ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.05.98 N 207
О программе Тульской области
"Реформирование статистики в 1998-2000 годах"
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 ноября 1996 года N 1410 "О федеральной целевой
программе "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" и в
целях обеспечения потребностей органов государственной власти
и управления и других потребителей в статистической информации
о социально-экономическом развитии области ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить программу Тульской области "Реформирование
статистики в 1998-2000 годах" (прилагается).
2. Определить заказчиками-координаторами программы глав-
ное экономическое управление администрации Тульской области
(Фадееев В.И.) и департамент информатизации администрации
Тульской области (Моторин В.В.).
3. Областному финансовому управлению ( Кузнецова В.В.)
предусматривать финансирование в 1998 году и последующих годах
затрат на реформирование статистики из местного бюджета в объ-
емах бюджетных заявок главного экономического управления адми-
нистрации Тульской области, департамента информатизации адми-
нистрации Тульской области и Тульского областного комитета
госстатистики.
4. Рекомендовать муниципальным образованиям Тульской об-
ласти, начиная с 1998 года, предусматривать выделение средств
на финансирование реформирования статистики в 1998-2000 годах.
5.Контроль за исполнением постановления возложить на ви-
це-губернатора Тульской области Аверьянова Н.В.
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Тульской области В.А. Стародубцев
Утверждена
постановлением губернатора
Тульской области
от 14.05.98 № 207
ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
"Реформирование статистики в 1998-2000 годах"
Тула - 1998
ПАСПОРТ
программы Тульской области
"Реформирование статистики в 1998-2000 годах"
Наименование - программа Тульской области "Реформирование
Программы статистики в 1998-2000 годах"
Основание для Постановление Правительства РФ
разработки от 23 ноября 1996 г. № 1410 "О федеральной
Программы целевой программе "Реформирование статистики
в 1997-2000 годах"
Заказчик - Администрация Тульской области
Основные - Тульский областной комитет госстатистики
разработчики Главное экономическое управление администра-
Программы ции Тульской области
Цель и задачи - целью Программы является дальнейшее развитие
Программы, системы региональной статистики для наиболее
важнейшие полного удовлетворения потребностей органов
целевые государственной власти и управления Тульской
показатели области, хозяйствующих субъектов в статисти-
ческой информации. Для достижения этой цели
будут реализованы задачи по формированию сис-
темы показателей, адекватно отражающей пере-
мены в обществе и экономике, по внедрению го-
сударственных статистических стандартов, по
разработке прогрессивных технологических под-
ходов к формированию статистических информа-
ционных ресурсов области.
Срок реализа- - 1998-2000 годы
ции Программы
Исполнители - Тульский областной комитет госстатистики
основных (Тулоблкомстат)
мероприятий Главное экономическое управление администра-
Программы ции Тульской области
Департамент информатизации администрации
Тульской области
Муниципальные образования Тульской области
Объемы и - Программа финансируется за счет ассигнований
источники из бюджета Тульской области в объемах бюджет-
финансирова- ных заявок главного экономического управления
ния Программы администрации Тульской области, департамента
информатизации администрации Тульской области
и Тулоблкомстата, формируемых в соответствии
с ежегодным соглашением на пролонгацию дого-
вора "О развитии государственной региональной
системы обеспечения статинформацией органов
власти и управления Тульской области" № 9-276
от 1 июня 1995 г.
Ожидаемые - реализация Программы позволит на основе внед-
конечные рения современных методологий в сфере статис-
результаты тики и информационных технологий обеспечить
реализации потребности в статистической информации реги-
Программы ональных органов государственной власти и уп-
равления Тульской области. Во взаимодействии
с региональными органами исполнительной влас-
ти с использованием данных маркетинговых исс-
ледований рынка информационных услуг будет
построена система показателей и методология
статистического анализа общественно-экономи-
ческого развития области. Будут внедрены
в практику работы органов государственной
статистики система мониторингов социально-
трудовой сферы и современные комбинирован-
ные методы статистических наблюдений, будет
создана современная система автоматизирован-
ной обработки статистической информации, бу-
дут заложены основы формирования интегриро-
ванных информационных ресурсов, завершится
унификация исчисления основных статистических
показателей в соответствии с методологией,
принятой в мировой практике, получат дальней-
шее развитие Единый государственный регистр
предприятий и организаций и автоматизирован-
ная система классификации технико-экономичес-
кой и социальной информации, обеспечивающая
межведомственную и международную сопостави-
мость статистических данных, будут модернизи-
рованы техническая и программно-технологичес-
кая базы органов государственной статистики.
