РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 1998 года Тульский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Соловьевой О.И.
народных заседателей - Уваровой А.Г., Скачкова В.М.
с участием прокурора - Позднякова Е.Н.
при секретаре - Сухановой Т.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе
Рыбакова Владимира Викторовича о признании недействительным п. 8
Положения по организации пассажирских перевозок на автобусных
маршрутах Тульской области в режиме "маршрутное такси" и
"экспресс" с использованием автотранспортных предприятий и
организаций различных форм собственности, предпринимателей,
утвержденного Постановлением Губернатора Тульской области от 11
ноября 1996 года N 697 (в редакции Постановления Губернатора
Тульской области от 28 ноября 1997 г. N 536),
установил:
Рыбаков В.В. инвалид 2 группы обратился в суд с жалобой, в
которой поставил вопрос о признании недействительным п. 8
Положения по организации пассажирских перевозок на автобусных
маршрутах Тульской области в режиме "маршрутное такси" и
"экспресс" с использованием автотранспорта предприятий и
организаций различных форм собственности, предпринимателей,
утвержденного Постановлением Губернатора Тульской области от 11
ноября 1996 г. N 697 (редакции постановления Губернатора Тульской
области от 28 ноября 1997 г. N 536), предусматривающего, что
льготы предоставленные отдельным категориям пассажиров при проезде
в автобусах "маршрутное такси" и "экспресс" не распространяются. В
обоснование жалобы Рыбаков В.В. сослался на противоречие этого
пункта Положения ст. 30 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N
181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
согласно которой инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на
всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного
сообщения, кроме такси.
Представители Губернатора Тульской области по доверенностям
Лукин Д.Л., Попов П.И. с требованиями Рыбакова В.В. не согласились
и просили суд оставить жалобу без удовлетворения, утверждая, что
оспариваемый пункт постановления принят в пределах компетенции
Губернатора Тульской области, а организация пассажирских перевозок
автобусами в режиме "маршрутное такси" и "экспресс" вызвана
необходимостью предотвращения снижения количества подвижного
состава на городских и пригородных маршрутах области, упорядочения
развивающегося рынка транспортных услуг. Данный вид перевозок, по
их утверждению, не обеспечивается дотациями из бюджетных
источников на покрытие убытков от предоставления льгот отдельным
категориям граждан, поэтому льготы при проезде в автобусах
"маршрутное такси" и "экспресс" не распространяются за исключением
участников Великой Отечественной войны и лиц к ним приравненных, а
также детей до 5 лет.
Выслушав объяснения Рыбакова В.В., поддержавшего жалобу,
представителей Губернатора Тульской области, изучив материалы
дела, заслушав заключение прокурора Поздняковой Е.Н., полагавшей
жалобу подлежащей удовлетворению в части признания
недействительным п. 8 Положения предусматривающего
непредоставление льгот - при проезде в автобусах "экспресс", а в
остальной части данный пункт по мнению прокурора соответствует
требованиям Закона, суд приходит к выводу о том, что требования
Рыбакова В.В. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим
основаниям.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации
гражданское законодательство находится в ведении Российской
Федерации.
Субъект Российской Федерации не может принимать нормативные
акты гражданского правового характера, противоречащие Федеральному
законодательству.
Взаимоотношения пассажира и перевозчика, основанные на договоре
перевозки, являются гражданско - правовыми, находится в ведении
Российской Федерации и регулируются правилами Главы 40 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 784 ГК РФ условия перевозок пассажиров
отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по
этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим
кодексом, транспортными Уставами и кодексами, иными Законами и
издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В ст. 790 ГК РФ определен порядок взимания с пассажира
провозной платы при перевозке транспортом общего пользования.
В качестве основного правила предусмотрено, что провозная плата
взимаемая с пассажира устанавливается соглашением сторон, если
иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Если же в соответствии с законом или иным правовым актом
установлена льгота по провозной плате в отношении отдельных
категорий пассажиров, транспортной организации, осуществляющей
перевозки соответствующих пассажиров, должны быть компенсированы
все ее расходы, связанные с осуществлением перевозок на льготных
условиях за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 30 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
предусматривается, что инвалиды пользуются правом бесплатного
проезда на всех видах городского и пригородного сообщения за
исключением такси. Это право, как закрепленное в законе, является
непосредственно действующим, то есть при заключении договора
перевозки на всех видах транспорта общего пользования городского и
пригородного сообщения, кроме такси, инвалиды освобождаются от
взимания провозной платы, а нанесенные в связи с этим расходы
возмещаются перевозчику за счет средств соответствующего бюджета.
