ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31.01.2000 N 19
О Концепции развития правовой информатизации
Тульской области
Во исполнение положений Конституции Российской Федерации,
Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ "Об информа-
ции, информатизации и защите информации", Указа Президента Рос-
сийской Федерации от 4 августа 1995 года № 808 "О президентских
программах по правовой информатизации", а также для определения
целей, задач и направлений развития правовой информатизации
Тульской области ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Концепцию развития правовой информатизации
Тульской области (прилагается).
2. Департаменту информатизации (Моторин В.В.) на основе
данной Концепции разработать программу развития правовой инфор-
матизации Тульской области.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Тульской области В.А.Стародубцев
Утверждена
постановлением губернатора
Тульской области
от 31.01.2000 N 19
КОНЦЕПЦИЯ
развития правовой информатизации
Тульской области
г.Тула
ВВЕДЕНИЕ
Концепция содержит понятия и представления о перспективных
направлениях совершенствования правовой информатизации в Туль-
ской области, формулирует задачи региональной политики правовой
информатизации, направленные на создание надлежащих условий ее
развития.
Документ предназначен для проведения в регионе целенаправ-
ленной политики в области правовой информатизации и должен слу-
жить основой для разработки соответствующих мероприятий, прог-
рамм и проектов.
Концепция разработана департаментом информатизации при со-
действии государственно-правового управления и управления делоп-
роизводства администрации Тульской области.
При разработке использовались материалы Научно-технического
центра (НТЦ) "Система" Федерального агентства правительственной
связи и информации (ФАПСИ), Центра правительственной связи (ЦПС)
в Тульской области, Тульской областной Думы, Всероссийского на-
учно-исследовательского института проблем вычислительной техники
и информатизации (ВНИИПВТИ). Также учтены положения, содержащие-
ся в Концепции правовой информатизации России, утвержденной Ука-
зом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года № 966.
Проект настоящей Концепции был обсужден на заседании об-
ластного Координационного совета по информатизации 18 марта 1999
года и рекомендован к использованию в качестве основы для окон-
чательного текста документа решением областного Координационного
совета от 31 марта 1999 года № 4.
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Концепция - совокупность понятий и представлений, характе-
ризующих основной замысел и направления развития.
Правовая информатизация - процесс создания условий для мак-
симально полного удовлетворения потребностей в правовой информа-
ции всех структур общества и граждан на основе эффективной орга-
низации и использования информационных ресурсов, применения сов-
ременных технологий.
Правовая информация - документированные тексты законода-
тельных, нормативных правовых актов, представленные на любых ви-
дах носителей.
Информационно-правовая сфера региона - информационная инф-
раструктура, информационно-правовые системы и средства их обес-
печения, нормативная база по вопросам информационно-правового
обеспечения, субъекты нормотворческой и предпринимательской дея-
тельности, каналы распространения правовой информации, иные
структуры и системы, функции и деятельность которых направлены
на создание, распространение и использование правовой информации
и услуг.
Субъект информационно-правовой сферы - организация, учреж-
дение, физическое лицо, осуществляющее правомочную деятельность
по созданию и (или) распространению правовой информации и услуг.
Первичные информационно-правовые ресурсы - ресурсы, созда-
ваемые и накапливаемые субъектом нормотворческой деятельности
посредством выпуска, хранения и использования нормативных право-
вых актов в порядке реализации своей нормотворческой компетен-
ции, с использованием собственной системы документооборота и
надлежащей технологии документирования.
Формируются в виде фонда (архива) первых экземпляров (под-
линников) документов на бумажном носителе и в виде массивов
электронных эталонных копий (электронных экземпляров) этих доку-
ментов на файловом носителе, организованных в виде электронной
эталонной базы (банка) данных.
Приобретенные информационно-правовые ресурсы - копии от-
дельных правовых актов, совокупностей актов, готовых информаци-
онно-правовых ресурсов, полученные в порядке информационного об-
мена.
Информационный обмен - операции (процедуры) односторонней
или двусторонней передачи - получения правовой информации, вы-
полняемые как с использованием, так и без использования техни-
ческих средств обмена (сетей передачи данных). Является частью
процесса распространения правовой информации.
Эталонная электронная копия правового акта (электронный эк-
земпляр правового документа) - содержащаяся на файловом носителе
копия, идентичность текста которой тексту подлинника обеспечива-
ется в установленном порядке.
Эталонная база (банк) правовой информации - база (банк),
соответствующий статус которой установлен нормативно, содержащая
только эталонные электронные копии правовых актов - электронные
экземпляры документов.
Официальная база (банк) правовой информации - созданная ор-
ганом государственной власти база (банк), статус, назначение,
основные функции и порядок использования которой определены офи-
циально положением либо иным нормативным документом органа влас-
ти.
Региональный узел правовой информации - специализированная
информационная система, являющаяся основным региональным компо-
нентом общегосударственной системы правовой информации и взаимо-
действующая с внутренней системой документооборота и внешними
организациями в целях официального создания полнодокументных
правовых баз (банков) данных, обмена информационно - правовыми
ресурсами, интеграции и распространения правовой информации.
Распространение правовой информации (услуг) - взаимосвязан-
ная реализация совокупности организационных, экономических, тех-
нических (обменных) мероприятий и процессов, в результате кото-
рых пользователь (потребитель) имеет возможность получить либо
саму информацию (услугу), либо доступ к ней.
Основной поставщик правовой информации - субъект, в ведении
которого находится региональный узел правовой информации, реали-
зующий принцип единой информационно-технологической базы по пре-
доставлению информации и услуг для множества партнеров и потре-
бителей.
Поставщик правовой информации - субъект, правомочно осу-
ществляющий деятельность по распространению правовой информации
и предоставлению информационно-правовых услуг пользователям
(потребителям), использующий в этих целях партнерские отношения
с основным поставщиком правовой информации.
Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращаю-
щийся в пункты распространения (доступа) или к средствам доступа
за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Канал распространения правовой информации (услуг) - взаи-
мосвязанная совокупность организационных структур, средств и
способов их деятельности, предназначенная для реализации мероп-
риятий и процессов продвижения правовой информации (услуг) от
поставщика к потребителю.
Система информационно-правового обеспечения - согласованно
функционирующая совокупность региональных узлов, поставщиков и
каналов распространения, предназначенная для комплексного удов-
летворения потребностей пользователей в правовой информации и
услугах.
Информационно-правовая система - вид информационной систе-
мы, назначение, функции, информационный ресурс которой специали-
зированы на работу с правовой информацией.
Интеграция правовых баз данных технологическая - создание
условий и возможностей для одновременной (или совместной) работы
с различными правовыми базами данных в единой программной обо-
лочке.
