МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -
ГОРОД НОВОМОСКОВСК И НОВОМОСКОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2000 г. N 49-1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ
РЕФЕРЕНДУМЕ В НОВОМОСКОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст.
1 Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", ст. ст. 8, 44 Устава муниципального
образования - г. Новомосковск и Новомосковский район,
Муниципальный Совет решил:
1. Утвердить Положение о местном референдуме в Новомосковском
муниципальном образовании Тульской области. (Приложение 1).
2. Настоящее решение вступает в силу с момента принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
Заместителя председателя Муниципального Совета В.Г. Старкова.
Глава муниципального образования
Н.Н.МИНАКОВ
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель председателя
Муниципального Совета
В.Г.СТАРКОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением Муниципального Совета
от 27.06.2000 N 49-1
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В НОВОМОСКОВСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие референдума
Местный референдум (далее - референдум) - голосование граждан
постоянно или преимущественно проживающих в границах территории
Новомосковского муниципального образования, по важным вопросам
местного значения, которое проводится в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и
законами Тульской области, уставом Новомосковского муниципального
образования.
Статья 2. Вопросы референдума
1. На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в
ведении местного самоуправления.
2. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий,
приостановлении осуществления полномочий органов местного
самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов
местного самоуправления;
б) о формировании состава органов местного самоуправления,
персональном составе органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия
на назначение на должность или на освобождение от должности
депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении муниципального бюджета,
исполнении и изменения финансовых обязательств муниципального
образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению
здоровья и безопасности населения;
3. На референдум не могут быть вынесены вопросы, отнесенные
Конституцией, законодательством Российской Федерации и
законодательством Тульской области к компетенции органов
государственной власти и не находящиеся в ведении Новомосковского
муниципального образования.
4. Вопросы, выносимые на референдум не должны противоречить
законодательству Российской Федерации, законодательству Тульской
области.
5. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован
так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
6. Не допускается установление ограничений для вопросов,
выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей
статье.
Статья 3. Полномочия референдума
Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической
силой (в пределах компетенции муниципального образования) и
обязательны для исполнения на территории Новомосковского
муниципального образования.
Статья 4. Право населения на участие в референдуме
1. В референдуме имеют право участвовать граждане Российской
Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории
Новомосковского муниципального образования и достигшие 18 лет.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на
участие в референдуме в зависимости от имущественного и
должностного положения, расовой и национальной принадлежности,
происхождения, пола, языка, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям запрещаются.
2. В референдуме не участвуют граждане, признанные судом
недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда.
Статья 5. Общие принципы проведения референдума
1. Граждане участвуют в референдуме непосредственно, лично и на
равных основаниях. Участие в референдуме является свободным и
добровольным.
2. Голосование на референдуме осуществляется тайно. Каждый
гражданин имеет один голос. Контроль за волеизъявлением граждан не
допускается.
Статья 6. Контроль за соблюдением Положения о местном
референдуме
Контроль за соблюдением Положения о местном референдуме
осуществляют органы государственной власти и органы местного
самоуправления Новомосковского муниципального образования. В
осуществлении контроля за соблюдением Положения о местном
референдуме имеют право участвовать представители трудовых
коллективов, средств массовой информации, политических партий,
профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений,
депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Тульской
областной Думы, Новомосковского муниципального Совета.
Статья 7. Гласность при подготовке и проведении референдума
1. Деятельность органов местного самоуправления, участвующих в
организации и проведении референдума, осуществляется открыто и
гласно.
2. На заседаниях комиссий референдума, а также во время
голосования и при подсчете голосов на участках для голосования,
при определении результатов референдума вправе присутствовать
члены вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченные
представители инициативной группы по проведению референдума,
представители политических и иных общественных организаций и
массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также
средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях
комиссий или на участках для голосования должны иметь заверенную
выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной
документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное
уведомление комиссий местного референдума о предполагаемом
присутствии указанных представителей не требуется.
Статья 8. Материальное обеспечение референдума
Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, с
момента принятия решения о его назначении производятся за счет
местного бюджета.
