ГУБЕРНАТОР
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2001 г. N 255
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО - ДИСПЕТЧЕРСКОЙ
СЛУЖБЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с постановлением губернатора Тульской области
от 01.03.2000 N 73 "О создании единой дежурно - диспетчерской
службы и центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций Тульской области" и в целях обеспечения деятельности
единой дежурно - диспетчерской службы Тульской области
постановляю:
1. Утвердить Концепцию создания и развития единой
дежурно - диспетчерской службы Тульской области (приложение 1).
2. Утвердить Положение о единой дежурно - диспетчерской службе
Тульской области (приложение 2).
3. Утвердить Инструкцию об обмене информацией о чрезвычайных
ситуациях и происшествиях между единой дежурно - диспетчерской
службой Тульской области, едиными дежурно - диспетчерскими
службами муниципальных образований, дежурно - диспетчерскими
службами объектов экономики, организаций и учреждений Тульской
области (приложение 3).
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ
Приложение 1
к постановлению губернатора
Тульской области
от 27.07.2001 N 255
КОНЦЕПЦИЯ
создания и развития единой дежурно - диспетчерской
службы Тульской области
I. Общие положения
Тульская область является одной из самых густонаселенных и
промышленно развитых областей центральной части России.
Численность населения области составляет 1 млн. 763,6 тыс.
человек, плотность населения на территории области 69 чел. на 1
кв. км. Наибольшая часть населения - 1434,6 тыс. человек (81,3 %)
проживает в промышленных городах и районах области, насыщенных
потенциально опасными объектами экономики. На территории области
размещено свыше 250 опасных производственных объектов, среди них
22 химически опасных объекта, в том числе 1-й степени химической
опасности - 3.
Общее количество используемых и хранимых видов аварийно -
химически опасных веществ (АХОВ) - 15,7 тыс. тонн, в том числе:
хлора - 0,6 тыс. тонн, аммиака - 14,7 тыс. тонн, 0,4 тыс. тонн
других видов АХОВ.
Протяженность железных дорог на территории области составляет
1113 км и 4,586 тыс. км автомобильных дорог, по которым
транспортируются опасные грузы всех категорий.
По области проходят магистральный подземный нефтепровод
"Рязань - Тула - Орел", протяженностью 130 км и 6 магистральных
газопроводов общей протяженностью 707 км с диаметром труб 720-1020
мм и рабочим давлением 55-75 кгс/см.
При максимальных уровнях подъема воды в реках области в зону
подтопления паводковыми водами по многолетним наблюдениям попадает
175 населенных пунктов, 2616 жилых домов с населением около 55
тысяч человек.
Ежегодно районы области подвергаются воздействию сильных
ветров со скоростью до 25-30 м/сек. и более.
Для территории области характерны оползневые процессы и
карстовые явления.
Все перечисленные факторы создают реальные предпосылки к
чрезвычайным ситуациям (ЧС), которые могут повлечь людские потери
и огромный материальный ущерб. Ежегодно в результате чрезвычайных
ситуаций и происшествий по области гибнет в среднем до 850
человек.
В этой связи необходима постоянная готовность органов
управления и сил областной подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
что в значительной степени определяется готовностью системы
управления, оперативностью прохождения информации, слаженными
действиями всех дежурно - диспетчерских служб (ДДС). В
распоряжении областной подсистемы РСЧС находится достаточное
количество сил и средств, позволяющих решать вопросы ликвидации
ЧС, но их применение затруднено ведомственной разобщенностью.
Кроме того, ликвидация крупных ЧС требует комплексного применения
сил и средств, что, в свою очередь, требует хорошей координации их
действий. Существующие ДДС не наделены координационными функциями
и не могут осуществлять общее руководство ликвидацией ЧС.
Ликвидацией крупномасштабных ЧС руководит областная комиссия
по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которая нуждается в четком и
достоверном информационном обеспечении и наличии органа
управления, оснащенного средствами связи и управления.
Существующие ДДС не в состоянии обеспечить качественную и
всестороннюю работу КЧС.
Таким образом, в этих целях должна функционировать единая
дежурно - диспетчерская служба (ЕДДС) Тульской области.
ЕДДС Тульской области создается при существовании служб 01,
02, 03, 04 и т.д., не заменяя их. Участниками ЕДДС Тульской
области являются также федеральные, областные, муниципальные,
городские службы (противопожарная, скорая медицинская, аварийно -
технические, коммунальные и другие), которые в случае ЧС участвуют
в комплексном и оперативном применении сил и средств, совместном
использовании имеющихся ресурсов для принятия неотложных мер.