Интеграция информационно-правовых ресурсов территориальная
- создание условий и возможностей для объединения информационных
правовых ресурсов различных субъектов нормотворческой деятель-
ности (муниципальных образований, территориальных органов минис-
терств и ведомств, иных учреждений и организаций) в рамках об-
ластного электронного банка правовой информации.
Интегрированная информационно-правовая среда - совокупный
результат технологической и территориальной интеграций информа-
ционно-правовых ресурсов, обеспечивающий любому субъекту инфор-
мационно-правовой сферы возможность получить от областного узла
либо интегрированный областной электронный банк правовой инфор-
мации, либо постоянный доступ к нему.
Региональная политика правовой информатизации - реализуемая
органами государственной власти система задач, приоритетов и
принципов деятельности, направленная на воплощение желаемой
стратегии и достижение поставленных целей развития информацион-
но-правовой сферы с учетом сложившегося состояния, располагаемых
возможностей, баланса интересов субъектов сферы и пользователей
правовой информации.
Телематические услуги - почтовые (электронная почта), ин-
формационные, интерактивные и вычислительные услуги, предостав-
ляемые информационно - телекоммуникационными системами (сетями)
удаленным пользователям.
Публичный центр правовой информации (ПЦПИ) - некоммерческая
организация, реализующая функции поставщика правовой информации
для широкого круга пользователей (потребителей) на общедоступных
условиях.
Коммуникация - процесс обмена информацией, ее передачи от
субъекта-источника субъекту-получателю, результатом которого яв-
ляется их общение на семантическом уровне.
Субъект нормотворческой деятельности - лицо, в соответствии
с законодательством обладающее нормотворческой компетенцией и
осуществляющее в пределах этой компетенции выпуск нормативных
правовых актов.
2. СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СФЕРЫ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
2.1.1. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Как субъект Российской Федерации, Тульская область в целях
развития своей информационно-правовой сферы использует норматив-
ные акты федерального уровня, содержащие положения, действие ко-
торых распространяется на субъекты Российской Федерации:
Концепция правовой информатизации России, утвержденная Ука-
зом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года № 966;
Президентская программа "Правовая информатизация органов
государственной власти Российской Федерации", утвержденная Ука-
зом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 года № 808;
Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года
№ 963 "О мерах по реализации правовой информатизации России";
Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года
№ 477 "О мерах по ускорению создания центров правовой информа-
ции";
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1993 года
№ 663 "О мерах по созданию единого эталонного банка данных право-
вой информации".
2.1.2. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Решение вопросов регионального значения, возникающих в свя-
зи с особенностями развития сферы правовой информатизации в
Тульской области, осуществляется на основании нормативных актов
органов государственной власти Тульской области:
Закон Тульской области "О законах области" № 4-ЗТО в редак-
ции Закона Тульской области № 149-ЗТО.
постановление губернатора Тульской области от 19.03.96 №159
"О мерах по формированию единого информационного пространства
Тульской области";
Временное положение об информационном обеспечении в Туль-
ской области, утвержденное постановлением губернатора Тульской
области от 10.06.96 № 350;
Инструкция по делопроизводству администрации Тульской об-
ласти, утвержденная постановлением губернатора Тульской области
от 27.05.98 № 220;
постановление губернатора Тульской области от 07.12.98
№488 "О создании электронной базы правовых актов губернатора
Тульской области и областного электронного банка правовой инфор-
мации";
постановление губернатора Тульской области от 29.04.99
№ 158 "Об открытии публичного центра правовой информации в Туль-
ской области".
2.2.ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СФЕРЫ
2.2.1. СТРУКТУРА СУБЪЕКТОВ
В информационно-правовой сфере региона сложились два секто-
ра субъектов - государственный и негосударственный.
ш0.9
г===========================TT================================¬
¦Субъекты в системе органо⦦Субъекты негосударственного сек-¦
¦власти и управления (госу- ¦¦тора информационно-правовой ¦
¦дарственный сектор) ¦¦сферы ¦
¦===========================++================================¦
¦НТЦ "СИСТЕМА", ЦПС в Тульс-¦¦Российский Фонд правовых реформ ¦
¦кой области (ФАПСИ) ¦¦(РФПР) ¦
+---------------------------++--------------------------------+
¦Администрация Тульской об- ¦¦Тульская областная научная уни- ¦
¦ласти (департамент информа-¦¦версальная библиотека (ТОУНБ), ¦
¦тизации, государственно- ¦¦другие учреждения и организации-¦
¦правовое управление, управ-¦¦субъекты некоммерческой информа-¦
¦ление делопроизводства) ¦¦ционно-правовой деятельности ¦
+---------------------------++--------------------------------+
¦Тульская областная Дума ¦¦ИЦ "Эдвайзер" ¦
¦(аппарат) ¦¦ ¦
+---------------------------++--------------------------------+
¦Тульский центр правовой ¦¦Тульское агентство правовой ин- ¦
¦информации (ТЦПИ) Минюста ¦¦формации (ТАПИ) ¦
¦России ¦¦ ¦
+---------------------------++--------------------------------+
¦Органы самоуправления му- ¦¦ООО ИТЦ "ТулАрт" ¦
¦ниципальных образований ¦¦ ¦
¦(информационные службы и ¦¦--------------------------------+
¦специалисты) ¦¦Субъекты - нерезиденты региональ¦
+---------------------------¦¦ного информационно-правового ¦
¦Территориальные органы фе- ¦¦рынка, могут иметь дилерских ¦
¦деральных органов исполни -¦¦представителей в Тульской облас-¦
¦тельной власти (информаци- ¦¦ти (АРБТ, ГАРАНТ, ЭЛЕКС и др.) ¦
¦онные службы) ¦¦ ¦
L---------------------------¦¦---------------------------------
Органы местного самоуправления условно отнесены к государс-
твенному сектору в целях целостного рассмотрения вертикали орга-
нов власти.
Негосударственный сектор образуют учреждения, организации,
осуществляющие как некоммерческую информационно-правовую дея-
тельность, так и коммерческие структуры.
Принципиальное значение имеет выделение тех субъектов, ко-
торые создают первичные информационно-правовые ресурсы Тульской
области и реализуют функции узлов правовой информации.
2.2.2. СУБЪЕКТЫ, СОЗДАЮЩИЕ ПЕРВИЧНЫЕ РЕСУРСЫ
Первичные информационно-правовые ресурсы Тульской области
создают: администрация Тульской области, Тульская областная Ду-
ма, органы самоуправления муниципальных образований, в меньшей
степени - территориальные органы федеральных органов исполни-
тельной власти.
Для непосредственного выполнения работ по правовой информа-
тизации в системе органов государственной власти Тульской облас-
ти определены следующие подразделения: в администрации области -
отдел правовых и функциональных информационных систем департа-
мента информатизации, в Тульской областной Думе - отдел делопро-
изводства и информационно-аналитический комитет аппарата област-
ной Думы.
