25 июня 1998 года N 88-ЗТО
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА
(в ред. Законов Тульской области от 10.09.1998 N 94-ЗТО,
от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Принят Тульской областной Думой 25 июня 1998 года
Настоящий Закон устанавливает цели, принципы и основные
положения государственной политики по защите прав ребенка,
способствует созданию экономических, правовых, психолого-
педагогических и организационных условий и гарантий реализации
прав и законных интересов ребенка, семьи, материнства, отцовства и
детства в Тульской области (далее по тексту - область).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются понятия:
ребенок - лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия);
права ребенка - принадлежащие ему от рождения, неотъемлемые и
неотчуждаемые основные права и свободы человека и гражданина,
установленные Конституцией Российской Федерации, а также
специальные права, обеспечиваемые государством в соответствии с
Семейным кодексом Российской Федерации и с международно-правовыми
обязательствами Российской Федерации;
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети,
оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети;
дети-инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в
психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и
межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф,
стихийных бедствий (в том числе дети - вынужденные переселенцы и
дети-беженцы); дети - жертвы насилия (в том числе конфликтов и
жестокого обращения в семье); дети, отбывающие уголовное наказание
за совершенные преступления в местах лишения свободы; дети,
находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с
девиантным поведением; дети безработных граждан; дети, оказавшиеся
в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть
самостоятельно;
социальная адаптация ребенка - мероприятия по установлению
соответствия поведения ребенка принятым в обществе правилам и
нормам или корректировке несоответствия такого поведения, а также
меры по преодолению психологической или моральной травмы,
нанесенной ребенку при нарушении его прав; социальная реабилитация
ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социальных связей и
функций, недостатка естественной среды жизнеобеспечения
(родительской семьи, круга сверстников и тому подобное) и заботы о
нем и/или позитивного воздействия такой среды на ребенка.
Статья 2. Законодательство о защите прав ребенка
Законодательство о защите прав ребенка состоит из Конституции
Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, иных
федеральных законов и нормативных правовых актов Российской
Федерации, Устава (Основного Закона) Тульской области и
принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов
органов государственной власти области.
Статья 3. Цель и задачи настоящего Закона
Цель настоящего Закона - установление гарантий правовой и
социальной защиты детей.
Задачами настоящего Закона являются:
- создание механизма правовой защиты ребенка от любых форм
дискриминации в обществе, семье, детском учреждении, социальной
среде;
- конкретизация обязанностей и ответственности государственных
органов, учреждений, предприятий, общественных объединений и
граждан как гарантов правовой и социальной защиты детей;
- приоритетное обеспечение интересов ребенка в любых сферах
жизнедеятельности;
- определение источников ресурсов, направляемых на социальную
поддержку детей, и форм участия в ней органов государственной
власти и местного самоуправления области, юридических и физических
лиц.
Статья 4. Сфера применения настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на всех детей,
проживающих в области, а также временно прибывших на ее территорию
и зарегистрированных в установленном порядке.
Статья 5. Право ребенка на защиту
Каждый ребенок имеет равные возможности на защиту своих прав и
законных интересов.
Ребенок не может быть ограничен в правах в связи с
деятельностью, политическими взглядами или убеждениями его
родителей (лиц, их заменяющих).
Статья 6. Финансирование детских социальных программ
Финансирование областных социальных программ, реализующих
государственную политику в отношении детей и утвержденных
областной думой, осуществляется за счет средств областного
бюджета.
Областные программы могут финансироваться также из источников,
не запрещенных действующим законодательством.
Для реализации областных программ органы местного
самоуправления вправе направлять дополнительные средства местного
бюджета и внебюджетных источников.
Затраты на детские социальные программы выделяются в
функциональной структуре расходов бюджетов всех уровней отдельной
строкой.
Статья 7. Порядок предоставления налоговых льгот,
предусмотренных настоящим Законом
Основанием для предоставления налоговых льгот, предусмотренных
настоящим Законом, являются ежегодные областные законы о льготном
налогообложении, принимаемые областной думой в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 8. Финансирование расходов, предусмотренных настоящим
Законом
Суммы выпадающих доходов, связанные с предоставлением налоговых
льгот, и расходы, предусмотренные настоящим Законом, уточняются
исполнительным органом государственной власти области при
формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый
год и реализуются в объемах, включенных в соответствующие статьи
закона области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Глава II. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ РЕБЕНКА
Статья 9. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право
знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними
проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его
интересам.
Воспитание в семье признается приоритетным, наилучшим образом
отвечающим интересам ребенка, и может быть прекращено только по
основаниям, предусмотренным законодательством Российской
Федерации.
Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, на общение
с родственниками, обеспечение его интересов, всестороннее
развитие, уважение его человеческого достоинства.
