РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 1999 года
Центральный районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Богатиной М.В.
при секретаре Жилиной Г.И.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело N 2-2512/99 по
иску ЕЛЬТИЩЕВА Дмитрия Ивановича к Тульской городской Думе о
признание частично недействительными решения Тульской городской
Думы и Временных правил осуществления деятельности по заготовке
лома и отходов цветных металлов установил:
Решением Тульской городской Думы от 28.01.99 N 15/246
утверждены "Временные правила по заготовке лома и отходов цветных
металлов в городе Туле" и "Перечень предметов бытового назначения
из цветных металлов, скупку которых разрешается производить
заготовительными организациями у населения за наличные деньги".
Данные Правила и Перечень опубликованы 16.02.99 в газете "Тула
вечерняя" и действуют с этого момента.
Предприниматель Ельтищев Д.И. обратился в суд с иском к
Тульской городской Думе о признании недействительным пункта 2
решения Тульской городской Думы от 28.01.1999 N 15/246 и частично
недействительными Временных правил осуществления деятельности по
заготовке лома и отходов цветных металлов в городе Туле, в
частности п. п. 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.8 (абзацы 4, 5, 6), 1.9,
1.10, 1.11, 1.12.
В судебном заседании истец, как и его представитель Воронин
А.Н., требования поддержали, мотивируя их тем, что п. 2 решения и
указанные пункты Правил противоречат действующему
законодательству, а именно: в соответствии со ст. 3 ГК РФ органы
муниципальных образований не наделены правом принимать нормативные
акты, содержащие нормы гражданского права, гражданские права могут
быть ограничены на основании федерального закона и только в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны и безопасности государства, только
Правительство Российской Федерации в случаях, предусмотренных
законом, может издавать Правила, обязательные для сторон при
заключении и исполнении публичных договоров, на заключении которых
основывается деятельность по заготовке лома и отходов цветных
металлов.
Представитель истца Воронин А.Н. пояснил, что абзац 2 п. 1.2,
где указано, что физическим лицам разрешается сдавать только
бытовой лом, является нормой гражданского права, указание, что
может сдаваться только бытовой лом нарушает права граждан;
указание в п. 1.3, что запрещается принимать лом от лиц, не
достигших совершеннолетия, также противоречит нормам ГК РФ,
поскольку право и дееспособность возникает с четырнадцати лет;
указание в п. 1.4 Правил о том, что категорически запрещается
производить прием новых, годных к употреблению изделий
производственно - технического назначения из цветных металлов
ограничивает право собственности по распоряжению имуществом как
физических, так и юридических лиц, также как и п. 1.5;
в п. 1.8 (абзац 4, 5, 6), п. 1.9 содержатся указания по
вопросам ведения бухгалтерского учета, что противоречит ст. 5 ФЗ
РФ "О бухгалтерском учете" поскольку разрабатывать и утверждать
нормативные акты и методические указания по вопросам
бухгалтерского учета могут только органы, которым Федеральными
Законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, к
которым Тульская городская Дума не относится. Указанные основания
для признания недействительным относятся и к п. 1.10;
указание в п. 1.11 о составлении приемо-сдаточного акта по
форме N 19 и N 19-С следует признать по мнению представителя истца
недействительным, поскольку указанные в Правилах формы
предусмотрены и утверждены ранее компетентными органами;
указание в п. 1.12 о том, что бытовой лом, скупаемый у
населения должен соответствовать Перечню, утвержденному
ЦЕНТРСОЮЗОМ 09.01.1959 с последующими дополнениями (Приложению N 2
к решению), который утвержден п. 2 решения, ограничивает права
граждан, имеющих право сдавать бытовой лом.
Представитель ответчика по доверенности Шубина Л.В. требования
не признала, согласившись с доводами истца и представителя, что
решение и утвержденные Временные правила содержат нормы
гражданского права, но поскольку Правительство не регулирует
отношения, возникающие в связи с деятельностью по заготовке лома и
отходов цветных металлов на основании Закона "О местном
самоуправлении" и п. 1. ст. 23 Устава города Тулы Тульская
городская Дума приняла решение и утвердила Временные правила,
потому что хищения изделий из цветных металлов на железнодорожном
и городском транспорте, на объектах жилищно - коммунального
хозяйства, строительных площадках приняли угрожающий характер для
жизни и здоровья жителей города, сохранности грузов, экономической
безопасности и жизнедеятельности города, вопрос сохранности
изделий и оборудования, в которых содержится цветной металл,
начинает затрагивать государственные интересы, в соответствии со
ст. 17 Федерального закона от 25.09.98 "О лицензировании отдельных
видов деятельности" на осуществление деятельности по заготовке
лома и отходов цветных металлов требуется лицензия, на территории
Тульской области указанный вид деятельности осуществляется без
лицензии, поскольку Правительством не определен лицензирующий
орган, поэтому не запрещенная Законом деятельность фактически
осуществляется незаконно, поскольку право осуществлять
деятельность возникает с момента получения лицензии, поэтому и
возникла необходимость четкого регулирования деятельности,
связанной с заготовкой лома и отходов цветных металлов,
урегулированной в Правилах, действующих на территории города Тулы.