Надзор и целевое администрирование процессов подготовки и
ввода в действие правовых актов губернатора области, определение
степени общественной значимости актов для их включения в право-
вые информационные системы осуществляет государственно-правовое
управление администрации Тульской области.
Процесс документирования правовых актов губернатора осу-
ществляется в рамках действующего в администрации области доку-
ментооборота, координируемого управлением делопроизводства.
В органах местного самоуправления специально выделенных
подразделений и специалистов для выполнения работ по правовой
информатизации, как правило, нет, данные работы выполняются в
совмещенном режиме с другими работами по информационному обеспе-
чению.
Постановлением губернатора Тульской области от 7.12.98
№ 488 в целях создания региональной системы обеспечения правовой
информацией органов государственной власти Тульской области,тер-
риториальных органов федеральных органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления, создания условий для развития
сферы информационно-правовых услуг в интересах организаций и об-
щественных объединений, физических и юридических лиц,на департа-
мент информатизации администрации области возлагается проведение
работ по созданию и обеспечению функционирования электронной ба-
зы правовых актов губернатора Тульской области (ЭБПА) и област-
ного электронного банка правовой информации (ОЭБПИ); кроме того,
возлагаются обязанности: на управление делопроизводства - орга-
низация передачи текстов правовых актов губернатора Тульской об-
ласти в машиночитаемом виде департаменту информатизации для фор-
мирования ЭБПА; на государственно-правовое управление - осущест-
вление отбора общественно - значимых правовых актов губернатора
в целях их включения в ОЭБПИ; совместно на управление по работе
с территориями и связям с общественными организациями и департа-
мент информатизации - проведение организационных мероприятий по
заключению соглашений по вопросам информационно-правового взаи-
модействия с органами государственной власти Тульской области,
территориальными органами федеральных органов исполнительной
власти, органами местного самоуправления; кроме того главам му-
ниципальных образований рекомендуется организовать:
- формирование собственных электронных баз правовых актов,
с включением в них документов как органов местного самоуправле-
ния, так и должностных лиц этих органов;
- предоставление названных баз департаменту информатизации
в целях интеграции в состав ОЭБПИ.
2.2.3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ УЗЛЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
На региональном уровне основу государственной системы пра-
вовой информации составляют региональные узлы правовой информа-
ции.
------------------------------------¬
¦Основные региональные узлы правовой¦
-----+ информации +--¬
¦ L------------------------------------ ¦
---------+-------------------¬ --------------------+----------¬
¦ЦПС в Тульской области ¦ ¦Департамент информатизации ¦
¦(территориальный узел ФАПСИ)¦ ¦администрации области (област-¦
¦ ¦ ¦ной узел органов исполнитель- ¦
¦ ¦ ¦ной власти Тульской области) ¦
L----------------------------- L-------------------------------
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
- получение из федерального узла - подготовка предложений по реги-
копий эталонных банков норматив- ональной политике правовой инфор-
ных актов и их изменений, орга- матизации, региональной программе
низация и ведение копий банков; и проектам развития правовой ин-
форматизации;
- организация и осуществление - организация, накопление, хране-
поиска информации по запросам ние и ведение эталонных банков
пользователей в локальном режи- нормативных актов губернатора об-
ме; ласти;
- организация и осуществление - получение копий эталонных бан-
поиска информации в центральных ков и их изменений, организация и
эталонных правовых банках данных ведение копий банков;
и в банках данных других регио- - организация и осуществление по-
нальных узлов правовой информа- иска информации по запросам поль-
ции; зователей в локальном режиме;
- организация и проведение работ - организация и осуществление по-
по правовой информатизации реги- иска информации в банках данных
она; других региональных узлов;
- связь, взаимодействие, сотруд- - организация и проведение работ
ничество с другими, в т.ч.него- по правовой информатизации региона;
сударственными, субъектами реги- - связь, взаимодействие, сотруд-
ональной информационно-правовой ничество с другими, в т.ч. него-
сферы. сударственными, субъектами регио-
нальной информационно-правовой
сферы.
2.3. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ РЕСУРСОВ
Администрация Тульской области производит нормативные пра-
вовые акты, на основе которых создан и эксплуатируется электрон-
ный банк правовых актов губернатора Тульской области ЭБПА, со-
держащий правовые акты за период с 1993 года.
Представительный орган власти Тульской области разрабатыва-
емые им законодательные и нормативные правовые акты ведет в виде
автоматизированного информационного ресурса - электронной библи-
отеки правовых актов Тульской областной Думы.
Создание правовых баз муниципального уровня и включение в
интегрированное информационно-правовое поле региона осуществля-
ется администрацией области (департамент информатизации) в рам-
ках областного электронного банка правовой информации (ОЭБПИ),
создание и эксплуатация которого осуществляется согласно поста-
новлению губернатора области от 7.12.98 № 488.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной
власти, другие территориальные органы в Тульской области, также
создают первичные информационно-правовые ресурсы из разрабатыва-
емых ими нормативных документов.
Существует большая потребность в обеспечении широкого, аль-
тернативного доступа к этой категории нормативной информации со
стороны граждан, субъектов хозяйственной деятельности (в особен-
ности малого предпринимательства), социально уязвимых слоев об-
щества, и др.
2.3.2. ОБМЕН РЕСУРСАМИ
а) Одним из основных способов расширения сервисных возмож-
ностей информационно-правовых систем и обеспечения полнодоку-
ментности их информационного ресурса является пополнение собс-
твенных (первичных) ресурсов системы приобретенными ресурсами,
обновление приобретенных ресурсов текущими изменениями.
Пополнение и обновление осуществляются на основе информаци-
онного обмена с другими источниками первичной правовой информа-
ции в рамках долговременного информационного сотрудничества. Та-
кими источниками, прежде всего, являются уполномоченные феде-
ральные органы, органы местного самоуправления, представительст-
ва министерств и ведомств на территории Тульской области, а так-
же другие заинтересованные в обмене структуры.
Обмен, как правило, носит двусторонний характер (взаимооб-
мен) и осуществляется на договорной основе.
б) В рамках договора, заключенного между администрацией об-
ласти и ФАПСИ об информационно-правовом взаимодействии, осущест-
вляются следующие мероприятия обменного характера.
Научно-техническим центром "Система" переданы администрации
области электронные базы нормативно - правовых актов федеральных
органов государственной власти с программным обеспечением, кото-
рое используется в качестве унифицированного инструмента ведения
как названных баз, так и баз, содержащих нормативные правовые
акты Тульской области.
Регулярно из НТЦ "Система" для администрации области пере-
дается обновление, на основе которого департамент информатизации
выполняет актуализацию правовых баз данных федерального уровня в
соответствии с установленным регламентом.