Ребенок, проживающий отдельно от родителей или одного из них,
имеет право на общение с ними и другими родственниками, получение
информации о них, если это не противоречит интересам ребенка, его
нормальному развитию.
При отсутствии родителей, лишении их родительских прав и в
других случаях утраты родительского попечения право ребенка на
воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства
в порядке, установленном действующим законодательством.
Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае
рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или)
отцовства, вправе самостоятельно осуществлять родительские права
по достижении ими возраста 16 лет. До достижения
несовершеннолетними родителями возраста 16 лет ребенку может быть
назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание
совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.
Статья 10. Защита права ребенка на образование
Каждому ребенку на территории области гарантируется право на
образование в объеме, предусмотренном действующим
законодательством, не допускаются не предусмотренные
законодательством ограничения при поступлении ребенка в
образовательные учреждения.
Обязательность основного общего образования для всех детей
обеспечивается за счет контроля за зачислением всех детей
соответствующего возраста в 1-й класс общеобразовательных школ
органами местного самоуправления.
Получение дошкольного, основного общего, дополнительного и всех
видов профессионального образования гарантируется системой
государственных и муниципальных образовательных учреждений,
реализующих его в объемах, адекватных образовательным стандартам и
потребностям населения.
Размер платы за содержание ребенка в муниципальном и
ведомственном дошкольном учреждении определяется договором между
дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органы
местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы
по оплате за содержание в дошкольном образовательном учреждении.
Перепрофилирование образовательных учреждений под учреждения
несоциальной сферы, а также их передача в частную собственность
запрещается.
Возвращение признанных судом необоснованно переданными другим
организациям зданий, сооружений, предназначенных для размещения
учреждений социальной сферы, обеспечивается в установленном
законодательством порядке.
Статья 11. Защита права ребенка на труд и участие в
общественной деятельности
Ребенок имеет право на профессиональную подготовку,
трудоустройство и личный заработок.
Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет.
Для подготовки молодежи к производственному труду допускается
прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях
образовательных учреждениях начального и среднего
профессионального образования для выполнения легкого труда, не
причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в
свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с
согласия родителей, усыновителей или попечителя.
Регулирование трудовых отношений несовершеннолетних
осуществляется в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
Доля квотируемых рабочих мест для выпускников
общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего
профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске
работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без
попечения родителей), должна составлять не менее 5 процентов от
общего числа рабочих мест области.
Учреждения, предприятия и организации всех форм собственности
обязаны принимать несовершеннолетних на квотируемые рабочие места
по направлению центров занятости. За отказ в приеме на работу в
счет установленной квоты указанных в данной статье лиц
работодатель несет ответственность в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации. Увольнение
несовершеннолетних, в том числе детей-правонарушителей, по
инициативе работодателя возможно только с согласия государственной
инспекции труда Российской Федерации по Тульской области и
районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
В коллективных договорах могут устанавливаться дополнительные
льготы для бывших воспитанников детских домов за счет средств
предприятий и организаций.
Статья 12. Защита права ребенка на охрану здоровья
Дети имеют право на обеспечение здорового образа жизни,
реабилитацию в случае заболевания и экологическую защиту.
Условия воспитания, обучения и содержания детей должны
соответствовать их безопасности, санитарно-гигиеническим, режимно-
возрастным требованиям и способствовать сохранению и укреплению
здоровья детей. За нарушение этих правил органы местного
самоуправления, администрация детских лечебных, образовательных и
иных учреждений, родители (законные представители) несут
ответственность в порядке, установленном действующим
законодательством.
Создание условий, способствующих гармоничному физическому
развитию, оздоровлению и отдыху детей области, гарантируется за
счет средств областного и местных бюджетов, а также иных, не
запрещенных действующим законодательством источников.
Обеспечение молочными продуктами детского питания детей первого
- второго (проживающих на радиоактивно загрязненных территориях -
третьего) года жизни осуществляется через сеть детских молочных
кухонь системы здравоохранения или отделов в магазинах в
соответствии с действующим законодательством.
Правом бесплатного получения специальных молочных продуктов на
детей первого - второго года жизни за счет средств местных
бюджетов пользуются семьи, где среднедушевой доход на одного члена
семьи равен или меньше величины прожиточного минимума,
установленного на территории области.
Питание для учащихся учреждений общего и начального
профессионального образования предоставляется в соответствии с
действующим законодательством.
Детям гарантируется бесплатная медицинская помощь, проведение
профилактических мер и медицинской реабилитации в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Лекарственное обеспечение детей до трех лет (детей из
многодетных семей - до шести лет), находящихся на амбулаторном
лечении, проводится бесплатно в соответствии с действующим
законодательством.
