ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24.09.98 N 29/814
29-е заседание
О результатах проверки
эффективности использования
предоставленных налоговых
льгот в 1995-1997 годах ОАО
"Тульский комбайновый завод"
Рассмотрев заключение контрольной комиссии Тульской областной
Думы по результатам проверки эффективности использования
предоставленных налоговых льгот в 1995-1997 годах ОАО "Тульский
комбайновый завод", Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Заключение контрольной комиссии Тульской областной Думы по
результатам проверки эффективности использования предоставленных
налоговых льгот в 1995-1997 годах ОАО "Тульский комбайновый завод"
принять к сведению (прилагается).
2. Руководству ОАО "Тульский комбайновый завод" привести в
соответствие с нормативными актами бухгалтерский учет и отчетность
по учету бюджетных средств, выделенных предприятию в виде ссуды,
налоговых кредитов и льгот.
3. Предложить Совету директоров и администрации ОАО "Тульский
комбайновый завод" изыскать возможность финансовой стабилизации
предприятия за счет привлечения других источников, помимо
бюджетных ссуд, налоговых кредитов и льгот.
4. Рекомендовать администрации Тульской области рассмотреть
вопрос о возможности натурализации финансовых обязательств ОАО
"Тульский комбайновый завод".
5. Рекомендовать администрации Тульской области разработать
единую льготную схему налогообложения для предприятий
машиностроительного комплекса, а также схему налогообложения для
предприятий с сезонным пиком спроса на их продукцию, учитывая
сезонное колебание их платежеспособности.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
И.о. председателя
областной Думы В.Ю.Шамота
СОГЛАСОВАНО:
Хаустов В.М.
Кузнецов Ю.К.
Лохматова Г.В.
Кирина А.А.
Исп. Польшикова Г.П.
1-47
Приложение
к постановлению Тульской
областной Думы
от 24.09.98 N 29/814
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
контрольной комиссии Тульской областной Думы по результатам
проверки эффективности использования предоставленных налоговых
льгот в 1995-1997 годах в ОАО "Тульский комбайновый завод"
В соответствии с поручением Тульской областной Думы (п.2
постановления Тульской областной Думы от 23.04.98 N 25/657)
контрольной комиссией Тульской областной Думы проведена проверка
эффективности использования предоставленных налоговых льгот в
1995-1997 годах в ОАО "Тульский комбайновый завод".
В проверке принимали участие:
1. Польшикова Г.П. - инспектор контрольной комиссии Тульской
областной Думы (руководитель группы).
2. Воронкевич С.А. - инспектор контрольной комиссии Тульской
областной Думы .
3. Котова Р.А. - главный экономист отдела планирования и
анализа налогов и доходов финансового управления администрации
Тульской области
Проверкой установлено:
АООТ "ТуКЗ" учреждено решением комитета по управлению
имуществом Тульской области от 17.07.93 N 724. Устав утвержден
решением конференции трудового коллектива ГП "ТуКЗ" (протокол N 2
от 17.09.92) и зарегистрирован постановлением администрации
Пролетарского района г.Тулы от 19.08.93 N 1350.
Уставный капитал на момент учреждения составлял 242,161
млн.руб. и состоял из 171935 шт. обыкновенных и 70226 шт.
привилегированных акций типа "Б" с одинаковой номинальной
стоимостью 1000 рублей.
Имеется письмо финансового управления администрации Тульской
области от 15.09.93 N 04-06, что первичная эмиссия акций
зарегистрирована и сумма ее составила всего 279,153 млн.руб.,
номинальной стоимостью 1000 рублей в количестве 279153 шт.акций.
Изменение величины уставного фонда на 36992 тыс.рублей
произошло в связи с дополнительными расходами завода по
приобретению основных средств за счет прибыли.
Новая редакция Устава АООТ "ТуКЗ" была зарегистрирована
постановлением главы администрации Пролетарского района г.Тулы от
27.06.95 N 922.
Открытое акционерное общество "ТуКЗ" было зарегистрировано в
Пролетарском районе 23 мая 1996 года (постановление N 762-1) с
последующими изменениями.
В 1997 году Устав в новой редакции утвержден решением
внеочередного общего собрания акционеров ОАО от 9 июля 1997 года и
зарегистрирован постановлением главы администрации Пролетарского
района г.Тулы от 25.07.97 N 1028.
Согласно Уставу основной целью ОАО является получение
прибыли, а основными видами деятельности - разработка и
производство сельскохозяйственной техники: производство
комплектующих изделий, принадлежностей и запчастей к
сельскохозяйственной технике.
На всю величину уставного капитала выпущены обыкновенные
акции одинаковой номинальной стоимостью, все акции являются
именными.
Приватизация предприятия осуществлена по второму варианту.
