ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
3-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2001 г. N 21/497
21-е заседание
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ
"ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Тульская областная Дума постановляет:
1. Утвердить рекомендации депутатских слушаний "Проблемы
реализации демографической политики в Тульской области"
(прилагаются).
2. Направить настоящее Постановление в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации, губернатору области.
3. Контроль за выполнением Постановления возложить на комитет
по науке, образованию, культуре, молодежной политике, физической
культуре и спорту.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы
О.Д.ЛУКИЧЕВ
Приложение
к Постановлению
Тульской областной Думы
от 20.12.2001 N 21/497
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ
"ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
На протяжении последнего десятилетия Россия переживает
серьезный демографический кризис, охвативший все основные
демографические процессы: рождаемость, смертность, миграцию. По
предварительной оценке Госкомстата России, численность постоянного
населения на начало 2001 года сократилась по сравнению с 2000
годом более чем на 750 тыс. человек и составляла 144,8 млн.
человек.
Главная причина депопуляции - естественная убыль населения.
Устойчивая и долговременная естественная убыль населения
сложилась в подавляющем большинстве субъектов Российской
Федерации, в том числе и в Тульской области, которая является
одним из лидеров по темпам депопуляции. За последние 30 лет
население области сократилось почти на 300 тыс. человек.
В общей структуре населения мужчины составляют 45,4 процента,
женщины - 54,6 процента. Средний возраст жителей области - 40,9
года. Доля населения в трудоспособном возрасте составляет 57,3
процента в общей структуре населения. Доля пенсионеров в общей
численности населения составляет 34,5 процента.
В 2000 году в области родилось 11657 человек. Показатель
рождаемости остался практически на уровне последних трех лет и
составил 6,8 промилле. В первом полугодии 2001 года родилось 6165
детей, что дает прогнозную рождаемость 7,2 на 1000 населения.
Демографическая ситуация в области усугубляется постоянным
ростом смертности населения. В 1998 году этот показатель составил
18,2 промилле на 1000 населения, в 1999 году - 20,2. В 2000 году в
области умерло 36272 человека, или 20,9 умерших на 1000 населения.
По прогнозам на 2001 год в области будет зарегистрировано 21,6
умерших на 1000 населения. Коэффициент смертности населения в
трудоспособном возрасте составляет 854,9 на 100 тысяч лиц
трудоспособного возраста.
Уровень смертности населения в Тульской области в 3,1 раза
превышает рождаемость. Естественная убыль населения области по
годам в расчете на 1000 населения составила:
1998 1999 2000 2001 (6 мес.)
11,2 13,7 14,1 14,4
Определенную роль компенсирующего фактора естественной убыли
населения играют миграционные процессы, которые, однако, не могут
в значительной степени изменить существующую ситуацию.
За период с 1992 года в Тульской области увеличилось число
мигрантов. Официально статус беженца и вынужденного переселенца
получили 19071 человек.
Негативные демографические тенденции сопровождаются ухудшением
здоровья населения.
В области 17,8 процента супружеских пар страдают бесплодием.
Ухудшается здоровье детей. По результатам профилактических
осмотров более 70 процентов детей имеют различные отклонения в
состоянии здоровья. Структура населения области относится к
регрессивному типу. Доля детей в ней в два раза меньше, чем доля
прародителей. Снижение рождаемости и развитие на этом фоне
негативных процессов структурного характера ведут к дальнейшему
старению населения области.
В настоящее время численность лиц, входящих в трудоспособный
возраст, начинает уступать численности выходящих из него. Эта
ситуация особенно обострится в 2007 году.
В течение последних лет в Тульской области предпринимаются
определенные меры по регулированию демографических процессов.
Приняты Законы Тульской области "Об оплате труда приемных
родителей и льготах, предоставляемых приемной семье", "О защите
прав ребенка", "О защите прав граждан по созданию семьи и
сохранению ее здоровья на территории Тульской области", "Об
областных целевых программах по улучшению положения детей в
Тульской области на 2001 - 2002 годы".
В настоящее время Тульской областной Думой принят в первом
чтении проект областного Закона "О государственной семейной и
демографической политике в Тульской области".
Оптимизации демографической политики в Тульской области также
содействуют федеральные целевые программы: "Дети Чернобыля",
Программа оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья
населения Тульской области; областные целевые программы:
"Безопасное материнство", "Дети - инвалиды", "Поддержка семьи",
"Дополнительной поддержки здравоохранения", "Комплексные меры
борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом
наркотиков в Тульской области на 2001 - 2003 гг.",
"Вакцинопрофилактика на 1999 - 2000 гг. и на период до 2005 года".
С 1995 года реализуется Концепция семейной политики Тульской
области.
За период с 1998 по 2001 год в области открыт целый ряд
учреждений здравоохранения: областной перинатальный центр,
областной детский эндокринологический центр, детская областная
больница, цех по выпуску детского лечебного питания, родильный дом
в г. Алексине, районная больница в г. Белеве; велось укрепление
материально - технической базы детских лечебных учреждений и
учреждений родовспоможения.
Принимаемые администрацией области меры способствуют смягчению
социальной обстановки в области защиты материнства и детства, но
не могут кардинально изменить демографическую ситуацию в области,
в частности, репродуктивное здоровье населения.
Современная демографическая ситуация как в целом в России, так
и на региональном уровне требует принятия неотложных мер
государственной поддержки демографической политики.
На основании вышеизложенного участники депутатских слушаний
рекомендуют:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации:
- ускорить принятие проектов федеральных законов "О социальной
поддержке многодетных семей в Российской Федерации", "О внесении
изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей".
2. Правительству Российской Федерации:
- предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на
реализацию федеральной экспериментальной программы комплексных мер
по улучшению демографической ситуации в Тульской области;
- обеспечить систему мер государственной поддержки молодых
семей в решении жилищных проблем как на краткосрочную, так и на
долгосрочную перспективу.
3. Администрации области:
- ежегодно представлять в Тульскую областную Думу доклад о
состоянии и тенденциях демографического развития Тульской области
и мерах, предпринимаемых администрацией области для ее улучшения;
- обеспечить единый мониторинг демографической ситуации области
с включением массива данных по всем параметрам социально -
демографического развития;
- предусмотреть в областном бюджете ежегодное выделение средств
на бесплатное обследование учащихся и студентов до окончания
учебного заведения (в контексте репродуктивного здоровья);
социальную защиту беременных женщин; бесплатную медицинскую помощь
бездетным супружеским парам, желающим иметь детей;
- разработать федеральную экспериментальную программу
комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Тульской
области;
- разработать областную программу стабилизации демографической
ситуации на период 2002 - 2005 годы (срок: конец I квартала 2002
года).
4. Тульской областной Думе:
- продолжить работу по созданию и совершенствованию
законодательной базы по вопросам демографии, защиты интересов
семьи, материнства, отцовства и детства.
5. Средствам массовой информации:
- активизировать работу по пропаганде здорового образа жизни, в
том числе в отношении абортов и средств контрацепции; ценности
семьи как среды обитания, развития, жизнедеятельности.
|