21 сентября 2000 года N 207-ЗТО
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Тульской областной Думой
21 сентября 2000 года
Постановление N 60/1809
Настоящий Закон в соответствии с полномочиями,
предоставленными субъектам Российской Федерации федеральным
законодательством, определяет общие принципы организации и
деятельности органов местного самоуправления по осуществлению
опеки и попечительства на территории Тульской области (далее по
тексту - области) над лицами, нуждающимися в государственной
защите.
Настоящий Закон регулирует вопросы организации опеки и
попечительства в отношении граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных
переселенцев, проживающих на территории области, если иное не
предусмотрено федеральным законодательством.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства являются органы местного
самоуправления. В целях обеспечения эффективной работы по
осуществлению опеки и попечительства органы местного
самоуправления вправе возложить выполнение этой работы на
уполномоченные ими муниципальные службы (организации).
Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению
работы по опеке и попечительству определяется настоящим Законом и
уставом соответствующего муниципального образования. Органы
местного самоуправления области самостоятельно определяют
структуру органов опеки и попечительства в соответствии с
требованиями федерального законодательства и настоящего Закона.
Статья 2. Правовая основа деятельности органов местного
самоуправления по осуществлению опеки и попечительства
Правовую основу деятельности органов местного самоуправления
по осуществлению опеки и попечительства в области составляют
Конституция Российской Федерации, нормативные правовые акты
органов государственной власти Российской Федерации и области,
регулирующие опеку и попечительство, настоящий Закон, уставы
муниципальных образований и иные нормативные правовые акты органов
местного самоуправления области.
Статья 3. Координация деятельности органов опеки и
попечительства
1. Координация деятельности по опеке и попечительству
возлагается губернатором области на одно из структурных
подразделений администрации области.
2. Функции, связанные с реализацией и защитой прав и законных
интересов семьи и детей, выполняют органы управления образованием,
здравоохранением и социальной защиты населения и иные структурные
подразделения администрации области в пределах своих полномочий.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
а) ведение учета детей, оставшихся без попечения родителей, и
определение формы устройства таких детей исходя из конкретных
обстоятельств утраты попечения родителей;
б) обеспечение надлежащих условий для жизни и воспитания
детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
в) осуществление контроля за содержанием, воспитанием и
образованием лиц, указанных в пункте б) настоящей статьи;
г) защита личных и имущественных прав и интересов
несовершеннолетних лиц;
д) защита личных и имущественных прав совершеннолетних лиц,
признанных судом недееспособными или ограниченными в
дееспособности, дееспособных совершеннолетних лиц, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права
и выполнять свои обязанности.
Статья 5. Полномочия органов опеки и попечительства
В соответствии с возложенными на них задачами органы местного
самоуправления как органы опеки и попечительства:
а) устанавливают опеку и попечительство над лицами,
оставшимися без попечения;
б) назначают опекунов и попечителей, освобождают и отстраняют
их от исполнения обязанностей;
в) организуют выявление детей - сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, и несовершеннолетних лиц, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации; выявляют лиц, страдающих психическими
расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки,
дееспособных совершеннолетних лиц, которые нуждаются в
попечительстве в форме патронажа;
г) принимают решение о помещении детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, в образовательное учреждение, лечебное
учреждение, учреждение социальной защиты населения, приемную
семью, детский дом семейного типа; осуществляют устройство лиц,
признанных судом недееспособными вследствие психического
расстройства, в психиатрические или психоневрологические
учреждения; осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних
лиц, нуждающихся в попечительстве в форме патронажа по состоянию
здоровья, в дома - интернаты для престарелых и инвалидов;
д) создают муниципальные образовательные, лечебные учреждения
и учреждения социальной защиты населения для детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей; создают социальные
приюты и другие учреждения для временного пребывания лиц,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
е) принимают меры по защите жилищных прав и обеспечению жилой
площадью подопечных и несовершеннолетних лиц, оставшихся без
попечения родителей, в случаях, предусмотренных законодательством;
решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их лечения,
защиты их интересов и прав;
ж) заключают с приемными родителями договоры о передаче
ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, детский дом
семейного типа;
з) назначают и выплачивают денежные средства на питание,
приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей,
находящихся под опекой (попечительством), и осуществляют контроль
за использованием этих средств;
и) назначают управляющего над имуществом граждан в случаях,
предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации; выдают
письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том
числе обмену или дарению имущества подопечных или
несовершеннолетних, на сдачу его внаем (в аренду), в безвозмездное
пользование, доверительное управление или в залог; на совершение
сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и
несовершеннолетним лицам прав, раздел их имущества или выделение
из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение
имущества подопечных или несовершеннолетних;
к) решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени
несовершеннолетним лицам в случаях, предусмотренных
законодательством;
л) предъявляют в судах иски, связанные с защитой прав и
законных интересов подопечных и несовершеннолетних лиц;
м) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам усыновления, опеки и попечительства и принимают по ним
необходимые меры.
