ГУБЕРНАТОР
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2001 г. N 67
ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ,
РЕАЛИЗУЕМЫХ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановлений администрации Тульской области
от 30.10.2002 N 713, от 20.07.2004 N 455,
от 14.02.2005 N 123)
В целях обеспечения безусловного исполнения и взаимоувязки
требований, норм и правил по сохранению качества нефтепродуктов,
создания комплекса взаимосвязанных правил по сохранению качества
нефтепродуктов, защиты населения, окружающей среды и транспортных
средств от вредного воздействия некачественной нефтепродукции, а
также цивилизованного нефтепродуктового рынка на территории
Тульской области постановляю:
1. Ввести в действие на территории Тульской области основные
положения системы контроля качества нефтепродуктов, реализуемых в
Тульской области (далее - Системы) (приложение 1).
2. Департаменту топлива и энергетики (Королев С.С.),
департаменту транспорта и связи (Федоров Б.К.) администрации
области довести до сведения руководителей предприятий
нефтепродуктообеспечения, всех хозяйствующих субъектов и
владельцев автотранспортных средств основные положения Системы.
3. Для повышения эффективности функционирования Системы и ее
дальнейшего совершенствования образовать Координационный совет по
качеству нефтепродуктов (далее - Координационный совет)
(приложение 2).
4. Координационному совету ежеквартально проводить совещания с
участниками нефтепродуктового рынка по качеству нефтепродуктов,
реализуемых на территории Тульской области.
5. Руководителям надзорных и правоохранительных органов в
пределах своих полномочий активизировать работу по недопущению
поставок и отпуска некачественных и некондиционных нефтепродуктов.
6. Считать утратившим силу Постановление губернатора Тульской
области от 09.04.98 N 150 "Об утверждении Положения о порядке
контроля за качеством нефти и продуктов ее переработки, ввозимых и
используемых на территории Тульской области".
7. Пресс-службе администрации области (Швецов В.И.)
опубликовать настоящее Постановление в печати.
8. Постановление вступает в силу с момента опубликования.
Губернатор Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ
Приложение 1
к Постановлению губернатора
Тульской области
от 19.02.2001 N 67
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ,
РЕАЛИЗУЕМЫХ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Основные положения системы контроля качества нефтепродуктов
разработаны в соответствии с законодательными и нормативными
актами Российской Федерации и Тульской области, устанавливающими
единые требования к обеспечению качества нефтепродуктов на всех
этапах их продвижения от производителя до исполнителя, а также по
защите окружающей среды и населения от вредного воздействия
некачественной продукции, создания условий для формирования
цивилизованного нефтепродуктового рынка на территории Тульской
области.
1. Общие положения
1.1. Под Системой качества нефтепродуктов, реализуемых в
Тульской области, понимается комплекс взаимосвязанных мер,
осуществляемых предприятиями нефтепродуктообеспечения
(нефтеперерабатывающие заводы - НПЗ, нефтебазы, автозаправочные
станции - АЗС) и государственными надзорными органами, по
сохранению качества моторных топлив и масел, выявлению их
несоответствия требованиям нормативной и технической документации.
1.2. Настоящий документ устанавливает состав основных элементов
Системы, ее организационную структуру, порядок функционирования и
механизм реализации целей и задач.
1.3. Основной целью функционирования Системы является
недопущение реализации в Тульской области моторных топлив и масел
(далее по тексту - нефтепродукты), качество которых не отвечает
требованиям нормативной документации и наносит ущерб потребителям,
их имуществу и окружающей среде.
1.4. В соответствии с установленной целью Система ориентирована
на выполнение следующих задач:
1.4.1. Повышение профессионализма и ответственности персонала
нефтебаз и АЗС за сохранение качества нефтепродуктов.
1.4.2. Организация постоянного контроля за соблюдением правил,
норм и условий перевозки, приемки, слива, хранения и отпуска
нефтепродуктов.
1.4.3. Усиление контроля качества нефтепродуктов, в том числе
по экологическим показателям, на всех этапах их перемещения.
1.4.4. Координация действий всех участников Системы по контролю
качества нефтепродуктов.
1.4.5. Стимулирование конкуренции предпринимателей, реализующих
качественную нефтепродукцию, путем установления единых для всех
требований при осуществлении их деятельности.
1.4.6. Укрепление мер государственного воздействия,
направленных на защиту потребителей и окружающей среды от
проникновения на нефтепродуктовый рынок Тульской области
некачественной продукции.
1.4.7. Накопление и обобщение замечаний по функционированию
Системы и подготовку предложений по изданию необходимых
нормативных документов.
1.5. Действие основных положений Системы распространяется на
все хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство,
транспортировку, хранение и реализацию нефтепродуктов на
территории Тульской области независимо от их ведомственной
принадлежности и формы собственности.
1.6. Должностные лица органов государственного управления,
государственного надзора и контроля руководствуются настоящими
положениями в пределах своих полномочий.
2. Состав основных элементов Системы
2.1. К основным элементам Системы относятся (рис. 1):
2.1.1. Нефтепродукция и технические средства для обеспечения ее
качества в процессе производства, транспортировки, хранения и
реализации (техническая система).
2.1.2. Совокупность операций и мероприятий по контролю качества
продукции на всех технологических этапах ее продвижения к
потребителю (технологическая система).
Основные элементы единой Системы контроля
качества нефтепродуктов, реализуемых в
Тульской области
----------------------------------T-------------------------------T-----------------------------T--------------------------------------¬
¦ Техническая система ¦ Технологическая система ¦Нормативно - правовая система¦ Организационная система ¦
¦ ¦ ¦ (основные документы) +-------------------T------------------+
¦ ¦ ¦ ¦Уровень ¦Государственный ¦
¦ ¦ ¦ ¦хозяйствующих ¦уровень ¦
¦ ¦ ¦ ¦субъектов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+-------------------+------------------+
¦ --------------T-----------¬¦ ------------------¬ ¦Закон РФ "О лицензировании ¦ ¦Министерство ¦
¦ ¦Разработка ¦Технически妦 ¦Система допуска ¦ ¦отдельных видов деятельности"¦ ¦энергетики РФ ¦
¦ ¦продукции, ¦средства ¦¦ ¦в производство ¦ ¦от 08.08.2001 N 128-ФЗ; ¦Межведомственная ¦Госстандарт РФ ¦
¦ ¦НИИ, НПЗ ¦для ¦¦+----¦ +----------------¬¦Федеральный закон "Об ¦комиссия; ¦Министерство ¦
¦ +-------------+обеспечения¦¦¦ +-------¦Система контроля¦¦энергосбережении" ¦рабочие группы ¦транспорта РФ ¦
¦ ¦Производство ¦качества ¦¦¦Система ¦качества в ¦¦от 03.04.96 N 28-ФЗ; ¦научной ¦МАП РФ ¦
¦ ¦ НПЗ ¦продукции ¦¦¦сертификации¦производстве ¦¦ ¦экспертизы. ¦Министерство ¦
¦ +-------------+ ¦¦¦ L-T---------------¦ ¦ ¦экономического ¦
¦ +-------------+ ¦¦¦ +------¬ ¦Закон РФ "О стандартизации" ¦Службы контроля ¦развития и ¦
¦ ¦Хранение и ¦ ¦¦L-------T------- ¦ ¦от 10.06.93 N 5154-1; ¦качества; ¦торговли РФ ¦
¦ ¦оптовая ¦ ¦¦ ¦Система ¦ ¦Закон РФ "О сертификации ¦заводские ¦Министерство ¦
