УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Тульской области от 01.08.2000 N 272
ГУБЕРНАТОР
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 1999 г. N 433
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛИРИНГОВЫХ
РАСЧЕТОВ В БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях урегулирования расчетов между предприятиями,
организациями и учреждениями Тульской области, сокращения взаимной
задолженности и реализации порядка проведения расчетов по
исполнению доходной и расходной частей областного бюджета, а также
с использованием клиринга постановляю:
1. Внедрить на территории Тульской области региональную
расчетно - клиринговую систему.
2. Определить базисной организацией по проведению клиринговых
расчетов небанковскую кредитную организацию ОАО Клиринговый центр
"Банковские Информационные Технологии".
3. Утвердить Положение о региональной расчетно - клиринговой
системе Тульской области (приложение 1).
4. Утвердить Положение о порядке применения клиринговых
платежей и расчетов (клиринга) при исполнении доходной и расходной
частей областного бюджета (приложение 2).
5. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций и
учреждений Тульской области использовать возможности региональной
расчетно - клиринговой системы для обслуживания товарообменных
операций и проведения по этим операциям взаимозачетов в
соответствии с утвержденными положениями.
6. Рекомендовать Управлению федерального казначейства
Министерства финансов Российской Федерации по Тульской области
(Натаров В.Н.) заключить с ОАО Клиринговый центр "Банковские
Информационные Технологии" соглашение о взаимодействии.
ОАО Клиринговый Центр "Банковские Информационные Технологии" в
месячный срок разработать и представить на утверждение соглашение,
регламентирующее взаимоотношения между администрацией Тульской
области и ОАО Клиринговый Центр "Банковские Информационные
Технологии" в части создания и развития региональной расчетно -
клиринговой системы.
7. Финансовому управлению администрации области (Кузнецова
В.В.):
7.1. Принимать во взаиморасчеты недоимку, просроченную не
менее 2-х месяцев, у предприятий, осуществивших фактическую
поставку товарно - материальных ценностей (выполнение услуг) на
дату проведения расчетов.
7.2. Оформлять разрешения на финансирование из областного
бюджета через клиринг в пределах квартального лимита на
финансирование без требования о предъявлении актов взаимозачетов с
указанием конкретных статей расходов и обеспечением последующего
контроля за целевым расходованием полученных средств.
7.3. В трехмесячный срок обеспечить подготовку документов,
необходимых для открытия счетов бюджетных организаций в
небанковской кредитной организации Клиринговый Центр "Банковские
Информационные Технологии" с целью проведения клиринговых расчетов.
8. Рекомендовать главам муниципальных образований Тульской
области организовать реализацию особого порядка проведения
расчетов по исполнению доходной и расходной частей местных
бюджетов на основе проведения клиринговых платежей и расчетов
через региональную расчетно - клиринговую систему Тульской
области.
9. Пресс - службе администрации области (Назаров Е.С.)
опубликовать настоящее постановление в печати.
10. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за
собой.
11. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ
Приложение 1
к постановлению губернатора
Тульской области
от 23.11.99 N 433
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной расчетно - клиринговой системе
Тульской области
1. Цель создания региональной
расчетно - клиринговой системы
1. Региональная расчетно - клиринговая система создается с
целью:
оптимального формирования и исполнения федерального,
областного и местных бюджетов;
повышения собираемости налогов и сборов путем проведения
расчетов по погашению задолженности перед бюджетами всех уровней и
государственными внебюджетными фондами предприятиями -
недоимщиками через проведение клиринговых расчетов;
решения проблемы неплатежей и нехватки оборотных средств для
проведения расчетов на региональном уровне предприятий,
организаций между собой и с бюджетами всех уровней;
снижения себестоимости изготовления продукции и предлагаемых
услуг за счет уменьшения издержек, связанных с нехваткой оборотных
средств;
реализации региональных социально - экономических программ, а
также реализации инвестиционных проектов предприятий, в настоящее
время невостребованных вследствие нехватки денежных ресурсов;
повышения достоверности и надежности расчетов;
упрощения расчетов с точки зрения учета и финансового
управления;
ускорения и оптимизации расчетов между юридическими лицами в
Тульской области;
наиболее рационального использования участниками расчетов
высвобождаемых ресурсов;
внедрения современных международных технологий, стандартов,
организации расчетов с расчетно - клиринговыми системами других
регионов;
создания региональной информационно - маркетинговой системы.
