ГУБЕРНАТОР
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 июля 1998 г. N 282
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО РАЗВИТИЮ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях усиления государственного воздействия на процессы
формирования и развития научно-технического и инновационного
потенциала Тульской области, а также обеспечения государственной
поддержки функционирования научных организаций области и
руководствуясь положениями Федерального закона от 23 августа
1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической
политике", доктриной развития российской науки, одобренной Указом
Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 884 "О
доктрине развития российской науки", Законом Тульской области от
22 января 1998 г. N 73-ЗТО "Об осуществлении научной,
научно-технической и инновационной деятельности на территории
Тульской области" и постановлением губернатора Тульской области от
08.12.97 N 546 "О концепции региональной научно-технической и
инновационной политики Тульской области на период 1998-2005
годов", ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить региональную программу мер по развитию и
государственной поддержке научно-технического потенциала Тульской
области (именуемая в дальнейшем - Программа) (прилагается).
2. Руководителям структурных подразделений администрации
области организовать работы по реализации Программы, в месячный
срок назначить ответственных исполнителей ее мероприятий и для
осуществления координации их деятельности направить сведения о них
в комитет по науке (Шадский Г.В.).
3. Возложить на комитет по науке (Шадский Г.В.) координацию
работы по выполнению Программы и обеспечение контроля за ее
реализацией.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого
заместителя губернатора Тульской области Богомолова В.А..
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ
Приложение
к постановлению губернатора
Тульской области
от 06.07.98 N 282
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МЕР ПО РАЗВИТИЮ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Тула - 1998
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Паспорт Программы ...................................
Введение ............................................
1. Предпосылки развития научно-технического
потенциала и задачи по его стимулированию........
2. Этапы реализации Программы........................
3. Финансовое обеспечение Программы..................
4. Механизм управления ..............................
5. Оценка эффективности, социально-экономических и
экологических последствий от реализации ..........
6. Комплекс мер по развитию и государственной
поддержке научно-технического потенциала
Тульской области .................................
Приложения .......................................
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Региональная программа мер по
Программы развитию и государственной поддержке
научно-технического потенциала Тульской
области
Основание для Федеральный закон "О науке и
разработки государственной научно-технической
Программы политике", Закон Тульской области
"Об осуществлении научной,
научно-технической и инновационной
деятельности на территории Тульской
области", "Концепция региональной
научно-технической и инновационной
политики Тульской области на период
1998-2005 г".
Заказчик Программы Администрация Тульской области
Разработчик проекта Комитет по науке
Программы
Основные исполнители Комитет по науке
Программы Главное экономическое управление
Государственно-правовое управление
Департамент внешних экономических
связей
Департамент информатизации
Департамент общего и профессионального
образования
Департамент по поддержке малого и
среднего предпринимательства
Комитет по управлению имуществом
Управление государственной службы и
кадров
Финансовое управление
Цель Программы Совершенствование экономических,
правовых и организационных условий,
обеспечивающих устойчивое развитие
научно-технического потенциала области,
способствующего пополнению бюджета за
счет получения доходов от внедрения
в народное хозяйство достижений науки
и техники
Задачи Программы Разработка нормативно-организационного
и методического обеспечения развития и
государственной поддержки научно-
технического потенциала области.
Разработка и введение в действие
комплекта документов, регламентирующих
создание компьютерного информационно-
аналитического обеспечения
государственной поддержки научно-
технического и инновационного
потенциала области.
Развитие системы распространения
информации об организациях научно-
технического и инновационного
потенциала, содействие созданию их
благоприятного имиджа.
Разработка и реализация мер по развитию
предприятий и организаций инфраструктуры
обеспечения научно-технической и
инновационной деятельности.
Развитие и упорядочение межрегионального
и международного сотрудничества
предприятий и организаций, действующих
в научно-технической и инновационной
сферах.
Сроки реализации 1998 - 2005 годы
Программы
Объем финансирования Общий объем целевого финансирования
Программы оценивается в 3.03 млн. рублей.
Источники Средства федерального и областного
финансирования бюджетов, внебюджетные источники.
Ожидаемые конечные Ускорение реализации научно-технических
результаты и инновационных проектов, расширение
реализации сети научных организаций, получение
Программы бюджетного эффекта к 2002 году в сумме
14,7 млн. руб.
Система контроля Контроль за реализацией Программы
осуществляет комитет по науке совместно
с заинтересованными подразделениями
администрации Тульской области.
ВВЕДЕНИЕ
Региональная программа мер по развитию и государственной
поддержке научно-технического потенциала Тульской области
(именуемая в дальнейшем Программа) разработана в рамках проведения
работ по реализации на территории области положений Федерального
Закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной
научно-технической политике", доктрины развития российской науки,
одобренной Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996
года N 884 "О доктрине развития российской науки", Закона Тульской
области от 22 января 1998 года N 73-ЗТО "Об осуществлении научной,
научно-технической и инновационной деятельности на территории
Тульской области" и постановления губернатора Тульской области от
08.12.97 N 546 "О Концепции региональной научно-технической и
инновационной политики Тульской области на период 1998-2005
годов".