Дети в возрасте до семи лет помещаются в типовые стационарные
отделения с одним из родителей (лицами, их заменяющими) или без
него, с согласия последних.
Статья 13. Защита права ребенка на отдых и досуг
Исполнительный орган государственной власти, органы местного
самоуправления ежегодно разрабатывают план мероприятий по
организации оздоровления, отдыха и занятости детей, утверждаемый в
установленном порядке, и реализуют его за счет бюджетов всех
уровней, средств фонда социального страхования, внебюджетных
источников, спонсорских и родительских средств.
(в ред. Закона Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Для одаренных детей, детей, участвующих в деятельности детских
общественных организаций, детей, проявивших особые способности и
таланты в сфере культуры и искусства, детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, могут формироваться специальные программы
поддержки с целевым финансированием из бюджетов всех уровней и
внебюджетных фондов.
(в ред. Закона Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Детям с ограниченными физическими возможностями, детям -
сиротам, детям из многодетных и неполных семей могут выделяться
дополнительные средства на приобщение к культурным ценностям.
Администрация области устанавливает меры социальной поддержки
по обеспечению отдыха и оздоровления детей, в том числе
находящихся в трудной жизненной ситуации.
(введен Законом Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Статья 14. Защита права ребенка на свободу совести
Ребенок имеет право на свободу совести в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 15. Защита права ребенка на свободное выражение своих
убеждений
Ребенок, способный сформулировать свои собственные убеждения,
имеет право свободно выражать их по всем вопросам, затрагивающим
его интересы.
Ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе
любого судебного или административного разбирательства либо
непосредственно, либо через законного представителя в порядке,
предусмотренном нормами процессуального законодательства.
Учет мнений ребенка, достигшего десятилетнего возраста, за
исключением случаев, когда это противоречит его интересам,
обязателен для лиц, принимающих решения по любому вопросу,
затрагивающему интересы ребенка.
Статья 16. Защита права ребенка на сохранение индивидуальности
Каждый ребенок имеет право на гражданство, имя, пол,
определение своей национальной принадлежности.
Указанные признаки устанавливаются родителями ребенка (лицами,
их заменяющими) в порядке, установленном действующим
законодательством, и могут быть изменены самим ребенком по
достижении им совершеннолетия. Для детей, рождение которых не было
зарегистрировано в установленном порядке, признаки
индивидуальности устанавливаются решением суда.
Статья 17. Защита права ребенка на участие в общественных
объединениях
Ребенок имеет право на участие в общественных объединениях.
Исполнительный орган государственной власти и органы местного
самоуправления области содействуют деятельности тех детских и
молодежных общественных объединений, которые имеют целью развитие
социальной активности личности ребенка, его творческих задатков и
способностей, приобщение к участию в культурной, спортивной жизни,
организации досуга и отдыха детей.
Участие ребенка в детских и молодежных общественных
объединениях является добровольным.
Исполнительный орган государственной власти области
предоставляет для решения уставных задач детских организаций
здания, сооружения и иное имущество областной собственности
безвозмездно или на льготных условиях.
Статья 18. Право ребенка на защиту чести, достоинства,
неприкосновенности личности
Ребенок имеет право на защиту чести и достоинства,
неприкосновенность личности. Жестокое обращение с детьми,
физическое или психическое насилие над ними запрещены. Лица,
виновные в такого рода действиях, несут ответственность,
установленную действующим законодательством.
В образовательных учреждениях дисциплина и порядок должны
поддерживаться мерами, исключающими унижение или оскорбление
ребенка. Посягательство на честь и достоинство ребенка лицами,
обязанными по роду своей деятельности осуществлять его обучение и
воспитание, влечет за собой ответственность, установленную
действующим законодательством.
В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как
унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно
в органы опеки и попечительства или в другие органы,
осуществляющие защиту прав ребенка.
Задержание, содержание под стражей несовершеннолетних
применяются как исключительная мера в случаях, предусмотренных
федеральным законодательством. Помещение несовершеннолетних в
центр временной изоляции применяется только в отношении детей-
правонарушителей по мотивированному постановлению органа
внутренних дел или решению суда за совершение общественно опасных
деяний.
Глава III. ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И
ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА
Статья 19. Защита права ребенка на социальную поддержку
Ребенок имеет право на социальную поддержку.
(в ред. Закона Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Социальная поддержка оказывается в виде:
(в ред. Закона Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
- выплаты единовременных и ежемесячных пособий, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и области;
(в ред. Закона Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
- абзац 4 утратил силу. - Закон Тульской области от 28.12.2004
N 498-ЗТО.
- предоставления семьям, имеющим несовершеннолетних детей,
других мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и области.
(в ред. Закона Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Органы местного самоуправления, исходя из сложившихся социально-
экономических условий, могут вводить дополнительные виды помощи и
поддержки нуждающимся в них отдельным категориям детей.