Региональная расчетно - клиринговая система, оснащенная
программно - техническими комплексами, должна обеспечивать:
- прием, передачу данных по каналам связи с использованием
аппаратных и программных средств криптозащиты (электронная
подпись), способов шифрования данных, сертифицированных
уполномоченным органом;
- надежную многоуровневую защиту данных от
несанкционированного доступа, использования, искажения и
фальсификации на этапах обработки и хранения;
- контроль достоверности данных на всех этапах.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении
2.1. Клиринг - процесс передачи, накопления, обработки
информации и платежей участников расчетов и осуществление
безналичных расчетов, основанных на многостороннем зачете взаимных
встречных обязательств и требований участников расчетов,
погашаемых в равновеликих суммах и завершаемых платежами на
разницу между суммой обязательств.
2.2. Региональная расчетно - клиринговая система - система
регулярных безналичных расчетов, реализуемая сетью программно -
технических средств и систем передачи данных участников расчетов и
Клирингового центра, функционирующих на единой нормативно -
правовой базе.
2.3. Клиринговый Центр - расчетная небанковская кредитная
организация Клиринговый Центр "Банковские Информационные
Технологии", проводящая клиринговые расчеты в соответствии с
законами Российской Федерации, нормативными актами Банка России,
лицензией, выданной Банком России, и договорами банковского счета
с участниками расчетов, а также оказывающая участникам указанных
расчетов весь комплекс услуг, предусмотренных настоящим
Положением.
2.4. Участники расчетов - предприятия, организации,
учреждения, муниципальные образования и другие юридические лица,
открывшие в установленном порядке счета участников расчетов в
Клиринговом Центре;
- Управления (участники расчетов) - Финансовое управление
администрации области, финансовые отделы муниципальных образований
Тульской области;
- Казначейство (участник расчетов) - Управление федерального
казначейства Министерства финансов Российской Федерации по
Тульской области, осуществляющее в соответствии с полномочиями,
предоставленными нормативными документами Правительства РФ,
управление доходами и расходами федерального бюджета на
клиринговых счетах в региональной расчетно - клиринговой системе
на уровне предприятий, организаций, органов управления Тульской
области и муниципальных образований Тульской области;
- Бюджетополучатели (участники расчетов) - органы
исполнительной власти Тульской области, муниципальные образования
Тульской области и их структурные подразделения;
- Получатель (участник расчетов) - находящийся в ведении
органов исполнительной власти Тульской области получатель средств
областного бюджета, а также предприятия, имеющие контракты с
исполнительными органами на поставку продукции (выполнение работ,
оказание услуг);
- Поставщик (участник расчетов) - предприятие (организация),
осуществившее поставки продукции, выполнившее работы и оказавшее
услуги для нужд получателя;
- Недоимщик - поставщик (участник расчетов), поставивший
продукцию, выполнивший работы и оказавший услуги получателю или
получивший право на задолженность получателя, имеющий
задолженность по уплате налогов и других платежей в доход бюджетов
всех уровней. Недоимщиком может быть только резидент Российской
Федерации. Кроме того, участниками клиринговых расчетов могут быть
контрагенты и субпоставщики поставщиков, а также другие
предприятия, учреждения и организации, получившие право требования
на задолженность получателя путем заключения на основании главы 24
Гражданского кодекса Российской Федерации договоров о переуступке
права требования (цессии) против исполненных договоров о поставках
продукции и оказании услуг с вышеназванными предприятиями и
организациями.
2.5. Валовые расчеты - расчеты, при которых каждый отдельно
поступающий платеж от участника расчетов последовательно
осуществляется через корреспондентские счета, счета в Клиринговом
Центре.
2.6. Чистая позиция - итоговое сальдо (дебетовое или
кредитовое), полученное по результатам клиринга, на счете
участника расчетов, открытом в Клиринговом Центре специально для
клиринговых расчетов.
2.7. Урегулирование позиции - обеспечение участником расчетов
покрытия чистой дебетовой позиции с его счета в Клиринговом Центре
до проведения окончательных расчетов по клирингу. Не обеспеченная
покрытием чистая дебетовая позиция считается неурегулированной.
2.8. Окончательный расчет по клирингу - перевод денежной
суммы, соответствующей чистой позиции (дебетовой или кредитовой)
по счетам участников расчетов в Клиринговом Центре.
2.9. Клиринговый сеанс - период времени, в течение которого
производится расчет чистых позиций (обработка взаимных
обязательств участников расчетов с целью определения цепочек
клиринговых платежей) и их урегулирование. Клиринговый сеанс
считается окончательным, если урегулированы все дебетовые позиции
участников расчетов. Клиринговые сеансы с окончательным расчетом
по клирингу составляют клиринговый цикл.
