебник является антироссийским по духу и содержанию.
По депутатскому запросу члена комитета Лялина В.М. были получены
отзывы преподавателей-историков некоторых Тульских школ на
указанный учебник Кредера и на его использование в учебном
процессе. Большинство из этих отзывов носят негативный характер.
Примечательно, что эти учителя, опасаясь за свои рабочие места,
отказались подписаться под ними.
Отрицательная оценка учебника А.А. Кредера и других изданий,
указанных в списке, уже дана Комитетом по образованию и науке
Государственной Думы Российской Федерации, Воронежской областной
Думой, многими представителями научно-педагогической
общественности.
На основании вышеизложенного комитет предлагает депутатам
рассмотреть на заседании Думы вопрос о приостановлении
преподавания в школах г. Тулы гуманитарных дисциплин по учебникам,
изданным при поддержке фонда Д. Сороса, и изъятии из учебного
процесса книги А.А. Кредера "Новейшая история. ХХ век".
Комитет по науке, образованию,
культуре, молодежной политике,
физической культуре и спорту
Приложение 2
к постановлению Тульской
областной Думы
от 28.04.98 N 25/677
СПИСОК КНИГ,
определенных V Всероссийской научно-практической
конференцией "Филология и школа" (Москва, 1995 г.)
несостоятельными и вредными для российского образования
1. Репкин В.В., Жедек П.С., Левин В.А., Букварь. Издание 4-е,
преработанное. Харьков-Томск. "Пеленг". 1995.
2. Репкин В.В. Русский язык. Издание 3-е, переработанное.
Томск-Харьков. "Пеленг". 1994.
3. Мой мир и я. Путь к единению. Пособие для учителя. Майра
Станески-Ковоски. Уильям Хейнс. Дороти Феленц Усами.
"Международный фонд образования". М., 1993.
4. "Рабочие тетради" по литературе и истории.
5. Вайль Петр, Генис Александр. Родная речь. Уроки изящной
словесности. Издание второе, доработанное. "Независимая газета".
1995.
6. Мамарченко Н.Д., Стрельцова Л.Е. Путешествие в "чужую"
страну. М., 1994.
7. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980.
Компендиум. 1994.
8. Ланин Б.А., Баришанская М.М. Русская литературная
антиутопия ХХ века. М., 1994.
9. Авлова-Шперин Т.Т., Краснова Н.В. Тайны словесного
искусства. Введение в поэтику. Книга для учителя. М., 1994.
10. Шульц С.А. Гоголь, личность и художественный мир. Пособие
для учителя. М., 1994.
11. Бирюков Сергей. ЗЕВГМА. Русская поэзия. М.,"Наука", 1994.
12. Ястребов А.Л. Слово: вопрощенное бытие. Пособие для
старшеклассников. М., 1994.
13. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IХ
- начало ХХ века. Пособие для учащихся Х-ХI классов. М., 1994.
14. Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М.,
1994.
15. Соколов Э.В. Культурология. Очерки истории культуры.
Пособие для старших классов. М., 1994 и др.
|