Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Тульской области

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 20.06.2001 N 53/957 О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ В ГОРОДЕ ТУЛЕ

(по состоянию на 17 августа 2006 года)

<<< Назад


                        ТУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
                              1-го созыва

                             53-ое заседание
                                РЕШЕНИЕ
                      от 20 июня 2001 г. N 53/957

              О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ЛЕЧЕНИЯ
                 И РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
                             В ГОРОДЕ ТУЛЕ

       В целях     обеспечения      эффективного      противодействия
   распространению  наркомании  в  городе  Туле  и  связанных  с  ней
   правонарушений,   руководствуясь    "Концепцией    государственной
   политики  по  контролю  за  наркотиками  в  Российской  Федерации"
   (Постановление Верховного Совета РФ  от  22.07.1993  N  5494-1)  и
   "Концепцией  охраны  здоровья  населения  Российской  Федерации на
   период  до  2005 года" (Распоряжение     Правительства     РФ   от
   31.08.2000 г. N 1202-р), и в соответствии с Федеральным Законом РФ
   "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998
   года N 3, Законом  Тульской  области "О здравоохранении в Тульской
   области" от 10.06.1999  года  N  135,  Постановлением  Губернатора
   Тульской области "Об областной целевой программе "Комплексные меры
   борьбы  с  распространением  наркомании  и   незаконному   обороту
   наркотиков   на   2001-2003   годы"  от  25.09.2000  года  N  349,
   Постановлением Главы города  Тулы  "О  профилактике  наркомании  и
   алкоголизма  среди  детей,  подростков и студенческой молодежи" от
   20.07.99 г. N 733 Тульская городская Дума решила:
       1. Принять  "Концепцию  профилактики  наркомании,  лечения   и
   реабилитации наркологических больных в городе Туле" (приложение).
       2. Контроль  за  исполнением  настоящего  решения возложить на
   постоянную комиссию по здравоохранению и экологии (Федунец А.Б.) и
   заместителя  Главы  города  по  социальной  политике и культурному
   строительству (Матыженкова И.М.).
       3. Решение вступает в силу со дня его опубликования.

                                                  Глава города Тулы -
                                                председатель Тульской
                                                       городской Думы
                                                          С.И.КАЗАКОВ




                                                           Приложение
                                                   к решению Тульской
                                                       городской Думы
                                            от 20.06.2001 г. N 53/957

              КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ЛЕЧЕНИЯ И
                  РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
                               В Г. ТУЛЕ

                              1. Введение

       Социальные и   экономические  преобразования,  происходящие  в
   Российской Федерации (РФ) в последнее десятилетие,  сопровождаются
   ухудшением   здоровья   всех  возрастных  категорий  городского  и
   сельского  населения  России.  Сложившаяся  в   стране   кризисная
   ситуация   привела  к  росту  психосоматических  и  онкологических
   заболеваний,  болезней сердца и  пищеварения,  женской  патологии,
   травматизма и изменила картину здоровья россиян. На первый план по
   темпам  роста  стали  выходить  различные   варианты   социопатий:
   наркомания,  алкоголизм,  венерические   заболевания, туберкулез и
   ВИЧ-инфекции. Высокий    уровень    заболеваемости   способствовал
   ухудшению  демографических  показателей  и,  в   первую   очередь,
   смертности. Растет численность инвалидов.
       Эти негативные  тенденции  в  состоянии  здоровья  населения и
   отсутствие  эффективных  общегосударственных  мероприятий  по  его
   сохранению  угрожают  национальной  безопасности страны по всем ее
   направлениям.
       Среди многих   проблем,   стоящих   сегодня  перед  российским
   обществом,  одной из основных является  проблема  наркомании,  как
   глобальная угроза здоровью населения страны.  Это  в  значительной
   мере обусловлено тем, что в Российской Федерации количество людей,
   злоупотребляющих наркотическими веществами, в последние годы резко
   возросло.  Злоупотребление  алкоголем,  немедицинское  потребление
   наркотических  средств  и  лекарственных   препаратов,   а   также
   токсических  веществ  и  привыкание  к  их  потреблению - являются
   серьезными проблемами населения России.  Наркомания  и  алкоголизм
   являются  ведущими  факторами  многих  случаев  насилия  в  семье,
   преступлений,    происшествий,     преждевременной     смертности,
   распространения ВИЧ-инфекции   и   приводят   к   снижению  уровня
   интеллекта и культуры россиян.
       Немедицинское потребление психоактивных  веществ  представляет
   опасность  не  только  для  отдельного индивида,  но и в целом для
   здоровья  нации,  а  также  угрожает  экономике,  правопорядку   и
   политике    государства,    стабильности   российского   общества.
   Доступность наркотиков,  которая выражается  в  распространенности
   источников  их  сбыта и возможности практически беспрепятственного
   их приобретения,  относительной дешевизне, составляет сегодня одну
   из  главных  причин  распространения  наркомании  и наркобизнеса в
   России.  В  числе   причин   злоупотребления   наркотиками   особо
   выделяются   неудовлетворенность   жизнью   и   связанное  с  этим
   стремление уйти от реальности,  желание испытать чувство  эйфории.
   Таким  образом,  наркомания  является многогранной государственной
   проблемой.
       Во многих  развитых  государствах  сегодня  существует система
   профилактики,     правового,     медицинского,     социально     -
   психологического   и   прочего   обеспечения,   реабилитации  лиц,
   употребляющих  психоактивные  вещества,  одновременно   с   мощной
   пропагандистской  кампанией  против  наркотиков.  В России,  в том
   числе и Туле,  подобная система находится в зачаточном  состоянии.
   Бессистемно,  фактически  без  должной  государственной  поддержки
   проводится  работа  по  сокращению  спроса  на  наркотики   и   по
   профилактике  наркомании.  Внимание  к  проблемам  злоупотребления
   наркотиков со стороны  средств  массовой  информации,  институтов,
   формирующих культуру и нравственность,  в большей мере объясняется
   стремлением  к  сенсационности,  нежели  к   глубоко   продуманной
   достоверной и системной работе.
       В сложнейшей ситуации остается система лечения  наркозависимых
   лиц,  практически  не  осуществляется  их социальная реабилитация.
   Такое  положение  на  фоне  роста  числа  наркоманов,   количества
   преступлений,   совершаемых  ими  под  воздействием  наркотических
   (психоактивных   веществ),   требует    от    общества    принятия
   незамедлительных и компетентных мер.
       Исходя из этого,  меры должны  быть  приняты  как  со  стороны
   федеральных  структур,  так  и  со стороны субъектов федераций,  а
   также    средств    массовой    информации,    УВД,     учреждении
   здравоохранения,   образования,   культуры,   бизнеса.  Необходимо
   привлечь  к  проблеме  наркомании  в  г.  Туле  самое  пристальное
   внимание  тех,  кто принимает решения и влияет на судьбы жителей -
   руководителей исполнительной  и  законодательной  власти,  средств
   массовой информации.
       Принципиально важно,  чтобы  в  самое  ближайшее  время   была
   создана  эффективная  система защиты общества от распространения и
   последствий наркомании.  Вместе  с  тем,  должно  быть  радикально
   изменено  отношение  и общества к этой проблеме:  от существующего
   достаточно равнодушного к активному противодействию. Каждый должен
   осознать  тот  факт,  что  борьба с наркоманией должна начинаться,
   прежде всего,  в семье,  в учебно - воспитательных  учреждениях  и
   нельзя оставаться в стороне, надеясь только на государство.