II. Правовая основа создания
ЕДДС Тульской области
Единая дежурно - диспетчерская служба Тульской области
создается в составе главного управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Тульской области
(далее главное управление ГОЧС области) во исполнение:
- Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера";
- постановления Правительства Российской Федерации от 05
ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- Закона Тульской области от 23.01.98 N 75-ЗТО "О защите
населения и территорий Тульской области от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера";
- постановления губернатора Тульской области от 01.03.2000
N 73 "О создании единой дежурно - диспетчерской службы и центра
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Тульской
области".
ЕДДС Тульской области является вышестоящим органом для всех
ЕДДС муниципальных образований, ДДС на территории Тульской области
независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам сбора,
обработки и обмена информацией о ЧС и происшествиях, а также
координирующим органом по вопросам совместных действий ЕДДС и ДДС
в чрезвычайных ситуациях.
Все дежурно - диспетчерские службы области, независимо от
подчиненности, обязаны представлять в ЕДДС Тульской области
информацию о ЧС и происшествиях немедленно с последующим
письменным подтверждением.
ЕДДС области вменяется в обязанность проверка деятельности
ЕДДС муниципальных образований и существующих в области ДДС, в
полномочия которых входит решение вопросов гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
происшествий природного и техногенного характера.
Создание ЕДДС Тульской области не отменяет существующего до ее
появления в городских ДДС порядка приема от населения сообщений о
ЧС и происшествиях (по телефонам 01, 02, 03, 04 и др.).
III. Цель и основные задачи
Целью создания ЕДДС Тульской области является повышение
готовности администраций, диспетчерских и аварийных служб всех
уровней к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных
ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств
городских и областных служб при их совместных действиях по
предупреждению и ликвидации ЧС.
ЕДДС Тульской области предназначается для выполнения следующих
функций:
- координации деятельности в повседневной жизни единых
дежурно - диспетчерских служб муниципальных образований области,
существующих в области дежурно - диспетчерских служб федеральных и
областных органов исполнительной власти, местного самоуправления и
организаций, в полномочия которых входит решение вопросов
гражданской обороны (ГО), защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного
характера;
- своевременного осуществления оперативного реагирования на
чрезвычайные ситуации, происшествия, своевременного принятия
экстренных мер по защите жизни и здоровья людей, материальных и
культурных ценностей, окружающей природной среды при их
возникновении;
- обеспечения информационной поддержки управленческих решений
на всех уровнях, принимаемых в интересах обеспечения безопасности
населения и защиты окружающей природной среды.
Основные задачи ЕДДС Тульской области:
- координация действий существующих дежурно - диспетчерских
служб как в повседневной деятельности, так и при возникновении и
ликвидации ЧС;
- прием от ЕДДС муниципальных образований, ДДС объектов
экономики и организаций, населения информации о любых ЧС и
происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте
возникновения ЧС;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации,
доведение ее до ЕДДС муниципальных образований, ДДС и организаций,
в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- сбор от дежурно - диспетчерских служб, систем мониторинга
окружающей среды и распространение между ЕДДС муниципальных
образований, ДДС полученной информации об угрозе или факте
возникновения ЧС, требующих совместных действий областных служб и
служб муниципальных образований;
- обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и
уточнение состава дежурно - диспетчерских служб, привлекаемых для
реагирования на ЧС, их оповещение о ЧС;
- информирование о факте, масштабах ЧС и ходе ее ликвидации
губернатора области, начальника главного управления ГОЧС области,
глав администраций, комиссий по чрезвычайным ситуациям,
начальников органов управления ГОЧС всех уровней;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер
по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в
пределах установленных полномочий), направленных на защиту жизни,
здоровья людей, сохранение культурных и материальных ценностей;
- информирование ЕДДС муниципальных образований, ДДС,
привлекаемых к ликвидации ЧС, сил постоянной готовности, об
обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- представление докладов (донесений) об угрозе или
возникновении ЧС, сложившейся обстановке, действиях по ликвидации
ЧС вышестоящим органам управления по подчиненности;
- доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС до
ЕДДС муниципальных образований, ДДС и сил постоянной готовности,
контроль их выполнения;
- обобщение и учет информации о произошедших ЧС и
происшествиях, ходе работ по их ликвидации и представление
соответствующих докладов по подчиненности;
- взаимодействие с ЕДДС соседних областей при возникновении и
ликвидации ЧС регионального и территориального масштаба.
