ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22.12.98 N 503
О мерах по нормализации наличного
денежного обращения
Процессы в сфере наличного денежного обращения в 1998
году формируются под воздействием обостряющейся экономической и
финансовой ситуации.
Несмотря на принимаемые в области меры, производственная
активность, наблюдавшаяся в начале 1998 года, сменилась спадом.
Индекс физического объема производства в январе-мае 1998 года
составлял 97,1%, в январе-сентябре - 92,8%. Каждое второе предп-
риятие в области убыточное, по состоянию на 01.10.98г. убыток
составил 600,9 млн.руб.
За январь-сентябрь 1998 года в 1,8 раза возросла прос-
роченная кредиторская задолженность и в 2,4 раза просроченная
дебиторская задолженность.
Недоимка по платежам в бюджет (по данным областной налого-
вой инспекции) на 01.11.98 года составила 2086,7 млн.руб., уве-
личившись за месяц на 5 процентов.
Обострилась социальная обстановка. Задолженность по зарпла-
те по состоянию на 01.11.98 года превысила 1 млрд.руб. и имеет
место во всех городах и районах Тульской области. Задолженность
по выплате пенсий и пособий - более 760 млн.руб.
Реально располагаемые денежные доходы населения сократились
по состоянию на 01.10.98г. по сравнению с аналогичным периодом
1997 года на 13,2%. Индекс потребительских цен на товары и услу-
ги в сентябре 1998 года составил 141,8% (сентябрь 1997г. -
108,1%), в октябре 1998 года - 104,5% (октябрь 1997г. - 100,4%).
Денежная масса в обращении по состоянию на 1 октября 1998
года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 1997 года в
1,3 раза. На долю наличных денег приходится 84% совокупной де-
нежной массы против 81,5% в соответствующем периоде 1997 года.
При среднемесячной инфляции в 1998 году, равной 4,4%, наличные
деньги возрастали в среднем за месяц на 2,2%.
За январь - октябрь 1998 года наличный денежный оборот,про-
ходящий через банки на территории области, сократился против со-
ответствующего периода 1997 года на 8,8%. В 18 районах области
(кроме Алексинского, Ефремовского, Новомосковского, Плавского)
снижение наличного денежного оборота выше среднеобластного от
0,9% до 67%.
Поступления наличных денег в кассы банков сократились про-
тив аналогичного периода 1997 года на 6%, снижение поступлений
имеет место в большинстве городов и районов области в размерах
от 1% до 53%.
Особенно резкое сокращение поступлений денежной наличности
в кассы банков произошло в 3 квартале 1998 года в связи со сло-
жившейся кризисной ситуацией после 17 августа 1998 г. За
июль-сентябрь 1998 г. кассовые поступления в целом по области
сократились против июля-сентября 1997 года на 11,7%, в отдельных
районах от 22% до 36,6% (Воловский, Заокский, Куркинский, Плавс-
кий, Суворовский, Тепло -Огаревский), а в Каменском районе на
59,8%.
Значительно сократились поступления выручки от торговли. По
состоянию на 01.11.98г. в целом по области снижение достигло
33,7%. Одной из причин этого снижения явилось падение уровня ин-
кассации торговой выручки на 01.11.98г. до 57,5% (оперативно)
(на 01.11.97г. - 58,2%), в результате в кассы банков недопосту-
пило выручки от торговли 18 млн.руб.
Снижение уровня инкассации обусловлено расходованием хо-
зяйствующими субъектами выручки на свои нужды, причем не всегда
на законном основании.
Произведенными банками, налоговыми, финансовыми органами в
январе - сентябре 1998 года проверками Правил работы с денежной
наличностью выявлены нарушения почти в каждом четвертом хозяйс-
твующем субъекте ( в 1768 из 6733). Выявлено разного рода нару-
шений на 1,0 млн.руб., в 2 раза больше соответствующего периода
1997 года.
Возросла сумма превышения лимитов остатка касс на предприя-
тиях и организациях в 1,8 раза и во столько же возросла сумма
нарушений, связанных с превышением предельных размеров расчетов
наличными деньгами с юридическими лицами. Не изжиты факты неоп-
риходования (не полного оприходования) в кассу денежной налич-
ности, ненадлежащего оформления кассовых документов, создающие
предпосылки для правонарушений. Многие хозяйствующие субъекты
расходуют выручку в значительных размерах (за 9 месяцев 1998
г.-105 млн.руб.) на свои нужды без разрешения банков, пользуясь
тем, что кредитные организации не располагают соответствующими
мерами воздействия.
Из-за снижения поступлений в кассы банков расходы хозяйства
области на 27,9 % покрываются эмиссией денег, составившей по
состоянию на 01.11.98г. 2,5 млрд.руб. В отдельных районах облас-
ти (Белевский,Воловский,Каменский,Куркинский,Киреевский,Плавс-
кий,Тепло-Огаревский,Чернский) покрытие расходов эмиссией сос-
тавляет от 50 % до 80 %.
