ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
2-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 июля 1998 г. N 27/751
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО
ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ
Рассмотрев заключение контрольной комиссии областной Думы по
результатам проверки выплаты ежемесячного пособия гражданам,
имеющим детей, Тульская областная Дума постановляет:
1. Заключение контрольной комиссии по результатам проверки
состояния выплаты ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей,
направить губернатору Тульской области для сведения и принятия
мер.
2. Отметить, что на территории Тульской области не выполняется
пункт 5 статьи 6 Закона "О бюджетном процессе в Тульской области"
в части проведения расходов на выплату ежемесячных пособий на
детей по категории защищенных статей бюджетов.
3. Предложить администрации Тульской области, главам
муниципальных образований области в срок до 01.10.98 принять
конкретные меры по сокращению задолженности по выплатам детских
пособий за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет
сумм трансфертов, направляемых в область из Федерального фонда
финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
4. Поручить контрольной комиссии Тульской областной Думы
ежемесячно информировать депутатов Тульской областной Думы о
динамике состояния выплат детских пособий на территории области.
5. Материалы проверки контрольной комиссии по выплатам детских
пособий направить в средства массовой информации для публикации.
6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на
комитет по социальной политике и охране здоровья населения
(В.А. Пуганов) и контрольную комиссию Тульской областной Думы
(А.А. Кирина).
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы
И.ИВАНОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
От контрольной комиссии Тульской
областной думы
В соответствии с планом работы контрольной комиссией Тульской
областной думы проведена проверка состояния выплаты ежемесячного
пособия на детей на территории области. В ходе проверки сплошным
порядком обследованы отчеты об исполнении бюджетов всех городов и
районов области за 1997 год и первый квартал 1998 года. Выборочно,
с выездом на место, проведены проверки целевого использования
средств, предназначенных на выплату детских пособий в Щекинском,
Ясногорском и Веневском районах.
Установлено:
Расчетная годовая потребность в финансовых ресурсах для
выплаты пособий на детей из средств территориального бюджета
составляет 214000 млн. руб., среднемесячная - 17800 млн. руб.
Средства на выплату единого ежемесячного пособия на каждого
ребенка в 1997 году были предусмотрены в расходной части всех
бюджетов городов и районов области на общую сумму 213415,2 млн.
руб., профинансировано фактически в объеме 122509,4 млн. руб., или
на 57.4% к плану.
В течение последних лет городские и районные бюджеты Тульской
области систематически не обеспечивают своевременную выплату
детских пособий. Накопленная задолженность по данному виду
социальной поддержки граждан, имеющих детей, составила по 1
области на 01.06.98 262549,5 млн.
В динамике по годам объем задолженности по выплате пособий на
детей из бюджета области растет:
на 01 .01 .96 задолженность составляла - 35200.0 млн. руб.
на 01.01.97
100336. 0 млн. руб.
на 01.01.98
208224.0 млн. руб.
на 01.06.98
262650.0
(неденом. млн. руб.)
Относительно лучшее положение с выплатой детских пособий имеют
Ленинский район (задолженность с сентября 1997 года) и г. Алексин
(задолженность с октября 1997 года).
Однако большинство районов области имеют задолженность по
выплатам детских пособий с февраля 1997 года, а такие районы как,
Ясногорский и Веневский, соответственно с октября и ноября 1996
года.
В 1997 году бюджетам городов и районов из областного бюджета
было направлено 268497,0 млн. руб. в виде дотаций, однако только
8821,4 млн. руб., или 3,3% из них были использованы на выплату
детских пособий.
Из обшей суммы трансфертов, полученных из федерального бюджета
и переданных в бюджеты городов и районов (122275,0 млн. руб.), на
детские пособия направлено 28713,4 млн. руб., или только 23,5%.
На 01.06.98 в целом по области выплачено детских пособий в
сумме 46,0 млн. руб., или 19% к плану года. То есть и в текущем
году, несмотря на ряд принятых губернатором постановлений по этой
проблеме, ситуация ухудшается. Не только не сокращается
задолженность, но и не исполняются текущие платежи.
В ходе изучения проблемы инспекторами контрольной комиссии
Тульской областной думы Степановой Р. А. и Шарыпиной Ю. В.
праведена выборочная проверка целевого использования средств,
предназначенных на выплату детских пособий, с выездом в Щекинский,
Веневский, Ясногорский районы, и проверка правильности
расходования средств, направленных на выплату детских пособий, на
ряде предприятий.