Пользователями ЕДДС Тульской области являются:
- губернатор области;
- главный федеральный инспектор в Тульской области;
- администрация области;
- главы муниципальных образований;
- комиссии по чрезвычайным ситуациям всех уровней;
- центр правительственной связи РФ в Тульской области;
- государственная противопожарная служба (служба 01);
- управление внутренних дел (УВД) (служба 02);
- скорая медицинская помощь (служба 03);
- АК "Тулаоблгаз" (служба 04);
- управление государственной инспекции безопасности дорожного
движения УВД области;
- Управление ФСБ по Тульской области;
- ОАО "Тулэнерго";
- Тульский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды;
- территориальный страховой фонд документации объектов
повышенного риска, систем жизнеобеспечения населения;
- Центр государственного санитарно - эпидемиологического
надзора в Тульской области;
- управление Тульского отделения Московской железной дороги;
- ГП ПРСО "Тулавтодор";
- комитет природных ресурсов по Тульской области;
- соединения, части и учреждения МО, МВД, дислоцированные на
территории Тульской области;
- службы гражданской обороны области, муниципальных
образований и объектов экономики, в том числе:
- автотранспортная служба ГО;
- служба газоснабжения ГО;
- служба защиты животных и растений ГО;
- служба защиты культурных ценностей ГО;
- инженерная служба ГО;
- служба материально - технического снабжения ГО;
- медицинская служба ГО;
- служба оповещения и связи ГО;
- служба охраны общественного порядка ГО;
- противопожарная служба ГО;
- служба снабжения ГСМ ГО;
- служба торговли и питания ГО;
- служба энергетики ГО.
IV. Техническое оснащение
Техническое оснащение ЕДДС Тульской области должно
обеспечивать надежное выполнение поставленных задач в режимах
функционирования РСЧС:
а) в мирное время в трех режимах:
- "Повседневной деятельности";
- "Повышенной готовности";
- "Чрезвычайной ситуации";
б) в военное время в любых условиях обстановки.
V. Перспективы развития
Дальнейшее совершенствование ЕДДС Тульской области должно
осуществляться в направлении создания областной системы
оперативно - диспетчерского управления (ОСОДУ). В ее состав должны
входить областная ЕДДС и ЕДДС муниципальных образований, ДДС
объектов экономики, существующие оперативные и аварийные
диспетчерские службы.
ОСОДУ Тульской области должна создаваться на базе существующей
в Тульской области системы связи и должна быть сопряжена с
существующими каналами связи.
В составе ОСОДУ Тульской области целесообразно иметь:
- основную систему управления, связи и передачи данных;
- резервную систему управления, связи и передачи данных;
- мобильный пункт управления (ПУ) губернатора области;
- мобильный ПУ главного управления по делам ГО и ЧС.
В связи с переходом ОАО "Тулателеком" на цифровые технологии
предстоит замена аналоговых систем связи и оповещения на
современные. Необходимо дальнейшее развитие УКВ радиосвязи на базе
информационно - навигационной системы "Лидер" с охватом 100%
территории области.
Приложение 2
к постановлению губернатора
Тульской области
от 27.07.2001 N 255
ПОЛОЖЕНИЕ
о единой дежурно - диспетчерской службе
Тульской области
I. Общие положения
1.1. Единая дежурно - диспетчерская служба (ЕДДС) Тульской
области функционирует в составе главного управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации области
(главное управление ГОЧС области) в соответствии с постановлением
Правительства России от 24 марта 1997 года N 334 "О Порядке сбора
и обмена информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
Законом Тульской области от 23.01.98 N 75-ЗТО "О защите населения
и территорий Тульской области от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера" для выполнения функций:
- координации деятельности в повседневной жизни единых
дежурно - диспетчерских служб муниципальных образований области,
существующих в области дежурных диспетчерских служб (ДДС),
федеральных и областных органов исполнительной власти, местного
самоуправления, объектов экономики и служб ГО области, в
полномочия которых входит решение вопросов гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
происшествий природного и техногенного характера;
- осуществления оперативного реагирования при угрозе или
возникновении чрезвычайных ситуаций, происшествий и своевременного
принятия экстренных мер по защите жизни и здоровья людей,
материальных и культурных ценностей, окружающей природной среды;
- обеспечения информационной поддержки управленческих решений
на всех уровнях, принимаемых в интересах обеспечения безопасности
населения и защиты окружающей природной среды;
- осуществления проверок деятельности ЕДДС муниципальных
образований, существующих в области ДДС, в полномочия которых
входит решение вопросов гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и
техногенного характера.