Научно-технический потенциал - совокупность трудовых,
материальных, финансовых и информационных ресурсов,
предназначенных для осуществления научной и (или)
научно-технической деятельности.
Научно-технический потенциал обеспечивает:
создание новых технологий, товаров, материалов, внедрение их в
производство, модернизацию существующих технологий, продукции и их
заимствование в других странах и субъектах Российской Федерации,
воспроизводство научных кадров и специалистов, а также
распространение и пропаганду достижений науки и техники.
Очевидно, что возможности научно-технического потенциала во
многом определяют темпы экономического роста, а стимулирование
экономического роста - важнейшая экономическая функция органов
государственной власти.
Поэтому закономерно, что развитие научно-технического
потенциала Тульской области является важнейшим элементом
структурной перестройки и технологической модернизации народного
хозяйства Тульской области.
Стратегической целью Программы является совершенствование
экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих
устойчивое развитие научно-технического потенциала области,
способствующего пополнению бюджета за счет получения доходов от
внедрения в народное хозяйство достижений науки и техники.
Достижение поставленной цели предполагает активное участие
администрации области в развитии научно-технического потенциала,
тесную координацию усилий всех заинтересованных в этом сторон.
Основное содержание и направленность Программы состоят в
обосновании и последующей реализации комплекса экономических,
организационно-правовых и специальных мер стимулирования развития
научно-технического потенциала.
Предлагаемые меры представляют собой синтез традиционных и
новых подходов, сформулированных в последние годы на основе
тщательного анализа итогов и проблем развития научно-технического
потенциала и его государственной поддержки на территории Тульской
области. Будучи изложены в едином документе и дополняя друг друга,
указанные меры могут стать действенным механизмом повышения
эффективности работы администрации области и заинтересованных
организаций по развитию научно-технического потенциала.
Масштабность и сложность проблемы определили целесообразность
установления периода действия Программы до 2005 года и выделения в
ней промежуточных этапов.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
И ЗАДАЧИ ПО ЕГО СТИМУЛИРОВАНИЮ
В настоящее время научно-технический потенциал области
составляют 16 научно-исследовательских институтов, 10
конструкторско-технологических организаций, 3 высших учебных
заведения, крупные научные подразделения в составе промышленных
предприятий. Это около 10 тысяч научных работников, что составляет
около 2% от всех занятых в народном хозяйстве области. Кроме того,
в сфере науки действует более 300 малых предприятий. Это еще около
2-х тысяч человек.
Численность работников, выполнявших исследования и разработки,
в последние годы сокращалась по 16-26% в год. При этом выпуск
аспирантов по сравнению с 1990 годом практически не изменился,
прием в аспирантуру увеличился на 16 %.
Для Тульской области характерно то, что специалисты высшей
квалификации сосредоточены в учебных заведениях, 22% докторов и
кандидатов наук работает в ВУЗах. Академическая наука развита
слабо: в области находится лишь одна малочисленная организация
Академии наук.
Доля кадров высшей квалификации составляет 6% от общей
численности специалистов, занимающихся научной работой. Это почти
втрое ниже, чем в среднем по России. Причем, для 82% научных
работников сферой деятельности являются технические науки, а среди
них больше всего занимаются машиностроением, информатикой,
вычислительной техникой, автоматизацией производственных
процессов, радиотехникой и связью.
Около 65% сотрудников работает в научных организациях
оборонной промышленности и выполняют 80% всего объема
научно-технических работ. Слабо проявляется влияние науки в
металлургии, сельском хозяйстве, легкой, пищевой и
перерабатывающей промышленности.
Таким образом научный комплекс области сформирован в структуру
с ярко выраженным машиностроительным и химическим профилем
отраслевой науки, которая недостаточно связана с региональными
проблемами. Оборудование, информационные системы научных
организаций ориентированы в большинстве на работы оборонного
профиля. В условиях сокращения продукции оборонного назначения они
не в состоянии без внешней поддержки эффективно решать проблемы
проведения конверсии на предприятиях.
Неудовлетворенные своим положением лучшие специалисты стали
покидать свои научные организации, жертвуя профессией и опытом.
Уходят квалифицированные в возрасте, как правило, до 40 лет
сотрудники. Поэтому в научной сфере сотрудников пенсионного и
предпенсионного возраста около 30%.
Количество регистрируемых по Тульской области изобретений в
текущие годы сократилось более чем в 10 раз. Это можно объяснить
несколькими причинами. Среди них немаловажным является то, что
институт аттестованных поверенных в Тульской области на сегодня
составляет всего 4 человека, к тому же резко возросли и продолжают
расти платежи за патентование.
Имеющиеся на территории области изобретатели и рационализаторы
привыкли работать в условиях плановой системы хозяйствования,
обычно оформляли авторские свидетельства, а не патенты. В связи с
этим необходимо их обучение приемам работы в новых условиях
хозяйствования и с новыми видами охранных документов.