¦ ¦реализация, ¦ ¦¦ ¦контроля ¦ ¦продукции и услуг" ¦лаборатории или ¦природных ¦
¦ ¦Нефтебазы ¦ ¦¦ ¦качества при ¦ ¦от 10.06.93 N 5151-1; ¦привлекаемые ¦ресурсов РФ ¦
¦-----¬+-------------+ ¦¦ ------+хранении ¦ ¦ ¦испытательные ¦Теруправление ¦
¦¦неф-¦+-------------+ ¦¦ ¦ L---------T---- ¦ ¦центры. ¦МАП РФ ¦
¦¦те- ¦¦ ¦ ¦¦ ¦Система ¦ ¦Закон РФ "О защите прав ¦Органы ¦Федеральное ¦
¦¦про-¦¦ ¦ ¦¦ ¦предпродажного ¦ ¦потребителей" ¦сертификации, ¦государственное ¦
¦¦дук-¦¦Розничная ¦ ¦¦ ¦контроля ¦ ¦от 07.02.92 N 2300-1; ¦испытательные ¦учреждение ¦
¦¦ты ¦¦торговля, ¦ ¦¦ ¦качества ¦ ¦ ¦лаборатории. ¦"Тульский центр ¦
¦¦ ¦¦ АЗС ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стандартизации и ¦
¦L-T---L-------------+------------¦ L---------------- ¦ ¦ ¦метрологии" ¦
¦--+-----------¬ ¦ ¦Постановление Госстандарта ¦ ¦Тульское ¦
¦¦Потребители ¦ ¦ ¦от 08.10.98 N 78, "Правила ¦ ¦управление ¦
¦L-------------- ¦ ¦проведения сертификации ¦ ¦Госторгинспекции ¦
¦ ¦ ¦нефтепродукции"; ¦Службы контроля ¦Тульская ¦
¦ ¦ ¦"Правила технической ¦качества или ¦Госнефтеинспекция ¦
¦ ¦ ¦эксплуатации нефтебаз" ¦ответственные ¦Тульское отделение¦
¦ ¦ ¦(утверждены ¦должностные лица; ¦Ространсинспекции ¦
¦ ¦ ¦Главнефтепродуктом ¦собственные или ¦Правоохранительные¦
¦ ¦ ¦19.07.95); ¦привлекаемые ¦органы ¦
¦ ¦ ¦"Положение об организации ¦испытательные ¦ ¦
¦ ¦ ¦контроля и обеспечения ¦лаборатории. ¦Администрация ¦
¦ ¦ ¦сохранения качества ¦ ¦Тульской области: ¦
¦ ¦ ¦нефтепродуктов в системе ¦ ¦департамент ¦
¦ ¦ ¦Российского ¦ ¦транспорта и ¦
¦ ¦ ¦Государственного концерна ¦ ¦связи; ¦
¦ ¦ ¦по обеспечению ¦Должностные лица, ¦департамент ¦
¦ ¦ ¦нефтепродуктами ¦ответственные за ¦топлива и ¦
¦ ¦ ¦"Роснефтепродукт" ¦контроль качества; ¦энергетики. ¦
¦ ¦ ¦(РД-112 РСФСР-040-91, ¦привлекаемые ¦ ¦
¦ ¦ ¦утверждено концерном ¦испытательные ¦ ¦
¦ ¦ ¦Роснефтепродукт 17.10.91); ¦лаборатории. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Постановление ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Правительства РФ от ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦19.01.98 N 55 "Правила ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦продажи отдельных видов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦товаров"; ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦"Правила технической ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦эксплуатации автозаправочных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦станций ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(РД 153-39.2-080-01)", ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦утвержденны ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Приказом Министерства ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦энергетики от 01.08.01 N 229,¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Кодекс Российской Федерации¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦об административных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦правонарушениях; ¦ ¦ ¦
L---------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+-------------------+-------------------
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
Рис.1
2.1.3. Нормативная и законодательная база для осуществления
контроля качества продукции (нормативно - правовая система).
2.1.4. Службы контроля качества или ответственные за качество
должностные лица на предприятиях нефтепродуктообеспечения
(организационная система уровня хозяйствующих субъектов).
2.1.5. Органы государственного управления, надзора и контроля,
обеспечивающие функционирование Системы (организационная система
государственного уровня).
2.2. Ведущая роль в Системе по контролю сохранения качества
нефтепродуктов принадлежит предприятиям нефтепродуктообеспечения,
в связи с чем обязательным условием для осуществления деятельности
по хранению нефтепродуктов и эксплуатации АЗС является наличие
подготовленного персонала и необходимых для контроля качества
средств измерений испытательных лабораторий (собственных или
привлекаемых по договору).
2.3. На всех этапах продвижения продукции от изготовителя к
потребителю предусматриваются соответствующие системы контроля
качества и организационный механизм функционирования этих систем
как на предприятиях нефтепродуктообеспечения, так и на
государственном уровне.
2.4. Контроль сохранения качества продукции на предприятиях
нефтепродуктообеспечения обеспечивается также сертификацией
продукции нефтебаз согласно "Правилам проведения сертификации
нефтепродукции", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 8
октября 1998 г. N 78.
2.5. При розничной продаже нефтепродуктов через АЗС в
соответствии с "Правилами продажи отдельных видов товаров",
утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г.
N 55, продавец должен непосредственно убедиться, что он реализует
качественный товар и самостоятельно или с привлечением
испытательной лаборатории обеспечить его предпродажный контроль.
2.6. Механизм эффективного функционирования Системы
основывается на законодательных и нормативных актах Российской
Федерации и системы нефтепродуктообеспечения, являющихся
одновременно важнейшей частью лицензионных требований и условий
при осуществлении деятельности по хранению нефтепродуктов и
эксплуатации АЗС.
2.7. Государственное регулирование и контроль качества
нефтепродуктов осуществляется, прежде всего, на стадиях их допуска
в производство и сертификации продукции, обеспечивающей ее
качество при реализации непосредственно потребителю, что позволяет
оградить тульского потребителя от недобросовестности
производителя.
3. Организационная структура Системы и
задачи ее органов, осуществляющих контроль
качества нефтепродуктов
3.1. Организационная структура Системы контроля качества
нефтепродуктов, реализуемых в Тульской области (рис. 2), включает
в себя три уровня управления:
3.1.1. Основной - предприятия нефтепродуктообеспечения и другие
хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство, хранение,
оптовую и розничную реализацию и использование нефтепродуктов, а
также их службы контроля качества или ответственные за сохранение
качества должностные лица.
3.1.2. Надзорный - органы государственного надзора и контроля
(Федеральное государственное учреждение "Тульский центр
стандартизации и метрологии", Тульская Госнефтеинспекция, Тульское
управление Госторгинспекции, Тульское отделение Российской
транспортной инспекции, правоохранительные органы), а также органы
и организации по управлению потребительским рынком и защите прав
потребителей.
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
3.1.3. Государственного управления - органы госуправления, в
том числе наделенные надзорными функциями (администрация Тульской
области, департамент топлива и энергетики, департамент транспорта
и связи, территориальное управление Министерства по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства).
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
3.2. Для осуществления основной цели Системы ее структурные
звенья выполняют следующие функции и задачи:
3.2.1. Предприятия нефтепродуктообеспечения:
изготовители нефтепродуктов - обеспечивают соответствие
продукции обязательным требованиям государственных стандартов и
технических условий (далее - ТУ), проводят сертификацию продукции.
