ТУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
1-го созыва
50-ое заседание
РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2001 г. N 50/893
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА В ГОРОДЕ ТУЛЕ НА ПЕРИОД
2001-2003 Г.Г."
Рассмотрев муниципальную целевую программу "Об организации
социально - гигиенического мониторинга в городе Туле на период
2001-2003 г. г.", направленную на стабилизацию показателей
санитарно - гигиенического благополучия населения, Тульская
городская Дума решила:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Об организации
социально - гигиенического мониторинга в городе Туле на период
2001-2003 г.г." (приложение).
2. Обратиться в Тульскую областную Думу (Лукичев О.Д.) с
просьбой решения вопроса о перечислении в Тульский городской
экологический фонд денежных средств, поступающих в областной
бюджет за загрязнение окружающей природной среды, для
финансирования утвержденной на 2001 год муниципальной целевой
программы "Об организации социально - гигиенического мониторинга в
городе Туле на 2001-2003 г.г.".
3. Управе города Тулы предусмотреть финансирование указанной
программы из бюджета города в 2002-2003 годах.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
постоянную комиссию по здравоохранению и экологии (Федунец А.Б.),
Центр Государственного санитарно - эпидемиологического надзора в
городе Туле (Михайлова А.Я.).
5. Решение вступает в силу со дня его подписания.
Глава города Тулы -
председатель Тульской
городской Думы
С.И.КАЗАКОВ
Приложение
к решению Тульской
городской Думы
от 21.03.2001 г. N 50/893
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Об организации социально - гигиенического
мониторинга в городе Туле на период
2001-2003 г.г."
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование - Муниципальная целевая программа
программы "Об организации социально -
гигиенического мониторинга в городе
на период 2001-2003 г.г."
Основание для - Федеральный закон от 30.03.99 г.
разработки N 52-ФЗ "О санитарно -
программы эпидемиологическом благополучии
населения";
- Постановление Правительства РФ
от 01.06.2000 г. N 426 "Об утверждении
Положения о социально - гигиеническом
мониторинге";
- Постановление Правительства РФ от
24.07.2000 г. N 554 "Об утверждении
Положения о государственной санитарно -
эпидемиологической службе Российской
Федерации и Положения о государственном
санитарно - эпидемиологическом
нормировании";
- Постановление Губернатора Тульской
области от 20.09.2000 г. "Об организации
социально - гигиенического мониторинга в
Тульской области".
Заказчик - ФГУ "Центр государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в городе
Туле".
Основной - ФГУ "Центр государственного санитарно -
разработчик эпидемиологического надзора в городе
программы Туле".
Цели и задачи - Обеспечение санитарно -
эпидемиологического благополучия
населения города Тулы путем снижения
влияния на здоровье человека вредных
факторов среды его обитания;
- Разработка и внедрение комплексной
системы оценки риска здоровью населения,
поддержание устойчивого экономического
развития города Тулы на основе
медико - экологического благополучия;
- Задачи соответствуют основным
направлениям программы.
Основные - ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в городе
исполнители Туле", заинтересованные отделы и комитеты
программы Управы города, ведомственные организации.
Сроки реализации - 2001-2003 г.г.
программы
Перечень основных - Формирование городского информационного
мероприятий фонда;
- Выявление причинно - следственных связей
между состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды его
обитания;
- Расчет риска здоровью населения от
ведущих факторов среды;
- Построение организационно - методической
и правовой систем управления здоровьем
населения.
Источники и - Программа финансируется за счет
объемы ассигнований из бюджета города Тулы и
финансирования. городского экологического фонда
Всего - 785,0 тыс. руб.
в том числе:
2001 г. - 500,0 тыс. руб. (городской
экологический фонд);
2002 г. - 170,0 тыс. руб;
2003 г. - 115,0 тыс. руб.
Ожидаемые - Стабилизация санитарно -
результаты эпидемиологической обстановки в
городе;
- Стабилизация уровня общей неинфекционной
заболеваемости населения, в том числе
детского населения;
- Выявление основных загрязнителей среды
обитания человека и снижение или
устранение их вредного воздействия на
здоровье населения;
- Создание системы устойчивого
экономического развития г. Тулы с
учетом медико - экологического
благополучия.
Система - Контроль осуществляют: Тульская
организации городская Дума, Управа города Тулы.
контроля за - Формы контроля:
исполнением проверка выполнения разделов Программы;
программы. отчеты и доклады на Совете Управы;
в городской Думе.
I. Содержание проблемы
Социально - гигиенический мониторинг - государственная система
наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья
населения и среды обитания человека, а также определения причинно
- следственных связей между состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания человека (далее именуется
мониторинг).
Мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения.
Проблема организации социально - гигиенического мониторинга
для нашего города является чрезвычайно актуальной. Свидетельством
этого являются показатели онкологической заболеваемости, которые
превышают среднефедеральные, показатели заболеваемости детей
врожденными уродствами (также выше средних по России). Из
наблюдаемых пятнадцати классов болезней в городе в течение
последних 10 лет регистрируется рост по восьми классам. Особую
тревогу вызывает ухудшение здоровья школьников в процессе
обучения, когда процент больных детей увеличивается с 2-3% в 1
классе до 17-20% в 10 классе.
