16 марта 2000 года N 179-ЗТО
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И
ПОРЯДКЕ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Принят
Тульской областной Думой
16 марта 2000 года
Постановление N 51/1525
Целью настоящего Закона является повышение уровня жилищно -
коммунального обслуживания граждан, проживающих в жилищном фонде
всех форм собственности и обеспечение защиты их прав в
соответствии с действующим законодательством.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящий Закон регулирует отношения в области обеспечения
защиты прав потребителей жилищно - коммунальных услуг между
исполнителем и потребителем жилищно - коммунальных услуг (далее по
тексту - потребитель, исполнитель).
Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем
Законе
Потребитель - гражданин, пользующийся или имеющий намерение
воспользоваться услугой в сфере жилищно - коммунального хозяйства,
не связанной с извлечением прибыли, на основании заключенного с
исполнителем договора найма жилого помещения, договора социального
найма, договора на обслуживание жилого помещения.
Исполнитель - организация, независимо от ее формы
собственности, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие
жилищно - коммунальные услуги потребителям по договору на
обслуживание жилого помещения.
Жилищно - коммунальные услуги - услуги, предоставляемые
исполнителем потребителю по договорам найма жилого помещения,
социального найма, договора на обслуживание жилого помещения либо
по договору на оказание отдельных видов жилищно - коммунальных
услуг (для потребителей, проживающих в частном жилищном фонде).
Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и
правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые
в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к
качеству жилищно - коммунальных услуг.
Снижение качества жилищно - коммунальных услуг - отклонение
качества услуг от требований стандарта, от установленных органами
местного самоуправления режимов предоставления и нормативных
объемов потребления услуг, от условий договора.
Государственная жилищная инспекция - структурное подразделение
исполнительного органа государственной власти области,
осуществляющее государственный контроль за обеспечением прав и
законных интересов граждан и государства при предоставлении
жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям стандартов,
качества, нормативного уровня и режима обеспечения населения
жилищно - коммунальными услугами на территории области, а также за
использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его
принадлежности.
Финансовые санкции - меры принудительного воздействия за
несоблюдение требований стандарта, нормативного уровня и режима
обеспечения населения жилищно - коммунальными услугами и за
несоблюдение условий договора, применяемые к исполнителям.
Устойчивое снижение качества жилищно - коммунальных услуг -
нарушение режима предоставления жилищно - коммунальных услуг,
гарантированного уровня качества в соответствии со стандартами и с
учетом мощности, состава и износа основных фондов коммунального
назначения, климатических и других местных условий населенного
пункта.
Статья 3. Правовое регулирование обеспечения защиты прав
потребителей жилищно - коммунальных услуг
Отношения в области обеспечения защиты прав потребителей
жилищно - коммунальных услуг регулируются Гражданским кодексом
Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав
потребителей" и принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим
Законом.
Статья 4. Виды жилищно - коммунальных услуг
К основным жилищно - коммунальным услугам относятся услуги,
устанавливаемые общероссийским классификатором услуг населению, а
именно:
1) услуги по снабжению электрической и тепловой энергией;
2) услуги водоснабжения, канализации и центрального отопления;
3) услуги газоснабжения;
4) пользование водопроводом (включая горячее водоснабжение);
5) пользование канализацией;
6) пользование центральным отоплением;
7) пользование сетевым и сжиженным газом;
8) ремонт и замена сантехнического оборудования;
9) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;
10) прочие жилищно - коммунальные услуги.
Статья 5. Компетенция органов государственной власти области в
сфере защиты прав потребителей жилищно - коммунальных услуг
К полномочиям областной Думы в сфере защиты прав потребителей
относятся:
принятие правовых актов области о защите прав потребителей
жилищно - коммунальных услуг;
утверждение областных программ развития жилищно -
коммунального хозяйства и улучшения обслуживания населения;
контроль за исполнением нормативных правовых актов области;
рассмотрение заявлений граждан, касающихся вопросов защиты их
прав.
К компетенции исполнительного органа государственной власти
области в сфере защиты прав потребителей жилищно - коммунальных
услуг относятся:
проведение государственной политики в сфере защиты прав
потребителей жилищно - коммунальных услуг;
разработка и реализация областных программ развития жилищно -
коммунального хозяйства и улучшения обслуживания населения;
осуществление мероприятий по развитию объектов жилищно -
коммунального хозяйства;
осуществление мероприятий по защите прав потребителей;
рассмотрение обращений граждан, касающихся вопросов защиты их
прав;
государственный контроль за использованием и сохранностью
жилищного фонда;
осуществление контроля за безопасностью предоставления жилищно
- коммунальных услуг потребителю.
Статья 6. Предметы ведения органов местного самоуправления в
сфере защиты прав потребителей жилищно - коммунальных услуг
К ведению органов местного самоуправления в сфере защиты прав
потребителей жилищно - коммунальных услуг относятся:
комплексное социально - экономическое развитие муниципального
образования;
организация, содержание и развитие муниципальных энерго, -
газо, - тепло - и водоснабжения и канализации;
содержание и использование муниципального жилищного фонда;
участие в решении вопросов, касающихся защиты прав
потребителей жилищно - коммунальных услуг;
принятие необходимых мер по устранению выявленных нарушений в
связи со снижением стандартов качества жилищно - коммунальных
услуг и нормативов потребления;
рассмотрение обращений граждан, касающихся вопросов защиты их
прав;
обращение в суд за защитой прав потребителей жилищно -
коммунальных услуг;
самостоятельное формирование структурных подразделений в
соответствии с уставом муниципального образования.
Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Статья 7. Права потребителя при снижении стандартов качества
жилищно - коммунальных услуг и нормативов потребления
При снижении стандартов качества жилищно - коммунальных услуг
и нормативов потребления потребитель вправе обратиться с
заявлением к исполнителю.
Поступающие заявления потребителя в соответствии с
действующими ведомственными нормативными актами регистрируются
исполнителем в день поступления.
По фактам рассмотрения обращения потребитель вправе
потребовать:
безвозмездно устранить снижение стандартов качества жилищно -
коммунальных услуг и нормативов потребления;
соответственно уменьшить цену за снижение стандартов качества
жилищно - коммунальных услуг и нормативов потребления;
возместить понесенные им убытки при снижении стандартов
качества жилищно - коммунальных услуг и нормативов потребления
своими силами или третьими лицами.
Убытки и вред, причиненные жизни, здоровью или имуществу
граждан вследствие снижения стандартов качества жилищно -
коммунальных услуг и нормативов потребления, а также моральный
вред возмещаются в порядке, определяемом законодательством
Российской Федерации.
В случае нарушения прав потребителя жилищно - коммунальных
услуг, он в соответствии с действующим законодательством может
обратиться в органы государственной власти области, органы
местного самоуправления, суд.
Статья 8. Обязанности исполнителя при устойчивом снижении
стандартов качества жилищно - коммунальных услуг и нормативов
потребления
При устойчивом снижении стандартов качества жилищно -
коммунальных услуг и нормативов потребления исполнительным органом
местного самоуправления составляется перечень показателей снижения
стандартов качества жилищно - коммунальных услуг. Величина
снижения и размеры уменьшения платы потребителя утверждаются
органами местного самоуправления, о чем исполнитель обязан
оповестить потребителей.
Снижение оплаты не допускается, если перерыв в предоставлении
жилищно - коммунальных услуг связан с устранением угрозы здоровью,
жизни граждан, с предупреждением ущерба имуществу или нанесен
вследствие непреодолимой силы, о чем должен быть составлен
соответствующий акт.
Статья 9. Контроль за наличием и правильностью заключения
договоров на жилищно - коммунальное обслуживание, за качеством
предоставления жилищно - коммунальных услуг
Контроль за наличием и правильностью заключения договоров на
жилищно - коммунальное обслуживание, реализацией прав и
обязанностей сторон, за качеством предоставления жилищно -
коммунальных услуг и своевременным разрешением заявлений
потребителей осуществляется структурным подразделением
исполнительного органа государственной власти области с участием
органов местного самоуправления, общественных объединений
потребителей.
Глава III. ПОРЯДОК УСТРАНЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СТАНДАРТОВ
КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
И НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Статья 10. Проверка фактов, указанных потребителем
На основании заявления потребителя о снижении стандартов
качества жилищно - коммунальных услуг и нормативов потребления
исполнитель обязан провести регистрацию и комиссионную проверку
указанных фактов в соответствии с действующими ведомственными
нормативными актами.
Для участия в проверках фактов снижения качества жилищно -
коммунальных услуг могут привлекаться представители общественных
объединений потребителей.
Статья 11. Сроки устранения снижения стандартов качества
жилищно - коммунальных услуг и нормативов потребления
Исполнитель обязан выполнить работы по устранению снижения
стандартов качества жилищно - коммунальных услуг и нормативов
потребления в срок, установленный правилами выполнения этих работ
или договором.
Глава IV. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СВЯЗИ СО СНИЖЕНИЕМ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И НОРМАТИВОВ
ПОТРЕБЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЖИЛИЩНУЮ
ИНСПЕКЦИЮ И ПОРЯДОК ИХ РАССМОТРЕНИЯ
Статья 12. Порядок обращения потребителей в Государственную
жилищную инспекцию
При несвоевременном принятии мер по устранению причин снижения
стандартов качества жилищно - коммунальных услуг и нормативов
потребления, а также если заявление потребителя о снижении
качества указанных услуг не исполнено, потребитель вправе
обратиться с заявлением в Государственную жилищную инспекцию
Тульской области.
Статья 13. Рассмотрение обращений потребителей Государственной
жилищной инспекцией
Инспекция в установленный законодательством срок рассматривает
обращение, с выходом по месту жительства потребителя, и составляет
предписание, с указанием перечня нарушений и сроков устранения.
Инспекция на основании Положения о Государственной жилищной
инспекции направляет исполнителю предписание о выполнении работ по
выявленным нарушениям.
О результатах рассмотрения обращения инспекция сообщает
потребителю.
Инспекция имеет право вносить предложения о привлечении
должностных лиц и граждан за нарушения к ответственности в
соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
Статья 14. Государственная и общественная защита прав
потребителей в жилищно - коммунальной сфере
Государственная защита прав потребителей в жилищно -
коммунальной сфере осуществляется Тульским территориальным
управлением по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур, Тульским центром стандартизации,
метрологии и сертификации, Тульским областным центром
Государственного санитарного и эпидемиологического надзора,
Государственной жилищной инспекцией Тульской области, органами
государственной власти области, органами местного самоуправления и
судом.
Общественная защита прав потребителей в жилищно - коммунальной
сфере осуществляется общественными объединениями потребителей и
другими органами, образованными в соответствии с уставами
муниципальных образований.
Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Ответственность должностных лиц, занятых в сфере жилищно -
коммунальных услуг, если их действия (бездействие) повлекли за
собой последствия, опасные для жизни и здоровья гражданина, или
иное нарушение его прав, предусмотренных настоящим Законом,
наступает в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Председатель Губернатор области - глава
областной Думы исполнительного органа
государственной власти
Тульской области
И.В.ИВАНОВ В.А.СТАРОДУБЦЕВ
г. Тула
16 марта 2000 года
N 179-ЗТО
|