Отгружаемая продукция сопровождается документом о качестве,
содержащим сведения о проведенной сертификации. Транспортная тара
с жидкими нефтепродуктами пломбируется. Изготовители гарантируют
сохранение качества продукции при соблюдении требований стандартов
по ее транспортировке и хранению (Законы РФ от 10 июня 1993 г. N
5154-1 "О стандартизации" и от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О
сертификации продукции и услуг");
Организационная структура единой системы
контроля качества нефтепродуктов,
реализуемых в Тульской области
-------------------------------¬
¦Администрация Тульской области¦
¦ 1-й заместитель губернатора ¦
L--------------T----------------
-------------------T------+-----------------------¬
----+---------¬ ------+-----¬¦ ------+-----¬
--+Теруправление¦ ¦Департамент¦¦ ¦Департамент+---------------¬
¦ ¦МАП РФ ¦ ¦топлива и ¦¦ ¦транспорта ¦ ¦
¦ L-------------- ¦энергетики ¦¦ ¦и связи ¦ ¦
¦ L------------¦ L------------ ¦
¦ ¦ ¦
¦ Органы государственного управления ¦
¦ ¦ ¦
¦------------------¬---------¬--+---------------¬-----------------¬---------¬ ¦
¦¦ Тульское ¦¦Тульски馦 Тульская ¦¦ Тульское ¦¦ Другие ¦ ¦
¦¦ отделение ¦¦ЦСМиС ¦¦Госнефтеинспекция¦¦ управление ¦¦ органы ¦ ¦
¦¦Ространсинспекции¦L---------L------------------¦Госторгинспекции¦L--------- +¬
¦L------------------ L----------------- ¦¦
¦ ¦¦
¦ Органы государственного надзора и контроля ¦¦
L-------T------------------------T-----------------------------T---------------¦
¦ ------------+------------¬ ¦ ¦
------+------¬ ¦Координационный Совет по+--------------¬ ¦ ¦
¦Предписания,¦ ¦качеству нефтепродуктов ¦ ¦ ¦ ¦
¦санкции, ¦ +------------------------+ ¦ ¦ ------+----¬
¦рекомендации¦ ¦- Методич. рук-во ¦ ¦ ¦ ¦Результаты¦
L-----T------- ¦ функционир-ем и ¦ ¦ ¦ ¦проверок ¦
¦ ¦ развитием системы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Организация и ¦ ¦ ¦ L-----T-----
¦ ¦ рассмотрение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ результатов проверок; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Согласование ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ экологических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ показателей качества; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Рекомендации по ценам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L--------------T---------- ¦ ¦ ¦
¦ --------------+-------------¬ ¦ ¦ ¦
L-------------+ Предприятия ¦ ¦ ¦ ¦
-----------------+нефтепродуктообеспечения. ¦ ¦ ¦ ¦
-----+---------------¬¦ (НПЗ, нефтебазы, АЗС) ¦ --------+-+------¬ ¦
¦Собственные службы ¦+---------------------------+ ¦Подразделения ¦ ¦
¦контроля качества ¦¦ Объекты контроля: ¦ ¦(службы) ¦ ¦
¦или должностные ++ ----------------------¬ +--+государственного+---------
¦лица, ответственные ¦¦ ¦Организация контроля ¦ ¦ ¦надзора и ¦
¦за контроль качествদ ¦ качества ¦ ¦ ¦контроля ¦
LT---T-T--------------¦ +---------------------+ ¦ L-------T-T-----T-
¦---+-+--------¬ ¦ ¦Технические средства,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦Собственные ¦ ¦ ¦технологии и правила ¦ ¦ -------+-+----¬¦
¦¦средства ¦ ¦ +---------------------+ ¦ ¦Собственные ¦¦
¦¦контроля или ¦ ¦ ¦ Сопроводительная ¦ ¦ ¦средства ¦¦
¦¦привлекаемые ¦ ¦ ¦ документация ¦ ¦ ¦контроля или ¦¦
¦¦испытательные¦ ¦ +---------------------+ ¦ ¦привлекаемые ¦¦
¦¦центры +-----+-+ Экологические +---+---+испытательны妦
¦¦ ¦ ¦ ¦ показатели ¦ ¦ ¦центры ¦¦
¦¦ ¦ ¦ +---------------------+ ¦ ¦ ¦¦
¦¦ +-----+-+ Нефтепродукция +---+---¦ ¦¦
¦L-------------- ¦ L---------------------- ¦ L--------------¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ L------------T--------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ------------+-----------¬ ¦
L---------------------+ Потребители +----------------------
L------------------------
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
Рис. 2
оптовые продавцы (нефтебазы, нефтехранилища и т.п.) -
осуществляют деятельность по приемке, хранению и отпуску
нефтепродуктов согласно установленным требованиям, проводят
контроль условий хранения и поддержания качества нефтепродуктов,
организуют сертификацию нефтепродуктов с анализом состояния
производства. Отгружаемая продукция сопровождается документом о
качестве, содержащим сведения о проведенной сертификации на
нефтебазе ("Правила технической эксплуатации нефтебаз", М. 1997
г., "Правила проведения сертификации нефтепродуктов", утвержденные
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 8 октября 1998
г. N 78);
предприятия розничной торговли нефтепродуктами (АЗС, магазины и
т.п.) - осуществляют деятельность по приемке, хранению и розничной
продаже нефтепродуктов, проводят контроль условий - хранения и
поддержания качества нефтепродуктов в объеме, согласно
установленным требованиям. Доводят информацию до потребителей
реализуемой продукции в установленном порядке (Закон РФ от 7
февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", руководящий
документ РД 112-РСФСР-040-91).
3.2.2. Органы государственного надзора и контроля в пределах
своей компетенции:
осуществляют плановый и внеочередной контроль качества
нефтепродуктов и соблюдения правил их продажи на территории
Тульской области;
непосредственно организуют выполнение планов проверки качества
реализуемых в Тульской области нефтепродуктов своими силами или с
привлечением аккредитованных испытательных центров;
рассматривают информацию от юридических и физических лиц о
качестве реализуемых нефтепродуктов и принимают по ней
соответствующие меры;
проверяют на предприятиях нефтепродуктообеспечения и других
предприятиях, осуществляющих оптовую и розничную торговлю
нефтепродуктами, наличие документов, подтверждающих их качество, а
также соблюдение установленных норм и правил по приему, хранению и
отпуску продукции;
организуют проверку фактического качества реализуемых
нефтепродуктов через аккредитованные испытательные центры;
привлекают к административной ответственности руководителей
хозяйствующих субъектов, реализующих нефтепродукты, качество
которых не отвечает требованиям ГОСТ (ТУ) и экологическим
требованиям;
информируют Координационный совет и лицензионные органы о
результатах проверок хозяйствующих субъектов о состоянии качества
реализуемой продукции и принятых мерах по выявленным нарушениям;
организуют на договорной основе для предприятий
нефтепродуктообеспечения подготовку и переподготовку персонала по
вопросам сохранения качества нефтепродуктов (Законы РФ от 10
января 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации", от 10 января 1993 г. N
5151-1 "О сертификации продукции и услуг", от 3 апреля 1996 г. N
28-ФЗ "Об энергосбережении", Положения о конкретных
государственных органах надзора и контроля).
3.2.3. Лицензионные органы:
Выдают лицензии на осуществление следующих видов деятельности:
переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
реализация нефти, газа и продуктов их переработки;
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
осуществляют надзор за соблюдением лицензиатами законодательных
и нормативных актов РФ в части лицензионных требований и условий;
в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и
условий приостанавливают или аннулируют действие лицензий в
установленном законом порядке (Закон РФ от 8 августа 2001 г. N 128-
ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
3.2.4. Органы государственного управления:
осуществляют общий контроль за функционированием и
совершенствованием Системы;
предоставляют в соответствии с установленным порядком в
представительные органы проекты нормативно-правовых актов,
направленных на сохранение качества нефтепродуктов и снижение
вредного воздействия от их использования на окружающую среду;
создают равные условия для эффективной деятельности всех
участников нефтепродуктового рынка Тульской области, обеспечивают
государственную поддержку развитию конкуренции и переходу к
цивилизованным рыночным отношениям;
осуществляют через Координационный совет координацию действий
всех участников Системы по обеспечению качества реализуемой в
Тульской области нефтепродукции.