Ограничение этого права, в соответствии со ст. 55 Конституции
Российской Федерации может иметь место только Федеральным Законом
и в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения безопасности государств.
Из содержания ст. 30 Федерального Закона от 24.11.1995 следует,
что инвалиды ограничены в праве бесплатного проезда на таком виде
транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения
как такси.
Понятие такси (легкового таксомотора) содержится в Правилах
организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте,
утвержденных приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР N
200 от 21.12.1981. В силу п. 130 данных Правил перевозка
пассажиров и их багажа в таксомоторах осуществляется в
соответствии с "Правилами пользования легковыми таксомоторами",
которые предусмотрели 2 вида легковых таксомоторов: маршрутное
такси и такси индивидуального пользования, в качестве
перевозочного средства могут использоваться микроавтобусы типа РАФ
и легковые автомашины типа ГАЗ-24-02 "Волга" и "Москвич",
применение иных марок автобусов большой или особо большой
вместимости в качестве "маршрутных такси" правилами не
предусмотрено.
Таким образом из смысла ст. 30 Федерального закона от
24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
в совокупности с положениями выше изложенных Правил может
следовать лишь то, что инвалиды не пользуются правом бесплатного
проезда только в легковых таксомоторах, на иных видах транспорта
общего пользования городского и пригородного сообщения и в
частности автобусах, работающих в предусмотренных Правилами
режимах, право бесплатного проезда не исключается.
Как следует из содержания обжалуемого Рыбаковым В.В. п. 8
"Положения по организации пассажирских перевозок на автобусных
маршрутах Тульской области..." Губернатор Тульской области
ограничил право бесплатного проезда инвалидов не на легковых
таксомоторах (такси), а на автобусах, работающих в режиме
"маршрутное такси" и "экспресс". Такое ограничение прав инвалидов
суд находит не соответствующим Федеральному закону от 24.11.95, а
также изложенным выше нормам гражданского законодательства.
Доводы представителей Губернатора Тульской области о том, что
Положение разработано в соответствии с Правилами организации
пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденном
приказом Минавтотранса РСФСР N 200 от 31.12.1981 суд находит
несостоятельными.
Так в соответствии с данными Правилами, перевозки пассажиров
классифицируются на автобусные, специальные и заказные, легковые
таксомоторные, маршрутные таксомоторные. В силу п. 21 Правил
работа автобусов на маршрутах организуется в обычном,
полуэкспрессном и экспрессном режиме движения или в режиме
движения по системе спаренных рейсов. Этот перечень режимов работы
автобусов является исчерпывающим. Работа автобусов в режиме
"маршрутное такси" правилами не предусмотрена. В связи с этим
признать правильным установленный Губернатором режим работы
автобусов "маршрутное такси" нельзя.
С учетом изложенного суд находит, что п. 8 Положения по
организации пассажирских перевозок..." не отвечает требованиям
гражданского законодательства и ограничивает права заявителя,
прямо предусмотренные в Федеральном Законе, а поэтому является
незаконным.
Принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда
Российской Федерации, содержащееся в п. 7 Постановления от 31
октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами
Конституции Российской Федерации, при осуществлении правосудия" о
том, что если при рассмотрении дел суд усматривает, что подлежащий
применению акт государственного или иного органа не соответствует
Закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации
обязан принять решение в соответствии с Законом, регулирующим
данное правоотношение, суд считает, что требования Рыбакова В.В.
подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 203, 231 - 232, 239-7 ГПК
РСФСР Тульский Областной суд
решил:
Жалобу Рыбакова Владимира Викторовича удовлетворить.
Признать недействительным п. 8 Положения по организации
пассажирских перевозок на автобусных маршрутах Тульской области в
режиме "маршрутное такси" и "экспресс" с использованием
автотранспорта предприятий и организаций различных форм
собственности, предпринимателей, утвержденный Постановлением
Губернатора Тульской области от 11 ноября 1996 г. N 697 в редакции
постановления Губернатора Тульской области от 28 ноября 1997 г. N
536.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесен
протест в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский
областной суд в течение 10 дней.
Судья Тулоблсуда - О.И.СОЛОВЬЕВА
Народный заседатель
УВАРОВА Л.Г.
СКАЧКОВ А.М.
|