Существующая на территории области инфраструктура
научно-технической и инновационной деятельности пока слабо
ориентирована на работу в рыночных условиях. Отсутствуют или
недостаточно развиты такие важнейшие ее элементы как фонд
научно-технического развития, патентный центр, центры и
лаборатории по лицензированию, центр бизнес-планирования
инновационной деятельности, технопарки и т.п.
Инвестиции в отрасль "наука и научное обслуживание" составляют
менее одного процента от общего объема инвестиций.
Инвестиции в отрасль "наука и научное обслуживание" из
областного бюджета так же составляют менее одного процента от
расходной части бюджета.
Все отмеченное привело к тому, что, хотя объемы выполняемых
НИР по Тульской области стабилизировались, но только на 50-ти
процентном уровне по отношению к 1991 году. Производительность
труда в научно-технической сфере составляет также 50% от уровня
1991 года и фондоотдача упала более чем в 5 раз. Снижение
результативности НИР повлекло за собой сокращение доли
инновационной продукции в промышленности также почти в 5 раз.
К числу благоприятных предпосылок развития научно-технического
потенциaла можно отнести то, что за годы реформ удалось сохранить
хотя бы часть потенциала, оставшегося от советского периода и он
сумел приспособится к выживанию в новых условиях хозяйствования. В
отрасли "наука и научное обслуживание" образовался новый сектор,
состоящий из малых предприятий, была создана минимально
необходимая законодательная и нормативная база осуществления
научно-технической деятельности.
В целях усиления государственного воздействия на процессы
развития научно-технического потенциала области согласно
постановлению губернатора Тульской области от 18.08.97 г. N 357
"Об утверждении штатного расписания и Положения о комитете по
науке администрации Тульской области" в составе комитета по науке
образован специализированный отдел для обеспечения государственной
поддержки развития научно-технического потенциала области.
В настоящее время за органами государственной власти Тульской
области законодательно закреплены следующие возможности поддержки
научно-технического потенциала:
выдача грантов научным работникам и организациям;
передача собственности области для реализации научных,
научно-технических и инновационных программ и проектов;
учреждение для осуществления научной, научно-технической и
инновационной деятельности государственных предприятий и
учреждений;
участие в образовании хозяйственных товариществ и обществ,
предназначенных для осуществления научной, научно-технической и
инновационной деятельности;
создание бюджетных и внебюджетных фондов поддержки научной,
научно-технической и инновационной деятельности;
предоставление в соответствии с действующим законодательством
льгот по уплате налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей в
областной бюджет организациям, осуществляющим научную,
научно-техническую и инновационную деятельность;
приобретение за счет средств областного бюджета научной,
научно-технической и инновационной продукции;
представление интересов научных и инновационно активных
организаций на федеральном и межрегиональном уровнях и в
зарубежных организациях;
развитие системы информационного обеспечения научной,
научно-технической и инновационной деятельности.
С учетом всего комплекса факторов, определяющих состояние и
перспективы развития научно-технического потенциала области,
очевидна необходимость неотложных шагов по формированию целостной
системы мер по развитию и государственной поддержке
научно-технического потенциала области.
В этой связи для достижения стратегической цели Программы
необходимо выполнение следующих задач:
разработать нормативно-организационное и методическое
обеспечение развития и государственной поддержки
научно-технического потенциала области;
создать систему распространения информации о
научно-техническом и инновационном потенциале организаций и
содействия формированию их благоприятного имиджа;
разработать меры экономической поддержки элементов
научно-технического и инновационного потенциала области;
создать систему предприятий и организаций инфраструктуры
обеспечения научно-технической и инновационной деятельности;
создать компьютерное информационно-аналитическое обеспечение
развития и государственной поддержки научно-технического и
инновационного потенциала;
развить и упорядочить деятельность по стимулированию
межрегионального и международного сотрудничества предприятий и
организаций, действующих в научно-технической и инновационной
сфере;
обеспечить мониторинг результатов реализации Программы и на
его основе, при необходимости, внесение корректив.
2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на поэтапное формирование более
эффективной модели развития и государственной поддержки
научно-технического потенциала Тульской области.
Этапность реализации программы обусловлена необходимостью
определенной последовательности реализации программных
мероприятий.
На первом этапе (1998-1999 годы) необходимо:
осуществить формирование нормативно-организационного и
методического обеспечения развития и государственной поддержки
научно-технического потенциала области;
разработать комплект документов, регламентирующих создание
компьютерного информационно-аналитического обеспечения развития и
государственной поддержки научно-технического и инновационного
потенциала;
ввести в действие систему распространения информации о
научно-техническом и инновационном потенциале организаций и
содействия созданию их благоприятного имиджа;
разработать предложения по экономической поддержке элементов
научно-технического и инновационного потенциала области;
разработать предложения по созданию предприятий и организаций
инфраструктуры обеспечения научно-технической и инновационной
деятельности, подлежащих созданию в первую очередь;
осуществить мероприятия по развитию и упорядочению
межрегионального и международного сотрудничества предприятий и
организаций, действующих в научно-технической и инновационной
сфере.