Система - контроль за реализацией Программы осуществля-
организации ют главное экономическое управление и депар-
контроля тамент информатизации администрации Тульской
за исполнением области на основе согласованных планов-графи-
Программы ков.
1. Содержание проблемы реформирования системы
статистики и обоснование необходимости ее решения
Мероприятия программы "Реформирование статистики в
1998-2000 годах" (далее - Программа) являются продолжением ра-
бот по формирования системы региональной статистики Тульской
области в соответствии с постановлением губернатора области -
главы администрации от 15.05.95 № 255 "О формировании регио-
нальной статистики".
На первом этапе работ по формированию системы региональ-
ной статистики Тульской области создан отдел региональной ста-
тистики при Тульском областном комитете госстатистики, разра-
ботана технологическая система взаимодействия информационных
потоков между хозяйствующими субъектами, органами региональной
статистики и органами исполнительной и представительной власти
всех уровней как элементов единого информационного пространс-
тва.
Определены и проработаны вопросы организационной, функци-
ональной и технической реализации системы технологического
взаимодействия субъектов статистической информации.
Система реализуется на региональном уровне и с учетом ин-
формационного обмена с федеральным уровнем. В целом система
предназначена для эффективной информационно-аналитической под-
держки регионального управления Тульской области на основе
статистической отчетности.
В ходе реформирования статистики в 1998-2000 годах необ-
ходимо:
- на базе современной системы статистических показателей,
методологии их расчета и методов сбора статистической от-
четности завершить создание системы региональной статис-
тики Тульской области, адаптированной к условиям развития
рыночных отношений;
- усилить интегрирующие функции комитета государственной
статистики в общем процессе информационного отображения
общественно-экономических явлений в области;
- сформировать единую методологическую основу для отрасле-
вых систем статистической информации;
- повысить роль региональной статистики с помощью перерасп-
ределения функций между федеральным и региональным уров-
нями статистической информационной системы;
- обеспечить высокую оперативность и максимальную достовер-
ность статистических данных;
- повысить программно-технологический и технический уровень
системы.
2. Основные цель и задачи Программы
Основной целью Программы является дальнейшее развитие
системы региональной статистики для наиболее полного и опера-
тивного удовлетворения потребностей региональных органов ис-
полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Тульской области, других потребителей статистической информа-
ции о социально-экономическом развитии области, регионов, от-
раслей и секторов экономики и хозяйствующих субъектов.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основ-
ных задач:
- совершенствование статистической информационной базы в
целях максимального отражения общественных и социаль-
но-экономических явлений на основе развития системы ста-
тистических показателей, формирования и ведения баз ста-
тистических данных федерального и регионального уровней,
внедрения государственных статистических стандартов;
- переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработ-
ки, накопления и представления статистической информации
с максимальным соблюдением требований по обеспечению бе-
зопасности, включая защиту от несанкционированного досту-
па; укрепление материально-технической базы органов госу-
дарственной статистики, развитие ее с ориентацией на ре-
сурсосбережение в условиях снижения информационной наг-
рузки на источники статистической информации; повышение
квалификации работников органов государственной статисти-
ки в соответствии с требованиями ее реформирования.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение
конкретных задач по взаимосвязанному, скоординированному и
последовательному совершенствованию всех стадий организации
государственного статистического наблюдения, включая разработ-
ку и совершенствование системы статистических показателей, со-
вершенствование методов сбора и обработки отчетной информации,
удешевление стоимости проведения статистических работ.
Для реализации основных подходов, положенных в основу
программных мероприятий, следует перейти от отраслевых принци-
пов, основывающихся на обособленном сборе показателей по тру-
ду, продукции, фондам, финансам, к интегрированному, когда ос-
новные индикаторы экономической деятельности юридических лиц
будут собираться в комплексе, отображая комплексно процессы и
явления социально-экономического развития территории, при соб-
людении требований методологического единства.