3.2.5. Координационный совет является коллегиальным органом, в
задачи которого входит:
осуществление консультационно-методического руководства
развитием Системы;
координация планов работы надзорных органов по проверке
качества нефтепродуктов, реализуемых в Тульской области;
обобщение и анализ результатов проверок и выработка
рекомендаций по совершенствованию и развитию Системы;
обращение в соответствующие органы по сертификации продукции
нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз для принятия к последним
мер вплоть до приостановления или аннулирования действия
сертификатов соответствия в случае систематического выявления
некачественных нефтепродуктов.
3.2.6. Органы по сертификации нефтепродуктов, аккредитованные
Госстандартом РФ:
проводят идентификацию продукции, сертификацию и выдают
сертификаты соответствия;
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
осуществляют в установленном порядке инспекционный контроль за
сертифицированной продукцией, приостанавливают, либо отменяют
ранее выданные сертификаты (Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1
"О сертификации продукции и услуг").
3.2.7. Испытательные лаборатории (центры):
подлежат оценке состояния измерений согласно МИ (методы
измерений) 2427-97 или аккредитации по ГОСТ Р 51000.1, 51000.3,
51000.4. Испытания нефтепродуктов при проведении государственного
надзора, а также для целей сертификации проводятся в лабораториях,
аккредитованных на независимость и техническую компетентность.
Лаборатории, аккредитованные только на техническую компетентность,
проводят испытания под контролем государственного инспектора или
представителя органа по сертификации. Лаборатории осуществляют
отбор образцов (по заданию контролирующих организаций или по
договорам с заказчиками) и испытания продукции в строгом
соответствии с требованиями нормативной документации.
3.2.8. Оптовые потребители (автотранспортные и другие
предприятия) осуществляют входной контроль качества при приеме
нефтепродуктов и обеспечивают условия их хранения и отпуска
согласно установленным требованиям (Федеральный закон от 3 апреля
1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", "Положение о порядке
осуществления государственного контроля за рациональным
использованием нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации",
утвержденное Минтопэнерго от 19.07.95).
4. Порядок контроля качества нефтепродуктов,
реализуемых в Тульской области
4.1. Все нефтепродукты, производимые, ввозимые, хранящиеся и
реализуемые на территории области, подлежат обязательному контролю
их качества, который осуществляется предприятиями
нефтепродуктообеспечения в соответствии с руководящим документом
РД 112 РСФСР-040-91 и органами государственного надзора и контроля
с привлечением испытательных лабораторий (центров) согласно
Законам РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации", от 10
июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции услуг", от 3
апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", от 7 февраля 1992 г.
N 2300-1 "О защите прав потребителей".
4.2. Нефтебазы и АЗС при работе по контролю за сохранением
качества нефтепродуктов руководствуются основным нормативным
документом системы нефтепродуктообеспечения - "Положением об
организации контроля и обеспечения сохранности качества
нефтепродуктов в системе Российского Государственного концерна по
обеспечению нефтепродуктами "Роснефтепродукт" РД (руководящий
документ) 112 РСФСР-040-91).
4.3. Контроль качества нефтепродуктов проводится на всех
ответственных этапах их перемещения от производителя к
потребителю, так как при транспортировке, хранении, многократной
перекачке и сливах может происходить ухудшение их качественных
характеристик. Для осуществления контроля все предприятия
нефтепродуктообеспечения должны иметь в своем составе лаборатории,
оснащенные необходимым оборудованием, или договора на проведение
анализов с любой испытательной лабораторией (РД 112 РСФСР-040-91).
4.4. Согласно действующим нормативным документам (Законы РФ от
10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации", от 10 июня 1993 г. N
5151-1 "О сертификации продукции и услуг", "Правила сертификации
нефтепродуктов", РД 112 РСФСР-040-91, "РД 153-39.2-080-01")
устанавливаются периодичность и виды контроля качества
нефтепродуктов, изложенные в таблице 1.
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
Периодичность и виды контроля качества нефтепродуктов
Таблица 1
----------------T----------------------------T-------------------¬
¦ Место отбора ¦ Периодичность контроля ¦ Вид контроля ¦
¦ образцов ¦ качества ¦ ¦
+---------------+----------------------------+-------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------------+----------------------------+-------------------+
¦Железнодорожная¦Перед сливом в автоцистерны ¦Приемо - сдаточный ¦
¦цистерна, ¦и резервуары хранилищ или ¦анализ ¦
¦автоцистерна ¦АЗС (автозаправочных ¦ ¦
¦ ¦станций) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦При поступлении ¦В объеме требований¦
¦ ¦нефтепродуктов без паспорта ¦ГОСТ (ТУ) ¦
¦ ¦качества ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦При нарушении правил ¦В объеме требований¦
¦ ¦перевозки (отсутствие пломб,¦ГОСТ (ТУ) ¦
¦ ¦неисправности транспортных ¦ ¦
¦ ¦емкостей и т.д.) ¦ ¦
+---------------+----------------------------+-------------------+
¦Нефтепровод ¦Перед сливом в резервуары ¦приемо - сдаточный ¦
¦ ¦нефтеналивных станций ¦анализ ¦
+---------------+----------------------------+-------------------+
¦Резервуары ¦Для целей сертификации: ¦В объеме требований¦
¦хранилищ ¦1 раз в 3 года ¦ГОСТ (ТУ) или по ¦
¦нефтебаз или ¦ ¦решению органа по ¦
¦нефтеналивных ¦ ¦сертификации ¦
¦станций ¦ ¦ ¦
¦ ¦При длительном хранении: ¦контрольный анализ ¦
¦ ¦1 раз в 6 месяцев для ¦ ¦
¦ ¦бензинов, 1 раз в год ¦ ¦
¦ ¦для дизтоплива и масел ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦после каждого слива, ¦контрольный анализ ¦
¦ ¦но не менее 50 тонн ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перед реализацией для ¦в объеме требований¦
¦ ¦оформления паспорта ¦ГОСТ (ТУ) или ¦
¦ ¦качества ¦контрольный анализ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦после восстановления ¦в объеме требований¦
¦ ¦качества для оформления ¦ГОСТ (ТУ) или ¦
¦ ¦паспорта качества ¦контрольный анализ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по плану проверки надзорных ¦в объеме требований¦
¦ ¦органов ¦ГОСТ (ТУ) или по ¦
¦ ¦ ¦решению надзорного ¦
¦ ¦ ¦органа ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по плану инспекционного ¦в объеме требований¦
¦ ¦контроля за ¦ГОСТ (ТУ) или по ¦
¦ ¦сертифицированной ¦решению органа по ¦
¦ ¦продукцией ¦сертификации ¦
+---------------+----------------------------+-------------------+
¦Резервуары ¦После слива при обнаружении ¦Арбитражный анализ ¦
¦АЗС ¦некондиционности ¦в объеме ГОСТ (ТУ) ¦
¦ ¦ ¦или по согласованию¦
¦ ¦ ¦сторон ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦После восстановления ¦В объеме требований¦
¦ ¦качества ¦ГОСТ (ТУ) или ¦
¦ ¦ ¦контрольный анализ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦не реже одного раза в месяц ¦Контрольный анализ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦По плану проверки надзорных ¦В объеме требований¦
¦ ¦органов ¦ГОСТ (ТУ) или по ¦
¦ ¦ ¦решению надзорного ¦
¦ ¦ ¦органа ¦
+---------------+----------------------------+-------------------+
¦Тара ¦При приеме оптовым ¦Приемо - сдаточный ¦
¦изготовителя ¦потребителем ¦анализ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦При расфасовке ¦Контрольный анализ ¦
L---------------+----------------------------+--------------------
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
4.5. Рекомендуемые объемы анализов по видам контроля приведены
в приложении 1. При анализе нефтепродуктов в объеме ГОСТ (ТУ)
количество анализируемых показателей может быть изменено по
согласованию с надзорными органами, органами по сертификации или
соглашению сторон в случае арбитражного спора ("Правила
сертификации нефтепродуктов", РД 112 РСФСР-040-91).