В результате реализации обменных мероприятий областной узел
правовой информации администрации области в настоящий момент
располагает следующими информационно-правовыми ресурсами феде-
рального уровня:
- банк правовых актов Российской Федерации;
- база данных "Собрание законодательства Российской Федера-
ции";
- база данных "Бюллетень нормативных актов министерств и
ведомств";
- база данных "Бюллетень нормативных актов федеральных ор-
ганов исполнительной власти";
- база данных "Бюллетень международных договоров";
- база данных "Бюллетень Верховного Суда Российской Федера-
ции";
- база данных "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации";
- база данных Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам.
Сконцентрированные в областном узле правовой информации ин-
формационно-правовые ресурсы используются в целях:
- оперативного обеспечения правовыми актами структурных
подразделений администрации области;
- предоставления указанных баз органам местного самоуправ-
ления в соответствии с заключенными соглашениями.
Муниципальным образованиям поставляется не только информа-
ционный ресурс, но целостный программный комплекс на основании
разрешения, полученного от федерального узла правовой информа-
ции. В свою очередь областной узел правовой информации в соот-
ветствии с заключенными соглашениями получает от муниципальных
образований нормативные правовые акты, формирует на их основе
правовые базы муниципального уровня и включает их в интегриро-
ванное информационно-правовое поле областного узла (ОЭБПИ).
Общим результатом обменных операций является организация
функционирования сквозного информационного канала, объединяющего
всю "вертикаль" органов исполнительной власти, от федерального
до муниципального уровня.
в) Нормативные правовые акты губернатора области в установ-
ленном порядке предоставляются субъектам предпринимательства,
работающим на региональных информационно-правовых рынках, для
массового продвижения правовой информации и информационно-право-
вых услуг заинтересованным потребителям.
В соответствии с договорами между администрацией области и
субъектами рынка: ИЦ "Эдвайзер" (г. Тула), ООО ИТЦ "ТулАрт",
АРБТ и ЭЛЕКС (г. Москва), администрация области предоставляет
названным фирмам нормативные правовые акты губернатора области,
а фирмы поставляют администрации области свои правовые системы
("Консультант Плюс", "ЭТАЛОН", "АРБТ", "ЭЛЕКС") и обеспечивают
актуализацию баз данных этих систем.
г) Тульская областная Дума использует в своей работе право-
вую базу "Эталон", полученную на основании договора, заключенно-
го с владельцем базы - ТЦПИ Минюста Российской Федерации.
На основании договора между Тульской областной Думой и ИЦ
"Эдвайзер" последнему предоставляются законодательные, норматив-
ные правовые акты Думы. ИЦ "Эдвайзер" со своей стороны установил
в Думе и поддерживает в актуальном состоянии справочные правовые
системы "Консультант Плюс".
д) В целом региональная система информационно-правового
обеспечения образуется как результат взаимодействия узлов право-
вой информации государственных органов (государственной состав-
ляющей) и некоммерческих и коммерческих систем негосударственно-
го сектора.
Сотрудничество, взаимодействие и взаимообмен между госу-
дарственным и негосударственным секторами взаимно дополняют и
развивают друг друга.
2.З.З. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Технологически интеграция обеспечивается программным комп-
лексом, разработанным федеральным узлом правовой информации и
распространяемым в рамках заключенных соглашений в качестве уни-
фицированной СУБД, единой для взаимодействующих структур - НТЦ
"Система", органов исполнительной власти Тульской области, орга-
нов местного самоуправления. В результате в одной программной
оболочке, в единой операционной среде осуществляется эксплуата-
ция правовых баз как федерального, так и областного, муниципаль-
ного уровней.
Практические вопросы интеграции находят решение в рамках
областного электронного банка правовой информации (ОЭБПИ), соот-
ветствующий статус которого определен постановлением губернатора
области от 7.12.98 № 488.
2.3.4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В настоящее время в регионе реализованы следующие формы
распространения правовой информации:
1) публикация в печатных СМИ (областной газете "Тульские из-
вестия" и других);
2) публикация в официальном издании "Вестник администрации
Тульской области";
3) публикация в официальном издании "Вестник Тульской област-
ной Думы";
4) через телематические службы: ответы на запросы в ЭБПА,
ОЭБПИ, передаваемые по каналам связи в виде электронных файлов;
5) непосредственное получение информации из баз данных ЭБПА,
ОЭБПИ абонентами ЛВС (прямой доступ, используется структурными
подразделениями администрации области);
6) ответы на произвольные запросы в ЭБПА, ОЭБПИ, направляемые
пользователю на бумажном носителе;
7) репликация баз данных ЭБПА, ОЭБПИ на технические средства
пользователей и локальное обеспечение их правовой информацией;
8) через распространяемую Тульским центром правовой информа-
ции (ТЦПИ) Минюста Российской Федерации правовую систему "Эта-
лон" с последующим сопровождением и актуализацией специалистами
ТЦПИ на договорных условиях;
9) через предоставление доступа к базам данных, установленным
в Публичном центре правовой информации (ПЦПИ) Тульской областной
универсальной научной библиотеки (ТОУНБ);
10) через распространяемые на коммерческой основе справочные
правовые системы ( КонсультантПлюс, ЭТАЛОН, АРБТ, ЭЛЕКС и др.) и
абонентское (клиентское) обслуживание, предоставляемое субъекта-
ми информационно-правового рынка пользователям этих продуктов по
соответствующим договорам.
3.РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
3.1.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕГИОНАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ
При выработке региональной политики правовой информатизации
учитываются следующие ключевые факторы:
- значимость правовой информации исключительно велика, тем
не менее, во многих структурах общества имеет место ее явный не-
достаток;
- реальная информационно-правовая сфера региона сложилась и
развивается как симбиоз двух компонент, взаимно дополняющих друг
друга, государственной и негосударственной;
- законодательные, нормативные правовые акты в виде первич-
ных ресурсов региона в основном создаются органами государствен-
ной власти и местного самоуправления, решение проблемы качества
первичной информации в местах ее возникновения является исходным
условием эффективности всей региональной системы информацион-
но-правового обеспечения;
- без развития сотрудничества между государственной и него-
сударственной составляющими информационно-правовой сферы акту-
альные проблемы массовости и общедоступности правовой информа-
ции, создания альтернативных каналов распространения и разнооб-
разных форм обслуживания пользователей не могут быть решены пол-
номасштабно и эффективно.
3.2. ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Региональная политика правовой информатизации заключается в
следующем:
1) Приоритетная поддержка государственной (включая муници-
пальную) составляющей, как основы региональной системы информа-
ционно-правового обеспечения.
Особое внимание должно быть уделено правовой информатизации
правоохранительных органов и правозащитных организаций Тульской
области.