В результате на первом этапе реализации Программы будет
создано минимально необходимое нормативно-организационное и
методическое обеспечение развития и государственной поддержки
научно-технического потенциала области, проведена предварительная
работа, необходимая для создания компьютерного
информационно-аналитического обеспечения развития и
государственной поддержки научно-технического и инновационного
потенциала.
Начнет действовать ориентированная на рыночные условия
хозяйствования система распространения информации о
научно-техническом и инновационном потенциале организаций и
содействия созданию их благоприятного имиджа, а также развития
международного и межрегионального сотрудничества в сфере науки и
техники.
Будет осуществлен выбор конкретных адресных форм
государственной экономической поддержки научных организаций,
обеспечивающих максимальную эффективность использования
научно-технического потенциала.
Будут разработаны проекты, планы и обоснования
целесообразности создания предприятий и организаций инфраструктуры
обеспечения научно-технической и инновационной деятельности.
Приняты решения, определены источники финансирования и
заключены договора по созданию конкретного предприятия
инфраструктуры или по реализации конкретного мероприятия.
На втором этапе (1999-2002 годы) предполагается:
создать предприятия инфраструктуры и компьютерное
информационно-аналитическое обеспечение развития и государственной
поддержки научно-технического и инновационного потенциала;
начать на постоянной основе осуществлять меры экономической
поддержки элементов научно-технического и инновационного
потенциала области;
разработать и реализовать конкретные правовые, экономические и
организационные меры, обеспечивающие устойчивое пополнение
областного бюджета за счет эффективного использования
научно-технического потенциала.
В результате, на втором этапе начнет функционировать на
регулярной основе материально-техническое обеспечение и
инфраструктура региональной системы оказания государственной
поддержки развитию научно-технического потенциала.
На третьем этапе (2000-2005 годы) необходимо будет обеспечить
мониторинг результатов реализации Программы. На его основе
отладить функционирование введенной на 1-2 этапах региональной
системы экономических, правовых и организационных мер развития и
государственной поддержки научно-технического потенциала Тульской
области. При необходимости внести коррективы. На основе анализа
результатов функционирования созданной системы, изменений условий
ее функционирования разработать предложения по дальнейшему ее
совершенствованию.
Сроки выполнения этапов Программы перекрываются для
обеспечения возможности осуществлять реализацию отдельных,
наиболее быстро исполнимых мероприятий на 2-3 этапах, не дожидаясь
окончания разработки всех мероприятий Программы на первом этапе.
Такая схема осуществления программы позволяет обеспечить наиболее
сжатые сроки ее реализации.
3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В целях сокращения объема прямых финансовых расходов бюджета
области, связанных с реализацией Программы и, следовательно
повышения ее эффективности и сокращения сроков бюджетной
окупаемости в ходе осуществления Программы предполагается:
часть работ осуществлять силами подразделений администрации
области, которые находятся на нормируемом бюджетном содержании;
повысить загрузку и объемы использования существующих в
администрации области оргтехники, компьютерных программ и сетей за
счет их загрузки задачами, решаемыми в рамках Программы;
привлечь средства из федеральных и внебюджетных источников для
финансирования мероприятий второго этапа.
Окончательные объемы и источники финансирования мероприятий
второго этапа Программы (главным образом финансирование создания
предприятий и организаций инфраструктуры инновационной
деятельности) предполагается определить по окончании первого этапа
Программы.
Сведения об источниках и объемах специально выделяемых для
реализации Программы финансовых ресурсов приведены в приложении 1.
Премирование организаций, научных работников и специалистов в
связи с получением значительных результатов в области науки и
техники, юбилейными датами планируется осуществлять за счет
средств, выделяемых по строке "Научные исследования" областного
бюджета, а после формирования областного фонда научно-технического
развития - за счет его средств.
Таким образом, к моменту окончания разработки настоящей
Программы первый ее этап был полностью обеспечен необходимыми
финансовыми ресурсами и ассигнования из федерального бюджета были
частично освоены.
4. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
Управление реализацией Программы построено по иерархическому
принципу.
Оперативное руководство, координацию, анализ и контроль
исполнения Программы осуществляет комитет по науке областной
администрации.
Исполнители отдельных мероприятий Программы назначают
ответственных исполнителей, которые участвуют в координации хода
выполнения текущих работ.
Выработка решений по оперативным вопросам реализации Программы
будет осуществляться в ходе совещаний исполнителей Программы,
проводимых по мере необходимости при комитете по науке.
Решения о создании предприятий и организаций инфраструктуры,
предоставлении мер экономической поддержки, выделении
финансирования, внесении существенных корректив в Программу будут
приниматься губернатором Тульской области по предложениям
исполнителей.
Взаимодействие в ходе выполнения отдельных мероприятий
Программы предприятиями и организациями, в т.ч. находящимися за
пределами области, будут регулироваться отдельными договорами.