Такое изменение позволит:
- создать систему формирования информационных ресурсов в
соответствии с потребностями органов исполнительной влас-
ти, других пользователей статистических данных;
- разработать систему показателей и методов организации
статистического наблюдения за юридическими лицами как хо-
зяйствующими субъектами независимо от сферы их деятель-
ности;
- развить функции Единого государственного регистра предп-
риятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъ-
ектов, инструмента, предназначенного для определения со-
вокупности единиц статистического наблюдения, организации
самого наблюдения и обработки отдельных статистических
данных;
- обеспечить сопоставимость статистических данных в межве-
домственном, межрегиональном и межгосударственном обменах
на основе развития и внедрения системы взаимоувязанных
классификаторов технико-экономической и социальной инфор-
мации;
- использовать банковскую, финансовую, налоговую, таможен-
ную и другие виды экономической статистики при формирова-
нии комплексной информационной статистической базы;
- активизировать обмен статистической информацией с органа-
ми исполнительной власти, их территориальными структура-
ми.
Предполагается перестроить методы сбора информации, реа-
лизовав комбинированный подход, в соответствии с которым круп-
ные и средние предприятия всех форм собственности будут обс-
ледованы с использованием сплошного метода учета, малые предп-
риятия - выборочным способом. Среди перспективных направлений
получения статистической информации предстоит использовать пе-
реписи (населения и домашних хозяйств, предприятий оптовой и
розничной торговли, сельского хозяйства по программе Всемирной
сельскохозяйственной переписи и др.), выборочные методы, вклю-
чая зональную выборку, социологические и конъюнктурные опросы,
дистанционное зондирование.
Предусмотренные Программой изменения потребуют разработки
принципиально нового подхода к применению вычислительной тех-
ники, при котором интегрированная статистическая база данных
станет эффективным инструментом статистического анализа. Пре-
дусматривается переход к сетевой технологии обработки информа-
ции, применению современных электронно-издательских систем,
современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций,
а также повышение квалификации (а в ряде случаев и переобуче-
ние) специалистов органов государственной статистики.
.
3.1. Реформирование системы статистических показателей
Центральным звеном Программы является переход к примене-
нию научно обоснованной системы показателей, отвечающей усло-
виям рыночной экономики и требованиям эффективного ее функцио-
нирования в интересах социально-экономического развития облас-
ти.
В Программе намечается:
- дополнить существующую систему социально-экономических
показателей новыми показателями, отражающими процесс и
результаты проводимых реформ (формирование многоукладной
экономики, рынков труда и капитала, создание конкурентной
рыночной среды и механизма ее регулирования, трансформа-
ция отношений собственности и соответственно - системы
распределения доходов);
- усовершенствовать систему индикаторов социального разви-
тия общества, предусмотрев объективное отражение ими всей
совокупности условий жизни различных социальных слоев и
групп населения;
- осуществить дальнейшее развитие сводных экономических
разработок на макроуровне и в территориальном разрезе пу-
тем освоения развернутой системы национальных счетов и
регулярного составления межотраслевых балансов;
- обеспечить расширение территориального разреза разработки
макроэкономических, отраслевых и социальных показателей и
его согласованность с материалами отраслевых и сводных
экономических разработок.
Использование обоснованной системы социально-экономичес-
ких показателей будет способствовать созданию в регионе совре-
менных систем организации информации и коренному улучшению ор-
ганизации самой статистики.
Реформирование системы статистических показателей предус-
матривается осуществлять в соответствии с мероприятиями, вклю-
ченными в раздел I Программных мероприятий на 1998-2000 годы,
предусматривающими разработку качественно новых показателей,
позволяющих повысить практическую значимость и аналитическую
ценность статистической информации для органов исполнительной
власти и управления области.
Мероприятия, содержащиеся в указанном разделе, включают
три блока наиболее существенных показателей, характеризующих
соответственно реформирование хозяйственного механизма, функ-
ционирование экономики, результаты социально-экономического
развития региона.
Системы статистических показателей, которые предполагает-
ся создать внутри первого блока, дают возможность проанализи-
ровать процесс становления рыночных отношений, условия функци-
онирования экономики и последствия реализации решений органов
исполнительной власти по реформированию хозяйственного меха-
низма. С их внедрением региональные органы исполнительной
власти, крупные производственные, коммерческие, банковские
структуры получат комплексную информацию об эффективности
функционирования хозяйственного механизма.
Второй блок содержит мероприятия по реформированию пока-
зателей, характеризующих механизм функционирования экономики
на территории области и состояние основных секторов экономики
области и районов, товарное насыщение потребительского рынка,
поддержание рыночного равновесия между производителями и пот-
ребителями, финансово-экономическую стабильность работы предп-
риятий и экономики в целом, влияние на экономику межрегиональ-
ных связей.