Раздел II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
Статья 9. Право назначения референдума
1. Решение о проведении референдума принимается Новомосковским
Муниципальным Советом по собственной инициативе или по требованию
не менее, чем 5 процентов общего количества жителей муниципального
образования, отвечающих требованиям статьи 4 настоящего положения.
2. Решение о проведении референдума по инициативе
Муниципального Совета принимается Муниципальным Советом, если за
него проголосовало не менее 2/3 от установленного состава
Муниципального Совета.
Статья 10. Реализация гражданами права требования референдума
Каждый гражданин или группа граждан имеющих право на участие в
референдуме, а равно общественное объединение, зарегистрированное
органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения
в соответствующий орган с инициативой проведения референдума,
устав которого предусматривает участие в выборах, могут
образовывать инициативную группу по проведению референдума в
количестве не менее 50 человек. Сбор подписей организуют и
осуществляют инициативные группы референдума, образуемые из
граждан в соответствии с требованиями настоящего Положения.
Статья 11. Проведение собрания граждан
1. В целях решения вопроса о необходимости проведения
референдума по инициативе граждан могут проводиться собрания
граждан.
2. Инициаторы собрания не позднее чем за пять дней до его
проведения обязаны известить о месте и времени собрания
Муниципальный Совет, который в случае принятия собранием решения о
необходимости проведения референдума должен будет произвести
регистрацию соответствующей инициативной группы. Представителю
Муниципального Совета не может быть отказано в присутствии на
собрании.
3. Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 100
жителей соответствующей территории, имеющих право на участие в
референдуме. Решение на собрании принимается большинством голосов
от присутствующих на собрании. В случае принятия собранием решения
о необходимости проведения референдума и утверждения текста,
выносимого на референдум, открытым или тайным голосованием,
избирается инициативная группа референдума, которой поручается
организация сбора подписей.
Статья 12. Регистрация инициативной группы
1. Инициативная группа по проведению референдума обращается в
территориальную избирательную комиссию, которая действует в
качестве комиссии референдума. В случае, если постоянно
действующая территориальная комиссия отсутствует, функции комиссии
местного референдума до ее формирования выполняет Новомосковский
Муниципальный Совет.
2. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума
должны содержаться вопрос (вопросы), либо текст проекта
нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых)
инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть
указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест
жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов
членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных
действовать от имени инициативной группы на территории
Новомосковского муниципального образования.
3. Территориальная комиссия по проведению референдума в течение
15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по
проведению референдума обязана рассмотреть указанное ходатайство и
приложенные к нему документы, и принять решение.
- в случае соответствия указанных ходатайств и документов
требованиям Федерального Закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", Устава и законов Тульской области, Устава
Новомосковского муниципального образования и настоящего Положения
- о направлении их в Новомосковский муниципальный Совет - в
противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
4. Новомосковский муниципальный Совет обязан проверить
соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум,
требованиям статьи 13 Федерального Закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации". При этом срок проверки не может превышать
20 дней, со дня поступления в Новомосковский муниципальный Совет
ходатайства инициативной группы по проведению референдума и
приложенных к нему документов.
5. В случае признания Новомосковским муниципальным Советом
вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям статьи
13 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участия в референдуме граждан Российской Федерации",
территориальная комиссия по проведению референдума выдает в
течение трех дней ей регистрационное свидетельство, действительной
в течение 45 дней со дня выдачи, а также сообщает в средствах
массовой информации.
6. В случае признания Новомосковским муниципальным Советом
вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям
статьи 13 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участия в референдуме граждан Российской
Федерации", территориальная комиссия по проведению референдума
отказывает в регистрации инициативной группе по проведению
референдума.
В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению
референдума выдается решение территориальной комиссии по
проведению референдума, в котором указывается основание отказа.
Основанием отказа в регистрации инициативной группе по
проведению референдума может быть только нарушение инициативной
группой Конституции Российской Федерации, Федеральных законов,
Устава и законов Тульской области, Устава Новомосковского
муниципального образования, настоящего положения. Отказ в
регистрации может быть обжалован в суд.