II. Цель и основные задачи ЕДДС Тульской области
2.1. Целью создания ЕДДС Тульской области является повышение
готовности администрации области, диспетчерских и аварийных служб
всех уровней к реагированию на угрозу или возникновение
чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых
сил и средств городских и областных служб при их совместных
действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.2. Основные задачи ЕДДС Тульской области:
- координация действий ДДС и ЕДДС муниципальных образований
как в повседневной деятельности, так и при возникновении и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС);
- прием от ЕДДС муниципальных образований, ДДС, объектов
экономики, организаций и населения информации о любых ЧС и
происшествиях;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации,
доведение ее до ЕДДС муниципальных образований, ДДС, объектов
экономики и организаций, в компетенцию которых входит реагирование
на принятое сообщение;
- сбор от ДДС, систем мониторинга окружающей среды и доведение
до ЕДДС муниципальных образований, ДДС полученной информации об
угрозе или факте возникновения ЧС, требующих совместных действий
областных служб и служб муниципальных образований;
- обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и
уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их
оповещение о переводе в высшие режимы функционирования ЕДДС;
- информирование о факте, масштабах ЧС и ходе ее ликвидации
губернатора области, председателя комиссии по чрезвычайным
ситуациям области (КЧС), начальника главного управления ГОЧС
области;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер
по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в
пределах полномочий, установленных губернатором области);
- информационное обеспечение работы центра управления в
кризисных ситуациях на период ликвидации ЧС;
- информирование ЕДДС муниципальных образований, сил
постоянной готовности, привлекаемых к ликвидации ЧС, об
обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- представление докладов (донесений) об угрозе или
возникновении ЧС, сложившейся обстановке и действиях по ликвидации
ЧС вышестоящим органам управления по подчиненности;
- доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до
ЕДДС муниципальных образований, ДДС и сил постоянной готовности,
привлекаемых к ликвидации ЧС, контроль их выполнения и организация
взаимодействия;
- обобщение и учет информации о произошедших ЧС и
происшествиях за сутки дежурства, ходе работ по их ликвидации и
представление соответствующих докладов по подчиненности;
- взаимодействие с ЕДДС соседних областей при возникновении и
ликвидации ЧС регионального и территориального масштаба.
III. Функционирование единой
дежурно - диспетчерской
службы Тульской области
3.1. Единая дежурно - диспетчерская служба Тульской области
функционирует как структурное подразделение главного управления
ГОЧС области.
3.2. ЕДДС Тульской области подчиняется начальнику главного
управления ГОЧС области. Непосредственное руководство осуществляет
заместитель начальника главного управления по оперативным
вопросам.
3.3. Руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ,
законами и нормативными актами РФ и Тульской области по
закрепленной сфере деятельности, а также настоящим Положением.
3.4. Осуществляет свои функции во взаимодействии с другими
подразделениями главного управления ГОЧС области, другими
организациями и учреждениями.
3.5. Местонахождение пункта управления (ПУ) ЕДДС Тульской
области: 300600, г. Тула, пр. Ленина, 2, или в отдельном
помещении, выделенном администрацией области.
3.6. ЕДДС Тульской области является вышестоящим органом для
всех ЕДДС муниципальных образований и ДДС на территории области по
вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС и
происшествиях, а также координирующим органом по вопросам
совместных действий ЕДДС и ДДС по организации экстренных мер,
направленных на защиту жизни и здоровья людей, материальных и
культурных ценностей, окружающей природной среды при ЧС.
Все дежурно - диспетчерские службы области, независимо от
подчиненности, обязаны представлять в ЕДДС Тульской области
информацию о ЧС и происшествиях немедленно с последующим
письменным подтверждением.
Создание ЕДДС Тульской области не отменяет существующего до ее
появления в городских ДДС порядка приема от населения сообщений о
ЧС и происшествиях (по телефонам 01, 02, 03, 04 и др.).
3.7. ЕДДС Тульской области функционирует круглосуточно и при
этом обязана:
- немедленно приступить к экстренным действиям по оповещению
населения, информированию ЕДДС муниципальных образований, ДДС и
координации их действий по предотвращению и (или) ликвидации ЧС
после получения необходимых данных;
- самостоятельно принимать решения на привлечение сил и
средств для проведения мероприятий по защите и спасению людей (в
пределах предоставленных полномочий), если возникшая обстановка не
дает возможности для согласования экстренных действий с
вышестоящими органами управления.
3.7.1. ЕДДС Тульской области несет ответственность за
своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и
спасению людей, материальных и культурных ценностей.
3.7.2. Круглосуточное дежурство ЕДДС Тульской области
осуществляется силами дежурных диспетчеров. По мере развития ЕДДС
Тульской области в состав дежурных смен могут включаться начальник
смены - старший диспетчер, дежурный диспетчер, а также специалисты
по обслуживанию ПЭВМ, средств связи и дежурные психологи.
3.8. ЕДДС Тульской области функционирует в трех режимах:
повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС),
чрезвычайной ситуации и осуществляет выполнение возложенных задач
согласно служебным инструкциям, утвержденным начальником главного
управления ГОЧС области.
3.8.1. В режиме повседневной деятельности ЕДДС Тульской
области осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в
готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение
ЧС. В этом режиме ЕДДС Тульской области обеспечивает:
- прием от ЕДДС муниципальных образований, ДДС, объектов
экономики, организаций и населения сообщений о любых чрезвычайных
ситуациях и происшествиях;
- обобщение, анализ информации о чрезвычайных ситуациях и
происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих
докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к применению программно -
технических средств автоматизации и средств связи;
- внесение необходимых дополнений и изменений в базу данных, а
также в структуру и содержание оперативных документов по
реагированию всех ЕДДС на ЧС.