В Щекинском районе проведена документальная проверка АО
"Автомобилист". Предприятием проведен взаимозачет в уплату
платежей в городской бюджет 6662,16 деноминированных руб., в том
числе: по налогу на содержание милиции 1004,7 деноминированных
руб., по налогу на содержание жилищного фонда 5657,46
деноминированных руб. На сумму 66б2,16 деноминированных руб.
произведены выплаты детских пособий и погашена задолженность
получателя за весь 1997 год. Нарушений по выплате пособий в
указанном акционерном обществе не установлено.
В Ясногорском районе проведена проверка выплат детских
пособий на ОАО "Ясногорский машзавод", где получателями пособий
являются родители 1204 детей.
Задолженность бюджета района этому предприятию по выплатам
детских пособий составила на 20.04.98 - - 636,1 млн. руб. (в
валюте 1997 года). В свою очередь, завод как налогоплательщик
является недоимщиком по платежам в бюджет района на указанную дату
в сумме 22062,4 млн. рублей (в валюте 1997 года).
С декабря 1997 года на ОАО "Ясногорский машзавод" по
согласованию с администрацией района введена натурализация
финансовых обязательств завода в счет погашения задолженности по
выплатам детских пособий продовольственными и промышленными
товарами первой необходимости через магазин, находящийся на
территории завода. Проводятся также взаимозачеты по уплате
коммунальных и других услуг, что способствует некоторому снижению
объемов взаимной задолженности предприятия и бюджета района.
При проверке состояния выплат ежемесячного пособия на детей в
Веневском районе установлено, что общая задолженность по данной
статье бюджетных расходов составляет на 01.06.98 7940,0 млн. руб.
и значится, начиная с ноября 1996 года.
В 1996 году бюджет Веневского района был исполнен по расходам
в целом на 94% к плану, а статья расходов на выплаты детских
пособий исполнена только на 46%; в 1997 году соответственно 97,2%
и 50.9%, хотя расходы по выплате детских пособий отнесены к
категории защищенных.
В 1997 году Веневскому району в виде дотаций из областного
бюджета направлено 4942,3 млн. руб., в виде трансфертов 2476,4
млн. руб., кроме того, дано разрешение на получение кредитов банка
под поручительство областного бюджета на выплату детских пособий
на сумму 1200,0 млн. рублей (всего 8618,7 млн. руб.), однако на
детские пособия из них направлено 1951,6 млн. рублей, или только
22,6%.
Всего в Веневском районе в 1997 году на выплату детских
пособий направлено 2741,6 млн. рублей. При плане на год 5381,0
млн. рублей. Собственные средства на эти цели были направлены
только в сумме 790,0 млн. рублей, все они были оформлены в порядке
взаимозачетов с налогоплательщиками.
В районе имеют место факты погашения задолженности по детским
пособиям в безакцептном порядке по решениям суда.
Так, 01.04.97 п/п N 8 судом снята со счета по выплатам детских
пособий сумма пособий 8298,9 тыс. руб. И сумма госпошлины 410,7
тыс. рублей. Рекомендовано райфинотделу Веневского района
восстановить сумму госпошлины - 410,7 тыс. руб. на специальном
счете по выплатам детских пособий.
Итоги проведенной проверки состояния выплаты ежемесячного
пособия гражданам, имеющим детей, позволяют сделать вывод о том,
что критическое положение с выплатой детских пособий в городах и
районах области сложилось в силу:
1. Объективных причин:
а) Кризис в бюджетной сфере, недостаточность средств для
мероприятий по текущим расходам бюджетов (дефицит бюджетов).
б) При формировании проектов бюджетов городов и районов не
учитывалась необходимость компенсации кредиторской задолженности
за прошлые годы, в т.ч. по выплатам детских пособий, что привело к
наращиванию долгов и обострению ситуации.
2. Субъективных причин:
а) Со стороны руководителей администраций ряда городов и
районов области до настоящего времени нет должного внимания к
проблеме выплат детских пособий.
Так, если бюджет Киреевского района в 1997 году исполнен по
расходам в целом на 146,2%, то статья по выплатам детских пособий
только на 49,3% к плану.
Расходная часть бюджета Одоевского района в целом исполнена в
1997 году на 137%, а по детским пособиям - на 45%.
Бюджет Чернского района исполнен по расходам в 1997 году на
191,7% к плану, а по выплате пособий на детей только на 34,71%.
Аналогия наблюдается по большинству райгорбюджетов области.