7. Общее количество создаваемых инициативных групп не
ограничивается. При регистрации инициативных групп им должны быть
присвоены порядковые номера и наименование соответствующего
референдума. Эти данные в обязательном порядке указываются на
каждом листе, предназначенном для сбора подписей по референдуму, а
также на других документах, исходящих от этих групп.
Статья 13. Порядок и сроки сбора подписей инициативными
группами референдума
1. С момента получения свидетельства о регистрации инициативная
группа референдума вправе осуществлять беспрепятственный сбор
подписей на подписных листах с предложением о проведении
референдума.
2. Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме
не должен превышать 45 дней со дня выдачи Свидетельства о
регистрации первой из созданных по данному референдуму
инициативных групп.
В случае, если в течение этого срока не было собрано
необходимого количества подписей граждан, дальнейший сбор подписей
прекращается. С требованием о проведении референдума по этому же
вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного
года.
Статья 14. Подписной лист референдума
1. Листы для сбора подписей граждан под требованием о
проведении референдума (подписные листы) должны содержать
формулировку вопросов или проекта решения, выносимых на
референдум, а также полное наименование соответствующей
инициативной группы.
2. Житель Новомосковского муниципального образования,
отвечающий требованиям Статьи 4 настоящего Положения,
поддерживающий требование о проведении соответствующего
референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом:
фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет -
дополнительно день и месяц рождения), место жительства, номер и
серию своего паспорта, дату подписания.
3. Подписные листы должны быть заверены председателем
инициативной группы или его заместителем.
Статья 15. Оформление права требования референдума
1. По окончании сбора подписей не позднее окончания срока
действия регистрационного свидетельства протокол, в котором
указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания
сбора подписей, общее количество собранных подписей избирателей.
2. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы, и
экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению
референдума передаются уполномоченными представителями
инициативной группы в территориальную комиссию по проведению
референдума.
3. Территориальная комиссия по проведению референдума проверяет
соблюдение требований законодательства при сборе подписей, в том
числе проверяет достоверность собранных подписей в соответствии с
порядком, установленным пунктом 3 статьи 32 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" и принимает по
результатам проверки постановление.
В случае обнаружения нарушения указанных требований,
территориальная комиссия по проведению референдума выносит
постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного
постановления направляется инициативной группе по проведению
референдума.
Отказ в проведении референдума может быть обжалован в суд.
Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со
дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой
проведения референдума.
В случае соответствия порядка выдвижения и инициативы
проведения референдума Требованиям законодательства
Территориальная комиссия по проведению референдума в течении 15
дней со дня представления инициативной группой по проведению
референдума документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи,
направляет подписные листы и копию своего постановления в
Новомосковский муниципальный Совет. Копия постановления
территориальной комиссии по проведению референдума направляется
также инициативной группе.
Статья 16. Принятие решения по требованию о проведении местного
референдума
1. Новомосковский муниципальный Совет по требованию о
проведении референдума вправе принять одно из следующих решений:
- О назначении референдума, дате его проведения и мерах по его
обеспечению;
- Об отклонении требования о назначении референдума.
2. Новомосковский муниципальный Совет рассматривает
представленные материалы и принимает по ним решение в течение
месяца со дня поступления требования о проведении референдума.
Принятое решение в трехдневный срок публикуется в местных
средствах массовой информации. Не позднее десяти дней после
опубликования решения о назначении референдума публикуется проект
выносимого на референдум вопроса или иного решения.
Статья 17. Срок проведения референдума
Референдум не может проводиться ранее 1 месяца и позднее
четырех месяцев со дня принятия решения о его проведении. Дата
проведения голосования на референдуме может быть перенесена
решением Новомосковского муниципального Совета в соответствии с
пунктом 6 статьи 16 Федерального Закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации".
Раздел III. АГИТАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА
Статья 18. Право на агитацию
Граждане Российской Федерации, общественные объединения,
политические партии вправе в допускаемых законом формах и
законными методами вести агитацию за проведение референдума или
против его проведения, за участие в референдуме или против участия
в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум.