Социальная помощь семьям, имеющим детей, оказывается по месту
постоянного или преимущественного проживания детей и должна
использоваться исключительно на их нужды. Пособия на детей
выплачиваются одному из родителей (лицу, его заменяющему).
Пенсии и иные выплаты, назначенные ребенку, кроме сирот и
детей, находящихся под опекой, а также средства, взыскиваемые с
родителей на его содержание, выплачиваются лицу, учреждению, в том
числе временного пребывания, которому ребенок передан на
воспитание, в соответствии с действующим законодательством.
Средства, выделяемые на содержание детей в приемной семье,
определяются договором между органами опеки и попечительства и
приемными родителями и не могут быть ниже установленных расходов
на содержание детей в учреждениях социальной защиты,
воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждениях.
Детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения
родителей, находящимся в детских учреждениях, пенсии по случаю
потери кормильца и алименты перечисляются на счет по вкладу на имя
ребенка в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Абзац 11 утратил силу. - Закон Тульской области от 28.12.2004 N
498-ЗТО.
Статья 20. Защита жилищных прав и интересов ребенка
Защита жилищных прав и интересов ребенка охраняется в
соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и
настоящим Законом.
Основаниями для приобретения права собственности являются те
юридические факты, с которыми закон связывает возникновение этого
права. Ребенок приобретает равное с другими членами семьи право на
жилое помещение, находящееся в собственности, в пользовании
родителей по договору найма. Это право сохраняется за ним в случае
обмена или раздела жилого помещения. Несовершеннолетние дети,
проживающие с родителями (усыновителями), другими лицами и
являющиеся членами их семьи, в случае бесплатной приватизации
занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями
имеют право стать участниками приватизации занимаемого помещения в
общую совместную или общую долевую собственность. В случае смерти
родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если
в жилом помещении остались проживать исключительно
несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители
учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные
законные представители несовершеннолетних обязаны в течение трех
месяцев оформить договор передачи жилого помещения в собственность
детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Для совершения сделок в отношении приватизированных жилых
помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от
того, являются ли они собственниками или членами семьи
собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования
данным жилым помещением. Требуется предварительное разрешение
органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также
на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают,
однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные
с собственником права.
Жилое помещение, из которого выбыл ребенок, лишившись
родительского попечения, если в нем остались проживать другие
члены семьи, закрепляется за ребенком на весь период его
нахождения на воспитании в детском или ином воспитательном
учреждении, у родственников, опекунов (попечителей).
Жилые помещения, в которых остались проживать исключительно
несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке,
установленном жилищным законодательством.
Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и
попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе по
обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем
(аренду), безвозмездное пользование или залог, сделки, влекущие
отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или
выделение из него долей, а также любые другие сделки, влекущие
уменьшение имущества подопечного.
Статья 21. Защита наследственных прав и интересов ребенка
Несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), а также
ребенок, родившийся после смерти одного из родителей, являются
наследниками первой очереди при наследовании по закону, имеют
право на обязательную долю в наследстве после смерти родителей при
наследовании по завещанию в пользу других лиц.
В случае открытия наследства после смерти одного из родителей
(усыновителей) другой родитель (усыновитель), при котором
проживает несовершеннолетний ребенок, либо опекун (попечитель)
ребенка как его законные представители обязаны принять меры по
оформлению наследства.
Отказ от принятия наследства, если это соответствует интересам
ребенка, возможен только после получения законными представителями
предварительного разрешения органов опеки и попечительства.
В случае смерти обоих родителей или смерти единственного
родителя ребенка орган записи актов гражданского состояния,
регистрирующий факт смерти, обязан сообщить об этом органам опеки
и попечительства, которые должны принять необходимые меры по
охране и защите наследственных прав ребенка.
Глава IV. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Статья 22. Социальная поддержка и правовая защита детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации
Дети, оказавшиеся в обстоятельствах, затрудняющих естественное
развитие организма и личности, пользуются дополнительными льготами
в соответствии с действующим законодательством. Им предоставляется
возможность реализовать свои личные права с помощью и при
поддержке органов государственной власти и местного
самоуправления, в функции которых входит защита детства.
В областном бюджете ежегодно устанавливается объем расходов на
цели социальной поддержки таких детей в соответствии с
утверждаемыми областной думой социальными программами.
Права ребенка с ограниченными возможностями на дополнительные
расходы по обучению, воспитанию, содержанию, профессиональной
подготовке и социальной адаптации охраняются законом. Лица,
ущемляющие данные права, несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 23. Защита права детей-инвалидов на социальную поддержку
(в ред. Закона Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Детям-инвалидам предоставляются меры социальной поддержки,
устанавливаемые законодательством Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами области.