3.8.1.1. ДДС в режиме повседневной деятельности действуют в
соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют
в ЕДДС Тульской области обобщенную статистическую информацию о ЧС
и предпосылках к ним за прошедшие сутки.
3.8.1.2. Сообщения о чрезвычайных ситуациях и происшествиях,
которые не относятся к их сфере ответственности принявшей их ДДС,
ЕДДС муниципального образования, незамедлительно передаются
соответствующей ЕДДС (ДДС) по предназначению. Сообщения, которые
ДДС идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС,
в первоочередном порядке передаются в ЕДДС Тульской области.
3.8.2. В режим повышенной готовности ЕДДС Тульской области,
привлекаемые ЕДДС муниципальных образований, а также ДДС
переводятся по команде начальника главного управления ГОЧС области
при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда требуются их
совместные действия. В этом режиме ЕДДС Тульской области
дополнительно обеспечивает:
- заблаговременную подготовку дежурно - диспетчерского
персонала к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС области,
начальника главного управления ГОЧС области, ЕДДС муниципальных
образований, ДДС и сил постоянной готовности;
- подготовку к развертыванию центра управления в кризисных
ситуациях;
- получение и обобщение данных наблюдения и контроля за
обстановкой в зоне возможной ЧС, на потенциально опасных объектах,
а также за состоянием окружающей среды;
- уточнение алгоритма действий ЕДДС Тульской области на
вероятную ЧС и плана взаимодействия с соответствующими ЕДДС
муниципальных образований и с ЕДДС соседних областей (при
необходимости);
- координацию действий ЕДДС муниципальных образований при
принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению их
последствий.
3.8.2.1. В этом режиме ДДС действуют в соответствии с
Положением об областной подсистеме РСЧС, инструкциями об обмене
информацией о ЧС по Тульской области и ведомственными
инструкциями.
3.8.3. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС Тульской области,
привлекаемые ЕДДС муниципальных образований и ДДС переводятся при
возникновении ЧС по команде начальника главного управления ГОЧС
области. В этом режиме ЕДДС Тульской области осуществляет решение
задач в полном объеме в составе Центра управления в кризисных
ситуациях главного управления по делам ГО и ЧС администрации
области или самостоятельно.
IV. Организационные вопросы
4.1. Численность ЕДДС области устанавливается в пределах
штатной численности главного управления ГОЧС администрации области
и бюджетных назначений, утвержденных Законом Тульской области на
соответствующий год.
ЕДДС Тульской области включает в себя подразделения:
- управление в составе начальника ЕДДС Тульской области и его
заместителя (заместитель начальника ЕДДС Тульской области является
начальником пункта управления);
- пункт управления дежурно - диспетчерской службы;
- информационно - аналитическую группу, включающую
специалистов по ПЭВМ, средствам связи, электронным картам и
планам.
По мере развития и совершенствования ЕДДС Тульской области ее
состав может изменяться. Для функционирования ЕДДС в ее составе
может создаваться автоматизированная информационно - управляющая
система (АИУС). Она может включать комплекс средств автоматизации,
узел связи с центром оповещения.
4.1.1. Пункт управления ЕДДС Тульской области представляет
собой стационарное рабочее помещение для дежурно - диспетчерского
персонала, оснащенное необходимыми техническими средствами и
документацией.
4.1.2. В состав технических средств пункта управления ЕДДС
Тульской области могут включаться:
- автоматизированное рабочее место (АРМ) губернатора области
(в составе ЦУКС);
- мобильный пункт управления губернатора области, оснащенный
портативной ЭВМ (Note book), мобильным (сотовым) телефоном,
спутниковым телефоном и радиомодемом для передачи информации по
телефону (в составе ЦУКС);
- мобильный ПУ главного управления ГОЧС области, содержащий
портативную ЭВМ (Note book), средства радио- и телефонной связи,
радиомодем, цифровой фотоаппарат (телекамеру), бортовую и носимую
видеокамеры с радиоканальным передатчиком;
- автоматизированное рабочее место (АРМ) начальника ЕДДС
Тульской области, оснащенное средствами ЭВТ и оргтехникой,
обеспечивающие ведение базы данных о ЧС, и средствами связи для
управления;
- АРМ начальника смены - старшего диспетчера (АРМ НССД);
- АРМ дежурного диспетчера по приему, анализу и обработке
информации от населения, ЕДДС муниципальных образований;
- АРМ визуализации картографической и справочной информации об
объектах в районе ЧС;
- комплект средств автоматизации для обработки поступающей
информации.