                        2. Актуальность проблемы

       Современный период  в  жизни страны характеризуется глубокими,
   интенсивными   и   многоплановыми   социально   -   экономическими
   преобразованиями,  которые  влекут  за  собой  изменения  режима и
   условий труда,  образа жизни  и  быта  людей,  ломают  устоявшиеся
   стереотипы.   В   обществе  все  ощутимее  проявляется  социальное
   неблагополучие, возрастает экономическая дифференциация социальных
   групп,   быстро  меняются  семейно  -  бытовые  и  потребительские
   отношения.  Реален страх перед возможной безработицей,  тревога за
   здоровье и жизнь в связи с криминальной обстановкой.
       В сложившейся ситуации указанные процессы отрицательно  влияют
   на   состояние  психического  здоровья  людей  и  их  адаптацию  к
   окружающей  действительности.  Под  влиянием  негативных  факторов
   современной  жизни население все более невротизируется.  По данным
   Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ  РФ),  70  %
   населения   имеет  проблемы  с  психическим  здоровьем.  При  этом
   совершенно очевидно,  что в  ближайшие  годы  не  следует  ожидать
   стабилизации  и тем более положительной тенденции в продолжающемся
   процессе.  Существование  в  быстро   меняющемся   политически   и
   социально   -   экономически   нестабильном  обществе  приводит  к
   нарушению адаптационных возможностей человека,  его невротизации и
   способствует распространению заболеваний наркологического профиля.
   По данным МЗ РФ,  у 30 %  населения страны имеются наркологические
   проблемы. Группа   риска,   имеющая   тенденции  к  немедицинскому
   потреблению  психоактивных  веществ   (ПАВ),   среди   подростков,
   по данным  институтов  и  наркодиспансеров г.  Москвы,  составляет
   70-80%.
       Проблема наркологических  заболеваний,  как  ни  одна проблема
   здравоохранения,  имеет не только медицинское,  но и  социально  -
   политическое значение.  В ней оказываются сфокусированы все беды и
   изъяны общества.  Наркологическая ситуация в  России  в  последние
   годы крайне напряженная.  Особую тревогу вызывает рост наркомании,
   который  в  нашей  стране  принял   характер   эпидемии.   Это   в
   значительной   мере   обусловлено   тем,   что   Россия  оказалась
   вовлеченной в сферу международного наркобизнеса,  стала не  только
   транзитной  территорией,  но  и активно развивающимся рынком сбыта
   наркотиков,  контрабандно поступающих на  территорию  страны.  Все
   больше  молодых  людей приобщается к наркотическим веществам,  что
   причиняет неисчислимые страдания как им самим,  так  и  людям,  их
   окружающим.  Масштабы  и темпы распространения наркомании в стране
   таковы, что угрожают психическому и физическому здоровью молодежи,
   приводят к инвалидизации и нередко к летальному исходу.
       Потребителем наркотиков в нашей стране,  по  данным  различных
   компетентных  источников,  является каждый 4-5 подросток (не менее
   20  %  подросткового  населения).  Возраст   первого   потребления
   наркотических и сильнодействующих психоактивных веществ снизился с
   10 лет (1996 г.) до 7-8 лет (2000 г.).  За последние 10 лет в  6,5
   раза увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. Вовлечение
   молодежи  и  женщин  в  немедицинское  потребление   психоактивных
   веществ является угрозой генофонду нации.
       Каждый потребитель наркотиков втягивает  в  порочный  круг  не
   менее   10-17  человек.  Около  половины  подростков  и  молодежи,
   потребителей   психоактивных   веществ,   участвуют   в   торговле
   наркотиками,  а  также  другой криминальной деятельности.  Средняя
   продолжительность жизни  наркоманов  с  момента начала потребления
   наркотиков составляет  4-4,5  года.  За  последние  10  лет  число
   смертей  от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз,  а среди
   детей - в 42 раза.
       По данным различных регионов страны,  от 80%  до  90%  впервые
   выявленных в  2000  году  случаев заражения ВИЧ-инфекцией отмечено
   среди лиц,  злоупотребляющими  психоактивными  веществами.  На  31
   декабря 2000 года России зарегистрировано 83054 ВИЧ-инфицированных
   (в 1999 году - 15652).
       В школах  России отмечены факты массовой продажи наркотиков по
   заниженным ценам,  а в ряде случаев  и  бесплатной  их  раздачи  с
   очевидной  целью  обеспечить  привыкание  к ним как можно большего
   числа учащихся.  Новым опасным явлением стало появление  "семейной
   наркомании",  то  есть случаев,  когда один член семьи вовлекает в
   наркотизацию других.  Зафиксированы случаи, когда малолетних детей
   в наркотизацию вовлекали собственные родители.
       Официальные статистические данные МВД и МЗ РФ  свидетельствуют
   о резком росте потребителей психоактивных веществ, однако есть все
   основания полагать,  что на самом деле ситуация выглядит еще более
   тревожно,  чем  показывает статистика.  По данным специалистов,  в
   России  к  началу  2001  года  количество  больных  наркоманией  и
   злоупотребляющих психоактивными  веществами  (ПАВ) составили более
   трех миллионов человек, преимущественно молодого возраста.
       Главная характерная особенность наркоситуации в России состоит
   в том,  что ее обострение (эпидемия) происходит  на  фоне  еще  не
   сложившейся научно - обоснованной системы профилактики и ухудшения
   демографической ситуации (смертность выше рождаемости  в  Тульской
   обл.  в  3  раза).  И  если  эпидемия не остановится,  то придется
   принимать меры по защите всего населения. Эта опасность ставит под
   вопрос существование всей системы здравоохранения России.

                3. Ситуация в г. Туле и Тульской области

       Наркологическая ситуация   в   г.   Туле  и  Тульской  области
   аналогична  в  целом  ситуации  по  России.  Негативные   явления,
   связанные  с  немедицинским потреблением психоактивных веществ,  в
   Туле стали нарастать  с  1985  года,  а  1996-1997  годов  приняли
   характер эпидемического процесса.
       В системе здравоохранения области в 2000 году зарегистрировано
   1808 больных наркоманией (в 1999 г.  - 1331).  в т.ч.  в г. Туле -
   1080 (в 1999 г. - 827).

            Таблица. Больные наркоманией на 100 000 жителей

   ---------------------T------------------------T--------------T-------¬
   ¦                    ¦Число больных с впервые ¦Число больных,¦       ¦
   ¦                    ¦установленным диагнозом,¦состоящих под ¦       ¦
   ¦                    ¦взятых под диспансерное ¦диспансерным  ¦  Год  ¦
   ¦                    ¦наблюдение              ¦наблюдением,  ¦       ¦
   ¦                    ¦                        ¦на конец года.¦       ¦
   +--------------------+------------------------+--------------+-------+
   ¦Российская Федерация¦        41,8            ¦    143,7     ¦1999 г.¦
   +--------------------+------------------------+--------------+-------+
   ¦                    ¦        50,6            ¦    172,1     ¦2000 г.¦
   +--------------------+------------------------+--------------+-------+
   ¦Тульская область    ¦        24,0            ¦     75,0     ¦1999 г.¦
   +--------------------+------------------------+--------------+-------+
   ¦                    ¦        27,3            ¦    103,5     ¦2000 г.¦
   +--------------------+------------------------+--------------+-------+
   ¦г. Тула             ¦        47,5            ¦    142,0     ¦1999 г.¦
   +--------------------+------------------------+--------------+-------+
   ¦                    ¦        45,6            ¦    194,7     ¦2000 г.¦
   L--------------------+------------------------+--------------+--------