Мероприятия третьего блока нацелены на разработку системы
показателей, отражающих конечные результаты развития экономики
(эффективность ее функционирования, оценку всех элементов соз-
данного национального богатства, включая население области и
материальные воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы, и
уровня жизни населения). В этот блок включены мероприятия,
направленные на совершенствование расчетов макроэкономических
показателей, содержащихся в системе национальных счетов, и
развитие показателей жизненного уровня населения. Особое вни-
мание уделяется показателям эффективности, которые за послед-
ние годы в условиях высоких темпов инфляции и спада производс-
тва во всех отраслях в силу ряда причин в экономическом анали-
зе отошли на второй план.
Реформирование системы статистических показателей предпо-
лагается проводить одновременно с решением проблемы реализации
современных подходов к организации системы статистического
учета (введение соответствующих форм государственного статис-
тического наблюдения, внесение изменений в действующие формы,
отмена устаревших показателей, организация выборочных обследо-
ваний, переписей и т.д.).
3.2. Совершенствование методов статистического наблюдения
Дальнейшее развитие экономических реформ в России ставит
перед государственной статистикой новые задачи в области мето-
дологии и организации статистического наблюдения. Расширение
круга пользователей, появление новых форм хозяйствования, мно-
гообразие форм собственности диктуют необходимость существен-
ного изменения разработанных ранее методологий и создания но-
вых с использованием всей совокупности методов, существующих в
мировой статистической практике. Организация сбора данных
должна охватывать все возможные источники информации и сопро-
вождаться системой обоснованных расчетов.
Важнейшим направлением реформирования статистики в этой
области является разработка и ведение многоцелевого Единого
государственного регистра предприятий и организаций. Это озна-
чает, что реализуя функции статистического учета, он будет яв-
ляться основой для организации субрегистров (малых предприя-
тий, предприятий с участием зарубежного капитала и т.д.), про-
ведения выборочных обследований, накопления и представления
потребителям интегрированной информации о деятельности предп-
риятий различных отраслей и форм собственности.
Для получения детальной, комплексной информации о соци-
ально-экономической ситуации в области в условиях сокращения
сплошной отчетности большое развитие получат переписи. Их про-
ведение позволит получить в момент переписи обширную статисти-
ческую информацию, создать необходимые предпосылки (типизация
единиц наблюдения, расчеты устойчивых пропорций и соотношений
между статистическими показателями) для успешного проведения
статистического наблюдения и дорасчетов в период между перепи-
сями.
Особо сложной задачей является разработка комбинированных
методов статистического наблюдения, основанных на сбалансиро-
ванном использовании собранной комитетом государственной ста-
тистики информации, ведомственной статистики и научных дорас-
четов.
Значительных усилий в этой связи требует согласование
концепции и подходов к расчетам статистических показателей в
различных ведомствах.
Большое внимание в 1998-2000 годах предполагается уделить
разработке методологии новых для органов государственной ста-
тистики видов выборочных обследований (многоцелевых, многофаз-
ных, распределенных во времени выборок). Это позволит прово-
дить более качественные обследования и получать обширную и на-
дежную информацию по таким важным вопросам, как семейные бюд-
жеты, деятельность предприятий торговли, строительства, об-
щественного питания, теневая экономика и т.д.
3.3. Совершенствование методологии комплексного анализа
социально-экономического развития Тульской области
на базе математико-статистических методов и
системы макроэкономических показателей
В условиях укрепления суверенитета субъектов Российской
Федерации, расширения их полномочий в принятии экономических
решений возникает необходимость в создании качественно новой
системы анализа социально-экономического развития регионов.
Раздел включает в себя перечень мероприятий, предусматри-
вающих проведение комплекса работ на основе применения системы
социально-экономических показателей с использованием экономи-
ко-математических методов. В результате должны быть определены
современные методы анализа развития и реформирования экономики
России, субъектов Тульской области, пригодные для оценки на
региональном уровне.
Мероприятия раздела включают вопросы методологии анализа
макроэкономической сбалансированности, пропорциональности и
сбалансированности производства, его структурной перестройки,
товарных рынков и финансовых ресурсов.
Особое место в перечне занимают мероприятия по разработке
методологии комплексного анализа показателей, характеризующих
социально-экономическую ситуацию регионе. Работы предусматри-
вают определение пороговых значений отдельных экономических
показателей, выход за пределы которых может означать возникно-
вение критической ситуации в регионе.