Статья 24. Защита прав детей с физическими и психическими
недостатками
Дети с физическими и психическими недостатками имеют право на
достойное и полноценное участие в жизни общества. Для социальной
поддержки и психолого-педагогической реабилитации таких детей
государственный орган исполнительной власти области создает
социальные, образовательные, лечебные и реабилитационные
учреждения, где дети получают адекватные их индивидуальным
особенностям содержание, образование и воспитание.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей с
недостатками физического и психического развития, в том числе
детей-инвалидов, в общих или специальных дошкольных и
общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и
образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей
обучение детей на дому.
(введен Законом Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Порядок обучения детей на дому, а также размеры компенсации
затрат родителей на эти цели определяются администрацией области.
(введен Законом Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Органы местного самоуправления могут предоставлять детям с
физическими и психическими недостатками льготы в форме всех видов
обслуживания, направленных на коррекцию отклонений личностного
развития. С этой целью они могут создавать реабилитационные центры
для профессиональной подготовки и социальной адаптации детей с
физическими и психическими недостатками.
Статья 25. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
охраняются государством. Органы опеки и попечительства, которые
выступают гарантом прав детей, оставшихся вне семьи, отдают
безусловный приоритет восстановлению семейных форм воспитания и
принимают меры для передачи ребенка в семью:
усыновление (удочерение), под опеку, приемную семью (в семейные
детские дома), а также используют иные формы семейного воспитания.
При невозможности передачи ребенка в семью он подлежит
помещению в детское учреждение.
Государственный орган исполнительной власти, органы местного
самоуправления, предприятия, организации и учреждения осуществляют
защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Во время нахождения в интернатном или любом другом
образовательном учреждении дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, содержатся на полном государственном
обеспечении. Они пользуются правом бесплатного проезда на
муниципальном транспорте (кроме такси), посещения муниципальных
спортивных, культурных, досуговых центров и клубов бесплатно.
По выходе из детского учреждения в связи с окончанием срока
обучения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
имеют право на прием вне конкурса в образовательные учреждения
среднего и высшего профессионального образования. На время
профессионального обучения за ними сохраняются льготы,
предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.
На каждого ребенка, усыновленного лицами, зарегистрированными
по месту постоянного проживания в Тульской области, из областного
бюджета выплачивается единовременное пособие, равное 10 тысячам
рублей. Порядок выплаты определяется государственным органом
исполнительной власти.
(в ред. Закона Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, -
воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, находящихся в ведении органов исполнительной
власти области и муниципальных образований, в течение года имеют
право на получение одной бесплатной путевки в загородный
оздоровительный лагерь, а также в санаторно-курортные учреждения
при наличии медицинских показаний с оплатой проезда к месту
лечения и обратно. Приобретение путевок осуществляется за счет
средств бюджета области и других источников.
(введен Законом Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Статья 26. Защита прав детей, оказавшихся в экстремальных
обстоятельствах
Дети, оказавшиеся в трудных жизненных обстоятельствах в связи с
политическими или экологическими нарушениями среды обитания
(беженцы и вынужденные переселенцы), а также временно утратившие
семейные и родственные связи и не находящиеся в детских
учреждениях, находятся под защитой государства.
Регистрация детей - беженцев и вынужденных переселенцев для
обеспечения им социальной и правовой защиты осуществляется
областной миграционной службой в соответствии с действующим
законодательством.
Дети - беженцы и вынужденные переселенцы, не утратившие семьи,
имеют право на социальную поддержку. Им по месту постоянного или
преимущественного проживания предоставляется место в
образовательном учреждении, бесплатное обеспечение учебными
принадлежностями, бесплатное лечение.
Органы опеки и попечительства обязаны в первоочередном порядке
принимать меры по розыску родителей или родственников детей,
оказавшихся без надзора, для соединения с ними. При невозможности
устройства в семью такие дети имеют право на незамедлительное
устройство в учреждения интернатного или лечебно -
профилактического типа или социальной реабилитации
несовершеннолетних на полное государственное обеспечение.
Детям, оставшимся без попечения родителей и не получающим
государственные пенсии, назначается ежемесячное социальное пособие
в сумме 1350 рублей. Порядок назначения и выплаты социального
пособия устанавливается администрацией области.
(в ред. Закона Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Статья 27. Защита прав несовершеннолетних правонарушителей
Права несовершеннолетних правонарушителей в соответствии с
федеральным законодательством охраняются государством.
Основным условием осуществления наказания является
перевоспитание и социальная реабилитация несовершеннолетнего. При
производстве по уголовному делу участие защитника обязательно,
получение показаний осуществляется в присутствии защитника.
По определению суда или постановлению судьи в качестве
защитников могут быть допущены близкие родственники и законные
представители обвиняемого, а также другие лица.