       По оценке областного  УВД,  реальное  количество  потребителей
   ПАВ,  видимо,  превышает  50 тыс.  человек.  Наркотики употребляют
   учащиеся и студенты практически во всех учебных заведениях города.
   Социологические опросы подростков в г.  Туле показали,  что каждый
   3-4 старшеклассник пробовал  тот  или  иной  наркотик.  По  данным
   психологического  обследования,  проведенного  Тульским  областным
   Центром  медицинской  профилактики,  более  60%   старшеклассников
   входят в группу риска и имеют склонность к потреблению ПАВ.
       Наркомания (внутривенное   введение   ПАВ)   тесно  связана  с
   ВИЧ-инфекции и СПИДа.  Ситуация по данной заболеваемости в Туле  и
   области  крайне  неудовлетворительна.  По сравнению с 1999 годом в
   2000  г.  она  выросла  в  3,2  раза.  За  весь  1998   год   было
   зарегистрировано 5 ВИЧ-инфицированных,  в 1999 году - 289,  в 2000
   году - 443,  причем около 80%  из них это наркоманы.  На 1.04.2001
   года  в Туле выявлено первичных ВИЧ-инфицированных - 153 человека.
   При расчете на 100 тыс.  населения показатель заболеваемости ВИЧ -
   инфекцией составил в 2000 г.  по области - 83,29, по Туле - 132,73
   (п.  Косая Гора - 408,38),  по России  -  57,0.  Наиболее  высокий
   уровень заболеваемости отмечается в возрасте от 18 до 25 лет.
       Необходимо отметить,  что  г.  Тула находится рядом с Москвой,
   где ситуация по наркомании является наиболее тяжелой.  Кроме того,
   через   Тульскую  область  проходят  транспортные  коммуникации  с
   Северного  Кавказа  и  Украины  откуда  идет  значительный   поток
   нелегальных наркотических веществ.
       В нашем регионе также наблюдается:
       - рост  объемов  наркотических веществ,  особенно героина,  их
   доступность и увеличение числа полинаркоманий;
       - преимущественное введение ПАВ внутривенным путем,  что может
   привести к ВИЧ-инфицированию;
       - более раннее (с 10-14 лет) начало употребления психоактивных
   веществ;
       - широкая  доступность так называемых "вовлекающих" наркотиков
   (анаша,  марихуана),  включение их в молодежную  субкультуру,  что
   обеспечивает их рекламу и снижение "порога страха";
       - рост наркомании среди девушек;
       - рост заболеваемости гепатитом В и С среди потребителей ПАВ;
       - увеличение    преступлений    среди    лиц,    употребляющих
   психоактивные вещества;
       - расширение ассортимента  дешевой,  нелегальной,  суррогатной
   алкогольной продукции;
       - безразличие большинства общества,  а в ряде случаев  скрытая
   пропаганда  потребления психоактивных веществ в средствах массовой
   информации и рекламе;
       - стремление  взрослых  дистанцироваться  от данной проблемы и
   переложить ее решение в основном на  правоохранительные  органы  и
   здравоохранение.
       В декабре 1998 г. Управой города, учитывая ситуацию в регионе,
   разработаны  комплексные  меры  по противодействию распространению
   наркомании   среди   молодежи   -   профилактическая    программа,
   подготовленная при участии всех структур социальной сферы города и
   УВД.
       Программа впервые  определила минимальный объем финансирования
   мероприятий по профилактике наркомании и алкоголизма в г. Туле.
       При Управе  города  создан  Координационный  Совет по проблеме
   наркомании. Выполняя определенную положительную роль в координации
   ведомств и служб, проводя политику профилактики наркомании, данный
   Совет по своей сути является общественным объединением, созываемый
   один  раз  в два - три месяца и его решения носят рекомендательный
   характер. Координационный Совет в силу своей специфики и, учитывая
   все возрастающие темпы роста наркомании и ВИЧ-инфекции,  не  может
   полноценно  функционировать  и  координировать работу без создания
   при этом объединении муниципального исполнительного  или  рабочего
   органа.
       Функцию технического   координатора   работы  по  профилактике
   наркомании в Управе на общественных началах возложена на  комиссию
   по делам несовершеннолетних и защите их прав.
       Наркологическую сеть в Тульской области возглавляет  Областной
   наркологический   диспансер,   который   кроме  областных  функций
   осуществляет  и  функцию  городского.  Созданная  в  1976  году  и
   существующая   до   сего   времени   в   системе   здравоохранения
   наркологическая служба сыграла положительную  роль  в  организации
   профилактических  мероприятий и оказанию помощи лицам,  страдающим
   алкоголизмом,  наркоманией и  токсикоманией.  В  настоящее  время,
   наркологический диспансер в полном объеме осуществляет диагностику
   и лечение наркологических больных в т.ч.  страдающих  наркоманией.
   При  этом  надо  учесть,  что  в  связи  с  эпидемией наркомании и
   высокими темпами роста тяжелых форм болезней и осложнений возросла
   нагрузка на врачей,  возрос объем лечебных мероприятий.  Диспансер
   проводит определенный объем профилактических  мероприятий,  в  том
   числе  и  в  г.  Туле,  но данная работа не в полной мере отвечает
   современным требованиям.
       Областной Центр   медицинской   профилактики  (ОЦМП)  является
   единственным в области медицинским  профилактическим  учреждением,
   целью   которого,   согласно  положению,  является  организация  и
   проведение  научно  -  обоснованных  мероприятий  по  первичной  и
   вторичной профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и
   формированию  здорового  образа  жизни.  Профилактика   наркомании
   является  одним  из  многочисленных направлений Центра.  Но в силу
   своей областной специфики и большого объема других  функций  Центр
   не  может  в  дальнейшем  проводить весь комплекс организационно -
   методических  и  координационных   мероприятий   по   профилактике
   наркомании в масштабе г. Тулы.
       В системе здравоохранения г.  Тулы наркологическими проблемами
   занимаются  городская психиатрическая больница и токсикологическое
   отделение  городской  больницы  скорой  медицинской  помощи  имени
   Н.А.Семашко,   объем   помощи  в  которых  сводится  к  проведению
   реанимационных  детоксикационных  мероприятий  и  снятию   острого
   абстинентного синдрома т.е.  устранение физической зависимости. Но
   эти  учреждения  не   занимаются   профилактикой   наркологических
   заболеваний,  в  том  числе и наркоманией,  тем более координацией
   взаимодействия  с  другими   ведомствами,   службами   и   другими
   организациями.
       В системе Главного Управления образования и Комитета по  делам
   молодежи работают психологические центры:  "Валеологический центр"
   и ЦСППМ "Шанс",  в которых проводятся определенные мероприятия  по
   первичной   профилактике   наркологических  заболеваний  в  рамках
   психодиагностики и психокоррекции девиантного поведения.
       Специалисты Валеологического    центра   Зареченского   района
   разработали психологическую программу "Выбор",  которая направлена
   на реабилитацию зависимых к ПАВ подростков и созависимых членов их
   семей.
       В образовательных  учреждениях  города  и  подростковых клубах
   комитетов по делам молодежи введены ставки психологов.
       Но объем   всего  комплекса  профилактических  мероприятий  по
   проблеме наркомании в этих  Центрах  ограничен,  из-за  отсутствия
   специалистов по медицинской профилактике и медицинских психологов.
   Кроме того,  данные Центры не могут выполнять координирующую  роль
   по   профилактике   наркомании   в   масштабе  г.  Тулы  из-за  их
   ведомственной специфики.
       В городе  и  области  отсутствуют  реабилитационные Центры или
   отделения медико   -   социальной   реабилитации,   что   является
   необходимым  и в системе лечения больных данным заболеванием,  и в
   системе вторичной и третичной профилактики.
       Таким образом, в г. Туле основное внимание уделяется первичным
   лечебным мероприятиям и в то же  время  недостаточно  профилактике
   наркомании.    Отсутствие    системности   в   профилактике   лишь
   способствует нарастанию наркологической проблемы. Все это приводит
   к  преимущественному  развитию лечебной медицины.  Однако при всей
   важности и значимости этого аспекта борьбы  за  здоровье  человека
   нельзя не видеть, что усилия эти направлены не на причины болезни,
   а на их следствие, когда заболевание уже возникло.
       Кроме того,  г.  Тула  является  одним  из  немногих областных
   центров Российской Федерации,  в  котором  нет  городского  центра
   медицинской профилактики и городского наркологического диспансера,
   а   также   иного    муниципального    медицинского    учреждения,
   занимающегося профилактикой наркомании.
       Поэтому 26.05.99 года на заседании Совета Управы г.  Тулы  был
   рассмотрен  вопрос  "О  ходе  работы  по профилактике наркомании и
   алкоголизма среди детей,  подростков и студенческой  молодежи".  В
   принятом   постановлении   отмечено,   что  сложившаяся ситуация в
   г. Туле  по  распространению  алкоголизма   и   наркомании   среди
   подростков  и  молодежи  оценивается  как  критическая  и  требует
   принятия  срочных  мер  и,  в  первую   очередь,   финансового   и
   организационного характера.
       Была подчеркнута необходимость разработки современной научно -
   обоснованной   концепции   профилактики,  лечения  и  социально  -
   психологической реабилитации наркологических больных и создания  в
   г.   Туле   новой   системы   управления   и  координации  в  виде
   муниципального  межведомственного  медико  -  социального   Центра
   профилактики наркомании.
       Решением Тульской городской Думы от 23.11.2000 г.  N 44/757 "О
   рекомендациях  депутатских  слушаний  по  вопросу  "Профилактика и
   реабилитация наркомании в подростковой и молодежной среде в городе
   Туле"   было   рекомендовано  Управе  города  Тулы  направить  для
   рассмотрения  в  городскую  Думу  проект  "Концепции  профилактики
   наркомании,  лечения  и  реабилитации  наркологических  больных  в
   городе Туле".
       Для обеспечения  эффективного  противодействия распространению
   наркомании  в  городе  Туле  и  связанных  с  ней  правонарушений,
   руководствуясь "Концепцией государственной политики по контролю за
   наркотиками  в  Российской  Федерации"  (Постановление  Верховного
   Совета  РФ  от  22.07.1993 N 5494-1) и "Концепцией охраны здоровья
   населения  Российской  Федерации   на   период   до   2005   года"
   (Распоряжение Правительства РФ от 31.08.  2000 г.  N 1202-р),  и в
   соответствии с Федеральным Законом РФ "О наркотических средствах и
   психотропных  веществах" от 08.01.1998 года N 3,  Законом Тульской
   области "О здравоохранении в Тульской области" от 10.06.1999  года
   N  135,  Постановлением Губернатора Тульской области "Об областной
   целевой программе  "Комплексные  меры  борьбы  с  распространением
   наркомании  и незаконному обороту наркотиков на 2001-2003 годы" от
   25.09.2000  года  N  349,  Постановлением  Главы  города  Тулы  "О
   профилактике  наркомании  и алкоголизма среди детей,  подростков и
   студенческой молодежи" от 20.07.99 г.  N 733, а также на основании
   других  законов  и  нормативных  актов,  научно   -   методических
   рекомендаций  и  научных  публикаций ведущих специалистов России и
   мира  была  разработана  представленная  "Концепция   профилактики
   наркомании,  лечения  и  реабилитации  наркологических  больных  в
   городе Туле" (далее - Концепция).
       Данная Концепция предлагает стратегию  борьбы  с  наркоманией,
   рассчитанную на 5 лет, и преследует следующую ЦЕЛЬ:
       уменьшение вреда  (физического,  психического,  социального  и
   экономического),     причиняемого    немедицинским    потреблением
   психоактивных  веществ  отдельным  лицам  или  группам  людей,   в
   результате   скоординированных   действий   всех  заинтересованных
   сторон.