V. Порядок работы ЕДДС Тульской области
5.1. Информация о происшествиях, угрозе или возникновении ЧС
поступает в ЕДДС Тульской области от ЕДДС муниципальных
образований, ДДС, от вышестоящих, подчиненных и взаимодействующих
органов управления по выделенным каналам связи и проводной сети
общего пользования, а также от населения по единому выделенному
телефонному номеру.
При получении информации она записывается и циркулярно или
выборочно доводится до взаимодействующих ЕДДС (ДДС) муниципальных
образований, параллельно подключается система определения номера
абонента и автоматической записи разговора.
Дежурная смена ЕДДС Тульской области идентифицирует ЧС и
происшествия по полученной информации.
5.1.1. При классификации сложившейся ситуации, как "не
требующая совместных действий ЕДДС (ДДС)", ЕДДС Тульской области
передает управление соответствующей ЕДДС (ДДС) муниципального
образования, в компетенции которой находится реагирование на
случившееся.
5.1.2. В случае территориальной, региональной или
трансграничной ЧС дежурная смена ЕДДС Тульской области оценивает
обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств постоянной
готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжения на
необходимые действия и контролирует их выполнение.
Одновременно подготавливается формализованное сообщение,
согласно табелю срочных сообщений о факте ЧС и происшествии для
последующей циркулярной передачи задействованным ЕДДС (ДДС)
муниципальных образований и сил постоянной готовности РСЧС.
Информация о факте ЧС немедленно докладывается начальнику
главного управления ГОЧС области, оперативному дежурному главного
управления ГОЧС области, информируются взаимодействующие органы
управления и силы постоянной готовности РСЧС. По команде
начальника главного управления ГОЧС области производится
оповещение и персональный вызов членов областной КЧС.
Уточняется состав сил и средств постоянной готовности,
осуществляется их оповещение по указанию начальника главного
управления ГОЧС области, приведение в готовность к действиям по
ликвидации ЧС и происшествий.
Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и
действиях привлеченных сил и средств между ЕДДС (ДДС), обобщение и
анализ полученных данных, готовятся донесения и доклады
вышестоящим органам управления, информируются взаимодействующие
системы.
5.1.3. ЕДДС Тульской области обеспечивает информационную
поддержку деятельности администрации области и ее взаимодействие с
силами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
ЕДДС Тульской области создает и содержит базу данных о всех
имевших место ЧС, их характеристиках, силах и средствах,
принимавших участие в их ликвидации.
5.2. Организация несения дежурства.
На пункте управления ЕДДС Тульской области организуется
круглосуточное дежурство.
Состав и количество дежурных смен, их численность, режим
дежурства и порядок отдыха определяются начальником главного
управления ГОЧС области.
Дежурная смена ЕДДС Тульской области работает по утвержденному
начальником главного управления ГОЧС области графику. В состав
дежурных смен ЕДДС Тульской области могут включаться: начальник
смены - старший диспетчер и дежурный диспетчер. Кроме того может
назначаться технический персонал, обслуживающий средства связи,
автоматизации и другие технические средства, установленные на
пункте управления.
Дежурная смена обязана знать обстановку на территории Тульской
области, иметь данные о составе ЕДДС Тульской области, силах и
средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах
вызова.
Приложение 3
к постановлению губернатора
Тульской области
от 27.07.2001 N 255
ИНСТРУКЦИЯ
об обмене информацией о чрезвычайных
ситуациях и происшествиях между единой
дежурно - диспетчерской службой Тульской области,
едиными дежурно - диспетчерскими службами
муниципальных образований,
дежурно - диспетчерскими службами объектов
экономики, организаций и учреждений Тульской области
Настоящая инструкция уточняет порядок, сроки и формы обмена
информацией о чрезвычайных ситуациях (ЧС) и происшествиях между
единой дежурно - диспетчерской службой Тульской области (ЕДДС),
едиными дежурно - диспетчерскими службами муниципальных
образований и существующими ведомственными дежурно -
диспетчерскими службами (ДДС), установленные постановлением
губернатора Тульской области от 04.03.98 N 99 "О введении в
действие Инструкции о сроках и формах представления информации в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера".
ЕДДС Тульской области является вышестоящим органом для всех
ЕДДС и ДДС на территории Тульской области независимо от их
ведомственной принадлежности по вопросам сбора, обработки и обмена
информацией о ЧС и происшествиях, а также координирующим органом
по вопросам совместных действий ЕДДС и ДДС в чрезвычайных
ситуациях.
Создание ЕДДС Тульской области не отменяет существующего до ее
создания в ведомственных ДДС порядка приема от населения сообщений
о происшествиях (по телефонам 01, 02, 03, 04 и т.д.).
I. Порядок обмена информацией
1.1. Состав информации, подлежащей представлению в ЕДДС
Тульской области от ЕДДС и ДДС муниципальных образований.