Акции ОАО "ТуКЗ" по состоянию на 27 марта 1998 года размещены
следующим образом:
- в государственной собственности (ФИТО) 47768 шт. - 17,11%
уставного капитала;
- в частной собственности 231385 шт. - 82,89% уставного
капитала, в том числе:
1) физические лица 137972 шт. - 49,43% из них:
- работающие на заводе 59321 шт. - 21,25%;
- неработающие на заводе 78651 шт. - 28,17%;
2) юридические лица 93413 шт. - 33,46%,
из них:
- ЗАО "Скала" 75518 шт. - 27,05% (учредители - 3 физических
лица);
- ОАО ФПК "РИФ" 17880 шт. - 6,41%;
- РАО "Газпром" 15 шт. - 0,01%
Всего по реестру акционеров по состоянию на май 1998 года
акционеров 6826 единиц.
Ответственными за ведение финансово-хозяйственной деятельности
ОАО "ТуКЗ" в проверяемом периоде являлись:
1) с правом первой подписи:
с 01.01.95 по май 1997 года
- Ефимов О.В. - генеральный директор завода
- Баранов А.А. - гл. инженер завода
- Денисов С.Л. - зам. генерального директора завода.
С мая 1997 года по настоящее время:
- Баранов А.А. - генеральный директор завода
- Денисов С.Л. - зам. генерального директора завода.
2) с правом второй подписи
с 01.01.95 по настоящее время
- Баранов В.В. - главный бухгалтер
- Авсинеева Т.М. - зам. главного бухгалтера
На момент проведения проверки ОАО открывало и имеет рублевые
счета в 8 банках (по состоянию на 10.04.98):
- 4 расчетных счета;
- 4 текущих счета;
- 8 бюджетных счетов;
- 2 специальных счета;
- 1 ссудный счет.
ОАО "ТуКЗ" имеет валютные счета в трех банках (6 счетов). При
проверке установлено, что по итогам работы в 1995-1997 годах
начислений и выплат дивидендов в ОАО не производилось.
В ходе проверки установлено, что на основании постановлений
Тульской областной Думы от 25.05.95 N 20/400 , и от 13.02.97 N
9/161 "Об инвестиционном налоговом кредите АООТ "ТуКЗ" и в целях
реализации программы финансового оздоровления и обеспечения
структурной перестройки предприятия были заключены кредитные
соглашения на предоставление налогового кредита в виде отсрочки по
налоговым платежам, взимаемым в территориальный бюджет:
1) кредитное соглашение от 25.12.95 предусматривает отсрочку
по пяти налоговым платежам за период 1995-1996 годы, всего на
сумму 22719 млн.рублей со сроком возврата до 20 декабря 2005 года
на платной основе из расчета 10% годовых. Проценты за пользование
кредитом должны начисляться по фактической задолженности начиная с
2000 года ежегодно не позднее 20 числа следующего за отчетным
годом (т.е. в течение пяти лет осуществляется беспроцентное
кредитование предприятия);
2) кредитное соглашение от 11.12.96, предусматривает отсрочку
по семи налоговым платежам за период 1996-1997 годов всего на
сумму 47877 млн.руб. со сроком возврата 20.12.2007 года из расчета
10% годовых. Проценты начисляются ежегодно начиная с 2006 года по
фактической задолженности (т.е. в течение десяти лет
осуществляется беспроцентное кредитование).
Кредитные соглашения заключены администрацией Тульской
области в лице заместителя главы администрации - начальника
финансового управления области Погудина А.А., главы администрации
г.Тулы Тягливого Н.Е., администрацией Пролетарского района г.Тулы
в лице главы администрации - Могильникова В.С., именуемые
"Кредитором" и АООТ "ТуКЗ", именуемое "Заемщик" в лице
генерального директора Ефимова О.В. Соглашения согласованы с
Государственной налоговой инспекцией по Тульской области (Реш
В.К.).
Имеется постановление Тульской областной Думы от 13.02.97 N
9/161 "Об инвестиционном налоговом кредите ОАО "ТуКЗ" о
предоставлении в 1997 году кредита в виде отсрочки уплаты
налоговых платежей.
По данным налоговой инспекции Пролетарского района г.Тулы
(Белоусов В.П.) сумма отсроченных платежей в связи с
предоставлением заводу инвестиционных налоговых кредитов по
состоянию на 01.01.98 и на момент проверки (май 1998) составила
всего 24809,2 млн.руб. (в ценах 1997 года), в т.ч. по годам:
- в 1995 - 6788,4 млн.руб.
- в 1996 - 8591,2 млн.руб.
- в 1997 - 9429,6 млн.руб.
В ходе экономического анализа предоставленной информации по
данным кредитам установлено, что в сумме отсроченных платежей,
необоснованно учтена задолженность перед территориальным бюджетом
по состоянию на 01.01.95, т.е. за 1994 год в сумме 2001,85
млн.руб. и сумма начисленных платежей по НДС и спецналогу за 1995
год (которые не были предусмотрены соглашением и постановлением
Тульской областной Думы) в сумме 1701,37 млн.руб. Всего завышен
объем инвестиционных налоговых кредитов на 3703,22 млн.руб. По
расчетам контрольной комиссии сумма налоговых отсрочек должна была
составить 21105,98 млн.руб.