4.6. Для обеспечения сохранения качества нефтепродуктов при их
приеме, хранении, транспортировке и реализации службы контроля или
ответственные за качество должностные лица осуществляют следующие
основные действия:
4.6.1. На нефтебазах:
при получении нефтепродуктов проверяют состояние транспортных
емкостей, наличие и исправность пломб, чистоту нижних сливных
приборов;
проверяют наличие и соответствие транспортных документов и
паспортов качества, а также правильность их заполнения;
перед сливом проводят измерение объема и плотности, расчет
массы нефтепродуктов. Полученные результаты сопоставляются с
данными накладной. Одновременно с определением массы производится
отбор образцов по ГОСТ 2517-85 для приемо - сдаточного анализа в
объеме согласно приложению 1;
в случае возникновения сомнений в качестве нефтепродукт сливают
в отдельный резервуар и проводят его испытания в объеме
контрольного анализа.
При получении неудовлетворительных результатов принимают
решение о дальнейших с ним действиях (возврат поставщику,
восстановление, перевод в низшие сорта). После проведения работы
по восстановлению качества проводят повторный анализ, по
результатам которого руководитель нефтебазы принимает решение о
дальнейшем использовании данного нефтепродукта.
Протокол испытаний лаборатории и паспорт качества изготовителя
являются основанием для оформления паспорта качества
нефтепродукта, реализуемого нефтебазой (рекомендуемая форма
паспорта приведена в приложении 2);
после слива нефтепродуктов производят отбор образцов из
резервуаров по ГОСТ 2517-85 (в случае слива на остаток одноименной
марки отбор образцов производится после отстаивания не менее двух
часов) для проведения контрольного анализа;
при отпуске продукции с нефтебазы оформляют транспортные
накладные (рекомендуемая типовая межотраслевая форма N 1-Т
утверждена Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г.
N 78) с обязательным указанием в них номера паспорта качества на
реализуемую продукцию. В паспорте указываются сведения о
сертификации продукции на данной нефтебазе;
паспорт качества заполняют по показателям ГОСТ (ТУ) на
нефтепродукты. Значение показателей, не определяемых лабораторией,
проставляются по паспорту завода - изготовителя, о чем делается
отметка в выдаваемом паспорте;
при расфасовке масел из тары завода - изготовителя для отпуска
розничным продавцам или оптовым потребителям осуществляют
контрольный анализ образцов, отобранных от реализуемой партии. По
результатам анализа оформляется паспорт качества на партию,
подлежащую реализации.
4.6.2. На автомобильных заправочных станциях:
при получении нефтепродуктов проверяют исправность пломб и
сливного устройства автомобильной цистерны;
проверяют наличие и соответствие транспортных документов и
паспорта качества, правильность их заполнения, наличие сведений о
сертификации продукции на нефтебазе;
для нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации, к
паспорту качества прикладываются копии сертификата соответствия;
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
перед сливом в резервуары отбирают образцы из транспортных
емкостей в соответствии с ГОСТ 2517-85 и осуществляют входной
контроль нефтепродуктов по установленным параметрам (плотность,
температура, цвет, прозрачность, наличие механических примесей и
воды). При возникновении сомнений в качестве нефтепродуктов
образцы передают в испытательную лабораторию для проведения приемо
- сдаточного анализа;
нефтепродукт не может быть принят: при отсутствии пломб на
автоцистерне в соответствии со схемой пломбировки; при
неисправности сливного устройства автомобильной цистерны; при
неправильном оформлении товарно - транспортной накладной; при
отсутствии паспорта качества или сертификата соответствия; при
обнаружении недостачи нефтепродуктов; при наличии воды и
механических примесей в нефтепродукте; при несоответствии
нефтепродукта по показателям качества на основании анализа
отобранного образца;
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
по результатам анализа принимают решение о сливе нефтепродукта
в резервуары АЗС. В случае несоответствия качества полученного
нефтепродукта требованиям ГОСТ (ТУ) отобранная проба опечатывается
и сохраняется до решения вопроса об использовании этого
нефтепродукта;
проводить лабораторный контроль качества нефтепродуктов на АЗС
в объеме контрольного анализа не реже одного раза в месяц, а также
в случаях поступления жалоб потребителей на качество
нефтепродуктов. Проведение приемо - сдаточных и контрольных
анализов в объеме ГОСТ (ТУ) обязательно. При обнаружении
несоответствия хотя бы одного показателя качества нефтепродуктов
требованиям ГОСТ (ТУ) отпуск его потребителям запрещается;
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
протоколы испытаний, выдаваемые лабораториями, учитывают на АЗС
в "Журнале учета испытаний нефтепродуктов" (форма журнала
приведена в приложении 3). При получении отрицательного заключения
лаборатории реализацию продукции немедленно приостанавливают,
соответствующий резервуар опечатывают и принимают меры по
выявлению причин, возможному восстановлению качества и дальнейшему
использованию этого нефтепродукта. Сведения о принятых мерах
отражают в "Журнале учета испытаний нефтепродуктов".
4.6.3. В магазинах (торговых точках), торгующих маслами:
при получении продукции в заводской таре (бочки, канистры) под
пломбой изготовителя проверяют наличие и соответствие транспортных
документов и паспорта качества на полученную партию с указанием в
нем сведений о сертификации продукции, а также наличие необходимой
информации на сопроводительных документах и этикетках и ее
достоверность согласно Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О
защите прав потребителей". В случае выявления отклонений принимают
меры по приведению документации и информации в соответствие с
установленными требованиями;
при получении продукции в транспортной таре (бочки, бидоны)
проверяют наличие в паспорте качества сведений о сертификации
продукции по месту ее розлива. Одновременно проводят приемо -
сдаточный анализ в объеме приложения 1. В случае сомнений в
качестве продукции осуществляется отбор проб согласно ГОСТ 2517-82
"Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб" и проводится
контрольный анализ в испытательной лаборатории.
Качество масел, смазок, затаренных в герметичную заводскую
упаковку, при приеме не определяется. Расфасованные нефтепродукты
должны иметь соответствующую информацию о качестве на этикетках
изготовителя, а также сертификат и паспорт качества (копии) на
поставленную партию.
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
4.6.4. Оптовые потребители:
на стадии заключения договоров с поставщиками нефтепродуктов
проверяют у них наличие лицензии на право осуществления
деятельности и сертификатов на реализуемую продукцию;
при получении продукции по условиям договора проверяют наличие
и соответствие паспортов качества и транспортных накладных;
в присутствии продавца отбирают из тары в соответствии с ГОСТ
2517-85 два образца нефтепродукта, один из которых (арбитражная
проба) пломбируется и ставится на хранение. По первому образцу
проводят приемо - сдаточный анализ в объеме согласно приложению 1;
при возникновении сомнений в качестве продукции образец
направляют на контрольный анализ в испытательную лабораторию;
при получении отрицательного заключения оформляют претензию в
адрес поставщика. В случае возникновения разногласий в оценке
качества нефтепродукта с хранения снимается арбитражная проба и
передается на испытание в независимую аккредитованную лабораторию.
