ТУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
2-го созыва
3-е заседание
РЕШЕНИЕ
от 23 января 2002 г. N 3/40
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ
И ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ Г. ТУЛЫ
В целях решения проблем занятости молодежи г. Тулы,
формирования скоординированной политики занятости, обеспечивающей
стабильное развитие и подготовку трудовых ресурсов, и во
исполнение Федерального Закона "О занятости населения в Российской
Федерации" и программы "Содействие занятости населения города Тулы
на 2001 - 2003 гг.", Тульская городская Дума решила:
1. Принять Концепцию развития системы трудовой подготовки и
политики занятости молодежи г. Тулы (приложение).
2. Управе г. Тулы:
2.1. Разработать мероприятия по реализации основных направлений
Концепции развития системы трудовой подготовки и политики
занятости молодежи г. Тулы.
2.2. Обратиться в Департамент образования Администрации
Тульской области (Жданова Н.И.), Совет директоров предприятий
города (Пушкин Н.М.) с предложением принять участие в разработке
мероприятий по реализации основных направлений Концепции развития
системы трудовой подготовки и политики занятости молодежи г. Тулы.
3. Предложить Государственному учреждению Тульский городской
центр занятости населения Тульской области (Агеев А.А.)
разработать программу "Содействие занятости молодежи на 2002 -
2003 гг.".
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
исполнительного директора Управы г. Тулы - первого заместителя
Главы города Арсентьева В.В.
5. Решение вступает в силу со дня его подписания.
Глава города Тулы -
председатель Тульской
городской Думы
С.И.КАЗАКОВ
Приложение
к решению Тульской
городской Думы
от 23.01.2002 N 3/40
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ И
ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
Г. ТУЛЫ
Введение
Положение молодежи на рынке труда, как и других групп
населения, в конечном счете, определяется соотношением спроса и
предложения, конкурентоспособностью, зависящей от уровня
квалификации, профессиональной подготовки молодых людей,
приобретенных ими трудовых навыков, принадлежности к занятой или
безработной части рабочей силы, развития способностей к труду
молодых кадров, их образовательного уровня.
В условиях структурной перестройки экономики формирование
профессионально - квалификационной составляющей кадров, процесс их
совершенствования и обновления, качественные характеристики труда
оказывают важное влияние на перспективы социально - экономического
развития г. Тулы.
Несомненно, что именно молодежь, составляя третью часть
трудоспособного населения города, является основным источником и
определяющим двигателем социального и экономического развития.
Такой подход к данной группе населения на рынке труда, оценке ее
роли и значения способен породить политику, работающую с
опережением ситуации, вовремя разрабатывать и вводить активные
меры содействия занятости.
Многочисленные исследования в области молодежной занятости
показывают, что в настоящее время особое внимание следует уделять
несовершеннолетним гражданам и молодежи, впервые ищущей работу
(выпускникам учебных заведений).
Отличительными особенностями выделенных групп являются:
отсутствие достаточной квалификации, практического опыта и навыков
работы, специального, а иногда и общего среднего образования;
недостаточная скоординированность работы семьи, службы занятости,
учебных заведений в области профессиональной ориентации и трудовой
мотивации молодых людей, их завышенная самооценка и максимализм.
Вместе с тем, каждая из этих групп представляет собой ресурс
общества в наиболее значимых сферах хозяйствования.
Таким образом, существует проблема занятости молодежи, суть
которой в отсутствии должных условий (социальных, правовых и др.)
для ее полноценного развития и самореализации.
Складывающаяся неблагоприятная ситуация для молодежи на рынке
труда требует принятия целого комплекса компенсационных мер со
стороны Управы г. Тулы, работодателей, службы занятости и других
заинтересованных структур.
Проблемы, возникающие у молодежи в трудовой сфере, необходимо
решать не только с учетом молодежной ситуации, но и работая на
перспективу. Прежде всего, отношение к молодежи должно быть как к
стратегическому ресурсу общества - в этом смысл и стержень
стратегии Концепции развития системы трудовой подготовки и
политики занятости молодежи г. Тулы (далее Концепция).