Кредитным соглашением от 11.12.96, пунктом 4.1 определено,
что "в случае отклонений фактически начисленных налоговых платежей
от расчетных, "Кредитор" и "Заемщик" по истечению года проводят
корректировку кредитного соглашения в письменном виде с
соответствующим изменением общей суммы соглашения", что не было
проведено в течение всего периода действия соглашения.
В ходе проведения настоящей проверки была произведена сверка
по вышеупомянутым кредитным соглашениям между ОАО "ТуКЗ" и
администрациями Тульской области и г.Тулы с согласованием органами
государственной налоговой инспекции по Тульской области и
Пролетарскому району г.Тулы. В акте сверки от 25.06.98 стороны
пришли к соглашению, что "в сумму фактически отсроченных налоговых
платежей включены сложившиеся задолженности налоговых платежей ОАО
"ТуКЗ" на дату подписания вышеупомянутых кредитных соглашений за
предыдущий период". Таким образом по состоянию на 25.06.98 сумма
инвестиционного налогового кредита ОАО "ТуКЗ" составила 24809,2
млн.руб.
Необходимо отметить, что учет сумм предоставленных налоговых
кредитов в ОАО "ТуКЗ" отражается по кредиту бухсчета 68 "Расчеты с
бюджетом", что затрудняет контроль по учету данных средств и в
дальнейшем при погашении задолженности по этим кредитам и
процентов по ним усложнит расчетные операции.
Аналитический и синтетический учет необходимо вести на счете
95 "Долгосрочные займы" по заимодавцам и срокам погашения кредитов
(займов) с последующим начислением процентов по полученным
налоговым отсрочкам.
Кроме налогового кредита, предприятие в последние годы имело
дополнительные безвозмездные льготы по платежам в бюджеты разных
уровней.
В соответствии с постановлениями главы администрации г.Тулы
от 13.07.95 N 758 и от 26.09.95 N 1193 АООТ "ТуКЗ" освобождено в
1995 году от взимания налога на землю, в части отчисляемой в
городской бюджет с площади занятой под больницей, поликлиникой,
детсадами.
В соответствии с постановлением Тульской областной Думы от
27.02.97 N 9/168 на 1997 год предоставлена ОАО "ТуКЗ" льгота по
налогу на прибыль и налогу на имущество, подлежащих зачислению в
областной бюджет при условии направления высвобождающихся средств
на развитие основного производства.
По постановлению главы администрации г.Тулы от 21.05.98 N 310
в целях прекращения спада производства предприятий, освобождена
категория предприятий,(к которой относится в области только
"ТуКЗ"), производящих зерно и кормоуборочные комбайны для нужд
агропромышленного комплекса области в 1997 году от уплаты ряда
налогов, в части зачисляемой в городской бюджет.
По данным ГНИ по Тульской области (письмо от 20.04.98 N
02-1199), объем предоставленных льгот по платежам в бюджет и
внебюджетные фонды за период с 1995 года по 1997 год по ОАО "ТуКЗ"
составляет 5529,5 млн.руб.
В ходе проверки установлено, что фактически безвозмездно
предоставлено налоговых льгот в объеме 5615,6 млн.руб. (разница с
ГНИ по Тульской области составила 86,1 млн.руб. по налогу на
рекламу и дополнительному платежу по налогу на прибыль за первое
полугодие 1997 года, которые не были учтены ошибочно).
Суммы фактически начисленных налоговых льгот отражены лишь в
спецрассчетах для налоговой инспекции, а в бухгалтерской
отчетности, по балансу завода, данные средства льгот не
отражались, на увеличение источника предприятия не зачислялись.
Средства начисленных льгот автоматически оставались в
свободном обороте завода без учета их по балансу, в формирование
источников для целевого использования по развитию основного
производства, как было предусмотрено вышеуказанными
постановлениями. В связи с этим, в ходе проверки не представилось
возможным определить целевой характер использования
предоставленных льгот.
В 1995 году, согласно постановлению Правительства РФ от
05.01.95 N 7 "О финансовом оздоровлении и государственной
поддержке структурных образований АООТ "ТуКЗ"", по договору без
номера от 24.04.95 о предоставлении и возврате ссуды за счет
средств федерального бюджета, заключенного министерством финансов
РФ и АООТ "ТуКЗ" под поручительство администрации Тульской области
от 30.03.95 N 13-К-2/550, Министерство предоставило заводу на
возвратной и платной основе ссуду в размере 8 млрд.руб. со сроком
возврата до 01.12.95 с уплатой процентов, в размере 1/2 учетной
ставки ЦБ РФ.
Ссуда была выделена заводу из федерального бюджета в виде:
1) поступлений на балансовый счет по учету денежных средств
федерального бюджета N 085120603 в АКБ "Тульский региональный
банк" в объеме 7823,57 млн.руб. двумя платежными поручениями:
- N 4976 от 05.05.95 - на 4000 млн.руб.;
- N 28 от 05.06.95 - на 3823,57 млн.руб.