Целями работ, проводимых в данной области, являются:
- обоснование комплексных подходов к определению критичес-
ких пороговых значений отдельных социально-экономических
показателей;
- исследование возможности определения опасных областей
состояния социально-экономической сферы на основании тео-
рий и методов многокритериального выбора;
- разработка методологии и компьютерной технологии опреде-
ления неблагоприятных состояний социально-экономической
сферы на региональном уровне.
3.4. Создание баз данных социально-экономической
информации
Актуальность и приоритетность данного направления работ
обусловлены необходимостью обеспечения адекватного описания
реформируемой экономики и достижения сопоставимости статисти-
ческой, внешнеторговой, финансовой, банковской и других видов
экономической информации, сбор и автоматизированная обработка
которой осуществляются в стандартизированном виде.
Интеграция информационных ресурсов области позволит ре-
шать задачи, связанные с анализом состояния и динамики разви-
тия экономики области, развитием демографической и социальной
статистики, созданием статистических регистров, реестров в
системах налогообложения, лицензирования, квотирования, госу-
дарственной регистрации и учета хозяйствующих субъектов, фор-
мирования каталогов выпускаемой продукции.
Важным этапом работы является создание второй версии об-
щероссийского классификатора видов экономической деятельности,
продукции и услуг, гармонизированного с международными класси-
фикациями ООН и Европейского союза (ISIC, NACE, CPC, CPA,
SITC, HS, CN), и внедрение его в практику.
Особое значение для сбора и анализа данных имеет создание
и ведение системы социально-экономических классификаций, взаи-
моувязанных с классификацией видов деятельности юридических и
физических лиц.
Развитие кредитно-денежной системы, а также потребности
разработки финансовых счетов в рамках системы национальных
счетов обусловливают включение в Программу работ по созданию
классификаций финансовой, бюджетной и банковской деятельности.
Решение перечисленных задач в рамках системы взаимосвя-
занных классификаций приведет к сокращению их числа, совмеще-
нию структур построения, упрощению таблиц соответствия. Ре-
зультатом должно стать обеспечение совместимости баз данных
социально-экономической информации.
3.5. Реализация современных методов формирования
информационных ресурсов и информационных технологий
в области статистической деятельности
Модернизация статистической информационной базы невозмож-
на без внедрения современных методов формирования информацион-
ных ресурсов и информационных технологий в области статисти-
ческой деятельности. Первоочередной задачей является создание
системы информационных ресурсов области по статистике и приме-
нение новейших информационных технологий путем:
- создания интегрированных баз статистических данных регио-
нального уровня на основе единого фонда нормативно-спра-
вочной информации и каталога статистических показателей;
- разработки программного обеспечения интегрированных баз
статистических данных федерального и регионального уров-
ней с применением промышленных систем управления базами
данных и новейших средств телекоммуникаций, высокопроиз-
водительных локальных вычислительных сетей с мощными сер-
верами баз данных, подключенных к средствам связи и имею-
щих разнообразные средства визуализации статистических
данных, их накопления и распространения.
Создание единой системы нормативно-справочной информации
для электронной обработки данных и формирования интегрирован-
ных информационных ресурсов Государственного комитета Российс-
кой Федерации по статистике - важный этап реализации постав-
ленной задачи. Основой построения единого фонда норматив-
но-справочной информации станет развитие автоматизированного
банка классификаторов и Единого государственного регистра
предприятий и организаций, ведение которых должно осущест-
вляться в режиме распределенного информационного фонда феде-
рального и регионального уровней. Новым элементом такой систе-
мы явится формирование и внедрение единого классификатора ста-
тистических показателей, обеспечивающего интеграцию статисти-
ческих информационных ресурсов.
Действующая техническая база Государственного комитета
Российской Федерации по статистике не позволяет реализовать
современные методы формирования информационных ресурсов и ин-
формационных технологий вследствие ее технического и морально-
го износа. Особого внимания требуют вопросы технического и
программно-технологического оснащения всех служб, участвующих
в создании и развитии системы региональной статистики Тульской
области. Только в 18 районных отделах статистики имеются пер-
сональные компьютеры типа IBM PC. Действующая локально-вычис-
лительная сеть в областном комитете госстатистики маломощна.
Постановлением расширенной коллегии Госкомстата России от
30 июня 1997г. (протокол № 31) утвержден Проект "Техноло-
гия-2000", предусматривающий переход к формированию и ведению
баз статистических данных, в основе которых лежит использова-
ние программных продуктов MICROSOFT OFFICE и архитектура функ-
ционирования "клиент-сервер" в условиях ЛВС.