При внесении решения о направлении несовершеннолетнего
правонарушителя в образовательное учреждение закрытого типа
обязательно присутствие адвоката и прокурора.
Ребенок, находящийся в специальном учебно-воспитательном или
исправительном учреждении, имеет право на гуманное обращение,
получение основного общего и начального профессионального
образования, гарантированную медицинскую помощь, на свидание с
родителями и родственниками.
Статья 28. Защита ребенка от насильственного перемещения
Органы государственной власти и местного самоуправления
принимают меры против незаконного перемещения и невозвращения
детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и
в любой форме в соответствии с действующим законодательством и
нормами международного права.
Глава V. ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 29. Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей,
помещенные на воспитание в детские интернатные учреждения,
приемные семьи (семейные детские дома), к родственникам или
опекунам (попечителям), сохраняют право на жилую площадь, на
которой они проживали ранее. Если вселение в это помещение
невозможно, то они вне очереди обеспечиваются равноценной жилой
площадью исполнительным органом государственной власти и органами
местного самоуправления области.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, ранее не
имевшие жилой площади, после окончания пребывания в интернатных
учреждениях, у опекунов, попечителей обеспечиваются вне очереди
изолированным и благоустроенным жилым помещением с предоставлением
права заключать договор жилищного найма.
Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и
попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену
или дарению имущества подопечного, сдачи его внаем (аренду),
безвозмездное пользование или залог, слепок, влекущих отказ от
принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выделение
из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение
имущества подопечного.
Для обеспечения права данной категории детей на жилое помещение
на территории области создается специализированный жилищный фонд.
Порядок формирования и иные вопросы деятельности данного фонда
устанавливаются государственным органом исполнительной власти
области и утверждаются областной думой.
Выпускникам интернатных учреждений, не имеющим жилой площади,
может быть предоставлено право проживать в этих учреждениях до
достижения ими совершеннолетия.
С этой целью выделять учреждениям дополнительные средства по
фактическим затратам в пределах норм, утвержденных для
воспитанников.
Статья 29-1. Ежемесячная выплата денежных средств опекуну
(попечителю) на содержание ребенка
(введена Законом Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
1. На содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, опекуну (попечителю) выплачиваются денежные средства.
2. Назначение и выплата указанных средств производится на детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся
под опекой (попечительством), родители которых неизвестны или не в
состоянии лично осуществлять их воспитание в связи:
с лишением или ограничением их родительских прав;
признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или
недееспособными, ограниченно дееспособными или объявлением их в
установленном порядке умершими;
согласием родителей (родителя) на усыновление ребенка,
воспитывающегося (находящегося) в учреждении для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
заболеванием, препятствующим выполнению ими родительских
обязанностей (туберкулез (активный и хронический) всех форм
локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;
заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-
двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные
онкологические заболевания; наркомания, токсикомания, алкоголизм;
инфекционные заболевания; психические заболевания, при которых
больные признаны в установленном порядке недееспособными или
ограниченно дееспособными; инвалидность I и II групп, исключающая
трудоспособность);
отбыванием наказания в исправительных учреждениях или
содержанием под стражей в период следствия;
розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от
уплаты алиментов, отсутствием сведений об их месте нахождения
(оформленном в установленном порядке).
3. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на
подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и
содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку
(попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных
командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для
их содержания и воспитания и т.п.).
Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на
подопечных детей, которые находятся на полном государственном
обеспечении в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности.
4. Установить размер ежемесячной выплаты денежных средств
опекуну (попечителю) на содержание ребенка с учетом его возраста:
от рождения до 3 лет - 2100 рублей;
от 3 лет до 6 лет - 2600 рублей;
от 6 лет до 18 лет - 3700 рублей.
Размер ежемесячной выплаты денежных средств ежегодно
индексируется с учетом уровня инфляции.
5. Порядок выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на
содержание ребенка устанавливается администрацией области.
Статья 29-2. Социальная поддержка детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в получении дополнительного и
профессионального образования
(введена Законом Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
получившие основное общее или среднее (полное) общее образование,
имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в
учреждения среднего и высшего профессионального образования без
взимания платы за счет средств бюджета области.
Направление на обучение на курсах осуществляет орган
исполнительной власти в области образования.
Размер и порядок возмещения расходов по оплате курсов
определяется администрацией области.
Оплата осуществляется за обучение на курсах, функционирующих
при учреждениях образования, имеющих государственную аккредитацию.
2. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, имеют право на получение первого и второго начального
профессионального образования без взимания платы в учреждениях
начального профессионального образования, находящихся в ведении
органов исполнительной власти области.
Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений
начального профессионального образования на обучение лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
устанавливаются администрацией области.
3. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и
лицам из их числа, обучающимся в образовательных учреждениях,
находящихся в ведении органов исполнительной власти области, и в
муниципальных образовательных учреждениях, до окончания обучения
выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы
и письменных принадлежностей в размере трехмесячной социальной
стипендии.
Заработная плата, начисленная в период производственного
обучения и производственной практики детям-сиротам, детям,
оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа,
выплачивается в полном размере.
Статья 29-3. Социальная поддержка выпускников образовательных
учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
(введена Законом Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
1. Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении
органов исполнительной власти области и муниципальных образований,
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в
образовательных учреждениях профессионального образования,
обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и
единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом
администрацией области.
2. Размер единовременного денежного пособия составляет:
для выпускников учреждений общего образования - 200 рублей;
для выпускников учреждений начального и среднего
профессионального образования - 500 рублей.
Статья 30. Дополнительные гарантии реализации прав
несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей
Государственные и муниципальные лечебно-профилактические
учреждения обеспечивают внеочередное бесплатное медицинское
обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, используя альтернативные виды реабилитации (стационары,
стационары дневного пребывания, стационары на дому, санаторно-
курортное лечение и т.д.).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
обучающиеся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении
органов исполнительной власти области, а также муниципальных
образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на
городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном
транспорте (кроме такси), а также проездом один раз в год к месту
жительства и обратно к месту учебы в порядке, устанавливаемом
администрацией области.
(в ред. Закона Тульской области от 28.12.2004 N 498-ЗТО)
Органы местного самоуправления вправе создавать дополнительные
гарантии реализации права на труд несовершеннолетним детям
оставшимся без попечения родителей, испытывающим трудности в
поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и
специализированных предприятий (включая предприятия для труда
инвалидов), организации обучения по специальным программам и
другими мерами.
Абзац 4 утратил силу. - Закон Тульской области от 28.12.2004 N
498-ЗТО.
Статья 31. Благотворительная деятельность в пользу детей
Исполнительный орган государственной власти области и органы
местного самоуправления поощряют благотворительную деятельность
любых организаций и предприятий, граждан, направленную на оказание
помощи детям. Средства, затраченные на благотворительную
деятельность, подлежат льготному налогообложению в соответствии с
действующим налоговым законодательством.
Органы государственной власти и местного самоуправления области
оказывают поддержку действующим на территории области и
зарегистрированным в установленном законодательством Российской
Федерации порядке общественным организациям, основным видом
деятельности которых, согласно уставам, является благотворительная
деятельность в пользу детей. Формы поддержки:
а) оказание финансовой помощи из областного и местных бюджетов
для реализации целевых социальных программ;
б) льготные условия аренды помещений (имущества), находящихся в
областной и муниципальной собственности.
Областная дума и органы местного самоуправления имеют право
предоставлять дополнительные льготы по налогам, зачисляемым в
бюджеты соответствующего уровня, согласно федеральному и
областному законодательству.
Глава VI. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ЗАЩИТА ПРАВ
И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА
Статья 32. Законные представители ребенка
Законными представителями совершеннолетних являются их
родители, усыновители, опекуны, попечители.
Законные представители осуществляют представительство детей,
защиту их прав и охраняемых законом интересов в отношениях с
любыми лицами во всех организациях, в том числе в числе в судах,
без специального полномочия на основании свидетельства о рождении
(или усыновлении) ребенка, паспорта родителей, удостоверения
опекуна за исключением случаев, когда действующим
законодательством и нормативными правовыми актами области
предусмотрено право несовершеннолетнего самостоятельно вступать в
гражданские, брачно - семейные, трудовые и иные правоотношения и
защищать свои права и интересы.
При отсутствии у ребенка родителей, усыновителей, лишении судом
родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным
причинам остались без родительского попечения, исполнение
обязанностей опекуна или попечителя, в том числе представительство
и защита прав и интересов ребенка, временно, до определения
ребенку конкретной формы воспитания, возлагается на орган опеки и
попечительства по месту жительства ребенка.
Статья 33. Защита прав и интересов детей органами опеки и
попечительства
Органами опеки и попечительства являются органы местного
самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов
местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства
над детьми, оставшимися без попечения родителей определяются ими
на основании уставов муниципальных образований в соответствии с
законом области.