5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
Программа призвана создать благоприятные экономические,
организационные, правовые и иные условия для развития
научно-технической и инновационной деятельности в Тульской области
и повышения ее эффективности, а также механизмов предоставления
государственной финансовой, налоговой,
информационно-консультационной, маркетинговой и других видов
помощи субъектам научно-технической и инновационной деятельности.
Будет создана сеть рыночноориентированых предприятий и
организаций инфраструктуры научно-технической и инновационной
деятельности. Эти предприятия и организации обеспечат более
комфортные условия работы для научных и инновационно активных
организаций. В частности будут обеспечены следующие возможности:
осуществления накопления на льготных условиях финансовых
ресурсов для осуществления крупных научно-технических и
инновационных проектов;
представления гарантий на инвестиции, направляемые в
научно-технические, инновационные проекты и развитие научных
организаций;
квалифицированного сопровождения осуществления процессов
бизнес-планирования научно-технической и инновационной
деятельности;
осуществления коллективной защиты интеллектуальной
собственности;
выработки согласованных коллективных решений по вопросам
использования и приобретения интеллектуальной собственности;
оперативного использования потенциала индивидуальных
изобретателей;
получения качественного информационного обслуживания
непосредственно на территории области;
проведения операций по сертификации большинства инновационной
продукции на территории области;
получения помощи при рекламировании, как самих организаций,
так и их инновационных проектов, научно-технической и инновацинной
продукции;
получения помощи при взаимодействии с федеральными,
межрегиональными и зарубежными организациями.
Предусмотренное Программой к созданию
нормативно-организационное, методическое обеспечение и
компьютерное информационно-аналитическое обеспечение развития и
государственной поддержки научно-технического и инновационного
потенциала позволит администрации области более оперативно и
обоснованно оказывать предприятиям государственную поддержку.
Таким образом в результате реализации Программы можно ожидать
ускорения реализации научно-технических и инновационных проектов,
расширения сети научных организаций.
Программой предполагается решить вопрос закрепления в
собственности области интеллектуальной собственности, созданной за
счет средств областного бюджета и получения от ее использования
доходов.
При этом можно ожидать получения значительного бюджетного
эффекта от реализации программы (приложение 2).
Бюджетные доходы, приведенные в приложении 2, приняты исходя
из того, что примерно на третий год реализации Программы можно
ожидать, что в бюджет области будут ежегодно возвращаться в виде
налогов, возврата кредитов и доходов от реализации
научно-технической продукции средства в объеме превышающие
ежегодные бюджетные ассигнования на научные исследования.
В качестве резерва приведенной оценки бюджетной эффективности
реализации Программы можно рассматривать неучтенные при проведении
расчета доходы от реализации инновационных проектов.
Расширение масштабов научно-технической и инновационной
деятельности стимулирует развитие в Тульской области
научно-учебно-производственной среды, способной реализовывать
высокоэффективные технологии, создание новых престижных рабочих
мест и обеспечит условия комплексного решения проблем
экологического обеспечения.
6. КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
-----------------------------T-----------T-------------T----------
Наименование мероприятия ¦Исполнители¦Форма ¦Срок
¦ ¦представления¦исполнения
¦ ¦результатов ¦
-----------------------------+-----------+-------------+----------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4
-----------------------------+-----------+-------------+----------
Мероприятия I этапа (1998-1999 годы)
1. Формирование нормативно-организационного и методического
обеспечения развития и государственной поддержки
научно-технического потенциала области
1.1. Разработка проекта Комитет по Проект III
закона Тульской науке закона квартал
области "Об областном Государствен- Тульской 1998 г.
фонде научно- но-правовое области
технического управление
развития" Финансовое
управление
1.2. Разработка Комитет по Проект IV
нормативного акта, науке постановления квартал
регламентирующего Главное губернатора 1998 г.
оценку квалификации экономическое области
исполнителя научно- управление
технических и
инновационных работ
для государственных
нужд области.
1.3. Разработка нормативного Комитет по Проект IV
акта, регламентирующего науке постановления квартал
порядок формирования и губернатора 1998 г.
ведения реестра области
организаций и
специалистов -
экспертов
научно-технической
деятельности.
1.4. Разработка нормативного Комитет по Проект IV
акта, регламентирующего науке постановления квартал
порядок ведения реестра Комитет по губернатора 1998 г.
научных организаций управлению области
области и осуществления имуществом
контроля за поддержанием Департамент
и развитием научно- по поддерж-
исследовательских, ке малого и
опытно-экспериментальных среднего
баз, производственных предпринима-
фондов и за сохранением тельства
технологического
единства научно-
технической деятельности.
1.5. Разработка нормативного Комитет по Проект IV
акта, регламентирующего науке постановления квартал
порядок проведения Департамент губернатора 1998 г.
мониторинга результатов по поддержке области
осуществления малого и
государственной научно- среднего
технической политики. предпринима-
тельства
1.6. Разработка нормативного Комитет по Проект I
акта, регламентирующего науке постановления квартал
функционирование губернатора 1999 г.