2) Создание условий для развития негосударственной составля-
ющей, максимальное использование ее возможностей для решения об-
щерегиональных целей и задач, таких как обеспечение массовости
доступа региональных потребителей к правовой информации, разви-
тие сферы разнообразных информационно - правовых услуг.
3) Первоочередная поддержка мероприятий, направленных на
обеспечение правовой информацией категорий пользователей, дея-
тельность которых имеет важное социальное значение и которые
имеют ограниченные возможности для удовлетворения своих информа-
ционно-правовых потребностей.
4) Консолидация усилий и ресурсов в интересах развития пра-
вовой информатизации Тульской области.
5) Создание общерегиональной интегрированной системы право-
вой информации Тульской области, эффективной в информационном,
технологическом и экономическом аспектах.
6) Укрепление связей, взаимодействия и сотрудничества с фе-
деральными государственными органами, органами государственной
власти субъектов федерации, негосударственными учреждениями, об-
щественными организациями в рамках создаваемой общефедеральной
системы правовой информации.
7) Активная работа по изысканию различных, в том числе вне-
бюджетных источников финансирования работ по правовой информати-
зации Тульской области.
3.3.ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Региональная политика правовой информатизации реализуется
на следующих принципах:
1) Реальный учет фактического состояния дел в регионе в об-
ласти правовой информатизации.
2) Учет общерегиональных и общефедеральных интересов, их
приоритет перед локальными интересами.
3) Содействие проводимой федеральными органами политике в
сфере правовой информатизации России.
4) Преемственность развития, максимальное использование ре-
сурсов и полезного опыта, накопленных на предшествующих этапах.
5) Ориентация на массовый пользовательский контингент.
Принцип массовости потребует:
- акцентировать деятельность различных субъектов информаци-
онно - правовой сферы на совместном решении задачи массового
распространения правовой информации;
- перевести в практическую плоскость создание и развитие
альтернативных общедоступных каналов распространения правовой
информации (услуг);
- организовать работу альтернативных каналов в режиме ком-
муникации, доведения правовой информации до получателя с учетом
смыслового и прагматического факторов ее восприятия и использо-
вания.
4.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
4.1.ЦЕЛИ ПРЕДСТОЯЩЕГО ЭТАПА (2000 - 2005 гг.)
1) Завершить интеграцию автоматизированных нормативных фон-
дов Тульской области на основе двусторонних соглашений, обеспе-
чить полномасштабное объединение в рамках ОЭБПИ нормативных ак-
тов муниципальных органов, территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, Тульской областной Думы, губерна-
тора Тульской области.
2) Обеспечить развитие альтернативных каналов распростране-
ния правовой информации в интересах широкого круга пользовате-
лей.
3) Ввести в действие единое соглашение, открытое для присо-
единения любого органа, учреждения Тульской области ,обеспечить
функционирование региональных информационно-правовых систем, оп-
тимально сочетая возможности интегрированной информационно-пра-
вовой среды Тульской области с распределенной организацией пер-
вичных информационно-правовых ресурсов.
4) Объединить усилия органов государственной власти, право-
защитных общественных организаций, учреждений образования и дру-
гих заинтересованных организаций в решении задач повышения пра-
вовой грамотности общества.
5) Обеспечить условия для полноценного удовлетворения пот-
ребностей в правовой информации и услугах массовых пользовате-
лей, потребителей различных категорий.
4.2.РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ПРОЦЕССЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
К развивающимся процессам правовой информатизации относят-
ся:
1) Структурные процессы в информационно-правовой сфере.
2) Создание первичных информационных ресурсов.
3) Обмен информационными ресурсами.
4) Интеграция информационно-правовой среды.
5) Распространение правовой информации.
6) Нормативная поддержка правовой информатизации.
4.3.СТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СФЕРЫ
4.3.1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СФЕРЫ
а) Имеет явные тенденции роста число активных пользователей
правовых систем.
Вместе с тем эксплуатация и совершенствование информаци-
онно-правовых систем, связанное с этим освоение новых, перспек-
тивных технологий нуждаются в подготовленных, грамотных специа-
листах, профессионально занимающихся данными вопросами.
Качественное и количественное усложнение задач, решаемых
правовыми системами, возрастание роли этих задач во всех сферах
жизнедеятельности, делает актуальной организацию специализиро-
ванных подразделений или служб по информационно-правовому обес-
печению в тех органах власти, органах местного самоуправления,
где они еще не созданы, и установлению между ними связи и взаи-
модействия.
В системе продвижения правовой информации и услуг непос-
редственно к потребителю особое место должны занять специализи-
рованные службы муниципальных образований - муниципальные пункты
правовой информации, которые рассматриваются как конечная сту-
пень общефедеральной целостной системы правовой информатизации.
б) Сложившаяся на данном этапе система государственных ор-
ганов правовой информатизации, включающая НТЦ "Система" (феде-
ральный узел правовой информации), ЦПС в Тульской области (тер-
риториальный узел федерального подчинения), департамент информа-
тизации администрации Тульской области (областной узел правовой
информации), не сможет обеспечить дальнейшего развития правовой
информатизации без подключения к этой системе органов местного
самоуправления муниципальных образований и сформированных в их
структуре пунктов правовой информации.
В связи с этим необходимо заключение общего соглашения меж-
ду уполномоченным федеральным органом правовой информатизации,
ЦПС в Тульской области, администрацией области и органами мест-
ного самоуправления о долговременном сотрудничестве по всему
комплексу вопросов правовой информатизации региона.
Соглашение должно определить на длительную перспективу роль
и место каждого из этих структурных звеньев, закрепить, сделать
устойчивыми их функции и взаимные обязательства в решении общей
задачи обеспечения органов государственной власти, органов мест-
ного самоуправления, других структур общества и граждан полной,
достоверной и оперативной правовой информацией.
в) Распределение и закрепление функций и обязанностей долж-
но учитывать положительно зарекомендовавший себя порядок взаимо-
отношений и взаимодействия в системе государственных органов,
наработанный на данный момент.
Федеральный узел правовой информации осуществляет полно-
масштабную эксплуатацию и развитие эталонного банка правовых ак-
тов федерального уровня, реализует иные мероприятия и работы в
рамках указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ,
определяющих развитие всей государственной системы правовой ин-
форматизации.
Территориальный узел федерального подчинения (ЦПС в Туль-
ской области) осуществляет эксплуатацию в регионе копии эталон-
ного банка правовой информации федерального уровня и этим резер-
вирует функции федерального узла. Он является связующим звеном
между федеральным и областным узлами правовой информации, участ-
вует в обмене между ними, поддерживает деятельность публичных
центров правовой информации региона.