                  4. Основные задачи, решение которых
                        позволит достигнуть цели

       4.1. Подготовит проекты нормативных документов Управы г.  Тулы
   и городской Думы;
       4.2. Создать  антинаркотическую  межведомственную  коалицию  и
   обеспечить  сбалансированную  деятельность  всех  заинтересованных
   сторон;
       4.3. Определить источники финансирования;
       4.4. Разработать    комплексную     программу     профилактики
   наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных;
       4.5. Создать городской межведомственный  медико  -  социальный
   Центр профилактики наркомании.

                      5. Основополагающие принципы
                          реализации Концепции

       5.1. Усиление политики укрепления здоровья.
       Позитивные изменения     деятельности     структур    местного
   самоуправления  являются  эффективным  средством  воздействия   на
   индивидуальные   особенности  и  создание  основы  для  укрепления
   здоровья на уровне города. При этом необходимо:
       5.1.1. Создавать  и поддерживать стремление людей к позитивным
   изменениям в их образе жизни;
       5.1.2.Создавать физическую,   психологическую   и   социальную
   окружающую среду, благоприятствующую этим изменениям.
       5.2. Научный подход.
       Проведение научных   исследований   и   внедрение   в   работу
   специалистов  новых  методик  и  медицинских  технологий  является
   важнейшим звеном при решении проблем,  связанных  с  немедицинским
   потреблением психоактивных веществ.
       5.3. Мониторинг.
       Проведение независимого, научно - обоснованного, объективного,
   аналитического исследования проблемы наркомании.
       5.4. Профилактика.
       Профилактические меры   во   всем   мире   считаются    самыми
   эффективными и дешевыми средствами воздействия. Поэтому необходимо
   усилить   те   инфраструктуры,   которые   занимаются    вопросами
   профилактики наркомании.
       5.5. Создание единой системы.
       Эффективность профилактики,  лечения  и  реабилитации  больных
   наркоманией зависит от создания единого, так называемого комплекса
   "технологическая цепочка".
       5.6. Ресурсы.
       Необходимо в  первую очередь мобилизовать ресурсы из различных
   источников на предотвращение проблем,  связанных  с  немедицинским
   потреблением   психоактивных   веществ,   а  не  на  борьбу  с  их
   последствиями.  В то же время очень важным является финансирование
   и лечебно - реабилитационных мероприятий.
       5.7. Межведомственное сотрудничество.
       Сотрудничество различных групп и организаций является ключевым
   для органов местного самоуправления  и  организаций,  занимающихся
   проблемой     наркомании,     неправительственных     организаций,
   общественных,  профессиональных  и   правоохранительных   органов,
   представительств     религиозных    конфессий,    организаций    с
   многосторонними связями,  частного сектора и  общественных  групп.
   Сотрудничество   подведомственных   организаций   и  муниципальных
   учреждений  обеспечивает  квалифицированную   помощь   и   знания,
   требуемые для осуществления программ и консолидации усилий.
       5.8. Интеграция.
       Проблемы, связанные с наркотиками,  не могут быть изолированы.
   Они часто связаны с другими социальными проблемами.  Управа города
   должна   решать  проблемы  в  области  трудоустройства,  а  также,
   используя   ряд   реформ,   охватывать   задачи,    связанные    с
   благосостоянием,  экономикой,  состоянием здоровья,  образованием,
   культурой и спортом и т. д.
       5.9. Профессиональное образование.
       Важнейшим принципом  реализации  концепции  является  кадровая
   политика. Необходимо   создание   единой   системы    непрерывного
   образования  всех  специалистов,  участвующих  в реализации данной
   программы.
       5.10. Образование населения.
       Образование населения  является  важнейшим  звеном при решении
   проблем,  связанных  с  немедицинским  потреблением  психоактивных
   веществ.  Уровень знаний и навыков в вопросах здоровья и здорового
   образа жизни  обусловливает  степень  восприятия  профилактических
   программ по проблеме наркомании, а также участие в них.
       5.11. Эффективная коммуникация.
       Необходимо быть  ясными и последовательными в своих обращениях
   к молодежи и к населению в  целом,  особенно  в  СМИ,  при  каждой
   удобной возможности делать акцент на профилактике, а также на том,
   что употребление  наркотиков  представляет  собой  большую  угрозу
   каждому индивиду и нации в целом.
       5.12. Ответственность.
       Органы местного самоуправления и общественные структуры,  само
   население несут ответственность  за  настоящее  и  будущее  детей,
   подростков и молодежи.
       Главными условиями  достижения  цели  и  решения  приоритетных
   задач  Концепции  являются  их реальность,  адекватность времени и
   адаптированность к обстановке.
       Ключевыми факторами,    влияющими   на   достижение   цели   и
   приоритетных задач Концепции, являются:
       - профессионализм,  консолидированность  и  координированность
   усилий  всех  компетентных   органов   и   учреждений,   а   также
   общественных организаций и движений;
       - финансовое, техническое и иное обеспечение;
       - поддержка широких слоев населения;
       - поэтапность и планомерность реализации Концепции.