2) зачета по непогашенным задолженностям по федеральному
бюджету по ранее полученным в 1989 и 1992 годах ссудам и процентам
в сумме 176,432 млн.руб.
В установленные договором сроки заемные средства заводом
возвращены не были, с связи с чем были заключены дополнительные
соглашения к договору о предоставлении и возврате ссуды:
- N 1 от 05.04.96 о том, что на основании Поручения
Правительства РФ N ОС-П14-40335 от 26.12.95 Министерство
предоставляет отсрочку до 01.10.96 по возврату бюджетной ссуды,
выданной в 1995 году в сумме 8 млрд.руб. Уплата процентов
производится в размере 1/4 ставки ЦБ РФ.
- N 2 от 23.10.96 о том, что на основании поручения
Правительства РФ N АЛ-П14-33549 от 05.10.96, предоставляется
отсрочка до 20.10.97 по возврату бюджетной ссуды с уплатой
процентов в размере 1/2 учетной ставки ЦБ РФ.
Необходимо отметить, что даты заключения дополнительных
соглашений по возврату ссуды не соответствуют периодам
предоставления данной ссуды по договору. Поручения Правительства
РФ по предоставленным отсрочкам датируются позже, чем истекли
сроки использования ссуды по договору и допсоглашению N 1.
Однако и по истечению сроков пролангации договоров бюджетная
ссуда заводом возвращена не была, и Министерством финансов РФ
(письмо от 11.03.98 N 03-03-210/78, адресованное в финуправление
администрации Тульской области, управление федерального
казначейства по Тульской области, ОАО "ТуКЗ") проведен зачет
задолженности ОАО "ТуКЗ" по указанной ссуде (основному долгу) в
объеме 8 млрд.руб. в счет финансирования Тульской области по:
- трансфертам за 1995 год, в размере 2162,4 млн.руб;
- жилищным сертификатам - 3773,6 млн.руб. и компенсациям по
ЖСК - 2064,0 млн.руб.
Данные операции необходимо было отразить в отчете за 1997 год
в ОАО "ТуКЗ".
В ходе проверки балансов завода за 1995-1997 годы, установлено
занижение валюты балансов на сумму процентов, подлежащих
начислению ежемесячно за использование ссуды федерального бюджета.
По представленному заводом "Расчету задолженности Минфину РФ
по ссуде, полученной для структурной перестройки производства",
общая задолженность по состоянию на 20.10.97, соответственно на
01.01.98 и в настоящий момент (без учета промежутка от окончания
отсрочки 20.10.97 до 30.01.98 года - даты проведения зачета
Минфином РФ) составляет 15,412 млрд.рублей .
В ходе проверки установлено :
По состоянию на май 1998 года по данным бухгалтерского учета
и отчетности ОАО "ТуКЗ" числится задолженность по ссуде в размере
8 млрд.рублей (в ценах 1997 года) по счету 94 "Краткосрочные
займы", но согласно Плану бухгалтерских счетов, данную ссуду
необходимо отражать с 1996 года по счету 95 "Долгосрочные займы" в
связи с отсрочкой возврата ее на срок более года.
Валюта баланса ОАО "ТуКЗ" занижена и подлежит увеличению в
законном порядке на сумму начисленных процентов по федеральной
ссуде всего в объеме 7,412 млрд.руб.
Областной бюджет при неплатежеспособности завода может
понести расходы в части зачетов Министерством финансов РФ в сумме
начисленных процентов по вышеуказанной ссуде.
Анализируя в ходе проверки платежеспособность завода в чистом
виде (наличие средств от сделок) в период 1995-1996 годов
установлено, что завод имел конкретную возможность погашения
федеральной ссуды в объеме 8 млрд.руб., по окончании основного
договора, а точнее в период января-февраля 1996 года, т.е. в тот
момент, когда имелся разрыв между сроком окончания основного
договора по ссуде (01.12.95) и датой подписания соглашения N 1 об
отсрочке ссуды (05.04.96). Разрыв составлял 4 месяца и в данный
период (1 квартал 1996 года) была осуществлена трехсторонняя
сделка между ОАО "ТуКЗ", ГНПП "Сплав" и КСЭРТ-банком на предмет
того, что ГНПП "Сплав", приобретая по договорной цене в ОАО
основные фонды завода, на общую сумму 30 млрд.руб., производит
погашение задолженности завода по ссудам КСЭРТ-банку в объеме
23,035 млрд.руб., а часть средств в сумме 6,965 млрд.руб.
перечисляет на счета завода.
Таким образом завод имел возможность в январе-феврале 1996
года произвести возврат федеральной ссуды в полном объеме 8,0
млрд.руб., но предпочтение было отдано расчетам с коммерческим
банком, что в последствии повлекло за собой потери областного
бюджета как поручителя по кредитам завода.
В ОАО "ТуКЗ" имеется Программа финансового оздоровления с
1994 по 1998 годы, согласованная в 1994 году с администрацией
Тульской области, с Тульской федерацией профсоюзов, с Комитетом РФ
по машиностроению.