3. Общие положения
3.1. Настоящее положение описывает условия и порядок создания
региональной расчетно - клиринговой системы и регламентирует
условия, порядок проведения клиринговых расчетов, осуществляемых в
процессе:
- погашения существующих задолженностей между предприятиями и
организациями, а также существующих задолженностей недоимщиков по
платежам в бюджеты всех уровней;
- погашения планируемых задолженностей между предприятиями и
организациями.
3.2. Порядок проведения клиринговых расчетов при исполнении
федерального, областного и местных бюджетов регулируется
соответствующими положениями, утвержденными соответствующими
органами власти.
3.3. Взаимоотношения между участниками расчетов и Клиринговым
Центром регулируются соглашениями о порядке проведения клиринга,
двусторонними договорами банковского счета и дополнительными
соглашениями к договорам банковского счета.
3.4. Взаимоотношения между администрациями: области,
муниципальных образований Тульской области и Клиринговым Центром
регулируются:
- соглашениями о создании и развитии региональной клиринговой
системы;
- постановлениями губернатора Тульской области, главы г. Тулы,
глав администраций муниципальных образований;
- соглашениями о порядке проведения клиринга;
- договорами банковского счета;
- дополнительными соглашениями к договорам банковских счетов.
3.5. Взаимоотношения между Клиринговым Центром и Главным
управлением Банка России (ГУ ЦБ РФ) по Тульской области
регламентируются Договором корреспондентского счета N б/н от
11.12.97, дополнительным соглашением от 30 апреля 1998 г.
3.6. Взаимоотношения между Управлением федерального
казначейства Министерства финансов Российской Федерации по
Тульской области и Клиринговым Центром регулируются соглашениями о
проведении клиринговых расчетов.
4. Условия проведения клиринговых расчетов
4.1. Для проведения многосторонних клиринговых расчетов
необходимо выполнение следующих условий:
- открытие в Клиринговом Центре управлениями, предприятиями и
организациями (юридическими лицами), желающими принимать участие в
клиринговых расчетах, счетов участников расчетов;
- заключение предприятиями и организациями (юридическими
лицами) и Клиринговым Центром соглашений об участии многосторонних
клиринговых расчетах. Возможно также заключение соглашения об
участии в создании объединенного фонда поддержания ликвидности для
предоставления кредита на завершение расчетов совершенным сделкам
по валовым расчетам и по клирингу.
4.2. Юридическим лицам без осуществления Клиринговым Центром
их кассового обслуживания для расчетов по клирингу и проведения
валовых расчетов открываются лицевые счета на балансовых счетах N
30214 "Счета участников расчетов расчетных небанковских кредитных
организаций", N 30218 "Взаимные расчеты по зачету требований
участников расчетов (клиринга)".
4.3. Открытие юридическим лицам лицевых счетов на балансовых
счетах N 30214 "Счета участников расчетов расчетных небанковских
кредитных организаций", N 30218 "Взаимные расчеты по зачету
требований участников расчетов (клиринга)" осуществляется в
порядке, установленном Банком России.
4.4. Участники расчетов по возможности и при необходимости
депонируют средства на лицевых счетах, открытых на балансовом
счете N 30214 "Счета участников расчетов расчетных небанковских
кредитных организаций" для завершения расчетов по клирингу и
оплате услуг Клирингового Центра.
Депонирование и пополнение средств на лицевых счетах, открытых
на балансовом счете N 30214 "Счета участников расчетов расчетных
небанковских кредитных организаций", может осуществляться через
следующие счета:
- корреспондентский счет Клирингового Центра, открытый в ГУ ЦБ
РФ по Тульской области;
- лицевой счет на балансовом счете N 30214 "Счета участников
расчетов расчетных небанковских кредитных организаций", открытый в
Клиринговом центре другому участнику расчетов.
4.5. В соответствии со своим регламентом работы Клиринговый
Центр может производить валовые расчеты между клиринговыми
циклами.
5. Порядок проведения клиринговых расчетов
5.1. Проведение клирингов расчетов в региональной расчетно -
клиринговой системе проводится в соответствии с регламентом
проведения расчетов в региональной расчетно - клиринговой системе.
5.2. Обмен информацией и платежными документами между
участниками расчетов и Клиринговым Центром может производиться:
а) на бумажных носителях, подписанных собственноручными
подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати
участника расчетов;
б) на магнитных носителях в электронном виде, подписанных
аналогом собственноручной подписи (электронной цифровой подписью),
переданных:
- через автоматизированное рабочее место (АРМ), установленное
у участника расчетов;
- через автоматизированное рабочее место (АРМ) регионального
представителя Клирингового Центра (администрации муниципальных
образований).