                  6. Основные направления деятельности

       6.1. Совершенствование законодательства.
       В Основах  законодательства  Российской  Федерации  "Об охране
   здоровья  граждан"  и  Федеральном  законе  РФ  "О   наркотических
   средствах  и психотропных веществах",  утверждается,  что одним из
   основных принципов охраны здоровья  населения  является  приоритет
   профилактических   мер.   Однако   этого  недостаточно.  Необходим
   комплекс  подзаконных  актов,  определяющих  механизмы  реализации
   указанных законов.
       Поэтому с  целью  реализации  Концепции  должен  быть   создан
   комплекс  документов,  включающий  разработку  нормативных  актов,
   постановлений (распоряжений)  Главы  города  и  решений  городской
   Думы,   а   также   комплекс   ведомственных   нормативных  актов,
   организационно  -  распорядительных   документов   организаций   -
   участников  коалиции,  и  разработан  перспективный  план основных
   организационных мероприятий, ответственные за реализацию отдельных
   направлений Концепции,  установлена очередность и сроки выполнения
   отдельных пунктов плана. Эта работа требует участия представителей
   различных структур и ведомств независимо от форм собственности.
       В первую очередь необходимо разработать нормативные документы,
   определяющие  и регламентирующие механизм финансирования,  включая
   медицинское страхование.
       6.2. Развитие межведомственного сотрудничества
       Межведомственное сотрудничество   обеспечивает    формирование
   антинаркотической  коалиции  между  различными секторами общества:
   органами местного самоуправления,  средствами массовой информации,
   предприятиями  и  организациями  независимо от форм собственности,
   общественными и религиозными организациями.
       Политическая и  организационная  поддержка  Концепции является
   необходимой  для  осуществления   мероприятий,   направленных   на
   сохранение  и  укрепление здоровья,  формирование здорового образа
   жизни и профилактики наркомании.  Для того, чтобы политики и лица,
   принимающие  решения,  были  заинтересованы  в поддержке усилий по
   оздоровлению населения, их необходимо убедить в том, что проблемы,
   связанные  со  снижением  заболеваемости наркоманией,  смертности,
   увеличением  средней  продолжительности  жизни  и  преждевременным
   выходом на инвалидность, можно решить путем проведения комплексной
   профилактической  работы   и   реализации   стратегии   укрепления
   здоровья.  Первичная  профилактика  -  это реальный путь повышения
   трудоспособности  населения  в   условиях   ограниченного   объема
   ресурсов.
       В секторе     здравоохранения      основу      инфраструктуры,
   осуществляющей   реализацию   городской   программы   профилактики
   наркомании в рамках системы охраны здоровья населения,  составляют
   все  лечебно  -  профилактические  учреждения и в первую очередь -
   наркологического,  психиатрического и педиатрического  профиля,  а
   также  Тульский  областной  Центр медицинской профилактики (ОЦМП).
   Определенную  роль  в   усилении   профилактической   деятельности
   первичного   звена  здравоохранения  должны  сыграть  врачи  общей
   практики (семейные врачи).
       Немаловажную роль   в   сохранении   и   укреплении   здоровья
   населения,  профилактике  наркомании  играет   вовлечение   самого
   населения  в  реализацию соответствующих программ,  которые должны
   быть дифференцированы,  адресованы и адаптированы  к  определенным
   социальным   группам   с   учетом   возраста,  пола,  образования,
   социального положения и других характеристик.
       Приоритетной в  межведомственном  сотрудничестве  должна стать
   разработка и реализация информационно -  образовательных  программ
   обучения  здоровью  детей,  подростков,  молодежи,  формирование у
   каждого  из  них  активной  мотивации  на  заботу  о   собственном
   здоровье,   здоровье  окружающих  и  профилактику  наркологических
   заболеваний, а   также   информационно    -    воспитательных    и
   психологических программ.
       Особенно важным сектором в обеспечении вовлечения населения  в
   данные программы являются средства массовой информации.  Стратегия
   образования населения,  общественное мнение являются  ключевыми  в
   решении проблемы наркомании.
       6.3. Финансирование.
       Здоровье людей  является  одной  из  важнейших  целей развития
   общества.  Здравоохранение не система жизнеобеспечения,  а  фактор
   безопасности нации. Поэтому состоянием здоровья нельзя поступиться
   ради экономических достижений.
       Расходы на  здравоохранение  и  смежные  области гуманитарного
   развития порой воспринимают как истощение  национальных  ресурсов,
   хотя   на   самом   деле   это  вложение  средств  в  национальный
   "человеческий"  капитал,  которое  расширяет   возможности   людей
   активно содействовать общему экономическому и социальному развитию
   общества.
       Опыт экономически  развитых  стран  свидетельствует  о высокой
   социально -  экономической  эффективности  финансирования программ
   укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
       По данным  Министерства  здравоохранения   РФ,   экономический
   анализ     результатов    крупных    профилактических    программ,
   осуществленных как в нашей стране,  так и за  рубежом,  показывает
   высокую их эффективность в достижении целей охраны здоровья.  Так,
   реализация   межсекторальных    программ    укрепления    здоровья
   обеспечивает  соотношение  стоимости затрат и полученного выигрыша
   как 1 к 7,  то есть каждый вложенный  рубль  экономит  обществу  7
   рублей;  при  осуществлении  хорошо  спланированных мероприятий по
   формированию здорового образа  жизни  среди  детей  и  подростков,
   направленных  на  профилактику  наркомании и алкоголизма,  а также
   болезней, передающихся половым путем, соотношение стоимости затрат
   и полученной выгоды составляет 1 к 14.
       Стоимость профилактических программ несравненно ниже стоимости
   лечения  наркоманов  и  их  дальнейшего социального обеспечения по
   причине нетрудоспособности и инвалидности.  Поэтому финансирование
   программы профилактики,  лечения  и  социально  -  психологической
   реабилитации   наркологических   больных   должно   осуществляться
   отдельной строкой в городском бюджете.
       При поиске  других  ресурсов,  кроме   бюджетных,   необходимо
   исходить из основного принципа межведомственного подхода: проблема
   наркомании - это проблема всех  членов  общества,  в  значительной
   степени  сформированная  социально  - экономическими условиями.  В
   связи с этим она не может  быть  решена  только  одной  какой-либо
   системой,  например,  здравоохранением  или  УВД  без эффективного
   взаимодействия с  другими   структурами   и   ведомствами.   Поиск
   ресурсов,   в   первую   очередь,  предполагает  поиск  партнеров,
   построение коалиции,  которая  позволяет  увеличить  ресурсы,  как
   людские, так и финансовые.
       Предлагаемая Концепция и создание медико - социального  центра
   профилактики  наркомании  должны  быть  реализованы поэтапно,  при
   выделении соответствующих бюджетных средств  и  частично  за  счет
   самоокупаемости и других источников финансирования.
       6.4. Основные  принципы  подготовки  программы  по  реализации
   Концепции.
       Муниципальная целевая программа  должна  быть  подготовлена  в
   соответствии с настоящей Концепцией.  В ней необходимо представить
   в развернутом виде комплексные  подходы  и  действенные  механизмы
   реализации Концепции.
       В подготовке и реализации  программы  должны  принять  участие
   органы  местного  самоуправления,  их  структурные  подразделения,
   организации,  занимающиеся  проблемой   наркомании,   общественные
   организации и другие заинтересованные структуры.
       Главной целью программы должно являться сокращение  наркомании
   и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для
   общества.
       Для достижения  указанной цели необходимо сосредоточить усилия
   по решению следующих задач:
       - создание   в  городе  эффективной  последовательной  системы
   профилактики наркомании;
       - укрепление   материально   -   технической  базы  учреждений
   образования,  спортивных клубов  и  секций,  центров  практической
   психологии;
       - повышение уровня  квалификации  специалистов,  работающих  с
   молодежью в сфере профилактики наркомании;
       - повышение эффективности оказания медицинской  помощи  лицам,
   потребляющим психоактивные и наркотические вещества.
       Приоритетным направлением   в   данной   программе    являются
   превентивные   меры   по   борьбе   с  немедицинским  потреблением
   психоактивных  веществ.  В  этой  программе   необходимо   уделить
   внимание   здоровому  развитию  ребенка,  как  основному  фактору,
   влияющему  на  здоровье  человека  в  течение  всей  жизни.   Учет
   факторов,  влияющих  на  здоровье,  -  ключевой  аспект  программы
   профилактики.
       Выполнение данной  программы  должно  стать  реальным шагом на
   пути  к  позитивному  изменению  состояния  здоровья  населения  и
   наркологической ситуации в масштабе города.
       6.5. Профилактика  немедицинского  потребления   психоактивных
   веществ (ПАВ) и мониторинг.
       Здоровье человека  более  чем  на  50  процентов  определяется
   образом жизни,  то есть поведением и отношением его к собственному
   здоровью и здоровью окружающих.  Следует подчеркнуть, что основные
   факторы,  определяющие  состояние  здоровья населения,  связаны не
   только с образом жизни,  но и с  наследственностью,  экологией,  а
   также эффективностью системы здравоохранения.
       В зависимости от группы  психических  расстройств,  конкретной
   нозологической  формы  доля  негативного  влияния  того  или иного
   комплексного фактора риска  меняется:  например,  наркомания,  для
   которой  наследственный  фактор  в  50  и  более процентов случаев
   является преобладающим;  или  невроз,  где  образ  жизни  является
   лидирующим в 85% случаев.
       Для того,  чтобы снизить  распространенность  этих  негативных
   факторов  и уменьшить их влияние на человека,  необходимо в первую
   очередь формировать  и  поддерживать  стремление  различных  групп
   населения   к   позитивным  изменениям  в  их  образе  жизни.  Это
   достигается обеспечением их достоверными медико -  гигиеническими,
   психологическими,    правовыми,   экономическими,   экологическими
   знаниями. Кроме того, необходимо создавать природную и социально -
   психологическую   среду,  благоприятствующую  этим  изменениям  по
   принципу "делать более здоровый выбор более легким выбором".
       Из всего   комплекса  мер,  направленных  на  охрану  здоровья
   населения,  настоящая Концепция предусматривает, в качестве одного
   из  основных  направлений  деятельности  в  сложившихся  условиях,
   формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение
   уровня  психологической  культуры,  что  не  требует  значительных
   финансовых  затрат,   но   может   дать   ощутимый   социально   -
   экономический    эффект.   Мировой   опыт   свидетельствует,   что
   эффективность этой профилактической деятельности  среди  населения
   исключительно высока.
       Поэтому профилактическое направление  по  проблеме  наркомании
   должно   стать   одним  из  приоритетных  в  осуществлении  данной
   Концепции.  При  этом  следует   отдавать   предпочтение   методам
   косвенного   и   опосредованного   воздействия   на  потенциальных
   потребителей   наркотиков,   добиваться   постепенного   изменения
   социально - культурных стереотипов. Важнейшее место в этом разделе
   должны   занимать   мероприятия,   направленные   на    сохранение
   психического  здоровья  населения  и профилактику психосоциального
   стресса.
       Основными задачами профилактической работы являются:
       1. Организация  и проведение целевых программ (информационно -
   образовательных,  информационно  -  воспитательных,  социально   -
   психологических),   направленных  на  снижение  спроса  на  ПАВ  и
   уменьшение вреда от их употребления.
       2. Подготовка  групп  специалистов,  способных реализовать эти
   программы, в рамках межведомственного сотрудничества.
       3. Организация   раннего   выявления  групп  риска  и  случаев
   потребления ПАВ.
       Профилактику наркологических  заболеваний принято разделять на
   первичную,  вторичную и третичную.  Все три вида  профилактической
   работы в комплексе составляют "технологическую цепочку".
       Первичная профилактика направлена на основные причины развития