Не все персональные компьютеры, которыми оснащены подраз-
деления администрации области, позволяют использовать эти
программные средства. Для ведения распределенной статистичес-
кой базы большой емкости и использования ее в аналитической
работе необходимо переоснастить сеть Тульского областного ко-
митета, установив в каждом подразделении ПЭВМ IBM PC с пара-
метрами, позволяющими работать в среде ACCESS, и соответствую-
щей техникой оснастить районные отделы статистики. Одновремен-
но должно произойти техническое и программно-технологическое
переоснащение облкомстата для возможности решения регламент-
ных задач с использованием распределенной базы данных всех
статистических показателей, ведения Единого государственного
регистра предприятий и организаций, автоматизированного банка
классификаторов, фонда нормативно-справочной информации.
Органы государственной статистики будут обеспечены совре-
менными лицензионными программными средствами. Реализация
распределенной системы статистических информационных ресурсов
потребует существенного развития средств телекоммуникаций. Не-
обходимо будет обеспечить комплексное решение задач сбора и
обработки статистических данных, увязав в единый информацион-
но-телекоммуникационный комплекс ресурсы районного, региональ-
ного и федерального уровней с использованием перспективных
систем обмена информацией, способных передавать информацию
со скоростью не менее 64 кбит в секунду, для обеспечения на-
дежной и устойчивой связи с районными отделами статистики не-
обходимо установить в них абонентские пункты региональной
компьютерной сети.
Основным результатом технического и программно-технологи-
ческого перевооружения статистики явится переход на сквозную
технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представ-
ления статистической информации. При этом должна быть обеспе-
чена реализация ресурсосберегающей технологии электронной об-
работки данных.
Внедрение новой сквозной технологии электронной обработки
статистической информации и создание в системе Государственно-
го комитета Российской Федерации по статистике интегрированных
баз данных дадут возможность развития информационно-телекомму-
никационного обслуживания пользователей статистической инфор-
мации - органов государственной власти и других хозяйствующих
субъектов региона.
Эффективность реализации современных методов формирования
информационных ресурсов и технологий в области статистической
деятельности во многом определяется мерами по реализации Феде-
рального закона от 20 февраля 1995 г. № 24 ФЗ "Об информации,
информатизации и защите информации". Предусматривается разра-
ботать и внедрить программные средства и провести соответству-
ющие организационные мероприятия по обеспечению режима конфи-
денциальности статистической информации, по организации защиты
статистических информационных ресурсов от несанкционированного
доступа. Наряду с этим требуется разработать нормативные акты,
регламентирующие информационное взаимодействие органов госу-
дарственной статистики с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и другими пользо-
вателями.
3.6. Совершенствование системы распространения
статистических данных и работы с общественностью
по использованию статистической информации
Изменения, происходящие в социально-экономической сфере,
требуют совершенствования тематики, повышения качества и изме-
нения технологии распространения данных.
Переход на международные стандарты в области методологии
и электронной обработки статистических данных обеспечит соблю-
дение международных норм и правил в области программ и качест-
ва статистических публикаций, в том числе позволит применить
цветную графику и картографию, а также перейти на технические
носители при распространении статистических данных.
Для повышения эффективности функционирования системы
распространения статистических данных важно постоянно изучать
спрос на информационные ресурсы, а это требует проведения мар-
кетинговых исследований.
3.7. Совершенствование профессионального образования
кадров в области статистики и информационных технологий
Программа совершенствования системы непрерывного профес-
сионального образования кадров включает:
- подготовку и издание методической литературы в области
статистики и учета, инструктивного материала в области
внедрения современных информационных технологий;
- проведение совместных семинаров специалистов облкомстата
и администрации области по вопросам совершенствования
системы региональной статистики.
.
4. Механизм реализации, организация управления и
контроль за ходом выполнения Программы
Генеральными подрядчиками работ являются главное экономи-
ческое управление и департамент информатизации администрации
области, администрации муниципальных образований области, на
которые возложена координация работ по совершенствованию сис-
темы региональной статистики.
Механизм реализации Программы включает в себя:
- организационные мероприятия, обеспечивающие планирование,
реализацию и контроль исполнения предусмотренных Програм-
мой работ;
- методологические мероприятия, позволяющие завершить пере-
ход Российской статистики на принятую в международной
практике систему учета и статистики;
- технические мероприятия, обеспечивающие модернизацию тех-
нической и программно-технологической базы подразделений
облкомстата и администрации области, создание информаци-
онных систем регионального уровня на основе внедрения но-
вейших технологий с соблюдением требований защиты инфор-
мации.