Агитация при проведении референдума может осуществляться через
средства массовой информации, путем проведения массовых
мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и
дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и
распространения агитационных печатных материалов, в иных
установленных законом формах. Зарегистрированная инициативная
группа по проведению референдума вправе определять форму и
характер своей агитации через средства массовой информации.
В агитации при проведении референдума не могут участвовать
члены комиссий референдума с правом решающего голоса,
государственные органы, органы местного самоуправления,
благотворительные организации, религиозные объединения, а также
лица, замещающие государственные и муниципальные должности,
государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при
исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.
При публикации результатов опросов общественного мнения,
связанных с референдумом, средства массовой информации обязаны
указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения,
число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную
формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.
Статья 19. Сроки проведения агитации
Агитация при проведении референдума начинается со дня
опубликования решения Новомосковского муниципального Совета о
назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня
голосования.
Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и
помещений комиссий референдума в установленном законодательством
порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.
В течение трех дней до дня голосования, а также в день
голосования опубликование в средствах массовой информации
результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов
референдума, иных исследований, связанных с референдумом, не
допускается.
Статья 20. Агитация через средства массовой информации
Средства массовой информации вправе на договорной основе
предоставлять эфирное время, печатную площадь инициативным группам
по проведению референдума.
Статья 21. Условия проведения агитации посредством проведения
массовых мероприятий
Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие
инициативным группам по проведению референдума в организации
собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий,
митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при
проведении массовых мероприятий.
Заявление о выделении помещений для проведения собраний граждан
по обсуждению выносимых на референдум вопросов рассматриваются
муниципальной Администрацией не позднее трех дней со дня их
подачи. Заявки организаторов митингов, демонстраций
рассматриваются муниципальной администрацией в установленном
порядке.
По заявке комиссий референдума помещения, пригодные для
проведения массовых мероприятий и находящиеся в муниципальной
собственности, в собственности муниципальных предприятий,
учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в
пользование на установленное комиссией референдума время для
встреч инициативных групп по проведению референдума с участниками
референдума
Статья 22. Условия распространения агитационных печатных
материалов
Зарегистрированные инициативные группы по проведению
референдума, общественные объединения вправе выпускать
агитационные печатные материалы. Экземпляры агитационных печатных
материалов или их копии должны представляться в городскую комиссию
по проведению референдума.
Все агитационные печатные материалы должны содержать
наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и
адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы,
наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей
изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их
тираже и о дате их выпуска. Распространение агитационных печатных
материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.
Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в
помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия
собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается
вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и
зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную
ценность, а также в помещениях комиссий референдума, у входа в них
и в помещениях для голосования.
Муниципальная Администрации по предложению участковых комиссий
по проведению референдума обязана предусмотреть на территории
каждого участка специальные места для вывешивания таких
материалов.
Комиссия референдума, поставленная в известность о
распространении подложных агитационных печатных материалов либо
агитационных печатных материалов, не содержащих информацию,
указанную в пункте 2 настоящей статьи, принимает меры по
пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие
правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении
противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных
агитационных печатных материалов.
Статья 23. Гарантия права участников референдума на
своевременной ознакомление с текстом проекта нормативного
правового акта, выносимого на референдум
В случае вынесения на референдум проекта нормативного акта
органа местного самоуправления каждый избиратель не позднее, чем
за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого
проекта в органе местного самоуправления. Обязанность изготовления
и распространения такого текста возлагается на инициативную группу
по проведению референдума.
Статья 24. Недопустимость злоупотребления правом на проведение
агитации при проведения референдума
Комиссии референдума контролируют соблюдение установленного
порядка проведения агитации при проведении референдума.
При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой
массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую,
национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти и иные
формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные
законодательством.
Раздел IV. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ
Статья 25. Комиссии по проведению референдума
1. Подготовку и проведение референдума осуществляют следующие
комиссии:
- Территориальная комиссия местного референдума;
- Участковые комиссии местного референдума.