5.3. Порядок проведения клиринговых сеансов.
5.3.1. Участники расчетов передают в Клиринговый Центр для
проведения клиринговых расчетов:
- информацию о существующей и планируемой задолженности перед
участниками расчетов, передаваемую в форме пачки платежных
документов (к лицевому счету плательщика, открытому на балансовом
счете N 30218, на лицевой счет получателя, открытый на балансовом
счете N 30218, с незаполненным полем "Дата платежа");
- платежные документы, в случае самостоятельного определения
участниками расчетов возможности проведения клиринговых расчетов
(определение замкнутых "цепочек" платежей).
До проведения клирингового сеанса с участием переданной
информации и платежных документов участник расчета вправе отозвать
один или несколько платежных документов и один или несколько
документов из информации о задолженностях.
5.3.2. Прием информации и платежных документов Клиринговым
Центром.
Информация для проведения клиринговых расчетов, поступающая в
виде пачки платежных документов, и платежные документы помещаются
в "электронный абонентский ящик" участника расчетов.
Операции по помещению и отзыву информации и документов в/из
электронного абонентского ящика сопровождаются квитанцией
Клирингового Центра о помещении и удалении соответственно.
5.4. Проведение предварительного клирингового сеанса.
5.4.1. В соответствии с установленным регламентом Клиринговый
Центр проводит предварительный клиринговый сеанс (анализ,
обработку информации о задолженности участников, находящейся
"электронных абонентских ящиках", с учетом средств, депонированных
участниками для завершения расчетов). Клиринговый Центр выполняет
операции с участием клиринговых счетов управлений при наличии
предоставленных налогоплательщиками соответствующих "Разрешений на
уплату налогов через клиринг" и выполнении изложенных в них
ограничений.
5.4.2. При наличии возможности проведения клиринговых расчетов
(определение замкнутых "цепочек" платежей) Клиринговый Центр:
- формирует "Протокол проведения клиринговых расчетов";
- формирует платежные документы для участников расчетов с
целью проведения клиринговых расчетов в соответствии с "Протоколом
проведения клиринговых расчетов".
5.4.3. В случае, если участниками клиринговых расчетов
оказываются Казначейство и Управления (уплата налогов и
финансирование из бюджета), Клиринговый Центр:
- дополнительно формирует "Протокол проведения клиринговых
расчетов с участием областного (районного, городского) бюджета" и
направляет для утверждения в Казначейство и в соответствующее
Управление;
- после утверждения "Протокола проведения клиринговых расчетов
с участием федерального, областного, районного, городского
бюджета" Клиринговый Центр формирует платежные документы для
участников расчетов с целью проведения клиринговых расчетов с
участием бюджета.
Порядок получения "Разрешения..." и утверждения "Протокола..."
определяется Соглашением Клирингового Центра с Казначейством и с
соответствующим Управлением.
5.4.4. Согласование результатов предварительного клирингового
сеанса.
Клиринговый Центр направляет сформированные для проведения
клиринговых расчетов платежные документы участникам расчетов для
подписи.
В соответствии с Регламентом участники расчетов подписывают
полученные для проведения клиринговых расчетов платежные документы
и направляют их в Клиринговый Центр.
5.4.5. Проведение окончательного клирингового сеанса.
В соответствии с Регламентом после получения подписанных
участниками расчетов платежных документов Клиринговый Центр
проводит клиринговые расчеты. Условием завершения расчетов по
клирингу является:
- обнуление лицевых счетов, открытых на балансовом счете N
30218 "Взаимные расчеты по зачету требований участников расчетов
(клиринга)" в Клиринговом Центре и отсутствие дебетового сальдо на
лицевых счетах, открытых на балансовом счете N 30214 "Счета
участников расчетов расчетных небанковских кредитных организаций";
- осуществление проводок по лицевым счетам участников расчетов
в день завершения расчетов.
По завершении клиринговых расчетов Клиринговый Центр
предоставляет участникам расчетов копии платежных документов и
выписки из лицевых счетов, открытых на балансовых счетах: N 30214
"Счета участников расчетов расчетных небанковских кредитных
организаций", N 30218 "Взаимные расчеты по зачету требований
участников расчетов (клиринга)". Выписки выдаются по форме,
установленной Банком России.
6.1. Организационно - правовая форма Клирингового Центра.