4.7. Планирование и проведение проверок качества реализуемой в
Тульской области нефтепродукции, соблюдение правил их продажи, а
также условий и требований по сохранению качества на объектах
контроля осуществляется уполномоченными на то органами и
организациями согласно рекомендациям Координационного совета с
привлечением аккредитованных лабораторий.
Органы государственного надзора и контроля, а также другие
уполномоченные организации на предприятиях
нефтепродуктообеспечения в соответствии со своими полномочиями,
установленными федеральным законодательством, проверяют:
выполнение лицензионных требований и условий по соблюдению
законодательных и нормативных актов (государственных, отраслевых,
областных) при реализации потребителям нефтепродукции в части
контроля сохранения ее качества;
организацию работы по контролю сохранения качества
нефтепродуктов (наличие ответственных за качество должностных лиц,
технологических схем контроля и технической документации, графиков
периодической проверки качества в аккредитованных лабораториях);
выполнение требований технической документации по сохранению
качества нефтепродукции;
наличие документов, подтверждающих качество реализуемых
нефтепродуктов, место их происхождения и источник поступления,
сведения о сертификации продукции;
журналы учета испытаний нефтепродуктов, протоколы испытаний
лабораторий и меры, принимаемые по отрицательным результатам
испытаний;
наличие и состояние собственных средств измерения качества
нефтепродуктов или договора с аккредитованной лабораторией;
фактическое качество реализуемой продукции на момент проверки.
При этом отбор проб нефтепродуктов осуществляет работник АЗС или
нефтебазы в присутствии инспектора надзорного органа, либо
сотрудник аккредитованной лаборатории с составлением акта отбора
проб по форме приложения 4.
(Абзац 9 исключен - Постановление администрации Тульской
области от 30.10.2002 N 713)
4.8. Оценка фактического качества нефтепродуктов осуществляется
испытательными лабораториями (собственными или привлекаемыми по
договору) с использованием стандартных методов испытаний.
4.9. Срок выполнения анализов нефтепродуктов определяется
договором, но не должен превышать трех суток с момента получения
пробы. Результаты анализов оформляются протоколами испытаний.
4.10. Если по результатам анализа нефтепродукт признается
некондиционным или не соответствующим экологическим требованиям,
проверяемые организации вправе за свой счет провести в любой
аккредитованной лаборатории арбитражный анализ по согласованию с
организацией, проводившей отбор проб. ("Правила продажи отдельных
видов товаров").
4.11. Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные
Госстандартом России на техническую компетентность и
независимость, по результатам проведенных испытаний нефтепродуктов
направляют в Координационный совет, надзорным и лицензионным
органам итоговую справку за квартал о проверке качества
нефтепродуктов, реализуемых на территории Тульской области
(рекомендуемая форма справки приведена в приложении 6).
4.12. Итоги работы предприятий нефтепродуктообеспечения,
надзорных органов и лабораторий ежеквартально рассматриваются на
Координационном совете по качеству продукции. Решения
Координационного совета реализуются через планы работ его членов -
надзорные и лицензионные органы и обеспечиваются их полномочиями.
5. Отнесение затрат по контролю
качества нефтепродуктов
5.1. Работа по контролю за сохранением качества нефтепродуктов
является неотъемлемой и важнейшей частью производственной
деятельности хозяйствующего субъекта, реализующего нефтепродукты.
5.2. Стоимость работ по отбору проб и образцов нефтепродуктов,
а также стоимость израсходованных образцов и затрат на проведение
испытаний (анализов, измерений) относится на издержки производства
субъектов хозяйственной деятельности (Закон РФ от 10 июня 1993 г.
N 5154-1 "О стандартизации").
5.3. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной
нефтепродукции производится заявителем. Сумма средств,
израсходованных заявителем на проведение сертификации своей
продукции, относится на ее себестоимость (Закон РФ от 10 июня 1993
г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг").
5.4. Расходы по контролю и сохранению качества нефтепродуктов
предприятиями нефтепродуктообеспечения и АЗС включаются в состав
затрат, относимых на себестоимость продукции ("Положение о составе
затрат по производству и реализации продукции", утвержденное
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 1992 г. N 552).
5.5. Указанные расходы в зависимости от стадии
производственного процесса относятся согласно "Инструкции по
планированию, учету и калькулированию себестоимости на
нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях",
утвержденной приказом Минтопэнерго России от 17 ноября 1998 г. N
371, на статьи:
- "Общехозяйственные расходы" - затраты предприятий
нефтепродуктообеспечения на испытания, опыты и исследования,
предназначенные для контроля за соблюдением технологических
процессов, а также оплата анализов, испытаний и проб, проводимых
сторонними организациями;
- "Коммерческие расходы" - расходы предприятий
нефтепродуктообеспечения на анализы продукции при ее отпуске;
- а также "Прочие расходы" - расходы АЗС на экспертизу и
лабораторный анализ нефтепродуктов ("Методические рекомендации по
бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения на
предприятиях торговли", утвержденные Роскомторгом от 20 апреля
1995 г. N 1-550/32-2).
5.6. Контроль деятельности предприятий
нефтепродуктообеспечения, проводимый органами государственного
надзора и контроля по их инициативе или по инициативе иных
государственных органов, осуществляется на безвозмездной основе.
6. Меры, принимаемые к продавцам нефтепродуктов
при несоблюдении требований законодательных и
нормативных актов РФ в части контроля
качества продукции
Органы государственного надзора и контроля, органы по
сертификации и лицензированию при обнаружении нарушений в
соблюдении требований к качеству продукции имеют право в пределах
своей компетенции применять следующие меры:
6.1. Приостанавливать реализацию нефтепродуктов при отсутствии
на месте продажи необходимой и достоверной информации, в том числе
об основных потребительских свойствах продукции, ее происхождении,
о сертификации продукции, и т.д. (Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N
2330-1 "О защите прав потребителей").
6.2. Выдавать предписания о запрете или приостановке реализации
продаваемой продукции в случае ее несоответствия требованиям
государственных стандартов (Закон РФ от 10 января 1993 г. N 5154-1
"О стандартизации").
6.3. Запрещать реализацию продукции в случае уклонения субъекта
хозяйственной деятельности от предоставления продукции для
проверки (Закон РФ "О стандартизации" N 5154-1 от 10 января 1993
г).
(Пункт 6.4. исключен - в ред. Постановления администрации
Тульской области от 30.10.2002 N 713)
6.5. Приостанавливать или аннулировать действие лицензии в
установленном законом порядке (Закон РФ от 8 августа 2001 г. N 128-
ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
6.6. Приостанавливать, либо отменять действие выданных на
продукцию сертификатов соответствия по результатам инспекционного
контроля за сертифицированной продукцией (Закон РФ "О сертификации
продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. N 5151-1, "Правила
проведения сертификации нефтепродуктов", Постановление
Госстандарта РФ от 8 сентября 1998 г. N 78).