б) Должностными лицами исполнительных органов власти области
недостаточно реализована система мер по погашению задолженности
по детским пособиям, предусмотренная постановлением губернатора
Тульской области N 475 от 30.09.97 "О натурализации финансовых
обязательств предприятий" и N 512 от 18.11.97 "О мерах по
погашению задолженности по выплатам детских пособий".
Только семь муниципальных образований из 25 сделали попытки
частичной компенсации задолженности по выплатам детских пособий
путем освобождения получателей детских пособий от платежей за
жилье и коммунальные услуги. Из общей суммы выплаченных в 1997
году пособий на детей только 1% погашен в форме натурализации
финансовых обязательств.
15071,2 млн. рублей, или только 12.3% платежей по детским пособиям
проведено через взаимозачеты платежей между местными бюджетами
предприятиями и организациями-налогоплательщиками, на которых
работают получатели детских пособий.
в) В нарушение статьи 6 пункта Закона "О бюджетном процессе
Тульской области" (с изменениями, внесенными 30.01.97) ежемесячные
пособия на детей не финансируются по категории защищенных статей
бюджетов.
г) В области не выполнена статья 95 (приложение N 14) Закона
Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год", согласно
которой на реализацию федерального Закона "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей" должно было быть направлено
целевым назначением 56,5% сумм трансфертов, поступающих в область.
Фактически на детские выплаты было направлено в 1997 году только
11,4% сумм, поступающих в область из федерального фонда финансовой
поддержки субъектов Российской Федерации.
Аналогично в 1998 году не исполнятся статья 119 (приложение N
12) Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1998
год", согласно которой 61,2% от общей суммы трансфертов должно
направляться на выплату детских пособий. Правительство РФ приняло
28.08.97 постановление N 1089 "Об изменении порядка назначения и
выплаты ежемесячного пособия на ребенка", согласно которому
функции назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка по
всем категориям граждан передаются в органы социальной защиты
населения. (Ранее эти вопросы решались по месту работы, службы,
учебы одного из родителей). Во исполнение указанного постановления
губернатором Тульской области принято постановление N 194 от
08.05.98 "Об организации единой системы назначения и выплаты
государственных ежемесячных пособий на детей в органах социальной
защиты населения Тульской области", согласно которому с 01.06.98
функции единой системы назначения и выплаты детских пособий
возложены на органы социальной защиты области.
По мнению контрольной комиссии, такой подход, с одной
стороны, позволит наладить строгий учет получателей пособий и
исключить двойные выплаты, с другой стороны:
- влечет за собой увеличение численности государственных и
муниципальных служащих (по расчетам контрольной комиссии не менее
200 человек по области) и дополнительные бюджетные расходы на
оплату труда, оборудование рабочих мест, услуги почтовой связи и
Сбербанка. (До настоящего времени этот объем работы выполняется
силами предприятий, организаций по месту работы получателей
пособий);
- ответственность за невыплату детских пособий полностью
переключается на органы государственной власти и муниципальных
образований. Снижается заинтересованность предприятий участвовать
в погашении детских пособий работающим получателям через поставки
им товаров и услуг по месту работы с последующим зачетом
задолженности предприятия по налоговым платежам перед
соответствующим бюджетом;
- проведение погашения задолженности по выплате денежных
пособий в натуральной форме через областной фонд социальной
поддержки населения лишь усложнит эту схему не в интересах
получателей пособий.
Председатель контрольной комиссии
Тульской областной думы
А.А.КИРИНА
Справочно:
Выплата ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей
(детские пособия), регулируется Федеральным законом "О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей" N 81-ФЗ от
19.05.95 c последующими изменениями и дополнениями, положением
"О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам,
имеющим детей", утвержденным постановлением Правительства РФ N
883 от 04.09.95 с изменениями и дополнениями.
Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается одному из
родителей (усыновителей, опекуну) до достижения ребенком 16 лет
(на учащихся общеобразовательных учреждений до 18 лет) в размере
70 % минимального размера оплаты труда (58443 руб. в масштабе
валюты 1997 года). Размер ежемесячного пособия на ребенка
увеличивается:
а) на 100% - на детей одиноких родителей;
б) на 50% на детей, родители которых уклоняются от уплаты
алиментов, детей военнослужащих срочной службы.
В соответствии с п. 58 положения "О порядке назначения и
выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей"
ежемесячное пособие на ребенка выплачивается за счет
государственных бюджетов соответствующих субъектов Российской
Федерации. Указанные расходы учитываются при взаиморасчетах
федерального бюджета и бюджетов соответствующих субъектов
Российской Федерации и выделяются целевым назначением.
|