6.1.1. Клиринговый Центр создается в виде открытого
акционерного общества и осуществляет свою деятельность на
коммерческой основе.
6.1.2. Деятельность Клирингового Центра определяется его
уставом и осуществляется на основании лицензии на совершение
клиринговых операций, выдаваемой Центральным банком Российской
Федерации.
6.1.3. Надзор за деятельностью Клирингового Центра
осуществляет Центральный банк России и его главные управления по
месту нахождения Клирингового Центра.
6.1.4. Деятельность Клирингового Центра подлежит ежегодной
проверке аудиторскими организациями.
6.1.5. Учредителями Клирингового Центра могут быть
коммерческие банки, другие юридические и физические лица.
6.1.6. Организационная структура и управление Клиринговым
Центром, экономические принципы функционирования Клирингового
Центра, образования и расходования фондов и средств, вопросы
собственности на имущество, оказанные услуги, полученные доходы и
прочее определяются его уставом.
6.1.7. Клиринговый Центр может вступать в союзы, ассоциации и
иные объединения для координации своей деятельности, защиты своих
интересов и осуществления совместных программ, если их создание не
противоречит требованиям антимонопольного законодательства
Российской Федерации и другим законодательным актам Российской
Федерации.
6.2. Операции, обеспечивающие проведение клиринга (состав
клиринговых операций).
6.2.1. Прием расчетных документов от участников расчетов в
региональной расчетно - клиринговой системе в электронной форме по
каналам связи, на магнитных носителях (допускается использование
документов на бумажных носителях в соответствии с "Положением о
безналичных расчетах в Российской Федерации").
6.2.2. Идентификация и контроль поступающих расчетных
документов в базе данных Клирингового Центра.
6.2.3. Контроль на наличие необходимой для завершения расчетов
суммы на счете участника расчетов в региональной расчетно -
клиринговой системе.
6.2.4. Открытие и ведение счетов участников расчетов в
региональной расчетно - клиринговой системе.
6.2.5. Сортировка (адресование) первичных и результирующих
расчетных документов для проводки и последующей рассылки.
6.2.6. Осуществление проводок расчетных документов по счетам
участников расчетов в региональной расчетно - клиринговой системе
с зачетом взаимных платежей.
6.2.7. Печать выписок по счетам участников расчетов в
региональной расчетно - клиринговой системе на основании
проведенных расчетов.
6.2.8. Подведение баланса по окончании операционного дня.
6.2.9. Рассылка выписок по счетам клиентов, других отчетных
документов (по каналам связи в электронной форме, на магнитных или
бумажных носителях) участников расчетов в региональной расчетно -
клиринговой системе в соответствии с регламентом обслуживания.
6.2.10. Передача отчетных документов в Главное Управление
Банка России (ГУ ЦБ РФ) по Тульской области в устанавливаемых
формах, порядке и сроках.
6.3. Банковские операции, поддерживающие выполнение клиринга.
6.3.1. Открытие и ведение счетов участников расчетов в
региональной расчетно - клиринговой системе.
6.3.2. Предоставление краткосрочных кредитов по соглашению с
заемщиком.
6.3.3. Осуществление расчетов по поручению участников расчетов
в региональной расчетно - клиринговой системе.
6.3.4. Осуществление операций на рынке ценных бумаг,
определенных нормативными документами Главного Управления Банка
России (ГУ ЦБ РФ) по Тульской области.
6.3.5. Создание и использование резервов (фондов) с целью
обеспечения устойчивости расчетов и предотвращения системы рисков.
6.3.6. Оказание информационных услуг. Эти операции могут
производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии
соответствующей лицензии.
6.4. Учет и отчетность Клирингового Центра.
6.4.1. Вопросы учета, контроля и отчетности определяются
нормативно - правовыми актами Главного Управления Банка России (ГУ
ЦБ РФ) по Тульской области, в том числе:
- положением о безналичных расчетах в Российской Федерации;
- правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности в
кредитных учреждениях;
- планом счетов бухгалтерского учета в кредитных учреждениях;
- указаниями по применению плана счетов бухгалтерского учета в
кредитных учреждениях.
6.4.2. Учет и отчетность Клирингового Центра ведется по плану
счетов бухгалтерского учета в кредитных учреждениях с ежедневным
составлением баланса и отражением своих операций на
корреспондентском счете в Главном Управлении Банка России (ГУ ЦБ
РФ) по Тульской области.