7. Ответственность должностных лиц за продажу
некачественной продукции
7.1. Должностные лица и граждане, зарегистрированные в качестве
индивидуального предпринимателя, несут административную,
материальную и уголовную ответственность в соответствии с
действующим законодательством РФ, в том числе:
за осуществление деятельности без государственной регистрации;
за продажу товаров ненадлежащего качества;
за обман покупателей;
за нарушение иных прав потребителей;
за нарушение правил продажи отдельных видов товаров;
за нарушение нормативных требований государственных стандартов,
правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных
документов по обеспечению единства измерений;
за невыполнение законных распоряжений должностных лиц органа,
осуществляющего государственный надзор (контроль);
за невыполнение в срок законного предписания (постановления,
представления) органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор (контроль);
за непредоставление сведений (информации).
(в ред. Постановления администрации Тульской области от 30.10.2002
N 713)
7.2. Должностные лица надзорных и контрольных органов, а также
испытательных лабораторий несут ответственность за ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей по контролю за
качеством нефтепродуктов в соответствии с действующим
законодательством.
Приложение 1
к Системе контроля качества
нефтепродуктов
ОБЪЕМ АНАЛИЗОВ НЕФТЕПРОДУКТОВ,
ПРОВОДИМЫХ В ЛАБОРАТОРИЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ
НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ
---------------------T--------------------------------------------------------¬
¦Вид нефтепродукта ¦ Анализ ¦
¦ +---------------------------T----------------------------+
¦ ¦ Приемо - сдаточный ¦ Контрольный ¦
+--------------------+---------------------------+----------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------+---------------------------+----------------------------+
¦1. Бензин ¦1. Цвет ¦1. Цвет ¦
¦ автомобильный ¦2. Плотность при 20 град. С¦2. Плотность при 20 град. С ¦
¦ ¦3. Содержание механических ¦3. Содержание механических ¦
¦ ¦примесей и воды ¦примесей и воды ¦
¦ ¦(визуально) ¦4. Фракционный состав ¦
¦ ¦4. Фракционный состав <*> ¦5. Октановое число ¦
¦ ¦5. Октановое число <*> ¦6. Концентрация фактических ¦
¦ ¦ ¦смол ¦
¦ ¦ ¦7. Испытание на медной ¦
¦ ¦ ¦пластинке ¦
+--------------------+---------------------------+----------------------------+
¦2. Топливо дизельное¦ ¦ ¦
¦ моторное и печное¦ ¦ ¦
¦ бытовое ¦1. Плотность при 20 град. С¦1. Плотность при 20 град. С ¦
¦ ¦2. Содержание механических ¦2. Содержание механических ¦
¦ ¦примесей и воды (визуально)¦примесей и воды ¦
¦ ¦3. Содержание воды ¦3. Вязкость ¦
¦ ¦4. Температура вспышки, ¦4. Температура вспышки, ¦
¦ ¦определяемая в закрытом ¦определяемая в закрытом ¦
¦ ¦тигле ¦тигле ¦
¦ ¦5. Содержание серы <*> ¦5. Содержание серы ¦
¦ ¦ ¦6. Содержание ¦
¦ ¦ ¦водорастворимых кислот и ¦
¦ ¦ ¦щелочей ¦
¦ ¦ ¦7. Фракционный состав ¦
¦ ¦ ¦8. Температура застывания ¦
¦ ¦ ¦9. Коэффициент фильтруемости¦
+--------------------+---------------------------+----------------------------+
¦3. Масло ¦1. Плотность при 20 град. С¦1. Плотность при 20 град. С ¦
¦ ¦2. Содержание воды ¦2. Содержание воды ¦
¦ ¦(визуально) ¦ ¦
¦ ¦3. Содержание механических ¦3. Содержание механических ¦
¦ ¦примесей (визуально) ¦примесей ¦
¦ ¦4. Прозрачность (для ¦4. Прозрачность (для ¦
¦ ¦турбинного и ¦турбинного и ¦
¦ ¦трансформаторного масла) ¦трансформаторного масла) ¦
¦ ¦ ¦5. Температура вспышки в ¦
¦ ¦ ¦открытом тигле ¦
¦ ¦ ¦6. Вязкость кинематическая ¦
L--------------------+---------------------------+-----------------------------
--------------------------------
<*> при необходимости
Приложение 2
к Системе контроля качества
нефтепродуктов
(место для Наименование предприятия поставщика
знака 300000, Адрес предприятия, т. (0872) 00-00-00
соответствия) Адрес нефтебазы, т. (0872) 00-00-00
ПАСПОРТ КАЧЕСТВА N 001
Наименование продукта Бензин автомобильный неэтилированный
летний
Марка А-76 ГОСТ (ТУ) ГОСТ 2084-77 с изм. 1 - 5
Сертификат соответствия РОСС RU.HX09.В00820
Учетный N: 3018203
Выдан ЦС ГСМ 25 ГОСНИИ МОРФ г. Москва
Срок действия: до 29.06.2002
Дата замеров: 20.06.2000. Резервуар N: I, II Кол-во 1028 т.
-----------------------------------T----------------T-----------T------¬
¦ N Наименование показателей ¦ Норма ГОСТ, ¦Фактически ¦Приме-¦
¦пп ¦ ТУ ¦ ¦ние ¦
+----------------------------------+----------------+-----------+------+
¦1 Октановое число по моторному ¦Не менее 76,0 ¦ 77,0 ¦ ¦
¦методу ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 Концентрация свинца г/дм3 ¦Не более 0,013 ¦Отсутствие ¦ ¦
¦3 Фракционный состав: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Температура начала перегонки 0С ¦Не ниже 35 ¦ 36,0 ¦ ¦
¦ 10 процентов перегоняется при 0С¦Не выше 70 ¦ 57,0 ¦ ¦
¦ 50 процентов перегоняется при 0С¦Не выше 115 ¦ 92,0 ¦ ¦
¦ 90 процентов перегоняется при 0С¦Не выше 180 ¦ 140,5 ¦ ¦
¦ конец кипения 0С¦Не выше 195 ¦ 169,5 ¦ ¦
¦ остаток в колбе процент¦Не более 1,5 ¦ 1,0 ¦ ¦
¦ остаток и потери процент¦Не более 4,0 ¦ 3,0 ¦ ¦
¦4 Давление насыщенных паров ПА ¦Не более 66660 ¦ 42800 ¦ ¦
¦5 Кислотность, мг КОН/100 см3 ¦Не более 3 ¦Отсутствие ¦ ¦
¦6 Массовая доля серы процент¦Не более 0,10 ¦ 0,08 ¦ ¦
¦7 Испытание на медной пластинке ¦Выдерживает ¦Выдерживает¦ ¦
¦8 Содержание водорастворимых ¦Отсутствие ¦Отсутствие ¦ ¦
¦кислот и щелочей ¦ ¦ ¦ ¦
¦9 Содержание механических примесей¦Отсутствие ¦Отсутствие ¦ ¦
¦и воды ¦ ¦ ¦ ¦
¦10 Плотность при 20 град. С кг/м3 ¦Не нормируется ¦ 726 ¦ <*>¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11 Концентрация фактических смол ¦Не более 5 ¦ 3.2 ¦ <**>¦
¦ мг/100см3 ¦ ¦ ¦ ¦
¦12 Индукционный период мин. ¦Не менее 1200 ¦ 1200 ¦ <**>¦
L----------------------------------+----------------+-----------+-------
--------------------------------
<*> Определение обязательно
<**> Значение показателя указано по паспорту изготовителя
N 2095 от 10.06.2000 выдан ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка",
г. Волгоград
Испытания проведены в лаборатории _________ протокол N ___
от ______
Руководитель предприятия - поставщика ________________________
МП Дата выдачи паспорта: 21 июня 2000 г.
