РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 мая 2001 г.
Тульский областной суд в составе
председательствующего Федоровой С.Б.
с участием прокурора Голубевой О.В.
при секретаре Старцевой Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
Антончева Дмитрия Геннадьевича и Юрчиковой Юлии Владимировны о
признании положений п. 4 ст. 44, ст. 64 Закона Тульской области "О
выборах губернатора - Главы исполнительного органа государственной
власти Тульской области" противоречащими федеральному
законодательству, недействующими и не подлежащими применению,
установил:
Антончев Д.Г. и Юрчикова Ю.В. обратились в суд с жалобой и
просили признать положения п. 4 ст. 44 Закона Тульской области "О
выборах губернатора - Главы исполнительного органа государственной
власти Тульской области" противоречащими ст. 37 ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан РФ". Данное положение областного закона предусматривающее,
что граждане, не являющиеся зарегистрированными кандидатами,
вправе проводить предвыборную агитацию и только посредством
проведения массовых агитационных мероприятий, по мнению
заявителей, ограничивает права граждан по проведению предвыборной
агитации по сравнению с Федеральным законом:
Заявители также просили признать положения ст. 64 Закона
Тульской области "О выборах губернатора..." как устанавливающие
иной порядок голосования по открепительным удостоверениям, а также
обязывающие избирателей предоставлять документы, подтверждающие
его выезд с постоянного места жительства противоречащими
положениям ст. 50 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав..."
В судебном заседании Антончев Д.Г. и Юрчикова Ю.В. поддержали
свою жалобу, просили ее удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Тульской областной Думы по
доверенности Маленская Л.И. считает жалобу необоснованной,
оспариваемые заявителями ст. 64, 44 п. 4 Закона Тульской области
"О выборах губернатора..." соответствующими положениям
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан РФ".
Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица
Избирательную комиссию Тульской области, представитель которой по
доверенности Машков А.Н. жалобу считает необоснованной.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения заявителей
Антончева Д.Г. и Юрчиковой Ю.В., возражения представителей
Тульской областной Думы, Избирательной комиссии Тульской области,
заключение прокурора Голубевой О.В., полагавшей, что жалоба
Антончева Д.Г. и Юрчиковой Ю.В. необоснованна и удовлетворению не
подлежит, суд приходит к следующему.
ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие
в референдуме граждан РФ" содержит Главу УП "Агитация при
проведении выборов и референдума".
В соответствии с данной главой федерального закона, субъектами
агитационной деятельности признаются как граждане РФ, обладающие
избирательными правами, и их объединения, так и лица, организации,
непосредственно связанные с избирательной кампанией и находящиеся
в правоотношениях с избирательными комиссиями (зарегистрированные
кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки,
инициативные группы избирателей).
Правовые положения граждан в агитационной деятельности
регулируются положениями ст. 37 п. 1, 2 ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав...".
Пункт 2 данной статьи предусматривает, что граждане РФ,
общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых
законом формах и законными методами вести агитацию за участие в
выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата...
Из содержания данной нормы закона можно сделать вывод, что
законодатель признает за гражданами право на агитацию с
соблюдением двух условий: в допускаемых законом формах и законными
методами.
Определяя формы агитационной деятельности, условия проведения
агитации через электронные, печатные средства массовой информации,
посредством распространения агитационных печатных материалов,
проведения массовых мероприятий, в каждой норме закона
законодатель перечисляет и круг субъектов агитационной
деятельности:
ст. 40 - 41 проведение агитации через электронные и печатные
средства массовой информации - зарегистрированные кандидаты,
избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные
группы по проведению референдума;
ст. 43 распространение агитационных печатных материалов -
зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения,
избирательные блоки, инициативные группы по проведению
референдума;
ст. 42 проведение агитации посредством проведения массовых
мероприятий - зарегистрированные кандидаты, избирательные
объединения, избирательные блоки, группы избирателей, инициативные
группы по проведению референдума.
Анализ данных норм федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав..." позволяет сделать вывод, что законодатель
признает за гражданами права на предвыборную агитацию -
посредством проведения массовых мероприятий (организация собраний
и встреч с гражданами, публичные дебаты и дискуссии, митинги,
демонстрации, шествия).
Правом же на агитацию через средства массовой информации, на
выпуск агитационных печатных и аудиовизуальных материалов
законодатель наделяет лишь зарегистрированных кандидатов,
избирательные блоки, избирательные объединения. Граждане таким
правом по закону не наделены. Их участие в данных формах агитации
возможно лишь с согласия зарегистрированных кандидатов,
избирательных объединений, избирательных блоков и оплаты такого
участия и использования из избирательного фонда кандидата.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что положения п. 4 ст.
44 Закона Тульской области "О выборах губернатора...",
предусматривающие, что граждане, не являющиеся зарегистрированными
кандидатами, вправе проводить предвыборную агитацию лично и только
посредством проведения массовых мероприятий полностью
соответствует ст. ст. 37, 39, 40, 41, 42, 43 ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав...".