Однако нет согласования данной программы с Минфином РФ и
Минэкономики РФ, в то время как вышеуказанная ссуда в 1995 году
была выдана Минфином РФ на "структурную перестройку".
Проверкой целевого использования федеральной ссуды
установлено, что средства поступившие на счет завода израсходованы
на:
1. погашение задолженности:
- за электроэнергию - 1530,9 млн.руб.
- за газ - 429,9 млн.руб.
- по зарплате, подоходному налогу и платежам в Пенсионный
фонд - 3627 мин.руб.
2. оплату за материалы и выполнение работ по договорам на
сумму - 2235,8 млрд.руб.
В 1996-1997 годах комбайновому заводу были выделены бюджетные
средства на НИОКР по 8 контрактам и дополнениям к ним, подписанным
Минсельхозпродом РФ и ОАО "ТуКЗ".
Общая стоимость госконтрактов составляет 35590,6 млн.руб., в
том числе господдержка 6975,76 млн.руб. (в ценах 1997 года).
Фактически в виде господдержки предприятия по данному направлению
деятельности поступило 5891,18 млн.руб.
Анализируя эффективность использования предоставленных
налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов на сумму 30,42
млрд.рублей (5,615 + 24,809), при вышеуказанном механизме
бухгалтерского учета установлено, что финансовые бюджетные
вложения в ТУКЗ пополняли оборотные средства завода.
Необходимо отметить, что высвобожденные в результате
льготирования суммы дали возможность осуществлять выполнение работ
по госконтрактам с Минсельхозпродом РФ, так как господдержка
оказана в объеме, составляющем лишь пятую часть общей стоимости
контрактов, а разница была восполнена за счет оборотных средств
завода в объеме 28,614 млрд.рублей (35,59 - 6,976), что составляет
практически объем полученных налоговых льгот, предоставленных
областью.
В ходе проверки установлено, что общая сумма государственной
поддержки ОАО "Тульский комбайновый завод" за три года (1995-1997
годы) составила 51,73 млрд.руб. (5891,18 млн.руб. господдержка на
НИОКР + 8000,0 млн.руб. ссуда + 7412,0 млн.руб. - проценты по
ссуде + 5615,6 млн.руб.- льготы по налогу + 24809,2
млн.руб.налоговый кредит).
В целом это позволило предприятию добиться определенных
положительных моментов, а именно:
1. В 1997 году из 8 образцов техники, разрабатываемых по
контрактам, на заводе сдано в серийное производство 5 новых
наименований продукции. Удельный вес новых видов продукции в
товарном выпуске 1997 года составляет 79% против 27% в 1996 году.
2. В 1997 году реализовано продукции в объеме 93,8
млрд.рублей, что составляет 255% к 1996 году и 192% к 1995 году.
3. Себестоимость товарной продукции составила в 1997 году
74,4 млрд.руб. Затраты на 1 рубль товарной продукции - 93 копейки
против 1,37 руб. в 1996 году, рентабельность составила 7,6% против
минус 27% в 1996 году.
4. В 1997 году в цехах организовано вновь 12 участков и
создано дополнительно 146 рабочих мест (в 1996 году - 7 участков -
62 места).
5. В 1997 году средняя зарплата одного работника составила
601,2 тыс.руб. и выросла по сравнению с 1996 годом в 1,32 раза.
6. Согласно "Бизнес-плана на 1998 год" завод для нужд г.Тулы
планирует выполнять капремонт шести вагонов трамваев на сумму 3
мрлд.рублей.
В связи с выигрышем тендера Мирового банка реконструкции и
развития будет осуществлен капремонт 12 трамваев для города Твери
и шести кузовов для г. Екатеринбурга ( в объеме 7,5 млрд.руб.).
ОАО "ТуКЗ является учредителем совместного предприятия ООО
"ЧКД-ТуКЗ" по организации сборки, модернизации и капремонта
трамвайных вагонов и т.д.
В тоже время финансово-экономическое положение предприятия
остается критическим.
На заводе складывается обстановка все более возрастающей
кредиторской задолженности, которая соответственно по годам
составляла на конец периода:
- 1995 года - 118,848 млрд.руб.
- 1996 года - 174,809 млрд.руб.
- 1997 года - 216,346 млрд.руб., -
а с учетом процентов по ссуде (7,412 млрд.руб.), составляет
223,758 млрд.руб.;
в том числе рост задолженности перед бюджетом составляет:
- в 1995 году - 23,409 млрд.руб., т.е. 19,7% всей задолжен-
ности;
- в 1996 году - 54,177 млрд.руб., т.е. 31% всей задлолжен-
ности;
- в 1997 году - 99,35 млрд.руб. - (по балансу по 68 счету -
83,938 млрд.руб. + ссуда и проценты по ней 15,412 млрд.руб.),
т.е. 44,4% всей задолженности.
В сумме задолженности перед территориальным и федеральным
бюджетами по состоянию на 20.05.98 штрафы и пени составляют от
общей суммы недоимки - 52%.