Областной узел правовой информации (департамент информати-
зации) осуществляет эксплуатацию и развитие эталонной электрон-
ной базы правовых актов губернатора Тульской области (ЭБПА), об-
ластного электронного банка правовой информации (ОЭБПИ). Кроме
того, областной узел обеспечивает эксплуатацию копии банка пра-
вовых актов (БПА) федерального уровня, разрабатывает концепции,
программы, предложения по развитию правовой информатизации в ре-
гионе, организует их реализацию, оказывает организационно-кон-
сультационную, информационную и технологическую поддержку дея-
тельности публичных центров правовой информации и муниципальных
пунктов правовой информации, реализует системообразующие функции
в интегрированной информационно-правовой среде Тульской области.
Муниципальные пункты правовой информации создают, эксплуа-
тируют, развивают эталонные электронные базы правовых актов ор-
ганов самоуправления муниципальных образований.
Основные функции муниципальных пунктов:
- обеспечение работоспособности собственной информацион-
но-правовой системы;
- обновление и эксплуатация эталонной электронной базы пра-
вовой информации муниципального образования;
- взаимодействие и обмен с областным узлом правовой инфор-
мации;
- поддержка интегрированной информационно-правовой среды
региона в условиях распределенных первичных информационно-право-
вых ресурсов;
- обеспечение эксплуатации копий приобретенных баз (банков)
правовой информации;
- локальное обслуживание пользователей;
- организация удаленного доступа во внешние базы (банки)
правовой информации при обслуживании сложных запросов пользова-
телей;
- поддержка деятельности муниципальных публичных центров
правовой информации.
4.3.2. СУБЪЕКТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СФЕРЫ
а) Для исключения возможной монополизации регионального ин-
формационно-правового рынка, удержания цен на правовую информа-
цию и услуги на приемлемом уровне, повышения качества и разнооб-
разия услуг необходимо способствовать мероприятиям, направленным
на разумное увеличение числа субъектов предпринимательства, ак-
тивно работающих на региональном рынке. В условиях нормальной
конкуренции должен обеспечиваться баланс между разумно обосно-
ванным уровнем доходности и высоким качеством, разнообразием ин-
формационно-правовых услуг при приемлемых ценах на информацию и
услуги.
б) Особое внимание должно быть уделено использованию неком-
мерческих организаций (НКО) в качестве базы для создания публич-
ных центров правовой информации (ПЦПИ) и предоставления информа-
ционно-правовых услуг широкому кругу потребителей на общедоступ-
ных условиях. В целях снижения совокупных затрат и обеспечения
на этой основе условий общедоступности, для создания ПЦПИ необ-
ходимо использовать те учреждения, организации, которые распола-
гают готовой инфраструктурой, площадями для размещения оборудо-
вания и приема посетителей, массовой клиентурой. Указанным тре-
бованиям оптимально соответствуют публичные библиотеки.
4.3.3.ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОДУКТЫ
а) В государственной системе информационно-правового обес-
печения источниками правовой информации, используемыми для ее
распространения, должны стать только эталонные базы (банки) пра-
вовой информации и базы (банки), имеющие статус официальных.
б) Техническая политика в области правовой информатизации в
регионе будет направлена на поддержку тех проектно-технических
решений и мероприятий, которые, при прочих равных условиях, по-
вышают единообразие используемых информационно-правовых систем и
средств их обеспечения, а также унифицируют, упрощают и удешев-
ляют процессы взаимодействия и обмена между системами.
В сфере государственных органов приоритетными являются ре-
шения, развиваемые уполномоченными федеральными органами по воп-
росам правовой информатизации.
в) По отношению к коммерческим продуктам общая тенденция
заключается в том, что потребители, пройдя этап сравнительного
апробирования ряда систем ("КонсультантПлюс", ЭТАЛОН, АРБТ,
ЭЛЕКС и др.), делают окончательный выбор в пользу предпочтитель-
ной системы и продолжают далее постоянно работать с ней.
В рамках деятельности областного Координационного совета по
информатизации организуется регулярный обмен опытом работы и
другой информацией по рыночным системам, который позволит более
эффективно отслеживать тенденции и перспективы развития качест-
венных и иных характеристик коммерческих продуктов и вырабаты-
вать необходимые рекомендации по их использованию.
Предпочтение будет отдаваться тем системам, которые сумеют
стать общероссийским или общерегиональным стандартом "де факто"
в своих категориях применения.
4.4. РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
По системе первичных информационных ресурсов первоочеред-
ными являются мероприятия, направленные на повышение их офици-
ального статуса до уровня баз данных регионального значения.
Необходимо разработать и ввести в действие положение об
эталонной базе (банке) правовой информации, осуществить меропри-
ятия по приданию ЭБПА статуса эталонного, выпустить ряд других
нормативных актов, которые в совокупности должны определить по-
рядок обязательной регистрации правовых баз, содержащих первич-
ные информационные ресурсы, порядок пролонгирования официального
статуса на электронную копию; регламент предоставления актов для
включения их в электронный нормативный фонд с обеспечением га-
рантированной идентичности электронной версии бумажному подлин-
нику документа; правила корректировки ошибок в правовых актах;
порядок передачи электронных версий внешним потребителям, а так-
же другие вопросы, влияющие на качество информационного ресурса,
его полноту, точность (достоверность), оперативность, юридичес-
кую состоятельность выдаваемых из информационной системы норма-
тивных актов.
Интенсивное нарастание объемов информации в областных пра-
вовых системах в перспективе поставит вопрос о расширении дина-
мических характеристик этих систем, повышении оперативности и
точности обслуживания запросов пользователей.
Одним из возможных путей решения данной проблемы является
специализация публичных центров правовой информации.
4.5.РАЗВИТИЕ ОБМЕНА РЕСУРСАМИ
Основное назначение обмена информационно-правовыми ресурса-
ми заключается в аккумулировании, концентрации ресурсов в целях
надежного, удобного и полнодокументного обслуживания пользовате-
ля из единого источника по всем интересующим вопросам правопри-
менения и законотворчества.
Расширение целей обмена должно быть связано с необходи-
мостью поиска оптимальных способов информационно-правового обес-
печения отдельных категорий пользователей с учетом особенностей
потребления информации и услуг - по проблемно-тематическому про-
филю, по интенсивности запросов, по глубине правовой проработки
возникающих ситуаций и другим факторам, а также с учетом возмож-
ностей потребителей.
Основными задачами в области обмена ресурсами являются:
- совершенствование сложившихся обменных процессов и парт-
нерских отношений в системе государственных органов, между об-
ластным узлом правовой информации (администрация области), феде-
ральным узлом и территориальным узлом федерального подчинения
(ЦПС в Тульской области) в направлении повышения оперативности
обмена;
- завершение договорного процесса, осуществляемого адми-
нистрацией области на двусторонней основе с органами самоуправ-
ления муниципальных образований, полномасштабное подключение к
процессу обмена всех "держателей" правовой информации;
- использование телематических средств для реализации уда-
ленного доступа к правовой информации и услугам и создания пред-
посылок к внедрению распределенной региональной информацион-
но-правовой системы.