I. Положение молодежи на рынке труда г. Тулы
Анализ ситуации, сложившейся на рынке труда г. Тулы, показал,
что проблемы занятости остаются одними из сложных для решения в
ряду социальных проблем молодежи. Доля молодежи, среди
обратившихся в службу занятости г. Тулы на протяжении последних
лет, составляет около 30 процентов и выше (1995 г. - 29,94
процента; 1996 г. - 34,42 процента; 1997 г. - 30,64 процента; 1998
г. - 31,47 процента; 1999 г. - 30,67 процента; 2000 г. - 36
процента).
Молодежный рынок труда на территории города складывается из
незанятой молодежи, окончившей учебные заведения, высвобожденных с
предприятий и организаций, демобилизованных из рядов Вооруженных
Сил, мигрантов, а также школьников, желающих трудиться во
внеучебное время и в период летних каникул.
Характерная черта регистрируемой молодежной безработицы -
высокий профессиональный уровень. Около двух третей обращающихся в
службу занятости г. Тулы - молодые люди со средним
профессиональным и высшим образованием.
Проблема трудоустройства выпускников школ, начальных, средних и
профессиональных учебных заведений приобретает все большую остроту
даже на далеко не благоприятном фоне трудоустройства
представителей других групп молодежи, что связано с экономическим
состоянием общества.
Одним из стабилизирующих факторов на рынке труда является
необходимость сбалансированности предложений и спроса на рабочую
силу. Сложившаяся к настоящему времени система образования не
соответствует потребностям производства. С одной стороны, налицо
значительное перепроизводство специалистов по отдельным
специальностям (юристы, психологи, преподаватели, экономисты,
бухгалтеры, инженеры - механики, инженеры - строители), с другой -
еще не отработаны механизмы социального заказа на профессии,
пользующиеся сейчас наибольшим спросом (токарь, фрезеровщик,
каменщик и др.).
Ситуация осложняется тем, что незанятость несовершеннолетних
учебой или работой является базой для криминогенной обстановки.
Проведенные социологические исследования показали, что
складывающаяся неблагоприятная обстановка для молодежи на рынке
труда города зависит:
- от сложившейся к настоящему времени структуры общественного
производства;
- от абсолютного квалификационного дисбаланса между системой
профессионального образования и запросами становящегося рынка;
- от несформированности плана профессионального определения
модели трудовой карьеры, нереалистичности представлений о
профессии;
- от неадекватной оценки собственных профессиональных
интересов;
- от трансформации сложившихся стереотипов.
Учитывая значительную численность молодых людей в составе
незанятых, их потенциальную готовность к решительным действиям для
достижения собственного благополучия, высокий инновационный
потенциал молодежи, ясно, что эта социально - демографическая
группа общества требует самого пристального внимания и участия в
решении ее проблем. Важно отметить, что в условиях структурной
перестройки проблемы занятости молодежи приобретают новые
свойства.
Поэтому необходима современная, отвечающая запросам XXI века
концепция занятости молодежи г. Тулы в виде скоординированной,
интегральной политики, обеспечивающей полноценное развитие и
самореализацию молодежи.
II. Цель и приоритеты Концепции
Концепция развития системы трудовой подготовки и политики
занятости молодежи г. Тулы определяет стратегию и основные
направления разрешения социальных противоречий и повышения
конкурентоспособности молодежи на рынке труда, обеспечения
максимально полного использования инновационного потенциала
молодых людей в экономическом развитии общества.
Концепция призвана преодолеть противоречия, обусловленные
ведомственной разобщенностью образовательных, промышленных и
управленческих структур, занимающихся вопросами трудовой
подготовки, самоизоляцию от их проблем и нужд г. Тулы в области
кадровой политики, народного хозяйства.
Цель Концепции - активизация реформаторских мер в области
занятости молодежи, согласование происходящих на рынке труда г.
Тулы процессов с механизмами трудоустройства для перехода к
стабильному развитию и подготовке трудовых ресурсов, реализация
делового потенциала молодежи, являющейся на рынке труда важнейшим
фактором экономических, социальных, политических перемен, придания
работе с данной категорией целенаправленного, систематического
характера.