   наркомании  и  в  первую  очередь,  на  предотвращение социально -
   психологической дезадаптации и невротизации у детей и подростков и
   других  слоев  населения,  вторичная - на предотвращение рецидивов
   после лечения;
       третичная -   комплекс   мер   социально   -   психологической
   реабилитации.
       К проблемам  первичной профилактики относятся вопросы снижения
   спроса на ПАВ. Поскольку наркологические заболевания прямо связаны
   с  аномалиями  психического  развития,  то здесь предусматривается
   работа  по  следующим  подпрограммам,  направленным  на   снижение
   спроса:
       1. Биологические  предпосылки  наркотизации  (родовспоможение,
   перинатальная   патология,   физическое   развитие  детей,  травмы
   головного мозга, перенесенные инфекции, алкоголизм родителей).
       2. Социальные     предпосылки    наркотизации    (социализация
   подростков,    развитие    личных,     культурных,     спортивных,
   экономических, общественных потребностей).
       3. Психологические  предпосылки  наркотизации  (воспитательный
   процесс   в   семье,  детских  учреждениях,  в  школе,  отсутствие
   интересных форм обучения, занятость спортом, музыкой и т.д.).
       Разработке и   реализации   программ   укрепления  здоровья  и
   профилактики заболеваний среди населения предшествует формирование
   политики  в  данной  области,  под  которой  понимается достижение
   согласия  всех  структур  города,  имеющих  прямое  или  косвенное
   отношение к здоровью населения, с органами местного самоуправления
   относительно  приоритетов,  подходов  и  стратегий.  Эта  политика
   должна  четко  определить роль Управы,  городской Думы,  различных
   структур и органов,  предприятий,  организаций и учреждений разных
   форм  собственности  и самих граждан в вопросах здоровья жителей и
   профилактики наркологических заболеваний среди подростков.
       Основное назначение  деятельности  муниципальных образований и
   общества  в  сфере  злоупотребления  наркотическими  средствами  и
   психотропными  веществами должно быть связано с сокращением спроса
   на  них  среди  различных  социальных  групп  населения,  а  также
   лечением  и социальной реабилитацией лиц,  прошедших успешный курс
   лечения  от  наркомании.  Особое  внимание  при   этом   уделяется
   подрастающему поколению и женщинам.
       Сокращение спроса на наркотики является главным инструментом и
   наиболее  перспективным  направлением  в  преодолении наркомании и
   наркобизнеса.  При этом политика сокращения спроса на наркотики не
   может  быть  изолированной  от  государственной политики в области
   экономики,   образования,   здравоохранения,   проблем   молодежи,
   культуры,  спорта, организации досуга и других, реализация которых
   направлена на процветание казахстанского  общества. В  этой  связи
   следует  отдавать предпочтение методам опосредованного воздействия
   на потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных
   веществ,  добиваться постепенного изменения социально - культурных
   стереотипов,  проводить мероприятия,  направленные  на  сохранение
   физического  и  психологического здоровья народа.  Поэтому в числе
   приоритетных необходимо решать вопросы  трудоустройства,  обучения
   молодежи,  доступности  к  источникам  высокой  культуры  и многие
   другие.
       Особое внимание  следует  уделить  пресечению и предупреждению
   распространения  наркомании  среди  несовершеннолетних,   созданию
   социальных  учреждений  для молодежи и подростков,  оказывающих им
   психологическую,     педагогическую,      юридическую      помощь,
   консультирование по различным вопросам.
       Основная стратегия в области сокращения  спроса  населения  на
   наркотики  связывается  с тем,  чтобы вполне конкретный социальный
   наркотический иммунитет стал обязательным элементом, свойством или
   качеством  всякого  человека,  получившего нормальное развитие,  и
   потому способного принимать самостоятельные  решения  и  совершать
   самостоятельные   поступки,   адекватные   интересам   общества  и
   отвечающие содержанию человеческой сущности.
       Свидетельством наличия   у   лица  социального  наркотического
   иммунитета являются:  неупотребление им  наркотиков  и  негативное
   отношение  к  их  употреблению  другими  лицами;  его  юридическая
   информированность в отношении норм  действующего  законодательства
   об  ответственности  за  незаконное  распространение  наркотиков и
   злоупотребление ими;  обладание  общими  знаниями  о  последствиях
   немедицинского  употребления  наркотических средств и психотропных
   веществ;  наличие  внутреннего  регулятора  юридически   значимого
   поведения.
       Привитие социального   наркотического   иммунитета   предстоит
   полностью нацелить на все подрастающее поколение,  начиная с детей
   дошкольного   возраста,   учащихся    общеобразовательных    школ,
   профессиональных   школ,   профессиональных  лицеев,  колледжей  и
   заканчивая студентами  вузов,  представителями  молодежи.  Особыми
   программами  будут  охвачены  места  проведения  досуга,  работы и
   семья.
       Задача формирования  у  населения  социального  наркотического
   иммунитета  должна  будет  решаться  посредством  целенаправленной
   деятельности  в  таких  секторах традиционного формирования образа
   жизни человека,  как семья,  учреждения образования и  воспитания,
   места  организованного  проведения  досуга.  Необходимо  завоевать
   доминирующие позиции и на так называемой улице,  которая в большей
   мере   еще   остается   сферой   наименьшего   государственного  и
   социального контроля и влияния в этом отношении.
       Предстоит реализовать   проекты,  направленные  на  сокращение
   вреда от злоупотребления наркотиками и контроль над ВИЧ.
       Специальный блок  в  стратегии  сокращения спроса на наркотики
   следует связать с созданием системы антинаркотического  воспитания
   в  условиях многоступенчатого (дошкольного,  школьного,  на уровне
   профессиональных школ, профессиональных лицеев, колледжей, вузов и
   т.д.)   как   государственного,   так  и  частного  образования  и
   воспитания.  Школьная программа против потребления вредных веществ
   должна получить дальнейшее развитие.  Учитывая, что так называемым
   "шлюзовым"   наркотиком   является   распространенная   в    среде
   несовершеннолетних марихуана, употребляемая путем курения, а также
   то,   что   не   менее   половины    старшеклассников,    учащихся
   профессиональных   технических   школ,  колледжей  курят  табачные
   изделия,  особое внимание должно  быть  обращено  на  профилактику
   табакокурения.
       Пристальное внимание  будет  обращено  на  сферу  формирования
   правосознания  различных социальных групп подрастающего поколения.
   Население  должно  знать,  что  нелегальные  наркотики  однозначно
   поставлены в состояние "вне закона".  В сфере сокращения спроса на
   наркотики как никогда прежде важны знания о  правовых  запретах  в
   области противодействия незаконным наркотикам, которые установлены
   действующим  законодательством.  Это  станет  первой   базой   для
   формирования   у   населения   адекватных  правовых  установок  по
   отношению к нелегальным наркотикам.  Особое внимание государства и
   различных   социальных   институтов   будет   приковано   к  сфере
   организованного досуга.  Сегодня она все больше переходит  в  руки
   частной  экономики,  в  связи  с  чем требования к ее соответствию
   задачам нравственного,  в том числе антинаркотического, воспитания
   должны стать обязательными и высокими.
       Формирование медико   -   социального    и    психологического
   наркотического  иммунитета  населения  должно  стать ясной целевой
   установкой  для  широкой  социальной   базы   субъектов:   медиков
   (наркологов, психиатров, педиатров, подростковых врачей, акушеров,
   гинекологов,  эпидемиологов,  врачей общей и семейной  практики  и
   др.),   педагогов,   работников  дошкольных  учреждений,  деятелей
   культуры,  искусства и спорта,  психологов, представителей средств
   массовой  информации,  сотрудников  правоохранительных  органов  и
   многих других.
       Одним из  инструментов формирования социального наркотического
   иммунитета является информационное обеспечение  данного  процесса.
   При  этом  недостаточна  только лишь позитивная подача информации,
   она должна быть  научно  -  обоснованной,  понятной  и  правдивой.
   Информационное   обеспечение   должно   выражаться   в   социально
   ориентированной   информационной   интервенции,    связанной    со
   стремлением дать новые знания об искомом предмете,  создаваемых им
   проблемах  и  процессах,  и      обеспечении       соответствующей
   информационно -    психологической   защиты   населения   от   уже
   присутствующей в общественном  сознании  искаженной  информации  и
   информации, формирующей наркотический интерес.
       Важная роль в сокращении спроса на  наркотики  и  формировании
   социального   наркотического   иммунитета   принадлежит  средствам
   массовой информации,  обладающим  способностью  во  всех  секторах
   жизнедеятельности  человека  оказывать непосредственное влияние на
   его формирование.
       Другим важным   фактором   в   развитии   иммунитета  является
   осуществление   мероприятий,    направленных    на    профилактику
   психических   расстройств   и  расстройств  поведения,  на  раннее
   выявление пограничных психических расстройств.
       В этих  направлениях  решающим  является раннее выявление лиц,
   имеющих склонность к  потреблению  психоактивных  веществ  (группа
   риска),  проведение  антинаркотической пропаганды,  воспитательной
   работы и мониторинга.
       Мониторинг здоровья   населения  -  это  система  оперативного
   слежения за состоянием здоровья  населения,  представляющая  собой
   постоянно  совершенствующийся  механизм  получения  разноуровневой
   информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за
   различные   временные   интервалы.   Главной  задачей  мониторинга
   является организация  межведомственнной  и  иерархической  системы
   сбора,  обработки,  хранения  и выдачи информации,  обеспечивающей
   динамическую оценку здоровья населения и информационную  поддержку
   принятия решений, направленных на его улучшение. Мониторинг уровня
   здоровья, особенно среди детей  и  подростков,  психологическая  и
   наркологическая  ситуация  в  обществе  позволит  на ранних этапах
   вмешиваться  в  эту  ситуацию  и   коррегировать   неблагоприятные
   процессы   (тенденции).   В   мониторинге   психического  здоровья
   населения,  в том числе и по проблеме наркомании  будут  принимать
   участие   все   заинтересованные  партнеры  и,  в  первую  очередь
   городской центр профилактики наркомании, областной наркологический
   диспансер, областной центр медицинской профилактики.
       Важным условием разработки и реализации эффективных программ и
   проектов  в  области  сокращения  спроса  на наркотики является их
   соответствующее  научное  обеспечение.  С  этой  целью  необходимо
   проводить  социологические  и  эпидемиологические  исследования по
   вопросу злоупотребления  населением  наркотическими  средствами  и
   психотропными    веществами,    вырабатываться   адекватные   меры
   противодействия  этой  угрозе.  При  этом  надлежит   использовать
   накопленный международный опыт работы в данном направлении. С этой
   целью необходимо:
       - в  кратчайшие сроки создать межведомственную информационно -
   аналитическую службу,  обеспечивающую сбор  информации  по  единой
   научно - обоснованной методике, проведение социального маркетинга;
       - провести необходимый анализ  и  представить  соответствующим
   структурам   предложения   и  рекомендации  по  определению  групп
   населения   с   повышенным    риском    незаконного    потребления
   наркотических средств;
       - дать медицинское,  социально - психологическое и юридическое
   обоснование,  провести  комплекс  мероприятий по раннему выявлению
   незаконных потребителей наркотиков:
       - организовать  подготовку  специалистов  из  числа педагогов,
   работников медицинских,  социальных и правоохранительных служб для
   выполнения  профилактической  работы с группами повышенного риска,
   разработать адекватные организационные формы их привлечения к этой
   деятельности с учетом материальной заинтересованности;
       - разработать научно - обоснованные рекомендации по влиянию на
   общественное  мнение,  составлению наркологических информационно -
   образовательных  и  информационно   -   воспитательных   программ,