Статья 26. Образование комиссий местного референдума
1. Территориальная комиссия местного референдума образуется
Новомосковским Муниципальным Советом одновременно с принятием
решения о назначении референдума. В состав комиссии местного
референдума включаются представители Муниципального Совета,
Муниципальной Администрации, общественных организаций, партий,
инициативных групп местного референдума.
2. Участковые комиссии местного референдума образуются Главой
муниципального образования в течение двух недель со дня
опубликования решения о назначении местного референдума.
3. В состав участковой комиссии местного референдума включаются
представители Муниципального Совета, Муниципальной Администрации,
общественных организаций, партий, инициативных групп местного
референдума.
4. Комиссии местного референдума обеспечивают своевременное
информирование населения через средства массовой информации и
иными способами о составе комиссий референдума, месте и времени их
работы, телефонах, расположении участков голосования и других
обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и
проведения референдума.
Статья 27. Полномочия территориальной комиссии местного
референдума
Территориальная комиссия местного референдума:
- обеспечивает на территории проведения местного референдума
строгое соблюдение настоящего Положения;
- образует участки и участковые комиссии;
- организует деятельность участковых комиссий местного
референдума;
- контролирует обеспечение комиссий местного референдума
помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы
материально - технического обеспечения референдума;
- устанавливает формы бюллетеней местного референдума, списков
участников референдума, протоколов заседаний комиссий референдума,
других документов референдума, образцы ящиков для голосования и
печатей комиссий референдума, порядок хранения документации
референдума;
- подводит итоги проведения референдума;
- устанавливает результаты референдума, публикует в печати,
передает по радио и другими способами сообщения о своей работе и о
результатах референдума;
- контролирует своевременность и правильность составления
списков участников референдума и представления их для всеобщего
ознакомления;
- обеспечивает своевременное издание материалов референдума;
- содействует организации встреч, лекций и других мероприятий,
направленных на разъяснение сути вопросов или иного решения,
вынесенного на референдум;
- обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими
участковых комиссий референдума;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
участковых комиссий референдума и принимает по ним решения;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законодательством и настоящим Положением
Статья 28. Полномочия участковой комиссии местного референдума
Участковая комиссия местного референдума:
- составляет списки участников референдума по участку;
- производит ознакомление граждан со списками участников
референдума, за 20 дней до референдума принимает и рассматривает
заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них
соответствующих изменений;
- оповещает население о дне проведения референдума;
- обеспечивает подготовку помещения для голосования и их
надлежащего оборудования;
- организует на участке голосование в день проведения
референдума;
- производит подсчет голосов и определяет результаты
голосования;
- рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и
проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;
- осуществляет другие полномочия, предусмотренные
законодательством и настоящим Положением
Статья 29. Участки референдума
1. Территория проведения референдума делится на участки.
Территории участков референдума могут совпадать с территориями
избирательных участков.
2. Каждый участок для референдума должен иметь помещение,
которое должно быть оборудовано сейфом для хранения документации,
мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на данном
участке, и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками
для тайного голосования. Каждый участок не может иметь более двух
переносных ящиков для голосования.
Вход и выход из помещения для голосования должны быть
отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий
проходил только через кабину для тайного голосования.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с
текстом проекта решения, вынесенного на референдум, а также
авторучками. Применение карандашей не допускается.
Статья 30. Организация работы комиссий местного референдума
1. Первые заседания комиссий местного референдума должно быть
проведены не позднее, чем в течение трех дней с момента их
образования. Заседания комиссий референдума являются правомочными,
если в них принимают участие не менее половины состава комиссий.
Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством
голосов от общего числа членов комиссии.
2. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий,
обязательны для исполнения органами государственной власти и
местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и
организациями, должностными лицами, общественными объединениями и
гражданами.
3. Решения и действия участковой комиссии могут быть обжалованы
в территориальной комиссии местного референдума или в суде.
4. Член комиссии референдума, включая председателя, заместителя
председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в
период подготовки и проведения референдума от выполнения
производственных или служебных обязанностей с сохранением средней
заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение
референдума.