Комиссии по совершенствованию системы платежей, расчетов и
денежного обращения проводили определенную работу, направленную
на мобилизацию кассовых ресурсов, выполнение требований Указов
Президента России от 23.05.94г. N 1006 "Об осуществлении комп-
лексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет нало-
гов и иных обязательных платежей" и от 18.08.96г. N 1212 "О ме-
рах по повышению собираемости налогов и других обязательных пла-
тежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обраще-
ния".
Вместе с тем, возможности координатора работы кредитных ор-
ганизаций, налоговых, финансовых, правоохранительных и других
органов в вопросе разработки и осуществления дополнительных мер
по нормализации положения в сфере денежного обращения комиссиями
не исчерпаны.
В целях нормализации наличного денежного обращения в облас-
ти, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать главам муниципальных образований области
совместно с отраслевыми департаментами, комитетами и управления-
ми администрации области, комиссиями по совершенствованию системы
платежей, расчетов и денежного обращения:
- учитывая обострившуюся экономическую и финансовую ситуа-
цию, негативно повлиявшую на состояние наличного денежного обра-
щения, по итогам 1998 года и впредь ежеквартально рассматривать
положение в сфере денежного обращения, по итогам намечать прове-
дение комплекса мер на местах;
- активизировать работу с недоимщиками, используя все воз-
можные пути расчетов;
- по материалам банков, финансовых, налоговых органов, Фе-
дерального казначейства Минфина России по Тульской области расс-
мотреть ход выполнения положений Указов Президента России от
23.05.94г. N 1006, от 18.08.96г. N 1212 в части работы с денеж-
ной наличностью для принятия мер, направленных на сокращение
внебанковского оборота наличных денег, лежащих в основе теневого
сектора экономики;
- с целью повышения финансовой и административной ответс-
твенности ввести в практику заслушивание руководителей предприя-
тий, учреждений, организаций, нарушающих установленный порядок
наличноденежных расчетов и ведения кассовых операций;
- с целью поддержания отечественных товаропроизводителей
при выдаче лицензий торговым предприятиям одним из условий пре-
дусматривать включение в ассортимент перечень товаров отечест-
венного и местного производства;
- рассмотреть организацию торговли на местах, полноту насы-
щения торговой сети товарами первой необходимости и товарами
местного производства, особенно в отдаленных населенных пунктах,
причины и правомерность сокращения сдачи выручки предприятиями
торговли в кассы банков.
2. Рекомендовать руководителям предприятий всех форм собс-
твенности и организационно- правовых форм, имеющих постоянные
производственные связи, предусматривать в договорах поставки то-
варов только безналичные формы расчетов.
3. Рекомендовать управлению Федерального казначейства Мин-
фина России по Тульской области (Натаров В.Н.) обеспечить надле-
жащий контроль за выполнением обслуживаемой клиентурой требова-
ний Указов Президента России от 23.05.94г. N1006, от 18.08.96г.
N 1212, Порядка ведения кассовых операций в части работы с де-
нежной наличностью.
4. Кредитным организациям на территории области, включая
Тульский банк Сберегательного банка Российской Федерации, реко-
мендовать:
- усилить контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами
установленного Порядка ведения кассовых операций, требований
Указа Президента России от 23.05.94г. N 1006 в части работы с
денежной наличностью, о фактах расходования ими выручки без сог-
ласования с банком информировать муниципальные образования, ко-
миссии по совершенствованию системы платежей, расчетов и денеж-
ного обращения;
- координировать работу с налоговыми органами по организа-
ции проверок соблюдения предприятиями и организациями установ-
ленного порядка работы с денежной наличностью;
- добиваться полного и своевременного выполнения своих обя-
зательств перед кредиторами и вкладчиками (физическими лицами).
5. Рекомендовать Главному управлению Центрального банка
Российской Федерации по Тульской области (Лисенков М.Е.), Госу-
дарственной налоговой инспекции по Тульской области (Реш В.К.),
управлению Федерального казначейства Минфина России по Тульской
области (Натаров В.Н.), финансовому управлению администрации
области (Кузнецова В.В.) усилить деловые контакты в вопросе пол-
ноты уплаты налогов, контроля за соблюдением хозяйствующими
субъектами и бюджетными организациями установленного порядка ра-
боты с денежной наличностью, сокращением внебанковского оборота
наличных денежных средств, периодически, на основании материалов
совместного анализа результатов проверок, информировать о поло-
жении в данной сфере губернатора области (не реже 2-х раз в
год).
6. Рекомендовать Главному управлению Центрального банка
Российской Федерации по Тульской области (Лисенков М.Е.) продол-
жить работу в специальных комиссиях, осуществляющих рассмотрение
жалоб и заявлений вкладчиков, связанных с передачей вкладов на-
селения из филиалов московских банков ( Региональный филиал
Промстройбанка России , филиал Мосбизнесбанка, Тульский регио-
нальный филиал АКБ "СБС - АГРО", филиал ОАО Банк "Менатеп") в
Тульский банк Сберегательного банка Российской Федерации.
7. Постановление губернатора области от 05.01.98г. N 1 " О
состоянии денежного обращения и расчетов, соблюдении Порядка ве-
дения кассовых операций в области " считать утратившим силу.
8. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Тульской области В.А.Стародубцев
|