областного фонда области
научно-технического
развития, состав и
содержание
документации,
подлежащей
оформлению при
использовании средств
и счетов фонда.
2. Формирование комплекта документов, регламентирующих
создание компьютерного информационно-аналитического
обеспечения развития и государственной поддержки
научно-технического и инновационного потенциала
2.1. Разработка предложений Комитет Предложения III
по составу реквизитов, по науке квартал
порядку формирования и Департамент 1998 г.
ведения баз данных: информатизации
научных организаций (с Департамент
выделением малых по поддержке
предприятий, работающих малого и
в научно-технической среднего
сфере); предприни-
мательства
научно-технического Главное
потенциала организаций экономическое
и предприятий, к управление
основному виду Государственно-
деятельности которых правовое
не относится научно- управление
техническая Департамент
деятельность; общего и
профессио-
организаций, нального
специализирующихся образования
на подготовке и
переподготовке
научных кадров и
специалистов;
организаций
(подразделений)
инфраструктуры
научно-технической
и инновационной
деятельности;
льгот организациям,
осуществляющим
научно-техническую и
инновационную
деятельность;
законов и других
нормативных документов
в научно-технической
сфере;
научно-технической
продукции (проектов,
макетов, промышленных
образцов и т.п.).
2.2. Создание макетов баз Комитет по Макеты баз IV
данных компьютерного науке данных квартал
информационно- Департамент 1998 г.
аналитического информати-
обеспечения зации
государственной
поддержки
научно-технического
и инновационного
потенциала.
3. Распространение информации о научно-техническом
и инновационном потенциале организаций и содействие
созданию их благоприятного имиджа
3.1. Проведение работ по Комитет по Свидетельства В
выдаче свидетельств об науке течение
аккредитации Департамент 1998
организаций при информатизации года
администрации Тульской
области в качестве
исполнителя
научно-технических и
инновационных работ
для государственных
нужд области.
3.2. Организация работ по Комитет по Свидетельства IV
выдаче свидетельств науке квартал
о регистрации научно- Департамент 1998 г.
технической продукции информатизации
в областном каталоге.
3.3. Подготовка, издание и Комитет по Сборник I
распространение науке квартал
рекламного сборника Департамент 1999 г.
"Тула - научная". по поддержке
малого и
среднего
предприни-
мательства
Департамент
общего и
профессиональ-
ного
образования
3.4. Включение сведений о Комитет по Информационные Постоянно
научно-техническом и науке материариалы
инновационном со сведениями
потенциале организаций об организациях
в информационные
материалы
администрации
области.
3.5. Организация участия Комитет по Конференции, Постоянно
администрации области науке семинары,
в подготовке и совещания,
работе научно- выставки с
технических участием
конференций, администрации
семинаров, области
совещаний,
выставок и т.п.
3.6. Награждение грамотами, Комитет по Награждения Постоянно
ценными подарками, науке организаций,
премирование Управление научных
организаций, научных государст- работников и
работников и венной специалистов
специалистов связи службы и
с получением кадров
значительных
результатов в
области науки и
техники, юбилейными
датами.
4. Разработка предложений по экономической поддержке
элементов научно-технического и инновационного
потенциала области
4.1. Формирование перечня Главное Перечень III
научных организаций, экономи- квартал
способных стать ческое 1998 г.
"точками роста" управление
экономики области, Комитет по
подъема науке
промышленного
производства за
счет использования
их научно-технического
потенциала.
4.2. Выбор конкретных Главное Предложения III
адресных форм экономи- квартал
экономической ческое 1998 г.
государственной управление
поддержки,
обеспечивающих
максимальную
эффективность
работы научных
организаций,
способных стать
"точками роста"
экономики
области.
4.3. Разработка предложений Комитет по Предложения IV
по стимулированию науке квартал
хозяйствующих Главное 1998 г.
субъектов в экономи-
финансировании ческое
научно-технической, управление
инновационной
деятельности и
развития научно-
технического
потенциала.
4.4. Разработка механизма, Комитет по Предложения IV
обеспечивающего науке квартал
направление доходов Главное 1998 г.
от реализации научно- экономи-
технической продукции, ческое
акций и имущества управление
научных организаций
на финансирование
научно-
исследовательской и
опытно-
экспериментальной
базы или обновление
производственных
фондов научных
организаций.
4.5. Разработка Комитет по Предложения IV
предложений по науке квартал
предоставлению 1998 г.
грантов области
организациям,
научным
работникам и
специалистам.
5. Разработка предложений по созданию предприятий и
организаций инфраструктуры обеспечения научно-технической
и инновационной деятельности, подлежащих созданию
в первую очередь
5.1. Разработка предложений
по созданию
региональных:
координационного Департамент Предложения III
центра программы общего и квартал
"Шаг в будущее" профессио- 1998 г.
по Тульской нального
области. образования
Комитет по
науке
центра сертификации Комитет по Предложения IV
инновационной науке квартал
продукции; Департамент 1998 г.
