УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 27 июля 2001 г. N 03-с-1592@
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЕДИНОМ НАЛОГЕ
Управление МНС России по Тульской области, во исполнение пункта
2.6 Решения коллегии УМНС России по Тульской области от 20.07.2001
и в связи с поступающими от плательщиков единого налога на
вмененный доход (далее по тексту - ЕНВД) обращениями, вызванными
различным толкованием ими порядка определения величин физического
показателя при расчете ЕНВД, а также другими вопросами, связанными
с применением Закона Тульской области от 26.11.98 N 101-ЗТО (в
редакции последующих изменений и дополнений) "О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее по
тексту - Закон), направляет для сведения и руководства в работе
методические рекомендации, касающиеся определения величины
физического показателя и иных составляющих формулы расчета суммы
ЕНВД по деятельности в сфере розничной (стационарной) торговли
ГСМ, а также некоторые особенности, связанные с переводом на
уплату ЕНВД услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси.
1. По информации, содержащейся в запросах организаций -
плательщиков ЕНВД в сфере розничной торговли ГСМ, в расчет суммы
единого налога этими предприятиями принимается число "фактически
используемых" топливораздаточных колонок (ТРК), то же касается
определения количества ТРК, имеющих более одного пистолета. При
этом, плательщики ссылаются на положения Федерального закона от
31.07.98 N 148-ФЗ, устанавливающие некоторые понятия (вмененный
доход, базовая доходность и т.д.) а также письма Госнефтеинспекции
Тульской области, которые содержат данные об имеющем место выбытии
как ТРК в целом, так и одного или нескольких топливозаправочных
пистолетов у отдельных ТРК.
1.1. Согласно статье 2 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ
(в редакции последующих изменений и дополнений) "О едином налоге
на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее по
тексту - Федеральный закон), вмененный доход - потенциально
возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом
потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом
совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение
такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических
исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных
органов, а также оценки независимых организаций.
Указанная норма закона определяет не порядок, а дает понятие
вмененного дохода, то есть то, что под данным термином следует
понимать.
То же можно сказать и в отношении терминов "базовая доходность"
и "повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности".
Таким образом, на налоговые органы не возлагается обязанность
по сопоставлению условий получения фактического валового дохода
предприятия с доходом, вменяемым ему согласно Закону.
Поэтому предположение налогоплательщиков о том, что второй
статьей названного федерального закона указан порядок, в котором
подлежит регулированию вопрос определения вмененного дохода и
базовой доходности, является несостоятельным.
В соответствии с требованиями Федерального закона, особенности
взимания единого налога, помимо сфер предпринимательской
деятельности в пределах установленного федеральным законом
перечня, размера вмененного дохода и иных составляющих формул
расчета сумм единого налога, налоговых льгот, порядка и сроков
уплаты единого налога, определяются нормативным правовым актом
законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Тульской области, сумма
единого налога рассчитывается организациями самостоятельно
отдельно по каждому виду деятельности и по каждому отдельно
расположенному месту осуществления деятельности, под которым
(местом), как следует из статьи 1 Закона, понимается
специализированное место для торговли с помощью средств
стационарной торговли (АЗС).
Таким образом, сумма единого налога рассчитывается отдельно по
каждой АЗС с учетом ставки, значения базовой доходности, числа
физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской
деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов
базовой доходности.
При этом, как следует из норм Федерального закона, расчет по
конкретному месту осуществления деятельности (в данном случае АЗС)
необходимо производить только в том случае, если там (в месте)
осуществляется деятельность (применительно к данному случаю -
деятельность в сфере розничной торговли ГСМ).
В соответствии с Приложением 1 к Закону Тульской области,
физическим показателем, характеризующим деятельность в сфере
розничной стационарной торговли горюче-смазочными материалами,
является количество топливораздаточных колонок (ТРК).
Как следует из сноски <*> к Приложению 1, количество ТРК
определяется на основании технико-эксплуатационной документации,
согласованной с государственными надзорными и контролирующими
органами.
Таким образом, количество ТРК не ставится Законом в зависимость
ни от степени их эксплуатации (сменности), ни от количества
фактически эксплуатируемых ТРК на АЗС, а, по сути, в Законе лишь
имеется указание на то, что они должны быть зафиксированы в
специальном документе - технико-эксплуатационной документации.
Как следует из понятия "технико-эксплуатационная документация",
таковой документацией является та, которая требуется при монтаже
(установке) и эксплуатации оборудования на АЗС, т.е. необходимая
для обеспечения его своевременной наладки и правильной
эксплуатации (паспорт, формуляры и описания изделий, инструкции по
монтажу и эксплуатации, различные схемы, чертежи).
Применительно для целей расчета единого налога на вмененный
доход в качестве такой документации должны быть использованы
только паспорт АЗС и паспорта на ТРК, поскольку в них, например, в
паспорте АЗС, наряду с общими данными об АЗС (местонахождении,
характеристике территории, составе АЗС и т.д.) имеются данные об
оборудовании автозаправочной станции, в частности, о количестве и
моделях ТРК, установленных на этой АЗС.
Таким образом, для расчета единого налога необходимо, чтобы ТРК
(физический показатель) имелись в наличии на АЗС, т.е. были
установлены (смонтированы), о чем должна иметься соответствующая
запись в технико-эксплуатационной документации.
Предоставляемые налогоплательщиками письма Госнефтеинспекции
Тульской области содержат информацию о "находящихся в
эксплуатации" ТРК, а также о количестве "фактически используемых"
топливораздаточных пистолетов у многопистолетных ТРК.