Уделяя первостепенное внимание развитию системы трудовой
подготовки молодежи, при обсуждении вопросов о перспективах
развития молодежного рынка труда Концепция призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, развитие и
распространение трудовых традиций города;
- обновление аспектов трудовой подготовки, отражающих изменения
в сфере экономики, науки, техники и технологий;
- непрерывность получения профессионального образования
(начального, среднего, высшего);
- многообразие типов и видов образовательных учреждений
(общеобразовательных школ, межшкольных учебных комбинатов,
учреждений начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования);
- вариативность образовательных программ, обеспечивающих
подготовку специалистов различных категорий;
- преемственность уровней и ступеней трудовой подготовки;
- подготовку высокообразованных людей и квалифицированных
специалистов для нужд города.
Реализация Концепции позволит решить задачи, которые в общем
виде заключаются в следующем:
- предоставление молодежи возможности осуществлять свое право
на труд и достойное существование;
- оказание регулирующего воздействия на социально -
конструктивное развитие цивилизованного рынка труда г. Тулы;
- создание для молодежи благоприятных условий включения в
производственную деятельность с тем, чтобы предотвратить такие
негативные следствия кризисной социально - психологической
адаптации, как долгосрочная безработица, социальное иждивенчество,
деградация личности, рост маргинальной среды, различного рода
девиаций;
- обеспечение занятости и равных возможностей в трудоустройстве
всех групп молодежи на базе развития рациональных форм базового
образования и профессиональной подготовки;
- принятие дополнительных экономических, финансовых мер и
административных решений в целях сохранения и создания для
безработной части молодежи необходимого количества рабочих мест,
усиления ее социальной защиты.
III. Основные направления Концепции
В условиях структурной перестройки экономики основными
положениями Концепции являются:
- обеспечение условий для достижения экономической
самостоятельности и реализации фундаментального права молодых
людей на труд и свободный выбор деятельности в соответствии с их
интересами;
- разработка долгосрочных и краткосрочных экономических
прогнозов профессионального спроса;
- проведение анализа потребностей города в специалистах
высшего, среднего и начального профессионального образования с
целью выработки предложений по обеспечению баланса между
качественным и количественным составом выпускников тульских
учебных заведений и реальными потребностями рынка труда г. Тулы;
- разработка и совершенствование системы проведения комплексных
научных исследований по проблемам молодежи на рынке труда г. Тулы;
- использование практики социального партнерства в целях
обеспечения взаимосогласованных, совместных действий в области
обеспечения занятости молодежи;
- расширение использования средств массовой информации в
вопросах информативности молодежи о потребностях местного рынка
труда, об учебных заведениях и профессиях с целью пропаганды и
реализации основных целей и задач трудовой подготовки, возрождения
трудовых традиций;
- совершенствование системы образования, обеспечивающей высокое
качество подготовки молодой рабочей силы в соответствии с
потребностями экономики;
- введение гибких сроков подготовки завершения обучения в
начальных, средних и высших учебных заведениях;
- создание в начальных средних и высших профессиональных
учебных заведениях подразделений по трудоустройству выпускников и
маркетинговых исследований на рынке труда;
- обеспечение координации деятельности учебных заведений,
предприятий, службы занятости населения, средств массовой
информации, общественных организаций в сфере профессиональной и
психологической поддержки населения;
- содействие переходу от разрозненных, фрагментарных мер к
интегрированным действиям всех субъектов, участвующих в
профориентационной работе с молодежью;
- обеспечение на основе углубленной профориентационной работы с
молодежью организации непрерывного образования в целях повышения
качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями
рынка труда г. Тулы;
- организация взаимодействия служб профориентации с семьей,
школой и предприятиями для консультаций молодежи и их родителей;
- содействие трудовой миграции молодых специалистов в районы,
где есть спрос на их профессии и уровень квалификации;
- организация временной (в свободное от учебы время) занятости
молодежи;
- разработка экономического механизма обеспечения
функционирования системы содействия трудоустройству
несовершеннолетних и выпускников учреждений профессионального
образования;
- обеспечение дополнительных гарантий занятости выпускников
учебных заведений через содействие их трудоустройству путем
частичной компенсации оплаты труда;
- разработка и введение технологии процедуры профилирования
молодых безработных в качестве основы для планирования и
реализации программы занятости;
- индивидуализация активных программ с учетом профиля молодых
безработных.