по поддержке
малого и
среднего
предприни-
мательства
патентно-лицензионного Комитет по Предложения IV
центра; науке квартал
Департамент 1998 г.
по поддержке
малого и
среднего
предприни-
мательства
консультационного Комитет по Предложения IV
пункта поддержки науке квартал
индивидуального Департамент 1998 г.
изобретательства по поддержке
на базе областного ке малого и
совета ВОИР; среднего
предприни-
мательства
6. Развитие и упорядочение межрегионального и
международного сотрудничества предприятий и организаций,
действующих в научно-технической и инновационной
сфере
6.1. Подготовка каталога Департамент Каталог I
наиболее внешних квартал
предпочтительных экономических 1999 г.
для предприятий и связей
организаций области Комитет по
международных и науке
межрегиональных
организаций,
регулярно проводимых
выставок, ярмарок,
рекламных изданий
и т.п., действующих в
научно-технической
и инновационной
сфере.
6.2. Содействие установлению Департамент Соглашения, Постоянно
сотрудничества между внешних договора
предприятиями и экономических
организациями области связей
и зарубежными Комитет по
организациями, науке
действующими в
научно-технической
и инновационной сфере.
6.3. Содействие установлению Департамент Соглашения, Постоянно
сотрудничества между внешних договора
предприятиями и экономических
организациями области связей
и межрегиональными Комитет по
организациями, науке
действующими в
научно-технической
и инновационной сфере.
Мероприятия II этапа (1999-2002 годы)
1. Создание компьютерного информационно-аналитического
обеспечения развития и государственной поддержки
научно-технического и инновационного потенциала
1.1. Техническое дооснащение Департамент Акт I
действующей информати- квартал
компьютерной сети зации 1999 г.
администрации и Комитет по
установка программного науке
обеспечения развития
и государственной
поддержки
научно-технического
и инновационного
потенциала.
1.2. Первичная загрузка Комитет по Акт III
информацией баз науке квартал
данных Департамент 1999 г.
информационно- информатизации
аналитического
обеспечения
развития и
государственной
поддержки
научно-технического
и инновационного
потенциала.
1.3. Создание системы Комитет по Акт II
мониторинга науке квартал
научно-технического 1999 г.
потенциала области
и реализации программ
научно-технических
работ, финансируемых
из средств областного
бюджета.
2. Реализация экономической поддержки элементов
научно-технического и инновационного потенциала области
2.1. Разработка и реализация Комитет по Документы, Постоянно,
конкретных (адресных) науке подтверждающие начиная
правовых и создание с I
организационных условий, благо- квартала
обеспечивающих приятных 1998 г.
устойчивое экономическое правовых и
развитие организационных
научно-технического условий
потенциала области,
способствующих
пополнению бюджета
за счет получения
доходов от внедрения
в народное хозяйство
достижений науки и
техники.
2.2. Разработка и Главное Документы, Постоянно,
реализация конкретных экномичес- подтвержда- начиная
(адресных) кое ющие со II
экономических мер управление оказание квартала
государственной экономической 1999 г.
поддержки, поддержки
обеспечивающих
устойчивое развитие
научно-технического
потенциала области,
способствующих
пополнению бюджета
за счет получения
дохода от внедрения
в народное хозяйство
достижений науки
и техники.
2.3. Осуществление Главное эко- Выделение Постоянно,
стимулирования номическое предприя- начиная
хозяйствующих управление тиями со II
субъектов в Финансовое долевого квартала
финансировании управление финанси- 1999 г.
научно-технической, Комитет по рования
инновационной науке
деятельности и
развития
научно-технического
потенциала. (В
соответствии с
принятыми на I
этапе выполнения
Программы нормативными
актами)
2.4. Направление доходов Финансовое Документы, Постоянно,
от реализации управление подтверж- начиная
научно-технической Комитет по дающие с I
продукции, акций и управлению выделение квартала
имущества финансовых имуществом 2000 г.
научных организаций Комитет по ресурсов
на финансирование науке
научно-
исследовательской и
опытно-экспериментальной
базы или обновления
производственных фондов
научных организаций.
(В соответствии с Законом
Тульской области "Об
осуществлении научной,
научно-технической и
инновационной
деятельности на
территории Тульской
области")
2.5. Образование областного Финансовое Документы, Постоянно,
фонда научно- управление подтвержда- начиная
технического развития Комитет по ющие со II
и обеспечение его науке выделение квартала
функционирования. средств в 1999 г.
фонд
2.6. Представление грантов Финансовое Документы, Постоянно,
области организациям, управление подтвержда- начиная
научным работникам и Комитет по ющие предо- с IV
специалистам. науке ставление квартала
грантов 1999 г.
3. Разработка предложений по развитию сети предприятий
и организаций инфраструктуры обеспечения научно-
технической и инновационной деятельности, подлежащих
созданию во вторую очередь
3.1. Разработка предложений
по созданию
региональных:
инновационного центра; Комитет по Предложения I
науке квартал
Департамент 1999 г.