Статья 6. Основные функции по опеке и попечительству
уполномоченных муниципальных служб (организаций)
Уполномоченные муниципальные службы (организации):
а) выявляют и ведут учет несовершеннолетних лиц, которые
вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав,
болезни родителей или по другим причинам остались без
родительского попечения;
б) осуществляют подготовку документов и устройство
детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних лиц, не имеющих нормальных условий для
воспитания в семье, для установления опеки и попечительства,
помещения в приемную семью, усыновления, а при отсутствии такой
возможности - помещения в образовательное учреждение, лечебное
учреждение или учреждение социальной защиты населения;
в) осуществляют подбор кандидатов в усыновители, подготовку
документов, необходимых для усыновления (удочерения) ребенка, а
также контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях
усыновителей;
г) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению
обязанностей приемных родителей, дают заключение об их возможности
быть приемными родителями, готовят проект договора о создании
приемной семьи;
д) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям
в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
е) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению
обязанностей опекуна или попечителя, подготовку материалов,
необходимых для назначения опекуна или попечителя, а также об
освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения
возложенных на них обязанностей;
ж) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или
попечительстве несовершеннолетних лиц и дееспособных
совершеннолетних лиц, которые временно по состоянию здоровья не
могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять
обязанности, а также сохранять имущество;
з) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или
попечительство;
и) осуществляют контроль за деятельностью опекунов
и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского
наблюдения и трудоустройстве подопечных;
к) в соответствии с действующим законодательством осуществляют
защиту имущественных прав и интересов подопечных в случае
ненадлежащего исполнения опекунами или попечителями своих
обязанностей, в том числе использования ими опеки и попечительства
в корыстных целях, а также в случае оставления подопечных без
надзора и необходимой помощи; в случаях, предусмотренных законом,
дают предварительное разрешение для совершения сделок с
имуществом;
л) осуществляют подготовку материалов о назначении выплат
денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере,
установленных действующим законодательством;
м) участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в
случаях, предусмотренных законодательством;
н) дают заключение о возможности раздельного проживания
опекуна и попечителя с подопечным;
о) дают заключение о возможности объявления
несовершеннолетнего лица полностью дееспособным
(эмансипированным);
п) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел,
связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей,
нуждающихся в государственной помощи, и в других случаях,
предусмотренных законодательством;
р) проводят обследование условий жизни ребенка, лица,
претендующего на его воспитание, представляют в суд заключение по
спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием детей;
с) обследуют жилищно - бытовые условия детей, проживающих в
неблагополучных семьях, где родители являются больными хроническим
алкоголизмом, наркоманией;
т) разрешают спорные вопросы между родителями и другими
родственниками о воспитании детей в соответствии с Семейным
кодексом Российской Федерации;
у) участвуют в исполнении решений судов о передаче или
отобрании детей;
ф) привлекают общественность к работе органов опеки и
попечительства;
х) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые
меры;
ц) осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при
разделе наследственного имущества;
ч) ведут документацию на подопечных и усыновленных;
ш) осуществляют иные функции по опеке и попечительству
согласно действующему законодательству.
Статья 7. Функции по опеке и попечительству муниципальных
органов управления образованием
Муниципальные органы управления образованием осуществляют
следующие функции по опеке и попечительству:
а) участвуют в выявлении детей, которые вследствие смерти
родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей
или по другим причинам остались без родительского попечения;
б) обеспечивают исполнение требований законодательства о
содержании и воспитании детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в учреждениях системы образования.
в) участвуют в обследовании жилищно - бытовых условий детей,
проживающих в неблагополучных семьях, где родители являются
больными хроническим алкоголизмом, наркоманией;
г) участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в
случаях, установленных действующим законодательством;
д) осуществляют иные функции по опеке и попечительству
согласно действующему законодательству.