   сформировать   стратегию  сотрудничества  со  средствами  массовой
   информации по вопросам антинаркотической пропаганды;
       - обобщить  накопленный  в  нашей  стране  и  за  рубежом опыт
   школьного  и  внешкольного  психопрофилактического  воспитания,  а
   также работы с семьями;
       - осуществлять    поэтапное    формирование    и    реализацию
   соответствующих научно - обоснованных программ.
       6.6. Лечение и социально - психологическая реабилитация.
       Основная цель  медико  -  социальной работы в наркологии - это
   комплексная социальная помощь,  включающая  медико  -  социальные,
   социально   -   психологические,   психологические  и  юридические
   аспекты, лицам, страдающим зависимостью от ПАВ, и членам их семей.
   В  настоящее время потребность в медико - социальной помощи лицам,
   зависимым от ПАВ,  пытаются удовлетворить - хотя бы в  минимальных
   объемах  -  медицинские  работники,  что  выходит  за  пределы  их
   компетенции.   Данная   Концепция   предполагает   создание   двух
   взаимосвязанных  систем  медико - социальной работы.  Первая будет
   базироваться на существующих базах ЛПУ (областной  наркологический
   диспансер,   областная   и   городская  психиатрические  больницы,
   токсикологическое  отделение   БСМП   им.   Н.А.   Семашко).   При
   необходимости,  в  городе  следует  создавать  городские лечебно -
   профилактические учреждения,   оказывающие    наркологическую    и
   психиатрическую    помощь   населению.   Вторая   система,   более
   ориентированная на профилактику и частично на реабилитацию,  будет
   иметь  самостоятельные  структуры,  интегрированные в существующие
   социальные институты.
       Осуществление лечебных  и  восстановительных  мероприятий  для
   больных   наркоманией   выделяют   как   важное    самостоятельное
   направление. С этой целью необходимо:
       - Создать  эффективную   систему   "Технологическая   цепочка"
   лечения   и   реабилитации   больных   наркоманией  (детоксикация,
   стационарное   и/или    амбулаторное    лечение,    социально    -
   психологическая   реабилитация,   работа   в   группах   анонимных
   наркоманов);
       - Создать        эффективную       систему       превентивного
   (профилактического)  лечения  лиц,   с   пограничными   нервно   -
   психическими  расстройствами  и  имеющих  тенденцию  к потреблению
   психоактивных веществ и алкоголя (группа риска).
       - Обеспечить  соответствующие  стандарты  качества  лечебных и
   реабилитационных мероприятий.
       - Осуществить  систему профессиональной подготовки и повышения
   квалификации   персонала   лечебно   -   реабилитационных   служб,
   участвующих в реализации концепции;
       - Создать        организационные        предпосылки        для
   психопрофилактической  работы  с  семьями и родственниками больных
   наркоманией,  привлечения их к участию в реабилитационной работе с
   наркоманами;
       - Обеспечить   внедрение   новых    медицинских    технологий,
   медицинского  оборудования  и  новых  лекарственных препаратов для
   диагностики, лечения и реабилитации.
       Основной акцент  реабилитационных  программ будет направлен на
   подавление  влечения   к   психоактивным   веществам,   устранение
   зависимости, предупреждение рецидивов наркологических заболеваний,
   коррекцию      эмоциональных       нарушений,       восстановление
   трудоспособности, социального статуса и семейных отношений.
       С целью повышения эффективности  лечебно  -  реабилитационного
   процесса следует внедрить принцип динамической группировки больных
   в  зависимости  от  их   установки   на   отказ   от   потребления
   психоактивных  веществ,  который  является ведущим прогностическим
   фактором  формирования  ремиссии.  Это  связано  с  тем,  что  при
   объединении  в  одном месте больных с противоположными установками
   установка  на  отказ  от   наркотиков   разрушается,   и   больной
   возвращается  в круг привычной наркотизации.  Предлагаемая система
   динамической группировки потребителей наркотиков дает  возможность
   получить медицинскую, психологическую и социальную помощь на более
   раннем  этапе  большему  числу  больных,   а   также   рационально
   распределять    материальные   ресурсы   и   кадры   (медицинские,
   психологические и социальные).
       Фрагментарность лечения,  решение  только  узко  - медицинских
   задач или  попытка  решения  только  социально  -  психологических
   проблем   значительно   снижают   общую   эффективность.   Так,  в
   отечественной наркологии исторически сложилось,  что  в  отношении
   этих  больных  решались только медико - биологические задачи,  а в
   "западной" наркологии  -  преимущественно  психотерапевтические  и
   реабилитационные.   Оба   направления   по  отдельности  оказались
   недостаточно эффективными.  Однако практика показывает, что только
   сочетание  этих направлений при непременном разнообразии подходов,
   может считаться  эффективным  в  организации  лечебного  процесса,
   дающего  не  менее  20-30  %  годовых  ремиссий  при  добровольном
   обращении без специального отбора.
       Для группы  больных  с достаточно сформированной установкой на
   отказ от наркотиков предусматриваются такие организационные  формы
   лечебных программ, которые учитывают анонимность, добровольность и
   другие,  щадящие социальный  статус  больных,  принципы.  Из  форм
   социального    прессинга   здесь   бывает   достаточно   правильно
   организованной рекламной антинаркотической  пропаганды  и  рекламы
   соответствующих  лечебных программ.  Больной должен сделать выбор:
   на какой основе  он  собирается  строить  свои  взаимоотношения  с
   обществом и лечебными программами.
       Вместе с  тем,  комплексность   и   длительность   лечебно   -
   реабилитационных    мероприятий    имеют    свои    принципиальные
   особенности:  этапность и очередность  проведения  неотложных  или
   первоочередных  мероприятий.  Практика  лечебно - реабилитационной
   работы с больными наркоманиями и  токсикоманиями  показывает,  что
   эффективность  лечения,  определяемая процентом годовых ремиссий и
   процентом больных, остающихся в лечебной программе в течение года,
   зависит не  только  от  их  желания,  но также зависит от качества
   лечебного процесса и правильной его организации.
       Необходимо подчеркнуть,  что  основной  объем  наркологической
   помощи строится на принципах добровольности и  конфиденциальности.
   Вместе с тем, подход к определенным наркологическим больным должен
   быть как к социально - опасным.  В  случае  сочетания  потребления
   наркотиков с криминальной активностью (как правило - это больные с
   грубыми психическими расстройствами  и  расстройствами  поведения)
   необходима  организация  лечебных программ в условиях изоляции,  в
   том числе в ИТУ МВД с привлечением специалистов из  педагогической
   среды и избежанием репрессивных мер воспитания.
       6.7. Создание   городского   медико   -   социального   Центра
   профилактики наркомании.
       Главным недостатком  в   деятельности   комитетов,   комиссий,
   организаций  и  учреждений,  занимающихся  вопросами  профилактики
   наркомании,  лечения  и  реабилитации   наркологических   больных,
   является   отсутствие  единой  концепции  (стратегии)  подходов  к
   решению  проблемы,  их  ведомственная  разобщенность,   отсутствие
   системности  и  взаимосвязи в их функционировании,  что приводит к
   несогласованным действиям.  В настоящее время в некоторых регионах
   России  прослеживается  тенденция  к созданию Центров профилактики
   наркомании  при  органах  образования  или  комитетах   по   делам
   молодежи,  в  основном информационно - образовательного характера.
   Но такие Центры из-за своих узковедомственных интересов, а также в
   связи  с  тем,  что  проблема  наркомании  в большей мере является
   медикосоциальной,  не смогли стать  региональными  координирующими
   органами в вопросах эффективной и полномасштабной профилактической
   работы.  Преодолеть  это  можно,  создав  Центр   межведомственной
   координации  и  контроля,  сбора и анализа информации,  разработки
   единой стратегии и тактики, постоянного и оперативного мониторинга
   ситуации.  Создание  такого  Центра  - одна из наиболее актуальных
   задач Концепции.
       На городской   межведомственный   медико  -  социальный  Центр
   профилактики наркомании (ГЦПН) возлагаются следующие функции:
       - создание   единой   системы   координации  межведомственного
   сотрудничества в сфере профилактики наркомании;
       - распределение   внебюджетных  финансовых  потоков  в  рамках
   межведомственного сотрудничества;
       - создание базы данных,  научно - практической, методической и
   информационно - аналитической системы в профилактике наркомании; -
       мониторинг факторов     риска     развития     наркологических
   заболеваний,  эффективности лечения и реабилитации;
       - создание    и    реализация    научно    -     обоснованных,
   стандартизованных,  эффективных  моделей профилактики наркомании и
   медицинской реабилитации наркозависимых;
       - разработка и внедрение научно  -  обоснованных  программ  по
   профилактике наркомании;
       - участие в подготовке проектов нормативных актов;
       - создание для населения специализированной,  широко доступной
   социально - психологической  службы  для  раннего  выявления  лиц,
   имеющих склонность к употреблению психоактивных веществ;
       - организация  ранней   диагностики   пограничных   нервно   -
   психических,   психосоматических   расстройств  и  наркологических
   заболеваний с использованием современных компьютерных программ;
       - оказание социально - психологической, психотерапевтической и
   реабилитационной помощи пациентам,  имеющим проблемы (тенденции) с
   употреблением психоактивных веществ;
       - оказание амбулаторной лечебно - реабилитационной помощи  при
   нервно   -   психических,   психосоматических   и  наркологических
   заболеваниях;
       - обучение  врачей - наркологов,  педиатров,  психотерапевтов,
   медицинских   психологов   вопросам   организации    и    методике
   профилактической   работы   по   проблеме   наркомании,   оказанию
   психотерапевтической  и   социально   -   психологической   помощи
   наркологическим    больным.    Проведение    обучения   (постоянно
   действующие  семинары)  медицинских   и   социальных   работников,
   педагогов, психологов для работы с различными группами населения в
   рамках проблемы наркомании;
       - внедрение   новых  медицинских  технологий  в  профилактику,
   диагностику,  лечение и  реабилитацию  наркологических  больных  в
   амбулаторных условиях;
       - содействие  в  привлечении  к  лечению  нуждающихся  в  нем,
   установление контактов с семьями больных;
       - организация и проведение семейной психотерапии;
       - изучение  состояния  проблемы  наркологических заболеваний в
   г. Туле  и   проведение   социологических   и   эпидемиологических
   исследований;
       - создание информационно -  аналитической,  компьютерной  базы
   данных по всем направлениям проблемы;
       - проведение   санитарно   -   просветительной    работы    по
   психогигиене,   профилактике   психических,   психосоматических  и
   наркологических заболеваний.  Повышение  психологической  культуры
   населения,  особенно  в  сфере межличностного и семейного общения.
   Формирование понимания у людей необходимости позитивных  изменений
   в образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям;
       - редакционно - издательская деятельность;
       - оказание   населению   юридической   помощи   по   проблемам
   наркологических заболеваний;
       - создание  на своей базе обществ "Анонимные наркоманы" (АН) и
   "Анонимные алкоголики" (АА).
       Все вышеуказанные функции,  ГЦПН выполняет во взаимодействии с
   партнерами.
       Планируемый центр  может  стать  одним  из  звеньев в вопросах
   профилактики ВИЧ-инфекции среди  лиц,  потребляющих  психоактивные
   вещества.
       Создание Центра не должно означать автоматического упразднения
   работы  в  комитетах  и ведомственных структурах и перенацеливание
   всей проблемы на данный Центр.
       Центр является   бюджетной   организацией  и  при  этом  может
   оказывать  платные  медицинские  услуги  и  работать   в   системе
   добровольного  медицинского  страхования.  Взаимодействие  ГЦПН  с
   областными ЛПУ будут строится  на  договорных  условиях  с  учетом
   согласованных,   стандартов   качества   оказания  наркологической
   помощи.