Региональные органы исполнительной власти, участвующие в
реализации Программы, ежегодно разрабатывают планы выполнения
соответствующих мероприятий Программы.
Координаторы Программы (главное экономическое управление
и департамент информатизации) обеспечивают заключение догово-
ра, несут ответственность за рациональное расходование бюджет-
ных средств на совершенствование системы показателей, информа-
ционных технологий, приобретение вычислительной техники.
.
ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА 1998-2000 годы
-----------------------------T------------T-------------------
Мероприятия ¦ Сроки ¦ Ответственные
¦ исполнения ¦ исполнители
-----------------------------+------------+-------------------
I. Реформирование системы статистических показателей
1. Разработка системы показа- 1998 год Тулоблкомстат,
телей реформирования отноше- главное экономичес-
ний собственности на област- кое управление
ном уровне
2. Разработка системы показа- 1998 год Тулоблкомстат
телей политической статистики
на региональном уровне
3. Развитие системы показате- 1998-1999 Тулоблкомстат,
лей муниципальной статистики годы администрации муни-
ципальных образований
4. Организация комплексного 1998 год Тулоблкомстат,
статистического наблюдения за главное экономичес-
деятельностью хозяйствующих кое управление
субъектов
5. Разработка системы показа- 1998 год Тулоблкомстат,
телей для оперативного наблю- главное экономичес-
дения и сравнительного анали- кое управление
за социально-экономического
развития региона
6. Разработка системы показа- 1998 год Тулоблкомстат
телей эффективности произ-
водства по отраслям на регио-
нальном уровне в условиях ры-
ночной экономики
-----------------------------T------------T-------------------
Мероприятия ¦ Сроки ¦ Ответственные
¦ исполнения ¦ исполнители
-----------------------------+------------+-------------------
7. Разработка системы показа- 1998 год Тулоблкомстат,
телей, характеризующих форми- главное экономичес-
рование и использование фи- кое управление
нансовых ресурсов в целом по
области
II. Совершенствование методов статистического наблюдения
1. Создание системы статисти- 1998-2000 Тулоблкомстат
ческих регистров (субрегист- годы
ров) хозяйствующих субъектов
на базе Единого государствен-
ного регистра предприятий и
организаций (ЕГРПО), данных
бухгалтерской, статистической
отчетности
в том числе:
а) развитие ЕГРПО как основы 1998 год
статистического учета и
идентификации юридических
лиц, их обособленных под-
разделений, индивидуальных
предпринимателей
б) разработка систем показа- 1998-1999
телей и методологии получе- годы
ния информации, характери-
зующей развитие хозяйствую-
щих субъектов
в) организация системы выбо- 1998-2000
рочного статистического на- годы
блюдения на основе статисти-
ческих регистров(субрегистров)
-----------------------------T------------T-------------------
Мероприятия ¦ Сроки ¦ Ответственные
¦ исполнения ¦ исполнители
-----------------------------+------------+-------------------
г) ведение классификаторов 1998-2000
статистических показателей годы
различных видов экономичес-
кой деятельности субъектов
малого предпринимательства;
предприятий государственной
собственности; предприятий,
имеющих на рынке определен-
ной продукции долю более 35
процентов; сельскохозяйст-
венных товаропроизводителей
2. Организация мониторинга 1998 год Тулоблкомстат
деловой активности в промыш-
ленности на базе конъюнктур-
ных опросов
3. Проведение переписей пред- 1998 год Тулоблкомстат
приятий розничной и оптовой
торговли, общественного пита-
ния, бытового обслуживания,
сельского хозяйства, объек-
тов, не завершенных строи-
тельством
4. Разработка программ и ор- 1998 год Тулоблкомстат
ганизация выборочного обсле-
дования наличия в торговле
ликеро-водочных изделий мест-
ного и импортного производс-
тва
.