Статья 31. Списки граждан, имеющих право участвовать в
референдуме
1. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме,
составляются по каждому участку референдума участковой комиссией
референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
Списки составляются на основе данных, представляемых
Муниципальной Администрацией
2. В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать
в референдуме, на момент составления списков проживающие на
территории данного участка. Гражданин, имеющий право участвовать в
референдуме, может быть включен не более, чем в один список.
3. Жителям Новомосковска и Новомосковского района, являющимся
военнослужащими и проходящим воинскую службу на их территории не
может быть отказано в участии в референдуме. Список по участку
референдума, образованному в воинской части, составляется на
основе данных, представленных командиром воинской части.
Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в
список по месту жительства.
Статья 32. Бюллетень для голосования
1. В бюллетене для голосования воспроизводится текст
поставленного на референдум вопроса или решения и варианты
волеизъявления голосующего: "да" и "нет".
В случае постановки на референдум нескольких альтернативных
проектов решений, все они включаются в один бюллетень,
последовательно нумеруются, отделяются друг от друга
горизонтальными линиями и голосуются отдельно.
2. Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются
территориальной Комиссией местного референдума не позднее, чем за
25 дней до дня референдума.
3. Территориальная комиссия местного референдума обеспечивает
бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее 4 дней
до дня референдума. По каждому участку местного референдума число
бюллетеней для голосования, передаваемых участковой комиссии, не
может превышать число жителей соответствующей территории,
включенных в списки, имеющих право на участие в референдуме более
чем на 0,5 процента.
Статья 33. Время проведения местного референдума
На всех участках для голосования голосование проводится с 8.00
до 20.00 часов по местному времени. О времени и месте голосования
участковая комиссия оповещает граждан не позднее, чем за 15 дней
до дня референдума.
Голосование может быть закончено ранее 20 часов на участках, на
которых проголосовали все внесенные в списки граждане.
Статья 34. Досрочное голосование
1. В случае, если гражданин, включенный в списки имеющих право
участвовать в референдуме, в день голосования по уважительной
причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной
деятельности, выполнение государственных и общественных
обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту
своего жительства и не сможет прийти в участковую комиссию
референдума, то ему должна быть предоставлена возможность, на
участке референдума, на котором он включен в список участников
референдума проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня для
голосования на референдуме в помещении участковой комиссии
референдума Участник референдума голосующий досрочно подает в
соответствующую комиссию референдума заявление, в котором
указывает причину досрочного голосования. Данное заявление
приобщается к списку досрочно проголосовавших участников
референдума.
Комиссия референдума обязана при этом обеспечить тайну
голосования, исключить возможность искажения волеизъявления
участника референдума, обеспечить сохранность бюллетеня для
голосования на референдуме и учет голоса участника референдума при
установлении итогов голосования и определении результатов
референдума.
2. Если участник референдума голосует в помещении
территориальной комиссии референдума, то на лицевой стороне
выдаваемого ему бюллетеня для голосования на референдуме в правом
верхнем углу ставятся подписи двух членов территориальной комиссии
референдума, которые заверяются печатью территориальной комиссии
референдума.
Территориальная комиссия референдума составляет список
проголосовавших участников референдума.
Участковая комиссия референдума продолжает составление
поступившего из территориальной комиссии референдума списка
участников референдума, проголосовавших досрочно.
3. Бюллетень для голосования на референдуме, заполненный
проголосовавшим досрочно участником референдума, вкладывается
участником референдума в конверт и заклеивается, на месте склейки
на конверте ставятся подписи двух членов соответственно
территориальной или участковой комиссии референдума, которые
заверяются печатью соответствующей комиссии референдума, а также
подписью участника референдума, проголосовавшего досрочно.
4. Запечатанный конверт с бюллетенями для голосования на
референдуме хранится у секретаря соответствующей комиссии
референдума в помещении территориальной комиссии референдума до
момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию
референдума, в помещении участковой комиссии референдума до дня
голосования.