Демографическая ситуация характеризуется убылью населения -
12,1 на 1000 человек населения, что объясняется высоким уровнем
общей смертности - 18,0 на 1000 человек населения и низким уровнем
рождаемости - 5,86 на 1000 человек населения.
Основными причинами смертности являются болезни органов
кровообращения, злокачественные новообразования, травмы, болезни
органов дыхания, болезни органов пищеварения.
Увеличению числа социально и экологически обусловленных
болезней способствует также распространения среди населения
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), снижение
физической активности, нерациональное питание.
Ухудшается репродуктивное здоровье женщин. Так, удельный вес
беременных, страдающих малокровием, резко увеличился с 12% до 30%.
Ухудшается структура и качественные показатели питания
населения, сохраняется дефицит белков, микроэлементов, витаминов у
значительной части населения, в том числе детей. Недостатком таких
важнейших элементов полноценного питания, как йод и железо,
страдают от 20% до 60% детей.
Особенностью текущего момента в международной экологической
стратегии является возведение в ранг основной задачи приоритета
сохранения здоровья населения от вредного воздействия факторов
среды обитания. В нашей стране эта позиция закреплена Конституцией
Российской Федерации. Охрана здоровья населения рассматривается
как важный аспект обеспечения национальной безопасности.
Проблема установления причинно - следственных связей между
состоянием (качеством) среды обитания человека и здоровьем
населения является одной из ведущих социальных задач. Опыт ее
разрешения в развитых странах мира уже на протяжении более трех
десятилетий доказывает ее актуальность и острую необходимость
включения в систему государственного управления механизмов,
регулирующих (определяющих) связь "среда - здоровье". Этот подход
как элемент государственной политики закреплен международной
Хартией по устойчивому развитию государств (Рио-де-Жанейро, 1993).
Необходимость такого подхода иллюстрирует сегодняшняя ситуация
в нашей стране, когда на фоне экономического спада углубляется
кризис в состоянии здоровья населения. Причем, если выход из
экономического кризиса может быть спрогнозирован во времени при
принятии радикальных мер, то кризис в состоянии здоровья будет
продолжаться даже после оздоровления экономики в результате
определенной инерции в нормализации качества среды обитания,
условий проживания человека, его физиологических особенностей. Это
обусловливает необходимость создания информационной системы о
состоянии среды обитания населения и влияние ее на здоровье уже
сейчас, даже в условиях экономического спада.
Сам фактор "здоровья" определяется сегодня только показателями
заболеваемости и демографии (результат) и затратами на органы
здравоохранения (а не на здоровье населения). Практически не
используются разработанные в последнее время у нас и за рубежом
методические подходы качественного и количественного
прогнозирования влияния фактора на здоровье. Отсюда и остаточный
принцип финансирования такой важной отрасли как здравоохранение и
профилактическая медицина (сохранение здоровья).
Используя механизм определения степени влияния факторов среды
обитания на здоровье в качественном и количественном выражении,
имеется возможность экономического исчисления здоровья населения,
включения его в расчеты эффективности, экономичности,
рентабельности и других показателей экономической политики.
II. Цели и задачи
Целями программы являются обеспечение санитарно -
эпидемиологического благополучия населения города Тулы, разработка
и внедрение комплексной системы оценки риска здоровью населения,
поддержание устойчивого экономического развития города на основе
медико - экологического благополучия.
Для достижения поставленных целей программой предусмотрено
решение следующих задач:
- Формирование информационного фонда.
- Выявление причинно - следственных связей между состоянием
здоровья населения и воздействием факторов среды его обитания.
- Расчет риска здоровью населения от ведущих факторов среды.
- Информирование государственных органов, организаций, граждан
о результатах, полученных в ходе мониторинга.
III. Система программных мероприятий
1. Формирование информационного фонда города Тулы
Городской информационный фонд данных социально -
гигиенического мониторинга представляет собой базу данных о
состоянии здоровья населения и среды обитания человека,
сформированную на основе многолетних наблюдений, а также
совокупность нормативных актов и справочных материалов в области
анализа, прогноза и определения причинно - следственных связей
между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды
обитания человека.
Основной задачей городского информационного фонда является
формирование, прием и передача информации, а также определение
причинно - следственных связей между состоянием здоровья населения
и среды обитания человека в целях обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения города Тулы.
Программой предусматривается:
- Ведение социально - гигиенического мониторинга изучения
влияния автомобильного транспорта на здоровье населения.
- Развитие системы социально - гигиенического мониторинга
изучения влияния качественного состава питьевой воды, продуктов
питания на здоровье населения, состояния атмосферного воздуха.
- Ведение лабораторных регистров: "Вода питьевая", "Продукты
питания", "Почва населенных мест", "Врожденные пороки развития у
детей".
2. Выявление причинно - следственных связей между состоянием
здоровья населения и воздействием факторов среды его обитания.