Признавая систему трудовой подготовки молодежи сферой наиболее
благоприятных условий для выявления ее творческих способностей,
воспитания в ней трудолюбия, получения профессионального
образования различного уровня, Концепция обеспечивает:
- правовые, социально - экономические условия для приоритетного
развития системы трудовой подготовки, организацию
производительного труда предприятиями в муниципальных учебных
комбинатах, центре образования N 1, учебных цехах, участках,
рабочих местах самих предприятий;
- расширение границ профориентационной деятельности через
доступ безработных граждан к информационным программам и базам
данных, учебной и другой литературе на базе Центра занятости
населения;
- возрождение учебных цехов (участков), аттестованных рабочих
мест на предприятиях для соединения обучения с производительным
трудом, переоснащение и дооборудование школ, межшкольных учебных
комбинатов и иных образовательных учреждений, осуществляющих
трудовую подготовку и профессиональное образование молодежи;
- развитие сети профильных (инженерных) классов в рамках
непрерывного образования с необходимым увеличением количества
часов на реализацию образовательной области "Технология" и иных
форм организации профессиональной подготовки молодежи;
- поддержку различных форм самоорганизации молодежи в сфере
профессиональной подготовки.
IV. Меры по реализации основных направлений
Концепции и ожидаемые результаты
Важнейшими условиями по реализации основных положений Концепции
являются следующие меры:
- разработка программ занятости работников предприятий с учетом
проблем молодежи;
- активизация на предприятиях использования гибких форм
занятости, предусматривающих за счет имеющихся рабочих мест
предоставление возможности трудиться большему числу молодых людей;
- изыскание возможности выделения необходимых средств ГУ ТГЦЗН
Тульской области и предприятиями города на подготовку кадров, а
также опережающую переподготовку высвобождающихся работников в уже
сферах приложения труда;
- формирование системы непрерывного образования, включая
обучение на рабочем месте;
- проведение исследования рынка образовательных услуг, рынка
труда молодых специалистов и потребностей в молодых специалистах
со стороны предприятий, организаций и учреждений г. Тулы для
подготовки:
- аналитических обзоров статистической информации по рынку
образовательных услуг и рынку труда молодых специалистов;
- рекомендаций по формированию механизма взаимосвязи рынка
труда и рынка образовательных услуг;
- разработка концепции взаимодействия профессиональных учебных
заведений с предприятиями г. Тулы для содействия трудоустройству и
занятости выпускников;
- внедрение многоступенчатой подготовки специалистов и рабочих
по расширенному спектру смежных и разнопрофильных профессий, а
также и на расширение масштабов профессиональной подготовки
молодежи до ее поступления на работу;
- разработка и апробация учебной программы для учебных
заведений педагогического профиля с целью подготовки будущих
учителей к изучению со школьниками основ профориентологии;
- разработка комплекса специальных мероприятий, направленных на
оказание социальной помощи подрастающему поколению, другим
категориям граждан в их профессиональном становлении и выборе
оптимального вида занятости с учетом их потребностей, возможностей
и социально - экономической ситуации на рынке труда г. Тулы;
- заключение соглашений о сотрудничестве между работодателями,
учреждениями профессионального образования и службой занятости
населения, в целях формирования социального заказа на подготовку
специалистов, необходимых для стабильного функционирования
народнохозяйственного комплекса г. Тулы;
- оказание поддержки молодым людям, имеющим статус
безработного, через организацию самозанятости, консультационные
услуги, обучение, при необходимости предоставление финансовой
помощи в открытии собственного дела.
Схема привлечения предприятий, учреждений и организаций по
реализации основных направлений Концепции - в приложении к ней.