по поддержке
малого и
среднего
предприни-
мательства
страховой инновационной Комитет по Предложения IV
компании. науке квартал
Департамент 1999 г.
по поддержке
малого и
среднего
предприни-
мательства
Финансовое
управление
4. Создание предприятий и организаций инфраструктуры
научно-технической и инновационной деятельности
4.1. Создание предприятий
и организаций
инфраструктуры
научно-технической
и инновационной
деятельности:
патентно-лицензионного Комитет по Акт I
центра; науке квартал
Департамент 1999 г.
по поддержке
малого и
среднего
предприни-
мательства
консультационного Комитет по Акт I
пункта поддержки науке квартал
индивидуального Департамент 1999 г.
изобретательства на по поддержке
базе областного малого и
совета ВОИР; среднего
предприни-
мательства
центра сертификации Комитет по Акт I
инновационной науке квартал
продукции; Департамент 1999 г.
по поддержке
малого и
среднего
предприни-
мательства
координационного центра Департамент Акт I
программы "Шаг в общего квартал
будущее" по Тульской и профес- 1999 г.
области; сионального
образования
Комитет по
науке
инновационного центра; Комитет по Акт I
науке квартал
Департамент 2000 г.
по поддержке
малого и
среднего
предприни-
мательства
страховой инновационной Комитет по Акт I
компании. науке квартал
Департамент 2001 г.
по поддержке
малого и
среднего
предприни-
мательства
Финансовое
управление
Мероприятия III этапа (2000-2005 годы)
1. Внедрение и широкое Комитет по Аналити- 2000-
распространение основных науке ческие 2005
принципов государственной обзоры годы
поддержки научно-
технического и
инновационного
потенциала, организация
мониторинга результатов
реализации Программы,
согласование вновь
введенных экономических,
правовых и
организационных
мер государственной
поддержки научно-
технического
и инновационного
потенциала области.
2. Анализ изменений условий Комитет по Предложения 2005 г.
функционирования науке
системы правовых,
экономических и
организационных мер
государственной
поддержки научно-
технического и
инновационного
потенциала области,
разработка
предложений по
дальнейшему ее
совершенствованию
Приложение 1
к Программе
Источники и объемы финансирования,
необходимые для реализации Программы
--------T-----------------------T---------T----------------------
N ¦ Направления ¦Затраты, ¦ Источники
п/п ¦ расходов ¦тыс. руб.¦финансирования
--------+-----------------------+---------+----------------------
I этап (1998-1999 годы)
1. Разработка предложений 380,0 Ассигнования из
по созданию предприятий областного бюджета
инфраструктуры по статье
обеспечения научно- "Научные
технической и исследования"
инновационной в объеме
деятельности 300 тыс.
руб.
Ассигнования
в т.ч. по годам: из федерального
1998 180,0 бюджета в
1999 200,0 объеме 80 тыс. руб.
II этап (1999-2002 годы)
2. Разработка предложений 350,0 Ассигнования
и создание из областного
компьютерного бюджета по
информационно- статье "Научные
аналитического исследования"
обеспечения и в объеме
государственной 300 тыс.
поддержки научно- руб.
технического и Ассигнования
инновационного из федерального
потенциала бюджета в
объеме 50 тыс.
руб.
3. Создание предприятий 2300,0* Ассигнования
и организаций из федерального
инфраструктуры и областного
обеспечения бюджетов и
развития и внебюджетных
государственной источников
поддержки научно-
технического
и инновационного
потенциала
в т. ч. по годам:
1999 500,0*
2000 1000,0*
2001 800,0*
___________________________________________________________
* экспертная оценка, сумма подлежит уточнению по окончании
первого этапа Программы.
--------T-----------------------
N ¦ Примечание
п/п ¦
--------+-----------------------
1. Ассигнования выделены
постановлением
Тульской областной
Думы от 03.07.97 г.
N 15/352
Ассигнования выделены
распоряжением ГК РФ
по науке и технологиям
от 25.10.96 г. N 2617ф
и Министерства науки
и технической политики
РФ от 18.04.96 г.N 389ф
2. Ассигнования выделены
постановлением Тульской
областной Думы от
03.07.97 г. N 15/352
Ассигнования выделены
распоряжением ГК РФ
по науке и технологиям
от 17.03.97 г. N 568ф
3. Имеются предварительные
договоренности с
Миннауки РФ и
организациями о
выделении средств
------------------------------------------------------------------
Приложение 2
к Программе
Оценка бюджетного эффекта от реализации
программы (в тыс. руб.)
------------------------T--------------------------------------
¦ Год осуществления расходов или
Наименование показателя ¦ получения доходов
+------T-------T-------T-------T-------
¦1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002
------------------------+------+-------+-------+-------+-------
1. Бюджетные расходы 300 300 1000 800 0
2. Бюджетные доходы 0 2000 5000 5000 5000
3. Бюджетный эффект
(стр. 2 - стр.1) -300 1800 4000 4200 5000
4. Бюджетный эффект
нарастающим итогом -300 1500 5500 9700 14700
---------------------------------------------------------------
|