6.4.3. Клиринговый Центр получает от участников расчетов в
региональной расчетно - клиринговой системе установленную Главным
Управлением Банка России (ГУ ЦБ РФ) по Тульской области и
Министерством финансов России бухгалтерскую и статистическую
отчетность для решения задач клиринга и предоставления кредитов, а
также для составления отчетности в Главное Управление Банка России
(ГУ ЦБ РФ) по Тульской области, в том числе связанную с расчетом
риска.
6.4.4. Клиринговый Центр представляет в ЦБ Российской
Федерации статистическую и бухгалтерскую отчетность по формам и в
сроки, установленные для кредитных учреждений.
6.5. Порядок открытия Клиринговым Центром филиалов и
представительств.
6.5.1. Клиринговый Центр имеет право открывать филиалы и
представительства на территории Российской Федерации. Филиалы
действуют в соответствии с положением о них, имеют собственный
баланс, который входит в баланс Клирингового Центра. Филиалы
Клирингового Центра открывают субкорреспондентские счета с
разрешения Главного Управления ЦБ РФ по месту их предполагаемого
нахождения, согласованного с главным управлением ЦБ РФ по месту
нахождения Клирингового Центра.
6.5.2. Деятельность филиала и представительства не должна
противоречить действующему законодательству, уставу Клирингового
Центра и выходить за рамки операций Клирингового Центра,
зафиксированных в полученных лицензиях.
6.6. Ответственность Клирингового Центра.
6.6.1. Юридическая и финансовая ответственность сторон,
порядок разрешения споров (Клирингового Центра и участников
расчетов в региональной расчетно - клиринговой системе)
регулируются договором. Споры по договору разрешаются арбитражным
судом в установленном порядке.
6.6.2. Ответственность Клирингового Центра перед
государственными органами (финансовым управлением администрации
области, Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по
Тульской области и др.) определяется действующим
законодательством.
6.7. Прекращение деятельности Клирингового Центра.
6.7.1. Деятельность Клирингового Центра прекращается на
основании решения высшего органа управления Клирингового Центра о
ликвидации учреждения. Ликвидация Клирингового Центра
осуществляется в порядке, предусмотренном уставом Клирингового
Центра.
6.7.2. При отзыве лицензии на совершение клиринговых операций
прекращение деятельности Клирингового Центра принимается в
соответствии с "Положением об отзыве лицензии на совершение
банковских операций у кредитных организаций в Российской
Федерации" N 264 от 2 апреля 1996 года, утвержденного Центральным
банком Российской Федерации (в редакции от 07.07.99 г.)
Приложение 2
к постановлению губернатора
Тульской области от 23.11. 96 N 453
ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке применения клиринговых расчетов
и платежей (клиринга) при исполнении доходной и
расходной частей областного бюджета
1. Цель
1.1. Реализация особого порядка проведения расчетов по
исполнению доходной и расходной частей областного бюджета в рамках
создания региональной расчетно - клиринговой системы на базе
Небанковской Кредитной Организации Клиринговый Центр "Банковские
информационные Технологии".
2. Общие положения
2.1. Настоящее положение регламентирует условия, порядок
проведения и отражения в учете клиринговых расчетов по исполнению
доходной и расходной частей областного бюджета, осуществляемых в
процессе:
- погашения существующих задолженностей недоимщиков по
платежам в областной бюджет;
- финансирования из областного бюджета расходов получателей по
расчетам за выполненные работы, услуги, поставку продукции.
Настоящее положение разработано на основе Положения о
региональной расчетно - клиринговой системе Тульской области.
2.2. При проведении клиринговых расчетов объем средств,
направленных на финансирование отдельных статей расходов
областного бюджета, равняется объему возвращаемых средств в виде
долгов, погашаемых недоимщиками путем уплаты налогов и платежей в
доход областного бюджета.
3. Порядок проведения клиринговых расчетов
3.1. Управление выделяет ежеквартальные (ежемесячные) лимиты
на финансирование получателей, финансируемых из областного бюджета
отдельной строкой "кроме того, финансирование через клиринг" и
ежеквартальные (ежемесячные) лимиты по исполнению доходной части
областного бюджета отдельной строкой "кроме того, исполнение
доходной части через клиринг".
3.2. Для уплаты задолженности по налогам и неналоговым
платежам в областной бюджет через клиринг участнику расчетов
(недоимщику) Управлением выдается Разрешение на платежи в доход
областного бюджета через клиринг. В Разрешении указывается:
- полное наименование предприятия налогоплательщика;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- виды платежей;
- сумма (лимит) по каждому виду платежей;
- дата, до которой разрешение действительно.
