ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10.09.98 N 28/790
28-е заседание
О толковании статей 53 и 54 Закона Тульской области
"О местном самоуправлении в Тульской области"
Рассмотрев представленный исполняющим обязанности председателя
областной Думы Шамотой В.Ю. текст толкования статей 53 и 54 Закона
Тульской области "О местном самоуправлении в Тульской области", в
соответствии со ст.33 Устава (Основного Закона) Тульской области
Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить текст толкования статей 53 и 54 Закона Тульской
области "О местном самоуправлении в Тульской области"
(прилагается).
2. Направить настоящее постановление в Дубенский районный суд.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
И.о. председателя
областной Думы В.Ю.Шамота
СОГЛАСОВАНО:
Михеев Е.В.
Шикалов А.М.
Спиридонова Л.Г.
Шустина С.А.
Исп. Чурбанов Е.И.
1-73
Приложение
к постановлению Тульской
областной Думы
от 10.09.98 N 28/790
Т О Л К О В А Н И Е
статей 53 и 54 Закона Тульской области
"О местном самоуправлении в Тульской области"
Поводом к рассмотрению вопроса "О толковании статей 53 и 54
Закона Тульской области "О местном самоуправлении в Тульской
области" явился запрос председателя Дубенского районного суда
Тульской области Л.Л.Свириденко, в котором она, в связи с тем, что
в производстве Дубенского райсуда находится жалоба группы граждан о
признании выборов главы муниципального образования Дубенского
района незаконными, просит дать официальное толкование упомянутых
статей Закона области "применительно к территории Дубенского
района, а именно: определить территории муниципальных образований в
административно-территориальных границах Дубенского района на дату
принятия Закона Тульской области "О внесении изменений в Закон
Тульской области "О местном самоуправлении в Тульской области" 26
июня 1997 года".
Одновременно судья в запросе о толковании просит "разъяснить
положения п.2 Постановления Тульской областной Думы от 26 июня 1997
года N 15-315 в части официального определения понятия "на
территориях Дубенского и Ефремовского районов..." применительно к
Дубенскому району Тульской области и отсутствия упоминания в тексте
постановления о дате выборов выборных должностных лиц местного
самоуправления - глав муниципальных образований при назначении даты
выборов представительных органов местного самоуправления в
Дубенском районе Тульской области".
Основанием для рассмотрения данного вопроса явилось
использование в статье 54 упомянутого закона недостаточно четких и
однозначных терминов при определении территории муниципального
образования (образований) в административно-территориальных
границах районов области по состоянию на 26.06.97, а также
возможное несоответствие между нормой, содержащейся в п.2
постановления областной Думы от 26.06.97 и измененной в тот же день
статьей 54 (абзац 1 пункт 1) Закона "О местном самоуправлении в
Тульской области".
Применительно к положениям запроса установлено следующее:
1. Действующее законодательство, допуская создание
муниципальных образований, например, в городах, районах, сельских
поселениях закрепляет принцип правопреемственности местного
самоуправления в период его формирования. Этот принцип заложен в
п.1 статьи 2 Федерального закона "Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления".
В то же время указанная норма не препятствует субъекту
Российской Федерации самостоятельно устанавливать и изменять
порядок образования муниципальных образований.
В этой связи следует отметить, что на день издания упомянутых
областных актов именно на территории административных районов
области в фактически полном объеме осуществлялось местное
самоуправление, тогда как на территориях, входящих в них сельских и
других округов, лишь частично.
Администрации г.Тулы, районов области решали наиболее значимые
вопросы местного значения, в том числе организовывали проведение
выборов и референдумов. В их ведении находилась соответствующая
собственность, местный бюджет.
К тому же, Указом Президента РФ от 09.10.93 N 1617 "О реформе
представительных органов власти и органов местного самоуправления в
Российской Федерации" деятельность поселковых и сельских советов
народных депутатов была прекращена. Сельские и поселковые поселения
не имели самостоятельного бюджета.
Таким образом, учитывая, что районное звено (без учета районов
г.Тулы) было более подготовлено к реформированию местного
самоуправления, это послужило основанием для областной Думы
рассматривать территорию Дубенского и других административных
районов области как муниципальные образования.
Из изложенного следует, что в абзаце 3 пункта 1 статьи 54
Закона Тульской области "О местном самоуправлении в Тульской
области" (с изменениями от 26.06.97) под муниципальными
образованиями понимаются соответствующие единые образования,
действующие в границах одноименных административных районов.
2. В связи с тем, что в Уставах, принятых в предшествующий
изданию названного постановления период во всех муниципальных
образованиях (за исключением Дубенского и Ефремовского районов),
содержались положения об избрании и депутатов и главы
муниципального образования непосредственно населением, в пункте 1
постановления областной Думы от 26.06797 N 15/315 "О назначении
даты выборов представительных органов местного самоуправления и
глав муниципальных образований в Тульской области" и была отражена
задача избрания именно упомянутых органов.
В то же время, из анализа понятий "представительный орган
местного самоуправления" и "глава муниципального образования",
используемых в Законе "О муниципальных выборах в Тульской области"
становится очевидным и бесспорным, что принцип и основания
приобретения ими их правового статуса едины. Данное положение
содержится также и в статье 23 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
Пункт 2 названного постановления, обеспечивая соблюдение
конституционных прав граждан на местное самоуправление, предоставил
жителям территорий, на которых еще не были приняты Уставы,
возможность провести в установленный день - 23 ноября 1997 года -
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании выборы депутатов, членов иных выборных органов и
должностных лиц местного самоуправления, объединив все
перечисленные выше категории единым понятием - представительные
органы местного самоуправления.
И.о. председателя
областной Думы В.Ю.Шамота
Исп. Чурбанов Е.И.
1-73
|