Органы опеки и попечительства:
- принимают меры по защите личных имущественных и жилищных прав
несовершеннолетних детей;
- выявляют и обеспечивают устройство детей, оставшихся без
попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная
семья, государственное или муниципальное детское учреждение),
защищают права и представляют интересы этих детей в судебных,
административных и иных органах;
- посещают семьи, пребывание детей в которых представляет
угрозу их жизни и здоровью или неблагоприятно сказывается на их
воспитании;
- производят обследование условий жизни детей, родителей, а
также лиц, претендующих на воспитание ребенка;
- рассматривают споры, связанные с воспитанием детей, дают
заключения по спорам о детях между родителями, между родителями и
другими лицами:
- направляют материалы о привлечении к ответственности
родителей и лиц, их заменяющих, в комиссию по делам
несовершеннолетних, либо обращаются в суд;
- совместно с судебным приставом исполняют решение суда по
спорам, связанным с воспитанием детей;
- взаимодействуют с органами, учреждениями и организациями,
входящими в государственную систему профилактики безнадзорности и
правонарушений;
- оказывают информационную консультационно - психологическую,
педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав
и охраняемых законом интересов детей;
- осуществляют контроль за условиями воспитания и содержания
детей в учреждениях государственного воспитания вне зависимости от
их ведомственной принадлежности, в семьях усыновителей, опекунов
(попечителей), приемных семьях (в семейных детских домах);
- выполняют иные функции в соответствии с действующим
законодательством;
- формируют информационный банк данных на детей, подлежащих
усыновлению;
- формируют информационный банк данных на потенциальных
усыновителей (опекунов);
- осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.
Статья 34. Защита прав и интересов детей
Защита прав и интересов детей в соответствии с федеральным
законодательством осуществляется судами, прокуратурой, нотариатом,
органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних, а
также уполномоченными на это структурными подразделениями
государственного органа исполнительной власти области и
общественными объединениями, если это предусмотрено их уставами.
Глава VII. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ
В БРАК НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ ЛИЦ, НЕ
ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА ШЕСТНАДЦАТИ ЛЕТ
Статья 35. Минимальный возраст лиц, которым может быть
разрешено вступление в брак
При наличии особых обстоятельств, в виде исключения, глава
муниципального образования вправе разрешить вступить в брак лицам,
достигшим возраста четырнадцати лет.
Статья 36. Особые обстоятельства, при наличии которых возможно
разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим возраста
шестнадцати лет
Особыми обстоятельствами, дающими право разрешить вступление в
брак лицу, не достигшему возраста шестнадцати лет, являются:
беременность, рождение общего ребенка у лиц, желающих вступить в
брак.
Статья 37. Порядок подачи заявления о разрешении на вступление
в брак
Для получения разрешения на вступление в брак лицом, не
достигшим возраста шестнадцати лет, подается заявление в
письменной форме главе муниципального образования по месту
жительства совершеннолетнего с просьбой разрешить вступить в брак
с конкретным лицом. К заявлению должно быть приложено:
- письменное согласие родителей (родителя), приемных родителей
или усыновителей, опекуна, (попечителя) на вступление в брак
несовершеннолетнего. При отсутствии согласия указанных лиц
прилагается письменное согласие органов опеки и попечительства;
- заключение (ходатайство) органов опеки и попечительства по
месту жительства несовершеннолетнего. Заключение (ходатайство) не
прилагается, если имеется письменное согласие органов опеки и
попечительства на брак несовершеннолетнего;
- справка о наличии беременности или копия свидетельства о
рождении ребенка у лиц, желающих вступить в брак, и копия
свидетельства об установлении отцовства, заверенные органом опеки
и попечительства. Если один из родителей лишен согласия одного из
родителей, с которым проживает несовершеннолетний.
Статья 38. Порядок рассмотрения заявления
Заявление о разрешении на вступление в брак лицу, не достигшему
возраста шестнадцати лет, рассматривается главой муниципального
образования города (района) в течение пятнадцати дней со дня его
подачи.
Решение о разрешении либо об отказе на вступлении в брак лицу,
не достигшему возраста шестнадцати лет, принимается главой
муниципального образования города (района) и оформляется
постановлением.
Статья 39. Регистрация заключения брака
При получении разрешения на вступление в брак лицом, не
достигшим возраста шестнадцати лет, государственная регистрация
заключения брака производится в порядке, установленном для
государственной регистрации актов гражданского состояния.
Глава VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ПРАВ РЕБЕНКА
Статья 40. Ответственность за неисполнение настоящего Закона
Должностные лица органов государственной власти, местного
самоуправления, организаций, независимо от их организационно -
правовой формы и форм собственности, граждане и лица без
гражданства несут ответственность за неисполнение либо
ненадлежащее исполнение настоящего Закона в соответствии с
действующим законодательством.
Глава IX. ВВЕДЕНИЕ ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ
Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Статьи 6; 25 часть 6, 26 часть 5; 29 часть 6 вступают в силу с
1 января 1999 года.
Статья 29 часть 2; 5 вступает в силу с 2000 года.
Председатель Тульской Губернатор - глава
областной Думы исполнительного органа
И.В.ИВАНОВ государственной власти
Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ
29 июня 1998 года 6 июля 1998 года
г. Тула
25 июня 1998 года
N 88-ЗТО
|