Общая задолженность завода перед бюджетами (по данным
налоговой инспекции Пролетарского района) составляет:
(в ценах 1997 года) млн.руб.
------------------------------T----------------T---------------¬
¦ на 01.01.98 ¦ на 20.05.98 ¦
------------------------------+----------------+---------------+
Всего: ¦ 82952,3 ¦ 81774,1 ¦
в том числе: ¦ ¦ ¦
- федеральный бюджет ¦ 49008,3 ¦ 45621,5 ¦
- территориальный бюджет ¦ 33944,0 ¦ 36152,6 ¦
1. Из них основные платежи: ¦ 45944,0 ¦ 38955,5 ¦
в том числе: ¦ ¦ ¦
- федеральный бюджет ¦ 21114,9 ¦ 12140,2 ¦
- территориальный бюджет, ¦ 24829,1 ¦ 26815,3 ¦
в том числе: ¦ ¦ ¦
отсроченные платежи по инвести¦ 24809,2 ¦ 24809,2 ¦
ционному налоговому кредиту ¦ ¦ ¦
Л+
------------------------------T----------------T---------------¬
¦ на 01.01.98 ¦ на 20.05.98 ¦
------------------------------+----------------+---------------+
2. Штрафы и пени всего: ¦ 37008,3 ¦ 42818,6 ¦
в том числе: ¦ ¦ ¦
- федеральный бюджет ¦ 27893,3 ¦ 33481,3 ¦
- территориальный бюджет ¦ 9115,0 ¦ 9337,3 ¦
------------------------------+----------------+----------------
С начала 1995 года на момент проверки кредиторская
задолженность завода возрастает также и по платежам во
внебюджетные фонды:
(в ценах 1997 года) млн.руб.
--------------------------T-----------T-----------T------------¬
¦на 01.01.95¦на 01.01.97¦на 01.04.98 ¦
--------------------------+-----------+-----------+------------+
1. Пенсионный фонд: ¦ 6,916 ¦ 47,034 ¦ 53,762 ¦
- недоимка ¦ 3,040 ¦ 11,789 ¦ 14,721 ¦
- пени ¦ 3,876 ¦ 35,245 ¦ 39,041 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
2. Фонд социального стра- ¦ ¦ ¦ ¦
хования и обеспечения: ¦ 0,394 ¦ 0,979 ¦ 2,225 ¦
- недоимка ¦ 0,394 ¦ 0,979 ¦ 1,210 ¦
- пени ¦ - ¦ - ¦ 1,015 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
3. Фонд медицинского ¦ ¦ ¦ ¦
страхования: ¦ 0,545 ¦ 9,196 ¦ 15,733 ¦
- недоимка ¦ 0,545 ¦ 1,558 ¦ 2,134 ¦
- пени ¦ - ¦ 7,638 ¦ 13,599 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
4.Фонд занятости населения¦ 0,602 ¦ 1,952 ¦ 3,387 ¦
- недоимка ¦ 0,265 ¦ 0,652 ¦ 1,138 ¦
- пени ¦ 0,337 ¦ 1,300 ¦ 2,249 ¦
--------------------------+-----------+-----------+-------------
Таким образом, задолженность завода во внебюджтеные фонды на
01.04.98 составляла 75,107 млрд.руб., в том числе пени составляют
55,904 млрд.руб. или 74% от всей задолженности.
В структуре кредиторской задолженности завода имеется
задолженность по платежам в дорожный фонд. Так по состоянию на
01.01.98 она составила 7,319 млрд.руб. в том числе пени 3,846
млрд.руб.
В ОАО "ТуКЗ" имеется картотека N 2 и по состоянию на
01.05.98 она составляла 146,954 млрд.руб. (в ценах 1997 года), в
том числе:
1) по бюджету на сумму 34,854 млрд.руб.:
2) по прочим платежам в безакцептном порядке - 112,1
млрд.руб.,
в том числе предъявлено за энергоресурсы (тепло, газ,
электроэнергию) на сумму 27,478 млрд.руб.
Объективную и точную оценку финансового состояния завода дает
анализ динамики изменения ряда интегрированных показателей, таких
как коэффициент текущей ликвидности (платежеспособности)
предприятия, который характеризует степень покрытия всеми
оборотными средствами завода суммы срочных обязательств.
Этот показатель за последние три года практически не
изменился и составляет соответственно по годам: 0,71-0,74-0,71 при
норме 1,5-2,0. Причиной низкого коэффициента является рост
кредиторской задолженности.
Рост этой задолженности связан с увеличением объема суммы
начисленной пени, которая составляет более 50% всей задолженности
по обязательным платежам.
Необходимо отметить, что при расчете коэффициента текущей
ликвидности не учитывались суммы долгосрочных обязательств завода
перед бюджетом, т.е. налоговый инвестиционный кредит в объеме
24,809 млрд.руб., а также проценты по этому кредиту подлежащие в
дальнейшем погашению в бюджет, что еще усугубит в последующем
финансово-расчетные возможности завода.