Статья 8. Функции по опеке и попечительству муниципальных
органов управления здравоохранением
Муниципальные органы управления здравоохранением выполняют
следующие функции по опеке и попечительству:
а) выявляют новорожденных детей, оказавшихся без опеки
родителей, и сообщают о них в орган опеки и попечительства по
месту нахождения роддома;
б) осуществляют устройство и содержание детей, оказавшихся без
попечения родителей и нуждающихся в государственной помощи, в
подведомственных учреждениях здравоохранения;
в) сообщают органам опеки и попечительства о детях,
находящихся на стационарном излечении и невостребованных
родителями;
г) осуществляют выписку из подведомственных
лечебно - профилактических учреждений, перевод и прием детей,
оставшихся без попечения родителей, в дома ребенка только после
решения соответствующего органа опеки и попечительства;
д) при осуществлении патронажа и прививочных мероприятий
выявляют детей - сирот, детей - инвалидов, детей, оставшихся без
попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, сообщают о них в уполномоченные муниципальные службы
(организации) по опеке и попечительству;
е) предоставляют детям - сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, бесплатное медицинское обслуживание и
оперативное лечение в любом государственном и муниципальном
лечебно - профилактическом учреждении, в том числе проведение
диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров;
ж) предоставляют детям - сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, бесплатные путевки в санаторно - курортные
учреждения системы здравоохранения при наличии медицинских
показаний;
з) при выявлении брошенных и подкинутых детей устанавливают их
возраст для получения свидетельства о рождении;
и) проводят обследование и оформление карты прививок на детей,
изъятых из семьи, выявляют ранний анамнез детей с целью
последующей передачи их в детские образовательные учреждения;
к) проводят медицинские осмотры и выдают медицинское
заключение на детей, передаваемых на усыновление, под опеку,
попечительство, и на кандидатов в усыновители, приемные родители,
опекуны;
л) выявляют лиц, страдающих психическими расстройствами,
нуждающихся в установлении над ними опеки;
м) готовят медицинские документы для рассмотрения дел в суде о
признании лиц недееспособными или ограниченными в дееспособности;
н) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел о
признании гражданина недееспособным, об отмене ограничения
дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в
интересах лица, признанного судом недееспособным, и других дел по
защите прав и охраняемых законом интересов подопечных;
о) оказывают медицинскую помощь лицам, признанным судом
недееспособными, до установления опеки над ними;
п) осуществляют иные функции по опеке и попечительству
согласно действующему законодательству.
Статья 9. Функции по опеке и попечительству муниципальных
органов социальной защиты населения
Муниципальные органы социальной защиты населения выполняют
следующие функции по опеке и попечительству:
а) выявляют несовершеннолетних лиц, нуждающихся в
государственной помощи, и сообщают о них в уполномоченные
муниципальные службы (организации) по опеке и попечительству;
б) готовят документы на детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, находящихся в специализированных учреждениях
органов социальной защиты населения, для устройства в
образовательные учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей;
в) принимают в социальные гостиницы лиц, из числа оставшихся
без попечения родителей, после окончания ими учебы, службы в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации, отбывания срока наказания и
т.д.;
г) осуществляют устройство и содержание детей - инвалидов,
нуждающихся в государственной помощи, в подведомственных
учреждениях социального обеспечения;
д) выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права
и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве в форме
патронажа, оказывают им необходимую помощь до установления
попечительства в форме патронажа, осуществляют их устройство в
дома - интернаты для престарелых и инвалидов;
е) выявляют лиц, желающих осуществлять патронаж как форму
попечительства над совершеннолетними дееспособными гражданами,
нуждающимися в попечительстве, и в соответствии с действующим
законодательством определяют способности этих лиц к выполнению
обязанностей попечителя;
ж) устанавливают патронаж над совершеннолетними дееспособными
лицами, нуждающимися в попечительстве по состоянию здоровья, с их
согласия, прекращают патронаж по требованию лиц, находящихся под
патронажем;
з) осуществляют контроль за выполнением возложенных на
попечителей обязанностей по реализации прав их подопечных;
и) участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в
случаях, предусмотренных законодательством;
к) осуществляют иные функции по опеке и попечительству
согласно действующему законодательству.
Статья 10. Количественный норматив специалистов по опеке и
попечительству над детьми
Для обеспечения эффективного выявления, учета и устройства
детей, нуждающихся в государственной защите, а также для охраны их
прав и законных интересов устанавливается следующий количественный
норматив специалистов по опеке и попечительства над детьми - один
специалист на 5000 детей, проживающих на данной территории.
Статья 11. Кадровое обеспечение
1. Для осуществления функций по опеке и попечительству над
несовершеннолетними в штате муниципальных органов управления
образованием может предусматриваться должность "специалист по
охране детства".
2. Для выполнения работы, связанной с защитой прав детей, по
решению муниципальных органов управления образованием в штате
образовательных учреждений может предусматриваться должность
"социальный педагог".
3. Органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы
для специалистов по охране детства и социальных педагогов за счет
средств бюджетов муниципальных образований.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 12. Особенности применения настоящего Закона
1. Вопросы организации и деятельности органов опеки и
попечительства определяются органами местного самоуправления в
пределах предоставленным им полномочий на основании уставов
муниципальных образований.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований
непосредственно осуществляют функции по опеке и попечительству,
предусмотренные статьями 6 - 9 настоящего Закона, за исключением
вопросов, связанных с усыновлением (удочерением) детей и
отнесенных к компетенции других органов в соответствии с
действующим законодательством.
3. В муниципальных образованиях, не имеющих органов управления
образованием, здравоохранением, социальной защитой, органы
местного самоуправления непосредственно осуществляют функции по
опеке и попечительству, предусмотренные статьями 7-9 настоящего
Закона.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2001 года.
Заместитель председателя Губернатор - глава
Тульской областной Думы исполнительного органа
государственной власти
Тульской области
Е.В.МИХЕЕВ В.А.СТАРОДУБЦЕВ
г. Тула
21 сентября 2000 года
N 207-ЗТО
|