Статья 35. Голосование в день референдума
1. В день проведения референдума председатель участковой
комиссии референдума после официального открытия помещения для
голосования в присутствии членов участковой комиссии референдума,
представителей политических и иных общественных организаций и
массовых движений, трудовых коллективов, инициативных групп, а
также средств массовой информации перед началом голосования
сообщает о количестве участников референдума, проголосовавших
досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные
конверты с бюллетенями для голосования на референдуме и список
участников референдума, проголосовавших досрочно. После этого он
вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну
волеизъявления участника референдума, опускает бюллетени для
голосования на референдуме в стационарный ящик для голосования.
2. Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам
участников референдума по предъявлении паспорта или заменяющего
его документа (военного билета или удостоверения личности для лиц,
которые проходят военную службу, справки установленной формы,
выдаваемой органами внутренних дел), удостоверяющего личность
гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против
своей фамилии в списке.
3. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в
референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок
для голосования, участковая комиссия при наличии их письменного
или устного заявления поручает не менее двум членам комиссии
организовать голосование по месту нахождения этих граждан в
присутствии наблюдателей.
4. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для
тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам,
вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не
являющееся членом комиссии или общественным наблюдателем.
Бюллетени для голосования, заполненные досрочно
проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в
ящик для голосования в день проведения референдума председателем
участковой комиссии в присутствии других ее членов и наблюдателей
перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность
конвертов, наличие на них печати комиссий, либо подписей 2-х ее
членов и соответствие количеств конвертов отметкам в списках для
голосования.
5. Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу
вынесенного на голосование вопрос, вычеркивает один из записанных
в бюллетене ответов - "да" или "нет".
Статья 36. Подсчет голосов
1. После заявления председателя об окончании голосования
участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед
вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает
и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется
протокол.
2. На основании списков для голосования, в том числе
дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном
голосовании и на дому, комиссия подсчитывает общее число
полученных бюллетеней. Подсчет бюллетеней, находящихся в
переносном ящике для голосования, производится отдельно. При этом
количество бюллетеней сверяется с количеством поданных письменных
заявлений с просьбой о голосовании на дому. По числу находящихся в
ящиках для голосования бюллетеней комиссия устанавливает:
- число граждан, принявших участие в голосовании;
- число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект
решения или вопроса;
- число голосов, поданных против;
- число бюллетеней, признанных недействительными.
3. Недействительными признаются бюллетени, в которых не
вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а также
бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в
действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия,
фиксируя количество таких случаев в протоколе.
4. Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для
голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько
вопросов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется
отдельно.
Статья 37. Протокол по итогам голосования
1. Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании
участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух
экземплярах.
Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками,
подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяются
печатью.
Первый экземпляр протокола доставляется в территориальную
комиссию референдума, второй остается на хранении в участковой
комиссии.
2. Территориальная комиссия референдума на основании протоколов
участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их
после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух
экземплярах, заверенный печатью.
3. Участковые комиссии референдума после подсчета голосов сдают
копии протоколов и бюллетени в отпечатанном виде, в том числе и
погашенные, в муниципальный Совет, где они хранятся в течение двух
месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты
референдума не были опротестованы.
Раздел V. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА
Статья 38. Подведение итогов референдума
1. Территориальная комиссия референдума на основании протоколов
всех участковых комиссий референдума определяет:
- число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
- число граждан, получивших бюллетени;
- число граждан, принявших участие в голосовании;
- число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект
решения или вопроса;
- число голосов, поданных против;
- число бюллетеней, признанных недействительными.
2. Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании
приняло участие менее 50 процентов граждан, имеющих право на
участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу
может быть проведен не ранее, чем через год.
3. Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются
принятыми, если за них проголосовало более 50 процентов граждан,
принявших участие в референдуме.
4. Если на референдум выносились альтернативные варианты
решения и ни один из них не получил необходимого количества
голосов, то их повторное вынесение на референдум может состояться
не ранее, чем через год.
Результаты референдума могут быть признаны территориальной
комиссией референдума недействительными из-за допущенных в ходе их
проведения нарушений законодательства и настоящего положения,
повлиявших на результаты голосования.