Представитель ответчика Шубина Л.В. считает, что доводы истца о
том, что п. 2. решения противоречит п. 1.12 Правил, поскольку
ведомственный акт ограничивает право граждан на сдачу небытового
лома, является формальным, так как решение Тульской городской Думы
не противоречит акту ЦЕНТРСОЮЗА, который решением Думы
распространен на всех других физических и юридических лиц, цель
принятия п. 1.12 - ограничить физических лиц в сдаче промышленного
лома в связи с кражами, поскольку весь промышленный лом, сдаваемый
гражданами, краденый, в п. 1.3 ограничен возраст, поскольку
дееспособность предусмотрена и возникает только с восемнадцати
лет, в п. 1.4 речь идет о промышленных предприятиях,
производственно - технические, комплектующие детали, если они
негодны, сдаются по правилам, указанным в п. 1.2 абзац 1, по п.
1.5 запрещено сдавать новые изделия и детали, также представитель
ответчика пояснила, что по другим пунктам Дума акты не утверждала,
в решении и правилах имеется только ссылка на них.
Выслушав стороны, изучив представленные суду материалы как
истцом, так и ответчиком, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации
признается и гарантируется местное самоуправление, которое в
пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии со ст. 15 Конституции органы местного
самоуправления, граждане и их объединения должны соблюдать
Конституцию РФ и законы. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ
решения органов государственной власти органов местного
самоуправления могут быть обжалованы в суде.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в исключительном
ведении Российской Федерации находится гражданское
законодательство, что указано в ст. 3 ГК РФ, предусматривающей,
что органы муниципальных образований не наделены правом принимать
нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство
основывается на признании равенства участников регулируемых им
отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора,
недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные
дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских
прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной
защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании
федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны и безопасности государства.
Решение Тульской городской Думы об утверждении Временных правил
осуществления деятельности по заготовке лома и отходов цветных
металлов в городе Туле и Перечня предметов бытового назначения из
цветных металлов, скупку которых разрешается производить
заготовительными организациями у населения за наличные деньги
принято на основании п. 1 ст. 23 Устава города Тулы, по которому в
исключительном ведении городской Думы находятся вопросы, решаемые
исключительно на заседании городской Думы: принятие
общеобязательных правил по предметам ведения муниципального
образования, принятие планов и программ развития муниципального
образования, контроль за деятельностью органов и должностных лиц
местного самоуправления в пределах своих полномочий, установление
порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Согласно решению Думы Временные правила приняты в связи с тем,
что хищения изделий из цветных металлов на железнодорожном и
городском транспорте, на объектах жилищно-коммунального хозяйства,
с промышленных предприятий и строительных площадок приняли
угрожающий характер для жизни и здоровья жителей и гостей города,
сохранности грузов, экономической безопасности и жизнедеятельности
города.
Однако, изложенные обстоятельства не дают права органам
местного самоуправления выходить за пределы их компетенции,
предусмотренной действующим законодательством.
Разрешение физическим лицам по Временным правилам сдавать
только бытовой лом, запрещение производить прием новых, годных к
употреблению: изделий производственно-технического назначения из
цветных металлов, утверждение Перечня предметов бытового
назначения из цветных металлов, скупку которых разрешается
производить заготовительным организациям у населения за наличные
деньги в соответствии с перечнем, утвержденным ЦЕНТРСОЮЗОМ 9
января 1959 года с последующими изменениями (п. 2 решения, п.п.
1.2 (абзац 2), 1.4, 1.12 Временных правил) противоречит ст. 209 ГК
РФ, поскольку ограничивают право собственника распоряжаться своим
имуществом.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право
владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник
вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего
ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным
правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы
других лиц.
В соответствии со ст. 5 Федерального Закона РФ "О бухгалтерском
учете" разрабатывать и утверждать нормативные акты и методические
указания по вопросам бухгалтерского учета могут только органы,
которым Федеральными Законами предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета.
В соответствии с вышеизложенным, разработка и утверждение в
п.п. 1.8 (абзац 4, 5, 6), 1.10 Временных правил новой формы учета
противоречит требованиям данного ФЗ РФ, поскольку к компетенции
Тульской городской Думы согласно Уставу г. Тулы данный вопрос не
относится.
Разрешение сдавать лом только совершеннолетним лицам (п. 1.3)
также ограничивает права граждан, противоречит требованиям ст. 26
ГК РФ предусматривающей, что несовершеннолетние в возрасте от
четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного
согласия своих законных представителей, а также мелкие бытовые
сделки без их согласия.
С учетом изложенного требования истца в этой части суд считает
законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
П.п. 1.5, 1.11 Временных правил, содержащие понятие лома и
отходов цветного металла, а также ссылка на утвержденные ранее в
установленном порядке приемо - сдаточные акты по форме N 19 и N 19-
С не противоречат требованиям закона и их принятие в решении
обосновано и законно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 191, 197 ГПК
РСФСР, суд
решил:
Требования удовлетворить частично.
Признать недействительным п. 2 решения Тульской городской Думы
"О Временных правилах по заготовке лома и отходов цветных металлов
в городе Туле" от 28.01.99 года N 15/246.
Признать недействительными п. п. 1.2 (абзац 2), 1.3, 1.4, 1.8
(абзацы 4, 5, 6), 1.9 1.10, 1.12 "Временных правил осуществления
деятельности по заготовке лома и отходов цветных металлов в городе
Туле", утвержденных решением Тульской городской Думы от 28.01.99 N
15/246.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Тулоблсуд в
течение 10-ти дней с подачей жалобы через райсуд.
|