-----------------------------T------------T-------------------
Мероприятия ¦ Сроки ¦ Ответственные
¦ исполнения ¦ исполнители
-----------------------------+------------+-------------------
III. Совершенствование методологии комплексного анализа
социально-экономического развития Тульской области
на базе математико-статистических методов и
системы макроэкономических показателей
1. Разработка принципов сис- 1998 год Тулоблкомстат,
темного анализа социаль- главное экономичес-
но-экономического развития кое управление
области и отраслей экономики
2. Разработка методологии 1998 год Тулоблкомстат,
комплексного анализа информа- главное экономичес-
ции, характеризующей социаль- кое управление
но-экономическую ситуацию в
районах области
3. Внедрение методологических 1998 год Тулоблкомстат,
рекомендаций для анализа фи- главное экономичес-
нансово-хозяйственной дея- кое управление
тельности предприятий
4. Внедрение методов систем- 1998 год Тулоблкомстат,
ного анализа товарных рынков главное экономичес-
на областном уровне кое управление
IV. Реализация современных методов формирования
информационных ресурсов и информационных технологий
в области статистической деятельности и
обеспечение статинформацией органов власти и управления
1. Создание системы информа- 1998-2000 Тулоблкомстат,
ционных ресурсов Тулоблком- годы департамент инфор-
стата, администрации области матизации, главное
экономичесуправление
-----------------------------T------------T-------------------
Мероприятия ¦ Сроки ¦ Ответственные
¦ исполнения ¦ исполнители
-----------------------------+------------+-------------------
2. Создание единой системы 1998-2000 Тулоблкомстат,
нормативно-справочной инфор- годы главное экономичес-
мации для электронной обра- кое управление
ботки данных и формирования
интегрированных информацион-
ных ресурсов
3. Формирование коммуникаци- 1998-2000 Тулоблкомстат,
онных и технико-технологичес- годы департамент
ких ресурсов Тулобкомстата и информатизации
администрации области
в том числе:
а) развитие средств связи с 1998-2000 Тулоблкомстат,
районными отделами статис- годы департамент
тики информатизации
б) техническое и программно- 1998-2000 Тулоблкомстат,
технологическое переоснаще- годы департамент
ние Тулоблкомстата и адми- информатизации
нистрации области
4. Выполнение мер по реализа- 1998-2000 Тулоблкомстат,
ции Федерального закона "Об годы департамент инфор-
информации, информатизации и матизации, ФАПСИ
защите информации"
в том числе:
а) внедрение нормативно-рас- 1998 год Тулоблкомстат,
порядительных и методичес- департамент инфор-
ких документов, регламенти- матизации, ФАПСИ
рующих применение мер по
обеспечению информационной
безопасности и исключающих
правонарушения при работе с
конфиденциальной информаци-
-----------------------------T------------T-------------------
Мероприятия ¦ Сроки ¦ Ответственные
¦ исполнения ¦ исполнители
-----------------------------+------------+-------------------
ей в соответствии с требо-
ваниями действующего зако-
нодательства
б) внедрение проектных реше- 1999-2000 Тулоблкомстат,
ний, разработанных Госком- годы департамент инфор-
статом России в области за- матизации, ФАПСИ
щиты информационных ресур-
сов Тульской области от не-
санкционированного доступа
5. Обеспечение статинформаци- 1998-2000 Тулоблкомстат
ей органов власти и управле- годы
ния(договор №9-276 от 1.06.95)
V. Совершенствование системы распространения
статистических данных и работы с общественностью
по использованию статистической информации
1. Организация мониторинга по 1998 год Тулоблкомстат
изучению информационных услуг
и обеспечению статистической
информацией различных катего-
рий потребителей
2. Совершенствование тематики 1998-2000 Тулоблкомстат
и содержания статистических годы
публикаций, отвечающих требо-
ваниям международных стандар-
тов
3. Выпуск статистических пуб- 1998-2000 Тулоблкомстат
ликаций в виде электронных годы
изданий
.
-----------------------------T------------T-------------------
Мероприятия ¦ Сроки ¦ Ответственные
¦ исполнения ¦ исполнители
-----------------------------+------------+-------------------
VI. Совершенствование системы непрерывного профессионального
образования кадров в области статистики и информационных
технологий
1. Обучение специалистов ор- 1998-2000 Тулоблкомстат,
ганов исполнительной власти годы главное экономичес-
субъектов Тульской области, кое управление,
органов муниципальных образо- департамент инфор-
ваний и других категорий матизации
пользователей социально-эко-
номической информации исполь-
зованию информационных ресур-
сов Тулоблкомстата и средств
информационных технологий
2. Обучение специалистов пред- 1998-2000 Тулоблкомстат
приятий, организаций ведению годы
статистической отчетности
--------------------------------------------------------------
_________________________
Начальник главного
экономического управления _______________ В.И. Фадеев
Директор департамента
информатизации _______________ В.В. Моторин
Председатель областного
комитета госстатистики _______________ А.А. Тимошкин
|