                7. Усиление роли научных исследований и
               международного сотрудничества в программах
             профилактики наркомании и укрепления здоровья

       Основными направлениями должны стать следующие:
       - Разработка    новых    экономически   оправданных   методов,
   нацеленных  на  коррекцию  факторов  риска,   лежащих   в   основе
   формирования  физической  и  психической  зависимости в результате
   немедицинского потребления психоактивных веществ,  а  также  новых
   эффективных методов лечения и реабилитации.
       - Расширение международного сотрудничества.
       - Адаптация   демонстрационных   международных   программ   по
   профилактике наркомании и укреплению здоровья к местным условиям.
       - Внедрение  научных  разработок  в  деятельность практических
   учреждений.
       - Создание  новой  эффективной,  научно - обоснованной системы
   координации,  управления и  организации  профилактики  наркомании,
   лечения и социально - психологической реабилитации наркологических
   больных.

                             8. Заключение

       Обеспечение широкого охвата населения  комплексом  эффективных
   мероприятий    (управленческого,   социально   -   экономического,
   финансового,  профилактического и общеоздоровительного,  лечебно -
   реабилитационного,    общеобразовательного   и   др.   характера),
   естественно не может дать  сиюминутных  результатов.  Однако  опыт
   целого    ряда   высокоразвитых   стран   и   результаты   научных
   исследований,  проведенных  в  Российской  Федерации   в   системе
   Министерства   здравоохранения  по  формированию  среди  населения
   здорового образа жизни и профилактике психических  заболеваний,  в
   т. ч.  наркомании,  показывают,  что  планомерная  работа  в  этом
   направлении может привести  в  течение  5  лет  к  стабилизации  и
   снижению распространения   наркомании   и   ВИЧ-инфицирования   на
   территории города.
       Поэтому разработка настоящей Концепции и внедрение мероприятий
   по  ее   реализации   являются   для   г.   Тулы   актуальными   и
   своевременными,   более   того,   опережающими  эпидемиологическую
   ситуацию.
       Формирование городской  межведомственной  системы профилактики
   наркомании,  лечения и социально  -  психологической  реабилитации
   наркологических   больных,   а   также   контроль   и   постоянную
   координационную   деятельность   по   разработке   и    реализации
   соответствующих   программ   должен  осуществлять  Координационный
   Совет.  Рабочим (исполнительным) органом этого Совета должен стать
   медико - социальный Центр профилактики наркомании.
       Концепция, как важнейший  документ  стратегического  значения,
   принимается городской Думой и утверждается Главой города.
       Ход реализации Концепции должен ежеквартально  рассматриваться
   на Совете Управы города и Координационном Совете.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Хостинг от uCoz