Для регулирования отношений, возникающих в процессе инфор-
мационного обмена, требуется разработка и принятие нормативного
акта "Об обмене правовой информацией в Тульской области".
4.6.РАЗВИТИЕ УРОВНЯ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СРЕДЫ
Развитие интеграции осуществляется по двум направлениям -
технологическому (программному) и территориальному.
Технологическая интеграция, реализуемая в рамках эксплуати-
руемого федерального программного комплекса, своим результатом
должна иметь ведение правовых баз федерального, областного и му-
ниципального уровня с использованием единого программного обес-
печения, или единой СУБД, как в областном узле правовой информа-
ции, так и во всех взаимодействующих с ним структурах правовой
информатизации органов власти, органов местного самоуправления
Тульской области.
Обязательным является участие региона в определении направ-
лений совершенствования и развития этого программного обеспече-
ния. Оно должно предусматриваться договором между администрацией
области и держателем федерального программного комплекса, в ко-
торый включаются положения по учету мнения и предложений регио-
нальных пользователей в вопросах совершенствования программного
обеспечения.
Решение проблемы территориальной интеграции тормозится не-
достаточной технической вооруженностью муниципальных образова-
ний, а также неравномерностью их технического оснащения, от дос-
таточно хорошего уровня до практически полного отсутствия техни-
ческих средств. В связи с этим соглашения об информационном вза-
имодействии с муниципальными образованиями пока что носят двус-
торонний характер с учетом их условий и возможностей.
По мере выравнивания уровней оснащенности субъектов инфор-
мационных отношений техническими средствами будет введен в дейс-
твие механизм "единого соглашения". Он определит принципы и по-
рядок свободного перемещения (доступа) правовой информации между
любыми субъектами, участвующими в соглашении, порядок и условия
использования средств телекоммуникации, условия присоединения к
соглашению новых субъектов и другие вопросы полномасштабного
создания интегрированного информационно-правового поля Тульской
области в целом.
В перспективе должно быть обеспечено создание региональной
распределенной информационно-правовой системы и развитие задач
обмена и интеграции на базе её новых возможностей.
Нормативной базой для решения задач интеграции должны стать
областные акты "О статусе областного узла правовой информации"
(он официально определит общеобластные полномочия и функции уз-
ла), "О едином соглашении по информационно-правовому взаимодейс-
твию в Тульской области" (должен определить механизм реализации
единого соглашения), а также акт "Об обмене правовой информацией
в Тульской области".
4.7. РАЗВИТИЕ КАНАЛОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Конечной целью правовой информатизации является создание
условий, в которых любое физическое лицо, когда это необходимо,
могло бы определить свои решения и действия в четком согласии с
нормами права.
Указанные условия создаются в результате реализации процес-
са коммуникации, комплексно учитывающего все аспекты (техничес-
кие, семантические, прагматические) передачи, распространения и
использования правовой информации. Центральным звеном этого про-
цесса является сеть альтернативных каналов, по которым распрост-
раняется правовая информация.
Принцип альтернативности каналов распространения обеспечит
для пользователя необходимое разнообразие вариантов выбора того
или иного механизма получения правовой информации с учетом своих
потребностей и возможностей.
Востребованность правовой информации в зависимости от ста-
туса, рода деятельности и уровня социальной, деловой активности
физического лица может проявляться в виде единичного, эпизодич-
ного, регулярного или постоянного обращения в информационно-пра-
вовую систему.
Та часть правовой информации, с которой осуществляется пос-
тоянная или систематическая работа, может доставляться потреби-
телю репликативным способом и далее использоваться в локальном
режиме. При этом, если возникнет потребность единичного характе-
ра на информацию, отсутствующую в локальной системе, она может
быть удовлетворена через телематические службы посредством обра-
щения в основные (эталонные) базы региональных узлов правовой
информации в режиме on-line (Интернет), оff-line (обычная элект-
ронная почта), либо по другим каналам распространения.
Задачами предстоящего этапа в части развития каналов расп-
ространения правовой информации являются:
1. Реализация мероприятий по использованию технологий Ин-
тернет в качестве каналообразующих для целей распространения
правовой информации, с организацией соответствующих сайтов, в
том числе на Веб -сервере администрации области.
2. Организация использования технологии Интранет с создани-
ем сайтов правовой информации на внутренних корпоративных
Веб-серверах и доступом к ним по каналам ЛВС.
3. Организация связи и взаимодействия между внешними (Ин-
тернет) и внутренними (Интранет) Веб-серверами с целью увеличе-
ния уровня досягаемости каналов.
4. Создание сети публичных пунктов доступа к правовым базам
данных, размещенным на Веб-серверах Интернет.
5. Развертывание областной сети общедоступных публичных
центров правовой информации (ПЦПИ) универсального назначения на
базе публичных библиотек, других некоммерческих организаций при
поддержке со стороны региональных узлов правовой информации.
6. Организация ведомственных публичных центров правовой ин-
формации (в налоговых, таможенных органах, органах социальной
защиты и санэпиднадзора, центрах занятости и других учреждениях
с повышенным нормативным фоном деятельности, имеющим широкое об-
щественное значение).
7. Организация муниципальных пунктов и публичных центров
правовой информации при поддержке со стороны региональных узлов
правовой информации.
8. Организация центров правовой информации в обучающих пра-
вовых программах школ, колледжей, иных учебных заведений, в це-
лях правового воспитания подрастающего поколения, развития пра-
вовой грамотности учащихся и студентов, приобщения их к правовой
культуре, подготовки пользователей информационно - правовых сис-
тем.
9. Организация региональной распределенной системы правовой
информации, развитие задач распространения правовой информации
на базе новых возможностей.
4.8.ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРАВОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ
4.8.1. Требования по надежности системы обеспечения право-
вой информацией в условиях ее массового распространения реализу-
ются:
- четко организованным взаимодействием между основными дер-
жателями правовой информации - федеральным узлом, региональными
узлами, муниципальными пунктами правовой информации, Тульской
областной Думой, территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, а также некоммерческими организациями и
предпринимательскими структурами, осуществляющими деятельность
по распространению правовой информации;
- отлаженностью технологии и регламента контроля состояния
и обновления информации, строгим соблюдением договорной и техно-
логической дисциплины при контроле и обновлении;
- соблюдением требования единства информационно-технологи-
ческой базы, используемой в качестве общего источника получения
информации, технологий, услуг для множества пользователей.
Последнее означает, что эталонная (официальная) правовая
база должна использоваться в качестве нормализованного (единого,
выверенного, стабильного) источника получения правовой информа-
ции для решения как можно большего круга задач правовой информа-
тизации региона, в интересах как можно большего круга потребите-
лей.