Основной задачей завода и всей финансово-хозяйственной
деятельностью предприятия должна являться реструктуризация
кредиторской задолженности, в целях ее значительного сокращения,
что в ближайшие 10 лет практически маловероятно, т.к. при всех
положительных факторах работы завода, прибыль предприятия,
получаемая от деятельности составляла по годам:
- в 1995 году - 4,189 млрд.руб.
- в 1996 году - 4,344 млрд.руб.
- в 1997 году - 6,617 млрд.руб., -
что не соразмерно с кредиторской задолженностью завода и с
объемами непокрытых убытков соответственно:
- в 1995 году - 28,333 млрд.руб.
- в 1996 году - 60,098 млрд.руб.
- в 1997 году - 28,345 млрд.руб.,
а по состоянию на 01.01.98 по балансу ОАО значится также
непокрытых убытков прошлых лет в объеме 112,2 млрд.руб. по
бухгалтерскому счету 88, т.е. всего убытки составляют в ОАО на
01.01.98 = 140,54 млрд.руб.
К показателям финансово-хозяйственной деятельности и структуры
баланса, относится коэффициент обеспеченности собственными
средствами, который характеризует наличие собственных средств у
завода, необходимых для его финансово-хозяйственной устойчивости.
Здесь положительным фактором являлось льготное налогообложение и
предоставление инвестиционного налогового кредита.
В соответствии с этим динамика изменения коэффициента
обеспеченности за эти три года определена, соответственно:
0,22-0,51-0,51, при норме не менее 0,2.
Дебиторская задолженность как отрицательный фактор за три года
выросла и составляет на конец периодов:
- 1995 года - 20,352 млрд.руб.;
- 1996 года - 38,401 млрд.руб.;
- 1997 года - 47,79 млрд.руб., -
в том числе просроченная и невостребованная в установленном
порядке более 3-х месяцев составляет 18,69 млрд.руб.
В качестве мер по принудительному взысканию дебиторской
задолженности за период 1994-1997 годы было заявлено 65 исков на
сумму 2,45 млрд.руб., всего было взыскано по суду 0,584 млрд.руб.,
что составляет только 5-ю часть от суммы исков и составляет лишь
3% к существующей дебиторской задолженности.
По отчету юротдела предприятия в момент проверки в суде
находятся лишь два иска, по шести искам урегулировано мирным путем
с возмещением средств о объеме 165 млрд.руб., по 2 искам ведется
работа на сумму 1,44 млрд.руб.. Необходимо отметить, что по 20
искам судом было отказано всего на сумму 1,151 млрд.руб. по
причине пропуска исковой давности.
По бухгалтерской отчетности за три года была списана в убытки
задолженность неплатежеспособных дебиторов в объеме 180,66
млн.руб. по 158 организациям (по справке "ТуКЗ").
Такая постановка работы завода с дебиторами не может
считаться удовлетворительной.
В ходе проверки установлены факты финансовых вложений ОАО
"ТуКЗ" в виде учредительных взносов в уставные капиталы
организаций.
Всего, согласно справки бухгалтерии на 01.05.98, ОАО "ТуКЗ"
является учредителем в семи организациях с общим объемом
финансовых вложений в сумме 447,2 млн.руб.
В 1996 году ОАО произвело необоснованных и нецелесообразных
расходов в объеме 20 млн.рублей, в виде взносов
в уставной капитал в 2 организации:
- Агентство "Региональный независимый регистратор" - 10
млн.рублей (4% = 200 шт.акций).
- Негосударственный пенсионный фонд - 10 млн.руб.
Данные расходы производились из оборотных средств завода, при
наличии дефицита прибыли.
В ходе проверки установлено, что в ОАО "ТуКЗ" имеются филиалы
(4 ед.), которые по распоряжениям и приказам ОАО "ТуКЗ" должны
быть уже ликвидированы, но по настоящее время не произведены
оргмероприятия по ликвидации этих филиалов и не произведены
расчеты по имущественному комплексу, с возмещением заводу
задолженностей на сумму 126,3 млн.рублей.
Выборочной проверкой расчетов с поставщиками-дебиторами
установлены серьезные нарушения правил ведения операций.
1. По ведению приходно-расходных документов по приобретенным
товарно-материальным ценностям.
2. Договорная документация оформляется без учета
лицензирования деятельности поставщика (по фирме ТОО "Эльф" не
представлена копия лицензии по торговле ГСМ и сертификат качества
(на мазут); без учета их дееспособности и гарантий по взысканию с
них задолженностей:
- иск на сумму 784,340 млн.руб. в ценах 1997 года (с учетом
штрафных санкций), по основному долгу 000 Компания "Ремпроект" в
сумме 110 млн.руб., не заявлен в связи с невозможностью
установления местонахождения ответчика.
- установлены факты по оплате заводом средств в ТОО "Эльф" за
мазут в 1995 году в сумме 698 млн.руб. с обязательством поставки
до 20.07.1995 года. На момент проверки числится задолженность ТОО
"Эльф" перед заводом в сумме 441,5 млн.руб. (цены 1997 года).