Реализация основных направлений Концепции политики занятости
молодежи поможет:
- объективно оценить существующее положение, а также
спрогнозировать тенденции, проявляющиеся в перспективе на
молодежном рынке труда;
- выровнять возможности молодежи как субъекта рынка труда с
другими его участниками, обеспечить наиболее полное использование
инновационного потенциала молодых туляков в развитии общества;
- обеспечить профессиональную подготовку через реализацию
образовательной области "Технология" и бесплатное начальное
профессиональное образование всех желающих;
- совершенствовать подготовку к получению среднего и высшего
профессионального образования (на конкурсной основе), включая
выпускников муниципальных учебных комбинатов, центра образования N
1 и иных образовательных учреждений;
- обеспечить высокую занятость выпускников, получивших
профессиональное образование всех уровней;
- сбалансировать количественную и качественную подготовку
специалистов для нужд г. Тулы;
- повысить уровень адаптивности выпускников Тульских
профессиональных учебных заведений к рынку труда г. Тулы.
V. Источники финансирования
Для реализации целей Концепции политики занятости молодежи
предусматриваются следующие формы финансирования:
- федеральный бюджет, бюджет области и бюджет города в пределах
выделенных средств ГУ ТГЦЗН Тульской области на очередной
финансовый год для реализации активных программ содействия
занятости населения;
- использование ассигнований различных государственных структур
и предприятий всех форм собственности, заинтересованных в
подготовке и переподготовке кадров;
- расширение самофинансирования за счет оказания коммерческих
услуг.
Заключение
Для достижения поставленных задач необходимо разработать
Программу по реализации основных направлений Концепции развития
системы трудовой подготовки и политики занятости молодежи г. Тулы.
По окончании десятилетнего срока действия Концепции (со дня
принятия), на основании информации, представленной
заинтересованными организациями и учреждениями, составляется
сводный отчет о результатах ее выполнения.
Приложение
к Концепции развития системы
трудовой подготовки и политики
занятости молодежи г. Тулы
СХЕМА
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И
ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ
------------------------------T-------------------------------¬
¦ ¦ ¦
¦ -----------¬ ----+---¬ ------------¬ ¦
¦ ¦Комитет по¦ ¦ГУО ¦ ¦Вузы, ¦ ¦
¦ ¦делам ¦ ¦Управы ¦ ¦средние ¦ ¦
+--+молодежи +--------¬ ¦г. Тулы¦ -----------+специальные+--+
¦ ¦Управы ¦ ¦ L---T---- ¦ ¦учебные ¦ ¦
¦ ¦г. Тулы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заведения ¦ ¦
¦ L----------- ¦ ¦ ¦ L------------ ¦
¦ ---+------+-----+--¬ ¦
+-------------------+Управа города Тулы+----------------------+
¦ L-T---T---T----T--T- ¦
¦ -------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------¬ ¦
¦ ------+-----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Юридические ¦ ¦
¦ ¦Совет ¦ ¦ ¦ ¦ L----+и физические ¦ ¦
+--+директоров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лица - +---+
¦ ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятия ¦ ¦
¦ ¦города ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(работодатели)¦ ¦
¦ L------------ ---------- ¦ L------¬L--------------- ¦
¦ ¦ ----------+---------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Межведомственная ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦комиссия г. Тулы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦по профессиональной¦ ¦ ¦
¦ ------- ¦ориентации и психо-¦ L----------¬ ¦
¦ -------+----¬ ¦логической поддер- ¦ -----+---¬ ¦
¦ ¦ГУ ¦ ¦жки населения ¦ ¦Отдел по¦ ¦
¦ ¦Тульский ¦ L-------------------- ¦труду ¦ ¦
¦ ¦городской ¦ ¦Управы ¦ ¦
+---+центр ¦ ¦г. Тулы ¦ ¦
¦ ¦занятости ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Тульской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦ L--------- ¦
¦ L------------ ¦
¦ -------------------¬ ------------¬ ¦
¦ ¦Источники рынка ¦ ¦Комиссия по¦ ¦
¦ ¦рабочей силы (ОУ ¦ ¦делам ¦ ¦
¦ ¦различного типа: ¦ ¦несовер- ¦ ¦
¦ ¦МОСШ, МУК, учебные¦ ¦шеннолетних+------+
¦ ¦цеха предприятий, ¦ ¦и защите их¦ ¦
¦ ¦предприятий, ТУ, ¦ ¦прав Управы¦ ¦
¦ ¦проф. лицеи) ¦ ¦г. Тулы ¦ ¦
¦ L--------T---------- L------------ ¦
L----------------------------+---------------------------------
|