1.1.1 ЕДДС муниципальных образований представляют в ЕДДС
Тульской области весь объем информации о ЧС и происшествиях
согласно постановлению губернатора области от 04.03.98 N 99. Кроме
того ЕДДС муниципальных образований представляют в ЕДДС области
информацию о ходе ликвидации ЧС, вводе сил и средств, выделенных
для ликвидации ЧС, о необходимости дополнительных сил и средств,
об окончании ликвидации ЧС.
1.1.2 Существующие дежурно - диспетчерские службы всех
учреждений и организаций, находящихся на территории Тульской
области, представляют в ЕДДС своего уровня, а при необходимости
непосредственно в ЕДДС Тульской области следующую информацию:
- органы управления ГОЧС всех уровней - о всех происшествиях,
ЧС и предпосылках к ним; о силах и средствах, выделенных для
ликвидации ЧС; ходе и окончании ликвидации ЧС;
- дежурные РОВД, ГОВД, УВД области - о всех массовых
беспорядках, взрывах в жилых домах и учреждениях, террористических
и экстремистских актах, о необходимой в связи с этим помощи для
защиты населения;
- дежурные УГИБДД УВД области - о всех дорожно - транспортных
происшествиях (ДТП) в результате которых погибло 5 и более или
пострадало 10 и более человек, а также если имеется необходимость
привлечения сотрудников других служб для оказания помощи и
спасения пострадавших, ликвидации последствий ДТП;
- диспетчер центрального пункта пожарной связи - о пожарах,
причинивших прямой материальный ущерб, превышающий 3420-кратный
минимальный размер оплаты труда, либо произошедших на
радиационных, химических, биологически вредных, энергетических
объектах, магистральных нефте- и газопроводах, а также с гибелью 5
и более или пострадавшими 10 и более человек, в лесных массивах и
торфянниках на площади 25 и более гектаров, зерновых культур на
корню или в валках на площади 5 и более гектаров, о силах и
средствах, выделенных для ликвидации пожара (ЧС);
- дежурные Федерального государственного учреждения "Центр
государственного санитарного - эпидемиологического надзора в
Тульской области" - о случаях и прогнозе развития массовых
инфекционных заболеваний среди людей, о каждом случае
экзотического и особо опасного инфекционного заболевания и
подозрения на них, эпидемий, пандемий, о силах и средствах,
выделенных для ликвидации ЧС;
- дежурные службы защиты животных и растений агропромышленного
комплекса и продовольствия области о всех случаях и прогнозе
возникновения энзоотий, эпизоотий, панзоотий, инфекционных
заболеваниях животных и водных организмов, в т.ч. невыясненной
этиологии: эпифитотиях, панфитотиях, болезнях сельскохозяйственных
растений невыясненной этиологии; массовых распространениях
вредителей растений; о силах и средствах, выделенных для
ликвидации ЧС;
- дежурные центра медицины катастроф - о фактах опасных и
массовых инфекционных заболеваний и эпидемий; о прогнозе и факте
санитарных потерь при ЧС; о фактах и результатах воздействия на
людей радиоактивного загрязнения, химического и биологического
заражения; о силах и средствах, выделенных для ликвидации ЧС;
- дежурные станции скорой медицинской помощи (СМП) - о всех
массовых вызовах СМП; о всех известных происшествиях, связанных с
вызовами СМП; о необходимой помощи для спасения (эвакуации)
больных (пострадавших); о силах и средствах, выделенных для
ликвидации ЧС;
- дежурные государственной инспекции по маломерным судам
(ГИМС) - о всех случаях (предпосылках) нарушений, связанных с
гибелью людей, авариях и катастрофах на водных бассейнах; о
необходимой помощи для спасения людей и ликвидации ЧС; о силах и
средствах, выделенных для ликвидации ЧС;
- дежурные центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей
среды - о прогнозе, возникновении и развитии стихийных
гидрометеорологических и гелиофизических природных явлений; об
экстремальном загрязнении окружающей природной среды
радиоактивными и химическими веществами; о гидрометеорологической
обстановке и прогнозе ее развития - ежесуточно;
- дежурные Управления федеральной службы безопасности по
Тульской области (УФСБ) - в объеме Перечня сведений, о получении
которых дежурные подразделения органов ФСБ и органов МЧС РФ
информируют друг друга;
- дежурные по гарнизону и воинским частям, дислоцированным на
территории Тульской области - о состоянии и нарушениях
безопасности потенциально опасных объектов Министерства обороны на
территории Тульской области; о силах и средствах, выделяемых для
ликвидации ЧС; о фактах и последствиях радиационно и химически
опасных аварий, несанкционированных взрывах боеприпасов;
радиоактивном, химическом и прочем загрязнении окружающей среды; о
пожарах на складах боеприпасов; о случаях самовольного оставления
военнослужащими воинских частей с оружием и боеприпасами; о