Данные письма не могут рассматриваться в качестве технико-
эксплуатационной документации, поскольку являют собой лишь
сведения о том, сколько ТРК фактически находилось в эксплуатации в
отдельные (определенные) периоды, а значит, не могут служить
основанием для перерасчета сумм единого налога.
1.2. Согласно Приложению 6 к Закону о едином налоге, для
расчета единого налога на вмененный доход при реализации ГСМ через
ТРК, имеющим более одного пистолета, применяется коэффициент К8,
рассчитываемый по формуле, основанной на сопоставлении количества
ТРК, имеющим более одного пистолета, с общим количеством ТРК на
АЗС.
Закон не ставит порядок расчета данного коэффициента в
зависимость ни от фактического использования пистолетов при
осуществлении деятельности по розничной реализации ГСМ через ТРК,
ни от необходимости согласования их наличия с какими-либо
контролирующими органами.
Наличие одного или нескольких пистолетов определяется в
соответствии с конструктивной особенностью топливораздаточной
колонки и зависит в большей мере от ее модели, разработанной и
изготовленной предприятием - производителем, о чем имеется запись
в технической документации, прилагаемой изготовителем ТРК при ее
продаже.
Исходя из вышеизложенного, налоговому органу при проведении
камеральных и выездных налоговых проверок правильности исчисления
и уплаты ЕНВД от деятельности в сфере розничной стационарной
торговли ГСМ как для определения величины физического показателя
(в рассматриваемом случае - количество ТРК), так и для определения
моделей установленных на конкретной АЗС топливораздаточных
колонок, следует руководствоваться паспортом АЗС и паспортом
каждой ТРК.
Корректировку количества ТРК, находящихся на территории АЗС, в
расчетах по ЕНВД по каждому месту осуществления деятельности,
следует проводить только после внесения соответствующих изменений
в паспорт АЗС, то же касается и моделей ТРК, установленных на этой
АЗС.
2. В адрес УМНС России по Тульской области поступают запросы,
связанные с переводом на уплату ЕНВД деятельности организаций в
сфере оказания на коммерческой основе услуг по перевозке
пассажиров маршрутными такси и связанными с этим проблемами по
отнесению к транспортных средств к категории "маршрутного такси".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от
31.07.98 N 148-ФЗ, плательщиками единого налога на вмененный доход
являются организации и предприниматели, осуществляющие
деятельность, в том числе в сфере:
- оказания автотранспортных услуг предпринимателями и
организациями с численностью работающих до 100 человек, за
исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке
пассажиров маршрутными такси;
- оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров
маршрутными такси.
Статьей 2 Закона Тульской области о едином налоге на основании
положений Федерального закона установлен перечень видов
предпринимательской деятельности в соответствующих сферах.
Как видно из положений федерального и регионального законов о
едином налоге, перевозка пассажиров маршрутными такси является
самостоятельной сферой деятельности, специально выделенной из
деятельности по оказанию автотранспортных услуг.
Статьей 1 Федерального закона установлено, что единый налог на
вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с Федеральным законом и обязателен к уплате на
территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
определяются, наряду со сферами предпринимательской деятельности в
пределах установленного Федеральным законом перечня, размером
вмененного дохода и иными составляющими формул расчета сумм
единого налога, налоговыми льготами, порядком и сроками уплаты
единого налога и иные особенности взимания единого налога.
Статьей 1 Закона дано понятие "маршрутного такси" - это
автобусы особо малой вместимости (до 16 посадочных мест
включительно), осуществляющие на коммерческой основе в городах,
пригородном и междугородном (внутриобластном) сообщениях перевозки
пассажиров по установленным маршрутам.
Данное определение понятия "маршрутное такси", внесенное в
региональный Закон изменениями от 25.05.2000 N 183-ЗТО является
одной из особенностей применения единого налога на вмененный доход
на территории Тульской области, что полностью соответствует
Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном
транспорте, утвержденных Приказом министра автомобильного
транспорта РСФСР от 21.12.81 N 200.
Согласно Решению Тульского областного суда от 26.10.98, в
соответствии с пунктом 2 статьи 784 главы 40 части II Гражданского
кодекса РФ, общие условия перевозки определяются транспортными
уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии
с ними правилами. В силу пунктом 130 Правил организации
пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, перевозки
пассажиров классифицируются на автобусные, специальные и заказные,
легковые таксомоторные, маршрутные таксомоторные. Перевозка
пассажиров и их багажа в таксомоторах осуществляется в
соответствии с "Правилами пользования легковыми таксомоторами",
которые предусмотрели два вида легковых таксомоторов: маршрутное
такси и такси индивидуального пользования, где в качестве
перевозочного средства могут использоваться микроавтобусы типа РАФ
и легковые автомашины типа "Волга" и "Москвич". Применение иных
марок автобусов большой или особо большой вместимости в качестве
маршрутного такси Правилами не предусматривается.
Таким образом, определение "маршрутное такси", данное
региональным Законом о едином налоге, в полной мере соответствует
действующим нормам федерального законодательства. Деятельность по
перевозкам пассажиров автобусами марки РАФ, Газель, УАЗ полностью
удовлетворяет содержащемуся в статье 1 Закона определению
"маршрутного такси".
В этой связи, при осуществлении перевозок пассажиров за плату
на автобусах с числом посадочных мест до 16 человек (включая место
водителя) в пределах Тульской области - городским, пригородным и
междугородним маршрутам ваша организация будет являться
плательщиком единого налога на вмененный доход. Маршрут следования
маршрутного такси может проходить как по муниципальным маршрутам,
установленным органами местного самоуправления, так и по
таксомоторным и заказным (согласно договору).
Заместитель руководителя
Управления - государственный
советник налоговой службы III ранга
И.А.ЧЕРНЫХ
|