В ходе проверки установлены факты оприходования мазута,
полученного от ТОО "Эльф" не в сентябре, (после разгрузки
цистерн), а только 26 октября 1995 года. Данные факты говорят о
том, что при расчете налога на имущество за 9 месяцев (III
квартал) была искажена налогооблагаемая база на сумму 256,5
млн.рублей.
В 1998 году обязательства по погашению задолженности ТОО
"Эльф" перед "ТуКЗ" принял на себя по соглашению 139/512 от
06.01.98 АО НПО "Солярис-Сервис", с обязательством поставки мазута
топочного в марте 1997 года.
До настоящего времени данное соглашение не выполнено.
Дебиторская задолженность по балансу завода должна быть
отражена в полном объеме не за ТОО "Эльф", а восстановлена за АО
НПО "Солярис-Сервис".
Результаты проведенной проверки эффективности использования
предоставленных ОАО "ТуКЗ" налоговых льгот позволяют сделать
следующие выводы:
1. ОАО "ТуКЗ" является единственным в Тульской области
предприятием, имеющим режим наибольшего благоприятствования
экономической деятельности.
Начиная с 1995 года завод имеет льготы по большинству
налоговых и других платежей, в том числе в виде инвестиционных
налоговых кредитов. Общий объем бюджетных вливаний в ОАО составил
за три истекших года в сумме 51,73 млрд.руб.
Однако, предоставленные льготы используются предприятием не
достаточно эффективно.
По расчетам контрольной комиссии, предприятие не имеет в
настоящее время возможности и реальных источников в перспективе по
возврату бюджета заемных средств.
Кредиторская задолженность завода выросла с начала 1995 года
(71,4 млрд.руб.) по настоящий период, до начала 1998 года (216,3
млрд.руб) в 3 раза.
2. Бухгалтерский учет и отчетность в ОАО "ТуКЗ"
осуществляется с нарушением Плана счетов бухгалтерского учета,
Положения о бухгалтерском учете и отчетности РФ, утвержденного
приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170, Федерального закона РФ "О
бухгалтерском учете" N 129-ФЗ от 21.11.96, по учету сумм
предоставленных налоговых льгот и инвестиционных налоговых
кредитов.
За период 1995-1997 годов, по состоянию на 01.01.98 всего
предоставлено инвестиционных налоговых кредитов в объеме 24,809
млрд.руб. и налоговых льгот на сумму 5,616 млрд.руб.
Суммы налоговых кредитов необходимо отражать на счете 95
"Долгосрочные займы" в разрезе субсчетов по датам предоставления
кредитов, согласно заключенным соглашениям, а учет сумм,
предоставленных налоговых льгот - на счете 96 "Целевое
финансирование и поступление" или 87 "Добавочный капитал", с
дальнейшим отражением их целевого использования.
3. Установлено искажение, уменьшение валюты балансов за
1995-1997 годы, всего в объеме начисленных процентов по ссуде,
выделенной из федерального бюджета (1995 год) в объеме 7,412
млрд.руб.
4. Установлены факты нецелесообразного и необоснованного
вложения средств в уставные капиталы других юридических лиц в
объеме 20 млн.рублей.
5. Установлены нарушения в оформлении финансово-хозяйственных
операций по учету прихода и расхода товарно-материальных ценностей
на заводе, в том числе по находящимся на ответственном хранении (
в т.ч.мазут в госрезерве).
6. Нет должного контроля со стороны руководства ОАО "ТуКЗ" за
все возрастающей кредиторской и дебиторской задолженностью на
предприятии.
В неудовлетворительном состоянии находится работа по
заключению договоров с покупателями и поставщиками, договорная
документация оформляется без учета лицензирования деятельности
поставщика и без учета дееспособности и гарантированности по
взысканию дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность завода за три года выросла в 2
раза.
7. Не проведены оргмероприятия по ликвидации филиалов ОАО
"ТуКЗ", не создана ликвидационная комиссия и не осуществлены
расчетные операции по имущественному комплексу.
Предложения:
1. Совету директоров ОАО "ТуКЗ" и администрации предприятия,
в течение 1998 года изыскать возможность финансовой стабилизации
предприятия за счет привлечения других источников, кроме бюджетных
ссуд, налоговых кредитов и льгот. Разработать программу по
привлечению и участию инвесторов и стратегического акционера ЗАО
"Скала" в формировании финансовых резервов завода.
2. Привести в соответствие с нормативными актами и
рекомендациями контрольной комиссии Тульской областной Думы
бухгалтерский учет и отчетность, устранить выявленные нарушения по
всем фактам отражения финансово-хозяйственных операций завода.
3. Органам государственной власти области при решении
вопросов предоставления налоговых льгот за счет средств
территориального бюджета, необходимо учитывать в качестве гарантий
возврата инвестиционных налоговых кредитов - имущественный
комплекс ОАО "ТуКЗ".
Председатель контрольной
комиссии Тульской
областной Думы А.А.Кирина
Инспектор контрольной
комиссии Тульской
областной Думы Г.П.Польшикова
|