В случае признания результатов голосования по какому-либо
участку референдума недействительными, территориальная комиссия
может поручить соответствующей участковой комиссии референдума в
течении 2-х недель провести на данном участке повторное
голосование.
Статья 39. Опубликование и вступление в силу решения, принятого
на референдуме
Итоги референдума доводятся до населения через местные средства
массовой информации комиссией местного референдума не позднее
десяти дней со дня окончания голосования.
Статья 40. Изменение и отмена решения, принятого референдумом
Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или
изменено путем принятия иного решения на референдуме, либо
признано недействительным в судебном порядке.
Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ О РЕФЕРЕНДУМЕ
Статья 41. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз,
подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином
Российской Федерации права на участие в референдуме,
либо использующие преимущества своего должностного или
служебного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос
референдума,
либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи
в поддержку инициативы проведения референдума, а также участвующие
в подделке данных подписей,
либо осуществляющие подкуп участников референдума,
либо осуществляющие благотворительную деятельность, а также
изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу,
либо своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения об
участниках референдума (списки участников референдума) перед
направлением указанных сведений в соответствующие участковые
избирательные комиссии референдума,
либо нарушающие права членов комиссий референдума,
наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей,
инициативных групп по проведению референдума, средств массовой
информации, в том числе право на своевременное получение
информации и копий документов референдума,
либо нарушающие правила проведения агитации при проведении
референдума, в том числе лица, проводящие агитацию в день,
предшествующий дню голосования, и в день голосования,
либо не создавшие условия для проведения массовых мероприятий,
когда такая обязанность возложена на них законом,
либо нарушающие правила подготовки и проведения референдума, в
том числе лица, задерживающие перечисление средств комиссиям
референдума, инициативным группам по проведению референдума,
либо скрывшие остатки бюллетеней или изготовившие
дополнительные, неучтенные тиражи бюллетеней для голосования на
референдуме,
либо препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу
комиссий референдума,
либо деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими
своих обязанностей,
либо нарушающие тайну голосования,
либо принуждающие участников референдума голосовать вопреки их
собственному выбору,
либо осуществившие подлог документов референдума, составившие и
выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо
неправильный подсчет голосов или установление результатов
референдума, не представившие или не опубликовавшие сведения об
итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,
либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком
участников референдума,
либо выдающие гражданам бюллетени для голосования на
референдуме в целях предоставления им возможности проголосовать за
других лиц или проголосовать более одного и того же голосования,
либо дающие (выдающие) гражданам заполненные бюллетени для
голосования на референдуме,
либо не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании
средств на подготовку и проведение референдума, финансовые отчеты
о расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и
проведение референдума, а также: работодатели, отказывающие в
предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в
референдуме, должностные лица государственных органов, не
осуществившие по представлению комиссий референдума проверку
информации о нарушениях настоящего Положения, федеральных
конституционных законов, иных федеральных законов, законов.
Тульской области, Новомосковского муниципального образования и не
принявшие мер по их пресечению, несут уголовную, административную
либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на
референдуме, влечет за собой ответственность в соответствии с
федеральными законами.
Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 42. Особенности подготовки и проведения референдума
В случае совпадения даты проведения референдума с датой выборов
в органы государственной власти и местного самоуправления и
возложения в установленном порядке полномочий комиссий по
проведению референдума на комиссии соответственно уровню
проводимых выборов применяется следующий порядок:
- в качестве списков участников референдума используются списки
избирателей соответственно уровню проводимых выборов
- ознакомление жителей муниципального образования со списками
участников референдума, утверждение текста и изготовление
бюллетеней, досрочное голосование по вопросам референдума,
оповещение жителей Муниципального образования о времени и месте
голосования по референдуму осуществляется в сроки, а голосование
по референдуму - в период времени, установленные нормами
федерального и областного законодательства о референдуме.
Статья 43. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений
1. Настоящее Положение принимается на заседании Муниципального
Совета.
2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносится в
соответствии с регламентом Муниципального Совета
Секретарь Муниципального Совета
Н.А.САМОЙЛОВА
|