Приложение 3
к Системе контроля качества
нефтепродуктов
Наименование предприятия
нефтепродуктообеспечения
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ИСПЫТАНИЙ НЕФТЕПРОДУКТОВ
------------T--------------T-----------T-----------T-------------T----------------¬
¦ Дата ¦ Марка ¦ Кем ¦N и дата ¦ Заключение ¦ Принятые ¦
¦ отбора ¦нефтепродукта,¦ отобрана ¦Протокола ¦ лаборатории ¦ меры ¦
¦ пробы ¦место отбора, ¦ проба ¦испытаний ¦ (при ¦ ¦
¦ ¦ количество ¦ ¦ ¦отрицательном¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заключении ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ указать ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показатели) ¦ ¦
+-----------+--------------+-----------+-----------+-------------+----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+-----------+--------------+-----------+-----------+-------------+----------------+
¦ Пример заполнения ¦
+-----------T--------------T------------T----------T-------------T----------------+
¦15.07.2000 ¦ДТ Л-0,2-62 ¦Оператором ¦N ТУ-045 ¦Соответствует¦ - ¦
¦ ¦Р-р N 5 ¦АЗС ¦16.07.2000¦(Не ¦Качество ¦
¦ ¦200 т. ¦(Инспектором¦ ¦соответствует¦восстановлено ¦
¦ ¦ ¦надзорного ¦ ¦Т вспышки) ¦методом ¦
¦ ¦ ¦органа) ¦ ¦ ¦компаундирования¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(протокол ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦испытаний ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N ТУ-053 от ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦18.07.2000) ¦
L-----------+--------------+------------+----------+-------------+-----------------
Приложение N 4
к Системе контроля качества
нефтепродуктов
АКТ ОТБОРА ПРОБ НЕФТЕПРОДУКТОВ
ОТ " " ____________ 200 Г.
Наименование АЗС _______________________________________________
(продавца)
__________________________________________________________________
место отбора образцов
Комиссией в составе:
__________________________________________________________________
Наименование организации, должность сотрудника, фамилия, имя,
отчество
__________________________________________________________________
Наименование организации, должность сотрудника, фамилия, имя,
отчество
__________________________________________________________________
Наименование организации, должность сотрудника, фамилия, имя,
отчество
в присутствии __________________________________________________
должность, фамилия, имя, отчество оператора АЗС
отобраны образцы продукции по ____________________________________
наименование нормативного документа
на соответствие требованиям ______________________________________
наименование нормативного документа
----T-------------T------------------------T-----------T--------------------¬
¦ N ¦Наименование ¦Количество нефтепродукта¦ Дата ¦Количество (объем) ¦
¦п\п¦нефтепродукта¦по документации АЗС ¦последнего ¦образцов, отобранных¦
¦ ¦ ¦ ¦поступления¦на испытания, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦контрольных образцов¦
+---+-------------+------------------------+-----------+--------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------------------------+-----------+--------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------------------------+-----------+--------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+------------------------+-----------+---------------------
Образцы опломбированы ________________________________________
и переданы ___________________________________________________
для проведения испытаний______________________________________
в лаборатории ________________________________________________
Контрольные образцы __________________________________________
Подписи членов комиссии
___________ _____________ ______________ ________________
Подпись оператора АЗС __________________ __________________
Приложение 5
к Системе контроля качества
нефтепродуктов
АКТ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ (АЗС)
(Исключен - Постановление администрации Тульской области
от 30.10.2002 N 713)
Приложение 6
к Системе контроля качества
нефтепродуктов
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ,
РЕАЛИЗУЕМЫХ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 20___ г.
-------T-----------------------------------------T-------------------¬
¦Месяцы¦Количество проверенных образцов по ¦Проверено образцов ¦
¦ ¦маркам нефтепродуктов / количество ¦нефтепродуктов ¦
¦ ¦образцов, не соответствующих ¦ ¦
¦ ¦ требованиям ¦ ¦
+------+-----T-------T-----T------T-----T--------+-----T-------------+
¦ ¦ ДТ ¦ АИ 76 ¦АИ 91¦АИ 95 ¦АИ 98¦ Масла ¦Всего¦Из них: не ¦
¦ ¦ ¦ АИ 80 ¦АИ 92¦ ¦ ¦моторные¦ ¦соответствует¦
¦ ¦ ¦ ¦АИ 93¦ ¦ ¦(всех ¦ ¦требованиям ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦марок) ¦ ¦ГОСТ, ТУ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ I ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ II ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ III ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ IV ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ V ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ VI ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ VII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ IX ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ XI ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦ XII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----+-------+-----+------+-----+--------+-----+-------------+
¦Всего ¦ ¦ ¦
¦проверено ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-----+-------------+
¦Не соответствует ¦ ¦ ¦
¦требованиям ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-----+-------------+
¦ процент ¦ ¦ ¦
L------------------------------------------------+-----+--------------
Приложение 2
к Постановлению губернатора
Тульской области
от 19.02.2001 N 67
СОСТАВ
КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО КАЧЕСТВУ
НЕФТЕПРОДУКТОВ
(в ред. Постановлений администрации Тульской области
от 30.10.2002 N 713, от 20.07.2004 N 455,
от 14.02.2005 N 123)
Ротин - заместитель губернатора Тульской области,
Владимир Григорьевича председатель Координационного совета
Агеев - директор департамента топлива и энергетики,
Михаил Владимирович заместитель председателя Координационного
совета
Члены Координационного совета:
Арсентьев - первый заместитель Главы г. Тулы
Владимир Викторович (по согласованию)
Благовещенский - директор федерального государственного
Александр Владимирович учреждения "Тульский центр стандартизации и
метрологии" (по согласованию)
Белкин - начальник отдела газовой промышленности
Сергей Константинович и нефтепродуктов департамента энергетики
Тульской области, секретаря
Координационного совета
Бритвин - начальник Тульского областного отделения
Геннадий Васильевич Российской транспортной инспекции (по
согласованию)
Гурджибэк - руководитель территориального управления
Борис Гарриевич Министерства по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства (по
согласованию)
Дугинов - начальник Госнефтеинспекции по Тульской
Владимир Александрович области (по согласованию)
Жерздев - генеральный директор ООО "Лукойл-Тула"
Вадим Анатольевич (по согласованию)
Козлов - директор Тульского филиала испытательного
Лев Михайлович центра "Сейболт" (по согласованию)
Николаев - генеральный директор ОАО "Туланефтепродукт"
Сергей Викторович (по согласованию)
Панов - генеральный директор ОАО
Андрей Александрович "Тулаагронефтеснаб" (по согласованию)
Ростиславов - директор департамента транспорта и связи
Вячеслав Дмитриевич администрации Тульской области
Чендев - директор ЗАО "ТНБ" (по согласованию)
Сергей Федорович
Шепетило - начальник Государственной инспекции по
Галина Ивановна торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей по Тульской области (по
согласованию)
Даильнев - начальник отдела госнадзора по
Игорь Васильевичь Тульской области Центрального
межрегионального территориального
управления (по согласованию)
Кузнецов - директор департамента
Сергей Васильевичь предпринимательства и потребительского
рынка Тульской области
Сухий - председатель комитета Тульской области
Валерий Артемович по защите прав потребителей
Харитонов - президент некоммерческой организации
Михаил Константинович "Тульский областной фонд защиты
потребителей на рынке товаров, работ и
услуг" (по согласованию)
Хожаинов - начальник отдела госнадзора
Александр Юрьевич территориального управления
Федеральной службы в сфере защиты
прав потребителей и благополучия
человека по Тульской области
по согласованию)
Шахов - генеральный директор открытого
Юрий Александрович акционерного общества "Тулаавтотранс"
(по согласованию);
|