Это позволит поддерживать упорядоченные, устойчивые инфор-
мационные потоки и каналы распространения правовой информации,
эффективно локализовывать ошибки и устранять аварийные ситуации,
активно совершенствовать функциональные возможности общерегио-
нальной системы информационно-правового обеспечения на принципах
многофункциональной моносистемы. При этом распространение право-
вой информации должно быть обязательно многоканальным с альтер-
нативными предложениями для потребителей.
4.8.2. Кроме того, необходимо ввести в действие региональ-
ные механизмы лицензирования и добровольной сертификации, учиты-
вающие особенности правовой информации в части повышенных требо-
ваний к ее качеству - полноте, достоверности и оперативности.
Сертифицировать желательно не только правовую базу данных, но и
организационно-технологический процесс, обеспечивающий устойчи-
вые качественные характеристики правовой информации и надежное
исполнение функций правовой системой на протяжении длительного
времени.
4.8.3. Каналы распространения правовой информации должны
быть по возможности компактными. Чем меньше в канале промежуточ-
ных звеньев, чем прямее связь между основным поставщиком (регио-
нальным узлом - держателем эталонных и официальных банков право-
вой информации) и конечным потребителем правовой информации, тем
меньше вероятность искажения, утери информации.
4.8.4. Качество распространения правовой информации необхо-
димо рассматривать в связи с качеством процесса коммуникации,
учитывающего эффективность восприятия и использования правовой
информации потребителем (семантический и прагматический факто-
ры).
Понимание смысла правовой информации получателем, ее полез-
ное использование определяют конечную эффективность системы ин-
формационно - правового обеспечения. Они достигаются включением
в правовые базы дополнительной (разъясняющей, комментирующей,
консультирующей) информации, а также включением в процесс комму-
никации специалистов юридического профиля, предоставляющих необ-
ходимые консультации и рекомендации посетителям публичных цент-
ров правовой информации и других аналогичных пунктов распростра-
нения (доступа) правовой информации.
4.8.5. Обращения пользователей в публичный центр правовой
информации (ПЦПИ), связанные с юридическим консультированием,
могут быть сложными, нестандартными и потребовать юристов высо-
кой квалификации.
Вместе с тем, всю региональную сеть ПЦПИ затруднительно
обеспечить специально подготовленными консультантами из числа
опытных юристов - профессионалов.
С точки зрения рациональной организации консультацион-
но-юридической компоненты, в региональной сети ПЦПИ целесообраз-
но выделить три категории публичных центров:
- центры, располагающие штатной постоянно действующей кон-
сультационной службой, состоящей из опытных юристов-профессиона-
лов;
- центры, обеспечивающие консультирование пользователей
посредством привлечения специалистов юридического профиля на
нештатной основе (специалистов государственно-правового управле-
ния администрации Тульской области, студентов юридических специ-
ализаций, членов юридических ассоциаций, юристов - пенсионеров и
т.п.);
- центры, предоставляющие консультации по несложным, как
правило, массовым стандартным юридическим вопросам силами своих
технических специалистов (из числа основного персонала, прошед-
шего соответствующую подготовку на юридических курсах по специ-
альным учебным программам).
Если в ходе юридического консультирования возникает сложная
коллизия, требующая "консультирования консультантов", в рамках
общерегиональной распределенной информационно-правовой системы
реализуются процессы коммуникации, позволяющие находить и полу-
чать необходимые разъяснения компетентного специалиста-юриста в
режиме удаленного обслуживания.
Важной функцией службы юридического консультирования ПЦПИ
должно стать аккумулирование предложений пользователей по разви-
тию законодательства, совершенствованию практики правопримене-
ния, другим вопросам правовой реформы, их предварительная систе-
матизация, рецензирование и передача в органы законодательной и
исполнительной власти.
4.9. О ЗАЩИТЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Правовая информация относится к категории особо ценных ин-
формационных ресурсов, постоянный рост которых автоматически
увеличивает их ценность.
Защита правовой информации должна осуществляться в соот-
ветствии с Федеральным Законом от 20 февраля 1995 года №24-ФЗ
"Об информации, информатизации и защите информации", требования-
ми руководящих документов (РД) Гостехкомиссии Российской Федера-
ции, распорядительных документов ФАПСИ по вопросам информацион-
ной безопасности.
Защита должна иметь многоуровневый характер и от всех видов
угроз обеспечиваться комплексным применением организационных,
правовых, программно-технических, технологических, а также эко-
номических методов.
5. О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Региональная программа правовой информатизации разрабатыва-
ется на основе настоящей Концепции, а также других документов,
содержащих предложения, которые могут быть использованы для фор-
мирования заданий, работ и мероприятий в программу.
Региональная программа правовой информатизации может быть
разработана как самостоятельный отдельный документ, так и в виде
соответствующего раздела в составе общей программы информатиза-
ции Тульской области.
До разработки целевой комплексной программы мероприятия и
работы по правовой информатизации включаются в планы деятельнос-
ти администрации области, областной Думы, органов самоуправления
муниципальных образований в установленном этими органами порядке
с проведением, по необходимости, взаимных согласований. В усло-
виях отсутствия программы ее роль в качестве документа, опреде-
ляющего ориентиры и приоритеты для включения работ в планы дея-
тельности, частично должна выполнять настоящая Концепция.
6.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Состав этапов, необходимых для полномасштабной реализации
Концепции правовой информатизации:
1. Завершение договорного процесса об обмене правовой ин-
формацией с муниципальными образованиями, территориальными орга-
нами федеральных органов исполнительной власти, развитие област-
ного электронного банка правовой информации (ОЭБПИ) до уровня
общерегионального полнодокументного банка.
2. Обобщение опыта работы ПЦПИ на базе ТОУНБ, подготовка
организационно-технологических решений по созданию сети ПЦПИ, в
том числе в муниципальных образованиях, территориальных органах
федеральных органов исполнительной власти.
3. Реализация технологии Веб-сервера для доступа потребите-
лей к правовым базам данных.
4. Ввод в действие нормативного механизма интеграции и об-
мена правовой информацией на территории Тульской области.
5. Организация функционирования сети ПЦПИ, развитие много-
канальной системы распространения правовой информации.
6. Реализация проекта региональной распределенной системы
правовой информации.
7. ОБНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ
В течение периода действия (1999-2005 гг.) положения, изло-
женные в данной Концепции, уточняются, дополняются, конкретизи-
руются в соответствии с изменениями федерального законодательст-
ва, постановлениями и распоряжениями губернатора Тульской облас-
ти и иными документами органов государственной власти Тульской
области, решениями руководителей органов местного самоуправле-
ния, руководителей территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти. Департамент информатизации области выпол-
няет при этом координирующие функции, создавая условия для при-
нятия согласованных решений, совместимых с принципами и задачами
региональной политики в области правовой информатизации.
|