Для получения разрешения необходимо представить в Управление
заявление и справку из Управления Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Тульской области о наличии
задолженности по налоговым и (или) неналоговым платежам в
областной бюджет.
Разрешение выдается в пределах лимитов, утвержденных
нормативными актами администрации области.
3.3. Предприятиям, организациям, учреждениям, муниципальным
образованиям, являющимся получателями, выдаются Управлением
разрешения на финансирование из областного бюджета через клиринг
(Разрешение ФК). В разрешении ФК указывается:
- полное наименование получателя;
- идентификационный номер получателя (ИНН);
- сумма (лимит) финансирования;
- дата, до которой Разрешение ФК действительно.
Для получения Разрешения ФК необходимо представить в
Управление заявление с приложением для рассмотрения договоров,
соглашений, смет, актов и т. п. Разрешение ФК выдается в пределах
лимитов, утвержденных нормативными актами администрации области.
3.4. Разрешения ФК не являются финансовыми документами, и по
ним не могут производиться бухгалтерские проводки. Бухгалтерские
проводки на балансах участников расчетов выполняются на основании
выписки из банковского счета и копий платежных поручений,
выдаваемых в установленном порядке Клиринговым Центром. Разрешения
ФК являются именными документами и не могут быть предметом
переуступки прав, продажи или передачи другим лицам.
3.5. Управление:
- оформляет Разрешение ФК в двух экземплярах на бланке для
писем.
Разрешения ФК подписываются должностным лицом и скрепляются
печатью. Карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющих
право подписи Разрешений ФК, оформляется в установленном порядке
при открытии счета Управлением в Клиринговом Центре;
- производит передачу информации о финансировании получателей
в пределах лимита финансирования;
- оформляет платежные поручения к своему клиринговому счету в
Клиринговом Центре в случае самостоятельного определения
возможности проведения клиринговых расчетов (определение замкнутых
"цепочек" платежей);
- получает от Клирингового Центра протоколы проведения
клиринговых расчетов с участием областного бюджета, утверждает их
и направляет в Клиринговый Центр для проведения клиринговых
расчетов;
- получает от Клирингового Центра сформированные в
соответствии с утвержденными Протоколами платежные поручения,
проверяет, подписывает их и отправляет в Клиринговый Центр для
проведения окончательного клирингового сеанса;
- получает документы из Клирингового Центра по факту
проведенных клиринговых расчетов в течение одного дня после
состоявшегося окончательного клирингового сеанса;
- осуществляет последующий контроль за полнотой и
правильностью исполнения операций по клиринговому счету Управления
в течение рабочего дня после получения документов от Клирингового
Центра по итогам сеанса клиринга;
- отражает в отчетах о доходах областного бюджета
дополнительной строкой "кроме того, исполнение доходной части
областного бюджета через клиринг" на основании кредитовой стороны
выписки по клиринговому счету Управления, выдаваемой Клиринговым
Центром;
- отражает в отчетах о расходах областного бюджета
дополнительной строкой "кроме того, финансирование через клиринг"
на основании дебетовой стороны выписки по клиринговому счету
Управления, выдаваемой Клиринговым Центром;
- оформляет реестры - извещения в территориальные органы
государственной налоговой службы по месту постановки участников
расчетов на налоговый учет о погашении задолженности по налоговым
платежам с приложением копий платежных поручений, полученных от
Клирингового Центра, в течение двух рабочих дней.
3.6. Проведение клиринговых расчетов в региональной расчетно -
клиринговой системе производится в соответствии с "Регламентом
проведения клиринговых расчетов в региональной расчетно -
клиринговой системе".
3.7. Обмен информацией и платежными документами между
участниками расчетов и Клиринговым Центром.
3.6. Обмен информацией и платежными документами может
производиться:
а) на бумажных носителях, подписанных собственноручными
подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати
участника расчетов;
б) на магнитных носителях и в электронном виде, подписанных
аналогом собственноручной подписи (электронной цифровой подписью),
переданных:
- через автоматизированное рабочее место (АРМ), установленное
у участника расчетов;
- через автоматизированное рабочее место (АРМ регионального
представителя Клирингового Центра (администрации муниципальных
образований).
3.9. Порядок проведения клиринговых расчетов.