проведении мероприятий, представляющих опасность для населения и
территорий Тульской области;
- дежурные: АООТ "Туланефтепродукт", управления магистральных
газопроводов, ОАО "Тулэнерго", ОАО "Тулаоблгаз", МП
"Горводоканал", ОАО "Жилкомхоз" - о всех предпосылках и фактах
аварий и ЧС на магистральных и местных газопроводах,
продуктопроводах, нефтепроводах, линиях электропередач, системах
водо- и теплоснабжения, очистных сооружениях;
- дежурные диспетчеры потенциально опасных объектов,
расположенных на территории Тульской области, независимо от
ведомственной принадлежности - о всех предпосылках, фактах аварии
и ЧС, их масштабах и возможных последствиях, неотложных мерах по
защите работающего персонала и населения;
- дежурные (диспетчеры) ЖКХ всех уровней - об авариях на
системах жизнеобеспечения населения, их масштабах, возможной
продолжительности, последствиях и необходимой помощи;
- Тульское отделение Московской железной дороги - о фактах
возникновения ЧС и происшествий на железнодорожном транспорте, их
масштабах, возможных последствиях, о необходимой помощи для
ликвидации ЧС, нанесенном материальном ущербе;
- комитет по охране окружающей среды - об аварийных выбросах и
сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении
окружающей среды, нанесенном материальном ущербе;
- комитет по природным ресурсам области - об экстремальном
загрязнении подземных вод, опасных геологических процессах,
гидрогеодеформационном поле; о фактах аварийного и предаварийного
состояния напорных гидротехнических сооружений; о неотложных
противопаводковых мероприятиях; о всех фактах лесных и торфяных
пожаров, их масштабах, возможных последствиях и нанесенном
материальном ущербе; о фактах возникновения очагов массового
размножения вредителей леса и эпифитотий;
- ОАО "Тулателеком" - о фактах возникновения ЧС и
происшествиях на системах связи, их масштабе и возможных
последствиях в нарушении управления, связи и оповещения силами и
средствами РСЧС;
- Приокский округ госгортехнадзора - о предпосылках и фактах
аварий, ЧС на производствах, предприятиях и объектах, поднадзорных
Госгортехнадзору России, а также на транспорте при перевозках
опасных грузов;
- Тульский филиал института физики земли РАН - о прогнозе и
фактах землетрясений, их масштабах и возможных последствиях;
- органы местного самоуправления Тульской области - о
прогнозе, факте, масштабах и последствиях возникающих на
территории муниципального образования ЧС, включая размер
причиненного материального ущерба.
1.1.3. В ЕДДС Тульской области и ЕДДС муниципальных
образований все сообщения передаются устно и подтверждаются
письменно в формализованном виде, за исключением сообщений от
населения.
Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных
сообщений должны использоваться средства связи, оповещения и
автоматизации.
1.1.4. Вся информация о ЧС и происшествиях передается в
первоочередном обязательном порядке на безвозмездной основе.
Поступающая информация распространяется ЕДДС Тульской области,
ЕДДС муниципальных образований до всех заинтересованных ДДС,
организаций, органов управления, а при необходимости доводится до
населения.
1.1.5. Оповещение населения при возникновении ЧС
осуществляется в соответствии с инструкциями, утвержденными
руководителями органов ГОЧС, при которых созданы ЕДДС. В ЕДДС
муниципальных образований инструкции по оповещению утверждаются
главами муниципальных образований или их заместителями.
II. Сроки и формы обмена информацией
о ЧС и происшествиях
2.1 Информация об угрозе (прогнозе) ЧС (донесение по форме
1/ЧС) представляется немедленно по любому из имеющихся средств
связи с обязательным письменным подтверждением. В дальнейшем
уточненные данные представляются письменно через каждые 4 часа, а
при резком ухудшении обстановки - немедленно.
2.2 Информация о факте и основных параметрах ЧС (донесение по
форме 2/ЧС) представляется немедленно по любому из имеющихся
средств связи с обязательным письменным подтверждением. Уточненные
данные представляются письменно каждые 4 часа в течение первых
суток. В дальнейшем - ежесуточно к 7.00 по состоянию на 6.00.
2.3 Информация о мерах по защите населения и территорий,
ведении аварийно - спасательных и других неотложных работ
(донесение по форме 3/ЧС) представляется письменно не позднее 4
часов с момента уведомления о факте возникновения ЧС. В
последующем ежесуточно к 7.00.
2.4 Информация о силах и средствах, задействованных для
ликвидации ЧС (донесение по форме 4/ЧС), представляется письменно
не позднее 4 часов с момента уведомления о факте возникновения ЧС.
В последующем - ежесуточно к 7.00.
2.5 Формы донесений 1/ЧС - 4/ЧС приведены в приложении 3 к
постановлению губернатора от 04.03.98 N 99.
|