Согласно ст. 50 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
прав...", в случаях и порядке, предусмотренных Федеральными
конституционными законами, законами субъектов Российской
Федерации, избиратель, участник референдума, который не будет
иметь возможности прибыть в помещение для голосования того
избирательного участка, где он включен в список избирателей, в
день голосования, вправе получить в соответствующей избирательной
комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и
принять участие в голосовании на том избирательном участке, на
котором он будет находиться в день голосования, в пределах
избирательного округа, где данный избиратель обладает активным
избирательным правом.
Закон Тульской области "О выборах губернатора - Главы
исполнительного органа государственной власти Тульской области"
содержит норму - ст. 64, которая предусматривает возможность
использования при проведении выборов губернатора открепительного
удостоверения для голосования избирателей.
Статья 64 п. 2 Закона Тульской области "О выборах
губернатора..." предусматривает, что избиратель, который в связи с
отъездом в места временного пребывания избирателей, а также
избиратель, находящийся в местах временного пребывания
избирателей, не будет иметь возможность прибыть в день голосования
в помещение для голосования того избирательного участка, где он
включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей
территориальной (за 40 - 25 дней до дня голосования) либо
участковой (за 24 - 1 день до дня голосования) избирательной
комиссии данного избирательного участка открепительное
удостоверение и принять участие в голосовании на избирательном
участке, образованном в одном из мест временного пребывания
избирателей, где он будет пребывать в день голосования.
С доводами заявителей о том, что редакция данной статьи
ограничивает права избирателей, поскольку предоставляет
возможность получения избирательного удостоверения лишь в связи с
отъездом избирателей в места временного пребывания или их
нахождения в местах временного пребывания, что как считают
заявители, противоречит федеральному закону, предусматривающему
лишь одно основание для выдачи открепительного удостоверения -
отсутствие у избирателя возможности прибыть в помещение для
голосования того избирательного участка, где он включен в список
избирателей, - суд согласиться не может.
Основанием для получения открепительного удостоверения
законодатель признает отсутствие возможности прибыть в помещение
для голосования того избирательного участка, где избиратель
включен в список избирателей.
Под отсутствием возможности прибыть в помещение для голосования
понимается как выезд с территории избирательного участка, так и
нахождение избирателя вне места жительства.
Согласно ст. 9 п. 4 Закона Тульской области "О выборах
губернатора...", местами временного пребывания избирателей
признаются больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых и другие места временного
пребывания.
С утверждением заявителей о том, что ст. 64 Закона области "О
выборах губернатора ..." устанавливает иной порядок голосования по
открепительным удостоверениям, чем тот, который определен ст. 50
ФЗ "Об основных гарантиях..." согласиться нельзя, поскольку данное
положение областного закона связывает возможность получения
открепительного удостоверения также с отсутствием возможности у
избирателя прибыть в день голосования в помещение для голосования
и лишь конкретизирует возможные причины отсутствия - отъезд в
места временного пребывания избирателей и нахождение в местах
временного пребывания избирателей, что не противоречит положениям
ст. 50 ФЗ "Об основных гарантиях...".
Довод заявителей о том, что при отсутствии избирателей по месту
жительства по иным причинам нежели указаны в ст. 64 Закона
области, избиратель фактически обязывается принять участие в
досрочном голосовании и лишается возможности сделать выбор в день
голосования суд не может признать состоятельным. Законодатель
предусмотрел как наличие у избирателя права проголосовать досрочно
(ст. 53 Ф3 и ст. 65 Закона Тульской области), так и права на
участие в голосовании по открепительному удостоверению (ст. 50 ФЗ,
ст. 64 Закона Тульской области).
Право выбора - принять участие в досрочном голосовании или в
голосовании по открепительному удостоверению принадлежит самому
избирателю.
С доводами заявителей о том, что положения п. 3 ст. 64 Закона
области "О выборах губернатора..." необоснованно обязывают
избирателей предоставлять документы, подтверждающие его выезд с
постоянного места жительства в день голосования, противоречат
федеральному законодательству, которое не устанавливает таких
условий для получения открепительного удостоверения суд
согласиться не может.
Статья 50 ФЗ "Об основных гарантиях..." предусматривает, что
порядок получения открепительного удостоверения для голосования на
выборах определяется Законом субъекта РФ.
В соответствии с данной нормой федерального закона,
законодатель Тульской области определил порядок получения
открепительного удостоверения в п. 3 ст. 64 ЗТО "О выборах
губернатора...".
Суд считает, что поскольку открепительное удостоверение
является документом строгой отчетности, возможность выдачи
открепительного удостоверения связана с исключением гражданина из
списков избирателей и не учетом в связи с этим при подсчете числа
зарегистрированных избирателей при составлении протокола
участковой избирательной комиссии, данные положения закона
Тульской области, устанавливающие порядок выдачи открепительного
удостоверения нельзя признать противоречащими федеральному
законодательству.
Исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для
удовлетворения жалобы заявителей.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд решил:
Отказать Антончеву Дмитрию Геннадьевичу, Юрчиковой Юлии
Владимировне в удовлетворении жалобы о признании положений ст. 44
п. 4, ст. 64 Закона Тульской области "О выборах губернатора -
Главы исполнительного органа государственной власти Тульской
области" недействительными, противоречащими федеральному
законодательству и не подлежащими применению - за
необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10
дней с подачей жалобы, через Тульский областной суд.
Председательствующий
Секретарь
|