Участники расчетов передают в Клиринговый Центр для проведения
клиринговых расчетов:
- информацию о существующей и планируемой задолженности перед
участниками расчетов, передаваемую в форме пачки платежных
документов (к лицевому счету плательщика, открытому на балансовом
счете 30218, на лицевой счет получателя, открытому на балансовом
счете 30218, с незаполненным полем "Дата платежа");
- платежные документы, в случае самостоятельного определения
участниками расчетов возможности проведения клиринговых расчетов
(определение замкнутых "цепочек" платежей). До проведения
клирингового сеанса с участием переданной информации и платежных
документов участник расчетов вправе отозвать один или несколько
платежных документов и один или несколько документов из информации
о задолженностях. Платежные документы (платежные поручения), по
которым Клиринговым Центром исполняются платежи с клирингового
счета одного участника расчетов на клиринговый счет другого
участника расчетов, оформляются в установленном Банком России
порядке (Письмо ЦБ РФ от 14.10.97 г. N 529).
3.10. Прием информации и платежных документов Клиринговым
Центром.
Информация для проведения клиринговых расчетов, поступающая в
виде пачки платежных документов, и платежные документы помещаются
в "электронный абонентский ящик" участника расчетов.
Операции по помещению и отзыву информации и документов в/из
электронного абонентского ящика сопровождаются квитанцией
Клирингового Центра о помещении и удалении соответственно.
3.11. Проведение предварительного клирингового сеанса.
3.11.1. В соответствии с установленным регламентом Клиринговый
Центр проводит предварительный клиринговый сеанс (анализ,
обработку информации о задолженностях участников, находящейся в
"электронных абонентских ящиках" с учетом средств, депонированных
участниками для завершения расчетов).
Клиринговый Центр выполняет операции по клиринговому счету
Управления при наличии Разрешений ФК и выполнении изложенных в них
ограничений.
3.11.2. При наличии возможности проведения клиринговых
расчетов (определение замкнутых "цепочек" платежей), Клиринговый
Центр:
- формирует "Протокол проведения клиринговых расчетов";
- формирует "Протокол проведения клиринговых расчетов с
участием областного бюджета" и направляет для утверждения в
Управление;
- после утверждения "Протокола проведения клиринговых расчетов
с участием областного бюджета" Клиринговый Центр формирует
платежные документы для участников расчетов с целью проведения
клиринговых расчетов с участием бюджета.
3.12. Согласование результатов предварительного клирингового
сеанса.
Клиринговый Центр направляет сформированные для проведения
клиринговых расчетов платежные документы участникам расчетов для
подписи.
В соответствии с Регламентом участники расчетов подписывают
полученные для проведения клиринговых расчетов платежные документы
и направляют их в Клиринговый Центр.
3.13. Проведение окончательного клирингового сеанса.
В соответствии с Регламентом после получения подписанных
участниками расчетов платежных документов Клиринговый Центр
проводит окончательный клиринговый сеанс. Условием завершения
расчетов по клирингу является:
- обнуление лицевых счетов, открытых на балансовом счете N
30218 "Взаимные расчеты по зачету требований участников расчетов
(клиринга)" в Клиринговом Центре и отсутствие дебетового сальдо на
лицевых счетах, открытых на балансовом счете N 30214 "Счета
участников расчетов расчетных небанковских кредитных организаций";
- осуществление проводок по лицевым счетам участников расчетов
в день завершения расчетов.
По завершении клиринговых расчетов Клиринговый Центр
предоставляет участникам расчетов копии платежных документов и
выписки из лицевых счетов, открытых на балансовых счетах: N 30214
"Счета участников расчетов расчетных небанковских кредитных
организаций", N 30218 "Взаимные расчеты по зачету требований
участников расчетов (клиринга)". Выписки выдаются по форме,
установленной Банком России.
4. Порядок информационного обмена
4.1. Не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за
месяцем, в течение которого производились расчеты, Клиринговый
Центр направляет в адрес Управления сводные выписки из счетов
областного бюджета в Клиринговом Центре.
4.2.Форма передачи информации между перечисленными сторонами
определяется по усмотрению сторон.
4.3. По завышении расчетов управление обрабатывает платежные
документы и проверяет их соответствие с данными Управления
Министерства РФ по налогам и сборам по Тульской области и
Управления Федерального Казначейства Министерства финансов
Российской Федерации по Тульской области.
5. Условия оплаты
Плата за расчетное обслуживание участников расчетов в
Клиринговом Центре определяется договором банковского счета и
дополнительными соглашениями к нему, за исключением ниже
перечисленных участников, услуги которым Клиринговый Центр
предоставляет на безвозмездной основе:
- Управление;
- Бюджетополучатели, состоящие на финансировании из областного
бюджета;
- Территориальные управления федерального казначейства;
- Территориальные налоговые инспекции.
|