В настоящее время вопрос выявления причинно - следственных
связей между показателями здоровья населения и качеством среды
обитания человека является особенно актуальным. Данные социально -
гигиенического мониторинга, формирующие городской информационный
фонд, позволяют с использованием системного подхода и системного
анализа результатов исследовании с высокой степенью достоверности
выявить такие связи, прогнозировать ситуацию с последующей
разработкой мероприятий но уменьшению или предупреждению вредного
воздействия факторов среды обитания человека на здоровье
населения.
Программой предусматривается проведение системного анализа по
выявлению причинно - следственных связей в системе "среда обитания
- здоровье" (качественный анализ влияния фактора на здоровье)
3. Расчет риска здоровья населения от ведущих факторов среды.
Ряд документов Государственного санитарно -
эпидемиологического надзора Российской Федерации регламентирует
методики оценки риска здоровью населения от вредного воздействия
некоторых факторов среды обитания (атмосферный воздух). Вместе с
тем не разработаны целенаправленно использовать финансовые
средства на охрану здоровья населения города.
Программой предусматривается:
- Выявление приоритетных факторов среды обитания человека,
влияющих на здоровье населения города
- Расчет риска здоровью населения от ведущих факторов среды
(количественный анализ)
- Прогнозирование ситуации на перспективу.
IV.Объем и сроки финансирования программных
мероприятий на период
2001-2003 г.г. (тыс. руб.)
------------------T-----T--------------------T--------------------¬
¦ Наименование ¦2001-¦в том числе по годам¦ Исполнитель ¦
¦ мероприятий ¦2003 +-----T-------T------+ ¦
¦ ¦ гг ¦2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ ¦
+-----------------+-----+-----+-------+------+--------------------+
¦1. Формирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦городского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информационного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фонда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----+-----+-------+------+--------------------+
¦1.1. Лабораторные¦160,0¦80,0 ¦ 40,0 ¦ 40,0 ¦ФГУ "Центр ¦
¦исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦канцерогенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Туле", ФГУ "Центр¦
¦воздействий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦воздушной среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Тульской области"¦
¦населенных мест ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на здоровье ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----+-----+-------+------+--------------------+
¦1.2. Лабораторные¦ 90,0¦50,0 ¦ 25,0 ¦15,0 ¦ФГУ "Центр ¦
¦исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦почвы жилой зоны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Туле", ФГУ "Центр¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Тульской области"¦
+-----------------+-----+-----+-------+------+--------------------+
¦1.3. Лабораторные¦ 80,0¦60,0 ¦ 10,0 ¦10,0 ¦ФГУ "Центр ¦
¦исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦иммунного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Туле", ФГУ "Центр¦
¦статуса детского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Тульской области"¦
+-----------------+-----+-----+-------+------+--------------------+
¦1.4. Лабораторные¦100,0¦80,0 ¦ 10,0 ¦10,0 ¦ФГУ "Центр ¦
¦исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦питьевой воды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Туле", ФГУ "Центр¦
¦ведение регистра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦"Вода питьевая" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Тульской области"¦
+-----------------+-----+-----+-------+------+--------------------+
¦1.5. Лабораторные¦110,0¦80,0 ¦ 15,0 ¦15,0 ¦ФГУ "Центр ¦
¦исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦продовольственно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Туле", ФГУ "Центр¦
¦го сырья и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦продуктов питания¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Тульской области"¦
+-----------------+-----+-----+-------+------+--------------------+
¦1.6. Проведение ¦ 65,0¦40,0 ¦ 10,0 ¦5,0 ¦ФГУ "Центр ¦
¦радиационного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦контроля за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Туле", ФГУ "Центр¦
¦объектами среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора в ¦
¦обитания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Тульской области"¦
+-----------------+-----+-----+-------+------+--------------------+
¦2. Выявление ¦ 30,0¦10,0 ¦20,0 ¦0 ¦ФГУ "Центр" ¦
¦причинно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора ¦
¦следственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в г. Туле" ¦
¦связей между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦состоянием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦здоровья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦воздействием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦факторов среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦его обитания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----+-----+-------+------+--------------------+
¦3. Приобретение ¦120,0¦ 80,0¦40,0 ¦ 0 ¦ФГУ "Центр ¦
¦оргтехники и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора ¦
¦программного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в г. Туле" ¦
¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(компьютер, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сканер) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----+-----+-------+------+--------------------+
¦4. Расчет риска ¦ 40,0¦20,0 ¦0 ¦20,0 ¦ФГУ "Центр ¦
¦здоровью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора ¦
¦населения от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в г. Туле" ¦
¦ведущих факторов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----+-----+-------+------+--------------------+
¦ИТОГО ¦785,0¦500,0¦130,0 ¦115,0 ¦ ¦
L-----------------+-----+-----+-------+------+---------------------
Главный Государственный санитарный
врач Центра Государственного санитарно
- эпидемиологического надзора в городе
Туле
МИХАЙЛОВА А.Я.
|